Пресв. Богородица почитается в Грузии особо. Наряду с церковными (Гвтисмшобели - Богородица, Деда Гвтиса - Божия Матерь, Калмариам - Дева Мария) существуют народные варианты Ее имени и эпитеты: Шобис Деда (Мать Рождества), Нерчис, Пудзис Батони (Госпожа, Повелительница рода), Адгилис Деда, Дедопали (Мать, Госпожа места) и др. В нек-рых районах Зап. Грузии (Мегрелия, Гурия, Имерети) сохранился архаический обряд Нерчис хвама (молитва Нерчи (роду)), совершаемый в момент родов в присутствии всех женщин рода и включающий моление к Пресв. Богородице. В Вост. Грузии день хранителя рода (сахлтангелозоба, сахлис ангелозоба - день рода, день Госпожи места) считался жен. праздником, с распространением христианства он совпал с почитанием Пресв. Богородицы и был приурочен к празднованию масленицы. Из жертвенного топленого масла (зедаше) выпекают пирог с начинкой из муки, сахара и масла (када), запекают курицу, женщины съедают приготовленное в «углу ангела» (красном углу), прося Пречистую Деву о здравии всех членов семьи. Наиболее почитаемым среди церковных праздников, посвященных Пресв. Богородице, является Успение Пресв. Богородицы (Мариамоба; 15 авг.). Весь август назывался месяцем Богоматери (Мариамобис тве). Большинство груз. храмов освящено в честь Успения Пресв. Богородицы и носит название Сиони (от Сионской горницы, где жила и преставилась Пресв. Дева), напр. Тбилисский Сиони, Болнисский Сиони, Дманисский Сиони и т. д. На Мариамоба праздничный стол украшают фруктовыми ветками и цветами. По обычаю, в садах оставляют немного несрезанных фруктов, чтобы на др. лето был хороший урожай. Для усопших варят кутью; в этот же день или на следующий приходят на кладбище с ветками и свежими фруктами. В горных районах Грузии на кладбище приносят пищу. На Рождество Пресв. Богородицы (Гвтисмшоблоба) крестьяне благодарят Богородицу, Подательницу урожая, и просят Ее помощи в следующем году. В Зап. Грузии (в частности, в Лечхуми) Матерью Рождества (Шобис Деда) называют церковный праздник Собора Пресв. Богородицы, совершаемый на следующий день после Рождества Христова (26 дек.). Женщинам в этот день запрещалось работать (особенно шить и вязать). Благовещение Пресв. Богородицы (Хареба) воспринималось как праздник весны, обновления, начала благоденствия природы. По преданию, в этот день «олень не шевельнет рогами, девушка косы не плетет». На Благовещение поминают усопших, для них в доме ставят кутью и рыбное блюдо; освящают посевное зерно, символично прививают фруктовые деревья и выводят в поле быка. От этого дня зависит судьба всего года. На следующий день начинались посевные работы.

http://pravenc.ru/text/168199.html

По статистическим данным, в 1901 г. в пределах Г. Э. насчитывалось 1 278 500 чел. правосл. населения и 50 тыс. сектантов (молокан - 32 тыс., духоборов - 7 тыс., прыгунов - 6 тыс., субботников - 4 тыс., баптистов - 2 тыс., жидовствующих - 2 тыс. и т. д.); действующих церквей - 2455, приходов - 1527 в составе 101 благочиния. Мон-рей - 28 муж. и 7 жен., где подвизались 615 монахов, 118 монахинь, 573 послушника и 163 послушницы. В Грузинской епархии 16 мон-рей: Ахтальский (Ахтала) (муж.); Бетанийский (Бетаниа) Рождества Пресв. Богородицы (муж.); Бодбийский (Бодбе) св. Нины (жен., общежительный); Вардзийский (Вардзиа) Успения Пресв. Богородицы (муж., общежительный); Давидгареджийский (Давидгареджи) (муж., общежительный); Зарзмский (Зарзма) (муж.); Иоанно-Зедазенский (Зедазени) (муж.); Иоанно-Крестительская (Натлисмцемели) пуст. (муж.); Кватахевский (Кватахеви) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Марткопский (Марткопи) прп. Антония (муж.- под управлением экзарха); мцхетский Самтаврский (Самтавро) св. Нины (жен.); Сафарский (Сафара, Сапара) св. Саввы (муж., общежительный); тифлисский Преображения Господня (муж., первоклассный); Хирсский (Хирса) св. Стефана Первомученика (муж.); Шиомгвимский (Шиомгвиме) (муж.); Шуамтинский (Ахали-Шуамта) Рождества Пресв. Богородицы (муж., общежительный). В Сухумской епархии 3 мон-ря: Василиско-Златоустовский (жен., общежительный); Драндский (Дранда) (муж., общежительный, возобновлен в 1885); Новоафонский ап. Симона Кананита (муж., общежительный). В Имеретинской епархии 7 мон-рей: Гаенатский (Гелати) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Джручский (Джручи) вмч. Георгия (муж.); Кацхский (Кацхи) Вознесения Господня (муж.); Мгвимский (Мгвимеви) Спасский (жен.); Моцаметский (Моцамета) святых мучеников Давида и Константина Аргветских (муж.); Намарневский Иоанна Крестителя (муж.); Челишский (Челиши) Успения Пресв. Богородицы (муж.). В Гурийско-Мингрельской епархии 8 мон-рей: Джихетская (Джихети) община (жен.); Джуматский (Джумати) св. Архангелов (муж.); Иоанно-Крестительская пуст. (муж.); Мартвильский (Мартвили) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Нахаребовский (Нахареби) Благовещения Пресв. Богородицы (муж.); Теклатский (Теклати) Рождества Пресв. Богородицы (жен., общежительный); Хопский (Хопи) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Шемокмедский (Шемокмеди) Спасский (муж.). Духовенство Г. Э. составляли 62 протоиерея, 1647 иереев, 231 диакон и 1805 псаломщиков ( Рункевич. 1903. Стб. 736-750).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕРОССКАЯ, КАЛИМНОССКАЯ И АСТИПАЛЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Λρου, Καλμνου κα Αστυπαλαας], епархия К-польского Патриархата, одна из Додеканесских митрополий; помимо Лероса, Калимноса и Астипалеи охватывает Телендос, Псеримос и др. близлежащие небольшие острова. Митрополичьи резиденции находятся на Леросе, Калимносе и Астипалее, кафедральные соборы освящены в честь Благовещения Пресв. Богородицы (на Леросе), в честь Преображения Господня (на Калимносе) и во имя Пресв. Богородицы Портаитиссы (на Астипалее). Исторический очерк Церковь Пресв. Богородицы Портаитиссы на Астипалее. Сер. XVIII в. Церковь Пресв. Богородицы Портаитиссы на Астипалее. Сер. XVIII в. Базилика «Христос Иерусалимский» на о-ве Калимносе. VI в. О распространении христианства на этих островах не сохранилось сведений. Несомненно этому процессу способствовали тесные контакты с Родосом и городами малоазийского побережья. О расцвете христ. строительства в V-VI вв. можно судить по значительному числу сохранившихся на этих сравнительно небольших островах базилик. На Леросе их обнаружено 11: 3 базилики - в Алинде (рядом с ц. 40 мучеников, у муниципальной гостиницы и в местности Панайес), 2 - в Лаки (ап. Иоанна Богослова и Пресв. Богородицы Лимниотиссы), Пресв. Богородицы - в Палеокастро, Пресв. Богородицы - в Партени, вмц. Варвары - в Айия-Марина, свт. Николая Чудотворца - в Ксирокамбо, ап. Петра - в Дримонасе, св. Иоанна - в Факудье; на Калимносе насчитывается ок. 20: базилики «Христос Иерусалимский» и Св. Софии - в Пигадии, Евангелистрии - в Потии, св. Иоанна Предтечи - в Мелицахе, Живоносного Источника - в местности Кандуни, без названия - в Скалья, в Эмборьо и др., 10 базилик - в Ватисе и его окрестностях (Воскресения Христова, на участке Халкитиса, вмч. Георгия, вмц. Ирины, без названия, Честного Креста с парекклисионом мч. Кирика, прав. Анны, арх. Михаила, Палеопанагия); на Астипалее - 7 базилик (напр., вмц. Варвары в Аналипси (Малтезане)); на Псеримосе - 6: арх. Михаила, Успения Пресв. Богородицы, равноап. Константина, вмч. Георгия, свт. Николая и Пресв. Богородицы Графиотиссы и др.; на Телендосе - 5: свт. Василия Великого, Успения Пресв. Богородицы, Св. Троицы, без названия в местности Пота, равноап. Константина.

http://pravenc.ru/text/2463585.html

л. 247. Мес. февраля в 11, память препод. отца нашего Дмитрия вологодцкаго чюдотворца, игумена прилуцкаго. Служба, потом: л. 270. Житие и подвизи и от чюдес похваление препод. отца нашего Дмитриа, творение Макариа игумена тояже обители. Нач. Иже святое житие поживших. На конце – Похвала Преподобному. л. 302. Мес. тогоже 12, преставление иже во святых отца нашего Алексея, новаго чюдотворьца, митрополита святейшаа митрополия киевския и всея Руси... Служба, вслед за коей: л. 320 об. Преставлеиие святителя Алексия, сставлено же бысть сие житие и чюдеса ермонахом Пахомьем... Нач. Елма убо божественыимь мужем хотящим повести написати. В конце 9 чюдес и Слово похвальное. После заглавий как службы, так и жития помещена припись, что в служ. Минее 528. л. 348. Мес. марта в 25 день, Благовещение преславныя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. Служба. л. 357 об. Мес. тогоже 25 день, иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Костянтинаграда, Златоустаго на благовещение пресв. Владычиця нашея Богородица п Приснодевы Мария и на Арианы Слово. Нач. В првую неделю православную сию церковь небесный лик нарече, иже несзданныа Троица таиник и сказатель Великый Василие. л. 368 об. В тойже день, Григорья, архиеп. новыя Кесариа, Слово на Благовещение пресв. Богородица. Нач. Днесь ангельскаго полка песнопениа уясняются. л. 375. Иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Констянтинаграда, Златоустаго Слово на Благовещение пресв. Богородица и Приснодевы Мариа. Нач. Паки радости благовестия, пакы свободы взвещениа, пакы взвание, пакы всхождение. См. 602 л. 163. л. 383. Того же Слово похвално на Благовещение пресв. Владычица наша Богородица Приснодевы Мариа. Нач. Всиа нам днесь праведное Солнце, с преже всходящаго естеством. л. 389. Иже в святых отца нашего Иоанна Дамыскына Слово на Благовещение пресв. Владычица наша Богородицы и Приснодевы Мариа. Суть же зде глаголи буквам греческым Архангеловы и Богородичны вещаниа и ответи. См. 160 л. 342. л. 407. Иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Царяграда, Златоустаго Слово на Благовещение Владычица нашея Богородица. Нач. Царьскых таин празденьство празнуим днесь. См. 602 л. 160.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Арх. Св. Синода 1731 г. д. 502. В этом архивном деле состав Черниговской епархии представлен так: Протопопии Черниговской – г. Чернигова церкви: Воскресения Господня, соборная Преображения Господня, Покровско-заградская, св. муч. кн. Михаила и боярина Феодора, св. вмч. Екатерины, Воздвижения Господня, Чудотворца Николая, Богоявления Господня, Вознесения Господня, Заградская Сретенская (л. 624), Местечка Любеча – Покрова Богородицы, Живоначальной Троицы, Рождества Пресв. Богородицы и вмч. Параскевы (л. 627); протопопии Новгородской (Северской), г. Новгородка: сборная Свято-Успенская, Воскресения Господня, Рождества Христова, Покрова Пресв. Богородицы, Благовещения Пр. Б., Свят. Николая и Воздвижения Честного Креста (л. 628); протопопии Стародубовской – т. Стародуба – соборная Рождества Христова, Свято-Успенская, Богословская, Св. Духа, Иоанна Предтечи, Свято Покровская, Рождества Богородицы (две церкви). Свят. Николая (две церкви), Вознесения Господня, Преображения Господня, свят, первоверх. апп. Петра и Павла, архистратига Божия Михаила, святителя Афанасия, Богоявления Господня, св. муч. Стефана (л. 632), местечка Семионовки – св. Николая, архистрат. Михаила, Покрова Пр. Богородицы (л. 638), местечка Ровски (?)–страстотерпцев Бориса и Глеба, св. Николая (л. 639); протопопии Почеповской – г. Почепа – Преображения Господня, Св. Христова Николая, св. муч. Флора и Лавра, Успения Пресв. Богородицы, св. прор. Илии, Сретения Господня, св. Александра Невского (лл. 640–641); наместничества Седневского – мест. Седнева – Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, вмч. Георгия, мест. Городни – Св. Троицы (л. 644), наместничества Беревенского г. Бережной – Вознесения Господня, Успения Пресв. Богородицы, Благовещения Пр. Богородицы, св. апп. Петра и Павла; (л. 646) наместничества Менского – мест. Мени – Архангела Михаила, Рождества Богородицы и Свят. Николая (л. 648); наместничества Соснецкого – мест. Сосницы – Живоначальная Троицы, Воздвижения Креста Господня, Успения Божия Матери, Воскресения: Христова, Покрова Пресв. Богородицы, Вознесения Господня, Рождества Богородицы (л. 649), наместничества Меленского – мест. Мелино– церковь дворца архиерейского Стародубского Воздвижения Честного Креста Господня, соборная Воскресения Христова, Преображения Господня. Успения Пресв. Богородицы (л. 650), наместничества Мглинского – Успения Пресв. Богородицы и св. Николая (л. 651). Таким образом, из общего количества церквей Черниговской епархии – 491, на долю городов и местечек приходилось только – 76 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В зап. компартименте изображены св. равноапостольные Константин и Елена, святители Иоанн Милостивый и Николай Мирликийский. На лопатках зап. пары подкупольных опор друг напротив друга представлены архангелы Михаил и Гавриил как стражи, охраняющие вход в храм, что характерно для серб. ансамблей поздневизант. периода. Рядом с ними прп. Симеон Мироточивый и свт. Савва Сербский - основатели Сербского государства и Церкви. Их частое появление в росписях Моравского периода было связано со стремлением кн. Лазаря подчеркнуть преемство династии Неманичей. Христос Спаситель. Роспись над порталом нартекса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Христос Спаситель. Роспись над порталом нартекса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Росписи притвора многочисленны и хорошо сохранились (кроме верхнего яруса). В 2 сводах под куполом и в откосах круглых окон представлены ветхозаветные цари, в парусах - гимнографы, прославлявшие Пресв. Богородицу (фрагментарно сохр. одна фигура). Ниже в 3 яруса располагаются циклы детства Христа и Пресв. Богородицы: «Отвержение даров», «Моление Анны, и Иоаким, уходящий в пустыню», «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых врат», «Рождество Пресв. Богородицы», «Иоаким и Анна ласкают маленькую Марию», «Благословение первосвященников», «Первые шаги Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Моление Захарии о посохах», «Обручение Марии Иосифу», «Благовещение Пресв. Богородице», «Упреки Иосифа», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Первый сон Иосифа», «Путь в Вифлеем», «Перепись населения» (где правитель Квирин ошибочно подписан как Август Кесарь), «Поклонение волхвов», «Возвращение волхвов», «Второй сон Иосифа» и «Бегство в Египет». Цикл начинается под барабаном с истории Иоакима и Анны, продолжается сценами детства Пресв. Богородицы в следующем ярусе, ниже располагаются сцены детства Христа. Эти сюжеты очень близки к аналогичным циклам в Кахрие-джами (1316-1321) и Куртя-де-Арджеш (ок.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Глава I Многочисленность Московских Кремлевских дворцовых церквей и причина того. Церкви: Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, Сретения Господня, Великомученицы Екатерины, Преподобномученицы Евдокии, Воскресения Христова, Нерукотворенного Спасова образа – «за золотою решеткою», Великомученика Иоанна Белоградского, Св. Иоанна Предтечи, Положения ризы Пресв. Богородицы, Похвалы Пресв. Богородицы, Нерукотворенного Спасова образа, «что у царевен на сенех», Успения Пресв. Богородицы, Сошествия Св. Духа и Св. Апостолов Петра и Павла. История происхождения каждой из этих церквей. Внешнее и внутреннее устройство, ризница. Служение патриарха и других высших духовных лиц. Посещения для молитвы особами царской фамилии. Многочисленность Московских Кремлевских дворцовых церквей и причина того Приступая к исследованию вопроса о Московских Кремлевских придворных церквах в XVII веке, мы, прежде всего, не можем не остановиться на многочисленности оных, особенно во второй половине сего столетия. В то время как до 1628-го было лишь четыре придворных церкви – во имя Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Ея, Сретения Господня и Великомученицы Екатерины, в конце XVII века, кроме указанных церквей, находим еще церкви: соборные – во имя Нерукотворенного Спасова образа и Живоносного Христова Воскресения, новую церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, Риз-положения, Похвалы Пресвятой Богородицы, Успения Пресв. Богородицы, Сошествия Св. Духа, Св. Апостолов Петра и Павла и Св. И. Предтечи. Все указанные церкви в официальных документах XVII в. обозначались как в собственном смысле придворные, в отличие от других ружных церквей, того же Кремля, принты которых также содержались на средства государя, терминами: «что у Великого Государя», «государыни», или «у благородных царевен» – вверху или «на сенех» 6 . Что касается причины существования столь многих церквей в Кремлевском дворце, то ее отчасти можно усматривать в преобладании у нас на Руси в XVII в. религиозного интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕРУНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καμερον], епархия Александрийской Православной Церкви. Охватывает территории гос-в Камерун, Чад, Центральноафриканская Республика, Экваториальная Гвинея, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи. Кафедра находится в Яунде (Камерун). Собор Благовещения Пресв. Богородицы в Яунде. 1951–1955 гг. Собор Благовещения Пресв. Богородицы в Яунде. 1951–1955 гг. Появление Православия в Зап. Африке связано с приездом сюда в кон. XIX - нач. ХХ в. греч. эмигрантов. В 20-х гг. ХХ в. после выселения греков из М. Азии число греческих общин увеличилось. В 1951 г. французские колониальные власти официально признали присутствие в регионе Греческой Православной Миссии Камеруна (Mission Grec Orthodoxe du Cameroon). В 1951-1955 гг. был построен собор Благовещения Пресв. Богородицы в Яунде, в 1953-1959 гг.- ц. равноапостольных Константина и Елены в Дуале. В 1956 г. в Зап. Африке действовало 4 прихода (Εκκλησιαστικν Ημερολγιον, 1956. Αθναι, 1955. Σ. 231). Феодор II, Патриарх Александрийский, совершает Божественную литургию в соборе Благовещения Пресв. Богородицы в Яунде. Фотография. 2009 г. Феодор II, Патриарх Александрийский, совершает Божественную литургию в соборе Благовещения Пресв. Богородицы в Яунде. Фотография. 2009 г. 23 янв. 1959 г. была образована Аккрская и Западноафриканская митрополия с кафедрой в Яунде. Спустя 5 лет она уже насчитывала 8 храмов, в к-рых служили 4 иерея (Ημερολγιον τς Εκκλησας τς Ελλδος, 1964. Αθναι, 1963. Σ. 393). С 1975 г. в Зап. Африке активизировалась правосл. миссионерская деятельность, в 1980 г. была начата проповедь в Сев. Камеруне, куда практически еще не добрались др. христ. конфессии. Катехизаторы сталкиваются со сложностями из-за большого числа местных диалектов (около 220). 28 нояб. 1994 г. Аккрская митрополия была переименована в К. м. В сент. 1997 г. из состава К. м. были выделены Нигерийская и Ганская епископии, а Республика Конго передана Центральноафриканской митрополии. В 2004 г. Нигерийская епископия (Нигерия, Нигер, Бенин и Того) получила статус митрополии. В 2009 г. Ганская епископия (с кафедрой в Аккре) также возведена в ранг митрополии и названа Аккрской. В 2010 г. из Аккрской митрополии была выделена епископия Сьерра-Леоне (Сьерра-Леоне, Либерия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гамбия, Сенегал и Кабо-Верде). После этого в юрисдикции Аккрской митрополии остались гос-ва Гана, Кот-д " Ивуар, Мали и Буркина-Фасо. В 2010 г. была создана Браззавильская и Габонская епископия (включившая Республику Конго, ранее входившую в Центральноафрикан. митрополию, и Габон, принадлежавший К. м.).

http://pravenc.ru/text/1470121.html

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресв. Богородицы . Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова. Успение, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592-602); известно также, что имп. Пульхерия (399-453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресв. Богородицы в одном из храмов К-поля ( Скабалланович. Успение. С. 85-86). Рождество Пресв. Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. ( Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 40), где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» - тот же, что поется на этот праздник и в наст. время. Праздник Введения Пресв. Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, к-рая присуща др. Б. п. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX-X вв., в Типиконе Великой ц., по ркп. Patm. 266 (IX-X вв.) при нем не дается никакой службы ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 25, 203), а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 110). В слав. Остромировом Евангелии 1056-1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании ( Скабалланович. Введение. С. 110). После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Б. п. В совр. правосл. богослужении в число Б. п. входят: Рождество Богородицы (8 сент.); память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сент.); Введение во храм (21 нояб.); Зачатие прав. Анной Пресв. Марии (9 дек.); Собор Пресв. Богородицы (26 дек.); Благовещение (25 марта); Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); Обновление (т. е. день освящения) храма Пресв. Богородицы у Живоносного Источника в К-поле (пятница Светлой седмицы), Положение ризы Пресв.

http://pravenc.ru/text/149547.html

Придел во имя св. Архангела Гавриила, в начале XVII в. представлял убогий внутренний вид, так как царь Михаил Феодорович в первом же году своего царствования нашел необходимым дать в этот и другие верхние придельные храмы всю новую церковную утварь и иконостас. Так, им была пожертвована в придел Архангела Гавриила – на престол одежда бархатная, червчатая, шелк зелен да лазорев с золотом; на жертвенник также одежда бархатная червчатая, шелк черн да лазорев, бел да зелен с золотом, а в иконостас: деисус с праздники и пророки – 20 образов в окладе серебряном, золоченом, басемном, с венцами сканными, царские двери, 2 столпца да сень, да благоразумный разбойник, – в окладах серебряных басемных, со сканными венцами, и кроме того, запрестольный образ Пресв. Богородицы в окладе среброзолоченом басемном, с венцами сканными золочеными и с финифтью, медный образ собора Архангела Гавриила, с окладом и венцами среброзочеными сканными, с финифтью, камнями и жемчугом; образ Благовещения Пресв. Богородицы в басемном среброзолоченом окладе, с венцами сканными и с финифтью, образ Смоленской Божией Матери в среброзолоченом басемном окладе, с среброзолочеными сканными венцами и с ожерельем, низанным жемчугом и украшенным камнями 76 . По описи 1681 г. иконостас в приделе был таков: царские двери с иконами Благовещ. Пресв. Богородицы и 4 евангелистов; на сени – в средине – образ Пресв. Троицы, а по сторонам – тайная вечеря, на столбцах в возглавиях – образ Спасителя и Божией Матери, по столбцам – образ трех Вселенских Святителей и Николая чудотворца, по сторонам – 5 святых диаконов, по правую сторону царских врат были местные образа Благовещения Пресв. Богородицы и образ Собора Архангела Гавриила; по левую сторону – образ Одигитрии Пр. Богородицы, на северной двери был изображен Благоразумный разбойник. Над царскими дверями и над местными образами находилось в тябле – деисус с образами Спасителя, Божией Матери и других святых; в другом тябле – образ Пресв. Богородицы с пророки. Над царскими же дверями и над местными иконами находилось 5 шестолистовых образов в басемных окладах и с резными среброзолочеными венцами. Пред деисусом висело медное тройное паникадило с 15 шандалами и блюдцами со строфокамиловым яйцом внизу. За престолом стоял образ Пресв. Богородицы с изображением Архангела Гавриила на обратной стороне, в басемном окладе и со сканными золочеными венцами. На престоле лежал среброзолоченый благословенный крест с мощами 12 святых, данный в придел в 1677 г. Что касается церковной утвари, то, судя по описи, ее было достаточно 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010