Основной 3-этажный объем Благовещенского храма - традиционный «корабль». Колокольня 3-ярусная, квадратная в основании, трапезная в 3 этажа, четверик храма слегка выступает за плоскость фасада, алтарная апсида в 2 этажа. Строгая симметрия композиции церкви нарушена поздними пристройками: с юга - апсидой придела преподобных Зосимы и Савватия (освящен 29 янв. 1861), с севера - ризницей со сторожкой и с почти квадратной в основании часовней в честь Иверской иконы Божией Матери (1866) у сев.-зап. угла. Единство объема церкви подчеркивает ритмичность размещения 9 оконных осей на каждом из боковых фасадов. Обрамления окон с плоскими сандриками варьируются по ярусам. Углы четверика и колокольни в 2 верхних ярусах подчеркнуты выступающими филенками в прямоугольных впадинах. Венчающий карниз основного объема - небольшого выноса, мелкопрофильный, зубцовый. Над карнизом четверика возвышается аттик с полукруглыми фронтонами, прорезанный 11 овальными люкарнами. Четверик перекрыт сомкнутым 4-гранным сводом, несущим квадратный световой барабан с главкой на граненой шейке. Над конхой апсиды и коробовым сводом трапезной подняты 8-гранные барабанчики с главками. 3 фигурные люкарны с овальными проемами врезаются в завершение апсиды, 4 - в свод холодного храма и 2 - в свод верхнего придела. Согласно описи 1873 г., основу иконостаса Благовещенской ц. составляла пространственная структура из 8 «небольших круглых деревянных колонн». 2 из них располагались по сторонам царских дверей, 4 др. колонны попарно фланкировали юж. и сев. пономарские двери, и еще по одной колонне находилось по краям иконостаса, в местах его примыкания к боковым стенам четверика храма. Центральное место в композиции иконостаса занимали царские двери, украшенные 5 «круглыми иконами» с изображением сцены Благовещения Пресв. Богородицы и 4 евангелистов. В окт. 1920 г. сотрудник Красноярского краеведческого музея С. И. Дараган, обследовав состояние иконостасов собора, отметила: «В нижней части храма помещается третий придел Благовещения. В нем останавливают внимание две старые иконы «Благовещение» и «Сретение» при царских вратах. Это, по-видимому, копии с картин старой итальянской школы, но копии старые и хорошие, отмеченные большим мастерством и живописной техникой. По манере письма, состоянию красок и деки можно думать, что иконы писались в конце XVIII века. На иконах старинные ризы 1810-1820 годов». Возможно, автором этих икон был известный красноярский художник, иконописец и позолотчик М. Хозяинов.

http://pravenc.ru/text/2458971.html

Основу иконостаса Александро-Невской ц. составлял ряд колонн коринфского ордера, между к-рыми располагалась алтарная преграда. Венчала иконостас резная золоченая арка в виде «нимба» с сиянием, опиравшаяся на портики пономарских дверей. Среди иконного ряда алтарной преграды значительный интерес представляли иконы местного чина: «Преображение Господне», «Взятие ангелами Божией Матери на небо», образ равноап. Марии Магдалины (св. покровительницы имп. Марии Феодоровны) и изображение св. Александра Невского, написанные Хозяиновым в 1816-1817 гг. Иконостас Александро-Невской ц. «стиля ампир, усвоенного русскою жизнью в александровскую эпоху», Дараган назвала «памятником подлинной художественной ценности... Отличительная черта этого русского стиля сказалась, между прочим, в обработке и передаче в дереве и деревянных строениях античных форм, пропорций и орнамента». Среди чтимых святынь в соборе хранилась икона св. кн. Александра Невского, подаренная в 1820 г. имп. Александром I. При церкви имелась б-ка (74 тома книг и духовных журналов), было открыто церковноприходское попечительство. К нач. XX в. штатный причт состоял из священника и псаломщика. Жалованье от казны причту не полагалось, а братский доход на причт составлял до 2 тыс. р. в год. В авг. 1920 г. прихожане получили все имущество Благовещенского храма в бессрочное и бесплатное пользование. В мае 1922 г. из храма были изъяты мн. литургические сосуды и нек-рые святыни, в т. ч. риза с местночтимой Иверской иконы Божией Матери. В нач. 30-х гг. XX в. храм был закрыт. В 1934 г. газ. «Красноярский рабочий» сообщала: «Громадное казарменной архитектуры здание капитально реконструируется: сносятся купола, колокольни, взамен которых здание покроет крыша. Внутри здания будут проведены работы по отоплению, освещению. Бывшая церковь превратится во вполне благоустроенное помещение, специально приспособленное под пушную базу Востсибпушнины». В результате купольные завершения храма и колокольня были разрушены, церковь утратила все элементы внутреннего убранства. В советские годы в храме размещался пушно-меховой склад Красноярской конторы «Сибпушнина».

http://pravenc.ru/text/2458971.html

В череде событий, связанных с возведением в Красноярске каменной церкви Благовещения, любопытна история возникновения и строительства ее придельного храма в честь благоверного князя Александра Невского. Первоначальный замысел о сооружении двухэтажной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова, созревший в среде жителей Красноярска к 1795 году, был после 1801 года изменен, в связи с восшествием на российский престол императора Александра I. Красноярцы, проявляя в духе времени и сообразно событиям всегосударственного масштаба верноподданнические чувства, решили дополнить предполагавшуюся к постройке церковь придельным храмом в честь благоверного князя Александра Невского. Идея строительства трехпрестольного храма нашла отражение в проектных " планах " здания, составленных по просьбе прихожан находившимися в Красноярске тобольскими мастерами иконостасных дел Григорием Бусыгиным и Алексеем Поспеловым. Авторами постройки за основу была взята композиция русской двухэтажной трапезной церкви, получившей широкое распространение в сибирской архитектуре на рубеже XVIII — XIX веков. Из-за нежелания нарушать симметрию избранного плана Г. Бусыгин и А. Поспелов дополнили здание третьим этажем, где разместили придельный храма Александра Невского. В результате такоого смелого решения церковь получила необычную трехэтажную композицию с отчетливым развитием архитектурных масс в высоту. Оригинальность архитектуры здания заключалась в том, что алтарь придельного храма Александра Невского в виде хоров выходил в подкупольное пространство храма Иоанна Богослова, располагавшегося на втором этаже церкви. По этому поводу генерал-губернатор Сибири граф М.М. Сперанский, побывавший в Красноярске в 1819 году, оставил в своем дневнике такую запись об осмотренной им Благовещенской церкви: " В верхнем этаже придел во имя Александра Невского... сама церковь довольно замысловата, ибо алтарь третьего этажа поставлен на хорах второго так, что со второго открывается весь вид алтаря " . Факт создания проектных планов Благовещенской церкви народными мастерами, а не академически обученными зодчими, заставляет, по словам московского искусствоведа С.С. Попадюка, изучавшего памятник в конце 1970-х годов, " отказаться от привычного распространенного мнения, будто " европеизация " сибирского зодчества на рубеже XVIII-XIX веков была связана исключительно с деятельностью профессиональных архитекторов " . 

http://sobory.ru/article/?object=00951

Из документов архива Благовещенской церкви следует, что в начале 1812 года взамен непонравившегося прихожанам иркутского каменных дел мастера Ивана Прохорова, под руководством которого кирпичная кладка здания была выведена до сводов третьего этажа, из Енисейска был приглашен зодчий Иван Ильич Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского Спасского монастыря. С этим мастером было заключено условие закончить постройку через два года " по имеющемуся у онаго строителя Ларионова плану... нимало не отступая... во всей точности и препорции вышины как церкви, так и колокольни... " . Однако, в процессе строительства здания в его проектные " чертежи " были внесены некоторые изменения, связанные с упрощением конструкций колокольни и заменой " глухого " барабана главы придела Александра Невского на световой. Наблюдаемый на старинных снимках здания разительный стилистический контраст между нижним трехэтажным объемом церкви, возведенным И. Прохоровым, и венчающими элементами здания, заставляет думать, что изменения, произошедшие в облике Благовещенской церкви, были связаны с полной заменой архитектурных форм колокольни и храмового завершения. Венчание храмовой части и колокольня Благовещенской церкви являют собой пример не совсем верного освоения народными зодчими новых для архитектуры Приенисейского края того времени классицистических форм и приемов, при отказе от глубоко укоренившихся традиций " сибирского барокко " . За отступление от привычных архитектурных мотивов, характерных для творчества представителей " енисейской школы " сибирской архитектуры XVIII века, строителям Благовещенского храма в стремлении к ампирной монументальности здания пришлось заплатить некоторой алогичностью тектонического построения объема здания, гипертрофированным масштабом сооружения, достигнутым значительным укрупнением относительных размеров его венчающих элементов, особенно колокольни. Вместе с тем кажущаяся монотонность и однообразие архитектурных элементов нижнего трехэтажного объема церкви при укрупненном, почти гигантском масштабе верхних ярусов колокольни и контрастном сочетании отдельных элементов архитектурной композиции здания создавали впечатление величественного, державно-торжественного образа православного храма.

http://sobory.ru/article/?object=00951

На встрече обсуждались вопросы организации курсов, учебного процесса, методики преподавания всех предметов. Особое внимание в беседе со слушателями монастырей Красноярской епархии было уделено целям и задачам богословского образования монашествующих. Сотрудники Центра подготовки церковных специалистов Красноярской митрополии познакомили членов комиссии с документацией курсов, с материально-техническим обеспечением учебной площадки, с ее дистанционными возможностями для осуществления учебного процесса. В методическом кабинете Центра подготовки церковных специалистов была представлена вся необходимая литература. В этот же день члены выездной комиссии посетили Благовещенский женский монастырь г. Красноярска, где встретились с насельницами монастыря и провели беседу о необходимости получения базового богословского образования. Комиссия также проверила необходимое техническое оборудование для дистанционного обучения. 6 сентября члены комиссии выехали в г. Енисейск, где посетили дополнительную учебную площадку в Преображенском мужском монастыре и встретились с епископом Енисейским и Лесосибирским Игнатием . На встрече присутствовала настоятельница Иверского женского монастыря г. Енисейска игумения Олимпиада (Шмик) и братия Преображенского монастыря. Иеромонах Павел (Черкасов) ознакомил владыку Игнатия и всех присутствующих с вопросами организации курсов, учебного процесса, методики преподавания и задачами богословского образования монашествующих. Предложения комиссии — увеличить число слушателей курсов, подобрать преподавателей для каждой учебной площадки — были поддержаны архиереем. На дополнительной учебной площадке члены комиссии ознакомились с наличием необходимой литературы для курсов и техническим оборудованием для дистанционного обучения. После совещания комиссия посетила Иверский женский монастырь, где встретилась с сестрами обители и провела беседу о необходимости получения базового богословского образования всеми насельницами. В тот же день члены комиссии вернулись в Красноярск.

http://patriarchia.ru/db/text/5958382.ht...

В 2010 г. году были в целом завершены благоукрашение Вознесенского монастырского храма. Монастырская жизнь осуществляется в соответствии с Уставом, богослужения совершаются ежедневно, кроме того монастырский храм осуществляет функцию приходского храма. Вознесенский (монастырский) храм с. Кочергино [ править править код ] Вознесенский приход с. Кочергино был открыт в 1857 г., тогда же в селе была заложена деревянная на каменном цоколе однопрестольная церковь. В 1862 г. завершилось ее строительство, а в 1863 г. церковь была освящена. В 1879 г. здание церкви ремонтировалось. В 1896 г. прихожане обратились в Енисейское духовное правление с просьбой разрешить им строительство нового каменного храма взамен сильно обветшавшего деревянного.==Каменная церковь была заложена в 1900 г. Постройка осуществлялась силами жителей с. Кочергино и близлежащих деревень. В 1901 году строительство было прервано, хотя здание возвели до карнизов. Достройка церкви продолжалась в 1905-1906 гг.: церковь побелили внутри и снаружи, в окна вставили решетки и рамы со стеклами, крыши наполовину покрыли железом. Лишь в 1908 году после того, как здание окончательно оборудовали внутри, и в храме разместили иконостас, церковь освятили присланным антиминсом, и она начала действовать. Весной 1913 года вокруг церкви была построена железная на каменном основании ограда, сооружение которой началось еще в 1908 году, но приостановившееся позднее из-за недостатка средств. В 30-е годы с приходом советской власти храм закрыли, скинули купола с крестами, и устроили в нём зернохранилище. Последнего настоятеля — священника Всеволода Баркова арестовали и сослали на 10 лет в Колымские лагеря. Несколько раз чиновники, понимая все же, что это историческая ценность, принимали решение о его реставрации. В 60-е годы прошлого столетия были выделены деньги, строители приступили к работе. Однако средств хватило только на возведение лесов, и на этом восстановление исторического памятника закончилось. Новая страница в истории храма открылась лишь в 2002 г., с прибытием в с. Кочергино насельниц красноярского Благовещенского женского монастыря. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Курагинский_Во...

В середине 90-х годов XX столетия по инициативе Правящего Архиерея в ранги местночтимых святых был прославлен святитель Лука Красноярский и Крымский (Войно-Ясенецкий; 1877 - 1961), знаменитый хирург, архиепископ Красноярский и Енисейский в 1943-1944 гг., особочтимый красноярцами исповедник ХХ века. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года он прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. Тогда же в Собор новомучеников и исповедников Российских включены были от Красноярской епархии епископ Енисейский Амфилохий (Скворцов; 1885 - 1937) и другие служители Церкви Христовой - красноярские священники, принявшие мученический венец в ХХ веке. Во многих храмах благочиний Красноярской епархии хранятся ныне и частицы мощей святых, почитаемых Русской Православной Церковью. По милости Божией, стараниями красноярского священства и паствы были спасены от надругательства и уничтожения некоторые из особо почитавшихся до революции святынь - чудотворных икон. Икона Преображения Господня, традиционно считающаяся чудотворной хранительницей г. Красноярска, хранится ныне в Красноярском краеведческом музее. В июне 2004 года на время празднования Дня города крестным ходом икона была торжественно принесена на несколько дней в Покровский кафедральный собор г. Красноярска. В Св.-Троицком храме села Казаченского особо почитаема чудотворная Казанская икона Божией Матери. Старинные, мироточивые, особо чтимые прихожанами св. иконы есть и в других храмах Красноярской Епархии. Монастыри [ править править код ] Благовещенский женский монастырь (Красноярск) [ править править код ] Красноярский Благовещенский храм, при котором впоследствии был открыт монастырь, был построен в 1804-1822 годах. Каменный, с колокольней, трехэтажный; с четырьмя престолами: Благовещения, св. блгв. кн. Александра Невского, св. ап. Иоанна Богослова, прпп. Зосимы и Савватия. Часовня при храме в честь иконы Божией Матери «Иверская» (1866 г.). Церковь имела до революции статус приходского храма. До закрытия храма в нем находилась икона св. блгв. кн. Александра Невского, дар императора Александра I.

http://azbyka.ru/palomnik/Красноярск

К 1988, году празднования 1000-летия Крещения Руси, на территории Красноярского края насчитывалось 11 действующих приходов (и 2 — на территории будущей Республики Хакасии). В 1990—2010 гг. на берегах Енисея было восстановлено и построено 278 храмовых зданий, 3 мужских и 3 женских монастыря, созданы епархиальные учреждения и православные общественные организации, несколько православных гимназий и прогимназий, духовные хоры, епархиальная пресс-служба, начато осуществление церковно-общественных, социальных и издательских проектов. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Красноярск Святыни Красноярского края [ править править код ] По милости Божией, стараниями красноярского священства и паствы были спасены от надругательства и уничтожения некоторые из особо почитавшихся до революции святынь - чудотворных икон. Икона Преображения Господня, традиционно считающаяся чудотворной хранительницей г. Красноярска, хранится ныне в Красноярском краеведческом музее. В июне 2004 года на время празднования Дня города крестным ходом икона была торжественно принесена на несколько дней в Покровский кафедральный собор г. Красноярска . В Св.-Троицком храме села Казаченского особо почитаема чудотворная Казанская икона Божией Матери. Старинные, мироточивые, особо чтимые прихожанами св. иконы есть и в других храмах Красноярской Епархии . Святой источник Варварин ключ (с. Большая Уря) Святой источник Пантелеимона Целителя (с. Большое Озеро) Святой источник Параскевы Пятницы (с. Ирбейское) Святой источник Серафима Саровского (село Зыково) Святой источник Тихвинской иконы Божией Матери (Ивановка) Святой источник Феодора Томского (село Красный Завод) Святой источник иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (Дубинино) Святой источник святителя Луки (Большая Мурта) Святой источник святителя Николая Мирликийского (Игарка) Монастыри Красноярского края [ править править код ] Все монастыри Благовещенский женский монастырь [ править править код ] Красноярский Благовещенский храм, при котором впоследствии был открыт монастырь, был построен в 1804-1822 годах. Каменный, с колокольней, трехэтажный; с четырьмя престолами: Благовещения, св. блгв. кн. Александра Невского, св. ап. Иоанна Богослова, прпп. Зосимы и Савватия. Часовня при храме в честь иконы Божией Матери «Иверская» (1866 г.). Церковь имела до революции статус приходского храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Красноярский_к...

Подробнее... Благовещенский женский монастырь (Астрахань) [ править править код ] Благовещенский женский монастырь в Астрахани относится к Астраханской и Енотаевской епархии. Он был основан в начале 17 в., а в начале 18 в. был перенесен на место упраздненного Вознесенского мужского монастыря. В 1722 г. на территорию монастыря была перенесена деревянная церковь в честь Апостола Иоанна Богослова, ранее стоявшая в Астраханском кремле. Вместе с церковью в монастырь была перевезена и особо чтимая икона Богоматери «Живоносный источник». Адрес : г. Астрахань, сев.-зап. угол ул. Советская и ул. Калинина Подробнее... Христорождественский женский монастырь (Красный Яр) [ править править код ] В селе Красный Яр, до революции, было три церкви. На месте нынешнего консервного завода находился храм Покрова. На станичном кладбище был храм Ильи Пророка. Одна из них – центральная, Церковь иконы Владимирской Божьей Матери, — находилась на месте ныне действующего храма Христа Спасителя. В 1937 году самая большая церковь села была полностью разрушена, и на ее месте была построена водонапорная башня. Башня простояла недолго, — завалилась. Тогда на этом месте построили общеобразовательную школу. Но и она развалилась с торца. Никто не пострадал. Советское руководство района не стало производить ремонт школы, школу построили в другом месте. После этого здесь на долгие годы воцарилось запустение, более на этом месте ничего не строили. В период 1990 – 1992 годов в Астраханской области стали открываться церковные приходы, в том числе был зарегистрирован приход Церкви Христа Спасителя. Руководство района выделило этот участок нового храма. В те годы церковь размещалась в абсолютно не приспособленном для этого обветшалом здании из красного кирпича. На его кирпичном фронтоне сложена надпись – «1912 год». В этом здании была церковь до 2002 года, сейчас там работает воскресная школа. Примерно в 1995-1997 годах стали выделяться деньги на строительство нового храма. В 2002 году строительство было окончено. Благословить и освятить храм должен был Святейший Патриарх всея Руси — Алексий Второй. Но в связи с болезнью, приезд на приход не состоялся. Его Святейшество передал Красноярской церкви крест с дарственной надписью, который хранится в алтаре храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Астраханская_о...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Иверского женского монастыря в г. Енисейске, Красноярского края для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить настоятельницей Свято-Иверского женского монастыря г. Енисейска монахиню Варвару (Бортникову) с освобождением ее от обязанностей настоятельницы Свято-Благовещенского женского монастыря г. Красноярска. 3 Утвердить монахиню Екатерину (Бальва) настоятельницей Свято-Благовещенского женского монастыря г. Красноярска с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия о преобразовании прихода в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Большегнеушево Рыльского района, Курской области в женский монастырь Казанской иконы Божией Матери и о назначении настоятельницы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Большегнеушево Рыльского района, Курской области в женский монастырь Казанской иконы Божией Матери. 2. Утвердить монахиню Николаю (Чуйченко) настоятельницей женского монастыря Казанской иконы Божией Матери с.Большегнеушево Рыльского района, Курской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия об утверждении монахини Серафимы (Коваленко) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Серафиму (Коваленко) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного епископа Новосибирского и Бердского Сергия об открытии Михаило-Архангельского женского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района, Новосибирской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Михаило-Архангельского женского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района, Новосибирской области. 2. Утвердить монахиню Марию (Серопян) настоятельницей Михаило- Архангельского женского монастыря села Малоирменка Ордынского района, Новосибирской области с возложением наперсного креста по должности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4970083...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010