VI. Новгородская епархия, церкви – в Новгороде – соборы: Софийский, Знаменский и Николаевский, церкви: Преображенская Успенская, Воскресения Хр., Арх. Михаила, Петра и Павла, прор. Илии, вмч. Параскевы, Павла Исповедника, Филиппа, апост., Алексия Человека Божия, Жен Мироноснц, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова Ир. Богородицы, Воскресения Христова, Феодора Стратилата, Иоанна Предтечи, Бориса и Глеба, Первомуч. Стефана, вмч. Никиты, Нерукотв. Спаса, Еванг. Луки, св. вмч. Ипатия, вмч. Димитрия, Благовещения Пресв. Богородицы, Флора и Лавра, Живоначальная Троицы, Иакона апост., св. мч. Власия, Вознесения Господня, Симеона Столпника (лл. 960 – 961); Воцкой пятины – в Новоладожске: Николаевский собор и Дмитриевская цер. (л. 990); Шелонской пятины в г. Порхове – Покрова пресв. Богородицы, Николая Чудотворца, в г. Тихвине – собор Преображенская и Флоровская прих. (л. 993); в Старой Русе – Воскресенский собор, церкви: Живонач. Троицы, Благовещения Пр. Б., Введения во храм Пр. Б., вмч. Параскевы, Илии прор., Петра и Павла, вмч. Димитрия, Николая Чудотворца и вмч. Мины (л. 1000); в Луках Великих – соборная Воскресения Христ., прих. Николаевская, Живонач. Троицы, Входа во Иерусалим, Преображения Господня, Покрова Пресв. Богородицы (л. 1001), в Заволочье – не показано; Холмском Посаде – тоже (л. 1003); в Торжке – Соборная Преображенская, прих. – Воскресенская, Георгиевская, Пятницкая, Троицкая, Власьевская, Мироносицкая, Знаменская, Николаевская, Дмитриевская, Предтеченская, Успенская. Сретенская, Благовещенская. Филиповская, Богоявленская, Никитская, Васильевская, Ильинская, Воздвиженская, Вознесенская и Борисоглебская (л. 1004); в Устьяне – Соборная Рождества Богородицы, вмч. Димитрия, Воздвижения, Преображения, Жив. Троицы, Успения Пр. Б., Вознесения Господня, Воскресения Христова, Покрова Пр. Б., Казанския Б., Благовещения, Василия Вел. (л. 1006); Бежецкого Верха – соб.      Воскресенская, прих. Иоанна Богослова, Преображения Господня, Рождества Хр., вмч. Параскевы, Воздвижения (л. 1007); в Каргополе – соборная, прих. Рождества Предтечи, Благовещения, Воскресения Хр., Живовач. Троицы, Владимирския Б. М., Воздвижения, Сошествия Св. Духа, Соловецких Чудотворцев, Воскресения Хр., Феодора Стратилата (л. 1010); в Олонце – собор. Живонач. Троицы, Рождества Богородицы, Рождества Хр., Прор. Илии, Арх. Михаила, вмч. Георгия и Знамение пресв. Богородицы (л. 1012).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1-8). В конхе помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне с 2 припадающими ангелами, ниже - «Причащение апостолов», фланкируемое по сторонам парами пророков, что нередко изображается в алтарях груз. церквей (напр., в Атени Сиони , 1060-1068 или 90-е гг. XI в.- Ibid. P. 55). Ниже находятся ниши, где помещены фигуры святителей из «Службы св. отцов», за ними - св. диаконы Стефан и Роман (последний особо почитается в Грузии). Над горним местом, заменяя изображение Жертвы, помещен образ Христа «Спас Недреманное Око», встречающийся в таком контексте только в Грузии (ср. в Кинцвиси , рубеж XII и XIII вв., Мартвили и Цаленджихе , 2-я пол. XIV в., Набахтеви, нач. XV в.). В узкой виме находится редкий в Грузии цикл ветхозаветных прообразов Богородицы: «Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», иллюстрация 9-й притчи Соломона «Премудрость созда себе дом» с образом 3-ликой Софии, Премудрости Божией, «Скиния завета» в уникальном изводе с образом литургисающего Христа. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. В наосе храма на стенах и сводах расположены обширные цикл Жития Пресв. Богородицы и евангельский цикл. Богородичный цикл занимает вост. часть наоса и включает композиции «Рождество Пресв. Богородицы», «Жертвоприношение праведных Иоакима и Анны», «Детство (Ласкание) Марии», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благословение Марии первосвященником», «Обручение Марии», «Передача Пресв. Богородице порфиры и шерсти», «Сон св. Иосифа», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и прав. Елисаветы». В евангельский цикл входят: «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Успение Пресв. Богородицы». К нему примыкают расположенные в зап. части Страстной и Воскресный циклы с событиями до Пятидесятницы: «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Омовение ног», «Благословение апостолов», «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Моление о Чаше», «Несение Креста Спасителем», «Установление Креста на Голгофе», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Уверение ап. Фомы», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа». Зап. стену занимают композиции «Страшный Суд», «Причащение прав. Марии Египетской» и «Пир Ирода». В зап. части храма (на сев. стене в сев.-зап. компартименте и сев. простенке зап. рукава креста) расположены также ветхозаветные прообразовательные сцены, соотнесенные со Страстями и с Воскресением Христа, со Страшным Судом и имеющие литургические коннотации: «Прор. Даниил во рву львином», «Три отрока в печи», «Явление трех ангелов Аврааму» и «Гостеприимство Авраама». Представлены Мандилион (в юж. части храма) и сонм многочисленных святых. Т. Вельманс указывает также на наличие цикла Акафиста ( Velmans. 1977. P. 152). Св. Мария Магдалина. Фрагмент композиции «Положение во гроб». Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в.

http://pravenc.ru/text/182627.html

Хотя храм Протата в К. посвящен Пресв. Богородице, Богородичный цикл состоит только из 4 композиций (тогда как в др. фресковых ансамблях той эпохи их значительно больше: 10 - в кафоликоне монастыря Хиландар, 11 - в ц. вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино, 12 - в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде, по 15 - в мон-ре Хора в К-поле и в ц. св. Апостолов в Фессалонике (Ibid. Σ. 27)). «Благовещение» (сохр. роспись 1686 г.) расположено на вост. стене сев. трансепта; «Успение Пресв. Богородицы» (строго говоря, относящееся к числу двунадесятых праздников) - в 3-м регистре сверху на зап. стене во всю ее ширину; «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» изображены напротив друг друга в юж. рукаве трансепта под сценами Страстного цикла. «Успение Пресв. Богородицы» - самая большая по размеру и числу персонажей композиция в храме Протата. На сев. и юж. стенах к ней примыкают фигуры преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского - гимнографов, к-рым принадлежат главные песнопения этого праздника. Отличия от большинства композиций этого извода XIII-XIV вв. в том, что ложе Богоматери обращено головой вправо, а не влево; апостолы и святители изображены справа, а ангелы и группа жителей, мужей и жен,- слева. Последняя композиционная особенность встречается в росписях парекклисиона прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике и ц. праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (1314). Над зап. входом под сценой «Успение Пресв. Богородицы» помещена композиция «Спас Недреманное Око». Композиция «Введение во храм Пресв. Богородицы» многофигурная и включает неск. эпизодов: Богоматерь отроковица уходит от праведных Иоакима и Анны, иерусалимские девы подводят Ее к прав. Захарии, рядом в Святая святых показан ангел, к-рый приносит пищу Богоматери. Тематически к Богородичному циклу примыкают прообразовательные сюжеты «Лестница Иакова», «Скиния Завета» и «Видение прор. Моисею Неопалимой Купины», к-рые впервые в визант. искусстве расположены не в нартексе или юж. помещениях храма, а в алтаре - виме и жертвеннике ( Луковникова Е. А. Циклы ветхозаветных прообразов Богоматери в визант. монументальной живописи XIII-XIV вв.//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 38); рядом с ними изображен прп. Андрей Критский, в песнопениях которого встречаются эти символические образы. Интересны и др. композиции, прообразующие Воскресение, напр. «Вавилонские отроки в печи огненной» на зап. стене сев.-зап. компартимента.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Такой состав клейм на иконах, охватывающих всю историю жизни Богородицы, от обстоятельств Ее рождения и детства до Успения, становится устойчивой традицией. На иконе «Богоматерь Страстная, с 16 клеймами жития» (кон. XVI - нач. XVII в.) из Византийского музея в Афинах в 3 клеймах нижнего ряда представлены «Моление Богоматери на Елеонской горе», «Успение Пресв. Богородицы», «Явление Богоматери апостолам по Успении». На рус. житийных Богородичных иконах XV-XVI вв. циклы И. П., подобно византийским, продолжены событиями Успенского деяния («Богоматерь Тихвинская, с 20 клеймами жития», кон. XV в., НГОМЗ), а также включают дополнительные сюжеты: «Положение ризы Богоматери во Влахернах» («Богоматерь Смоленская, с 18 клеймами», 1-я треть XVI в., ГТГ); «Богоматерь Боголюбская, с московскими святыми» («Богоматерь Смоленская, с 18 клеймами», 70-е гг. XVI в., ГТГ). По мнению Л. М. Евсеевой, в основе житийных циклов Богоматери, завершающихся историей Ее Успения, лежит текст Жития Богородицы мон. Епифания ( Евсеева. 1994). На тверской иконе «Рождество Пресв. Богородицы, с 16 сценами жития» (3-я четв. XVI в., ЦМиАР) цикл жития (как и на иконе из Византийского музея в Афинах) заканчивается сюжетом «Явление Богоматери апостолам по Успении». Особенностью рус. икон Рождества Пресв. Богородицы XVI-XVII вв. является дополнение праздничного сюжета эпизодами «Моление праведных Иоакима и Анны», «Ласкание Марии», «Первые семь шагов Марии» (икона, 90-е гг. XVI в., ЦМиАР). Житийные циклы Богородицы встречаются также в произведениях лицевого шитья, в к-рых повторяется иконная иконография. Один из ранних примеров - воздух, происходящий из собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале. В среднике представлена Евхаристия, по кайме вышито 18 сцен И. П., к-рые начинаются композицией «Отвержение даров» и завершаются сценой «Благовещение Пресв. Богородицы» (1410-1425, ГИМ). На подвесной пелене из Воскресенского собора Волоколамска (1510, ГТГ) в среднике находится «Рождество Пресв. Богородицы», в клеймах - 16 сцен жития, заканчивающихся 3 эпизодами Успенского деяния.

http://pravenc.ru/text/200365.html

л. 151. Канон препод. Макарию колязинскому чюдотворцу. л. 160. Канон препод. Макарию желтоводскому. л. 171. Канон св. мучеником Мине и Виктору и Викентию. л. 180. Канон см. мученице Екатерине. л. 191. Канон за творящих милостыню. л. 202. Канон за болящаго. л. 214. Канон пресв. Богородици, певаемым в наведении печали. л. 225. Чин бываемый на разлучение души от тела. л. 245. Покаяние скитьское душеполезно со исповеданием. л. 262. Канон св. великомученику Артемию. В конце ркп. другим почерком: Книга строителя (Авнежского монастыря) старца Иосифа Махая. Опись 1612 года. 300. (1250.) Канонник, полууст., в скоропись переходящий, XVII века в осьмую долю, 252 листа. л. 1. Начало правилу келейному по соловецкому чину. На малом повечерии соединены каноны сначала Иисусу сладчайшему и благодарствен пресв. Богородице с акафистом, потом Параклисис пресв. Богородице, и ангелу хранителю. л. 69–113. Полунощница повседневная, суботнаа и воскресная. л. 114–150. Часы 3, 6, 9 и чин изобрательных. л. 151. Канон Благовещению пресв. Богородицы, творение Феофана. л. 161 об. Канун к своему ангелу хранителю души и телу болшей, творение Иоанна Дамаскина . л. 173. Канун пречестному Предтечи. Тут же: ин канун св. ап. Иоанну Богослову. л. 186. Канун св. Николи чюдотворцу. Вместе: ин канун Пафнотию чюдотворцу. л. 203. Последование к божественому причащению. См. 267 л. 255. 301. (1237.) Канонник, полууст., XVII века, в осьмую долю, 177 листов. л. 1. Служба, июля 25, препод. Макарию желтоводскому. л. 36. Канон общий препод. Зосиме и Саватию соловецкым начялником. л. 67. Служба, ноябр. 27, Знамению пресв. Богородицы. л. 115. Служба, сент. 23, Зачатию Иоанна Предтечи. л. 139. Канон препод. чюдотворцу Сергию. л. 151. Канон препод. чюдотворцу Никону, творение Пахомия иеромонаха иже от Святыя горы. л. 194. Канон честному и животворящему Кресту творение Григория Синаита . 302. (1258.) Канонник, полууст. разный, XVII века, в осмую долю, 265 листов. Содержит: Последование ко св. причащению, акафист пресв. Богородице, три полунощницы и каноны: И. Златоусту, препод. Сергию радонежскому, пресв. Богородице Параклисис и Одигитрии, Кресту честному, препод. Иякову (галичскому), святителям московским Петру, Алексию и Ионе (общий).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Ксиропотам - конак-келлия вмч. Димитрия Солунского (на площади Протата). Зограф - конак Преображения Господня (рядом с автобусной остановкой), построенный в 1901 г.; старый конак Вознесения Господня (рядом с новым), храм к-рого украшен фресками 1-й пол. XVIII в., выполненными под влиянием творчества иером. Дионисия Фурноаграфиота, и келлия Всех святых (к северо-западу от Андреевского скита). Дохиар - конак-келлия Всех святых, к-рую мон-рь получил от Хиландара в обмен на келлию свт. Николая Чудотворца (Кохлиара), и новопостроенная келлия ап. Иоанна Богослова (справа от развилки дороги на Иверский мон-рь). В ранее принадлежавшей Дохиару келлии мучеников Евстратия, Евгения, Мардария, Ореста и Авксентия (рядом с Протатом) с 1811 г. действовала известная мастерская граверов по меди. Каракал - конак-келлия Успения Пресв. Богородицы и 3 келлии: Всех святых (за зданием Свящ. Кинота), где работало братство иконописцев-карпенисиотов; Рождества Пресв. Богородицы, или Макареев (за Протатом), получившая название в честь живших в ней в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. художников из Галатисты мон. Макария и 3 его племянников - мон. Вениамина, иеромонахов Макария и Захарии; плохо сохранившаяся Введения во храм Пресв. Богородицы (или Ставрудадико, названная так из-за изготовления крестов), в которой прп. Никодим Святогорец принял постриг в великую схиму от старца Дамаскина и работал над своими сочинениями. Филофея монастырь - конак-келлия равноап. Космы Этолийского (1964) на площади Протата. Келлия Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Симонопетра Келлия Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Симонопетра Симонопетра - конак-келлия Всех святых (куплена в 1877, с 1944 - представительство) и 4 келлии. Одна из них - вмч. Георгия Победоносца (Калафа, το Καλαθ), основанная в XIV в., находится на площади, где останавливаются автобусы, в ней размещен магазин церковных товаров. Остальные вместе с конаком расположены слева от развилки дороги к Иверскому монастырю: Честного Креста; вмч. Мины и свт. Николая Чудотворца (Капрули, το Καπρολη), известная с 1066 г., где в 1512 г. принял монашеский постриг и неск. лет подвизался прп. Дионисий Олимпийский . Фрагменты фресок в храме келлии датируются кон. XV - нач. XVI в. После 1730 г. служила конаком. Здесь жил с учениками старец Хаджи-Георгий. Еще одна келлия, Благовещения Пресв. Богородицы (Кацулиеридес), в овраге Адин, относится к Капсале, а не к К. Она была основана в 1450 г. и куплена Симонопетрой в 1660 г., с 1840 г. в ней размещалась рус. монашеская община, с 1987 г.- община старца архим. Хризостома (Кацулиериса) (канонические игумен и братия Эсфигмена), восстановлена после пожара 1990 г.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

«Воскресное чтение» 1832, 1834.    15.      Ф.Надеждин. Благовещение Пресв.Богородицы. «Духовная беседа», 1862.    16.      А.П. Размышление христианина при чтении Св.Евангелия о Благовещении Арханг.Гавриила Пресв.Деве Марии. Стран. 1877.    17.      М.Монастырев. Не бойся, Мариам. (1:30). «Домашняя беседа», 1860.    18.      Праздник Благовещения Пресв.Богородицы. (Объяснение праздников уче­никам сел.школ.) «Воскресное чтение», 1828.     В Словах и Беседах    19.      Ст.26—38. Павел, архиеп.Кишиневский. Чем обрела Себе благодать у Бога Преблагословенная Дева Мария? 3:129—131. О высоте девства в глазах Церкви Христо­вой и в глазах истинных христиан. 1:341—357.    20.     Ст.27—31. Филарет, архиеп.Черниговский. О значении имени Иисус, возвещен­ного Архангелом. 2:11.    21.      Ст.28—29, 32—33, 38. Филарет, митр.Московский. Об особенной благодати кото­рую Мариам обрела у Бога, и о потребности благодати вообще, 4:176—181. О том, что было причиною смущения Божией Матери при благовестии Ей Ангела и как Она вышла из этого состояния. 3:79—81. Что было причиною и предметом размышления Пресв.Девы при благовестии Ей Ангела? 5:150—152. О глубочайшем смирении (смутися о словеси его) и непобедимой силе благоразумия (и помышление, каково будет целование сие) Пресв.Девы Марии. 2:368—371. О духовном характере Царства Хрис­това. 1:135—138. Как от веры Пресв.Девы Марии требовалось предварительное при­знание предрекаемого Ей Сына не только в качестве Сына Божия, но вместе в каче­стве Царя, так и от нашей веры, вместе с признанием в Лице Иисуса, Сына Божия, Богочеловека, Спасителя нашего, требуется признание в Нем нашего Царя, как суще­ственно необходимое для спасительной веры. 5:72—74. О благовестии Архангела Пресв. Деве Марии и по вопросу о том, почему всемогущая сила Божия в деле, при­надлежащем собственно всемогуществу, действует не без соизволения воли челове­ческой? 5:121—124. Что значит, что воплощение Сына Божия предваряется небесным благовещением, и что сие благовещение не только изрекается вседержавною волею Господа, но и взыскует соизволения Рабы Его? Об обязанности, пользе и важности послушании вообще.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По переписным книгам 1646 (154) г. Гороховец имеет следующий вид. «В Гороховце место городовое на горе у реки Клязьмы, а город сожгли черкасы в 127 (1619) г.; около города 242 сажени да в осыпи, что бывал внутри города храм ружный Николая Чудотворца и на том месте ныне церковь Живоначальные Троицы с приделом Николая Чудотворца верх шатров, а по грамоте царя Михаила Феодоровича учинен монастырь; около погосту забор, на погосте 5 келей, живут 2 попа черных да 3 человека братии старцов. – Да под городом внизу у р. Клязьмы по берегу был острог и башни рубленые, – сожгли черкасы; около острога было 980 саж. В Гороховце в острожном месте соборная церковь . Благовещения Пресв. Богородицы с приделами Макария Желтоводского, св. муч. Параскевы – древяна верх шатров да на посаде церковь Воскресение Христово с приделом в.-муч. Георгия древяна верх шатров; на посаде съезжая изба строена посадскими и уездными людьми, двор воеводский, бывший двор городничого пустой, у Клязьмы таможня и двор кабацкой, у ручья винокурня и пивоварня». «Всего на посаде две церкви с приделами, 2 дв. поповых, в них 6 человек, 1 дв. дьячков, 2 дв. пономаревых, 2 дв. бобыльских на церковной земле, 2 дв. вдов, 4 двора пушкарских, 195 дв. торговых и ремесленных людей с населением 388 душ муж. пола, 42 дв. бобыльских и 10 дворов вдовьих». Через 32 года по переписным книгам 1678 г. картина Гороховца несколько изменяется к лучшему. «Внутри города монастырь Николая Чудотворца, в нем холодная церковь Живоначальные Троицы, а под ней придел Николая Чудотворца, другая теплая церковь Покрова Пресв. Богородицы; монастырь огорожен забором – рублен в замок, в нем 6 келей, строитель черной поп Варлаам, 10 человек братий старцев, двор скотской. – На посаде собор Благовещения Пресв. Богородицы с приделом Макария Желтоводского, другая теплая церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи с приделом в.-муч. Параскевы, церковь Воскресения Христова с приделом в.-муч. Георгия, другая теплая церковь Введения во храм Пресв. Богородицы, колокольня при ней рублена в замок на 8 углов. Монастырь девичь, в нем церковь холодная Сретения Пресв. Богородицы Владимирския, другая церковь теплая преп. Сергия Радонежскаго, в монастыре 20 келей, в них 44 сестры питаются милостыней и рукодельем. За р. Клязьмою Знаменский монастырь, в нем церковь Знамения Пресв. Богородицы с приделами Иоанна Богослова и Зосимы и Савватия Соловецких, – огорожен забором, в монастыре 5 келей, в них 8 человек братий питаются милостыней. – В городе съезжая изба, государев кружечный сбор и винокурня».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Впереди на белом листе припись не разобрана, на след. за ним листе: Яз дьякон Алексей продал князю Никите 24 тетрати и руку приложил. См. 388. 271. (1180.) Канонник, полууст., исх. XVI века, в четверть, 113 листов. л. 1. Канон Живоначалной Троице гл. 7. л. 3. Указ како поются статии на молебне. л. 5. Канон молебен в нахождение брани иноплеменник. л. 6 об. Канон к самому Господу и ко всем Святым, егда из града исходити противу ратных, певаем за князя и за люди. л. 12. Канон Рожеству Господа нашего Ис. Христа г. 1. л. 15. Канон Рожеству преч. Богородицы гл. 2. л. 17 об. Канон Благовещению пресв. Богородици, творение Феофана. л. 22. Канон Живоначальной Троице г. 4. л. 24. Канон Взнесению Христа Бога нашего, творение Иоаннов. л. 27. Канон Преображению Господа нашего Ис. Христа гл. 4. л. 31. Канон Покрову преч. Богородици гл. 4. л. 36. Канон Успению преч. Богородици, творение кир Козмы. л. 39. Канон Милостивому Спасу гл. 8. л. 43 об. Канон Нерукотворенному образу Господню гл. 4. л. 48. Канон молебен пресв. Богородици Одигитрие, творение священноинока Игнатиа. л. 52 об. Канон Стретению пресв. Богородици Владимирская гл. 4. л. 57. Канон св. Богоявлению Господа нашего. Ис. Христа, творение Козмы ермонаха. л. 60 об. Канон Сретению Господа нашего Ис. Христа, творение Козмы. л. 64 об. Канон Введению пресв. Богородицы гл. 4. л. 68. Канон благодарен, рекше неседален, пресв. Богородици, творение Иосифа. л. 72. Канон на Воздвижение честнаго Креста, творение кир Козмы. л. 76 об. Канон Знамения преч. Богородицы в Велнком Новеграде. л. 80 об. Канон положению Ризы преч. Богородицы, творение Иосифово. л. 84. Канон (на) Вход в Иерусалим, творение Козмы мниха. л. 87. Канон Происхождению честнаго Креста гл. 6. л. 90 об. Канон Зачатию св. Анны гл. 1. л. 94. Канон Явлению иконе преч. Богородици иже на Колоче гл. 4. л. 99 об. Канон о св. Купине, по вся суботы, гл. 6. л. 104. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу и преч. Его Матере, певаем за бездождие. л. 108 об. Канон молебен к Господу Богу нашему и преч. Его матере певаем за ведрие, егда дождь рамен идет. В конце: молитва – похвала к пресв. Богородицы по каноне, в коей между прочим читается: спаси и помилуй благовернаго и христолюбиваго Государя нашего Царя и Вел. Князя Феодора Ивановича всеа Русии Самодержца на многа лета.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

С т. зр. церковного устава богослужение на К. представляет собой соединение последований праздников Пасхи и Благовещения. Так, в К-поле в IX-XII вв., согласно указаниям Типикона Великой ц. , на К. сразу после окончания утрени в храме Св. Софии певцы начинали петь тропарь Благовещения и совершался крестный ход (лития) в Халкопратийский храм. Там читались Апостол и Евангелие, и процессия возвращалась в храм Св. Софии для совершения пасхальной литургии, а один из священников оставался в Халкопратийском храме и служил литургию с песнопениями в честь Благовещения ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 256-259). Правила такого соединения содержатся в благовещенских главах , подробно разработанных уже в различных Типиконах студийской традиции и оттуда перешедших в Иерусалимский устав . В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., наиболее точно отражающем традиции к-польского Студийского мон-ря IX-X вв. ( Пентковский. Типикон. С. 339-340), соединены последования Пасхи и Благовещения: на вечерне Великой субботы поются стихиры и читаются паремии обоих праздников; на Светлой заутрене к песнопениям Пасхи прибавлены канон и проч. песнопения Благовещения, а также по 6-й песни канона - Евангелие Благовещения; на литургии песнопения - пасхальные, но Апостол и Евангелие - обоих праздников, причем пасхальное Евангелие читается игуменом монастыря в алтаре, а Благовещения - диаконом на амвоне. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. к-польского мон-ря Пресв. Богородицы Евергетиссы, восходящем к литургической практике М. Азии, но оказавшем большое влияние на богослужение мн. обителей К-поля и Византии в целом, а также отчасти славянских стран, предложены несколько вариантов службы в пасхальные ночь и утро (чин вечерни и литургии Великой субботы везде один и тот же, с соединением текстов 2 праздников). Первый близок к описанному в Студийско-Алексиевском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 441-442), причем составитель Евергетидского Типикона приписывает его текст патриарху К-польскому Антонию (вероятно, Антонию III Студиту, † 983). Второй вариант предполагает, что при наличии в мон-ре храма во имя Пресв. Богородицы там могут совершаться утреня и литургия только в честь Благовещения, тогда как в основном соборе мон-ря Светлая заутреня и литургия должны совершаться полностью по пасхальному чину, без к.-л. прибавлений (Там же. С. 442). Наконец, 3-й вариант, отражающий практику монастырей в области г. Олимп, заключается в совершении благовещенской утрени от начала до конца, затем - пасхальной, а литургия должна совершаться параллельно: в главном алтаре - пасхальная, в приделе - благовещенская (Там же. С. 443).

http://pravenc.ru/text/1841093.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010