51 В рукописных текстах «Деяния о подати» (гл. 3) указывается, что святитель Николай остановился во Влахерне при храме Пресвятой Богородицы. Но в нач. IV в. во Влахерне не было ни храма (знаменитая церковь была построена там лишь в 451 г.), ни императорского дворца. Историк А .Ю . Виноградов предполагает, что святитель Николай остановился при одном из храмов Богородицы, построенном Константином рядом с императорским дворцом, например, при церкви Богоматери Халкопратийской. [В царствование Константина Богородичных храмов было еще очень мало. Строительство многих церквей, посвященных Богородице, осуществлено святой благоверной царицей Пульхерией (414–453 гг., память 10/23 сентября). В X I в. императоры покинули Большой дворец и переселились на север города, во Влахернский дворец. Вероятно, писец в X I в. решил уточнить текст древнего манускрипта и назвал храм Богоматери Влахернским, ибо в его время новый императорский дворец находился рядом с Влахернским храмом Пресвятой Богородицы.] 52 При императоре Константине всегда находилось довольно большое число епископов. Некоторые из них управляли близлежащими епархиями и почти посто янно жили при дворе (например, епископ Никомидийский Евсевий); другие приезжали к царю для разрешения судебных дел, связанных, как правило, с церковным имуществом или личными тяжбами. В случае необходимости из этих иерархов составлялись соборы для возведения или низложения архиереев, а также для решения других церковных вопросов. 53 На аудиенциях у императора подданным полагалось стоять. Сидеть в присутствии императора считалось особой честью. 54 Андриака – в древности крупнейший порт на юге Малой Азии в 4 км от города Миры. Порт был расположен в очень удобной гавани, вытянувшейся между двух горных хребтов в сторону Мир (на северо-восток). В Андриаке находились огромное зернохранилище («гранарий»), построенное при императоре Адриане, каменные цистерны, акведук, несколько храмов и целый ряд других построек. Ныне гавань заболочена, и порт давно прекратил свое существование, но остатки зданий и портовых построек прекрасно сохранились до наших дней. Их многочисленные фотографии и планы можно увидеть в монографии: Myra... S. 6 5 – 7 5 . Taf. 3 2 – 4 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

6. Воспоминание чудесе от Архистратига Михаила, бывшаго в Хонех. Мучеников Евдоксия, Зинона и Макария (311–312). Преподобнаго Архиппа. Мучеников Ромила и с ним многих других (107–115). Священномученика Кирилла, епископа Гортинскаго (III–IV). Мучеников Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ними 11 мучеников (ок. 250). Преподобнаго Давида (VI). Иконы Божия Матери Киево-Братския (1654). 7. Предпразднство Рождества Пресвятыя Богородицы. Мученика Созонта (ок. 304). Святителя Иоанна, архиепископа Новгородскаго (1186). Преподобнаго Серапиона Спасоелеазаровскаго (1481). Преподобномученика Макария Каневскаго, архимандрита Овручскаго, Переяславскаго (1678). Апостолов от 70-ти: Евода и Онисифора (I). Мученика Евпсихия (II). Преподобнаго Луки (X). 8. Рождество Пресвятые Владычице Нашея Богородицы и Приснодевы Марии Величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Запев на 9-й песни канона: Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере. Иконы Софии Премудрости Божия (Киевския). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямския (1524), Глинския (XVI), Лукиановския (XVI), Исааковския (1659). Икон Божия Матери: Холмския, Курския «Знамение» (1295), Почаевския (1559), Леснинския и Домницкия (1696). 9. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Святаго мученика Севериана (320). Преподобнаго Иосифа, игумена Волоцкаго, чудотворца (1515). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговскаго (обретение и перенесение мощей, 1896). Преподобнаго Феофана исповедника (ок. 300). Мучеников Харитона и Стратора (он же Стратоник). Блаженнаго Никиты в Царьграде (XII). 10. Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Преподобнаго Павла Послушливаго, Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (XIII–XIV). Преподобнаго князя Андрея, во иночестве Иоасафа, Спасокубенскаго (1453). Апостолов от 70-ти: Апеллия, Лукия и Климента (I). Мученика Варипсава (II). Благоверныя царицы греческия Пульхерии (453). Святителей Петра и Павла, епископов Никейских, исповедников (IX).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Феодора умерла в 538 г. в страшных мучениях от рака 888 . Краткие сведения об остальных святых императорах Византии Феодосий I Великий (379–395) . Память 17 января. Крестился в 380 г. При нем был созван Второй Вселенский Собор и издан манифест о вере, признающий Никейское исповедание единственно верным и лишающий всех, кроме никейцев, звания кафоликов и соответствующего положения в империи 889 . Память супруги Феодосия Великого св. Плакиллы 14 сентября. О ней есть слово свт. Григория Нисского 890 . Феодосий II Новый (408–450) . Память 29 июля. При нем был созван Третий Вселенский Собор (431 г., Ефес). Император был блестяще образован и благодаря влиянию своей сестры св. Пульхерииблагочестив. Он любил читать христианских писателей и петь церковные гимны. Однажды на ипподроме вместо ожидавшегося зрителями ристалища он устроил грандиозный молебен, на котором сам регентовал. Церковный историк Сократ пишет, что его никто из ближних не видел разгневанным. Некто спросил его, почему он никогда не наказывает смертью оскорбившего его человека. «О, если бы, ответил император, возможно было мне и умерших возвратить к жизни... Не великое и не трудное дело убить человека, но, раскаявшись, воскресить умершего не может никто, кроме Бога» 891 . Феодосий активно преследовал язычников. В 426 г. по его приказу была сожжена Олимпия – место культа Зевса и проведения посвященных ему олимпийских игр. Он издал указ против книг философа-неоплатоника Порфирия, в котором говорилось: «Предписываем все, что Порфирий (или кто-либо другой), гонимый собственным безумием, написал против благочестивой веры христианской, где бы оно ни было обнаружено, предать огню. Ибо мы хотим, чтобы всяческие произведения, вызывающие гнев Божий и оскверняющие душу, не достигали даже слуха людей» 892 . При Феодосии II в столицу были с почетом привезены мощи свт. Иоанна Златоуста . Император, преклонив колена, молился о прощении грехов его родителей виновников страданий и смерти великого святителя 893 . Вместе с Феодосием почитается и его супруга Евдокия (память 13 августа, †460 в Палестине).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Иерусалиме она пробыла целый год, где занималась литературой. Построив здесь много церквей и украсив из своих царских средств святые места, она показала своё благочестие и любовь к святыне. Во время её отбытия обратно в Константинополь в 439 году, Иерусалимский святитель Иувеналий одарил ее многими духовными сокровищами, среди которых были вериги апостола Петра . Около того времени место советника императора занял евнух Хризаф, способный полководец, но безнравственный и жадный до денег. Он стал противником Пульхерии, которая не раз препятствовала его замыслам, и настроил Евдокию против царевны. Постепенно, по своей слабости и недальновидности, в заговор был вовлечён и сам император Феодосий. Пульхерия оказалась удалена от дел, а при Хризафе начались гонения на православных и возвышение монофизитов . Возможно уже в то время сама Евдокия также приняла сторону монофизитов. В 441 году открылась связь между императрицей и неким Павлианом, образованным и красивым человеком, с которым она часто беседовала наедине. В день Рождественских святок кто-то преподнёс царю Феодосию яблоко необыкновенной величины и красоты. Император послал его Евдокии, та - Павлиану, а Павлиан, спустя два дня, поднёс его императору. Так о связи стало известно императору, который велел сослать Павлиана в Каппадокию и там казнить. Сама же Евдокия удалилась на покаяние в Иерусалим , где осталась до конца земной жизни . После смерти благоверного царя Феодосия в 450 году Евдокия, пребывая в Иерусалиме, поддержала монофизитского лжепатриарха Иерусалимского Феодосия в 452 году. Однако Феодосий вскоре был изгнан, и святитель Иувеналий Иерусалимский возвратился в Святую Землю. В 453 году императрица возвратилась в Православие под влиянием преподобного Симеона Столпника , покаялась перед патриархом Иувеналием, и с тех пор пребывала в истинной вере. Скончалась 20 октября 460 года в Иерусалиме и была похоронена в базилике храма святого Стефана за северными стенами Иерусалима , которую при жизни построила на свои средства уже при патриархе Анастасии . Перед смертью она горько жаловалась духовнику, что в связи с Павлином невиновна и пала жертвой злой клеветы.

http://drevo-info.ru/articles/13121.html

Во благочестивом скончании бывшим приснопамятным, Христолюбивым греческим православным царем, иже в различная времена и лета, в защищение благочестивых догматов Божия церкве, на посрамление же и истребление злочестивых еретиков и их ересей от всея вселенныя святых отец собиравшим; купно же со святыми отцы, и онем православным царем подвизавшимся 103 делы и словесы из всея души своея о состоянии благочестивых догмат Божия церкве: Феодосию великому, составлынему вторый Вселенский 104 собор. Феодосию юному, составлынему третий Вселенский собор. Маркиану и Пульхерии, составльшим четвертый Вселенский собор. Иустиниану великому, составльшему пятый Вселенский собор. Константину Брадатому, составльшему шестый Вселенский собор. И Христолюбивому царю Константину и святой матери его царице Ирине седьмый Вселенский собор святых отец собравшим, на истребление иконоборныя ереси, и прокленшим вся иконоборцы. Утвердившим же святых икон поклонение, вечная память. Во блаженном скончании православному греческому Христолюбивому царю Михаилу и матери его святой царице Блаженной Феодоре. И святейшему Мефодию патриарху константинопольскому, второе собравшим святых отец Вселенский седьмый собор на осуждение проклятых иконоборцев. И тако сошедшеся вси православия наставницы, архиереи же, и священницы и иноци, светло и яве православие проповедаша, и Божия церковь во всю лепоту облечеся; паки святых икон поклонение утвердиша, и праздник сей в незабытную память узакониша вечно. Нечестивыя же и зловерныя и хулники святым иконам, к тому же и вся еретики проклинашпо предаша, и анафеме вечно. Того ради день сей празднующе днесь, православным онем царем, и святым и Божественным отцем нашим подвизавшимся о благочестии, и о православней и здравей вере, и о святых икон укреплении же и поклонении, яко еже нас ради велие сие таинство Божияго устроения, ясно укрепиша и нроповедаша, убо благодарение и вечную память приношаем о них сице глаголюще, вечная память. И всем приснопамятным благочестивым греческим царем православным, и благоверным царицам, и чадом их, подвизавшимся о укреплении апостольских и отеческих догмат Божия церкве и во благочестии почившим, вечная память.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чье сердце не содрогнулось бы при виде в таком ужасном, беспомощном положении младенца, только появившегося на свет! Но он был поручен матерью Богу, и Бог не оставил его. В ночь смерти Руфины в Кесарии одной благочестивой и благородной жене по имени Аммия явился Ангел и сказал ей, чтобы она взяла из темницы и погребла с почестями родителей Маманта, а его самого взяла к себе и воспитала как сына. Аммия тотчас же после этого пошла в темницу, взяла оттуда тела родителей Маманта и, похоронив их в своем саду, затем взяла и Маманта с великой радостью, потому что была бездетна; вырастила его, воспитала в благочестии, когда подрос – отдала его в школу, где он превзошел в учении всех своих сверстников, и, наконец, перед смертью сделала его наследником многих, как сказано, имений своих. Этот пример, нам кажется, лучше всего, вдовы-матери, должен убедить вас в том, что не следует и вам с безнадежной скорбью смотреть на будущую участь ваших детей и не следует думать, что без вас ваши дети останутся несчастны и беспомощны. Есть, наконец, средство, которым вы всегда можете себя ободрить и утешить при размышлении о судьбе детей. И это средство, как видите, должно состоять в том, чтобы вы поручили, подобно матери святого Маманта, судьбу ваших детей общему Отцу всех – Богу и Его просили с верой быть хранителем по жизни их. Если, как видно из примера матери Маманта, это средство для ее сына было полезным и устроило судьбу его, то и вас, конечно, оно должно ободрить и утешить, вселив в скорбную душу вашу светлую надежду на то, что Бог по молитве вашей не оставит ваших детей, Сам станет Отцом их, и под Его вседержавным руководством они лучше сохранятся от всякого зла, видимого и невидимого, лучше возрастут во всем добром и прекрасном и сделаются наследниками Царствии Божия. Поэтому не скорбите много о будущей судьбе чад ваших, не отчаивайтесь, не малодушествуйте, но предоставьте их с верой всеблагому Промыслу и водительству Божию, и несомненно тогда, что по вере вашей будет вам, а дети ваши всегда счастливы и благополучны будут. Аминь. Обидимым сиротам-девицам. Из жития святой благоверной царицы греческой Пульхерии (10 сентября cm. cm./23 сентября н. cm.)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

К первому роду принадлежит на стр. 24-й изображение человека, на которого нападает лев или барс, что очень идёт к содержанию записанной на этом листе службы на избавление человека от нападающей на него печали. Изображение на листе 7 утрудившегося делателя любопытно со стороны исторической, потому что даёт понятие о земледельческих орудиях (лопата) и об одежде земледельца того времени. Такое же значение имеет и рисунок на стр. 18, представляющий человека, молящегося перед церковью. Одежда этого человека исполнена во вкусе византийских костюмов того временя, но длинные рукава рубашки напоминают позднейший покрой русского кафтана и очень вероятно, что рисовальщик соображался здесь с особенностями тогдашней русской одежды. Подобные рукава нередко попадаются в миниатюрах к временнику Георгия Амартола (рукопись из библиотеки МДА XIII–XIV века). Внешний вид церкви, несмотря на схематизм рисунка, также даёт понятие о древнейшем типе наших деревянных церквей и таким образом дополняет небольшое число известных изображений этого рода новым любопытным экземпляром 293 . После этого предварительного знакомства с внешней стороной рукописи перейдём к изложению её содержания. На первом сохранившемся её листе записано окончание утрени в неделю мясопустную. Именно: назначается после второй степенны читать евангелие, а затем петь два канона: воскресный и о втором пришествии. В среду и пяток сырной седмицы полагается читать часы: первый по заутрени, третий и шестой перед вечерней, вечерня без псалтыри, «да ся исправится» не поётся, но вместо того «да уповает израиль» с пением стихов попеременно между диаконом и народом. О совершении литургии прямо не говорится, но из дальнейшего замечания о времени трапезы для монахов видно, что в среду и пяток совершалась литургия преждеосвященных. « По отпщении же обдьн идотъ на трапео и дт сыръ йца и рыбы, сице же и въ птъ». Лист 1. оборот. Служба в субботу и неделю сыропустную. Неделя сыропустная – память святых архиепископов Константинограда Флавиана и Леонта, память благоверных царей Маркиана и Пульхерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: " Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания " . Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке. Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом " Аминь " . Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

Приложение 11.     Сравнение триоди уставов в отношении празднования святым.     Неделя сыропустная. Память свв. архиепископов константинопольских Флавиана и Леонта, память благоверн. царей Маркиана и Пульхерии. Так в типограф. Студ. уставе XII века. В Констант. типиконе IX-X века совершаем память св. отец архиепископов Флавиана константинопольского и Льва римского. В Синайск. тоже. В Евергетид. Синод. Студ. XII века, в славянском и уставе настоящем Великой Конст. церкви нет этой памяти.     Первая неделя В. поста. Лист вырван в типограф. рукописи. В синод. уставе: в субботу первую поста (на вечерне) память творим свв. пророк Моисея, Аарона, Давида и прочих и о иконах (т. е. неделя православия). В Кт. и Синайск тоже, судя по апостолу и евангелию. В Синайск. фта неделя называется неделею купелей (κολυμβητρν), в Евергет. неделею православия. В Слав. и настоящ. уст. Великой Конст. церкви также православию и пророкам. (Кт. значит: Констант. типикон IX-X века).     Неделя вторая поста, в нюже творим память пр. Поликарпа. Есть ему особые апостол и евангелие. В Синод. и Евергет. нет. В Кт. память св. Поликарпа, еп. Смирнского. В Славян. и настоящем Великие церкви память Григория, архиеп. Фессалоннтского.     В Типогр. во вторник третия недели бывает утешение и едят мниси рыбы, яко да не како мало препочивше на прочее сильнейше будут. Во всю же 4-ю неделю пост держат, якоже и в 1 неделю заповедахом. Сего нет в студийском Синод.     Описание чина поклонения св. кресту в 3 неделю согласно со студийским, но короче и с вариантами: на утрени по двух кафизмах сносится крест (по студ. из сосудохранительница) и полагается на святой трапезе, по 9 песни поставляется стол пред алтарем и паволоце простерте полагается крест на нем и по Святой Боже поют тропарь: кресту Твоему и, поклонению бывшу, посем ектения и поминается игумен и братия и рекут: Господи помилуй 12 и отпущение. По сих оболкыйся поп и диакон в ризы и попови несущу крест на главе и диакону кадящу и свещи единой предыдущи обиходят келлия, поюще: кресту Твоему. В Кт. и Синайск. о поклонении кресту не говорится, но евангелие о кресте. В Евергет. и других говорится.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это только сейчас фильм кажется нам фантастическим. А в будущем все подвиги и чудеса, которые происходят в фильме, станут привычными. Не случайно и называется фильм «Ностальгия по будущему»: герои устремлены в грядущее, прокладывают в него путь. Они зовут нас за собой, чтобы и мы познали высшее счастье – счастье жертвенной любви, без которой, наверное, невозможно спасение души для жизни вечной. «Верное сердце» не подведет Константин Чернявский, автор статуэтки святых благоверных Петра и Февронии Муромских Осталось рассказать об итогах форума. Они были весьма утешителями для российских зрителей и создателей фильмов. На конкурсе анимационных фильмов главный приз получил фильм «Он и она» по мотивам повести Николая Гоголя «Старосветские помещики» (сценарий Владимира Голованова). Это очень трогательная история о людях, сохранивших нежную любовь друг к другу до старости. Казалось бы, в наше развращенное время такие взаимоотношения невозможны. Но недаром режиссер фильма Мария Муат сказала: «С возрастом я тоже становлюсь немножко Пульхерией Ивановной». И кто, как не бабушки и дедушки, должны показать юным зрителям возможность такой любви в XXI веке. А мультфильм «Собачья дверца», получивший спец-приз (автор сценария и режиссер Наталья Мальгина) учит ребят любить братьев наших меньших. Известный актер и режиссер Юрий Соломин на открытии фестиваля говорил, что животные делают мягче и добрее даже зачерствелых и озлобленных молодых людей, что он и использует на занятиях со своими студентами. Прекрасным пособием для работы мастера и его единомышленников теперь может быть и мультик «Собачья дверца». На конкурсе короткометражного кино получил спец-приз фильм Артура Виденмеера (автор сценария и режиссер-постановщик) «Петр и Феврония». В анонсе фильма сказано: «Свет любви и верности русских святых Петра и Февронии Муромских доходит до нас и поныне». Но мало кто читал житие этих чудотворцев, а вот фильм о них смогут посмотреть многие, он будет полезен и взрослым, и детям. Недаром призами III кинофестиваля семейных и детских фильмов «Верное сердце» стала трогательная статуэтка этих святых супругов.

http://pravoslavie.ru/28104.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010