Преосв. Амвросий Протасов старался открыть при академии казанской классы местных чувашского и черемисского языков и предписывал академическому правлению предложить ученым священно-служителям казанской епархии составить на этих языках азбуки. В январе 1817 года он дал такое предписание академическому правлению: «как знатная часть обитателей казанской епархии состоит из чуваш и черемис крещеных, кои однако ж, особливо женский пол, ее токмо славянскаго, на котором отправляется священнослужение, но и российскаго, на котором священнослужители могут поучать их истинам христианскаго закона, или совсем не знают, или и знают, по очень мало: потому необходимо нужно, чтоб священнослужители, в таковых селениях находящиеся, знали их природный язык, дабы могли на оном поучать их и наставлять в христианской вере; без чего навсегда останутся они полуобращенными христианами. От сего нужным почитаю иметь при академии классы сих языков. А как на оных нет ни алфавита, ни книг каких либо: то академическому правлению предписываю: 1-е. Собрать знающих оные языки священнослужителей, особливо учившихся в академии, и отобрать от них обстоятельно, годится-ли российский алфавит для сих языков, и есть-ли в оном все литеры для произношения слов и слогов нужныя, или не достаете каких либо. 2-е. Б сем последнем случае придумать какими литерами заменить оныя недостающия в тех языках, или изобрести новыя. 3-е. Ежели можно будет составить алфавит, то ее возмется-ли кто-либо из оных составить на тех языках и целый букварь, по образцу российских, с помещением в оном литер, складов и некоторых самонужнейших молитв. 4-е. Не возмется-ли кто-либо написать краткую грамматику того и другаго языка, так как и краткий словарь для употребления тем, кои захотели бы обучаться тем языкам? Все сие исполнив, академическое правление имеет представить мне на рассмотрение». Консистория, в силу репорта академического правления, объявила это предписание по епархии, и священнослужителей, практически знающих инородческие языки, приглашала явиться в академическое правление. Но это прекрасное распоряжение пр. Амвросия в рассматриваемом нами академическом периоде не было выполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1919 г. под давлением властей насельницы Л. м. были вынуждены «самореорганизоваться» в сельскохозяйственную трудовую артель, получив в распоряжение весь сельхозинвентарь и 560 дес. земли. Председательницей артели стала игум. Агния (Благовещенская), членами - насельницы. Председатель Петроградского церковного совета прот. Михаил Чельцов не только санкционировал данную «самореорганизацию», но и написал на представленном к утверждению экземпляре устава: «Иметь как образец в женских монастырях» (РиЦ. 1920. 9/12. С. 59). Леушинская сельхозартель вскоре стала одной из лучших на территории Череповецкой губ. К 1920 г. сестры построили 1-ю в округе паровую электростанцию-мельницу, обеспечили существование при обители детской школы-коммуны «Новая жизнь», активно включились в кампанию по ликвидации безграмотности. Многочисленные проверяющие высоко оценивали деятельность артели и ее председательницы. Так, инспектор, посетивший Леушино 17 апр. 1921 г., отчитывался: руководитель артели (т. е. игум. Агния) «стоит звания Творца Нового Светлого Будущего Нашего Социалистического Отечества. Честь и слава членам Леушинской трудовой артели, достойным труженикам в нашей Молодой С[оветской] Республике». Чиновник Богданов отметил: несмотря на то что работницы «в черных клобуках ходят, а своей работой доказали, что они Красные Герои Труда» (ЧерМО. Ф. 8. Оп. 5. Л. 6-6 об.). В 1920 г. завгубземом Тимохин предпринял попытку добиться переименования Леушинской сельхозартели в коммуну; правда, «по несознательности членов (слово Коммуна для них отрицательное)» эта попытка не удалась (Там же. Л. 3 об.- 4). Несмотря на смену офиц. наименования, Л. м. в 1919-1923 гг. продолжал оставаться полноценной обителью. Не прекращались богослужения во всех монастырских и скитских храмах, сестры неуклонно соблюдали келейное правило. Регулярно проводились иноческие постриги. Только с 1919 по 1928 г., по неполным данным, было совершено 105 постригов, из них 10 в схиму. Последний постриг, зафиксированный в архивных документах, состоялся 20 марта 1928 г. При этом число насельниц постепенно сокращалось, достигнув к 1923 г. 350 чел. (настоятельница-игумения, схиигумения на покое, игумения на покое, 5 схимонахинь, 138 монахинь, 67 послушниц, 137 «проживающих по паспортам»).

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Керженский Благовещенский монастырь, урочище. Керженский Благовещенский единоверческий монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1814. Год утраты:1923 Адрес: Нижегородская область, Семёновский городской округ Координаты: 56.604876, 44.626784 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Керженский Благовещенский единоверческий монастырь. Дата основания 1814 г. Дата упразднения 1923 г. В 1814 году, в 27-ми летнем возрасте, инок Тарасий основал Благовещенский Керженский скит, расположившийся на правом берегу реки Керженец на территории Семёновского уезда Нижегородской губернии. Несмотря на то, что в этой местности уже располагалось несколько старообрядческих Керженских скитов, Благовещенский скит вскоре приобрел большую известность и в него стали стекаться старообрядческие иноки. В 1848 году, во времена борьбы с сектантством при императоре Николае I, по поводу одного уголовного следствия скит был запечатан властями. К этому был причастен чиновник особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола Нижегородской губернии П.И. Мельников-Печерский. П.И. Мельников-Печерский, будучи знатоком и бытописателем старообрядческого раскола, нашёл подход, нужные слова и аргументы, чтобы убедить инока Тарасия перейти в единоверие. И 1849 году скит был вновь открыт уже как Керженский Благовещенский единоверческий мужской монастырь (общежительный 3 класса), первым игуменом которого был всё тот же Тарасий. Часть бывшей братии также приняла единоверие и осталась в скиту, но большая часть разбрелась по другим старообрядческим скитам. При игумене Тарасии, как и при его преемнике игумене Евгении († 1879 г.), монастырь обстроился и разбогател, но при следующих двух настоятелях обитель пришла в упадок, от которого с трудом оправилась, тем более, что тогда же от неё отошли заливные луга по Керженцу, которыми она до того владела на протяжении 10 верст. В конце XIX века в этом монастыре было 3 храма и 25 иноков. Но после смерти последнего настоятеля — архимандрита Филарета, в монастыре начались нестроения и иноки разошлись по другим обителям. 3 мая 1908 года Керженский Благовещенский мужской монастырь был преобразован в женский монастырь. И в него были переселены единоверческие монахини из ближайшего более бедного Осиновского единоверческого женского скита, находившегося в 55 верстах от города Семёнова. Тогда в монастыре жило до сотни инокинь. Благовещенский Керженский единоверческий скит прекратил своё существование в годы советских репрессий против религии.

http://sobory.ru/article/?object=43265

Действующие: Густынский во имя Святой Троицы (женский, в с. Густынь Прилуцкого р-на, основан в 1600 как мужской, упразднен в 1793, возрожден в 1843, упразднен в 1924, действовал в 1942/43 - 1959, возрожден в 1993 как женский), Крупицкий Батуринский во имя святителя Николая (женский, в с. Осич Бахмачского р-на, первоначально мужской, впервые упом. в 1636, упразднен в 1922, возрожден в 2000 как женский), Рыхловский во имя святителя Николая Чудотворца (мужской, в с. Рыхлы близ пос. Понорница Коропского р-на, основан не позже 1664, упразднен в 1922, возрожден в 2004), нежинский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (женский, в Нежине, основан во 2-й пол. XVII в., упразднен в 1927, действовал в 1941-1943, возрожден в 1998), нежинский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (Назаретский) (мужской, в Нежине, основан в 1716, упразднен в 20-х гг. XX в., возрожден в 1999). Упраздненные: Ладинский (Ладанский) Покровский (женский, в с. Ладин (ныне пос. Ладан Прилукского р-на), основан в кон. XVI в. как мужской, в 1619-1624 преобразован в женский, в 1764-1817 мон-рь был заштатным, закрыт в 1928, ныне храмы мон-ря являются приходскими), Ветхорождественский Георгиевский (мужской, в урочище Ветхое на окраине Нежина, впервые упом. в 1620, в 1717 приписан к нежинскому Благовещенскому мон-рю, постройки разобраны в 1929), Омбышский Введенский (мужской, совр. с. Омбыш Борзнянского р-на, основан в 1649, приписан к Киево-Печерскому мон-рю, упразднен в 1764), Новомлинский Кербытовский Бобриковский Успенский (женский, между совр. селами Нов. Млины и Кербутовка Борзнянского р-на, основан как мужской, впервые упом. в 1654, не позднее 1674 стал женским - сюда были переведены монахини из батуринского Крестовоздвиженского жен. мон-ря, в 1764 оставлен за штатом, в 1808 на его место переведен Богословский жен. мон-рь из Козельца, в 1827 упразднен, инокини были переведены в Гамалеевский мон-рь), батуринский Успенский (мужской, в Батурине, основан ранее 1654), батуринский Крестовоздвиженский (женский, в Батурине, основан между 1654 и 1674, не позднее 1674 часть инокинь была переведена в Новомлинский Успенский мон-рь). Раскольнические, католические, униатские общины

http://pravenc.ru/text/2564832.html

Уфа. Благовещенский женский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Иверский храм /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В городе Уфе по улице Усольской (Большой Усольской, ныне Сочинской), 8, 10/1 и 12 расположен комплекс зданий-памятников истории и архитектуры XIX века – Благовещенский женский монастырь, с 1923 г. и поныне недействующий. В октябре 1897 года была освящена вновь построенная третья кирпичная монастырская церковь в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери. Церковь была примкнута с востока к зданию первой Александро-Невской церкви, имела придел во имя святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Размерами Иверская церковь была крупнее Александровской, но отнюдь не подавила её, а гармонично вписалась в уже существовавший на то время историко-архитектурный ансамбль. В первые же годы советской власти Благовещенский женский монастырь был закрыт. Игумения Клавдия расстреляна большевиками. Однако это не помешало земельному отделу Уфимского Губисполкома организовать летом 1919 года сельхозартель из 240 сестер. В 1922 году, в присутствии настоятеля Благовещенской церкви архимандрита Мартиниана и последней игумении Зосимы II, губернская Комиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала наиболее ценные предметы церковной утвари. Одних серебряных риз взято 77! По заключенному в 1922 году договору монастырские церкви отошли к так называемой Иверской общине. В эти же годы снесли каменную часовню в память древнего Успенского монастыря, стоявшую перед Благовещенским монастырём на тротуаре Усольской улицы. Последовавший в августе 1926 года церковный раскол в общине привёл к разделу церквей. Более малочисленной группе отошла Иверская церковь, второй – Благовещенский храм и церковь Александра Невского. Таким образом, оставшееся монастырское имущество оказалось поделенным между общинами, частью монахинь, ещё продолжавших жить в обители, и рядом учреждений, занявших отдельные корпуса. Постановлением Президиума БашЦИКа от 6 апреля 1929 года, несмотря на апелляции обеих общин, Иверская и Александро-Невская церкви были закрыты. На следующий год городские власти снесли пятиглавый Благовещенский храм. Часть территории монастыря к тому времени уже занимал детский приют со школой, жилыми корпусами, пекарней и прочим.

http://sobory.ru/article/?object=47801

Благовещенский женский монастырь (Бежецк) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский женский монастырь (новый) - православная женская обитель в Тверской области. Монастырь передан Церкви в 1997 году. Содержание История [ править править код ] Благовещенский женский монастырь основан попечением иеромонаха Югской пустыни Адриана, угличского священника Петра Томаницкого и вдовы Любови Ососковой на пожертвования бежецких купцов. Открыт в 1868 г. как женская община, статус монастыря получил в 1879 г. В 1870-1890 гг. при помощи о. Иоанна Кронштадского на средства благотворителей построены каменные келейные корпуса. В 1885 г. многоярусная надвратная колокольня и ограда с башнями. В начале ХХ в. в монастыре было свыше 350 сестер. В 1932 г. взорваны Благовещенский и Казанский храмы. Последняя игумения Евстолия убита за чтением псалтири. Похоронена на монашеском кладбище, впоследствии уничтоженном. На фундаменте Благовещенского собора выстроена поликлиника. В 1994 г. монастырю был выделен по новому адресу существующий приходской Крестовоздвиженский храм, с принадлежащим ему земельным участком. Крестовоздвиженский храм одно из старейших зданий города. В государственном архиве Тверской области есть документ XVIII в. (Бежецкая жизнь 23.02.1991 г. М.Волкова) из которого следует, что Воздвиженская церковь построена и освящена «во дни державы… Петра Алексеевича всея России самодержца…». Точная дата торжества «1704 г., месяца июня в 11-ый день». Построена она на средства Петра Иоаннова (Иванова) — бывшего Бежецкого соборного протопопа, а затем протоиерея Рождественского собора в Москве и духовника сына Петра Великого царевича Алексея, казненного Петром I за поддержку поборников старой Руси. Подробные сведения об истории Крестовоздвиженской церкви публиковались в газете «Бежецкий вестник» за 1917 г. Иваном Постниковым (о. Иоанном) — известнейшим Бежецким краеведом. «На нынешней Воздвиженской площади стоял женский монастырь. История его возникновения неизвестна, но, кажется, появился он от Московского Новодевичьего монастыря. У последнего вблизи Бежецкого Верха были свои вотчины — села Алабузино и Михайлова гора. Обительский храм во имя Воздвижения Креста Господня, — как и в Новодевичьем монастыре. Из приделов его один посвящен святителям Господним, другой Страстной иконе Божией Матери. В 1764 г. монастырь был упразднен. В 1780 г. закончена ликвидация его хозяйства и монахини выехали в другой монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Бежецк. Благовещенский женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1879. Ссылки:   Адрес: Тверская обл., г. Бежецк, ул. Льва Толстого Координаты: 57.78871, 36.69462 Проезд:На территории монастыря находится городская поликлиника Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Благовещенский женский монастырь был основан как община в 1869г. на участке, пожертвованном бежецким купцом И.М. Неворотиным. Первое кирпичное здание монастыря – настоятельский корпус с домовой церковью Косьмы и Домиана – построено в 1878 г. В 1884-1889 гг. был построен Благовещенский собор, в 1885 г. монастырь был обнесен кирпичной оградой с угловыми башнями и надвратной колокольней на средства действительного статского советника М.Г. Петрова.  После революции монастырь был закрыт, Благовещенский собор и колокольню разрушили, снесли пятиглавие домовой церкви. До наших дней сохранились четыре корпуса, расположенные по периметру: настоятельский, северный, северо-восточный и юго-восточный, а также угловые башни ограды. В настоятельском корпусе расположена поликлиника, на месте собора построена новая больница.  В 1994 г. Благовещенский монастырь был возрожден, ему выделили участок Крестовоздвиженского собора. Благовещенский монастырь, общежительный, в городе Бежецке. Основан в 1879 году из существовавшей с 1868 года женской общины. Новый соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы освящен в 1895 году. При монастыре двухклассная школа и иконописная мастерская. Монастырь имеет подворье с церковью в Санкт-Петербурге. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Церковь Митрофана, епископа Воронежского , в Благовещенском монастыре. Первый храм общины, домовая церковь, устроенная в 2-этажном деревянном доме на средства купца М. Крюкова. Здание сломано не позже сер. ХХ в. Церковь Космы и Дамиана в Благовещенском монастыре . Церковь в восточной половине двухэтажного кирпичного настоятельского корпуса, стоящего в линии южной ограды монастыря. Была увенчана пятью небольшими главками с шатриками. Придел Тихвинский. Закрыта не позже 1920-х гг., венчание сломано, внутри перепланирована, используется городской поликлиникой.

http://sobory.ru/article/?object=10440

Православный монастырь в селе Дедово Фёдоровского района Башкортостана. Основан в конце XIX века. Действовал как женский монастырь. С 2000 года после восстановления — мужской монастырь. В зрелом возрасте пришла в монастырь Евдокия Яковлевна Суханова. В монастыре она приняла постриг в монахини с именем Евникия. В 1919 году матушка Евникия приняла великую схиму с именем Зосима. В двух километрах от монастыря она ископала источник, от которого болящие стали получать исцеление. Вблизи источника позже был устроен скит с часовней во имя Пресвятой Троицы. Прожила схимонахиня Зосима Эннатская 115 лет. Ныне она причислена к лику святых. Святые мощи находятся в Покрово-Эннатском мужском монастыре. Адрес : 453283, Россия, Башкортостан, Фёдоровский район, село Дедово. Проезд из г. Салавата автобусом с автовокзала до села Фёдоровки, далее на рейсовом автобусе. Подробнее... Женские [ править править код ] Благовещенский женский монастырь [ править править код ] Адрес : 453130 Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Калинина, 52. Благовещенский женский монастырьмонастырь в городе Стерлитамаке Башкортостана. Основан в 1826 году. До закрытия в 1918 году действовал как женский монастырь. В монастыре хранятся святыни: ковчег с частицами мощей святых, икона Распятия с частицей Древа Животворящего Креста Господня, иконы с частицами мощей местночтимых святых. Подробнее... Богородице-Табынский женский монастырь [ править править код ] Богородице-Табынский женский монастырь Адрес : 453051, Республика Башкортостан, Гафурийский район, п. Красноусольский-курорт, ул. Ключевая, 3. Проезд от южного автовокзала г. Уфы автобусом до п. Курорт. Богородице-Табынский женский монастырь — православный монастырь в посёлке Красноусольском Гафурийского района республики Башкортостан. Первоначально был мужским монастырём, который был основан в поселке Красноусольский Гафурийского района РБ в XVII веке на месте явления «Табынской» (Казанской) иконы Божией Матери. Монастырь в XVII же веке был сожжён и к 1998 году восстановлен и вновь открыт.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Баш...

Николу”. (Нестор о Феодосии). В. К. Мстиславом посторен был Феодоровский монастырь. Кроме сего по Летописям и по другим источникам известны монастыри: а) в Киеве Васильев, Воскресенский, Вышнегородский, Кириллов, Кловский, Космодамианский с 1170 г., Лазарев, Самсоновский, Спасский на Берестове. См. выше пр. 261. б) в Новгороде, кроме Юрьева и Антониева, Аркадиев с 1153 г., на Мячине Благовещенский с 1170 г., Богородичный на Городище с 1097 г., Варварин (женский) с 1130 г., Воскресенский (женский) прежде 1135 г., Духов прежде 1162 г., Евфимиин (женский) с 1197 г., Иоанновский Ростеин (женский) ок. 1100 г., Кириллов на Нелезине с 1193 г., Николаевский на Лиине с 1112 г., Николаевский на Острове с 1197 г., Пантелеймонов с 1207 г., Нерыпь (Ирпень) ок. 1020г., Преображенский на Хутыне с 1192 г., Петровский (женский) с 1092 г., Покровский в Зверинце прежде 1148 г., Рождественский на Михалице (женский) с 1199., Рождественский на Щитенках ок. 1160 г., Спасский в Передичале с 1198 г., Софийский 1005 г. Кроме того в Новгородский области: Преображенский в Старой Руси с 1192 г., Борисоглебский в Торжке; в Ладоге Застынский Георгиевский; во Пскове Мирожский Спасский. (Новгор. и Псков. Лет.) в) во Владимире Волынском – Святогорский (не упоминается у Карамз., но о нем Нестор в Житии пр. Феодосия и Киев. Лет. стр. 103.) г) в Муроме Благовещенский, Спасский, Борисоглебский (Лавр. 191). д) в Ростове Авраамиев, Богословский (кар. 3, пр. 300. 5, пр. 125. Лавр. 185). е) во Владимире на Клязме Боголюбов, Рождественский, Успенский (женский) с 1199 г., Георгиевский, Вознесенский. (Лавр. 184. 187. 192. Летоп. Даниловича 78. 79). ж) в Переяславле Залесском Никитинский. з) в Перемышле Спасский. и) в Полоцке Спасский пр. Ефросиньин. й) в Переславле южном Иоанновский, Борисоглебский, Михайловский и Рождественский. к) в Смоленске на Смядыне Борисоглебский, Авраамиев. л) в Рязане Ольгов, Богословский. м) в Ярославле Спасский. н) в Суздале Дмитриевский , Ризоположенский, Ефросиньин с 1207 г., Борисоглебский Кидекийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как и все монастыри России, Благовещенский женский монастырь занимался благотворительностью. В 1868 году открыто училище для неимущих девиц духовного звания, находившихся на полном содержании обители. В 1892 году для неимущих женщин старой части Уфы и Золотухинской слободы организована бесплатная столовая и т.д. На территории Уфимской губернии Благовещенский женский монастырь Уфы был крупнейшим из 17-ти мужских и женских монастырей. В первые же годы советской власти Благовещенский женский монастырь был закрыт. Игумения Клавдия расстреляна большевиками. Однако это не помешало земельному отделу Уфимского Губисполкома организовать летом 1919 года сельхозартель из 240 сестер. В 1922 году, в присутствии настоятеля Благовещенской церкви архимандрита Мартиниана и последней игумении Зосимы II, губернская Комиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала наиболее ценные предметы церковной утвари. Одних серебряных риз взято 77! По заключенному в 1922 году договору монастырские церкви отошли к так называемой Иверской общине. В эти же годы снесли каменную часовню в память древнего Успенского монастыря, стоявшую перед Благовещенским монастырём на тротуаре Усольской улицы. Последовавший в августе 1926 года церковный раскол в общине привёл к разделу церквей. Более малочисленной группе отошла Иверская церковь, второй – Благовещенский храм и церковь Александра Невского. Таким образом, оставшееся монастырское имущество оказалось поделенным между общинами, частью монахинь, ещё продолжавших жить в обители, и рядом учреждений, занявших отдельные корпуса. Постановлением Президиума БашЦИКа от 6 апреля 1929 года, несмотря на апелляции обеих общин, Иверская и Александро-Невская церкви были закрыты. На следующий год городские власти снесли пятиглавый Благовещенский храм. Часть территории монастыря к тому времени уже занимал детский приют со школой, жилыми корпусами, пекарней и прочим. На основе постановления БашСовнархоза от 27 августа 1936 года в помещения женского монастыря был переведён центральный аптечный склад, где он и размещался до 1990-х гг. В оставшейся части зданий женской обители впоследствии разместились больница, городской морг, поликлиника и проч. Из новых строений на монастырской земле по красной линии ул. Сочинской (которая к тому времени успела поназываться ул. М. Горького) была выстроена 2-этажная городская баня. Все здания, кроме нижеперечисленных, были снесены в течение ХХ века (особенно с 1970-х гг.), причиной сноса части из них, стоявших ближе к Белой, стали оползни, вызванные береговыми работами, выборкой бельского песка и т.д.

http://sobory.ru/article/?object=13591

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010