Он начал строиться при благоверной августе Пульхерии, которая также построила церковь в Халкопратии (там был положен пояс Пресвятой Богородицы; теперь он хранится на Афоне в Ватопедском монастыре, а недавно, в 2011 году, пояс привозили для поклонения в Россию). Во Влахернском храме находилась риза Богородицы и Ее чтимый образ – Влахернская икона, которая при Патриархе Никоне была принесена в Москву. С этой иконой и ризой связано несколько чудесных избавлений Константинополя от рук врагов; после одного из них, произошедшего в 626 году, появился самый первый акафист Богородице, но образцу которого впоследствии были сложены все остальные акафисты. «Акафист» означает «неседальное» (исполняющееся стоя) пение, в отличие от кафизм – чтений из Псалтыри 49 . В древности этот акафист возносился от лица города, потом словосочетание «Град Твой» было изменено на «раби Твои», а строка «радуйся, поклонение огни угасившая» указывала на досаждавших городу персов, которые были зороастрийцами. Здесь же, во Влахернском храме, во второй половине XI века, согласно Киево-Печерскому патерику, Богородица явилась нескольким грекам – зодчим, вручила им Свой образ и повелела идти в Киев, чтобы построить церковь во имя Ее. И доныне та святая икона находится в Лавре, как и мощи святых строителей, которым Дева Мария сказала, что придет увидеть созданную по Ее благословению церковь , и пообещала, что даже жить будет в ней. 47 Христиане каждого народа считают Дену Марию по-особому близкой и ним. Так, на пример, копты – египетские христиане – полагают, что Дева Мария сугубо любит Египет, ведь здесь Святое семейство нашло убежите от убийц царя Ирода В Коптской Церкви есть даже особый богородичный месяц – киак, предшествующий Христову Рождеству. А в Эфиопии считают, что. спасая и Младенца Иисуса Мария с Иосифом дошли до эгой страны, и там Царь Мироздания Иисус отдал Эфиопскую землю в дар Своей Пречистой Матери. В Эфиопской Церкви есть также уверенность о существования Завета Милосердия между Господом и Богородицей – Господь избавляет от грехов тех, кто чтит Ее имя. 49 Само название «кафизмы» предполагала, что их слушают сидя (в греческих храмах и сегодня находятся стасидии – в них можно и стоять, опираясь на локти, и сидеть). Читать далее Источник: Агни Парфене: [книга о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии]/протоиер. Михаил Браверман. - СПб.: Ладан, 2015. - 176 с.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XII. ИКОНЫ И ХРАМЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В ПЕРВЫЕ ВЕКА; ПОЯС, РИЗА И ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПЕЛЕНЫ; ПОКРОВ В ЖИЗНИ СВЯТЫХ, В СУДЬБАХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ И АФОНА Под Твой милость прибегаем, Богородице Дево: молитв наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. По древнему преданию, принимаемому Православной Церковью, святой Евангелист Лука, ученик и сотрудник Апостола Павла, знал искусство живописи. Удовлетворяя благочестивому желанию верующих видеть лик Божьей Матери и по отшествии Её от земной жизни, он написал образ Её, и когда представил его Приснодеве, то Она изрекла: «благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с ним». Этот образ был послан сначала в Антиохию, где особенно умножились верующие и первые приняли название христиан, и где жил «державный Феофил», для которого святой Лука писал Евангелие и книгу Деяний Апостольских. Из Антиохии, по прошествии многих лет, этот образ был перенесён в Иерусалим, и потом Евдокией, супругой Греческого императора Феодосия младшего (408–450г), путешествовавшей по святым местам, отправлен в Константинополь к святой царице Пульхерии, как драгоценный дар христианской любви. В житии святого Панкратия, епископа Тавроменийского, ученика апостола Петра, неоднократно упоминается образ Пресвятой Богородицы, уже преставившейся в горние селения. В дальнейшие века образа Божьей Матери встречаются всё чаще и чаще и ознаменовываются благодатью чудотворения. Основав в четвёртом веке Константинополь, благоверный император Константин Великий поручил его покрову Богоматери и построил в нём три храма в честь Её. Там же, и тогда же, при Константине Великом , построен был храм Богородицы одним сенатором. Вслед за тем императоры, императрицы, вельможи, жёны их усердно строили храмы и обители, мужские и женские, во славу Богородицы, как в городе, так и за городом. Замечательны названия некоторых храмов и обителей: Богородицы Благословенные, Благотворительницы, Всеблаженные, Пренепорочные, Всецарицы, Милостивые, скорбящих Радости, Нерукотворенные иконы Богоматери: так быстро и широко развивались любовь и благоговение к Ней в царском доме и народе.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

    27. Св. муч. Пантелеимона (особ. сказ. начало Вас.). Св. Анфусы (Вас. с разностями).     28. Св. муч. Евстафия (Вас.). Св. муч. Акакие (Вас.). Вспоминание Богородицы в Диаконисии. Свв. мучч. Кинтиана, Дады, Максима и Каллинина. Пр. Ирины от Каппадокии, лежащия в монастыре Златоделанного.     29. Св. муч. Каллиника (Вас.). Св. Феодотии. Во 2 ред. св. муч. Феодотии (сказ. краткое, тоже Вас. 1 и 2 ред. 22 декаб. пространнее).     30. Св. Иоанна воина (Вас. +). Св. ап. Силы и Силуана. Свв. мучч. Маманта и Василиска, иже в Дарьеве. Свв. Вениамина и Вения и Венея. Св. Константина нового, патр. конст. Благочестивого царя Феодосия нового. Исходит честный крест великий из Полаты и приходит в великую церковь.     31. Св. муч. Иулитты (Вас.). Пр. о. н. Евдокима нового (Вас ). Священие церкви Богородицы во Влахерне, идеже лежит святая рачица. Август     1. Свв. мучч. Маккавей (Вас. с разностями). Свв. мучч. Леонтия и иже с ним (Вас.). Во 2 ред. свв. Маккавеев (особ. сказ.).     2. Пренесение мощей св. первомуч. архидиак. Стефана (первая половина Вас., вторая особая). Св. муч. Стефана, папы римского (Вас. с немалыми разностями). Обретение св. мощей свв. мучч. Максим», Дады и Кинтилиана (Вас. доволно сокращено 1146). Свв. 7 отроков в Ефесе (особое сказ. не во всех, но в 240: Декий царь вниде во Ефес). Во 2 ред. пр. о. н. Ивана исповед. игумена, иже в Камени.     3. Свв. отец Далмата, Фавста и Исакия(особ. сказ. Вас. другое). Пр. Феодоры новые в Селуни. Св. Феодотии и чад ее в Никеи. Во 2 ред. пр. о. н. Космы скопца отшельника (сказ. Вас. нет).     4. Св. муч. Елевферия (Вас. лист утрачен). Св. муч. Ии. Свв. мучч. Кандидия и Кантидиана. Преподобномуч. Евдокии. Во 2 ред. пр. Сисоя (особое сказ., не во всех, но в 1345). Пр. Феодоры в Селуни и св. муч. Феодотии в Никее (не во всех, но в 724).     5. Св. муч. Евсигния (Вас.).     6. Преображение Г. н. I. Христа (Вас.). Во 2 ред. (особ. сказ. начало и конец Вас.).     7. Св. муч. Дометия(особое сказ. Вас. другое). Св. о. н. Ивана игумена Паталареи. Свв. благоверных цариц Пульхерии и Ирины (Вас. имена). Избавление Царяграда от аваров (особое сказ. нач. Вас.). Во 2 ред. свв. 7 отроков в Ефесе (особое большое сказ. не во всех, но в 1345).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 23 сентября 1 мин., 22.05.2012 Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305-311). Собор Липецких святых. Апостолов из числа 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мученика Варипсава (II). Благоверной царицы греческой Пульхерии (453). Святителей Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Прп. Павла Послушливого, Печерского (XIII-XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Сщмчч. Исмаила, Евгения, Иоанна, Константина, Петра, Василия, Глеба, Василия, Иоанна, Петра, Николая, Палладия пресвитеров и прмчч. Мелетия и Гавриила, мч. Симеона, мц. Татианы (1937). Сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Гал., 212 зач., V, 11-21. Мк., 28 зач., VII, 5-16. ЦИТАТА ДНЯ Надежды без терпения быть не может. И где истинная надежда, там и терпение, и где терпение, там и надежда. свт. Тихон Задонский Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-9-23.html

Файл 32160.jpg:   Размер: 1149x1532, 1.76 MPix, 209 Kb. Дата: 2018-06-21, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (59) , (0) . Описание: Пророк Ахия и Иеровоам И взял Ахия новую одежду, которая была на нем, и разодрал её на двенадцать частей, и сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых. (3Цар. 11:30-32) Файл 32161.jpg:   Размер: 700x1181, 0.83 MPix, 178 Kb. Дата: 2018-06-21, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (54) , (0) . Описание: Святые.Предположительно, письмо Ярославских земель. 19 век.Дерево,левкас,темпера.В частном пользовании с последующей передачей в ЦАМ ПСТГУ г.Москвы. Файл 32478.jpg:   Размер: 1873x2339, 4.38 MPix, 1522 Kb. Дата: 2018-08-16, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (55) , (1) . Описание: Святой Макарий архимандрит Переславский. 1891-1917. Дерево, масло, литография. 21 х 17 см. Место создания: Россия, Москва. Государственный музей-заповедник " Петергоф " . Файл 33202.jpg:   Размер: 509x600, 0.31 MPix, 102 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (44) , (1) . Описание: Двурядница.Дерево.Левкас.Темпера.В нижнем реестре находятся Святые: Преподобная Афанасия, Великомученик Димитрий, Арсений Чудотворец, Мученица Иулиания и последняя тоже мученица, но имя прочитать не получается, сильно утрачено. Икона предана в ЦАМ ПСТГУ г.Москвы. Файл 33203.jpg:   Размер: 2000x2316, 4.63 MPix, 1834 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (47) , (1) . Описание: Светланы справляют свои именины три раза в год, в день памяти каждой из святых: Св. Фотиния Самарянка — 2 апреля Св. Фотиния Палестинская – 26 февраля Св. Фотиния Кипрская – 2 августа Файл 33332.jpg:   Размер: 448x604, 0.27 MPix, 67 Kb. Дата: 2018-12-23, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (44) , (0) . Описание: ПУЛЬХЕРИЯ, ЦАРИЦА ГРЕЧЕСКАЯ Фесенко г ОДЕССА В Константинополе Пульхерия построила 3 храма: Влахернская церковь, монастырь Панагии Одигитрии и святилище Халкопратии, куда поместила христианские реликвии. Согласно Никифору Каллисту, Пульхерия в Халкопратейском храме положила пояс Пресвятой Богородицы, принесённый из Палестины в Константинополь еще при Аркадии; в храме Одигитрии поставила икону с портретом во Влахернский пожертвовала погребальные пелены Богоматери, присланные и[...]

http://pravicon.com/icon-3256-photo

17 . Расскажем теперь о нашем представлении Маркиану. Когда нас ввели туда, мы сели. Там были Максим антиохийский, Ювеналий иерусалимский, Анатолий константинопольский, Стефан Ефесский и я, малейший, Диоскор, и император и та, имя которой не хочется выговорить, – Пульхерия 30 . Апа Макарий вошел с сыном своим Пинутионом и сел после епископов Паралии. И они слушали, что мы говорили с императором. Император сказал: „изложите веру и возвращайтесь на свои места“. Я ответил ему: „Мы до сей минуты точно следуем вере отцов. Или ты не считаешь православными отцов наших, изложивших нам веру, Александра, Афанасия, Феофила и Кирилла, Юлия римского, Иннокентия и Целестина “? Я сказал это, желая выяснить, примет ли и выслушает ли он имена их, права ли, следовательно, его вера. В ответ на это Флавиан сперва переговорил с императором. Он сказал мне: „будет тебе, Диоскор! Древнее прошло, теперь все новое 31 , именно мы сами“. А я отвечал ему: „когда вы разрушаете то, что утвердили нам на соборах отцы наши [и я примкну к вам], то я сам себя делаю преступником 32 “. Флавиан сделал знак императору, чтобы он приказал прочитать томос Льва. 18. Император повелел взять книгу. А я сказал: „что это ты вводишь среди нас“? Он сказал: „послание патриарха Льва“. И я взял книгу из рук нотария, бросил ее на землю и сказал ему: „не вводи между нами богохульств этого человека; иначе право я наложу отлучение 33 на всю столицу и уйду домой“. А императрица Пульхерия сказала мне: „как ты смел сделать это?! Был другой гордец в твоем роде, Иоанн, архиепископ этого города; но мать моя отправила его в ссылку, там он и умер. Или у меня теперь нет власти – сослать и тебя, как его“? А я сказал ей: „А что Бог сделал с нею? Не открылась ли в её седалище фистула, выделявшая червей? И съели бы черви все её тело, если бы она не притекла к мощам этого святого Иоанна. И ты не боишься, видя все, что случилось с нею? Делай и со мною, что угодно. Но, кажется, из того зла, которое твоя мать сделала св. Иоанну, сослав его, до сих пор не вышло ничего хорошего. Однако скажите мне, в чем я погрешаю против веры. Не греши, государь, против Бога, в руках которого твое дыхание? Я сын людей православных и могущественных. Прочь от меня ты, мирянин 34 ! Не оскверняй места, на котором пребывает Бог , чтобы не пасть тебе скоро. Не стеснюсь я пристыдить тебя, хотя бы убили меня за веру. Я помышляю о небе, где пребывает Христос“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

18 . Император повелел взять книгу. А я сказал: «что это ты вводишь среди нас?». Он сказал: «послание патриарха Льва». И я взял книгу из рук нотария, бросил ее на землю и сказал ему: «не вводи между нами богохульств этого человека; иначе, право, я наложу отлучение на всю столицу и уйду домой». А императрица Пульхерия сказала мне: «как ты смел сделать это?! Был другой гордец в твоем роде, Иоанн, архиепископ этого города; но мать моя отправила его в ссылку, там он и умер 419 . Или у меня теперь нет власти – сослать и тебя, как его?» А я сказал ей: «А что Бог сделал с нею? Не открылась ли в ее седалище фистула, выделявшая червей? И съели бы черви все ее тело, если бы она не притекла к мощам этого святого Иоанна. И ты не боишься, видя все, что случилось с нею? Делай и со мною что угодно. Но, кажется, из того зла, которое твоя мать сделала св. Иоанну, сослав его, до сих пор не вышло ничего хорошего. Однако скажите мне, в чем я погрешаю против веры. Не греши, государь, против Бога, в руках Которого твое дыхание! Я сын людей православных и могущественных. Прочь от меня, ты, мирянин! Не оскверняй места, на котором пребывает Бог, чтобы не пасть тебе скоро. Не стеснюсь я пристыдить тебя, хотя бы убили меня за веру. Я помышляю о небе, где пребывает Христос». 19 . Феодорит сказал в ответ: «мы, христиане, веруем, как отец наш Лев. А он говорит, что божество было отделено в то время, когда Он страдал и терпел мучения; затем: что божество Его наполняло Его тело, когда Он творил все чудеса». А я отвечал ему: «Отец мой Кирилл говорит: как железо, брошенное в огонь, раскаляется, но если ударить по нему молотом, то огонь нимало не страдает от этого удара, так божество Христово и Его человечество соединились и однажды [навсегда] нераздельным единением и в страданиях, которые Он претерпел, и в чудесах Его». Когда я сказал это, поднялись с мест архиепископы, и епископы, и весь синклит и воскликнули: «поистине хороша вера Диоскора, и никакого порока нет в ней. Лесть – вера Флавианова. Мы веруем, как отец наш Диоскор».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

2. 1Тим. 2, 11 : Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью, а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем. 3. Притч. 5, 2–4 : Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста блудной жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь. 4. Притч. 25, 20 : Якоже в древе червь, тако мужа погубляет жена злотворная. 5. Притч. 21, 19 : Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою [и язычною] 22 и сердитою. 6. Сир. 25, 18 : Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. 7. Свт. Василий Великий : Дурные внутренним устроением женщины губят слабые души живущих с ними. 8. Свт. Григорий Богослов : Глупейшие из жен, по недостатку собственной красоты, прибегают к румянам и честно, сказал бы я, выставляют себя на показ еще более некрасивыми благодаря прикрасам и еще более безобразными благодаря безобразию. 9. Свт. Иоанн Златоуст : Имеющий лукавую жену пусть знает, что уже получил расплату за свои беззакония. 10. Ужасно взять в жены нищую, ужасно – богатую. Первое для мужа – потеря имущества, второе – самостоятельности и свободы. 11. Климент: Не заслуживает подозрений в кознях та женщина, которая не красуется и не украшает себя сверх должного. 12. Секст: Дурной женщине подобает клеймо. 13. Демокрит: Быть под властью женщины для мужчины есть высший позор. 14. Солон: Солон, когда его некто спросил: «Какую брать жену?», ответил: «Если возьмешь некрасивую – будет в тягость, если красивую – будет общей». 15. Диоген: Увидев совещающихся женщин, заметил: «Змея у ехидны яд берет взаймы». 16. Пульхерия 23 : Когда Пульхерию спросили плывущие вместе с ней на корабле женщины, почему она одна среди них не носит украшений, она ответила: «Достаточное украшение для жены – доблесть мужа». 17. Пифагор: Одинаково есть попасть в огонь или к женщине. 18. Секунд: Секунд-мудрец, спрошенный о том, что такое женщина, ответил: «Мужу – кораблекрушение, для дома – ураган, для безопасности – помеха. Для жизни – плен, ежедневный убыток, добровольная битва, требующая страшных издержек война, живущий рядом зверь, сидящее рядом беспокойство, дерущаяся львица, украшенная Сцилла, дурное животное, неизбежное зло».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

А обрела их сестра Державного, царица Пульхерия. Дивный Фирс, явившись ей уже в третий раз, сказал о скрытых под землею мучениках и повелел переложить их к нему, чтобы и они лежали в одном с ним месте и полььзовались одинакими почестями. Являлись ей и сами сорок мучеников, облеченные в светлые ризы. Но это дело превосходило всякое вероятие и казалось весьма сомнительным; ибо и самые старейшие из клириков той Церкви, быв часто расспрашиваемы, ничего не могли сказать о мучениках. Наконец, когда все уже отчаявались, Бог привел на память одному пресвитеру Полихронию, бывшему много лет тому назад слугою в доме Кесария, что на том месте жили некогда монахи. Посему, отправившись к македонианским клирикам, он стал расспрашивать о них и узнал, что все они уже скончались, оставался только один, сохраненный в живых как-будто нарочно для сообщения известий об отыскиваемых мучениках. Полихроний просил его сказать, видел ли он святые мощи, скрытые в таком-то месте, и когда заметил, что монах по завещанию Евсевии, уклоняется от расспросов, то рассказал ему о божественном откровении, о беспокойстве царицы и о недоумении всех. Тогда инок сознался, что Бог открыл царице истину. В то время я был еще отроком, говорил он, и учился монашеской жизни под руководством начальных старцев, поэтому верно знаю, что мученики лежат близ гроба Евсевии, — не знаю только, зарыты ли они под храмом, или где-либо в другом месте, потому что с тех пор прошло много времени и прежний вид места изменился в другой, нынешний. — Но о себе я не могу сказать этого, примолвил Полихроний. Я помню, что был при погребении супруги Кесария, и судя по близпроходящей дороге, догадываюсь, что она положена близ амвона т. е. возвышенного места для чтецов. Так гроба Евсевии нужно искать подле супруги Кесария, подхватил инок; потому что, быв во многом согласны между собою при жизни, они условились лежать вместе и по смерти. Теперь оставалось, значит, раскопать указанное место и искать в нем святых мощей. Узнав об этом, царица приказала приступить к делу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Молитвой Исаии было совершено и другое чудо: «В те дни Езекия заболел смертельно, и молился Господу, говоря: о, Господи! вспомни, что я ходил перед лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. – И заплакал Езекия сильно. – И было слово Господне к Исаии и сказано: Пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я слышал молитву твою, увидел слёзы твои и вот, Я прибавлю к дням твоим 15 лет»; для удостоверения же в этом, по молитве Исаии, тень солнца была возвращена на 10 степеней в солнечных часах... Таким образом Исаия представляется не только пророком, но и чудотворцем. Во время осады Иерусалима, от которого вода была отведена неприятелем и жители томились, не имея воды, Исаия молитвой чудно извёл из горы Сионской источник, по преданию, тот самый Силоам, о котором упоминается в Евангелии и водой которого Христос исцелил слепорождённого. Последующие обстоятельства жизни Исаии неизвестны. По древнему преданию он прожил до времён царя Манассии, по повелению которого был распилен пилой между досками. Главной причиной осуждения пророка на смерть, по сказанию раввинов, было то, что он Иерусалимских князей назвал князьями Содомскими, а народ – народом Гоморрским... Богобоязненные люди похоронили тело его близ источника Силоамского, близ царских гробниц. При этом источнике устроена была купель, в которой впоследствии был исцелён Иисусом Христом слепой от рождения. И до сего дня вода эта имеет целебную силу от разных болезней. Месяцеслов Василия 174 говорит о положении Исаии в церкви св. Лаврентия во Влахернах, по перенесении в Константинополь. Кедрин относит перенесение мощей его к 35 г. импер. Феодосия Младшего (408–450) или 443 по Р. Хр., а Кодин – ко временам императора Маркиана (450–457). Маркиану и Пульхерии приписывается и построение храма пророку 175 . Преподобного Иоанна, Зедазнийского чудотворца, начальника Сирийских отцов Иоанн родился, воспитался и достиг зрелого возраста в Антиохии. По обычаю тогдашнего времени (в начале VI-ro века) и главное, следуя своему внутреннему призванию, он вступил в иночество и был ревностным и смиреннейшим подвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010