В повествовании о трех искушениях, как и в других евангельских эпизодах, невозможно отделить Человека Иисуса от Сына Божия. Диавол искушает Иисуса, воспользовавшись немощью Его человеческой плоти и чувством голода, которое Он испытывает именно как человек. В то же время, отвечая диаволу, Иисус прямо называет Себя Богом: Не искушай Господа Бога твоего. Все искушения Он отвергает и как человек, и как Бог. Получив от Иисуса ответ на первое искушение в форме цитаты из Священного Писания, диавол, искушая Его вторично, сам цитирует Писание. Это соответствует библейскому пониманию диавола как обольстителя, который, искушая человека, пользуется привлекательными для него образами и апеллирует к тому, что для человека священно. Адама и Еву он искушал плодами дерева, приятного на вид, и словами: будете, как боги, знающие добро и зло ( Быт. 3:5 ). Иисуса он пытается обольстить относящейся к Нему цитатой из Писания о том, что ангелы понесут Его на руках. По своей смысловой нагрузке второе искушение сходно с первым: здесь опять Иисусу предлагается совершить чудо ради чуда. Однако если в первом случае мотивацией для принятия искушения, с точки зрения диавола, должно стать чувство физического голода, испытываемое Иисусом, то во втором случае соблазн связан с тем, что Иисусу предлагается осознать собственное всемогущество и проявить Себя в славе. Речь идет о мысленном искушении, которое Иисус отвергает со ссылкой на слова из книги Второзакония, полностью звучащие так: Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе ( Втор. 6:16 ). Это аллюзия на повествование из книги Исход о том, как сыны Израилевы, истомленные жаждой в пустыне, искушали Господа, говоря: Есть ли Господь среди нас, или нет? ( Исх. 17:7 ). В ответ на ропот народа Моисей по повелению Божиему ударяет о скалу, и из нее истекает вода. Скрытые библейские аллюзии являются тем контекстом, в котором развивается беседа между Иисусом и диаволом. События истории израильского народа, на которые указывают цитаты из Библии, становятся прообразами новозаветных реалий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В последующее время эта посадка деревьев вокруг святилища выродилась в идолопоклонический обычай, когда народ совращался с пути истинного богослужения, и даже сама Вирсавия сделалась центром ложной религии 154 . Но вот наконец пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было 100 и Саре 90 лет, когда у них, по-видимому во время стоянки в Вирсавии, родился давно желанный сын. По установлению он был обрезан в восьмой день, и ему дано имя, уже предназначенное ему раньше. Это имя обыкновенно принято произносить Исаак, согласно с греческим и латинским переводами, хотя в других местах оно произносится как Иитшак; но как бы ни произносили его, по своей этимологии оно находится в связи с значением «смех», на что и указывается три раза. Когда впервые сделано было предсказание об этом Аврааму (17), он засмеялся от восторга и радостного изумления, что он и его престарелая жена могут быть родителями сына, в котором благословятся все народы земли. «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» ( Ин. 8:56 ). Затем, когда Сарра услышала, как Ангелы говорили об имеющем родиться от нее сыне (18), она тоже засмеялась от смешанного чувства сомнения и радости; и когда наконец исполнилось само обетование и младенец был принят в завет с Господом, она, подобно пресвятой Деве Марии, произнесла благодарственную песнь и, намекая на божественно данное имя, восторженно воскликнула: «смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. Кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? Ибо в старости его я родила сына». Имя это получало особое значение не только вследствие предшествующих обстоятельств, но и вследствие этого радостного и довольного настроения родителей, и более всего от его прообразовательного характера, как предвозвещающего Мессию, радость всей земли, и орудие обетованного благословения, которое должно было озарить мрачный мир радостным ликованием о примирении с Богом. Две тысячи лет спустя, в том же самом округе иудеи, и в том же духе пресвятая Матерь Иисуса Христа торжественно воспевала свою торжествующую песнь: «величит душа моя Господа: и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать меня все роды; воспринял Израиля, отрока Своего, вспомянув милость, как говорил отцам нашим, Аврааму и семени его до века» ( Лук. 1:46–55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В результате рождается разноязычие, «хаос наций». Бог избирает Своим орудием один народ, народ еврейский, от Евера, потомка Сима. Святитель Григорий Нисский отметил, то «столпотворение» началось после расселения народов. Святитель не рассматривает многоязычие как наказание за грех. Он пишет: «После того, как по Божественному изволению должна была сделаться обитаемой вся земля, по расторжению языка, люди рассеялись по разным местам, и каждый народ образовал особый характер речений… Бог, восхотев, чтобы люди были разноязычны, предоставил им идти естественным путем и каждому (народу) как угодно образовывать звук для объяснения имен» . На этом событии заканчивается Библейский Пролог и первые мифы доисторического бытия. Далее начинается собственно история, и личности этой истории уже никак не могут рассматриваться аллегорически. Как, например, отмечает прот. Александр Мень: «Следует отметить, что в Ветхом Завете, по древневосточному обычаю, родоначальник часто изображался как эпоним (от греч. «онома» – «имя»), то есть образ собирательный, в котором слиты черты и судьбы рода, племени, нации. В одних случаях эпонимы были лицами историческими (еврейские патриархи), а в других ( Быт. 10 ) служили только для обозначения народа» . Избранником становится отец верующих Авраам. Вера Авраама представлена как доверие Богу даже тогда, когда по человеческой логике оно совершенно необоснованно. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт.22:1-2 ). В. Н. Лосский замечает: «Поведенная ему жертва – наследник обетования Исаак – требует веры вне всякой логики, послушания безусловного. Во время восхождения на гору Мориа Авраам отвечает на вопрос Исаака: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». И когда в последний момент Бог действительно заменяет человеческую жертву овном, мы понимаем, что каждый раз, когда человек бывает послушлив, Бог приготовляет Божественного Агнца – Христа. Может ли Он не дать Собственного Своего Сына, когда человек отдает своего?» . Священная история, это история прообразов спасения и история выбора человека. Сроки спасения приближаются или отдаляются в зависимости от готовности человека его принять.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

В свете Ветхого Завета представляются весьма странными рассуждения некоторых исследователей о том, что душа животного является смертной; они аргументируют свою точку зрения тем, что душа животного — это кровь, душа находится в его крови. Однако вряд ли слова «кровь есть душа» следует понимать дословно; в противном случае как ответить на вопрос о том, каким же образом вполне материальная кровь животного является одновременно и нематериальной «душой». Возможно, кровь здесь понимается лишь как своеобразное «вместилище» души животного. К тому же в Писании нигде не сказано о том, что душа животного уничтожается вместе с вылитой кровью; если рассуждать подобным образом, механистически, тогда то же самое можно было бы сказать и о душе человека: ведь и она находится в смертном теле. Нет нужды лишний раз говорить о том, что последнее было бы ересью, противоречащей всему Божественному Откровению и самому смыслу сотворения человека. К тому же упомянутым рассуждениям о смертности души животного противоречат слова Самого Господа, запрещающего употреблять кровь животного в пищу: ведь если кровь животного содержит в себе только материальное начало, тогда чего бояться, она переварится вместе с остальной пищей, и, в силу этого, не способна причинить какого-либо духовного вреда человеку. Другое дело, если все же кровь животного содержит в себе некое духовное начало: оно-то как раз, по-видимому, и не должно входить в человека и контактировать с духовным началом последнего. Мнение о том, что душа животного смертна, опровергают и следующие слова Господа – «кровь сия душу очищает» и что она предназначена для жертвенника (Лев. 17: 11). Ибо каким образом исключительно «материальная» кровь могла бы очищать душу человека, не имея никакой духовной составляющей? Можно полагать, что душа животного с жертвенника восходила ко Господу, будучи прообразом Великой Искупительной Жертвы Самого Спасителя. И полностью опровергают мнение сторонников «смертности» души животных слова апостола Павла: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:18–23).

http://bogoslov.ru/article/5516091

В словах «Господу [сил]» последнее привнесено из греко-славянского перевода, основывающегося на большинстве греческих списков, в которых читается: τ Κυρω Σαβαθ (в Ватиканском и других списках) или: τ Κυρω τν δυνμεων (в Александрийском, Амвросианском и других списках). «Сокровищница Господня», в которую должны были вноситься найденные в Иерихоне золото, серебро и другие металлы, находилась при Скинии собрания ( Чис.31:54 ). В словах «[вся] стена» первого слова нет в некоторых из древнейших (Александрийском, Амвросианском) и позднейших списков, как и в еврейском тексте, и это опущение слова «вся» заслуживает внимание ввиду того, между прочим, что часть стены, на которой или около которой (см. к Нав.2:15 ) находился дом Раави, должна была сохраниться, в противном случае обрушился бы и дом Раави, который в дальнейших словах библейского повествования ( Нав.6:21–22 ) представляется уцелевшим вместе со всеми, находившимися в нем. Нав.6:21 .  А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. Нав.6:22 .  И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав [блудницу] и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. Раави со всеми ее родственниками была сохранена жизнь вследствие клятвы, данной ей бывшими соглядатаями, которые посланы были в ее дом, чтобы вывести всех находившихся в нем. Как не принадлежавшие к израильскому народу они водворены были вне израильского стана. Впоследствии Раав вошла в состав израильского народа и жила среди него, когда оставила, конечно, языческие верования и открыто стала исповедовать Бога Израилева. Сказанное о Раави: «И она живет среди Израиля до сего дня» ( Нав.6:24 ) – показывает, что писатель книги пользовался памятниками, написанными несколько спустя после самих событий. По древностям И. Флавия (V:1, 7), Иисус Навин дал ей участок земли и относился к ней с почтением. Живя среди израильтян, она так сблизилась с ними, что сделалась женою Салмона, князя Иудина колена ( Руф.4:20 ), и матерью Вооза ( Мф.1:5 ), которые были предками Давида, а вместе и предками Христа Спасителя. Апостолы относили Раав к ветхозаветным праведникам, которые спаслись от гибели верою ( Евр.11:31 ) и соединенными с нею делами получили оправдание ( Иак.2:25 ), а отцы и учителя церкви в лице хананеянки Раави, уверовавшей в истинного Бога и оставившей прежнюю порочную жизнь, усматривали прообраз Церкви Христовой из язычников (творения блаженного Феодорита , епископа Киррского, т. I, 272).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В словах Сей есть Сын Мой возлюбленный иногда усматривают аллюзию на библейское повествование о принесении Авраамом в жертву Исаака: это повествование в христианской традиции воспринимается как прообраз крестной смерти Иисуса. Оно начинается со слов Бога, обращенных к Аврааму: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе ( Быт. 22:2 ). Здесь несколько смысловых совпадений с рассказом о Преображении: 1) речь идет о сыне, который должен быть принесен в жертву; 2) это единственный сын; 3) это любимый сын; 4) действие происходит на горе. Аврааму Бог говорит: Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня ( Быт. 22:12 ). А Бог Отец, согласно апостолу Павлу, это Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ). Вся сцена Преображения имеет прямое отношение к теме жертвы, которую Сын Божий должен принести по послушанию воле Отца. Слова Отца, прозвучавшие на горе Преображения, приобретают особый смысл в общем контексте евангельского учения о взаимоотношениях между Отцом и Сыном и о крестной жертве Сына Божия. Слова Его слушайте присутствуют у всех трех евангелистов. Именно эти слова, несущие в данном эпизоде основную нравственную нагрузку, отличают то, что услышали ученики на горе Преображения, от того, что прозвучало в момент крещения Иисуса в Иордане. Если там Бог Отец торжественно объявлял людям, что перед ними – Его возлюбленный Сын, то здесь помимо этого Он призывал учеников слушать Его. Отметим, что ни один из трех учеников, присутствовавших с Иисусом на горе Преображения, по-видимому, не был свидетелем сцены Его крещения от Иоанна и, следовательно, не мог слышать слова, прозвучавшие тогда. Сейчас эти слова звучат как напоминание о том, что Иисус имеет благоволение у Отца и потому ученики должны слушаться Его. Такое напоминание особенно необходимо перед страданиями, о которых Иисусу говорят Моисей и Илия и о которых Он Сам говорит ученикам. На кресте Иисус будет взывать к Отцу: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ). В ответ на этот крик ни Он, ни окружающие ничего не услышат. Для того, чтобы в тот момент ученики не подумали, что Иисус лишился благоволения Отца или что Отец оставил Его, на горе Преображения для них звучит укрепляющий и ободряющий их голос Божий. Он напоминает о том, что ученики должны находиться в послушании у Иисуса, подобно тому как Сам Иисус находился в полном послушании у Отца и смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В современном греческом тексте этого канона (и исходящем из него славянском послениконовском) конец ирмоса и тропарей 8-й песни имеет отличие: «препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси». Но в других канонах прп. Козмы и более поздних песнописцев мы такого окончания не встречаем. Любовь к Богу, сопротивляясь бесстыдной ярости и огню, орошала огонь и смеялась над яростью, звучанием боговдохновенной разумной трехголосой лиры святых споря с музыкальными инструментами среди пламени. Препрославленный Боже отцов наших, Ты благословен! Тропарь 1. Богоделанныя скрижали Моисей, писанныя божественым Духом, яростию сокрушь. Но сего Владыка Рождьшую невреждену в небесныя сохрань домы, ныне внутрь всели. С Нею, играюще, вопием Христови: препрославленыи отец наших Боже, благословен еси. Здесь прп. Козма продолжает созерцание ветхозаветных прообразований Пресвятой Девы. В шестой песни он уже именовал Богородицу «Скрижалью богописанной». Теперь же он вводит контраст между прообразом и его исполнением. Библейская книга «Исход» повествует, что, когда Моисей сорок дней и сорок ночей пребывал в беседе с Богом на горе Синайской, его соплеменники, оставшиеся без твердого руководства пророка, заставили Аарона сделать им идола для поклонения. «Они… сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! " " (Исход, 32, 8). Когда сошедший с вершины Моисей увидел идола и совершаемый в его честь праздник с плясками, «он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали (на которых Божия сила чудесно начертала слова заповедей – С. С.) , и разбил их под горою» (Исход, 32, 19). Но это – прообраз, «тень истины», и он сам показывает в себе свое несовершенство, свое временное и преходящее назначение. Истинная же и совершенная Скрижаль Слова Божия – Приснодева Мария – по благодати Божией, была и остается непричастной какого-либо греховного осквернения. Она ни в чем не уклонилась от воли Бога, и Он сохранил Ее девственной в рождении, а в смерти избавил тело Пречистой от тления и вселил в небесные обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В то время, как Израильтяне, совершенно готовые к выходу, ели своего пасхальнаго агнца, Египет постигла десятая и последняя казнь. «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца Фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота» 531 . «Как река (прежде) наполнялась первенцами Еврейскими, так (теперь) гробы египетские наполнились первенцами египетскими» 532 . «И встал Фараон ночью... и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы... И мелкий, и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили, и пойдите........ И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых, и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему; и обобрал он Египтян. И отправились сыны Израилевы» 533 из Египта. – «Израильтяне справедливо сделали, что унесли с собою египетские сосуды: это было малою платою на их великие и безвозмездные труды в пользу Египтян» 534 . С другой стороны, так как «всё исшестве народа из Египта, по устроению Божию, было типом и образом имевшего быть из язычников происхождения Церкви », то «в них (т.е. в Евреях) предуказаны мы, которые должны были (обратившись из язычества) потом через чужое служить Богу» 535 . Так рассуждает Св. Ириней, Епископ Лионский, разумея под словом «чужое» всю языческую культуру, всю цивилизацию, весь, наконец, жизненный комфорт и обстановку, которые остаются при человеке и по его обращении из язычества и, помогая ему в земной жизни, содействуют его служению Богу, подобно тому, как из похищенных Евреями сосудов были сделаны потом принадлежности скинии 536 . Получив от Фараона разрешение оставить Египет, Евреи, под управлением Богоизбранного вождя своего Моисея, отправились из земли Гесем 537 и на третий день своего пути достигли Чермного моря 538 , которое, благодаря бывшему там чуду, стало купелью веры во всемогущество, премудрость и благость Иеговы для нового, только что вышедшего из недр возрастившего его египетского рабства, народа Еврейского. По отношению же к новому Завету, чудесный переход Израиля через Чермное море прообразовал собою таинство крещения. «Море, говорит Бл. Феодорит, уподобилось купели, облако –благодати Духа, Моисей – иерею,. жезл – кресту, прошедший море Израиль – крещаемым, а преследовавшие Египтяне представляли собою образ демонов, сам же Фараон служил изображением диавола» 539 . – Переход Евреев через Чермное Море был последним актом великой драмы освобождения народа Божия из-под ига египетского. Со вступлением на противоположный берег моря, для Израильтян настаёт заря новой, самостоятельной, жизни. Путешествие Евреев от Чермного моря до горы Синая. Синайское законодательство

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

В том, что погребением израильтянами каменных ножей прообразовалась великая тайна будущего спасения, с Оригеном согласен и бл. Августин: «Каменные ножи были погребены,.. чтобы показать этим глубокую тайну, которая должна была бы принести блага их потомкам» 461 . И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (24:31). Книга Судей (2:7–13) более подробно и более рельефно изображает контраст между двумя поколениями – поколением Иисуса Навина и следующим поколением. Уже дети тех, кто завоевывал Ханаан «оставили Господа» и вместе с остатками автохтонного населения Палестины «стали служить Ваалу и Астартам» ( Суд. 2:13 ). Старейшины или старцы (,ynqz), упоминаемые здесь – это главы израильских колен и родов. Мишна говорит о том, что именно им умирающий вождь передал Закон: «Моисей получил Закон на Синае и передал его Иисусу, сыну Нуна; Иисус – старейшинам (,ynqz); старейшины – пророкам…» 462 . У Иисуса Навина не оказалось правопреемника – того, кто занял бы его место – место вождя всего Израиля. Книга Судей ярко изображает неприглядную картину того, каким стал Израиль после смерти своего великого предводителя, когда только необходимость вести общие военные действия против внешнего врага и оккупанта сдерживала все усиливавшиеся центробежные силы. В такой ситуации символом единства израильских колен был ковчег со скрижалями завета и, конечно, гробы праотцев, среди которых и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта и схоронили в Сихеме (24:32). Книга заканчивается упоминанием о смерти первосвященника Елеазара. Умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой (24:33). Библейская археология не может пока локализовать это место, могила Елеазара остается неизвестной. Книга Иисуса Навина описывает исполнение тех обетований Божиих, которые мы находим в книге Бытия, обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Израиль живет в земле праотцев, где погребены и их кости. Господь оказался верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками. Насколько будет верен завету с Господом Израиль – покажет дальнейшая история этого народа, история домостроительства нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В этом городке жила родственница Елизаветы юная дева Мария, которая как святой плод многослезных молитв Иоакима и Анны, такой же праведной четы, как и Захария и Елизавета, была посвящена Богу и как девственница по обету была лишь обручена для охранения этой девственности праведному и уже престарелому мужу Иосифу, плот­нику по ремеслу. С детства воспитанная при храме и под благотворным влиянием его постоянных прообразовательных священнодействий, от рождения уготованная послужить чистейшим сосудом великой тайны, юная дева, бывшая в это время уже круглою сиротою, всецело была предана исполнению своего обета и проводила время в неусыпных молитвах. Подобно всем благочестивым людям в избранном народе, она при всяком наступлении утреннего жертвоприношения, часа полуденной молитвы и времени вечернего жертвоприношения удалялась в свое особое, на­значенное ей помещение, и тайно предавалась молитве. В один из таких моментов и совершилось великое событие. В шестой месяц после таинственного откровения Захарии в храме, когда пресв. Дева уединенно предавалась молитве, в ее комнате явился тот же архангел Гавриил и сказал ей: «радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты меж­ду женами»! Появление таинственного для нее незнакомца в ее уединенной девической комнате и притом в самый час молитвы естественно должно было смутить ее, и она стала размышлять в себе, что бы это было за приветствие. «И сказал ей ангел: не бойся, Мария; ибо ты обрела благодать у Бога. И вот, за­чнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царство­вать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца». Славные, великие, радостные, но вместе и непостижимые сло­ва! Ведь она девственница по обету, и слова вестника ока­зываются противными природе и не постижимыми для человеческого разума. «Как будет это, сказала Мария ангелу, когда я мужа не знаю?» Это не было сомнение, к которому неспособно было искренно верующее сердце Марии, а лишь недоумение ее простого, человеческого разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010