Диалектика страдания Почему человеку в скорби надо помочь, а не обличать 7 мая, 2020 Почему человеку в скорби надо помочь, а не обличать По интернету гуляет проповедь маститого протоиерея, проповедника и духовника. Заболевший ковидом, утверждает священник, должен покаяться, для того на его главу и пала беда. Так ли это на самом деле? Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Вся история с коронавирусом, разумеется, совершенно библейская, причем одновременно ветхозаветная и новозаветная. С одной стороны, вселенский характер катастрофы свидетельствует о каком-то глобальном повреждении в человеческом обществе, такого рода, как грехи и преступления, обличаемые древними пророками: «Во что вас бить еще?..» (Ис.1,5). Обличение может быть и более страшное: «…Сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. За то отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам» (Иез.5, 9-10). Есть не есть, но спасаться за счет плазмы крови друг друга — попытаемся. Само по себе — не страшно и даже благородно, но в контексте происходящего страха и даже отчаяния (лекарство-то подходящее не найдено) — впечатляет. С другой стороны, случайность, «точечность» ударов, когда болезнь поражает молодых и старых, священников и чиновников, мужественных врачей и опасливых обывателей, заставляет вспомнить история с галилеянами, чью кровь Пилат смешал с их жертвами, и погибшими от падения Силоамской башни: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13,2-5).  Здесь сочетается и ветхозаветное грозное предупреждение, и истинно христианское сочувствие к грешнику. «Галилеяне», «человек» — не виновнее других, они просто пострадали, потому что пострадали, так «фишка легла». Погибнут так же — «все», если не принесут покаяния.

http://pravmir.ru/dialektika-stradaniya/

Другой рассказ изображает пред нами чрезвычайно интересную картину жизни иудеев в самом Вавилонии. Это именно история Сусанны. В Вавилонии, в первые годы плена, жил один набожный человек, по имени Иоаким. Он был женат на Сусанне, дочери Хелкии, очень красивой и богобоязненной женщине. Родители ее были праведные, и воспитали свою дочь в строгих правилах закона Моисеева. Иоаким был очень богат, и, пользуясь благосклонным отношением к богатым и знатным людям со стороны вавилонского правительства, старавшегося чрез них успешнее действовать и на остальной иудейский народ, с целью заставить его привязаться к своему новому отечеству, он обзавелся в Вавилонии домом с великолепным садом, и его дом был местом собрания для иудеев, так как Иоаким пользовался у них необычайным почетом. Вавилонское правительство предоставляло иудеем полное внутреннее самоуправление, так что они управлялись своими собственными судьями из старейшин, которых обыкновенно в самом Вавилонии выбиралось по двое. Старейшины-судьи часто бывали в доме Иоакима, в котором было у них как бы своего рода судебное присутствие, и там к ним приходили для судебного разбирательства все, имевшие спорные дела. Когда народ уходил после полудня, то Сусанна обыкновенно отправлялась в сад своего мужа для прогулки. Оба старейшины ежедневно видели, как она уходила в сад и прогуливалась там, и в них зародилась преступная похоть к ней. «И извратили они ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах. Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем». Разжигаемые похотью, они прилежно сторожили каждый день, чтобы увидеть ее, и, обманывая друг друга, говорили: «пойдем домой, потому что час обеда». Вышедши из дома Иоакима, они расходились друг от друга как бы по своим домам, а на самом деле, воротившись, приходили на то же самое место, где, к удивлению, и встречали друг друга. При такой невольной встрече, они допытывались друг у друга о причине этого возвращения, признались в похоти своей, и тогда вместе назначили время, когда бы им можно было застигнуть Сусанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Дукшта-Дукшинской от 27.04 1937 г.//Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Оккультизм и Йога: Летопись сотрудничества. М., 1996. Т. 2. С. 303.), не замечая, что звучит оно скорее «обзывательски» 151 Письма Елены Рерих, 1929–1938 гг. Т. 1. С. 439. 152 Там же. Т. 2. С. 12. 153 Блаватская же отказывает Христу даже в этом. Для нее Иисус – просто человек. 154 Тареев М.М. Христианская философия. М., 1917. Ч. 1: Новое богословие. С. 31–32. 155 Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. 6, 3//Творения. М., 1863. Ч. 6. С. 52 156 См.: Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. С. 76–77. 157 См.: Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. С. 132. 158 Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. С. 180–182. 159 Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 2. С. 132. 160 Честертон Г.К. Вечный человек. С. 162. 161 Разрушенный в 146 г. до Р.Х., Карфаген был вновь заселен при Цезаре – в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован 162 Ханаан – самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это – Фарсис (см.: Ис.23 6, 10, 14). 163 Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 1. С. 162. Подробнее см.: Там же. Т. 2. С. 17–18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иисус Навин: В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его ( Нав. 6:25 ). Ср.: И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, и погубил душу свою.. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина ( 3Цар.16:32–34 )

http://azbyka.ru/dary-i-anafemy-chto-xri...

Если человек употребляет руки для того, чтобы бить других, а язык – для клеветы и оскорблений, это не отменяет того, что предназначение его рук и языка – совсем в другом. Они были созданы не для этого. Так и человек в целом может глубоко исказить замысел о себе – но это не отменяет того, что изначальный замысел о нём благ. Любой грех означает, что мы действуем против воли Божией о нас – и против своего подлинного блага и предназначения. Погибшие души избирают совсем не то, что Бог предназначил для них. Бог всегда делает всё, чтобы привести свои творения к их подлинному и вечному блаженству – которое мы можем обрести только в Нём и по Его благодати. Счастье нельзя навязать Это блаженство невозможно навязать – как невозможно навязать подлинное счастье вообще. Нельзя сделать человека счастливым в браке, или в дружбе, или в творчестве без его согласия – более того, без его участия. Чтобы быть счастливым, надо обладать свободной волей – это еще не достаточное, но совершенно необходимое условие. Существо, не обладающее личным произволением – кролик, например, – может испытывать наслаждение или боль, страх или довольство. Но не счастье. Для счастья необходима свободная, самосознающая личность. А такая личность может и отказаться. Это чудовищная, немыслимая глупость – отвернуться от того вечного блаженства, для которого мы были созданы, – но мы совершаем её раз за разом. Как заметил К.С. Льюис, «вся история человечества – это история мучительных и тщетных попыток найти счастье без Бога». Библия многократно говорит о том, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Никто и никогда не был создан для вечной погибели. Бог соткал каждого человека во чреве матери и призывает каждого к жизни вечной и блаженной. Как говорит библейский пророк, «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез.18:23 ). Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар.14:14 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Живя среди упавшего духом народа, он один не терял надежды на избавление и ждал пробуждения в народе духа раскаяния и возрождения. В это время среди народа явился пророк, который пламенною речью призвал к покаянию, упрекая израильтян в забвении ими всех благодеяний Божиих со времени выхода их из Египта. Это, естественно, пробудило дух народа, который еще пламеннее стал просить об избавлении от тяжкого ига. И тогда именно Гедеон получил высшее призвание к делу избавления страждущего народа. Осенью в седьмой год нашествий мадианитян, Гедеон украдкой и торопливо молотил пшеницу, чтобы скорее укрыться от рыскавших повсюду врагов. Тенистый дуб давал ему защиту от палящего солнца. Занятый поспешной работой, Гедеон не заметил, как под дубом появился какой-то путник. Но это был «Ангел Господень», который сказал ему: «Господь с тобою, муж сильный!» Приветствие это странно поразило Гедеона и болезненно затронуло в нем чувство угнетенного положения, в котором находился как он сам, так и весь народ. Не злая ли это ирония со стороны незнакомца? – «Господин, отвечал ему Гедеон: если Господь с нами, то отчего постигло нас все это бедствие? и где все чудеса Его, о которых рассказывали отцы наши, говоря: из Египта вывел нас Господь. Ныне оставил нас Господь и предал в руки мадианитян», – с грустью и отчаянием заключил Гедеон. Но ангел уверил его в предстоящем избавлении. Из чудесного знамения (чудесного появления огня в принесенной жертве) Гедеон убедился в своем высшем призвании для избавления народа, и в его душе исчезла и та малейшая тень сомнения и отчаяния, которая начала было закрадываться и в его мужественный и верующий дух. Но чтобы иметь больше успеха в возложенном на него деле, Гедеон должен был, прежде всего, возбудить дух истинной религии в народе, подавленный вторжением идолопоклонства. Идолопоклонство проникло даже в самое семейство, в котором младшим членом был Гедеон. Отец его Иоас, отчаявшись в помощи Иеговы, предался идолопоклонству, и на одной из ближайших гор воздвиг жертвенник Ваалу, солнечному богу своих ханаанских соседей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«И был спор между пастухами скота Аврамова и Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою [вы посмотрите, патриарх, а какое у него смирение. Он смиряется перед племянником и право выбора предоставляет ему. Не диктует, а ведь он – патриарх. Вот какое смирение. Дальше], ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня [смотрите 11-й стих:] и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую [Почему? Да потому,] что она стих], прежде, нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора [Соара], орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская, как Рай». – И вот они разделились. И после того, как Лот отошёл, Господь снова является Авраму и говорит ему: «Возведи очи твои стих], и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет ». Вот в это потомство входим и мы – новый Израиль. Христиане – это дети Авраама по вере. Вот он – отец верующих народов. Посмотрите, через Исаака – иудеев и христиан, через Измаила – отец верующих мусульман. Ибрагим – самое распространённое имя арабское. Авраам – Ибрагим. Вот все коренятся в одном праотце, все почитают – и Коран почитает Авраама, Исаака, Иакова, Ииссу, Мариам. Об Агари и говорить нечего – Измаил, сам Магомет ведёт свою родословную от Измаила. Поэтому, если говорить об этом, история просто невероятная, запутанная и какой из неё выход, когда религии взаимоисключающие, а корни одни? На каком компромиссе можно всю эту бойню остановить? Спаситель оплакивал Иерусалим и говорил: Если бы ты знал, что служит к миру твоему, но это ныне сокрыто от глаз твоих (см. Лк. 19:41–42 ). 14-я глава очень важная, но время наше истекло. Палестина, как богатый перешеек, – а он действительно по замечанию и римских, и греческих историков, был необычайно богат: земля кипела, сказано, молоком и медом (см. Втор. 11:9 ): скот, природа, изумительное плодородие. Земля, на которую Господь смотрит от начала года и до конца года (см. Втор. 11:12 ); и там, где есть вода, она приносит просто сказочные урожаи, по 2–3 урожая в год. Поэтому она могла прокормить очень большое количество людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И вот сектанты мистического толка – это жалкие люди, которые свою уже больную психику принимают за действия Духа Божия. Граница стёрта, и вы их не убедите, что они больные, что их эта секта искалечила, эти слезы – это есть надрыв нервный, и никакой не дар от Духа Свята. Они не будут вас и слушать, скажут: это дары Духа], сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному , то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых [вот откуда такое дерзновение? Это же не дерзость – страха ради иудейского бежал, а тут в лицо всему Синедриону говорит: Которого вы распяли. Да попробуйте Ивану Грозному в лицо сказать что-нибудь! Так. Вы распяли, так вот]. Им поставлен он пред вами здрав . [И дальше он опять сразу же ссылается на псалом 117-й:] Он есть Камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения [а вот это 12-й стих], ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Вот это мы должны все и усвоить: нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Ну вот, видите, вот такое исповедание было. Итак, мы с вами подошли к теме Его Воскресения. И вот тут на днях была передача, знаете, о копье Лонгина, которым он пронзил рёбра и с древка капли крови попали на его глаза, и он прозрел, и стал христианином и мучеником. И вот какова это история, где это копьё, и какова его история, если вы видели, какие исследования происходили? Считают, что это копьё от седьмого века, а не от времён Христа, и его выдал за такое Карл Великий, который считал себя преемником Константина Великого  и основателем Римской Империи. Дальше его также переносили, пошли подделки, и  человек спекулирует на всём, в том числе и на святыне, за большие деньги стали множить, тиражировать и копья, и всё что угодно. Когда Спиридон пришёл в Святую Землю, и увидел, какие корзины с флаконами якобы от мра от Святителя Николая стоят, и какая идёт беззастенчивая торговля ложной святыней, и опустошают карманы этих доверчивых простых наших паломников и выуживают у них деньги – это на него произвело тяжелейшее впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И вот таким образом брак был заключен. Вооз взял Руфь, и она сделалась его женою. Брак этот был благословлен Богом, и у Вооза с Руфью родился сын, что было общею радостью как для родителей, так и особенно для престарелой Ноемини. Выражая свою радость ей, женщины Вифлеема говорили ей: «благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле, Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей; ибо его родила сноха твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семи сыновей». Сама Ноеминь не знала пределов своей радости, она носила ребенка в объятиях своих и была ему любящею нянькою. Ребенок этот назван был Овидом, и он был впоследствии отцом Иессея, отца царя Давида. И таким образом эта благочестивая моавитянка, которая обнаружила веру, редкую и в Израиле, и муж которой был потомком Раавы, верующей блудницы иерихонской, сделалась одною из родоначальниц Христа, сына Давидова. История Руфи представляет светлый луч истинной добродетели и законности среди тьмы преобладавшего развращения и беззакония, и эта тьма вследствие этого становится еще более мрачною. Религиозно-нравственное и общественное состояние народа Израильского дошло уже до печального падения во время судейства Самсона; но после него скоро случилось событие, которое грозило окончательною гибелью народу, хотя вместе с тем оно послужило и спасительным началом религиозно-нравственного и государственно-общественного возрождения. КОНЕЦ I ТОМА. 670 Из них Фавор имеет 1,865 фут. высоты, Кармил – 1,720 ф., Гаризим 2,650 ф., Гевал – 2,700, Сион –,610, Елеонская – 2,720 ф., над уровнем моря. 671 Указывая на это, Моисей в своем благословении Асирову колену сказал, что оно „окунет в елей ногу свою“ (Втор, 33:24). 673 Это указание на сокрытие соглядатаев под снопами льна, лежавшего на потолке дома Раавы для высушки, представляет одно из ненамеренных совпадений, которые поразительно подтверждают библейское повествование. Это было время жатвы ячменя, а лен и ячмень созревают в Иорданской долине в одно и то же время, так что снопы льна весьма естественно сушились у Раав именно в это время. Что у Раав были подобные снопы льна, это затем доказывает, что женщины этой страны сами занимались приготовлением льняных полотен, сами вырабатывая для этого и материал. Лен растет в Иорданской долине более чем в три фута высоты, и имеет ствол, толщиною приближающийся к камышу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И если теперь перейти после этого к тому, чем мы занимаемся по книге Бытия, – а мы занимаемся историей патриархов – с 12-й главы по 25-ю главу история патриарха Авраама. В ней самый важный момент, конечно, он – человек веры. Вот посмотрите 15-ю главу, как Бог заключил с ним Завт. И глава 17-я, где даётся обряд обрезания, который делает человека членом общины Господней. Вот это обрезание на половых органах, оно символизировало собой человек вступал в союз через кровь. И его заменяет у нас крещение. В Таинстве крещения человек становится членом общины, членом Церкви. В 18-й главе удивительное явление ему трёх Ангелов – вот, Троицы, под дубом Мамврийским. И где Господь открывает ему, что на будущий год Авраам будет иметь сына обтования, и открывает ему – вот параллельно уживается всё, – что идёт наказать жителей Содома, Гоморры, Адмы, Севоима-Сигора, Лаши. Вот этот Пентаполь, который в своих грехах преисполнил меру и должен быть уничтожен. И патриарх Авраам ходатайствует в 18-й главе. Откройте 18-ю главу книги Бытия и посмотрите это великое ходатайство патриарха за людей грешных. Вот состояние души правдного человека. Никакого злорадства по поводу того, что Господь идёт уничтожить этих людей, напротив: ему жаль их. 22-й стих: «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь правдного с нечестивым? И с правдником будет то же, что с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят правдников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти правдников, если они находятся в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил правдного с нечестивым, чтобы то же было с правдником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содом пятьдесят правдников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие». Вот возьмите наш мегаполис – страшный, со всеми его включениями, – он вбирает в себя уже , и границ никаких нет. Так вот: погубишь ли Ты место сие, если найдется 50 правдников? – Ответ: Не погублю. Значит, есть в этом городе правдники, извстные только Богу. Ради них и стоит наш город, как и любой город. И вот, так он доходит до десяти, смотрите – 32 стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И маленькая нация, об имени которой не могло быть речи пред всемирными великанами, с которыми она встречалась, имела силу говорить мipy о " Бог богов », «как Он является с Сиона, который есть верх красоты, как Он грядет не в безмолвии пред ним огнь поядающий, вокруг него сильная буря… и Он идет судить землю ( Пс.49:1–3; 97:9 )! Маленькая нация, на «хребте которой орали оратаи, проводили длинные борозды свои» могущественнейшие народы мipa ( Пс.128:3 ) – не только не исчезла с «земли живых», но еще осмеливалась верить и говорить своим поработителям, что, по видению пророка Даниила, они над всем владычествующие (золото, серебро) и все сокрушающие (медь, железо), исчезнуть, «сделаются как прах на летних гумнах, и ветер унесет их, и следа не останется от них» —202— ( Дан.2:35 ), тогда как Израиль будет жить во век, «во век будет тверд, как луна» ( Пс.88:38 ). Сила этой нации была в том, что «Сильный Иакова» возвестил ей слово Свое и суды Свои; не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» ( Пс.147:9 ). Библейская история есть история великой победы духа над плотью («камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан… и разбил его»), «царства сына человеческого» над «царством звериным», идеи над бесформенной силой. – И идея эта была национальная. Национальная идея была тою силою, которая одна оказалась способною вынести человечество из древневосточной стихии, и которая создала самобытную великую культуру Израиля. 1465 Христианство, в глазах еврея, явилось ответом на его чаяние: «и пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научить Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима ( Ис.2:3 )». Оно имело началом своим не нарушаемый им факт, что «спасение от Иудеев» ( Иоил.4:22 ). – И лишь с великой скорбью оно отступило от родного себе по плоти дома Израилева, которому бесспорно принадлежит «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» ( Рим.9:1–4 ). – Своею прямою, существенною связью с чаяниями Израиля, связью, которую оно не обинуясь подтверждает, христианство исторически (фактически) оправдало национальное самоутверждение последнего, и, в этом случае, оправдало не как неизбежное и потому терпимое явление, но как положительную культурно-историческую силу. 1466

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010