По проискам врагов и жены императора Феодосия Евдокии царица Пульхерия была отстранена от управления. Она удалилась в уединение, где проводила благочестивую жизнь. Однако без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. 23 сентября. ПРАВМИР. Церковь чтит память благоверной царицы Пульхерии, дочери греческого императора Аркадия. Благоверная царица Пульхерия, дочь греческого императора Аркадия (395 — 408), была соправительницей и наставницей своего брата Феодосия Младшего (408 — 450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием, являлась твердой последовательницей православного вероучения. Ее заботой был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. При ее содействии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против Нестория. По проискам врагов и жены императора Феодосия Евдокии царица Пульхерия была отстранена от управления. Она удалилась в уединение, где проводила благочестивую жизнь. Однако без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450 — 457). Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра. Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-bl...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евдокия Царица, св. - житие Евдокия (лат. Aelia Eudocia Augusta, до крещения Афинаида (Athenais); ок. 401 — 20 октября 460 года) — супруга императора Феодосия II. Известна как талантливая поэтесса, некоторое время покровительствовала монофизитам. Провела последние годы своей жизни в Иерусалиме, занимаясь строительством церквей и благотворительностью. Канонизирована Православной церковью в лике благоверных, память 13 августа (по юлианскому календарю). Евдокия родилась в Афинах около 401 года, была дочерью философа Леонтия (кроме дочери, у него было ещё два сына, Валерий и Гезий). Её отец был ритором в Афинской академии и возможно являлся другом историка Олимпиодора По рождению Евдокия была язычницей и носила имя Афинаида (в честь богини Афины). Когда её отец умер, то оставил следующее завещание: огласно византийскому хронисту Георгию Амартолу, Леонтий в своём завещании пророчески записал, объясняя малую долю наследства для Афинаиды, «ведь ей достаточно участи её». Ранняя биография Евдокии изложена у Иоанна Никейского (конец VII в.), Амартола и наиболее развёрнуто в стихотворной хронике XII века Константина Манассии. Афинаида просила братьев выдать ей согласно завещанию долю из наследства, но получила отказ и ушла жить к тётке по матери, которая увезла её в Константинополь к тётке по отцу. Обе тётки посоветовали Афинаиде обратиться за помощью в разрешении наследственного спора к Пульхерии, старшей сестре императора Феодосия II. Необходимо отметить, что Пульхерия в это время была занята по просьбе брата поисками ему невесты и удостоила Афинаиду встречей. Юная Афинаида была хороша собой, Иоанн Малала оставил такой отзыв о ней: «Юная женщина с замечательной внешностью, утончённая в манерах, с хорошей фигурой, обладающая даром красноречия, эллинка, девственница и дочь философа». Современный историк Шарль Диль так представил себе встречу Афинаиды с всемогущей сестрой императора: Афинаиде было двадцать лет. Поразительной красотой она обладала, и удивительным сложением, и довольно высоким ростом. Белокурые вьющиеся волосы золотым ореолом обрамляли лицо, ещё больше оттеняя свежесть и нежность её кожи; взгляд у неё был прекрасный, глаза умные и живые, в то же время скромно опускавшиеся; безукоризненной формы греческий нос и грациозная, благородная поступь дополняли обаяние молодой девушки. При этом она ещё умела хорошо говорить; свою просьбу она изложила в совершенстве. Пульхерия пришла в восторг, была сразу побеждена.

http://pravicon.com/info-2222

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная. Свт. Григорий Палама Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Смоленская. Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься. Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!… Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы. Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской. Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

http://pravoslavie.ru/1909.html

Моне Э. 323 Муравьева-Амурская, графиня 140 Муравьев-Амурский И., сын графини Муравьевой-Амурской 140 Муравьевы 145 Несвицкий К., протоиерей 24, 42 Низье А. Ф. 146 Никанор, архиепископ Казанский 222, 223 Никита, странник 33, 36 Николаев Б. , священник 83, 283 Николай 317 Николай 135 Николай, епископ Аляскинский 159 Николай Кавасила , святой праведный 328 Николай I, император 19 Николай II, император, страстотерпец 145, 146, 147, 148, 154, 171, 188, 223, 232, 279, 294, 295, 317, 318, 321, 323, 324, 330, 347 Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, святитель 143, 198, 213, 221, 222, 234, 322 Нина, равноапостольная, просветительница Грузии 262 Новиков Н. И. 113 Оболенская, княгиня 152 Оболенские 145 Ографена 19 Озеров Д. А. 325 Ольга, младенец 128 Ольденбургские 145 Ориген 53 Орловы 145 Павел, славный и всехвальный первоверховный апостол 40, 49, 53, 54, 59, 198 Павел, младенец 128 Павел I, император 125 Павел Препростой, преподобный 178 Павлов И. П. 140 Павский Г. П. 112 Палицын Авраамий 302, 317 Палмер У. 85 Пантелеймон, великомученик и целитель 143, 144 Паозерский М., священник 70, 88 Пахомий, иеросхимонах 329 Пахомий Великий , преподобный 57 Пелагия 133 Перцова В., секретарь о. Иоанна 195, 237 Петр, славный и всехвальный первоверховный апостол 59, 198, 337 Петр Ермолаевич 214 Петр I, император 19, 231 Петров Г., священник 51, 103 Петров И., крестьянин 257 Петров М., иоаннит 260, 261 Петров П. 317 Пимен Великий , преподобный 52 Пио, католический монах и священник 234, 344 Питерс П. 6 Победоносцев К. П. 102, 234, 245, 257, 258, 293 Подгорный С. 279 Подосенов H., священник 282 Полунов А. Ю. 8 Помазанский М., протопресвитер 6 Пономарев И. А., крестьянин 253, 254, 255, 283 Попов И. (Иннокентий, митрополит Московский, святитель) 227 Протопопов В. В. 196, 263, 269 Пульхерия, царица Греческая, благоверная 53 Пустошкин В., иоаннит 262, 264, 275, 281 Пушкин A. C. 114, 198, 216, 222 Раменников Г. 192 Распопов В. 163 Распопова П. 163 Распутин Г. Е. 146, 147, 148, 198, 326

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А потом – горечь от потери одной из дочерей, умершей в детстве, молчаливое неприятие бывшей язычницы, «царевны-лягушки» придворной знатью, жаркие мольбы о сыне-наследнике, замужество старшей дочери, Евдоксии, паломничество по обету в Иерусалим в монастырь преп. Мелании Младшей. Там, на Елеонской горе, в монастыре Мелании, она проводит время в молитвах к Богоматери, и, поклонившись святыням – ризам Богородицы, что хранились в Иерусалиме, возвращается назад, везя с собой икону Одигитрии. Она принесла богатые дары к иерусалимским святыням в свой первый приезд. Сердце ее радостно – преп. Мелания стала ее близкой подругой, чудесно зажила ее тяжело поврежденная нога, Богородица, Дева и Матерь, погребенная в Гефсимании и воскрешенная Сыном Своим, услышала ее. У Феодосия и Евдокии рождается наследник, долгожданный сын. Но это лишь начало великих испытаний Евдокии, столь же сильной духом, сколько и прекрасной. Словно Богоматерь позвала ее разделить с Ней чашу скорбей… Так, заливаясь слезами, рыдали они и стонали            Мать, что Его родила и младенцем малым питала, Плача об участи храброго сына, которому должно    Снова воскреснуть и снова из мрака подземного выйти         Невыносимою скорбью Она терзаясь о Сыне,               Грустно лежала одна, ни еды, ни питья не вкушавши… ( св. благоверная царица Евдокия. Гомеровский центон, «Плач Богоматери») Новорожденный мальчик её вскоре умер и с ним умерли все земные надежды…И вот она уже снова в Иерусалиме. Теперь – в паломничестве, которое больше походит на изгнание. Придворные интриганы сделали свое дело. Хрисафий, телохранитель императора, евнух, стал тем самым  Кощеем из сказки.  Благочестивая Пульхерия, принявшая Евдокию  во дворец,  теперь возненавидела ее. Феодосий, состарившийся от горя, вынужден выслать любимую жену – и это стало для него трагедией, такой же, как и для нее. Трагедия Ивана-царевича, которого придворные бабарихи заставили отделаться от своей Василисы Премудрой. Напрасно, однако, сватают ему невест – он не желает разводиться с любимой. Он не лишает ее почестей и денег . Он на что-то надеется…  Но этому уже не дано осуществиться. Интриги дворца сильнее, чем  сам император.

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-i...

Среди византийскихимператоров причислены Церковью клику святых Константин и Елена, Феодосий I Великий и его супруга Плакилла, Феодосий II с супругой Евдокией, Маркиан и Пульхерия, Лев I Великий , Маврикий, Юстиниан и его супруга Феодора, императрицы Феофания, Ирина – жена Льва Хазара, Ирина – супруга Иоанна Комнина, Феодора, царевны Сосипатра и Анфуса 842 . Почитание императоров как святых было выборочным. Как правило, канонизировались императоры, при которых происходили Вселенские Соборы. При Константине Великом в империи восторжествовало христианство и был созван Первый Вселенский Собор (325), при Феодосии Великом – Второй (381), при Феодосии Втором – Третий (431), при Маркиане и Пульхерии – Четвертый (451), при Юстиниане – Пятый (553), при Ирине – Седьмой (787). К этой группе можно отнести и правителей, не созывавших Вселенских Соборов, но оказавших значительные услуги Церкви, например, цариц Елену и Феодору. Царица Елена в 326 г. нашла Животворящий Крест Господень. При царице Феодоре было восстановлено иконопочитание в 843 году. Конечно, эти правители отличались и личным благочестием, но все же основной причиной их канонизации, на наш взгляд, был их вклад в дело защиты и укрепления Православия. Другие императоры прославлены за свой аскетический подвиг и дар чудотворения. Так, еще при жизни за добродетельную жизнь почиталась царица Феофания , первая супруга императора Льва Мудрого (866–911). Она спала на рогоже рядом с роскошной постелью, под царскими одеждами носила власяницу, творила много милостыни. Святитель Димитрий Ростовский 843 сообщает, что император Лев еще при жизни стал строить храм в ее честь. Св. Феофания категорически воспротивилась этому, и тогда храм был переименован в честь Всех Святых. После смерти Феофании Лев Мудрый в совете с Церковью установил празднование памяти Всех Святых в следующее воскресенье после Пятидесятницы. По словам Льва, если Феофания святая, то в этот день будет праздноваться и ее память. Об этом говорится также в синаксаре Недели Всех Святых (Цветная Триодь). Благочестивая императрица была прославлена чудотворениями уже через несколько дней после кончины, и поэтому почти сразу канонизирована.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он - Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8). Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

http://pravoslavie.ru/6187.html

· Равноапостольный император Константин. · Равноапостольная царица Елена. · Св. Пульхерия. · Св. император Юстиниан. · Краткие сведения об остальных византийских императорах. 2 . Английский король-мученик св. Эдмунд. 3 . Св. княгиня Евфросиния Полоцкая. 4 . Св. князь Александр Невский. 5 . Свв. русские князья-воины. 6 . Св. Филарет Милостивый. 7 . Св. Петр Мытарь. 8 . Св. Михаил Воин. 9 . Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва. 10 . Св. Симеон Верхотурский. 11 . Св. прав. Феодор Томский. 12 . Св. прав. Иулиания Лазаревская. 13 . Св. Клотильда, королева Франции. 14 . Св. Женевьева Парижская. 1 1. Византийские императоры Святая Пульхерия (память 10/23 сентября, 399–453) Святая Пульхерия (398–453) была дочерью императора Аркадия, старшей сестрой, воспитательницей и наставницей имп. Феодосия II (408–450). Получила разностороннее образование, отличалась мудростью и благочестием. Св. Пульхерия носила титул Августы и в течение 42 лет (408–450) соцарствовала брату. Во избежание борьбы за престол между Феодосием II и ее супругом она отказалась от вступления в брак. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. При ее содействии был собран III Вселенский Собор (431 г.) в Эфесе, осудивший ересь Нестория. Заботами св. Пульхерии был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. И сам царский дворец, по отзывам современников, при ней более походил на монастырь. Происками советника императора монофизита Хрисафия св. Пульхерия на некоторое время была удалена из дворца. Но окончательно устранить ее от власти Хрисафию не удалось. Без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти имп. Феодосия св. Пульхерия, исполняя просьбу брата содействовать воцарению благочестивого и мудрого военачальника Маркиана, вступила с ним в брак с условием сохранения девства (450 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она была дочерью латинского софиста, получила прекрасное образование. Супругой Феодосия II стала по желанию св. Пульхерии. С 441 г. Евдокия лишилась благоволения мужа из-за обвинения в расположении к сенатору Павлину, целомудренному и благоразумному человеку. Он был сослан и казнен, а опальная царица сама покинула Константинополь и остаток жизни провела в Иерусалиме. Умирая, она с клятвой засвидетельствовала свою невиновность. Святитель Димитрий Ростовский так комментирует эту историю: «Бог попустил приключиться с ними такому несчастию – Павлину во спасение души, а царице в наказание» за то, что она вместе с супругом принудила св. Пульхерию удалиться из дворца. Впоследствии Евдокия раскаялась в своей вражде к св. Пульхерии и в знак примирения преподнесла ей икону Матери Божией, написанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Евдокия была похоронена в базилике св. Стефана, построенной на ее средства 894 . Маркиан (450–457) . Память 17 февраля. Супруг св. Пульхерии, старшей сестры св. Феодосия II. Святитель Димитрий Ростовский в житии св. Пульхерии рассказывает, что он был военачальником, отличался благочестием и дал обет девства, который соблюдался и в браке со св. Пульхерией. При св. Маркиане и св. Пульхерии был созван Четвертый Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.) и подписан знаменитый Халкидонский орос. Императрица Ирина (память 7 августа, регентша с 780, царствовала 797–802) была супругой императора – иконоборца Льва Хазара. Вместе со св. патриархои Тарасием она подготовила созыв Седьмого Вселенского Собора (787). Преподобного Феодора Студита св. Ирина назначила игуменом разоренного иконоборцами Студийского монастыря, вскоре ставшего одной из самых значительных обителей империи. В 802 году она была свергнута и сослана в монастырь на о. Лесбос. Проведя год в монашеских подвигах, св. Ирина почила в августе 803 г. и вскоре после смерти была канонизирована. Царица Феодора (память 11 февраля) супруга императора – иконоборца Феофила (829–842) 895 , ставшая после его смерти регентшей при малолетнем сыне Михаиле (842–855).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

 Больших местных икон в иконостасе  только шесть: Спасителя и Божьей Матери близ царских врат, св. апостола Петра на правой стороне у окна, и св. апостола Павла близ окна же на левой стороне, пророка Иезекиля на южных вратах и св. судьи Сампсона на вратах северных. Но эти главные иконы и с боков, и снизу, и сверху окружаются многими иконами меньших размеров. В киоте, где помещен местный образ Спасителя, изображены: Рождество Христово, Богоявление Господне, Пророк Моисей, царь и священник Мелхиседек, цари: Иосафат, Давид, Иезекия и Соломон.  Главную местную икону Богоматери окружают со всех сторон изображения: Рождества Богородицы и Введения Ее в храм, царицы Есфири, мучениц: Екатерины и Параскевы, Анны Пророчицы, святых и праведных: Наталии и Елизаветы.  Вокруг иконы св. апостола Петра изображены: Страдание Господне, Страдание апостола Петра, Иисус Навин, св.  равноапостольный князь Владимир, благоверные князья: Борис и Глеб, Александр Невский и царевич Димитрий.  В киоте, где находится местный образ св. апостола Павла, изображены: Благовещение Пресвятой Богородицы, Страдание апостола Павла, Девора пророчица, св. равноапостольная княгиня Ольга, ветхозаветная мученица Соломония, Иаиль, убившая Сисару, царица Пульхерия и Вирсавия, мать Соломонова.  Над северными вратами помещена икона царя Константина, а над вратами южными – матери его, равноапостольной царицы Елены.  Из этих меньших икон те, которые находятся внизу под главными иконами, написаны на медных досках.  Нельзя не заметить, что местные иконы в иконостасе собора представляют преимущественно лица из истории Ветхого завета, служившие прообразами Христа Спасителя или Божьей Матери. Этим придается иконостасу Петропавловского собора особенный отличительный его характер.  Все иконы в иконостасе служат памятником русского иконописания начала прошедшего столетия: все они написаны русским художником Меркурьевым с товарищами, написаны по левкасу, на яичном желтке, и, по мнению знающих людей, приближаются более к фряжскому пошибу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007