Никольский мон-рь. Фрагмент панорамы «Вид Киево-Печерской крепости». 1783 г. Неизвестный художник Первая ведомость о количестве монастырей в К. е. была представлена в Синод в 1722 г., но она не была исчерпывающей. Полный список мон-рей известен на начало правления митр. Тимофея (Щербацкого) (1748), тогда Киевской кафедре подчинялось 34 мужские и 12 жен. обителей. Их количество практически не менялось до 1786 г. В 1775-1783 гг. в К. е. действовали следующие муж. мон-ри (в скобки взяты приписные обители): Максаковский Киселевский Преображенский, киевский Софийский кафедральный (Зазимская Николаевская пуст., Моровская Онуфриевская пуст., Кудрявское подворье, Шулявское подворье), Пустынно-Николаевский (Пивогородский Николаевский), киевский Златоверхий Михайловский (Красногорская пуст., Липянская Онуфриевская пуст.), киевский Братский Богоявленский, киевский Выдубицкий Михайловский, киевский Кирилловский Свято-Троицкий, киевский Петропавловский, батуринский Николаевский, гадячский Красногорский Николаевский (гадячский Красногорский Преображенский скит), Гамалеевский Пустынно-Харалампиевский, глуховский Петропавловский, Густынский Свято-Троицкий (Деймановский скиток), козелецкий Георгиевский (козелецкий Свято-Троицкий), Мгарский Преображенский (Слепородский Успенский скит, Онуфриевский «дворец»), нежинский Благовещенский (нежинский Ветхорождественский Рождества Пресв. Богородицы), Нехворощанский Успенский (Сокольский Преображенский), полтавский в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-рь , Пустынно-Скельский Преображенский. В тот же период существовали жен. монастыри: киевский Богословский, киевский Иорданский, киевский Флоровский, Быстрицкий Вознесенский, Великобудищский Преображенский, глуховский Успенский, Ладинский Покровский, Мутинский Златоустовский, нежинский Введенский, Новомлинский Успенский, Пушкаровский Вознесенский. На территории К. е. действовали 2 ставропигиальных монастыря - Киево-Печерская лавра (с подворьями) и Межигорский мон-рь (с 2 приписными мон-рями). Особым статусом обладал Софийский мон-рь. На его территории размещались резиденция митрополита, органы епархиального управления. Мон-рь служил своеобразным кадровым резервом для кафедры.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

76 Старейший член некогда самого влиятельного Брестского капитула, Тупальский, как человек весьма умный, хлебосольный, общительный, успел объединить всех Жировицких белоруссов, малороссов и великороссов. Он выдал четырех своих дочерей за учителей Жировицкой семинарии, в том числе одну за Прокопия Доброхотова (ныне епископ Олонецкий), а также одну свою родственницу за учителя Александра Кандидова. 77 «Вестник Европы», 1872 г. июнь, стр. 637. «Вестник Западной России», 1869 г. кн. II, т. I, стр. 169–170. Некролог митрополита Иосифа, М. Кояловича. Жарский полагал подчинить базилианский орден покровительству Святейшего Синода, с тем, чтобы не изменялись ни в чем уния с Римом, равно и устав ордена, и, чтобы утверждены были за базилианами оставшиеся у них фундуши. 78 Всех базилианских монастырей было в это время 81 из них 72 мужских и 9 женских, граф Толстой «Иосиф митрополит Литовский», 43 стр. Сравн. «Вестник Европы», 1872 год, июль, 89 стр.; октябрь, 21 стр. 79 Яворовский скончался на 71 году жизни в Супрасле. Местное предание говорит, что Иосиф, будучи в Супрасле, в сентябре того же года, склонял Яворовского искать воссоединения с греко-российскою церковью, на что Яворовский отвечал: «дайте мне спокойно умереть, а после моей смерти делайте, что хотите». Архимандрит Николай, «Супрасльский Благовещенский монастырь», стр. 391. 80 В Полоцк был назначен управлявший Брестской епархией, престарелый митрополит Булгак, сохранив за собою и бывшую Луцкую епархию. Брестская же епархия была присоединена к Литовской, вверенной епископу Иосифу. Вместе с этим исполнилась и еще часть предположений Иосифа и коллегии: вместо четырех прежних епархий остались только две. 81 Нужно заметить, что из 800 церквей Литовской греко-униатской епархии в 80-ти, т.е. В десятой части всех церквей, уцелели еще старинные иконостасы, как бы для напоминания всем о бывшем некогда в стране православии. 82 Протоиерей Плакид Янковский. «На рубеже», в «Литовских епархиальных ведомостях», 1867 год, 1. 84 Бывший профессор в Главной семинарии всех главных деятелей воссоединения, протоиерей М. Бобровский так писал в 1835 году к настоятелю Виленского Свято-Троицкого монастыря Босяцкому: «если справедливо, что наши епископы, не исключая Жарского, дали подписки на присоединение к православию, то уже настал конец унии в Литве», «Русская старина», 1889 год, май, стр. 350.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Сравнивая полную ведомость о киевских монастырях за 1756 г. со старой ведомостью 1722 года, профессор Ф. И. Титов находит в именной ведомости 1756 г. вновь упоминаемыми: 1. Киево-Софийский кафедральный монастырь (он известен в 1730 году) и приписные к нему скиты: а) Моравский Онуфриевский (он также известен в 1730 г.), б) Задесенский Николаевский, в) Трехсвятительский, 2. Киево-Греческий Екатерининский монастырь, 3. Липянский Онуфриевский, 4. Сорочинский Михайловский, 5. Пустынно-Скельский Преображенский. (Два последних монастыря значатся в 1730 г., а Батуринский Николаевский значится и в 1722 году, хотя проф. Титов почему-то относит его к новым). Из женских монастырей в списке 1756 года вновь значатся: 1. Велико-будицкий Преображенский и 2. Быстрицкий Вознесенский. Среди скитов, приписанных к мужским монастырям, вновь показаны: Козелецкий Троицкий (к Козелецкому Георгиевскому), Ветхо-Рождественский (к Нежинскому Благовещенскому), Слепогородский Онуфриевский (к Лубенскому Мгарскому), Булановский – Болемовский (к Полтавскому Крестовоздвиженскому) и Преображенский (к Годяцкому Красногорскому). 918 Количество киевских епархиальных монастырей оставалось без изменений до второй половины 70-х годов XVIII в., пока не произошло существенных изменений в территориальном составе малороссийских епархий. 919 Киево-Печерская Лавра и Киево-Межигорский монастырь, удерживая свои ставропигиальные права, оставаясь вне зависимости от киевского архиерея и после того, как ему 25 октября 1742 г. был возвращен титул митрополита. 920 Киево-Печерская Лавра получила права ставропигии еще в 1159 г., испросив подтверждение этих прав в 1592 году у константинопольского патриарха Иеремии. 921 В 1686 г. она изъята из подчинения константинопольскому патриарху и подчинена московскому патриарху, который передал ее в ведомство митрополита Гедеона Святополк-Четвертинского. При назначении преемнику Гедеону Варлаама Ясинского Лавра снова сделана ставропигией (1690 г.), в 1708 году права лаврской ставропигии были подтверждены, с учреждением Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

18. С. 961-982; 24. С. 1302-1314), «Арзамасский Николаевский женский монастырь» (1888. 7. С. 296-302; 8. С. 342-353), «Арзамасская Высокогорская Вознесенская мужская пустынь» (1888. 10. С. 466-475; 11. С. 524-532; 12. С. 575-583) и «Арзамасский Спасопреображенский мужской монастырь» (1888. 14. С. 692-699; 17. С. 881-896) Четыркина; «Нижегородский Крестовоздвиженский 1-кл. женский монастырь» свящ. Иоанна Соловьёва (1887. 15. С. 759-773; 16. С. 839-865; 17. С. 898-913); «Нижегородский Благовещенский мужской монастырь в его прошлом и настоящем состоянии» Полисадова (1896. 5-10); «Краткий указатель святынь и достопримечательностей Нижегородского Печерского монастыря» Н. И. Драницына (1902. 17. С. 577-583; 18. С. 602-613; 19. С. 650-656); анонимные «Описание Выксунского Иверского женского монастыря» (1888. 7. С. 302-312; 8. С. 353-370) и «Арзамасский Воскресенский собор» (1889. 8. С. 349-357; 9. С. 378-384); «Памятник Нижегородской церкви Знамения Божией Матери и св. жен мироносиц» прот. Александра Знаменского (1886. 11. С. 30-36; 12. С. 13-40; 13. С. 13-32); «Краткие сведения о нижегородском кафедральном соборе, его основании, святых его и достопримечательностях» прот. П. И. Владимирского (1886. 16. С. 8-27); «Основание нижегородского Архангельского собора и последующая его краткая история с указателем его достопримечательностей» свящ. Николая Колесницкого (1888. 4. С. 121-130; 5. С. 170-186; 6. С. 221-237); «Нижегородский Спасопреображенский собор и его достопримечательности» свящ. Михаила Добровольского (1894. 1, 2, 5, 6, 8, 10-16, 18). В 1905 г. по инициативе свящ. Николая Спасского и по благословению еп. Назария (Кириллова) в епархии обсуждался вопрос о преобразовании «Н. е. в.» в целях противодействия революционной пропаганде в ежедневную церковно-общественную газету. Создать газету не удалось, но с янв. 1906 г. офиц. епархиальный ж. «Н. ц. о. в.» стал выходить еженедельно, в увеличенном формате, в 2 колонки, с общей для офиц. и неофиц. отделов пагинацией и вместо историко-краеведческой приобрел яркую газетно-публицистическую направленность: «...обсуждал не только вопросы религии и нравственности, но и принимал широкое участие в принципиальной разработке реформы церковного управления в России, давал своим читателям обстоятельную хронику местной и общей церковной жизни… был в курсе политической жизни в России… вел горячую борьбу с течениями местной жизни, враждебными вере и Церкви» (1916.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

С. 15-31; 24. С. 63-68) и «Древность Нижегородского Благовещенского монастыря» (1864. 15. С. 11-25) Тихонравова; «О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской епархии» прот. В. В. Лаврского (1865. 8-12, 16, 17; 1866. 1-5); «Исторический очерк Нижегородской семинарии» архим. Макария (Миролюбова) (1866. 23. С. 874-885; 24. С. 902-915); «Начало и распространение раскола в пределах Нижегородских» Е. А. Лебедева (1865. 14-20); «Исторические очерки из жизни раскольников в Нижегородских пределах» (1866. 2, 3, 10, 11, 15; 1867. 1-2, 8) и «Исторический очерк состояния раскола в Нижегородских пределах в кон. XVIII ст.» (1868. 9. С. 344-356; 10. С. 371-392) Н. И-ского; «Некоторые сведения о состоянии Нижегородских церквей и монастырей в 1-й четв. XVII ст.» Н. И. Храмцовского (1865. 4. С. 36-45; 5. С. 48-57; 7. С. 25-33; 8. С. 23-44; 9. С. 21-42). Интересны также этнографические «Очерки из истории славянской мифологии» П. В. Знаменского (1865. 17-21, 24; 1866. 1-4, 6-8, 13, 14, 16) и аналитический «Обзор событий в духовенстве за прошедший 1863 г.» (1864. 5. С. 28-39; 7. С. 35-46) И. Петропавловского. В 1869 г. в неофиц. части были напечатаны извлечения из отчета обер-прокурора за 1867 г. (1869. 2-9), отчет Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе за 1868 г. 13-19) и множество заимствованных из др. изданий документов и заметок. Список оригинальных публикаций этого года практически исчерпывается неск. анонимными заметками (напр., «О моршанских скопцах». 1869. 4. С. 152-155), поздравительными адресами переводимому на др. кафедру еп. Нектарию (Надеждину; 8. С. 267-295), 2 речами редактора Полисадова, произнесенными в день семинарского праздника 23. С. 801-812; 24. С. 825-837), «Уставом братства во имя св. блгв. кн. Александра Невского» 16. С. 561-566) и «Журналами заседаний Нижегородского епархиального съезда» 18. С. 639-649), определившего дальнейшую судьбу «Н. е. в.». Съезд среди прочего просил «учинить архипастырское распоряжение о выписке для церквей только одного официального отдела помянутых ведомостей… а печатание и продажу неофициального отдела предоставить на благоусмотрение самой редакции… Если же редакция ЕВ не согласится на печатание одного официального отдела для церквей, то просить Его Преосвященство… передать заведование его кому-либо из ученых отцов протоиереев и священников на прописанных в журнале съезда условиях».

http://pravenc.ru/text/2565208.html

Соединение Суздальской и Владимирской, образование Орловской и Севской епархий и упразднение двух старых епархий Переяславской и Крутицкой заметно сказались на изменениях территорий Московской, Казанской, Астраханской, Рязанской, Тверской, Смоленской, Нижегородской, Белгородской, Костромской и Тамбовской епархий. Поэтому Синоду предложено было составить и разослать по всем епархиям роспись с указанием – в какую епархию, откуда и сколько отходило церквей и монастырей. Епархиальные Консистории, получив эту роспись, обязывались сообщить одна другой об изменениях в территориях и составе их епархий, а затем доставить в Св. Синод сведения о том, сколько было и сколько осталось церквей и монастырей в их епархиях, куда выбыли и откуда поступили церкви и монастыри. Тогда же был сокращен титул воронежского архиерея. Вместо воронежского и елецкого ему велено именоваться только «воронежский», так как г. Елец, Орловского наместничества, отошел к Орловской и Севской епархии. 816 Св. Синод не замедлил составить нужное расписание и разослать его по епархиям. Росписание самого общего характера не коснулось только тех епархий, которые введены в границы своих губерний до указа 1788 года 6 мая, а также отдаленных вятской и сибирских епархий. 817 Духовные Консистории также постепенно доставили требуемые сведения. Эти сведения показывают, что представляли собой после указа 6-го мая 1788 г. великорусские епархии в территориальном отношении по составу городов с уездами и по количеству монастырей и церквей в них. Как таковые, эти ведомости имеют первостепенное значение в настоящем исследовании. Из них видно, что: I. В Астраханской епархии были монастыри – Кавказской губ.: в г. Астрахани II-kл. мужской Спасопреображенский, III-kл. девичий Благовещенский, заштатные – Иоанно-Предтеченский, Воскресенская и Покровская пустыни, в Красноярском уезде Николаевская пустынь, в Кизляре Крестовоздвиженский мон. Саратовского наместничества – в г. Саратове – Спасо-Преображенский Петровске – Николаевский, всего 2 штатных монастыря и 7 заштатных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

97 . Получались в дар следующие периодические издания в 1904 и 1905 г. г.: 1) Εκκλησιαστικη; 2) Allgemeine Bibliographie; 3) Church Union Gazette; 4) Monthly Gazette of current Literature; 5) Periodical; 6) Wöchentliches Verzeichniss; 7) Славянский Век; 8) Свет (из Америки); 9) Српски Сион; 10) Церковные ведомости; 11) Московские ведомости; 12) Московские Церковные ведомости; 13) Вера и Церковь ; 14) Православный Американский вестник; 15) Известия Русского Археологического Института в Константинополе; 16) Известия СПБ. Лесного Института; 17) Руководство для сельских пастырей; 18) Душеполезное Чтение; 19) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; и Епархиальные Ведомости: 20) Архангельские; 21) Благовещенские; 22) Волынские; 23) Екатеринбургские; 24) Калужские; 25) Кишиневские; 26) Нижегородские; 27) Оренбургские; 28) Орловские; 29) Саратовские; 30) Ставропольские; 31) Тверские; 32) Уфимские; 33) Якутские и 34) Ярославские. —348— 98 . Кроме сего из студенческой библиотеки получено 40 названий Епархиальных ведомостей 1904 и 1905 года. 99 . Получено извещение об оставлении по завещанию кандидатом LI курса Академии Архимандритом Серапионом Машкиным для библиотеки Академии 120 названий книг и периодических изданий на иностранных языках и 134 названий книг и периодических изданий на русском языке, всего 430 томов и тетрадей, но эти книги и периодические издания пока не получены в библиотеку. Справка: 1) По определению Совета Академии от 4 июня 1902 года библиотекарю Академии разрешено представлять годичный отчет по библиотеке с приложением списка пожертвований за отчетный год (считая таковой с 1 июля по 30 июня) к 16 августа каждого года. – 2) По § 52 инструкции библиотекарю Академии: „Ревизия библиотеки производится ежегодно двумя депутатами из наставников Академии, назначенными Советом в начале или конце каникул. Впрочем, Совет может назначить и другое время, необходимое по его усмотрению для освидетельствования.“ Определили: 1) Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки заслуженному ординарному профессору А.Д. Беляеву и исправляющему должность до цента Академии Е.А. Воронцову. – 2) Жертвователям выразить от Совета Академии глубокую благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Строительство каменной холодной церкви Воздвижения Креста Господня было начато на средства прихода в 1675 году на месте деревянного храма, первое упоминание о котором относится к XVI веку (в записи чудес 1515-1563 годов от иконы святителя Николая Чудотворца из Успенского собора). Освящена в 1688 году. В храме имелись два придела — во имя Казанской Богоматери и преподобных Онуфрия и Петра Афонских (в 1865 году последний придел перенесли из летней церкви в дьяконник теплого храма). В 1735 году артель ярославских мастеров во главе с Алексеем Сопляковым украсила церковь росписями на средства купцов Викулиных (живопись сохранилась частично под побелкой). Иконостас центрального храма был увенчан Распятием, в котором помещались 50 частиц мощей разных святых. В 1860—1865 годах церковь Воздвижения значительно поновили: к западному фасаду храма пристроили большую трапезу, сделали новые иконостасы, вновь прописали настенную живопись и значительную часть икон. http://yarland.ru/news/5857.html  и ) Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня при доме Нелидовой Сооружена в 1899 г. на средства дворянской дочери девицы А.И. Нелидовой. Каменная, однопрестольная с каменной колокольней располагалась на углу Голубятной и Благовещенской улиц. Согласно Указу Ярославской Духовной Консистории от 4 июля 1903г. 6735, домовая церковь была приписана к Крестовоздвиженскому храму. Штатного причта при церкви не было. Нелидовская церковь состояла в заведывании особого (нештатного) священника, определенного Епархиальным начальством. Церковь содержалась на средства наследника А.И. Нелидовой - потомственного дворянина М.Гр. Успенского. Священником в 1909 г. был назначен заштатный священник с. Вепрева Пустынь Ростовского уезда Н.А. Тальянцев. Клировые ведомости сообщают несколько фактов из его биографии: «за предосудительные поступки», допущенные при служении Литургии 1 августа 1900 г. по определению Св. Синода Н.А. Тальянцев был послан без запрещения в священнослужении в Ростовский Варницкий монастырь на одну неделю; затем Указом Ярославской духовной консистории за неодобрительное поведение он был отречен от должности и с запрещением в священнослужении послан на 22 месяца в Варницкий монастырь с предоставлением ему права просить об определении на другое священническое место. Указом Св. Синода от 20 мая 1909 г. Н.А. Тальянцеву предписано подсудность не считать препятствием к награждению установленными для духовенства знаками отличия. Псаломщические обязанности по вольному найму исправлял заштатный дьякон Ярославской Петропавловской церкви, что на Волге А.Смирнов. На содержание причта и сторожа был положен капитал в 20000 руб. (1915 г.).

http://sobory.ru/article/?object=12735

Вязники. Неизвестная часовня на " Убогих домах " . /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 1801 - 1850. Год утраты:1929 Адрес: г. Вязники, ул. Гора Каток Координаты: 56.242939, 42.163452 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Вопрос модератора :уточнить датировку. Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Убогими домами " в старину называли места, где погребались тела самоубийц, а также бездомных и скоропостижно умерших людей. Подобное название носило также место рядом с проулком " Каток " ( " Гора-каток " ), где до 1929 г. стояла деревянная часовня. В настоящее время этот топоним забыт. В Вязниках, как и во многих других областях России, тоже были свои убогие дома. Располагались они на западной слободской окраине, обозначенной речкой Выдеркой, и также служили для помещения тел самоубийц и неопознанных умерших бродяг и странников. В первой половине 1640-х годов после челобитья вязниковских посадских людей во главе со старостой Иваном Мухиным, царь Михаил Фёдорович дозволил возведение монастырской обители на окраине Вязниковской слободы подле убогих домов. Они существовали и при деревянном монастырском строении, и через сорок лет – когда уже возводился каменный Благовещенский собор. Ещё об одном убогом доме при Троицкой яропольской церкви сообщают «Владимирские епархиальные ведомости» в 1867 году: «Дом этот имеет вокруг себя признаки могил, где в древности погребаемы были умершие какой-либо нечаянной смертию, бесприютные, бедные или убогие, от чего и само это место названо убогим домом. О таковых усопших и поныне бывает всеобщее поминовение от жителей г. Вязников и окрестных селений, в четверг перед Пятидесятницей. Здесь, по этому самому, устроена часовня, в коей стоит крест, с изображением на одной стороне распятия, а на другой – святителя Николая. Сюда бывают из Троицкой церкви и крестный ход в 9 день мая, установленный с давних времен, при чём совершается водосвятие и молебствие св. Николаю. А перед животворящим крестом совершаются молебствия в разные времена года теми особенно, кои отправляются в дальний путь».

http://sobory.ru/article/?object=40178

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Деревянный однопрестольный храм был построен в 1902 году. Указом Св. Синода от 31 августа 1907 года при нем был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика . К началу 1910-х годов в его состав, кроме села Поваренкинского , входили переселенческие поселки: Черкасский, Рыбинский, Нечаевский, Нижне-Оргудатский. Действовала церковно-приходская школа в селе (с 1901 года, 29 учащихся в 1910 году). 1 мая 1929 года храм разгромили местные комсомольцы (трое особенно отличившихся в течение года умерли один за другим от болезней), колокол был взят на переплавку в годы Великой Отечественной войны . В 2012 году жители Поваренкино на сельском сходе решили восстановить храм. В ноябре этого же года настоятелем Благовещенского храма села Тюхтет иереем Богданом Бакуниным был совершен чин на основание храма, произведено водружение поклонного креста на месте разрушенной церкви. Статистика Настоятели Использованные материалы   Томские епархиальные ведомости, 1907, офиц. часть, с.8.    " Мое село Поваренкино " , страница официального сайта Поваренкинской общеобразовательной школы - http://www.pooch2007.narod.ru/p7aa1.html   Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. - Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С.308.   Справочная книга по Томской епархии/Сост. по руководством А.А. Карташева в январе - марте месяцах 1914 г. - Томск: Товарищество " Печатня С.П. Яковлева " . 1914. С.224. Редакция текста от: 30.03.2015 11:00:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13672109.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010