Святитель Флавиан исповедник, Патриарх Цареградский Святитель Флавиан исповедник, Патриарх Цареградский , занимал кафедру при святом Константинопольском царе Феодосии Младшем (408-450) и его сестре благоверной царице Пульхерии († 453; память 10 сентября). Сначала он был пресвитером и сосудохранителем в Соборной церкви. На патриарший престол он был возведен после смерти святого Патриарха Прокла († 447; память 20 ноября). В этот период истории внутренние смуты и ереси раздирали церковное единство. В 448 году святитель Флавиан созвал Поместный Собор в Константинополе для рассмотрения ереси Евтихия, утверждавшего одно естество в Господе Иисусе Христе. Упорствующий в своем заблуждении, еретик Евтихий был отлучен от Церкви и лишен сана. У еретика был могущественный покровитель в лице Хрисафия, приближенного к императору евнуха. Хрисафий интригами склонил на сторону Евтихия Диоскора, епископа Александрийского, и добился от императора разрешения на созыв в Ефесе собора, получившего впоследствии название разбойничьего. На разбойничьем соборе председательствовал Диоскор, добившийся угрозами и силой оправдания еретика Евтихия и осуждения святого патриарха Флавиана. Святой Флавиан на заседании собора был жестоко избит дерзкими монахами под предводительством некоего Варсумы. Даже сам нечестивый председатель разбойничьего собора еретик Диоскор принял участие в этом избиении. После этого на святителя Флавиана были возложены тяжелые вериги, и он осужден был на изгнание в Ефес. Однако Господь прекратил его дальнейшие страдания, послав ему смерть († в августе 449 или 459). Благоверная царица Пульхерия удалилась из дворца. Вскоре открылись интриги Хрисафия. Император его отстранил, а свою сестру святую Пульхерию вновь приблизил. Ее стараниями мощи святителя патриарха Флавиана были с честью перенесены из Ефеса в Константинополь. русском языке издано: 1. Послания ко Льву, архиепископу святой Римской Церкви//Деяния Вселенских Соборов, изд. в русском переводе при Казан. Д. А. Т. 4. Казань, 1908. С. 15-16; 17-18. Также: Труды Киевской Духовной Академии. 1910. Т. 2. С. 57-61. 2. Список (с изложения) веры Флавиана, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию//Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. С. Иконописный подлинник Сербия. 1318. Свт. Флавиан Константинопольский. Фреска Благовещенской церкви монастыря Грачаница. Сербия (Косово). 1318 год. Русь. XVII. Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Афон. Свт. Флавиан Константинопольский. Фреска. Афон (Ватопед). Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909285.htm...

А потом – горечь от потери одной из дочерей, умершей в детстве, молчаливое неприятие бывшей язычницы, «царевны-лягушки» придворной знатью, жаркие мольбы о сыне-наследнике, замужество старшей дочери, Евдоксии, паломничество по обету в Иерусалим в монастырь преп. Мелании Младшей. Там, на Елеонской горе, в монастыре Мелании, она проводит время в молитвах к Богоматери, и, поклонившись святыням – ризам Богородицы, что хранились в Иерусалиме, возвращается назад, везя с собой икону Одигитрии. Она принесла богатые дары к иерусалимским святыням в свой первый приезд. Сердце ее радостно – преп. Мелания стала ее близкой подругой, чудесно зажила ее тяжело поврежденная нога, Богородица, Дева и Матерь, погребенная в Гефсимании и воскрешенная Сыном Своим, услышала ее. У Феодосия и Евдокии рождается наследник, долгожданный сын. Но это лишь начало великих испытаний Евдокии, столь же сильной духом, сколько и прекрасной. Словно Богоматерь позвала ее разделить с Ней чашу скорбей… Так, заливаясь слезами, рыдали они и стонали            Мать, что Его родила и младенцем малым питала, Плача об участи храброго сына, которому должно    Снова воскреснуть и снова из мрака подземного выйти         Невыносимою скорбью Она терзаясь о Сыне,               Грустно лежала одна, ни еды, ни питья не вкушавши… ( св. благоверная царица Евдокия. Гомеровский центон, «Плач Богоматери») Новорожденный мальчик её вскоре умер и с ним умерли все земные надежды…И вот она уже снова в Иерусалиме. Теперь – в паломничестве, которое больше походит на изгнание. Придворные интриганы сделали свое дело. Хрисафий, телохранитель императора, евнух, стал тем самым  Кощеем из сказки.  Благочестивая Пульхерия, принявшая Евдокию  во дворец,  теперь возненавидела ее. Феодосий, состарившийся от горя, вынужден выслать любимую жену – и это стало для него трагедией, такой же, как и для нее. Трагедия Ивана-царевича, которого придворные бабарихи заставили отделаться от своей Василисы Премудрой. Напрасно, однако, сватают ему невест – он не желает разводиться с любимой. Он не лишает ее почестей и денег . Он на что-то надеется…  Но этому уже не дано осуществиться. Интриги дворца сильнее, чем  сам император.

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-i...

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная. Свт. Григорий Палама Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Смоленская. Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься. Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!… Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы. Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской. Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

http://pravoslavie.ru/1909.html

Первоначально к числу почитаемых святых относились апостолы и мученики, а также ветхозаветные праведники – праотцы и пророки . Основной список святых Древней Церкви состоял из мучеников . Есть сведения, что уже во II веке наряду с евангельскими событиями к числу праздников относились торжества в дни смерти мучеников, которые понимались как дни их «рождения» в вечную жизнь. Знавшие мученика христиане с благоговением берегли останки, посещали место погребения или мучения, помнили дату его кончины, чтобы потом иметь возможность праздновать его память. Древние христианские писатели говорят о поминальных трапезах на гробницах мучеников 36 . Чествование апостолов , по мнению В. М. Живова , было одним из отправных моментов практики почитания святых вообще. Они выступали как образец, начаток спасенного по своей вере человечества. Есть сведения о праздновании памяти апостолов Петра и Павла в III веке 37 . Почитание ветхозаветных святых зафиксировано со второй половины IV века. Вероятно, оно связано с традициями иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках восходит прежде всего к Иерусалимской Церкви 38 . Архиепископ Сергий (Спасский) считает, что включению в календари ветхозаветных святых в то время способствовали чудеса от их мощей и гробниц 39 , напоминавшие об их подвигах ко славе Божией 40 . В древнейший период появляется почитание предстоятелей местных церквей, святителей. Сначала чествование первоиерархов совершалось в пределах местных церквей, а затем перешло в общецерковную практику. По смерти они вносились в диптихи 41 уже в силу своего иерархического положения. Считают, что чествование мучеников в древности было несколько выше, чем епископов. По отношению к первым у Созомена , например, употреблялось слово «празднества», а по отношению к иерархам – «память» 42 . Архиепископ Сергий (Спасский) в числе признаков древности календаря называет такой: чем меньше в нем дней памяти святителей (не являющихся мучениками), тем он древнее 43 . С течением времени появились и другие категории святых, почитание которых также органически входило в богослужебную церковную традицию. С утверждением христианства как государственной религии возникает почитание прославившихся заслугами перед Церковью благоверных царей и цариц (Феодосий Великий, Маркиан и Пульхерия, царица Феодора и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Людмила, княгиня Чешская. 16 сентября. 53 . Максим, юродивый Московский. 11 ноября и 13 августа. 54 . Мариамна, сестра ап. Филиппа. 17 февраля. 55 . Мария Мащалина. 22 июля. 56 . Марфа праведная, мать Симеона Дивногорца. 4 июля. 57 . Михаил воин, болгарин, праведный. 22 ноября. 58 . Михаил, князь Муромский. 21 мая. 59 . Михаил Тверской, князь. 22 ноября. 60 . Михаил Черниговский, князь. 20 сентября и 14 февраля. 61 . Михаил Клопский, юродивый. И января. 62 . Муза, блаженная отроковица (V век) 884 .16 мая. 63 . Нада и Нестор, родители мч. Конона, современники апостолов. 5 марта. 64 . Никита блж. Цареградский 885 , сокровенный угодник Божий (XII век). 8 сентября. 65 . Николай Качанов, юродивый Новгородский. 27 июля. 66 . Нонна, праведная, мать свт. Григория Богослова 886 .5 августа. 67 . Олимпиада, диаконисса Цареградская ок. 410). 25 октября. 68 . Петр Мытарь (VI век). 22 сентября. 69 . Петр Афирский, близ Царьграда. 5 сентября. 70 . Петр, князь Муромский. 25 июня. 71 . Поплия, диаконисса Антиохийская. Жила при Юлиане Отступнике (IV в.). 9 октября. 72 . Прокопий Устюжский, юродивый. 8 июля. 73 . Пульхерия, императрица. 10 сентября. 74 . Роман, князь Рязанский. 19 июля. 75 . Руфина и Феодот, родители мч. Маманта. 2 сентября. 76 . Симеон Одесский, юродивый (Сирия, VI век). 21 июля. 77 . Таисия св., бывшая блудница, обращенная прп. Пафнутием (IV век). 8 октября. 78 . Таисия блж., обращенная св. Иоанном Кодовым (V век). 10 мая. 79 . Феврония, княгиня Муромская. 25 июня. 80 . Филарет Милостивый. 1 декабря. 81 . Фулвиан, князь Эфиопский, обращен евангелистом Матфеем. 16 ноября. 82 . Феодора, супруга императора Юстиниана. 14 ноября. 83 . Феодор Ярославин, князь. 5 июня. 84 . Феодор, князь Смоленский. 19 сентября и 5 марта. 85 . Феодор, князь Муромский. 21 мая. 86 . Феодор, боярин Черниговский. 20 сентября. 87 . Феозва, диаконисса, сестра свт. Григория Ниского (IV век). 10 января. 88 . Феофания, царица. 16 декабря. Приложение 2. Сведения о святых мирянах 1 . Византийские императоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Моне Э. 323 Муравьева-Амурская, графиня 140 Муравьев-Амурский И., сын графини Муравьевой-Амурской 140 Муравьевы 145 Несвицкий К., протоиерей 24, 42 Низье А. Ф. 146 Никанор, архиепископ Казанский 222, 223 Никита, странник 33, 36 Николаев Б. , священник 83, 283 Николай 317 Николай 135 Николай, епископ Аляскинский 159 Николай Кавасила , святой праведный 328 Николай I, император 19 Николай II, император, страстотерпец 145, 146, 147, 148, 154, 171, 188, 223, 232, 279, 294, 295, 317, 318, 321, 323, 324, 330, 347 Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, святитель 143, 198, 213, 221, 222, 234, 322 Нина, равноапостольная, просветительница Грузии 262 Новиков Н. И. 113 Оболенская, княгиня 152 Оболенские 145 Ографена 19 Озеров Д. А. 325 Ольга, младенец 128 Ольденбургские 145 Ориген 53 Орловы 145 Павел, славный и всехвальный первоверховный апостол 40, 49, 53, 54, 59, 198 Павел, младенец 128 Павел I, император 125 Павел Препростой, преподобный 178 Павлов И. П. 140 Павский Г. П. 112 Палицын Авраамий 302, 317 Палмер У. 85 Пантелеймон, великомученик и целитель 143, 144 Паозерский М., священник 70, 88 Пахомий, иеросхимонах 329 Пахомий Великий , преподобный 57 Пелагия 133 Перцова В., секретарь о. Иоанна 195, 237 Петр, славный и всехвальный первоверховный апостол 59, 198, 337 Петр Ермолаевич 214 Петр I, император 19, 231 Петров Г., священник 51, 103 Петров И., крестьянин 257 Петров М., иоаннит 260, 261 Петров П. 317 Пимен Великий , преподобный 52 Пио, католический монах и священник 234, 344 Питерс П. 6 Победоносцев К. П. 102, 234, 245, 257, 258, 293 Подгорный С. 279 Подосенов H., священник 282 Полунов А. Ю. 8 Помазанский М., протопресвитер 6 Пономарев И. А., крестьянин 253, 254, 255, 283 Попов И. (Иннокентий, митрополит Московский, святитель) 227 Протопопов В. В. 196, 263, 269 Пульхерия, царица Греческая, благоверная 53 Пустошкин В., иоаннит 262, 264, 275, 281 Пушкин A. C. 114, 198, 216, 222 Раменников Г. 192 Распопов В. 163 Распопова П. 163 Распутин Г. Е. 146, 147, 148, 198, 326

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (28) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2019-07-18) Происхождение изображения: Загружено 2019-07-18, анонимно. Описание: ПУЛЬХЕРИЯ, ЦАРИЦА ГРЕЧЕСКАЯ Фесенко г ОДЕССА В Константинополе Пульхерия построила 3 храма: Влахернская церковь, монастырь Панагии Одигитрии и святилище Халкопратии, куда поместила христианские реликвии. Согласно Никифору Каллисту, Пульхерия в Халкопратейском храме положила пояс Пресвятой Богородицы, принесённый из Палестины в Константинополь еще при Аркадии; в храме Одигитрии поставила икону с портретом во Влахернский пожертвовала погребальные пелены Богоматери, присланные из Иерусалима архиепископом Канонизирована церковью в лике благоверных за её борьбу с ересями, память 10 сентября (по юлианскому календарю). Пульхерия скончалась в 453 году, завещав всё своё имущество бедным. Признана святой в западной и восточной церквях, день памяти 10 сентября в католической и православной (греческая царица Пульхерия) церквях, 7 августа в восточных календарях. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " • Разное (Святые) • " .

http://pravicon.com/image-34029

Благоверная царица Пульхерия Благоверная царица Пульхерия , дочь греческого императора Аркадия (395-408), была соправительницей и наставницей своего брата Феодосия Младшего (408-450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием, являлась твердой последовательницей православного вероучения. Ее заботой был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. При ее содействии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против Нестория. По проискам врагов и жены императора Феодосия Евдокии царица Пульхерия была отстранена от управления. Она удалилась в уединение, где проводила благочестивую жизнь. Однако без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450-457). Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра. Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 году. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913631.htm...

Императоры Маркиан и Пульхерия были организаторами IV Вселенского Собора (451 г.) в Халкидоне, направленного против ереси монофизитов. Знаменитый Халкидонский орос был подписан в их присутствии. Вскоре после Халкидона в возрасте 54 лет св. Пульхерия мирно скончалась, раздав свое имение бедным и Церкви 887 . Святой император Юстиниан (память 14/27 ноября, 482(3)–565, правил 527–565) Святой Юстиниан, император Византии, был славянин: он родился в селении Вердяне, близ города Средца (ныне София, столица Болгарии), в крестьянской семье. Его дядя Юстин, который также был уроженец Вердяны, пешком в одном тулупе пришел в Константинополь. Здесь он, благодаря своим природным дарованиям, быстро возвысился, а потом даже сделался императором. В Константинополь он перевел вслед за собой из Вердяны свою жену с ее сестрой и племянником. Этот племянник получил при дворе прекрасное образование и по смерти Юстина занял византийский императорский престол с именем Юстиниана. Юстиниан стремился восстановить Римскую империю в прежних границах и вернуть ей ее былое величие. Он отвоевал у варваров ранее принадлежавшие империи Италию, Сардинию, Корсику, Сицилию и часть Испании, Северную Африку. Император Юстиниан известен в истории изданием полного собрания римских законов, дошедшего до нас под названием «Кодекса Юстиниана». Знаменитое римское право, собранное и классифицированное Юстинианом, как мы знаем, в некоторых странах формально продолжало действовать до начала XX века. Частью Юстинианова законодательства был сборник «Новеллы», в котором собраны новые законы, изданные после того, как он кодифицировал право в первых трех сборниках. Среди этих законов немало относящихся к церковной жизни. «Новеллы» Юстиниана входят во все варианты русской Кормчей книги. Одним из важнейших деяний императора Юстиниана стала разработка так называемой «теории симфонии» – учения о взаимоотношениях Священства и Царства, о месте императора в христианской Церкви. Эпоха Юстиниана была временем напряженных догматических споров, в которых он считал своим долгом участвовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изложение служб по уставу типографскому у г. Одинцова начинается, как и в книге архимандрита Сергия, службою в неделю крестопоклонную. Это сходство в начале, в порядке самого изложения служб этого устава и их особенностей, повторение одних и тех же ошибок, какие замечаются в книге архимандрита Сергия, невольно наводит нашу мысль на то предположение, что первоначально автор излагал особенности типографского устава по книге архимандрита Сергия, а потом, побывав в Москве, после «личного ознакомления» с этим уставом, он подставил по нему только цитаты, не проверив даже, насколько подробно сделан анализ в известной ему книге, и верно ли архимандрит Сергий читал этот памятник. Типик типографский начинается службою в середу сырной недели, которая имеет свои особенности при сравнивании её со службою по уставу иерусалимскому. Утреня и первый час совершаются без пения псалтирного, часы же, наоборот, с Псалтирию. На вечерни пения псалтирного не было. После стихир «на Господи воззвах» совершался выход с кадилом, за которым следовали прокимен и чтение паремий. «Да исправится молитва моя» не пели, но вместо этого положено: «да уповает Израиль на Господа» 12 . В неделю сыропустную воспоминается память святых архиепископов Константинаграда Флавиана и Леонтия, благоверных царей Маркиана и Пульхерии 13 . На литургии стихиры «на блаженных» положены из Октоиха и из Триоди 3 песнь. Вечером в этот день стихир на «Господи воззвах» положено четыре. Повечерие читалось великое 14 . Относительно времени совершения службы в понедельник первой недели в уставе делается замечание: «предварившего дне утешения, встают поздее, начинающу семому (часу) нощи и бывает пение – три кафизмы – просто. Первый же час оприсн заутрени, уже свитающи дни, а прочая часы клеплют сице: третий убо третиюму начинающу, а шестый пятого имущю начало, а девятый в начало семаго. Вечерняя же клеплется, чтению бывающу на девятем часе... По скончании её. входят братия на трапезницу в начаток десятого часа... По встании же их от трапезы и мало поседети, клеплют павечерницю, прежде захода солнца. Тот устав часом же и прочей службе во весь пост да бывает. Во вторник, в среду и четверг клеплют заутреню в конец 3-го часа нощи... и кончается заутреня в начаток десятого часа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010