В Священном Писании действительно есть отрывки, дословно продиктованные Богом. Например: «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» ( Иер.30:2 ; см. 36:2:28). В книге пророка Исаии есть история о том, как Бог поручил пророку передать Исаии конкретное послание: «И было слово Господне к Исайе, и сказано: пойди, и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей» ( Ис.38:4–6 ). Когда апостолу Иоанну на острове Патмос было видение воскресшего Господа, Христос велел: «Ангелу Ефесской церкви напиши...» ( Откр.2:1 ); «Ангелу Смирнской церкви напиши...» ( Откр.2:8 ); «Ангелу Пергамской церкви напиши...» ( Откр.2:12 ). Все это примеры непосредственной диктовки. Господь говорит, что нужно записать, а автор точно записывает услышанное 9 . На основании подобных текстов некоторые делают вывод, что так была написана и вся Библия . У теорий транса и надиктовывания есть несколько проблем. Во-первых, в результате все библейские книги должны быть совершенно единообразны, что в действительности совсем не так – они написаны в разных жанрах и стилях, то есть авторы не были пассивными проводниками Божьей истины. Пытаясь объяснить эту неоднородность, сторонники названных теорий говорят о так называемом «стиле Святого Духа»: Бог в каждом отдельном случае якобы усваивал уникальный стиль автора, и диктовал текст в соответствии с ним. Во-вторых, эти теории не оставляют места для человеческой личности и воли. Бог действительно использовал людей, но не ограничивал их свободу, не подавлял и уж тем более не уничтожал их уникальную индивидуальность. Библейские книги несут на себе отпечаток личности их авторов: их стиля, темперамента, наблюдательности, литературной зрелости, образа жизни, эпохи. Каждый из них старался как можно точнее представить факты, но делал это по-своему: один был бесстрастным рассказчиком, второй – поэтом, третий писал только то, что ему казалось важным 10 . Труд авторов иногда требовал от них исследований ( Лк.1:1–3; 1 –4Цар.; 1–2Пар.). Они описывали собственные переживания – например, Моисей просил послать кого-нибудь другого ( Исх.4:13 ), Иеремия жаловался на свою молодость ( Иер.1:6 ), авторы псалмов плакали и радовались; подчас одна и та же истина или история излагается с различных точек зрения (как в случае с четырьмя Евангелиями) 11 . Все сказанное свидетельствует о том, что библейские авторы действительно писали свои книги, и эти тексты по праву носят их имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Стих 23: И был вечер, и было утро: день пятый. Стих 24: И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, гадов, и зверей земных по роду их; и стало так. Стих 25: И создал Бог зверей земных по роду их, и скотов по роду их, и всех гадов земных по роду их... Стих 20: И сказали Бог: сотворим человека по образу нашему (и) по подобию... Стих 27: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. Стих 31: И был вечер и было утро день шестой. Это сказание возбуждало и продолжает возбуждать множество, по-видимому, непримиримых противоречий результатами, достигнутыми в области естественной науки. Совершенно непонятно для астронома оно говорит о свете раньше солнца, о днях с вечером и утром, когда для их измерения не было еще солнца, о тверди, разделяющей воды от вод, для геолога – о земле с континентами и морями до появления солнца и луны, о растениях без необходимого для их произрастания солнечного света и особенно о шести измеряемых вечером и утром днях, в рамки которых никоим образом не может быть вставлена история образования земли с сокрытыми в ее недрах геологическими архивами. В виду этих недоумений в западной Богословской науке создалось несколько опытов соглашения библейского сказания о шестидневном творении с данными естествознания. Лишь только исследованием земной коры путем раскопок констатированы были в ней правильно чередующиеся наслоения или напластования и в них открыты отпечатки или же в окаменелом виде и самые экземпляры растительного и животного царств, являлся сам собою вопрос, как объяснить с точки зрения библейского сказания о шестидневном творении эти геологические факты, указывающее несомненно на многие тысячи, а может быть и миллионы, лет истории образования земли? Этот вопрос вызвал три согласительные гипотезы – интервальную, дилювиальную и гармонистическую. Сторонники первой гипотезы 2 помещают констатируемые геологией факты впереди библейского шестоднева впромежуток времени между двумя творческими актами, на которые указывают, с одной стороны, слова 1 стиха: «В начале сотворил, Бог небо и землю», а с другой, слова 3 стиха: «И сказал Бог: да будет свет». Отсюда геологические факты они относят к тому состоянию земли, которое описывается в словах 2 стиха: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою», толкуя их в том смысле, что земля, да и весь вообще видимый мир, находилась на первых порах в состоянии еще неопределившегося и развивающегося зародыша; а потому чередующаяся в земле наслоения с находимыми в них растительными и животными окаменелостями суть не что иное, как последовательные ступени или интервалы, через которые проходила земля, пока не достигла того окончательного своего вида, какой дан ей в течение шестидневного творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

23 Тихомиров Л.А. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира. Апология веры и монархии. М., 1999. С. 461462. 25 Милевский О.А. Религиозная историософия Л. Тихомирова . Актуальные проблемы региональных исследований. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры регионологии Алт ГТУ. Вып. 8. Барнаул, 2008. С. 153192. 27 Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». М.: Институт русской цивилизации, 2013. 29 В Первом послании к коринфянам мы находим упоминание всех трех типов людей: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор.2:1415 ). Из этих слов видно, что апостол именует « душевными » людей, живущих мирскими, земными интересами, но не подпавших полностью под власть злого начала; а « духовными » – имеющих общение с Духом Господним, тех, для которых открыт высший духовный мир. В том же Первом послании к коринфянам о «плотских» людях сказано так: «…Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?..» ( 1Кор.3:3 ). 32 Интересно, что даже гораздо позднее, после Потопа, города могли создаваться для укрывательства убийц. Читаем во Второзаконии: «Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца, чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив» ( Втор.4:4142 ). 33 Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (то есть люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками как с домашними животными. Вспомним хотя бы наших Сергия Радонежского и Серафима Саровского , которые кормили медведей из рук. Или же святого Герасима Иорданского, которому служил лев. 44 См., в частности: Райт Дж. Э. Библейская археология. Пер. с англ. СПб.: Библиополис, 2003; Василиадис Н. Библия и археология. Пер. с греч. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003; Келлер В. Библия как история. Пер. с англ. М.: Крон-Пресс, 1998; Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука. М., 1996; Священник Андрей Горбунов и другие авторы. Атлантида или допотопная цивилизация? О допотопном сатанинском проекте и его современном ремейке. Опыт исследования. Б. м., 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А Бог-то как же? Почему Он творит всё несовершенное? Чтобы всё ? По свободной воле всё совершается. Вот. А свободны ли мы в действительности? Вот спрашивали вас: хотите вы быть или нет? – Нет. – Нет. А произвели на Божий свет. Вот и майся целую жизнь. Вот спросили бы: хочешь ты быть или нет? – ну тогда бы и  . А здесь взяли и произвели, не спросивши. Так. Знаете, можно впасть очень быстро и обвинять во всём Бога. Поэтому логика человеческая в данном случае не безопасна: это меч обоюдоострый. В людях первых не видно покаяния даже после грехопадения! Они обвиняют во всех злоключениях своих Бога. Хорошо. Вот дальше: Всеобщая история Человечества. Происхождение человека, грехопадение прародителей; История людей до Потопа. Вот скажите мне: как говорит Писание о творении Третьего Дня? Вот не подсматривайте никуда, а скажите: вот как говорит Писание о творении Третьего Дня? И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом в собрание свое , и да явится суша (см. Быт. 1:9 ). Есть такие слова? Есть. А почему вы не говорите? – Ну ладно. И стало так – дальше какой текст? – и назвал Бог собрание вод морями, а сушу назвал землею. Закончился Третий День? Нет, продолжается: Да произведет земля, – что? – зелень, траву, и дерево плодовитое, в котором семя по роду его. И стало так (см. Быт. 1:10–11 ). Вот Третий День творения. Если мы не расскажем с вами Шесть Дней Творения, мы как язычники. Если мы не скажем наизусть Десять Заповедей Десятословия, или Заповедей блаженства! < Слышен звонок> – Сейчас . Я хочу сказать, дальше были такие темы: История людей до Потопа; Грехопадение; Суд; Первое Мессианское пророчество. Как назывались реки, которые – одна река из Эдема выходила и разделялась на четыре – как название? Тигр, Евфрат, Тихон, или Теон и Фисон (см. Быт. 2:10–14 ). А заповедь как звучала? Вот ведь страх-то Божий какой! . Как звучала Первая Заповедь? От всякого дерева в саду ты можешь есть, а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь, смертию умрешь (см. Быт. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В пылу противостояния, отрицая вообще любую инструментальную музыку, христианские иерархи волей-неволей вступали в противоречие с боговдохновенным Ветхим Заветом, с тем признанным утверждением, что вся история человечества, изложенная в Библии, является непрестанным и неукоснительным исполнением предсказания Святого Духа. Ведь в той Священной Истории было отведено место и музыкальным инструментам и инструментальной музыке. Разве Давид не играл на кинноре, чтобы излечить Саула ( 1Цар.16:23 )? Разве Давид и все сыны Израилевы не «играли пред Господом на всяких музыкальных инструментах», когда переносили ковчег завета ( 2Цар.6:5 )? Разве ковчег завета не устанавливался в храме «при звуке шофара, труб и кимвалов», когда играли «на наблах и киннорах» (1 Паралипоменон 15:28)? Разве «под руководством отца своего» не пели дети Емана «в доме Господнем с кимвалами, наблами и киннорами» (1 Паралипоменон 25:6)? Разве во время богослужения не стояли в храме «левиты с музыкальными инструментами Господа, которые сделал царь Давид для прославления Господа...», и разве священники не трубили тогда в трубы (2 Паралипоменон 7:6)? А разве при воцарении царя Иоаса во всенародном веселии не участвовали трубачи и «певцы с музыкальными инструментами» (2 Паралипоменон 23:13)? Разве при обновлении храма после бесчинств Ахаза не было «пения Господу, при звуке труб и инструментов Давида... » (2 Паралипоменон 29:27)? А как быть с призывами знаменитых псалмов, отражающих жизнь библейских времен и вошедших в плоть и кровь христиан: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и кифаре. Хвалите Его с тимпаном и хором, хвалите Его на струнах и инструментах. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных» ( Пс.150:3–5 ; см. также Пс.149:3 ); «Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе» ( Пс.143:9 ); «Славьте Господа на кифаре, пойте Ему на десятиструнной псалтири» ( Пс.32:2 ); «...и на кифаре буду славить Тебя, Боже, Боже мой!» ( Пс.42:4 )? Всего этого невозможно было не учитывать, ибо тогда игнорировалась бы Священная История. Но в то же время нельзя было ослаблять борьбу с низкопробной инструментальной музыкой, распространившейся повсюду. Возникла сложная ситуация: с одной стороны, важность инструментальной музыки в религии и древней жизни богоизбранного народа, а с другой – стремление во что бы то ни стало изгнать ее из обихода христиан. В этой сложной ситуации стали появляться отдельные толкования «инструментальных отрывков» Библии, призванные хоть как-то согласовать тогдашнюю непримиримую позицию по отношению к инструментальной музыке и ветхозаветные свидетельства. Насколько они были удачны и основательны, пусть судит сам читатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В таком толковании слово lE’, ‘Бог’, связывается сразу с несколькими корнями, которые, разумеется, не могут быть прочитаны все одновременно:   ‘есть, существует’ ‘правитель’ ‘петь, воспевать’ (ра’а) ‘видеть’ Здесь уместно будет вспомнить, что первое имя того, кто был впоследствии назван Израилем, тоже получает в Библии объяснение, плохо соответствующее данным современной лингвистики: Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту ( bФqбvaPb ба‘акев) Исава; и наречено ему имя Иаков ( bOqбvBy йа‘аков) (Быт 25:26) И сказал Исав: не потому ли дано ему имя: Иаков ( bOqбvBy), что он запнул меня (досл. “упяточил”) уже два раза? (Быт 27:36). В самом деле, не описывается ли вся история Иакова-Израиля именно этими двумя именами? Вся история его отношений с братом словно вы-растает из первого имени: Иаков ( “упяточил” ( старшего брата, то есть подставил ему подножку. А во втором имени ( + ’эль, “боролся с Богом”) не сокрыта ли вся история его отношений с Богом, замысел Которого Иаков постоянно стремился “подправить”, например, присвоив себе первородство и отцовское благословение? И внешнее сходство слов, которое сегодняшнему этимологу покажется бессмысленным, оказывалось важнейшим ключом к этой задаче. Наконец, и имя самого первого человека, Адама получает в книге Бы-тия своеобразное двойственное объяснение. Собственно, и значит ‘человек’, и это слово библейский автор явно связывает со словом hAmЯdб’ ‘почва, земля’ ( — хотя этимологическая связь между ними довольно спорна. Но какую связь предлагает сам текст? …всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека ( для возделывания земли ( hAmЯdб’), но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека ( из праха земного ( hAmЯdб’h-¤im rApAv) (Быт 2:5–7). Таким образом, почва, земля (которую можно считать символом этого материального мира) оказывается не только материалом, из которого созидается человек, но, напротив, и точкой приложения его творческих усилий, без которых созданный Богом мир не сможет полноценно плодоносить.

http://pravmir.ru/smyisl-i-sila-imeni/

Вот. Это Руфь. Дальше идёт история Царств. И в первых восьми главах этой книги, Первой Царств, продолжается ещё тема: эпоха Судей. Самуил – последний судья. И что мы отметили тогда в нашей истории после Моисея, и указали: Навин, Судьи и Руфь, и первые восемь Царств. Вот нужно просмотреть. Теперь. Это 1-я и 2-я Царств у евреев называются 1-я и 2-я Самуила. Считают, что он автор этих книг, и о нём много говорится вообще в 1-й Царств. Это ключевая фигура в 1-й Книге Царств. Вот Господь воздвиг такого пророка, плод молитвы, плод Анны неплодной, у которой не было детей, и которая роптала, и говорила: Господь закрыл мое чрево. И никакие праздничные трапезы, никакие хождения к святым местам не могли её успокоить. Она напротив, вот в эти моменты истории, когда вспоминалась их история, и нужно было приходить к Храму, и вспоминать, и радоваться, она ощущала свою ущербность. И хотя ей Елкана – смотрите: «Был один человек из Рамафаим-Цофима Царств 1-я глава], с горы Ефремовой; имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – Ефрафянин. У него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей». Вот сколько раз уже повторяется эта история с неплодием. И она повторяется, потому что вот от неплодных рождаются святые. Потому что они являются предметом их усиленной просьбы и желания. Это результат их молитвы. И вот Бог разрешил её чрево. Так вот, что она до этого? Он ей говорит, Елкана: ну что ты плачешь, Анна, и почему не ешь, – 8 стих, – и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей? Её не успокаивали никакие отношения – нет детей. Это рассматривалось как изъян, как наказание Божие: за что, почему, и прочее. Приходили они на эти праздники в город Силом, небольшой такой городок в центре Иудеи, и почему-то вот он был избран местом, где находилась скиния. В то время там первосвященником и судьёй был престарелый Илий. А его дети, Офни и Финеес, священники, не знали Закона Божия, и своим поведением, своей дерзостью отвращали народ от Господа. Он слышал, доходили до него слухи об их безобразном поведении. Но, будучи старым, он уже не имел такой власти, только укорял их и говорил, что, дети, смотрите, нехорошая молва идёт о вас. Ведь если человек согрешит пред человеком, ещё можно как-то уладить между ними отношения, но если он согрешит пред Богом, кто вступится за него. Но, сказано: но они не слушали. Но они не слушали, ибо Господь определил их уже к наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Главное, в чем проявилась милость Божия к падшим людям, было то, что Бог вселил в них надежду на то, что избавление от постигшего их бедствия придет. Бог проклял змея-искусителя, главного виновника зла и обещал людям, что семя (потомок) жены сделается Победителем змея: «И вражду положу между тобою и между женою, — сказал Господь змею, — и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет порождать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:15 ). И как бы ни казались эти слова малозначительными, — в них был самый первый проблеск надежды для Адама и Евы, потерявших всю радость жизни, которую они имели в раю. Отцы Церкви называют это обещание Божие первым Евангелием человеческому роду. (Слово Евангелие содержит два греческих корня: первый — «ев» — благо, второй — «ангелло» — возвещать. То есть целиком слово Евангелие означает благую весть, благовестие.) О том, с какой надеждой восприняли люди это первое обетование Божие о спасении говорит хотя бы то, что когда у них родился первый сын Каин, Ева сказала: « Приобрела я человека от Господа» ( Быт.4:1 ). Но Ева жестоко ошиблась, ожидая скорого избавления. Первый ее сын сделался отцом братоубийства… Последующая история показала, как катастрофически зло распространилось среди людей, населивших землю. Человечество было захвачено властью греха и оказалось полностью не способным освободиться от зла прилагая только собственные усилия. Первое Евангелие, данное Адаму и Еве, означало обещание Божественной помощи и избавления. Завет с избранным народом История ветхозаветная это в основном история одного народа. Этот народ произошел от одного человека — Авраама; которого называют отцом всех верующих ( Рим.4 гл., Евр.11:8-19 ). Его подвиг состоял в том, что Авраам, не смотря ни на какие искушения жизни, был готов до конца во всем верить Богу, никогда не усомнился в справедливости Его обетований. Господь повелел Аврааму оставить землю, в которой он жил, родство, которое в те времена единственно гарантировало защиту, оставить дом отца своего и идти в неизвестное — «в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт.12:1 ). Еще не зная, что его ожидает, он ушел в неизвестность с верой в Бога и полным доверием Ему. Авраам превосходил всех людей чуткостью к Божией воле, отзывчивостью к Его голосу, готовностью быть послушным Богу. Благодаря вере одного человека, весь народ, который произошел от него, как Бог и обещал Аврааму, получил великий дар — знание об Истинном Боге и союз с Ним.

http://azbyka.ru/o-biblii-i-biblejckom-u...

Духовная история человечества – это история отношения людей к Богу. Библейское Откровение сообщает нам, что с самого начала своего существования люди разделились на тех, кто почитал своего Творца и на тех, кто его презирал. Уже в первых главах книги Бытия говорится о сынах Божиих и сынах человеческих (см.: Быт.6:2 ). Библия сообщает нам, что почитающих Бога Истинного было очень мало. Во-первых, это история с Ноем, который один со своей небольшой семьёй остался верным Богу. Во-вторых, это великий праведник ветхозаветных времён Авраам, который, оставшись единственным служителем истинному Богу в своём племени, был выведен Богом от сродников своих, для того чтобы не погибла окончательно истинная вера в роде человеческом (см.: Быт.12:1–3 ). Поскольку стремление к Богу присуще каждому человеку, то люди, уклонившиеся от истинного Богопочитания, заменили его ложным, – появилось язычество. О духовной природе этого явления хорошо говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,– то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца ( Рим.1:22–25 ). Тема язычества – одна из главных у митрополита Илариона. Говоря о нём, он описывает его как «идольский мрак», «бесовское служение», «идольское многобожие», «идольскую ложь». При этом перечисляет некоторые самые крайние и в нравственном смысле самые отвратительные его проявления: вкушение жертвенной крови и человеческие жертвоприношения. В это состояние языческого идолопоклонства уклонились все народы: «Ибо по всей земле сушь была прежде: идольской ложью народы одержимы». Одно только племя Авраамово сохраняло веру, да и те время от времени уклонялись в идолослужение: «Не сумевшие удержать тени Закона, столько раз поклонявшиеся идолам».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Даниил рассказал этот сон, то царь был изумлен верностью его воспроизведения, так как пред ним тотчас же явственно воспроизвелась вся эта виденная им картина. Но что означал этот сон? Даниил затем приступил и к толкованию его значения. Но прежде чем излагать сделанное Даниилом истолкование этого сна, не безынтересно заметить, что история всего мира здесь в первый раз представляется как история одного колоссального человека, – человека, который передумал все философские мировоззрения, какие только изобретал человеческий ум, и царствовал над всем миром, как это было и всегда будет с различными завоевателями от начала до конца. Здесь в первый раз мы замечаем в Библии указание на то, что человек есть малая вселенная в себе самом (микрокосм). Отсюда мы узнаем, что каждый человек содержит в самой форме своего тела истории и пророчества судьбы всей вселенной от начала вавилонского плена до отдаленнейшего будущего. Но возвратимся к истолкованию сна, как оно дано было Даниилом. «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных, Он отдал в твои руки, и поставил тебя владыкою над всеми ими; ты – это золотая голова!» Вавилон действительно как бы представлял собою золотую голову мировых царств; он был переполнен сокровищами, собранными из столь многих чужеземных царств, вследствие чего израильские пророки называли его золотым городом ( Ис. 14:4 ). Грудь и руки истукана, сделанные из серебра, по толкованию Даниила, означали другое царство, настолько же низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени, но мы, при свете истории, видим в нем Мидо-персидскую монархию, которой предвозвещено было сделаться преемницей Вавилонской монархии, той рукой, начертавшей несколько лет спустя таинственные слова на стене. Это царство называется низшим Вавилонского, и таким оно в действительности и было, если не по пространственности, то по крайней мере по стройности организации и устойчивости, медная часть истукана означала третье царство, которому также суждено было в свое время владычествовать над землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010