Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ II, ИМПЕРАТОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Император Феодосий II Младший Феодосий II Младший (401 - 450), император Восточной Римской империи (408 - 450), святой благоверный Память 29 июля (Греч. , РПЦЗ ) Родился 10 апреля 401 года, сын императора Аркадия и Элии Евдоксии . Феодосий был провозглашен августом 10 января 402 г., не имея еще девяти месяцев от роду. После смерти своего отца 1 мая 408 г. стал единственным правителем империи, но до 414 г. державой правил его регент Анфимий. Опекуном же Феодосию завещанием императора Аркадия был назначен персидский царь Йездигерд I , которого Аркадий заклинал употребить все свое могущество и прозорливость на сохранение трона за его сыном. Йездигерд не стал пренебрегать поручением Аркадия, все время хранил с римлянами нерушимый мир и сохранил Феодосию державу. Сенату он тотчас же отправил послание, в котором угрожал войной всякому, кто попытается устроить против него заговор. С 414 года власть сосредоточилось в руках старшей сестры Феодосия Пульхерии , которая была объявлена августой, соправительницей императора. Феодосий II получил блестящее образование. Он знал греческий и латинский языки, математику, астрономию, историю, рисовал и даже сам иллюстрировал переписанные им книги, а за красивый почерк получил прозвище Каллиграф. Он много читал, часто по ночам, при свете им самим сконструированной особой лампы. Сестра же давала ему наставления, как держать себя на царских выходах, как следует одеваться, как сидеть и ходить. Не менее руководила она и его благочестием, приучая постоянно молиться и почитать иереев. В 421 году Пульхерия женила императора на Евдокии , дочери философа Леонтия. Императрица отличалась умом, красотой, красноречием, и Феодосий горячо любил ее. Обладавший незаурядными способностями и наделенный несомненными душевными достоинствами, Феодосий тем не менее вошел в историю как безвольный и посредственный правитель, во всем подчинявшийся приближенным - сначала сестре, затем жене, а после 441 г. и почти до самой смерти - любимцу евнуху Хризафию. Впрочем долгое царствование Феодосия II отмечено известной силой и содержательностью, благодаря счастливому соединению в его правительстве довольно способных и искусных советников.

http://drevo-info.ru/articles/27778.html

Казалось бы, ответ ясен – восстановление иконопочитания. П. Шпек видит дело так: в империи постепенно набирало силу движение за восстановление икон. В какой-то момент Ирина решила возглавить его, чтобы приобрести прочную опору в борьбе за власть и укрепить свое положение, и начала подготовку Вселенского Собора, первым шагом в которой и было поставление Тарасия 33 . В качестве главной, если не единственной, причины того, что императрица хотела созвать собор, немецкий ученый называет стремление преодолеть изоляцию Константинопольского патриархата и отнять у папы повод для обвинений в ереси 34 . Все это, безусловно, верно. Однако мне кажется, что акценты должны быть несколько смещены, и вот в каком направлении. Общеизвестно, что главной проблемой для Ирины была легитимация (не случайно это слово вынесено в подзаголовок книги Шпека). В Византии еще не было прецедента, чтобы женщина правила в качестве полноправного государя, даже с соправителем. Отсюда все бесконечные протокольные ухищрения, детально фиксируемые Шпеком, и парадоксальные титулы, вроде позднейшего Ειρνη βασιλες. Однако Вселенский собор и был мощнейшим средством легитимации! Уже одно то, что будущий собор должен был войти в анналы как состоявшийся «при Константине и Ирине, благочестивых и благоверных государях» (так оно потом и случилось), давало императрице великолепный пропагандистский козырь. Более того, все шесть императоров, созывавшие Вселенские соборы в прошлом (Константин с матерью Еленой, Феодосий I, Феодосий II Малый, Маркиан с женой Пульхерией, Юстиниан I с женой Феодорой и Константин I Погонат), были объявлены Церковью святыми, и, что самое примечательное, ни один из них не был свергнут 35 . Насколько действия Ирины мотивировались ее личными убеждениями, гадать бесполезно. Для историка важно то, что ситуация с иконами предоставила императрице уникальный шанс и что она этим шансом воспользовалась в полной мере. Сами обстоятельства избрания Тарасия показывают, что Вселенский Собор был нужен именно Ирине. В своей речи к многолюдному собранию в императорском дворце (в зале Магнавра, из лат. Magna aula) Тарасий заявил, что он примет кафедру только в том случае, если будет созван собор для преодоления раскола с другими патриархатами 36 . Если бы это была частная инициатива будущего патриарха, он никак не мог бы ставить условия императорам в столь категоричной форме («...если наши императоры... прикажут удовлетворить наше справедливое прошение, то и я согласен, и выполню их повеление... А если нет, невозможно мне это сделать, чтобы не подпасть анафеме...» 37 ), да еще публично. В это же время заработала на полную мощность соответствующая официальная пропаганда. Вот некоторые легко идентифицируемые ее следы:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще один эпизод. Древняя Русь. Десятый век от Рождества Христова. Замечательно храбрый и воинственный князь Святослав бродит где-то с дружиной по Европам, по Дунаю, тошно ему на Родине - провинция. Вот устроить бы государство в цивилизованном мире, начать новую жизнь - померятся силами с сильнейшими государями мира. Чем это закончилось, мы все знаем. А для сохранения Отечества Господь воздвигает княгиню Ольгу. Она и державу блюдет, и внуков нянчит, и где там думать о спокойной старости при таком жизненном раскладе! Богословие у нее простое - «я познала Бога и радуюсь». Однако сохраненная от врагов, а также ее молитвами и трудами принявшая впоследствии Господа страна, нетленные мощи святой княгини, чудеса, исходившие от них, непреложно демонстрируют истинность ее Богопознания. И не зря мудрые советники позднее говорили ее святому внуку, что она была мудрее всех людей. И советовали принять христианство по той же причине - раз мудрая бабка была христианкой, то это и есть истинная вера. Следует напомнить Боголюбивому читателю, что в период острых Богословских споров, иногда до основ сотрясавших Византию, бывали случаи, когда именно женщины буквально спасали Церковь. Восьмой и девятый век от Рождества Христова. Восстановление иконопочитания в иконоборческой Византии дважды целиком и полностью связано с двумя женщинами - святой благоверной Императрицей Ириной и святой благоверной Императрицей Феодорой, мужья которых были упертыми иконоборцами. Кстати, супруг святой Федоры был весьма Богословски образован, что не помешало ему впасть в ересь, к которой он поначалу вроде бы и не был склонен; а его мужественная супруга боролась с ним за его православие до последних мгновений его жизни. Не говорю уже о том, что Седьмой Вселенский Собор - тоже детище женщины, святой Царицы Ирины, и совсем нелегко было его организовать с учетом мощной иконоборческой (мужской) оппозиции в государстве. Да и Четвертый Вселенский прошел не без активного влияния женщины - святой Августы Пульхерии. Не случайно, несколько ранее, когда возник несторианский спор, именно к Августе Пульхерии обращается святитель Кирилл Александрийский с просьбой о помощи. Потому что именно она не покорилась всепобеждающему обаянию еретика Нестория, которого даже современные Богословцы-теоретики очень любят нахваливать. И именно святой Пульхерии, доверяя ее Богословской образованности и духовной интуиции, святитель Кирилл посылает серьезное теоретическое послание с пространными Богословскими выкладками, в то время как ее брату-Императору только вежливое письмецо, где на пальцах объясняется, что дважды два - четыре.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Вот вам миф, вот вам и объяснение, и приложение его к алтарю церкви Стратоникийского монастыря. Я дорожу этим мифом. Он, как нельзя лучше, оправдывает предание о появлении христианства и монашества в городе Стратоникии и в смежной с ним Дафне, во дни девственной царицы Пульхерии, скончавшейся в 451 году. Помянутый город существовал во время царствования благоверного Юстиниана I (527−565 г.). Доказательством тому служит книга Стефана Византийского о городах, поднесённая этому царю Ермолаем в сокращённом составе. В ней, как мы уже знаем, говорится, что город Стратоники так назван в честь дочери Македонского царя Стратоникии. Этот город вместе с прочим селитвами на Афоне запустел, когда арабы несколько лет бившиеся с греческим царём Константином Погонатом на водах Эгейского моря, где и Афон, делали частые нашествия на сию гору. В 676 году Погонат заключил выгодный мир с этими врагами своими, и тогда же весь Афон отдал монахам как выморочное имение. С той стороны они мало-помалу заселили эту гору и настроили на ней малые монастыри, μονδρια, σεμνεα. Но Стратоникийская обитель Пульхерии в этот раз не имела преподобных насельников: напротив, в соседней Дафне, немного ранее 730 года, возникла обитель Дохиарская во имя св. Николая Чудотворца 89 . С 830 года запустел и монашеский Афон страха ради арабского; но с 870 года опять стали возникать там иноческие обители, все – малые, кроме большого монастыря Иоанна Колову. В числе их воскресла и Стратоникийская обитель, но уже под названием Никифоровой, потому что первым возобновителям её угодно было посвятить её св. мученику Никифору, вероятно Коринфскому, если эти возобновители пришли на Афон из Ахаи, где и Коринф. Игумен сей обители Иларион монах в 1046 году подписался седьмым под уставом, который дал святогорцам царь Константин Мономах. Его же подпись читается под делом 1048 года, хранящемся в архиве Афоно-Руссика. В 1087 году обитель Никифора прозывалась уже Ксиропотамской, как это видно из подписи монаха её Феодорита под тогдашним делом о ските Халду, которое я переписал для себя в архиве монастыря Филофеевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Петра ЛЮилье (LHUILLIER р.160-163). 34. " Диоскор, епископ Александрийский, сказал: я для удовлетворения всех, для укрепления веры и для ниспровержения возникших вопросов, прилежно исследую определения отцев, бывших в Никее и в Эфесе. Святый собор сказал: это спасет вселенную, это утвердит веру. Диоскор, епископ Александрии, сказал: если кто вопреки деяниям или учению отцев, собиравшихся в Никее, и здесь [в Эфесе] собравшихся, будет изыскивать, или переделывать, или перестраивать, да будет анафема " . АСО II.1.1, р.88-89. 35. Стенограмма второго заседания Разбойничьего собора сохранилась только в сирийской версии. См.: FLEMMING J. Akten der ephesinischen Synode von Jahre 449. Berlin, 1917. 36. ACO II.III.1, p.187. 37. " ...non iudicio sed latrocinio " , ACO II.IV, p.51. 38. ACO II.I.3, p.101-110. 39. E. SCHWARTZ, Zur Geschichte der alten Kirche und ihres Rechts, S.130-140. Дни церковной памяти свв. благоверных Царей Маркиана и Пульхерии: 17, 18 февраля и 10 сентября (только св. Пульхерии). 40. Les regestes des actes du patriarcat de Constantinople, fasc. IIII (381-1204), par V. GRUMEL, Chalkedon, 1932-1947, 41. АСМУС В.В., прот. Святитель Епифаний Кипрский (к 1600-летию преставления)//Журнал Московской Патриархии, 2003, с.71. 42. Свидетельство епископов Мариниана Синнадского и Василия Селевкийского: АСО II.1.1, р.179,180. 43. АСО II.1.1, р.69,75. 44. " Седмижды обещал с клятвой, и не прочел " , - свидетельствовал в Халкидоне архидиакон Аэтий. АСО II.1.1, р.83,84. 45. Справедливости ради следует отметить, что такому поведению Диоскора способствовал сам Император, ибо первенство в грядущем соборе были предоставлены Александрийскому папе в особом императорском послании: ibidem, р.74. 46. Ibidem, р.23. 47. Ibidem, р.24. 48. АСО II.1.2, р.111-112. 49. Ibidem, р.113. 50. Ibidem, р.111. 51. Именно веры, ибо те же египтяне с легкостью согласились с осуждением Евтихия, что относится к сфере церковного суда, но никак не могли согласиться подписать послание Льва. 52. Это стремление само по себе, взятое абстрактно, есть явление отрицательное в церковной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/423/...

229 Нельзя не отметить, что Правило III Вселенского собора, запрещающее изменение символа, Диоскор, в целях применения его к Флавиану, неправильно истолковывает, как запрещение всякого богословствования. 230 Свое православие Маркиан выразил главным образом созванием IV Вселенского собора; он заявил его и тотчас по своем вступлении на престол, когда распорядился, чтобы останки умершего в изгнании архиепископа Флавиана были перенесены и торжественно положены в Константинопольском храме святых апостолов, где погребались епископы Царырада. Затем Маркиан приказал возвратить из ссылки на их кафедры епископов, изгнанных вследствие осуждения на «разбойничьем» соборе. 231 Отцы IV Вселенского собора свидетельствуют о Пульхерии, что она «всю жизнь проводит в молитве» и что у нее «беседа в псалмах». Память святой благоверной царицы Пульхерии совершается Православной Церковью 10/23 сентября. 232 Указ об этом был издан 1 сентября 451 года и гласил: «Всем занятиям должны быть предпочитаемы божественные дела. А так как возбуждены некоторые недоумения касательно нашей православной веры, то нам благоугодно, чтобы составился святой собор в Никее, дабы при общем согласии всех, по точном исследовании истины и по устранении всякого пристрастия, которым уже злоупотребляли некоторые и возмущали православное благочестие, яснее открылась истинная вера и уже не могло быть никакого сомнения и разногласия. Если не воспрепятствуют военные походы, мы сами лично будем присутствовать на досточтимом соборе». 233 В Пафлагонии. Здесь Диоскор умер в 454 году. Вопрос о еретике Евтихии отцами собора не рассматривался; известно, однако, что Евтихий по окончании собора был подвергнут ссылке. 234 Первый такой указ издан императором 7 февраля 452 года. «Тот нечестив, – говорится в указе, – кто после того, как истина утверждена, чрез споры и рассуждения отыскивает новую истину. На будущее пусть никакой клирик или человек какого-либо другого звания не осмеливается публично собирать толпы народа и рассуждать о вере. Подобный поступок есть оскорбление для собора: обсуждать снова, что уже определено собором, – значит не доверять ему. Не минует наказание презирающих этот закон: если клирик осмелится всенародно препираться о вере, да исключится из списка клириков; если военный – да лишится достоинства, а люди простого сословия да изгонятся из столицы». В последующих указах императором отменяются все узаконения Феодосия Младшего, направленные против Православия и его защитников: Флавиана Константинопольского, Евсевия Дорилейского и Феодорита Кирского . Замечателен указ 28 июня 452 года, которым евтихианам, или монофизитам, запрещалось: 1) иметь особых духовных лиц; 2) делать отдельные церковные собрания и строить монастыри; 3) евтихианам делать духовные завещания и получать по таковым; 4) находиться на военной службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Е.Н. Никулина Тема 6. Святость в миру: благоверные, юродивые, праведные Среди святых мирян наиболее известны благоверные правители и юродивые – святые, находившиеся на противоположных «полюсах» общества. Подвиг этих святых получил осмысление в целом ряде богословских трудов. А о святых мирянах, не принадлежавших ни к «верхам», ни к «низам», сведения немногочисленны и обрывочны. Тем не менее, это те самые святые, образ жизни которых наиболее близок к нашему. Во время лекций по агиологии слушатели, узнавая о подвигах апостолов, мучеников, святителей, преподобных, часто спрашивали: «А миряне? А нам что остается? Мы ведь не можем бросить семью и уйти в пустыню, мы не апостолы и не мученики... Где примеры, которым мы, живя в миру, могли бы подражать, где «доступные» образцы? Может ли человек, живя обычной мирской жизнью, достичь святости? Есть ли святые из «обычных» мирян?» Над всеми этими вопросами нам и предстоит задуматься. Миряне составляют очень незначительную часть от общего числа прославленных святых. Так, в Указателе I к Полному Месяцеслову Востока архиеп. Сергий (Спасский) приводит 2140 имен святых, из которых только около 100 (менее 5%) – миряне (мученики в это число не включены, список святых мирян – в приложении к теме) 839 . В этом списке наиболее многочисленную группу (43 человека) составляют святые правители: 6 византийских императоров и императриц (Константин и Елена, Пульхерия, Юстиниан и Феодора, Феофания), 31 русский князь, чешские князья Людмила и Вячеслав, сербский князь Лазарь; цари – Эфиопский Фулвиан, Персидский Иоанн-Моавия, Индийский Авенир. В списке святых мирян 8 юродивых, родители святых (св. Нонна, мать свт. Григория Богослова ; св. Марфа, мать прп. Симеона Дивногорца; св. Еввула, мать вмч. Пантелеймона; современники апостолов родители мученика Конона), воины (Иоанн Воин, Михаил Болгарин воин), 3 диакониссы. Особую группу святых мирян составляют лица, о которых повествует Священное Писание Нового Завета: св. праведный Иосиф Обручник, жены – мироносицы, сотники Лонгин и Корнилий, Иосиф Аримафейский, Никодим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Широкое распространение культа преподобных связано прежде всего с развитием монашества в IV и последующих веках. Одним из наиболее прославленных преподобных мужей был Антоний Великий , чье житие составил святитель Афанасий Александрийский . Среди других египетских монахов особым почитанием пользовались Пахомий Великий , Макарий Великий , а также другие иноки, чьи изречения были записаны учениками и собраны в специальные книги, получившие названия «Апофтегм (изречений) пустынных отцов». В палестинских монастырях наибольшим почитанием пользовался Иларион Великий. Целую плеяду преподобных в конце первого и в первой половине второго тысячелетия дала Святая Гора Афон – крупнейший центр византийского монашества и крупнейший рассадник святости. Множество преподобных отцов было прославлено и в Русской Церкви в течение всего второго тысячелетия. Культ благочестивых императоров и благоверных князей – более поздний в сравнении с культом мучеников, святителей и преподобных. Своим происхождением он обязан тому положению, которое занимал византийский император в Церкви. Не обладая священным саном, император сохранял титул и считал своим долгом оказывать особое покровительство Церкви. В Византийской Церкви в качестве святых почитались равноапостольный император Константин Великий и его мать Елена, Феодосий Великий, Феодосий Младший и его жена Евдокия, Маркиан и Пульхерия, Лев Мудрый и его первая жена Феофано, Юстиниан и Феодора, Феодора (†ок. 867), Ирина (†1124). Традиция причисления царей и благоверных князей к лику святых была продолжена на Руси. В частности, одни из наиболее почитаемых русских святых – великая княгиня Ольга и креститель Руси князь Владимир. Жизнь некоторых из императоров, царей и князей, почитаемых в Православной Церкви, далеко не во всех аспектах может служить примером для подражания. И почитаются они не столько за свою высокую нравственность, аскетический образ жизни или личное благочестие, сколько за ту выдающуюся роль, которую они сыграли в истории Церкви. Ярким примером является император Константин, который положил конец трехвековой эпохе гонений на христианство. Причисление его к лику святых было скорее актом благодарности со стороны Церкви, чем признанием его личной святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Повествует житие и о том, что у св. Женевьевы были «соратницы духовные» – девы, которые всю жизнь были с нею связаны. Их имена в переводе означают: Вера, Воздержание, Великодушие, Терпение, Простота, Невинность, Согласие, Благоразумие, Любовь, Истина, Учение. «Завершив отмеренный путь, она окончила жизнь в мире, и завершение это было похвальное. Похоронена она в третьи январские ноны; восемьдесят лет она была странницей в сем мире, народ почитал ее; но она жила для вечности, посвятив себя Христу». Вокруг же ее могилы король Хлодвиг основал чудную базилику. После его преждевременной смерти базилика была завершена королевой Клотильдой, его супругой. Мощи св. Женевьевы были уничтожены во время Великой Французской революции 916 . Сейчас их частицы хранятся в парижской церкви Сент-Этъенн-дю-Мон. Внутри церкви над входом – картина, на которой изображена сидящая под деревом хрупкая молодая девушка в окружении белых овечек. Статуя святой Женевьевы возвышается и на одном из мостов через Сену. В 30 км от Парижа расположен небольшой городок Сент-Женевьев де Буа, в котором находится знаменитое русское кладбище 917 . Название городка связано с чудом св. Женевьевы: благодаря ей в лесу на этом месте когда-то забил источник, и с тех пор поселение стали называть Сент-Женевьев де Буа – «Святая Женевьева в лесах». 839 Указатель имен святых составлен архиеп. Сергием на основании Месяцеслова всех святых, изданного в 1891 году. В этом указателе есть ряд святых, о которых не приведено никаких сведений, даны только имена. Поэтому число святых мирян указано приблизительно. 842 В полных славянских печатных святцах есть имена только Константна и Елены, Юстниана и Феодоры, Пульхерии и Феофании. Их жития описаны в Минеях свт. Димитрия Ростовского . Имена остальных императоров находятся только в греческих стишных синаксарях и других грекославянских памятниках. Сведения взяты из Указателей I и II Полного Месяцеслова Востока архиеп. Сергия (Спасского) . 848 Критерии канонизации последнего Императора были рассмотрены выше. Напомним, что он был прославлен на иных основаниях, нежели византийские императоры (в лике страстотерпцев, за свое личное благочестие, за последование Христу в Его вольном страдании, но не как благоверный, не за заслуги перед Церковью).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В силу этого почитание императоров как святых является выборочным и возникает обычно, как и в случае других святых, в результате прославления их даром чудотворения. Так, например, причисленная к лику святых вскоре после смерти императрица Феофания (+ 894), первая жена императора Льва Мудрого, была прославлена чудотворениями уже через несколько дней после кончины, что и обусловило ее почитание. Из византийских императоров и императриц святыми почитаются Константин Великий и мать его Елена ; Феодосий Великий ; Феодосий Малый ; Маркиан и Пульхерия ; Евдокия , жена Феодосия Малого; Лев Великий ; Юстиниан и Феодора ; Феодора, восстановительница иконопочитания ; уже упомянутая Феофания ; Ирина , жена Иоанна Комнина. Легко видеть, что большая часть византийских правителей в качестве святых не почиталась. Понимание царской святости как условной и зависимой от праведности правителя было усвоено и русской церковью. При этом ни русские великие князья, ни русские цари не располагали теми полномочиями в церковной сфере, которыми пользовались византийские императоры (положение меняется лишь в синодальный период , когда императоры, ориентируясь на протестантские образцы, пытаются приписать себе статус главы церкви, этот статус декларирован Павлом I в Акте о престолонаследии 1797 г. ). Поэтому русская церковь знает лишь относительно незначительное число княжеских канонизаций (встречающееся иногда утверждение, что русские князья после кончины более или менее автоматически признавались святыми, основано на данных поздних и малодостоверных источников, которые свидетельствует лишь о пристрастиях редактора текста, а не о народном почитании). В качестве святых правителей почитаются лишь немногие князья (св. Ольга , св. Владимир , св. Александр Невский и некоторые другие), основное же число княжеских канонизаций приходится на князей-мучеников и князей-страстотерпцев, таких как свв. Борис и Глеб , св. Игорь Черниговский , св. Андрей Боголюбский , св. Михаил Черниговский и др. Использованные материалы

http://drevo-info.ru/articles/781.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010