Конечно, было бы слишком легкомысленно думать, что неприятие о. Александра, его книг и идей со стороны некоторых православных сводится к банальной зависти, тупости, отсталости. Наверное, встречается и это, но говорить про это неинтересно и бесполезно, ибо зависть и тупость были и, увы, будут всегда, и с этим трудно что-либо сделать. Но главное мне видится в другом — в непонимании сути служения о. Александра. Да, несомненно, о. Александр был крупным библеистом. Может быть, не все знают, а я это слышал лично от о. Александра, т. к. был вместе с ним летом 1988 года в Ленинграде (он попросил меня помочь привезти в Ленинградскую Духовную Академию свой «Библиологический словарь» для защиты докторской диссертации), так вот «Словарь» не был допущен к защите, несмотря на доброжелательное отношение Ленинградского митрополита Алексия, будущего Патриарха, под предлогом, что такой труд не мог написать один человек. О. Александр, несомненно, был богословом, философом, историком, выдающимся пастырем и духовным наставником. И в этой сфере, наверно, с чем-то из его богословских суждений можно спорить, что-то не принимать, кому-то могут оказаться неблизкими его пастырские подходы. Это нормально. Но важно всегда помнить. что главным делом жизни о. Александра было — свидетельство о Христе. Все мы знаем слова апостола: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления…» (1 Кор 12:27, 28) . О. Александр имел силу чудодейственную, об этом есть множество свидетельств его духовных чад, мог и исцелять, духовно уж точно, имел дар учительства и пророчества, но главный его дар — это Апостольство. Какова же главная черта апостольского дара? Лучше ап. Павла никто не скажет: «И когда я приходил к вам, братия, приходил к вам возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор 2:2) . Ап. Павел был мужем ученейшим, но всю свою ученость он положил у ног Христа, потому что без Христа она ни на что не годна. Так и о. Александр все свои поистине энциклопедические знания и многообразные таланты использовал только для одного — для проповеди Христа. Его часто спрашивали: «Что для вас важнее: литературный труд или служение в Церкви?» И он отвечал: «Я не разделяю это. Я пишу, чтобы рассказать людям о Христе».

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

Gryson R. Répertoire général des auteurs ecclésiastiques latins de l’antiquité et du haut moyen âge. Freiburg im Breisgau, 2007. T. I. P. 526–555. II. Исследования 1. На русском языке Аноним. Жизнь блаж. Иеронима Стридонского //Христианское чтение. 1847. Ч. 1. С. 62–, 303–, 462–; Ч. 2. С. 119–, 281–. Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 1916; 20022. Лопарев Х. Блаж. Иероним//Странник. 1905. 2. С. 233–241. Мень Александр, протоиерей. Иероним Стридонский //протоиерей Александр Мень. Библиологический словарь. М., 2002. T. 1. С. 485–489. Полянский Е.Я. Творения блаж. Иеронима как источник для библейской археологии. Казань, 1908. Он же. Библиологические занятия блаж. Иеронима. Казань, 1908. Попов И. В. Патрология. М., 2003. С. 222–243. Смирнов А. А. Иероним Стридонский как историк и полемист//Православное обозрение. 1871. T. 1. 6. С. 753–793; Т. 2. 7. С. 24–44. Тьерри А. Блж. Иероним и блж. Августин в их взаимных отношениях (пер. с франц.)//Труды КДА, 1868. 7. С. 3–47. Он же. Путешествие Иеронима с Павлою и ее спутниками по святым местам (пер. с франц.)//Там же. 1869. 1. С. 22–51; 7. С. 23–44. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Преподобный Иероним Стридонский //Историческое учение об Отцах Церкви. СПб., 1882. Т. 2. С. 259–285. Фишер Б. Ранние западные переводы Нового Завета. Латинские переводы (пер. с англ.)//Мецгер Б.М. Ранние переводы Нового Завета. М., 2004. С. 305–401. Щеголев Н.И. Жизнь блаженного Иеронима (Стридонского)//Творения блаженного Иеронима Стридонского . Ч. 1. Киев, 1863. С. III–CLV. 2. На иностранных языках A Monument to St. Jerome. Essays on some aspects of his life, works and influence/Ed. F.X. Murphy. N.Y., 1952. Adams J. D. The Populus of Augustine and Jerome. New Haven; London, 1971. Adkin N. The Ninth Book of Quintilian’s Institutio Oratoria and Jerome//Arctos, 32 (1988). P. 13–25. Idem. Gregory of Nazianzus and Jerome: Some Remarks//Georgica. London, 1991. Idem. «Ad fontem sermonis recurramus Hebraei»: Jerome, Marcella and Hebrew (Epist. 34)//Euphrosyne, 32 (2004). P. 215–222.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 529. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 653, 661. Иконников В.С. Опыт русской историографии: в 2 т. Киев. 1891–1908, т. 1, кн. 1, стр. 620. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев. 1913, стр. 1395. Порфирьев И.Я. История русской словесности: в 2 т. Казань. 1870–1891, т. 1, стр. 414–418. Шевырев С.П. История русской словесности, преимущественно древней: в 4 ч. М. 1845–1860, ч. 3, стр. 16. Сергий (Спасский) , архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. М. 1903, стр. 16. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, 659. История Владимирского кафедрального Успенского собора. – Владимир, 1877, стр. 40. Описание Федоровского Городецкого монастыря. СПб., 1913, стр. 26, 28, 29. Историческое описание Федоровского монастыря. Н.Новгород, 1900, стр. 12, 13, 14. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Издано Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 185; т. 7, стр. 119. Каратаев И.П. Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами 1491–1730 годов. СПб., 1861, 123, 703, 841, 1190, 1191. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, стр. 36–37, 59, 181–201. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 76. Кубарев А.М. О Патерике Печерском и описание харатейного списка Печерского Патерика//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1847. Кн. 9. Кубарев А.М. О редакциях Патерика Печерского вообще//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1858. Кн. 3. Петров Н.И. О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога. Киев. 1875. Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы/Под ред. Бычкова. СПб., 1882, стр. 214, 238, 258, 279, 370–377. Арсений, иеромонах. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры: в 3 ч. М. 1878–1879; 1879, ч. 3, стр. 676, 712–714, 767–768, 800.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

догматов. Большое значение владелец б-ки придавал текстологической и орфографической точности текста. Наличие в числе вкладов А. «учебных книг» - грамматик и риторик - свидетельствует о том, что их владельцу были свойственны филологические интересы. Соч.: Летописи русской литературы и древности/Изд. Н. Тихонравовым. М., 1861-1868. Т. 5. Отд. II. С. 163-178; МДИР. М., 1875. Т. 1. С. 313-314, 324, 330-331; 1876. Т. 2. С. 79; 1885. Т. 7. С. XIII-XXIV, 112-150; 1887. Т. 8. C. XII-XIII, 131-136; Власов А. Н., Парамонова Т. Б. Произведение Александра, епископа Вятского «Вопросы к Собору наименьшего из архиереев»//Проблемы изучения традиционной культуры Севера: (К 500-летию г. Сольвычегодска)//Межвузовский сб. науч. тр. Сыктывкар, 1992. С. 72-79. Лит.: Никитников Г. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. С. 8; Верюжский И. М. Исторические сказания о жизни святых. Вологда, 1880. С. 486; Гиббенет Н. Историческое исследование дела Патриарха Никона. СПб., 1882. Ч. 2. С. 18 и др.; Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 14; Срезневский В. И. Сведения о рукописях, поступивших в рукописный отдел БАН в 1900 и 1901 гг. СПб., 1901. С. 123-125. 8. Прил. 1. С. 186-189 [Кормовая книга Николо-Коряжемского мон-ря]; Верещагин А. С. Из истории Вятской епархии: Первый епископ Вятский Александр (1658-1674)//Тр. Вятской учен. арх. комиссии. Вятка, 1909. Вып. 2. С. 7-8; Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (X-XVII вв.). СПб., Вып. 1: (А-Б). С. 28-29; Бубнов Н. Ю. Книготворчество московских старообрядцев XVII века. Л., 1983. С. 27-28; он же. Александр, епископ Вятский и Великопермский//СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. С. 55-59; он же. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995. С. 68-75; Народное антицерковное движение в России XVII века: Документы Приказа тайных дел о раскольниках 1665-1667 гг./Сост. B. C. Румянцева. М., 1986. С. 47, 209-211; Бубнов Н. Ю., Власов А. Н. Александр Вятский - писатель и книжник XVII в.//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 375-380; Шашков А. Т. Неизвестный документ 1675 г. о преследованиях старообрядцев на Вятке//Народная культура Урала в эпоху феодализма: Сб. науч. тр. Свердловск, 1990. С. 74-79. Н. Ю. Бубнов

http://pravenc.ru/text/64230.html

Кроме председательства в синоде Е. также возглавлял его «иностранный» отдел, преподавал теорию проповеди и греч. язык в обновленческой Московской богословской академии (открыта в дек. 1923), возобновил издание ж. «Христианин» (с июня 1924). 24 авг. 1924 г. Е. был предоставлен длительный отпуск для «поправления здоровья», он отбыл для лечения в Гагру. По др. сведениям, был отстранен от руководства Тучковым за излишнюю самостоятельность. И. о. председателя обновленческого синода стал бывш. архиеп. Вениамин (Муратовский) , Е. считался «отсутствующим председателем». 19 апр. 1925 г. было официально объявлено об уходе Е. на покой, но он продолжал числиться постоянным членом обновленческого синода до 1934 г. Проживал в пос. Хоста под Сочи, служил в маленькой церкви без диакона и псаломщика. После закрытия церкви занимался подпольной юридической практикой, торговал с лотка. Умер вне общения с правосл. Церковью. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Соч.: Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: Его жизнь и благовестнические труды: Опыт библ.-ист. исслед. Серг. П., 1898, 1911-19122; Соловки: Страничка из дневника паломника. М., 1899; Новооткрытый рукописный Стоглав. Серг. П., 1899; Два дня в Кронштадте. Серг. П., 1900, 19022; О христианском браке. Серг. П., 1901; Иноки на службе ближним//БВ. 1902. Т. 3. 11. С. 305-358; 12. С. 576-635; Пастырь-учитель. Серг. П., 1903; На заре новой церк. жизни. Серг. П., 1905; Царь и Патриарх: К характеристике взаимных отношений//БВ. 1906. 4. С. 739-767 (отд. отт.: Серг. П., 1906); Святые минуты. Серг. П., 1909; На ниве Божией. Серг. П., 1909-1910. 2 т.; Из истории слова. Серг. П., 1909; Свобода печати. Серг. П., 1912; По церковно-обществ. вопросам: [Собр. тр.]: В 3 т. Серг. П., 1913-1915; Религ. жизнь в Америке. Серг. П., 1915. Лит.: Евдоким (Мещерский)//ПБЭ. Т. 5. С. 192-193; Польский. Т. 1. С. 149; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 112-117; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 125-127, 130, 280, 326, 337-341, 348-352, 397, 405-431, 463-464, 468-470; Акты свт. Тихона. С. 218, 219, 315, 316, 908; Цыпин. История РЦ. С. 74, 104-106, 112-114; Голубцов С., протодиак. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 16, 20, 21, 23-28, 41-44, 83-86, 162-168, 182, 188, 205-209; Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева). В Небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999. С. 189-194, 216-218, 229-230, 253-254, 511-512; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 2-я сессия. С. 188, 438, 454; 3-я сессия. С. 369-370; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 37; «Обновленческий раскол». С. 80-83, 88, 205-206, 329, 332, 344, 353-358, 393-395, 484, 746-747; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 409-410; Митрофан (Шкурин), игум. РПЦ и советская внешняя политика в 1922-1929 гг.: (По мат-лам Антирелигиозной комиссии)//ВЦИ. 2006. 1. С. 162-175.

http://pravenc.ru/text/Евдокиму ...

историзма дополняется трактовкой таких категорий, как память и время, о которых А. подробно говорит в " Исповеди " – в X и XI книгах. А. – автор многих полемических сочинений, направленных против манихейства и против ересей в христианстве.  В трактате о музыке А. решает проблему влияния музыки на формирование культуры мысли. В ранний период после обращения в христианство А. занимался философией; он довольно хорошо знал латинскую языческую литературу, во многом именно через него  латинское Средневековье воспринимало античную интеллектуальную традицию.  В средние века авторитет А. был чрезвычайно велик, не имел себе равных до появления трудов Фомы Аквинского.  Библиография работ о персоне: Абрамов С.Р. Библейская герменевтика раннего средневековья: Августин//Неделя науки МГТИ: Материалы науч.-практ. конф. Майкоп, 2001. Секция гуманит. дисциплин. Вып. 4. Августин//Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.  Аверинцев С.С. Августин//Идеи эстетического воспитания. - Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. - М.: Искусство, 1973.  Аверинцев С.С. Августин//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.  – Т. 1. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и  исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.  (См. указатель).  Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью//Из истории культуры средних веков и Возрождения. – М.: Наука, 1976. С.50-53. Аверинцев С.С. Христианская литература//Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. Адамян А.А. Эстетические воззрения раннего христианского Средневековья//Адамян А.А. Статьи по эстетике. – Ереван, 1967. Александр Мень. Библиологический словарь.

http://bogoslov.ru/person/2529560

И. р. ш., кроме того, дала начало методу исследования истории понятий и мотивов библейской письменности. При таком подходе ставится вопрос о происхождении, истории, изменении, значении и употреблении используемых в тексте понятий и мотивов. Исследуемый текст сравнивается с другими, литературно независимыми текстами, и т. о. выясняются их возможные богословские и исторические связи. Анализ понятий преследует цель определить как семантическое содержание того или иного понятия, так и его конкретное использование в контексте. При понятийном анализе, т. о., взаимно дополняют друг друга диахронный и синхронный способы исследования текста. Под мотивами понимаются различные слова, образы, метафоры или темы с относительно устойчивым значением, на к-рые автор мог опираться, чтобы выразить нужный ему смысл. К итогам применения религиозно-исторического метода в библейских исследованиях относится монументальный «Комментарий к Новому Завету из Талмуда и мидрашей» П. Биллербека и Г. Л. Штрака (1848-1922) ( Billerbeck P., Strack H. L. Kommentar zum NT aus Talmud u. Midrasch. Münch., 1922-1956, 1969-19795. Bd. 1-5/6), а также многотомный «Богословский словарь к Новому Завету» (Theologisches Wörterbuch zum NT. Stuttg., 1933-1976. Bd. 1-19), к-рый был начат Г. Киттелем . В этом словаре подробно излагается семантическая история богословских терминов НЗ и тем самым выделяется их своеобразный смысл в богатом богословском мире раннего христианства. Лит.: Greßmann H. A. Eichhorn u. Die Religionsgeschichtliche Schule. Gött., 1914; Klatt W. H. Gunkel: Zu seiner Theologie der Religionsgeschichte u. zur Entstehung der formgeschichtlichen Methode. Gött., 1969; Verheule A. F. Wilhelm Bousset: Leben u. Werk: Ein theologiegeschichtlicher Versuch. Amst., 1973; Paulsen H. Traditionsgeschichtliche Methode u. religionsgeschichtliche Schule//ZTK. 1978. Bd. 75. S. 20-55; Lannert B. Die Wiederentdeckung der neutestamentlichen Eschatologie durch J. Weiss. Tüb., 1989; Drescher H.-G. E. Troeltsch: Leben u. Werk. Gött., 1991; Lüdemann G. Die Religionsgeschichtliche Schule u. ihre Konsequenzen für die Neutestamentliche Wissenschaft//Kulturprotestantismus. Gütersloh, 1992. S. 311-338; Murrmann-Kahl M. Der Historismus erobert die Theologie, 1880-1920. Gütersloh, 1992; Jansen N. Theologie fürs Volk: Eine Untersuch. über den Einfluss d. Religionsgeschichtlichen Schule. Gött., 1993; Rudolph K. Eduard Nordens Bedeutung für die frühchristliche Religionsgeschichte: Unter besonderer Bedeutung der «Religionsgeschichtlichen Schule»//Eduard Norden (1868-1941): Ein deutscher Gelehrter jüdischer Herkunft/Hrsg. B. Kytzler. Stuttg., 1994. S. 83-105; Lehmkühler K. Kultus u. Theologie: Dogmatik u. Exegese in d. religionsgeschichtlichen Schule. Gött., 1996; Lüdemann G., Özen A. Religionsgeschichtliche Schule//TRE. Bd. 28. S. 618-624; Мень А., прот. Религиозно-историческая школа в библеистике// Он же. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 3. С. 27-28.

http://pravenc.ru/text/675039.html

Библиография работ о персоне: Аверинцев С.С. Мистика//Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.   Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека/Пер. с англ. – Б.М.: София, 2000. Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 229 – 240.  Багно В.Е. Безумие перед Богом, или Мистический блуд//Начало века. Из истории международных связей русской литературы. – СПб.: Наука, 2000.  Бакусев В. Некоторые аспекты свободомыслия Экхарта//Проблемы религиозной идеологии и проблемы атеистического воспитания. – М., 1982. – Вып. 7. Беляева М.Т. Образ дущи в гомелитической прозе мейстера Экхарта (XIV в.)//VII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. – М.: Московский пед. ун–т, 1996. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993 .   Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994. – Т. 2.   Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. – М.: Республика, 1995.   Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.   Бросс Ж. Духовные учителя/Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994.   Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.414–416. Голубев А.Н. Экхарт//Философский словарь. – М.: Республика, 2001.  Грицанов А.А. Экхарт//История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000. Грушке Н.Ф. Экхарт//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.   Гуревич Р.В. Христианская традиция и исторические предпосылки развития немецкой мистики XIII в.//Исследования по зарубежной истории . – Смоленск, 2000.  Гучинская Н.О. Мистическое богословие Майстера Экхарта//Начало. – СПб., 2001. – 11.

http://bogoslov.ru/person/3177564

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.152–153. Амвросий (Ермаков), иером. Святитель Иоанн Златоуст: Учение о спасении. – М.: Русский хронограф, 2003. Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.99–100. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах/Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО " Аспект Пресс " , 1994.  – Т. 1. Антоний (Сурожский). Проповедь в день Трех святителей 12 февраля 1981 г. на торжественной литургии по случаю 50–летия основания Трехсвятительского подворья//Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1980–1981. – 105–106. Архангельский А.С. Творения отцов Церкви в древнерусской письменности. Извлечения из рукописей и опыты историко–литературных связей. – СПб.; Казань, 1888 – 1891.  – Вып. 4. Балаховская А. С.  Иоанн Златоуст: история и легенда. (По памятникам агиографии)//Слово и мудрость Востока: литература, фольклор, культура : к 60–летию акад. А. Б. Куделина. – М. : Наука, 2006. Барсов Н.И. Иоанн Златоуст//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. 1.  Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.2. С.46–64. Бликштейн Л.С. Иоанн Златоуст и его сочинение " О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей "http://Западноевропейская средняя школа и педагогическая мысль. – М., 1990. Богданов А., Задорожная Ф. Глухов А. Великий проповедник: 1590 лет памяти Иоанна Златоуста//Библиотека. – М., 1997. – 12. Богдашевский Д.И. Св. Иоанн Златоуст по его письмам. – Киев, 1908.

http://bogoslov.ru/person/2861232

Библиография работ о персоне: Аверинцев С.С. Византийская литература//История всемирной литературы. – М.: Наука, 1984. – Т. 2. С.279–294. Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лimepa, 2001. С. 271–273. Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв.//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.43–44. Аверинцев С.С. Фотий//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.   Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.292–293. Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997.– Т. 2. Афиногенов  Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997.   Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. с.173–179. Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 410–417. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. – Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902–1942. – М.: Наука, 1997.   Бычков В.В. Эстетика//  Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989. .   442. 443.446.   Василик В. В. Optikoi aktines или представле­ ния о зрении в контексте иконоборческой полемики: (XVII гомилия патриарха Фотия)// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1998. Гаврилов А.К. Языкознание византийцев//  История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.138–140. Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о патриархе Фотии. – СПб., 1874. Готлиб А.Г. Фотий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.   Дворкин А. Из истории Вселенских соборов (Материалы к учебному курсу " История Церкви "http://Альфа и Омега. – М.,  1998. – 1.

http://bogoslov.ru/person/3177038

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010