И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Деян. 2:1–8,11–21 ). Вот рассказ Деяний, из которого ясно следует, что в памяти Церкви история христианства началась с пришествия Духа Святого. С Духа Святого начинается библейский рассказ о творении: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:1–2 ). И весь Ветхий Завет , вся многовековая история встреч человека с Богом, измен, падений и восстаний, сплошь пронизан тоской по Духу, ожиданием, жаждой Его пришествия. И, наконец, Христос говорит о Духе Утешителе, Которого Он пошлет и Который наставит учеников Его на всякую истину. Христос говорит, что цель нашей жизни – рождение от Духа, Который «дышит, где хочет, и не знаем, откуда приходит и куда уходит» (ср.: Ин. 3:8 ). Все христианство, таким образом, – это моление о Духе, вера в Духа, радость о Духе. Все христианство – это мольба: «Прииди и вселися в нас, и очисти нас...». По-древнееврейски понятия «дух» и «ветер» выражаются одним словом – руах. Как буря очищает и обновляет воздух, как дыхание животворит все причастное жизни, так Дух Божий есть последнее, завершительное явление Божественной жизни, то обновление и очищение, о котором тоскует, которого ожидает все в мире. Слышим ли мы, понимаем ли еще эти слова: «духовный», «одухотворенный»? Как поразительно и как печально это повсеместное теперь восстание против Духа, эта тяга к одному вещественному, материальному. Как случилось, что человек перестал жаждать Духа и вместо него жаждет лишь того, что можно потрогать, взвесить, измерить? И вот является угодливая идеология, в основе которой – отрицание Духа и прямая ненависть к Нему. Порой кажется, что страшное восстание против Духа захлестывает весь мир. Но неужели правда, что не дух, а материя определяет судьбу человека? Неужели в определении того, что есть сущность жизни, ошиблись и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский , и Пушкин, и Достоевский – все, кроме автора «Капитала» и партийных вождей? Конечно, нет! И в день Пятидесятницы, в этот «последний и великий день», как называет его церковная молитва, празднуем мы примат Духа над материей, празднуем торжество духовного начала в человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Иакову приходится бежать в землю другую. Вы помните, какая история происходит там. Он видит красивую девушку, он хочет, чтобы она была его женой, договаривается с ее отцом, что он семь лет будет за нее работать, отрабатывает семь лет, и ему подсовывают другую жену ( Быт.29 ). Обратите внимание на полную параллель того, как он похитил благословение у отца, и как в этот раз обманывают его: и там слепота, и здесь слепота, темнота, и там подсовывают другого человека, и здесь подсовывают другого человека. Это очень красивая история, которая показывает, как в большинстве случаев грех сам себя наказывает. Грех получает возмездие той же монетой. Как правило, это происходит именно так. Потому что если мы совершаем грех, то тем самым мы показываем всем вокруг, что мы именно в этом уязвимы. Мы здесь становимся рабами, и здесь проще всего греху сцапать нас. И вот, обманув отца, Иаков становится обманутым своим тестем. Ему приходится еще семь лет отрабатывать за свою любимую жену, но результат: у него эти две жены, от них дети, еще наложницы есть, от них тоже дети, то есть у него уже большое потомство. Плюс к этому, Бог Своего благословения, тем не менее, не отнимал, и Иаков об этом благословении помнит. И каждый раз, когда возникает какая-то сложная ситуация, он обращается к Богу, Который его благословляет. А если он обращается, то Бог может ему помогать. И таким образом у Иакова прибывает и прибывает имущество, стадо, и так далее. Он все богатеет и богатеет, богатеет быстрее, чем его хозяин Лаван, потому что Лаван к этому Богу не обращается, а Иаков обращается. И в некоторый момент Бог говорит Иакову – все, теперь пора идти в ту землю, которую Я обещал тебе ( Быт.31:3 ). И Иаков слушается, собирает жен, детей, скот и отправляется в путь, в землю обетованную, обратно в ту самую землю. Он идет и трясется как осиновый лист, потому что он знает, что его там ждет Исав, который поклялся его убить. Он идет и страшно боится ( Быт.32:7 ). И вот уже земля приближается, и вот уже остался один-единственный день перехода, и он начинает придумывать, как же тут поступить. Значит, вот, что я сделаю – я разделю свой стан на два, если Исав разобьет один стан, то у меня хотя бы один останется. А потом я сделаю так – я пущу жен и детей вперед, Исав их увидит, может быть у него сердце взволнуется, родная кровь, и он меня тогда пожалеет. Вот такие всякие человеческие хитрости.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Инженерный подвиг Езекии по строительству тоннеля заслуживает лишь беглой ссылки в 4Цар.20:20 , в то время как на современный мир это сооружение с техникой его создания производит неизгладимое впечатление, а современные ученые продолжают спорить о том, как в те времена удалось воплотить столь успешный проект. 456 В отличие от современной науки, которую интересуют такого рода исторические факты, 3 и 4 книги Царств, вместе с остальными книгами Библии, в первую очередь говорят о религии. Тема храма и его строительства преобладает в первых главах 3 книги Царств. Затем главным делом становится оценка царей, в зависимости от того, поклонялись ли они на запрещенных Библией высотах или нет. После раскола монархии, северные цари постоянно сравниваются с Иеровоамом, сыном Навата, который служит мерилом зла, уводящим Израиль прочь от Яхве. Редкие цари Иудеи обращаются к Господу, проявляя веру, но эти случаи слишком изменчивы, чтобы серьезно повлиять на жизнь всей страны. Даже правление Езекии и Иосии – единственных царей, которые пытались очистить страну от высот поклонения и заставить людей приносить жертвы только в храме – оказываются недостаточными для того, чтобы предотвратить грядущее разрушение. Библейское повествование – это история, но история, которая придает особое значение духовным и пророческим вопросам. 457 Богословские темы Из приведенных выше рассуждений о жанре явствует, что 3 и 4 книги Царств несут сильную богословскую нагрузку. Первые главы 3 книги Царств выделяют тему строительства храма и Божье принятие этого сооружения, как места, которое Он Сам избрал и где отныне будет обитать Его имя (ср. Втор.12:114 ; 3Цар.8:1013,29, 9:3 ). Благодаря этому любые жертвы, приносимые на высотах по всей стране, стали незаконными. Однако, после пленения, Израиль оказался оторванным от законного места поклонения. И потому 3 и 4 книги Царств – это теодицея (или богооправдание), адресованная, прежде всего, к людям, живущим в плену, цель которой объяснить, почему Яхве позволил разрушить храм и увести свой народ в плен. Перечисленные выше проклятия обозначены пророчески еще в начале, после того, как Соломон посвящает храм и Яхве является ему с предупреждением. Если Израиль не станет следовать за Богом, то «...Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «За что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» ( 3Цар.9:78 ). Верность Бога с иронией продемонстрирована в исполненном обещании: Бог действительно позволил пленить свой народ за непослушание (ср. 4Цар.21:1415, 24:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

История начинается в субботу. В пятницу вечером тело Иисуса похоронил Иосиф Аримафейский, за ним наблюдала Мария Магдалина «и другая Мария» (27:61). Затем, в день субботний: собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: господин, мы вспомнили, что обманщик тот сказал, еще будучи в живых: «через три дня восстану». Повели поэтому охранять гробницу до третьего дня, чтобы ученики, придя, не украли Его, и не сказали бы народу: «восстал из мертвых»; и будет последний обман хуже первого. Сказал им Пилат: имеете стражу; идите, охраняйте, как знаете. И они пошли и охраняли гробницу, запечатав камень и приставив стражу 2035 . Если думать об историческом аспекте, мы можем несколько удивиться столь гармоничному сотрудничеству фарисеев с первосвященниками, а этих двух групп – с Пилатом, но в этом аспекте истории нет ничего совершенно невероятного. Больше поражает то, что все это происходит в субботу, но и тут нет ничего невозможного, особенно учитывая неотложность дел. Интересно тут описание Иисуса в 27:63: «обманщик тот» (ekeinos ho pianos). Оно связано с обычными обвинениями иудеев в адрес Иисуса и отражает библейские предостережения против лжепророков и лжеучителей, которые могут «обманывать народ». И потому понятно, что первые христиане, создавшие это повествование, вложили данные слова в уста иудейских вождей, поскольку всем было известно, что такое наименование составляло самую сущность выдвинутого против него обвинения. Но правдоподобнее думать, что оно восходит к какому–то прочно укоренившемуся воспоминанию 2036 . История стражи продолжается, она снова всплывает между явлением Иисуса женщинам в Иерусалиме и его явлением Одиннадцати в Галилее: Когда же они [женщины] шли, некоторые из стражи пришли в город и возвестили первосвященникам о всём происшедшем. И они, собравшись со старейшинами и приняв решение, дали воинам достаточно денег, говоря: скажите: «ученики Его, придя ночью, украли Его, пока мы спали». И если это станет известно управителю, мы уладим дело и избавим вас от неприятностей. Они же, взяв деньги, поступили, как были научены. И слово это было разглашено среди Иудеев до сего дня 2037 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

К сожалению, народ израильский даже в тех случаях, когда имел возможность побеждать хананеян силою оружия, не всегда изгонял и истреблял их, а часто предпочитал оставлять их в качестве данников себе, нарушая, таким образом, из своекорыстия прямое повеление Божие. Но этим самым израильтяне подготовили себе страшные бедствия, потому что, как предсказывал им Ангел Господень, эти оставшиеся народы сделались для них петлею и боги их стали для них сетью. Молодое поколение, выступившее на место прежнего, видевшего все великие благодеяния и чудеса Божии для народа, не знало и не хотело знать «Господа и дел Его, которые Он делал Израилю. Сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа, Бога отцев своих, который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружающих их, и стали поклоняться им, и раздражали Господа; оставили Господа и стали служить Ваалам и Астартам» 129 , хананейским божествам, идолопоклонство которых сопровождалось самым гнусным нечестием и распутством. За уклонением от истинной религии последовало и вообще ослабление нравственности в народе, водворилось господство неправды, необузданного произвола, неповиновение властям, за которыми, в свою очередь, следовало полное расстройство государственного и общественного управления и полное ослабление политического могущества народа. Таким состоянием, конечно, пользовались туземные и соседние народы, нападали и безнаказанно грабили и убивали израильтян, заставляли их платить себе дань, так что тот период, который должен был служить осуществлением истинного богоправления, вследствие непостоянства и неверности народа израильского сделался для него временем страшных испытаний, новою школою религиозно-нравственного воспитания. В наказание за богоотступничество и беззаконие Бог отдавал их в руки местных врагов, но из сожаления к злополучному народу воздвигал им особых избавителей, так называемых судей, которые при помощи Божией избавляли народ от притеснителей и чужеземного ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Когда каждый обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю». Но о каких беглецах о и каком бегстве говорится здесь? Вавилон, к которому относится пророчество, был в дни своего процветания рынком всей внутренней Азии. В него для производства торговли стекались купцы разных племен и стран. Но торговые люди очень чутки к опасностям; при их приближении они быстро оставляют торговые пункты, бегут из них, спасая свое имущество. Конечно, иноземные торговцы должны были прежде всех оставить и Вавилон при первых признаках угрожавшей ему опасности; и о их-то бегстве говорит пророк. Подобное бегство несомненно одно из крупных бедствий; быстрое прекращение обширной торговли в громадном торговом городе разоряет состоятельных, отнимает кусок хлеба у множества рабочих, лишает население предметов первой необходимости и делает жизнь крайне дорогой. Дальнейшие бедствия, перечисленные пророком, суть: беспощадные убийства, не исключая младенцев, грабеж и обесчещение женщин. Этот перечень бедствий вполне соответствуем действительности; его справедливость подтверждает древняя история бесчисленными фактами, а новейшая история, события наших дней свидетельствуют, что восточные азиатские племена доселе держатся военных обычаев времен библейских. Нельзя не заметить, что рассмотренное нами отделение запечатлено особенностями речей пророка Исаии. В нем, между прочими, мы встречаемся с двумя мыслями – с мыслью о неизбежности наказания для всего гордого и высокомерного и с мыслью о том, что несмотря на страшные бедствия, имеющие постигнуть человеческие племена, лучшие представители их сохранятся (12 ст.) Эти мысли – любимые нашего пророка; первая из них очень часто встречается и в начальных и последних отделах книги Исаии; последняя составляет основную мысль всех его речей против иноземных народов. 17 . Вот Я подниму против них мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту. 18. Луки их сразят юношей, и не пощадят плода чрева; глаз их не сжалится над детьми. 19. И Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

«Когда ты приидешь в землю, говорил он, которую Господь Бог твой даст тебе, и овладеешь ею и поселишься на ней, и скажешь: поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня; то поставь над собою царя, которого изберет Господь Бог твой» (Второз. 22и 15). Но престарелый судья неблагосклонно отнесся к этой просьбе, и не только ради своих недостойных сыновей, но, главным образом, потому, что желание народа было выражено без предварительного испрошения воли Божией. По внушению Божию Самуил изложил пред народом опасности крайнего деспотизма, гнета и своеволия царей. Но народ, утомленный безначалием, готов был вынести все эти опасности, только бы иметь твердую власть, и отвечал Самуилу: «нет, пусть царь будет над нами: и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши». Тогда Господь повелел Самуилу удовлетворить желание народа и поставить над ним царя. Желание иметь царя вызвано было в народе израильском окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по тем возвышенным началам богоправления, которые изложены были в законодательстве Моисеевом. За время судей пришла в расстройство вся жизнь народа, как религиозно-нравственная, так и государственно-общественная и семейная. Богослужение, хотя продолжало совершаться главным образом при скинии, но жертвы приносились и в других местах, что легко вело к развитию суеверия и прямо к уклонению в идолопоклонство. При отсутствии твердой власти для наблюдения за исполнением законов, нравственность, к великому прискорбию отдельных благочестивых людей, все более падала. Господствовавшие повсюду своеволие и хищничество все более ослабляли силы народа, чем пользовались хананеи, безнаказанно расхищавшие царство Иеговы. Такое состояние было тем более тяжелым, что за это время просвещение израильтян значительно подвинулось вперед. В лице пророков явились достойные учители, которые, поучая народ закону Божию, пробуждали в его сознании его высшее назначение, и показывая, как далеко не соответствовала ему действительность, возжигали в нем патриотизм и заставляли искать исхода из бедственного положения, каковой исход и представлялся ему единственно в учреждении твердой царской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Коль ты решил бы из чужих кого-нибудь, Христе, избавить от Твоей немилости, Платона и Плутарха для меня избавь! Они ведь оба словом и обычаем Твоих законов неизменно держатся. А коль неведом был Ты им как Бог-Творец, Ты должен оказать им милосердие, Раз Ты желаешь всех спасти от гибели» Знаток античности, Ф.Ф. Зелинский говорил, что античная культура стала для европейской, в том числе и русской, культуры, “ветхим заветом”, символом, исполнением этого он считал церковь Богородицы Марии в храме богини мудрости Минервы. О. Александр Мень считал, что “дохристианский мир сделал все доступное человеку, чтобы постичь смысл жизни и обрести Бога”, а святитель Николай Сербский ставил мудрецов других культур мира наравне с библейскими пророками. Святейший Патриарх Кирилл  в своем Рождественском послании 2016 года сказал: «Вся история человечества до Рождества Христова по сути есть история поисков Бога, когда лучшие умы пытались понять, кто же является источником той сверхъестественной силы, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек». Конечно, все это я привожу  не для того, чтоб подавить кого-то обилием ссылок на «авторитеты» — никакого «авторитета», которого надо слушаться беспрекословно и не рассуждая, в светском смысле, в Церкви Христовой нет. Есть Христос, но Он не авторитет, а Спаситель. Наше дело – усвоить это спасение себе, принять его, и христиане всех веков сходятся на том, что античное наследие помогло  христианам в этом. Античная культура  мне видится первой христианкой Европы, Лидией, которая упоминается в Новом Завете и чьим  ремеслом была выделка дорогих царских тканей: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас «.(Деян. 16:14—15). Образно говоря, античная Европа своей культурой исткала и сшила прекрасный хитон и гиматий в дар Христу. У философа могла быть только одна философия

http://pravmir.ru/antichnost-odela-hrist...

Лермонтову порой невероятно трудно сходиться с людьми... настолько, что иной раз легче найти " общий язык " со стихиями, с природой («Утес», «Выхожу один я на дорогу«, «Мцыри» и др.). В «Пророке» снова явлена тема гордого одиночества, -- для Лермонтова одна из острейших.   Отсылки к Библии Исаия, Иоанн, Елисей, Илия — кто же из них? Пророк Елисей Изображает ли Лермонтов в стихотворении историю какого-то конкретного пророка ? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Гонимых пророков история знала немало. Отсюда горькие слова Христа, обращённые к Израильскому народу (в образе священного для них города): " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! " (Мф, 23:37). В произведении прослеживаются отсылки к историям нескольких пророков . Существует библейская история осмеяния пророка Елисея детьми — в этом есть несомненная параллель с лермонтовским текстом. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! (4 Цар 2:23). Также, согласно Писанию, пророк Елисей не боялся высказывать властям нелицеприятные истины, вступал в конфликты. Достаточно вспомнить случай появления обличающего властей, «наперсников разврата», стихотворения «Смерть поэта», чтобы провести аналогию судеб ветхозаветного пророка и поэта XIX века. Илия пророк с житием и деисусом. Икона из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова Елисей был учеником пророка Илии . В стихотворении Лермонтова есть мотив, схожий с библейским эпизодом из жизни этого пророка. Упоминание птиц в пространстве пустыни вызывает следующую ассоциацию: пророк Илия спасался от своих врагов в пустыне, где выжить ему помогала птица — ворон, приносивший ему пищу. Дикая песчаная обитель — знаковое место и для пророка Иоанна Предтечи , который вырос и проповедовал в пустыне: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему “ (Мф 3:2–3). Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. 1620-е гг. Прокопий Чирин, Строгановская школа иконописи. 1620-е гг. Государственная Третьяковская галерея

http://foma.ru/50-velikih-stihotvoreniy-...

Мать его была блудница из Галаада, в заиорданском полуколене Манассиином, и он, лишенный своими сводными братьями наследства в доме своего незаконного отца, удалился в вольную землю Тов и там, собрав около себя праздных и бездомных людей, сделался начальником шайки грабителей. Но со своею вольницей Иеффай не забыла и патриотического долга, и потому он делал нападения на врагов своей страны, отбивая у них стада и караваны. Отвага и храбрость его обратили на него внимание старейшин Галаада. особенно страдавшего от нападений аммонитян, и они пригласили его стать во главе их для борьбы с врагами. Иеффаю тяжело было принимать приглашение от старейшин города, где он потерпел страшную обиду и несправедливость. Но любовь к родине превозмогла, и он, выговорив себе условие главенства в народе в качестве судии, принял предложение. Став во главе быстро образовавшегося отряда, он двинулся против неприятеля, но сначала попытался уладить дело мирным путем и вступил с аммонитянами в переговоры для определения прав двух враждующих народов на заиорданские области. При этом Иеффай обнаружил тонкое знание всей предыдущей истории завоевания земли израильской, и, опираясь на исторические данные, требовал удаления аммонитян. Когда же аммонитяне гордо отвергли всякие мирные предложения, заявив свои притязания на все заиорданские области, то Иеффай вынужден был добиваться своего права оружием. Сильный собственным мужеством и одушевлением народа, он выступил в поход, но пред этим, по обычаю древнего времени, дал обет Господу, говоря: «если Ты предашь аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром от аммонитян, что выйдет от ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие во всесожжение». Поход был успешен, неприятель разбит и усмирен. С торжеством победитель возвратился в свой город Массифу и направился к своему дому. «И вот дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами», его единственная дочь, хотевшая более всех отпраздновать победу своего отца-победителя. «Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего» я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010