Конспект лекций по пастырскому богословию, читанных в 1910/11 учебном году 271 Введение 1-й билет. Задача пастырского богословия (два чтения), метод (идеальность, практичность, цельность), определение науки. 2-й билет. Возражения против науки пастырского богословия. А) Первое возражение против самостоятельности института пастырства. Оправдание пастырства: a) практическо-дисциплинарное доказательство; b) историко-психологическое доказательство (сознание нужды в ходатае в язычестве, Ветхом и Новом Завете). 3-й билет, с) Нравственно-мистическое доказательство (святость, выделение специального класса, идея «икономии». 4-й билет, d) Догматико-экзегетическое доказательство: разбор Евангелия от Иоанна 20:19–22 ; 1Петр. 5:9 и др. 5-й билет. В) Второе возражение: против особенности пастырского самосознания. Оправдание его: пастырское посредничество, душепопечение, пастырская педагогика, исключительность нравственных требований от пастыря. 6-й билет. С) Третье возражение: о излишности пастырского богословия при существовании других Божественных наук. Отношение пастырского богословия к другим наукам. D) Четвертое возражение. Вопрос о бесполезности (регулятивно-конструктивное значение) и трудности (общность пастырской психологии, аскетическая литература) пастырского богословия, как науки. I. Часть принципиальная. Благодатная сущность пастырского служения 7-й билет. Определение сущности пастырского служения. Обычное определение. Определение проф. Певницкого и Архиепископа Антония. Важность вопроса. Сущность спасения. Вывод. Свидетельство св. Василия Великого , св. Симеона Нового Богослова и о. Иоанна Кронштадтского . 8-й билет. Виды пастырского служения, как благодатного посредничества; сравнительное значение их. Важность вопроса. Благодать, как исходный пункт в оценке трех видов служения: тайноводственного, молитвенного и руководственного. Взгляд архим. Антония и других на сущность пастырского служения. Свидетельство св. Григория Богослова , Слова еп. Феофана Затворника и св. Иоанна Златоуста . Возражение со стороны «первенства» обязанности учительства (в порядке: 1Кор.1:14, 17 ; личный подвиг).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Сост. А.Н.Стрижев Профессор И. М. Андреевский Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 году Еще с раннего детства я много слышал о Саровской обители и дивном Дивееве, где подвизался святой преподобный Серафим, Саровский и всея России чудотворец. Часто мечтал я побывать там, но мне это долгое время не удавалось. Однажды летом 1926 года, в июле месяце, мне пришлось быть в Киеве. Как-то раз я сидел на берегу Днепра и любовался Киево-Печерской лаврой. Ко мне подошел какой-то странник и заговорил. Он сообщил о себе, что, путешествуя по святым местам, теперь из Киева собирается идти в Саров, к мощам преподобного Серафима. «Какой вы счастливый, – сказал я ему, – будете в таком святом месте. А я вот давно мечтал там побывать, да все не удается!» Тогда странник встал, пристально посмотрел на меня и сказал; «Раб Божий Иоанн! Ты там раньше меня будешь». После этого он благословил меня и ушел. Я приехал в Ленинград и узнал, что новая моя служба начнется только в сентябре. Один мой друг посоветовал мне использовать свободное время и съездить в Саров. У меня оказались в руках небольшие деньги, и кроме того, я получил на своей новой службе бесплатный билет по любому маршруту. 5 августа по новому стилю я пошел на городскую станцию узнать, когда нужно компостировать билет: в день отъезда или раньше. Очень жалел я, что Серафимов день, 19 июля (1 августа н. ст.) уже прошел. Мой друг утешал меня и говорил, что во второй половине августа в Дивееве празднуется день иконы Божией Матери Умиление, перед которой всю жизнь молился и умер преподобный Серафим. Мне очень захотелось побывать в Дивееве и в Сарове именно в этот праздник, и я молился Пресвятой Богородице и преподобному Серафиму, чтобы они привели меня в этот день туда. Наметил я выехать 7 августа. На мою просьбу прокомпостировать билет на 7 августа кассир почему-то вдруг сказал мне: «Зачем вам ехать послезавтра, поезжайте завтра!» – и прокомпостировал мой билет на 6 августа. Мой духовный отец, протоиерей Сергий Тихомиров , расстрелянный большевиками в 1930 году, говорил мне, что при путешествии к преподобному Серафиму все складывается само собой и не надо этому сопротивляться. Вспомнив этот совет, я подчинился необходимости выехать на сутки раньше, чем предполагал, хотя и был несколько огорчен.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Недавно нам пришлось видеть подлинные письма преосвященного Иоанна, епископа Смоленского, к своему другу, архимандриту Фотию, в бытность преосвященного архимандритом – инспектором С.-Петербургской духовной академии (1851–1855гг.) и ректором Казанской духовной академии. В этих письмах ярко выступает личность преосвященного, его отношение к современной церковной жизни и к ведомству православного исповедания, так что письма эти вносят не только ценную долю для биографии преосвященного, но представляют интерес и общего характера. Вот эти письма. Желательно видеть в печати и другие. Августа 31, 1852 г. С.-Петербург Любезнейший отец Фотий Много благодарен Вам за усердие. Портрет келейника, нарисованный Вами, кажется, удовлетворителен; и я решаюсь взять его к себе. Только теперь нужно прояснить одну статью: на каких условиях он соглашается служить мне? Нельзя ли Вам переговорить с ним об этом? Если он будет требовать чего-либо особенного (напр., большого жалования и т.п.), то потрудитесь снова отписать ко мне. Если же ничего особенного он не желает, то может отправляться в Петербург. Во всяком случае, он может быть уверен, что будет обеспечен во всем нужном; будет получать и жалованье, и тем больше, чем, разумеется, лучше будет служить. Нужно еще, чтобы он получил от Консистории отпускной билет, который, пожалуй, может быть написан на мое имя сроком примерно на один год (билет для постоянного жительства в Петербурге будет выдан здесь). Наконец, надобно внушить ему три непременные добродетели: послушание беспрекословное, воздержание беспредельное, скромность безусловную. Волосы пусть острижет. Что нового в великом Новгороде? Как поживает новый отец ректор наш, это единственная в Новгороде новость, как отозвался митрополит по возвращении из Новгорода? Много ли осталось от иконы преп. Антония, что в паперти Антониева монастыря, или уже вся скушена православными. Не оказывают ли они усердия отведать и камешка, который, помнится, тут же лежит? Не возвратился ли Волхов вспять, как во дни оны и пр., и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Если человек невоцерковленный и некрещеный, Библию и Евангелие не читал, в церковь ходил лишь несколько раз в жизни в детстве с бабушкой, но как то через свой собственный опыт, через свои ошибки, через мирскую жизнь, пришел к тому что стал бескорыстно помогать людям, незлобный, искренне улыбается окружающим, чувствует искреннее сострадание из сердца даже к тем к кому в обществе это не принято проявлять. Потерял свою гордыню и жадность. Какое будет мнение церкви о таком человеке? Похожие вопросы 4 Ответа Церковь — это корабль спасения. Посадка на него — дело добровольное и от личных качеств человека зависит ровно настолько, насколько они ведут его к кораблю. Билет на корабль — крещение. А вот когда куплен билет и произведена посадка, то самое время проявить свои добрые качества. Того глядишь, кого-то за руку с собой ухватить получится. А разве такой человек такой своей жизнью и приобретя такие душевные качества уже не спасся? Ведь многие из крещеных и воцерковленных людей не обладают такими качествами, неужели они спасутся а этот человек нет? Спасение невозможно без Христа. Если человеку не интересен Христос, то о каком спасении речь? То есть получается что 6 млрд не христиан на Земле не спасутся какими бы они душевными качествами не обладали? А никто не говорил, что спасутся все. И еще раз повторюсь — никакие душевные качества к спасению отношения не имеют. Спасение — это чисто христианское понятие, оно не возможно без Христа. Было бы очень странно говорить о спасении атеиста, который вообще в Бога не верит, или язычника, поклоняющегося истуканам. Тоесть получается что язычник или атеист обладающий по-настоящему добрым сердцем и любящий ближних как самого себя(как говорил Христос) и готовый положить свою жизнь за своих друзей не имеет шансов на спасение,а христианин, который стремиться к спасению и соблюдает посты и возносит молитвы, но ‚например, бьющий своих детей, трусливый, и неспособный искренне любить кого то имеет? Максим, а почему как неверующий, так сразу хороший, а как христианин, так сразу плохой? К чему эти крайности? Ваша формула с явным перекосом. Молиться и поститься — это не главное, главное — любить Бога и ближнего. Если христианин этого не делает, то он не живет так, как заповедал Бог, и его личное спасение под большим вопросом. Само по себе крещение не делает человека святым, оно дает ему возможность спасения, открывает для этого путь.

http://azbyka.ru/vopros/kakovo-mnenie-ce...

1. Мои предки с материнской стороны: прапрадед, пастырь-мученик Петр Гаврилов, прадед протоиер. Вельменинов и праздничные собрания в его гостиной. Свадебный билет моей бабушки. Дедушка Алексей Васильевич – платоник и член кружка «Ученыя Беседы». Служение его священником в Москве, законоучительство, «дело» о нем в консистории, любовь к занятиям иностранными языками, образование его дочерей. Дедушка Митрофан Васильевич – дьячок антикварий. Мои предки по отцовской линии и прот. A. В. Горский. Род, к которому я имею честь принадлежать, не из столбового дворянства и ни в какой бархатной книге не записан. В исследование ею исторических судеб никто доселе не углублялся, так как из посторонних ему лиц никому это не представлялось интересным, а из членов рода, очевидно, никто фамильною гордостью не был одержим. Отнюдь не думаю и я заниматься основательным изучением своей генеалогии, но по привычке к историческим работам мне представляется не лишенным некоторого интереса отметить из числа моих предков несколько личностей, могущих остановить на себе внимание читателя. В московском Новоспасском монастыре, в старой части кладбища, расположенной у задней башни его южной стены, можно видеть в ряду старинных могил не крупного размера памятник, представляющий по форме своей красивое соединение цилиндра с прямоугольным параллелепипедом, сделанный из твердого, белого с несколько диковатым оттенком камня и увенчанный простым железным крестом. На средней части памятника, на трех квадратах его параллелепипеда, прекрасно сохранились вырезанные курсивом надписи. На квадрате лицевой стороны написано: Священник Петр Гаврилов убитый французами на паперти храма св. 40 мучеников в 1812 г. На квадрате левой стороны читаем: Господи. упокой душу раба Твоего в селениях Святых своих. На квадрате задней стороны написано: Здесь скромно погребен служитель алтаря, Вкусивший смерть за Веру, за Царя. При заревах Москвы вселенну изумивших И кары грозныя на злобу ополчивших При храме Божьем он пал пронзен врагом,

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

4 апреля. Саппоро не похож на Токио: небольшой город с полуторамиллионным населением живет тихой и неспешной жизнью. Никто никуда особенно не торопится, люди ходят по улицам не спеша, а в учреждениях и магазинах рады, если вдруг покупатель или клиент забудет про официальный стиль и по-человечески захочет продолжить разговор, что-то узнать, поделиться чем-то личным. В этом есть сходство со многими небольшими западноевропейскими, американскими или ближневосточными городами. Полтора миллиона – это для москвича, конечно же, не мегаполис. 6 апреля. Великая пятница. Очень хочется увидеть православную церковь Саппоро и пойти и на царские часы, и на вынос плащаницы, и на чин погребения. Утром с трудом размыкаю глаза под звон будильника в 8 утра и в бессилии продолжаю спать дальше. Третья ночь в Японии, а все еще трудно привыкнуть к местному времени, отличающемуся от московского на пять часов. Да еще жуткий холод и сильная простуда дают о себе знать: ночью в старом университетском общежитии не топят, а погода стоит все еще зимняя. Днем, по совету своего профессора-католика, звоню в храм уточнить расписание. Жду, что, как принято в Японии, на другом конце провода мне представятся и скажут, что это церковь, но различаю лишь одно слово: «Алло». Со страхом спрашиваю: «Это православная церковь Саппоро? А когда сегодня вечером богослужение?» «Сегодня нет обычного богослужения вечером, – с разочарованием слышу в ответ. – Днем в 12 вынос плащаницы». «Вот как», – печально отвечаю своему собеседнику. «А в пять часов будет служба, чин погребения», – продолжает далекий голос. «Правда?! – уже радостно переспрашиваю и на всякий случай все еще раз уточняю: – Значит вечером, в пять?» Быстро обследовав округу, забегаю в университет показать часть оформленных бумаг и пообедать в дешевой столовой. Затем покупаю билет в Хакодатэ на завтрашнее утро: подруга-японка пригласила отпраздновать Пасху вместе с их приходом. Православный храм в Саппоро расположен на окраине города – последняя остановка одной из веток метро, совсем рядом с Олимпийским спортивным центром.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Αρχεο Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон: Служим, живем и трудимся на благословенной земле 3 Φεβρουαρου 2022 τος 11:29 В Русской Церкви Владимирская епархия — одна из самых старинных, архиерейская кафедра была учреждена здесь свыше восьми столетий назад. В интервью «Журналу Московской Патриархии» митрополит Владимирский и Суздальский Тихон вспоминает, как задолго до своего назначения сюда перевозил из Петушков в российскую столицу архив святителя Ковровского Афанасия, и рассказывает о собственном опыте миссионерства и делится мыслями, почему логика поступков святых далеко не всегда ясна и понятна их современникам ( 2, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Наследники Андрея Боголюбского — Ваше Высокопреосвященство, мы беседуем под занавес юбилейного года святого благоверного князя Александра Невского. Имя этого угодника Божия сопутствует Вам практически всю жизнь. Вспомните, пожалуйста, момент, когда Вы о нем впервые услышали. — Как и для многих мальчишек моего поколения, Александр Невский — любимый герой детства, вошедший в жизнь с фильмом Сергея Эйзенштейна. Когда его показывали в кинотеатре недалеко от нашего воронежского дома, смотрел всегда, благо детский билет стоил гривенник, можно было себе позволить. А после демобилизации со срочной службы поехал в Троице-Сергиеву лавру к герою-фронтовику, защитнику Сталинграда архимандриту Кириллу (Павлову), который много лет окормлял нашу семью, и попросил благословения трудиться на каком-нибудь приходе. Тот подумал и говорит: нужен пономарь в Покровском храме Переславля-Залесского. И дал рекомендательное письмо к настоятелю протоиерею Иоанну Белякову. И вот я попадаю на Плещеево озеро, кинокад­ры с которым врезались в память с детства, — в город, где святой благоверный Александр Нев­ский появился на свет, был крещен и посвящен в воины. Меня, коренного воронежца, сильно поразило, что за советское время в городе уцелело больше четырех десятков храмов и пять монастырей! Оставалась действовавшей, правда, одна лишь маленькая Покровская церковь, и по праздникам вся площадь перед ней заполнялась людьми. Рядом резиденция правящего архиерея митрополита Иоанна (Вендланда) — простого, добродушного в общении. Владыка Иоанн благословил меня на подрясник (а позднее дал рекомендацию на поступление в Московскую семинарию ), и я начал прислуживать на приходе.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5893572...

     Дело происходило в начале девяностых. Оптинский монастырь тогда начал издавать Жития Святых. И я каждый месяц ездил туда, чтобы успеть приобрести очередной том. Раскупали книги быстро, а мне очень хотелось иметь все собрание Житий. Сейчас это может показаться смешным, но в ту пору многим не верилось, что свободу Церковь получила надолго. Вот и я торопился запастись христианской литературой – «пока опять не запретили». В ту поездку мне посчастливилось кроме раззолоченного томика Житий прикупить еще несколько душеполезных книжек. С этим драгоценным багажом в рюкзаке я помолился в Введенском храме, приложился к мощам преподобного Амвросия, и отправился в обратный путь. Ехать нужно было на двух электричках с пересадкой. Под стук колес, в тепле вагона я как-то незаметно уснул. И приснился мне хороший такой, добрый сон – Оптина Пустынь. Только не та, какой она была тогда, а другая – с достроенной уже колокольней, с восстановленными храмами, с золотыми крестами на куполах. Почему-то виделось это все в странном ракурсе – будто бы сверху, с большой высоты… Проснулся я от радостного крика: — О, мужичок, ну это ты попал! Еще ничего не соображая открыл глаза и увидел вокруг себя толпу ухмыляющихся гопников. Человек десять, наверное. Постепенно начал понимать, что действительно – попал. Где-то в районе солнечного сплетения сразу образовался противный ледяной комок. Один из хлопцев, самый куражливый, сел напротив меня и с деланным сочувствием покрутил головой: — И как же это тебя так угораздило, а? Надо ж было тебе именно в этот вагон сесть… Другой, менее говорливый, бесцеремонно выдернул у меня рюкзак из-под руки, сел рядом и принялся в нем рыться, перемежая свое занятие короткими вопросами: — Мужик, водка есть, нет? Деньги есть, нет? Остальная братва тем временем расселась на сиденьях через проход и сзади, предоставив разбираться со мной этим двоим. Больше в вагоне не было никого. — Нету водки, ребята, — пробормотал я. – И денег тоже. На последние билет купил. — Врешь, небось, — улыбнулся парень напротив. – А в рюкзаке у тебя чего лежит, колись, давай.

http://pravoslavie.ru/100745.html

     Дорогой подарок я получила, к сожалению, за мое плохое поведение. Я поссорилась с сестрой, обидела маму. На следующий день сестра держала в руках путевку на Валаам и вручила мне оплаченный билет. – Поезжай, приди в себя и, главное, помолчи, – сказала сестра. Потом добавила: – Хотя бы два раза в год нам нужно побыть наедине с собой в молчании. Три счастливых дня на Валааме – неожиданное, нечаянное счастье. Всю дорогу меня как будто сопровождал Ангел. Не разговаривая на финском и с трудом понимая на английском, с запиской от сестры на финском языке «Разбудите на Валааме», я села в рейсовый автобус. Меня передавали, как эстафету, водители рейса, а заботливые финны просили за меня водителей: «Ей нужно на Валамо». В переводе с финского Valamo – высокая, горная земля. В конце концов, через 6 часов пути, меня доставили, разбудили и высадили на Валамо. Я на финской земле, куда в 1940 году была вынуждена эвакуироваться из-под огня войны братия Валаамского монастыря. В Финляндии было приобретено имение в сельском поместье Папиниеми – нынешний новый Валаам, расположенный в красивом месте на южном берегу озера Юоярви. В монастыре мне нашли переводчика, и она сказала: – Ваш номер в белом доме, на нем написано «White Home» (позднее узнала, что это бывшая конюшня). Номер моей кельи – 55, она на втором этаже вверх по старой скрипучей лестнице, потом направо деревянная дверь. Келья – белые занавески, стол у окна, застеленный белой скатертью, по бокам две узких кровати с белоснежным бельем. Справа от входа в углу икона Господа. Невысокая тумбочка у входа, на которой лежат Евангелие на английском языке, путеводитель и карта по острову, книга писем Isa Joannes, (схиигумена Иоанна Алексеева), Валаамского старца, на финском языке. Пообедав в трапезной, решила найти могилу старца Иоанна. Кладбище Кладбище находится на другом берегу озера в 1,5 км от монастыря. Солнце клонилось к закату. Среди высоких елок и тонких берез стояли в ряд православные кресты, как солдаты в строю над сравнявшимися с землей могилами. Быстро нашла могилку, выделяющуюся белой оградкой – финны чтут старца. Заходившее солнце сквозь кроны деревьев играло лучами на мраморном камне, словно приветствуя посетителя. На могильной плите было написано: 26.02.1873 и 5.06.1958

http://pravoslavie.ru/97187.html

     Недавно была годовщина смерти бабушки Веры, нашей прихожанки. Она умерла четыре года назад. Было ей уже за восемьдесят. Как сейчас вижу ее, маленькую, сгорбленную и подслеповатую, медленно бредущую с палочкой в храм. На улице снег, мороз, дождь, ветер, жара... Люди жалуются, что им плохо, тяжело, жарко, холодно, а она бредет, еле передвигая свои больные ножки... Почти каждый день бредет к Богу, Которого любила больше всего на свете. И никогда ни на что не жаловалась. Только улыбалась своей ласковой улыбкой, а синие как Небо глаза светились любовью. Как-то мы с мужем ее подвозили после службы. Она сначала отказывалась, стеснялась, но потом согласилась. Тогда мы узнали, что удобного транспорта от ее дома до храма нет и бабушка Вера каждый день выходила за час до начала богослужения и медленно шла в церковь со своей палочкой. А потом так же медленно шла домой... Помню, как она раздавала в храме детям гостинцы. У нее всегда была с собой большая старая тканевая сумка с поблекшими ромашками. Казалось, в ней хранится всё: свечи в полиэтиленовом пакетике, сладости, иконки, какие-то книжечки, старые пупсы и поломанные машинки – где только она их находила. Проходя мимо ребенка, она обязательно что-то доставала и дарила ему. А дети уже знали и ждали. Правда, многие мамы на нее сердились – из-за конфет. Но бабушка Вера делала это от всего сердца. А если у нее ничего подходящего не было, она просто давала деньги. Раз она сунула кому-то из моих дочек сто рублей, а я начала отказываться – знала, что бабушка Вера живет на маленькую пенсию, а единственная дочь далеко и помогать у нее не всегда есть возможность. – Пожалуйста, не отказывайся, это нужно не тебе, а мне, – сказала она мне тогда... Бабушка Вера никогда не пропускала ни одного нищего. Подавала всем без разбора: пьяницам, цыганам, здоровым мужикам, которых «обокрали» и которые из года в год просят «на билет до Мурманска». А однажды в крепкий мороз она притащила в той сумке с ромашками термос, одноразовые стаканчики и разлила всем попрошайкам, которые рисковали замерзнуть, какой-то свой травяной чай.

http://pravoslavie.ru/100383.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010