То есть каждый крещёный лишь в той степени приобщается Духу Божию и пребывает в Теле Христовом, в какой он исполнением заповедей и покаянием очищает свою душу и соответственно смиряется через это. И сама Церковь пребывает в христианине лишь постольку, поскольку он жизнью своей даёт себе место Духу Святому. Так что степень причастности верующего Церкви, характер его членства в ней постоянно меняется, и амплитуда колебаний может быть очень широкой» . Сознавание этого всегда было и будет одним из острейших переживаний православного человека — русская литература выразила мучительное осознание им своего недостоинства перед ликом Создателя во всей трагической полноте. Чертог Твой вижу, Спасе мой, Он блещет славою Твоею, Но я войти в него не смею, Но я одежды не имею, Дабы предстать перед Тобой. Эти известные строки князя Вяземского передают состояние не просто верующего, но строго церковного человека, ибо являются переложением всем хорошо знакомого светилена, звучащего в храме в первые дни Страстной седмицы и находящего отзвук во всякой душе, переживающей Крестную жертву Спасителя и собственное несоответствие величию этого события. Можно вспомнить и тютчевский отзыв на это же храмовое песнопение: Чертог Твой, Спаситель, я вижу украшен, Но одежд не имею, да вниду в него. Лескову-то всё это было хорошо известно: не случайно же его однодум (забежим вперёд) в смирении говорит о себе: «…хитон обличает меня, яко несть брачен» (6,228). Образно-словесное выражение таких переживаний восходит к евангельскому тексту: «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» ( Мф. 22:11-14 ). Крещёные и есть званные. Но не всякий может оказаться избранным. Если получившие «билет» (или семя в святоотеческом понимании) язычники не будут просвещены знанием того, что они сами должны приложить к нему, какие одежды обрести, то тут — несомненный грех формального миссионерства.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Чадородие не дает билет в Рай, однако способствует тому, чтобы его получить. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам говорит: «...желаю, чтобы все люди были, как и я» (7, 7), то есть безбрачными. Здесь он указывает на совершенство. Думаю, несложно понять, почему это является совершенством. Ведь семейный человек заботится о супруге, о детях и, следовательно, не принадлежит к тем, кто всего себя посвятил Богу. Поэтому-то безбрачие и есть совершенство, но «кто может вместить, да вместит» (Мф, 19, 12). «Не могущие вместить» пусть прибегают к «общению в браке». Это очевидно. Как же быть семейным людям? Неужели для них Царство Небесное потеряно? Конечно, нет! Господь прежде других Своих дел утвердил Таинство Брака, благословив его в Кане Галилейской. Конечно, такая точка зрения может быть чужда для тех, кто говорит, что «теперь, когда я повенчался, мои отношения с супругой законны и никто не может мне их запретить». Да, они законны, но не следует подменять ими любовь ко Христу. В противном случае человек начинает уподобляться тому, кто в евангельской притче ответил посланцу домовладыки: «...я женился и потому не могу прийти» ( Лк. 14, 20 ). Итак, и в браке человек может и должен подвизаться в деле спасения и преуспевать в этом. Как? Апостол Павел в своем Первом послании к коринфянам просто и ясно говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (7, 5–7). Совершенство состоит в том, чтобы и в браке жить как бы вне брака, однако такое допустимо только при взаимном согласии, иначе это грех . Не может один из супругов лишить другого плотской близости, потому что, как очень просто говорит апостол Павел, тела каждого из супругов взаимно принадлежат друг другу: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор. 7, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

21 билет 1. Быт. 49 . Пророческое благословение Иаковом своих сыновей и предсказание о явлении Спасителя от Иуды. 2 . Книга Левит. Наименование книги, время и цель написания. 22 билет 1. Книга Исход 3–4. Призвание Моисея. Видение «Неопалимой купины». Объяснение имени Божия «Аз есмь Сущий». 2. Богослужебное употребление книги Левит. 23 билет 1. Исход 7–10. Египетские казни (обзор), чудесность этих событий. 2. Книга Левит; обзор содержания и значение книги. 24 билет 1. Исход 12. Установление Господом праздника Пасхи. Десятая казнь. Символическое и прообразовательное значение Пасхи. 2. Книга Числ. Наименование, время и место написания книги. 25 билет 1. Исх. 13–14 . Закон о первенцах. Исход евреев из Египта. Переход через Чермное море; духовно-прообразовательное значение этого события. 2. Богослужебное употребление книги Чисел. 26 билет 1. Исход 15. Благодарственная песнь Моисея. 16–17 главы: Божия помощь евреям на пути к Синаю (обзор). 2. Богослужебное употребление книги Бытия. 27 билет 1. Исход 20. Синайское законодательство. Десять заповедей Закона Божия (наизусть). 2. Книга Второзаконие, наименование, время и цель написания. 28 билет 1. Исход 24. Вступление Израиля в завет с Богом 25–27. Устройство Скинии. 2. Богослужебное употребление кн. Второзаконие. 29 билет 1. Исход 33–34. Ходатайство Моисея за согрешивший народ. Восстановление нарушенного завета с Богом и прославление Моисея. 2. Прообразы и пророчества о Иисусе Христе в книге Бытия. 30 билет 1. Книга Левит 1–7 . Постановление о жертвоприношениях (обзор). 2. Книга Левит 16 . Праздник очищения. 31 билет 1. Книга Левит 23 и 25. Постановления о праздниках; субботний и юбилейный год. 2. Облачение ветхозаветного священства. 32 билет 1. Книга Чисел, 14 глава. Возмущение народа еврейского и осуждение их на 40-летнее странствование по пустыне. 17 глава: чудесный жезл Аарона. 2. Жертвы за грех и о преступлении ( Лев. 4, 1–12; 5 и 6 главы). 33 билет 1. Книга Чисел, 19–21. Жертва рыжей телицы; изведение воды из скалы; медный змей и его преобразовательное значение. 2. Виды хлебных приношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

22-й Билет: Кодрат – сведения о личности апологета, вопрос о времени жизни его. Апология Кодрата. 23-й Билет: Аристид. Древние свидетельства об апологии Аристида (Евсевия и Иеронима) и открытие полного текста ее. Вопрос о времени происхождения апологии Аристида. 24-й Билет: Содержание апологии Аристида. Литературный характер и Богословское значение апологии. Сведения о личности апологета Аристида. 25-й Билет: Аристон Пеллеский и его Апология: «Диалог Иасона и Паписка». 26-й Билет: Св. Иустин: философ и мученик. Сведения о жизни св. Иустина. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иустина (Евсевий, Иероним, Фотий). Результаты научных исследований о подлинности произведений св. Иустина. 27-й Билет: Апологии св. Иустина – содержание их. Вопрос о взаимном отношении первой и второй апологии. Время написания апологий. 28-й Билет: «Диалог с Трифоном-иудеем» св. Иустина: вопрос об исправности полученного текста, содержание произведения, исторический характер его. Время написания диалога. Отрывок из сочинения «о воскресении»: содержание сохранившихся фрагментов, суждение об объём целого произведения. 29-й Билет: Характеристика св. Иустина, как писателя. Богословие св. Иустина: отношение его к философии и учение об источниках Христианской истины. 30-й Билет: Богословие св. Иустина: учение о Боге; учение о лице Иисуса Христа и совершённом Им спасении людей; эсхатологическое учение; сведения о совершении таинств Крещения и Евхаристии. 31-й Билет: Татиан. Сведения о жизни и вопрос об еретичества. Литературная деятельность Татиана: речь к Эллинам – содержание апологии и первоначальное назначение ее. 32-й Билет: Общая характеристика богословских воззрений Татиана. Литературные особенности апологии Татиана. Несохранившиеся произведения Татиана. 33-й Билет: «Диатессарон» Татиана – свидетельства об этом произведении Евсевия и блаженного Феодорита. Толкование на него св. Ефрема Сирина . Попытки воссоздания произведения. Вопрос о первоначальном язык Диатессарон. 34-й Билет: Апологеты: Мильпад, Аполлинарий Иерапольский и Мелитон, епископ Сардийский .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

9-й Билет: Послание Апостола Варнавы . Вопрос об автора Послания; основания для отрицательного решения вопроса о принадлежности Послания Апостолу Варнаве в новейшей патрологической литературе и оценка их. Сведения о жизни и деятельности Апостола Варнавы . Время происхождения. Читатели Послания. 10-й Билет: Послания св. Климента Римского . Сведения о жизни и деятельности св. Климента. Послание к Коринфянам – исторические свидетельства о нём и текстуальное предание. Содержание Послания. 11-й Билет: Послания св. Климента Римского . Анализ содержания Послания: вопрос о Коринфском мятеже; главные пункты учения, основное значение учения о воле Божией и о смирении. Учение о происхождении и значении Церковной иерархии. Время написания Послания. Характер Послания. 12-й Билет: Св. Игнатий Богоносец : сведения о жизни св. Игнатия. Вопрос о первоначальной форме текста Послания св. Игнатия и их количестве. 13-й Билет: Подлинность семи Посланий св. Игнатия в краткой Греческой редакции. 14-й Билет: Содержание подлинных Посланий св. Игнатия. 15-й Билет: Анализ содержания Посланий: характеристика Мало-Азийских учителей и их деятельности. Учение св. Игнатия о лице Иисуса Христа. 16-й Билет: Учения св. Игнатия о Церкви и Ее организации. 17-й Билет: Св. Поликарп Смирнский и его Послание к Филиппийцам. Сведения о жизни св. Поликарпа. Значение личности св. Поликарпа. 18-й Билет: Послание св. Поликарпа к Филиппийцам: древние свидетельства о нём; подлинность Послания. Анализ содержания Послания. 19-й Билет: Пастырь Ермы. Текстуальное предание. Отношение к «Пастырю» в Древней Церкви. Содержание и анализ содержания «Пастыря»; учение о покаянии и о Церкви, Христологическое учение «Пастыря». Вопрос об авторе «Пастыря» и времени происхождения книги. 20-й Билет: Папий Иерапольский . Сведения о жизни Папия. Вопрос об отношении его к Ап. Иоанну. «Изъяснение Господних изречений». Значение личности Папия Иерапольского . Второй период в истории древне-церковной литературы: 21-й Билет: Возникновение научной Христианской письменности. Общие замечания об условиях происхождения литературы этого периода и ее видах (литература апологетическая, антигностическая и антимонтанистическая). Задачи Христианской апологетики II века, основные положения противо-языческой апологетики; нападение на язычество; оценка в апологетических произведениях языческой философии и языческой культуры. Противоиудейская апологетика. Литературная и богословская оценка апологетических произведений II века. Ближайшие результаты апологий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Авеста – время написания, автор, особенности. Пантеон Авесты. Ахура – Мазда и Митра. Анхра – Манью, дэвы, Индра. Билет 6. II. Верования протоиндийской религии по Ригведе и Авесте и их изменения в древнейший период . Верования протоиндийской религии по Ригведе и Авесте и их изменения в древнейший период. Билет 7. II. Изменения в пантеоне индуизма в последующие века. Изменения в пантеоне индуизма в последующие века. Билет 8. II. Другие боги Индии: – Кришна, Рама, Шива, Кали. Тримурти. Общая характеристика современного индуизма. Другие боги Индии: – Кришна, Рама, Шива, Кали. Тримурти. Общая характеристика современного индуизма. Билет 9. II. Некоторые термины индуизма. Особенность культа. Некоторые термины индуизма. Особенность культа. Билет 10. II. Йога и отверзение чувств, сравнение. Православие и религии Индии. Йога и отверзение чувств, сравнение. Православие и религии Индии. Билет 11. II. История зарождения экуменизма, терминология, горизонтальные связи, вертикальные связи. Экуменизм: история зарождения, терминология, горизонтальные связи, вертикальные связи. Билет 12. II. Православный подход к экуменизму. Православный подход к экуменизму. Билет 13. II. Подход к экуменизму неправославных христиан, сравнение. Подход к экуменизму неправославных христиан, сравнение. Билет 14. II. Подход к экуменизму язычников, сравнение. Подход к экуменизму язычников, сравнение. Билет 15. II. Антихристианские тенденции в экуменизме, ВСЦ как сверхцерковь. Антихристианские тенденции в экуменизме, ВСЦ как сверхцерковь. Билет 16. II. Отношение экуменистов к некрещеным, сравнение. Отношение экуменистов к некрещеным, сравнение. Билет 17. II. Дискриминация православия в экуменическом движении. Направленность экуменизма на разрушение православия. Дискриминация православия в экуменическом движении. Направленность экуменизма на разрушение православия. Л. 1 стр. 113–134. Вопросы для проверочной работы. 1 . Особенности основных подходов к язычеству. 2. Основные особенности метода исследования древнеиндийской религии. 3. Особенность зарождения древнеиндийской религии. 4. Оценка основных источников древнеиндийской религии. 5. Пантеон Ригведы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

– Какой, братец, у тебя билет? – спросил его З., вставая со своего стула и становясь в струнку пред столом экзаменатора, все еще продолжавшего вносить баллы в экзаменационную табель. – Семнадцатый из словесности, – очень храбро и живо ответил Иванов, между тем как у него был 65-й, из «истории русской литературы», которую в ту пору учили в Мутноводской семинарии. – Так братец! Ну скажи же ты нам о «хрии превращенной», сказал снова наставник. Иванов начал читать, и ответил хорошо. «Довольно!» сказал ему экзаменатор, и он сел на свое место. Вместо него на средину теперь вызван был другой ученик, его товарищ, Сидоров. Он взял со стола билет и ему достался тот самый 17-й, что сейчас читал Иванов. Что тут было делать Сидорову. Сказать, что этот билет сейчас был читан? Бессовестно, нужно погубить Иванова чрез это. Обменить билет? Невозможно. Самому решиться на обман? Но это так скользко и опасно, как раз можно попасться в обмане и за это, быть может, еще исключат. Сидоров стоял в раздумье. Но вдруг пришло ему на мысль, что один из билетов, самый трудный вовсе был наставниками, по просьбе учеников, выключен из числа билетов, лежавших на столе. Он знал этот билет хорошо и решился его прочесть. Вскоре дошла до него очередь отвечать. – Какой, братец, у тебя билет? – спросил его З. – Сорок седьмой, – ответил он и покраснел, как печеный рак, потому что на него вдруг напал страх. – Ну, хорошо, братец! Скажи же нам «о дифирамбе». Оправившись от смущения, Сидоров начинает читать выброшенный билет, и читает его хорошо. Но как на беду экзаменатору вздумалось спросить, какой у него билет. – Какой это у тебя билет? – спросил поспешно экзаменатор. – Семнадцатый, сказал Сидоров, совершенно забывши, что читал 47-й. Экзаменатор взглянул в конспект, Сидоров весь затрясся. – Что это ты читаешь? – вдруг неистово вскричал экзаменатор, – Ты не то читаешь! Не тот билет... Надуть, верно, вздумал да не пришлось? Не тот билет ты читаешь! – Ошибся... не рассмотрел... мне показалось, что у меня сорок седьмой... Извините! я сейчас вам и тот прочту...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Занятие 8. Билет 18. II. Понятие о тоталитарных религиозных организациях, сравнение. Понятие о тоталитарных религиозных организациях, сравнение. Билет 19. II. Основные принципы общения с вербовщиками тоталитарных религиозных организаций. Основные принципы общения с вербовщиками тоталитарных религиозных организаций. Билет 20. II. Классификация религиозных организаций. Особенности классификации христианских религиозных организаций. Классификация религиозных организаций. Особенности классификации христианских религиозных организаций. Билет 21. II. Основные принципы богословского исследования религиозных организаций. Основные принципы богословского исследования религиозных организаций. Билет 22. II. Отношение к инославным христианам. Отношение к инославным христианам. Билет 23. II. Меры православия по защите паствы. Меры православия по защите паствы. Билет 24. II. Взаимоотношения с инославными на приходе. Взаимоотношения с инославными на приходе. Л. 1 стр. 134–150. Вопросы для проверочной работы. 1 . Авеста и ее пантеон. 2. Верования протоиндийской религии по Ригведе и Авесте. 3. Изменения в пантеоне индуизма в последующие века. 3. Кришна, Рама, Шива, Кали. 4. Понятие о Тримурти. 5. Общая характеристика современного индуизма. 6. Некоторые термины современного индуизма. 6. Особенность культа индуизма. 7. Понятие о йоге. 8. Отверзение чувств. 9. Экуменизм, как явление, 10. Понятие о горизонтальных и вертикальных связях. 11. Православный экуменизм. 12. Неправославный экуменизм. 13. Языческий экуменизм. 14. Антихристианские тенденции в экуменизме. 15. ВСЦ как сверхцерковь. 16. Отношение к некрещеным. 17. Дискриминация православия. 18. Направленность экуменизма на разрушение православия. Занятие 9. Билет 1. III. Особенности культуры Римской Империи до разделения. Законодательная система Римской Империи. Система сообщения Римской империи. Особенности религии императорского Рима. Особенности быта жителей древнего Рима. Римское гражданство. Национальные особенности характера. Выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Мы никогда не поймём историю победы Христианства над языческим миром, если не вспомним о существовании такой силы. Она есть действительный, необходимый признак истинной религии. Приложение III. Экзаменационные билеты по курсу патрологии 1-й Билет: Христианская литература и Церковная литература. Значение изучения Древне-Церковной литературы. Понятие об Отцах Церкви: употребление и смысл этого термина в Древне-Церковной литературе и в Деяниях Вселенских Соборов. 2-й Билет: Признаки «отца Церкви» в отличии от других Церковных писателей. Учители Церкви. Церковные писатели. Авторитет «отцов Церкви», основания этого авторитета и степень обязательности его. 3-й Билет: История изучения Древне-Церковной письменности. Оживление в изучении Древне-Христианской литературы в новейшее время (издания, исследования, курсы). 4-й Билет: Господствующий в Протестантской «Церковно-исторической науке» взгляд на задачи изучения Древне-Христианской литературы и вытекающее отсюда отношение к патрологической науке. Научно-Церковная точка зрения на изучение Древне-Церковной литературы. Состав Древне-Церковной литературы, подлежащий изучению в патрологической науке. Задача и метод изучения Древне-Церковной литературы. Первая кафедра первый период в истории древне-церковной литературы: древне-церковная литература времени мужей апостольских 5-й Билет: Причины малочисленности памятников этого периода. Понятие о Мужах Апостольских. Отличительные свойства произведений этого периода по внешней форме и внутреннему содержанию. 6-й Билет: Учение 12-ти Апостолов. Содержание произведения. Древние свидетельства о нём. Вопрос о происхождении памятника – разбор важнейших гипотез. «Учение» и так называемый Апостольский катихизис. Время и место происхождения памятника. Характеристика «Учения» со стороны языка и общего тона изложения. 7-й Билет: Учение 12-ти Апостолов. Анализ содержания памятника: догматическое учение, сведения о Крещении, о совершении Евхаристии исповедании грехов, эсхатологические воззрения; сообщаемые памятником сведения о служениях в Церкви. 8-й Билет: Послание Апостола Варнавы . Текст Послания. Анализ содержания Послания: решение вопроса о значении Ветхого Завета вообще и отдельных обрядовых установлений в частности. Догматическое учение Послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

С этими — даже немножко гневными! — словами Трамвайный Билет покинул вагон, причём покинул — будучи крепко зажатым в руке только что сошедшего на своей остановке Пассажира. На улице Пассажир хотел выбросить Трамвайный Билет в урну: так всегда поступают с трамвайными билетами… даже с Трамвайными Билетами, задумывающимися о Вечном. Потому как — что ж ещё делать с трамвайными билетами, на каждом из которых недаром ведь не очень крупными, но зато вполне и вполне чёткими буквами написано: «Действителен в течение одной поездки»? Однако Пассажир, что-то вспомнив, помедлил, разгладил Трамвайный Билет на ладони, вгляделся в него и вдруг рассмеялся: Трамвайный Билет оказался счастливым! Тогда Пассажир достал бумажник и аккуратно положил Трамвайный Билет в самое надёжное отделение. А потом сказал: — Так ты тут и будешь лежать у меня всегда! — Вечно? — с радостью спросил Трамвайный Билет. — Пока вечно, — ответил Пассажир, пряча бумажник за пазуху. Там, за пазухой, Трамвайный Билет услышал, как у Пассажира бьётся сердце. Оно билось, билось и билось — так точно и уверенно, что было понятно: именно так, точно и уверенно, оно и будет биться всегда. Трамвайный Билет расслабился и даже задремал: наконец-то в этом большом мире он нашёл то, что по-настоящему вечно! Загадка, которая никак не отгадывалась Когда Загадка была загадана, она очень обрадовалась: каждая загадка мечтает о том, чтобы быть загаданной, а потом как можно дольше не отгадываться и наконец внезапно отгадаться. Когда загадку отгадывают, она, счастливая, возвращается назад, к другим загадкам, и дальше совсем ничего не делает, а только отдыхает на зелёном лугу, потому что уже выполнила свою работу. Итак, Загадка была загадана — интересно, очень интересно! Теперь она с волнением ждала, что будет дальше, — ждала в одном таком специальном Зале Ожидания для загадок. В этом Зале Ожидания собираются все загадки, которые в мире на данный момент загаданы: они оттуда поглядывают на тех, кто не может их отгадать, и огорчаются за них или смеются над ними.

http://azbyka.ru/fiction/skazki-na-vsjak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010