Есть мясо они должны с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой, что значит «проходить мимо». «…Я в сию самую ночь, — говорит Господь, — пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота… И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши…» (Исх. 12:12–14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней (с 14 до 21 Нисана) евреи должны есть только опресноки. В это время ничего квасного они не должны иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление вечное, в воспоминание о выходе евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха является прообразом Новозаветной Пасхи, а Ветхозаветный агнец — прообразом Новозаветного Агнца — Господа нашего Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является умилостивительной жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. Подобно этому в Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в умилостивительную Жертву Богу Отцу за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией он предлагает всем верным в снедь Свое Тело и Кровь «во оставление грехов и жизнь вечную». В ночь празднования Пасхи еврейский народ как бы воскрес для новой, свободной жизни, ибо в эту ночь он покинул страну рабства. Подобно этому в День Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществиться только с Богом и в Боге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

И вот, после его выступления закончились все дебаты. Он поднял календарные системы минувших эпох, начиная с Шумерской, потому что там зародились календари, оттуда мы всё это дело приобрели. И вот не просто – вычислить дату Рождества Христова и год. И свои выкладки, свои цифры – с полстола идёт одна цифра, он делает вывод, что при настоящем состоянии науки точно вычислить дату Рождества Христова невозможно. Она условна. Ну и что? Вот в определённое время Господь умер. Дальше. За кого? За нечестивых] . Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его стих. Вот идёт сравнение Адама и Христа. Поэтому, когда вы читаете 3-ю главу о грехопадении Адама и вообще впервые упоминается Адам, мы сразу должны не только об этом Адаме думать, но и о Втором Адаме, о Христе; не только Еву иметь в мыслях, когда о ней речь, но и Пресвятую Деву. Господь устроил так, что чрез жену падение, чрез Жену и восстание]. Посему, как одним человеком грех вошел в смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили [вот Адам в лице своём персонифицировал всё человечество. В нём, как в зерне, сидели все мы с вами. Поэтому его грех перешёл к потомству. И все люди рождаются, будучи поражены этим грехом. Как этот грех мы называем? Первородный грех. Как мы от него избавляемся? В Таинстве Крещения. А вот от личных грехов – в Таинстве покаяния. Дверь в Церковь – Таинство Крещения. Дальше. Прообраз его, – вот в Ветхом Завете – какой был обряд? Прообраз Таинства – обрезание осьмодневного младенца: знак на теле, который делал его членом общины Господней, членом народа Божия, вот здесь требуется также]. Ибо и до закона грех был в [до Моисеева Закона], но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама [ну кто из нас был в Раю? Кто из нас срывал этот запретный плод? Это сделал он. А в нём мы потенциально все с вами сидели. Следовательно, протянул руку не только он, а и все мы. Нравится это или не нравится, потому что возникает такое недовольство: они согрешили, а мы страдаем, а мы при чём? А вот при том, что мы все в нём заключались. Когда вы держите на ладошке зерно горушечно, велико ли оно? А прорастает и превращается в дерево. Жёлудь – а это могучий дуб.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Иисус Навин По смерти Моисея Господь возложил звание вождя Израильского народа на Иисуса Навина; ободрил его обещанием Своей помощи; поставил ему в непременную обязанность поучаться в законе, преданном через Моисея; и повелел ему вести Израильтян за Иордан для принятия в наследственный удел обещанной им земли. «Надлежало, чтобы Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввёл его в наследие, и чтобы Моисей, как и Закон, имел конец, а Иисус, как слово и неложный прообраз Ипостасного Слова, был проповедником для народа; и Моисей дал манну в пищу отцам, а Иисус – хлеб, как начатки жизни, прообраз тела Христова; как и Писание говорит, что манна Господня прекратилась тогда, когда народ стал есть хлеб от земли» 663 , т.е. получаемый посредством земледелия. Когда окончились дни плача по Моисее, Иисус Навин, в шестой день первого весеннего месяца, отдал повеление всему народу, чтобы заготовляли себе пищи для пути, потому что через три дня они пойдут за реку Иордан. Между тем тайно он отправил двух соглядалаев осмотреть Иерихон и его окрестности и узнать расположение духа в его жителях. Посланные пришли вечером того же дня в Иерихон и остановились «в доме блудницы, которой имя: Раав» 664 . «Блудница Раав, осуждавшая себя за то, что была язычница, виновная во всех грехах, приняла трёх 665 соглядатаев, которые осматривали всю землю, и скрыла у себя их, – т. е. Отца и Сына со Святым Духом» 666 . В Иерихоне соглядатаи едва не были схвачены, но блудница спасла их, выпустивши через окно своего дома. За эту услугу спасённые обещали Раави сохранить потом жизнь её семейству, говоря: «Вот, когда мы придём в эту землю, ты привяжи червлёную верёвку к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою, и братьев твоих, всё семейство отца твоего собери к себе в дом твой..... и кто будет с тобою в твоём доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснётся его» 667 . «Соглядатаи дали Раави знак, чтобы она свесила из дома своего красную верёвку, – и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога будет искупление кровью Господа. Видите, возлюбленные, в этой жене была не только вера, но и пророчество» 668 . Впоследствии Раав, будучи иноплеменницей, жила среди Израиля. И сим прообразуется совершающееся с нами. Ибо Владыка изрёк: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего» (Иоан. Х, 16)» 669 . Прозелитство «иноплеменницы Раави свидетельствует» , т. о., что Бог «посредством одного народа Израильского призывает в общение веры все народы, потому что и они одного естества с Израилем» 670 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Как точно и удивительно верно исполнилось это, мы легко можем видеть из внимательного сличения пророчеств с фактами, приводимыми у евангелистов! Еще древле было предречено, что Он будет отвергнут иудеями, но что по смерти и воскресении Он восторжествует над всеми Своими врагами ( Uc. LIII, 1, 2, 3, 12 ). На Нем исполнились также все ветхозаветные обряды и прообразования. О сем так мудрствует апостол: Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону) Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: вот иду исполнить волю Твою, Боже! Отменяет первое, чтобы постановить второе ( Евр. Х, 8, 9 ). Можно было бы привести еще множество доказательств, но, несомненно, достаточно и приведенных нами для того, чтобы убедиться, что Иисус Назарянин есть обещанный Мессия. Впрочем, несмотря на все сии откровения, пророчества и прообразования о Мессии, иудеи не познали в Нем обещанного Свободителя и Примирителя, так как Он явился в мир не в том виде и образе, который мог бы соответствовать их грубым и чувственным понятиям. Главнейшим доказательством того, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог, служат приписываемые Ему: Божественные имена, Божественные свойства, Божественные действия и Божественное Ему поклонение ( Puм. IX:5 ; IUh. V, 20 ; Omkp. I, 10 ). Срав. ( Uc. VI, 1–10 , Uh. XII, 41 ). Доказательство, содержащееся в последних двух цитатах, очень сильно и поразительно. Событие, указываемое в книге пр. Исаии ( Uc.VI, 1–4 ), величественно и поистине потрясающее. Боговдохновенный писатель не оставляет в нас ни малейшего сомнения относительно Того, Который сидел во славе на престоле высоком и превознесенном и принимал от всех подобающие Себе поклонение и честь; так как и Евангелист Иоанн подтверждает сие следующими словами: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его (т. е. Христа), и говорил о Нем ( Uh. XII, 41 ). Господу Иисусу Христу приписываются существенные свойства Божие, как, напр., вечность ( Uh. I:1, VIII:58 и др.), всеведение ( Mф. IX, 4 , Uh. XVI, 30 ), всемогущество ( Флn. III, 21 , Koл. II, 9, 10 ), вездесущие ( Mф. XVIII:20, XXVIII:20 ) и неизменяемость ( Ebp. XIII, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мелхиседек Салимский, прав. - житие МЕЛЬХИСЕДЕК (евр. - " царь мой - праведность " ) - ветхозаветный царь и первосвященник, служитель " Бога Всевышнего " , благословивший Авраама после победы над союзом четырех царей во главе с Кедерлаомером. Мельхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино - прообраз новозаветной евхаристической жертвы (Быт XIV, 18-20). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа ( " ...Ты священник вовек по чину Мельхиседекову - Пс CIX, 4; ср. Евр V, 6 и VII, 1-17). Жизнеописание Мельхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. Что касается Салима, в котором царствовал Мелхиседек, то большинство новейших исследователей отождествляют его с Иерусалимом, потому что так назывался Иерусалим. -- Толковая Библия Лопухина Мелхиседек благословляет Аврама Быт.14:18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, -- он был священник Бога Всевышнего, -- Быт.14:19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; Быт.14:20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. «И Мелхиседек, царь Салимский…» Из числа других лиц, выходивших на встречу Аврама, священный историк останавливает наше внимание на выдающейся и совершенно исключительной личности Мелхиседека, царя салимского. То обстоятельство, что Моисей не дает нам никаких биографических сведений о Мелхиседеке, а Псалмопевец и Апостол Павел ставят его в таинственную связь с самим Господом Иисусом Христом (Пс 109:4; Евр 7:1–3), породило множество самых разнообразных взглядов на личность Мелхиседека и на достоинство его служения: одни видят в нем престарелого патриарха Сима (таргумы, Лютер и др.), другие — Ангела (Ориген), иные — Святого Духа (Иеракс египтянин)… Но ни одно из этих толкований, ввиду их неустойчивости и произвольности, принято быть не может. На личность Мелхиседека должны быть твердо установлены две основные точки зрения: несомненно, во-первых, что это была строго определенная историческая личность, жившая и даже царствовавшая в эпоху Аврама, но столь же несомненно, что эта историческая личность получила впоследствии прообразовательное значение, которое и раскрывают отчасти Псалмопевец, а главным образом Апостол Павел (Евр VII гл.).

http://pravicon.com/info-2933

свящ. Вадим Маркин Лекция 4 Период четвертый – От переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную Времена вождей Времена вождей продолжаются от событий исхода Израильтян из Египта (1250 г. до Р.Х.) до окончания событий завоевания земли Обетованной и смерти Иисуса Навина (1175 г. до Р.Х.) – последнего вождя народа Израильского, то есть охватывают собою время в 75 лет. Четвертый и часть пятого периода нашей истории принадлежит ко временам вождей. Времена вождей описывают книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Книга ИСХОД Переход через Чермное море Исх. 14, 1–31 : Переход через Чермное 108 море. Гибель всего воинства фараона. Спаситель народа Израильского, как прообраз Спасителя мира. Переход по дну моря, как прообраз святого крещения. Синайское законодательство Краткая историческая справка – Хорив. Гора Синай: Название Синай означает “скалистый”, “утесистый”. Так называется одна из гор Хорива и пустыня Каменистой Аравии. У Арабов в настоящее время эта гора называется Тур, или Джебель-Тур-Сина. Она находится на юге Синайского полуострова, который образуется двумя заливами Чермного моря: Суэцким и Акабским. Вершина горы возвышается более чем на 2400 метров над поверхностью моря. Подъем на нее длится более двух часов по каменным ступеням в числе нескольких тысяч. Богоявление Моисею произошло на самой высокой точке Хорива. Здесь, на Синае указывают пещеру, в которой спасался пророк Илия, а ниже – его источник. Благодаря источнику пророка Илии это место зелено от растительности и выглядит оазисом. Гору Синай хорошо знал и Магомет и дал повеление своим полководцам не нарушать тихой и безмятежной жизни Синая. Вершина горы состоит из двух небольших площадок. На северной площадке построена небольшая церковь в честь Преображения Господня, а на другой – мусульманская мечеть. В скале за церковью к северу указывают место, где укрывался Моисей во время встречи с Богом: “И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]” ( Исх. 33, 21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Скачать epub pdf Очерк библейско-экзегетический и церковно-археологический Чтение, предложенное в заседании Церковно-Историческаго и Археологическаго Общества при Императорской Киевской Духовной Академии 27 ноября 1913 года. Ветхозаветное домостроительство спасения рода человеческаго, многократно и многообразно ( Евр. 1, 1 ) подготовлявшее или детоводившее людей ко Христу ( Гал. 3, 24 ), включало в систему этого подготовления, между прочим, многочисленные прообразы, которые, при всей своей исторической реальности, при свете Новаго Завета, оказываются имевшими лишь тень будущих благ, а не самый образ вещей ( Евр. 10, 1 ). Одним из таких прообразов является виденная ветхозаветным законоположником и великим пророком Моисеем купина 1 , горевшая в огне, но не сгоравшая. В ряду других многочисленных ветхозаветных прообразов «Неопалимая Купина» выделяется особенною близостью христианскому сознанию и христианскому сердцу в силу прообразовательнаго отношения этого образа к таинству воплощения Сына Божия и к лицу Богоматери, неусыпной Заступницы рода христианскаго. Мы остановимся сначала на библейско-исторической стороне предмета, а затем перейдем к церковно-символическому пониманию библейскаго события. По книге Исход 3, 2–4, Иегова или Ангел Иеговы явился в пустыне при горе Божией Хориве Моисею при призвании его к избавлению народа еврейскаго от рабства египетскаго и к образованию из евреев общества Иеговы или ветхозаветной церкви Божией: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терноваго куста ( , LXX: θη δ ατ γγελος Κυρ ου ν πυρ λογς κ το βτου, слав. «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины»). И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает, ( , βτος κα εται πυρ, δ βτος ο κατεκα ετο, «купина горит огнем, купина же не сгараше»). Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста ( , κ το βτου, «из купины»), и сказал: Моисей, Моисей! Он сказал: вот я!» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Сколько должен был перенести невыносимых мучений Авраам в то время, когда Господь ему сказал: " Возьми сына своего единородного, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе " (Быт. 22, 2). Голгофский холм находится рядом с холмом Мориа (всего в 500 метрах). Холм Мориа стоит над обрывом в долине потока Кедрона. Так вот сюда и повелел Господь идти Аврааму, сказав ему: " На одной из гор, которую Я укажу тебе " . Значит, не все равно, на какой из них, а именно на той, которую Господь избрал, именно на горе Мориа, на которой находился и холм Голгофы. Это место Господь избрал для жертвоприношения Сына Своего Единородного, которое должно было стать величайшей святыней рода человеческого, к которому притекут сыны Сима и Иафета со всех концов земли, чтобы в страхе и трепете духовном со слезами облобызать место святое сие. Образ Голгофского холма христиане всего мира создадут в своих храмах и будут припадать к нему, целуя изображение распятого Христа. Как потрясает библейский прообраз Голгофской жертвы, так тесно связанный с именем праотца Авраама! И, наконец, рассмотрим поразительный Божественный прообраз Богоявления, явления людям Пресвятой Живоначальной Троицы на месте Крещения Господня. Только на этот раз место появления Бога на земле в прообразовательном явлении Аврааму при дубе Мамврийском и Богоявление Пресвятой Троицы у вод Иордана не совпадают территориально, а находятся лишь в пределах той же святой Палестинской земли, которую всю исходил Своими стопами Христос Спаситель, являя людям Свой Божественный лик. Первый раз видимое Богоявление было у дуба Мамврийского Аврааму и Сарре, а второй раз – всем сыновьям израильским. Никто никогда в Ветхом Завете ни до Авраама, ни после него не видел на земле Бога в человеческом образе так явственно. Подчеркиваем – на земле, потому что в видениях на разверзшихся небесах видели Господа пророки Божий, Боговдохновенные мужи – Иаков, Иезекииль, Исайя, а, может быть, и другие. Но на земле так явственно беседовать и лицезреть явившегося в человеческом образе Бога удостоился лишь Авраам, в котором благословились все племена земные.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Хочу напомнить вам известный прообраз: Иаков имел возлюбленного сына своего (Иосифа), которого он послал к своим другим детям, и свои не приняли его. Как сказано и о Христе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Братья продали Иосифа за сребреники, подобно как и Христа Иуда предал за серебро. В Египте Иосиф женится на египтянке, и от этого брака рождаются два его сына, Манассия и Ефрем. Египтянка символизирует собою «церкви из язычников» ( Рим.16:4 ), а Манассия и Ефрем – народы, произошедшие от Иафета и Хама. Как ап. Петр и говорил о них: «…Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:10 ). И мы знаем, что Иаков (отец), любя Иосифа (сына), называет не своих детей (Манассию и Ефрема) своими и вводит их в колена Израилевы. Как мы и прочитали об уверовавших из числа язычников: «некогда не народ, а ныне народ Божий». Я думаю, что этот прообраз понятен и для вас. Сектант : Я понимаю эту библейскую аллегорию, но какое отношение она имеет к рассматриваемому вопросу о форме древа? Православный : Прямое! Но прежде я хочу задать вам вопрос: как язычники смогли стать христианами, что очистило и возвысило их до состояния чад Божьих? Как произошло это усыновление Богу, о котором сказано: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче! " »? ( Гал.4:6 ). Сектант : Кровь Христа искупила их и возвысила до состояния чад Божьих, но никак ни древо. Православный : Правильно, Кровь. Крест – есть орудие нашего спасения. Но вернемся к прообразу и посмотрим, как Иаков благословлял Манассию и Ефрема, усыновляя их, и здесь увидим символическое свидетельство о форме древа (Креста). Я прочитаю текст: «И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» ( Быт.48:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

На обратной дороге Авраам встречает двух царей: Содомского и Салимского. Первый сказал: " отдай мне людей, а имение/имущество/возьми себе. Но Аврам сказал... поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама... кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною "/14, 21-24/. Здесь явно звучат два мотива. Аврааму очень важно, чтобы никто не подумал, что его чем-то мог одарить Содомский царь Бера. Он вызволил содомлян из плена, но зная, чем живут эти люди, не желает принимать от них славу и плату - дабы не оскверниться. Кроме того, Авраам являет свою глубокую веру: он Богом богат, и ради Всевышнего совершает добрые дела. По-иному происходит встреча с царем Салима/предположительно будущий Иерусалим/Мелхиседеком, который " вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего "/14, 18-20/. Поведение Авраама тут совсем иное: он принимает благословение и отдает по закону десятину. Но и Мелхиседек говорит с ним не как Бера: он прежде всего благословляет Бога, а потом Его слугу - Авраама/у Беры - ни слова о Боге/. Сообщение о неком царе, который был священником истинного Бога, является намеком на то, что почитание Единого никогда не прерывалось и могло существовать вне главной библейской линии. Но сама таинственная фигура царя-священника, неожиданно являющегося в жизни Авраама, приносящего хлеб и вино, благословляющего и больше нигде не встречающегося, стала символической уже в ВЗ. Он священник Божий, но законной библейской линии не принадлежит, т.е. он священник не по закону, а непосредственно от Бога, по помазанию. Имя Мелхиседека стало символом харизматического служения Богу вообще. Кроме того, хлеб и вино Салимского царя не могли не восприниматься в христианстве как прообразы Евхаристии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010