Впрочем, интерпретация о. Дмитрия скорее решает вопрос о правильном чтении. Нас же интересует не столько этот вопрос, ответ на который, похоже, навсегда останется открытым, ведь с эпохи Карла Лахмана библеистику интересует не столько поиск утраченного оригинала, сколько история бытования текста Священного Писания. А в данном случае важна не столько история этого библейского разночтения, сколько рецепция одного из вариантов. Поэтому решение в пользу более позднего, но зато более церковного типа текста, для нас не существенно. Следует признать, что чтение Единородный Бог в текстах, принадлежащих апостолу Иоанну, и в целом в корпусе Нового Завета представляет собой гапакс , т. е. единичный случай, исключение. Само прилагательное Единородный встречается неоднократно с двумя основными значениями: 1) в значении «единственный (unicus) сын/единственная дочь» — у Луки трижды; в Послании к евреям — в отношении Исаака, единородного сына Авраама (Евр 11. 17); 2) «единородный (unigenitus)» применительно к Иисусу Христу встречается только у Иоанна. Такова особенность христологического словаря четвертого евангелиста. Всего мест у Иоанна пять. Причем в двух случаях наблюдается двойное употребление этого прилагательного в двух важных перикопах — в первой и третьей главах Евангелия от Иоанна — и в Первом послании Иоанна: 1) Ин 1. 14–18: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( δξαν ς μονογενος παρ πατρς ). Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Бог/Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (μονογενς θες ν ες τν κλπον το πατρς κενος ξηγσατο); 2) Ин 3. 16–18: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (στε τν υν τν μονογεν δωκεν), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (τι μ πεπστευκεν ες τ νομα το μονογενος υο το θεο);

http://bogoslov.ru/article/6194793

Впрочем, человек не так уж и гнался за потерянным Богом. Очень важный символ встречает нас на пороге библейской истории: Адам, согрешив, прячется от Бога под кустом… _________________ Примечания См.: Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. С. 76–77. См.: Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. С. 132. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. С. 180–182. Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 2. С. 132. Честертон Г. К. Вечный человек. С. 162. Разрушенный в 146 г. до Р. Х., Карфаген был вновь заселен при Цезаре — в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован Ханаан — самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это — Фарсис (см.: Ис 23:1, 6, 10, 14). Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 1. С. 162. Подробнее см.: Там же. Т. 2. С. 17–18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иисус Навин: В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его ( Нав 6:25 ). Ср.: И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина (3 Цар. 16, 32–34) И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет — Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав — И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав.

http://bible.predanie.ru/protodiakon-and...

ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ: Спойте песню о том, что Иисус любит нас, и некоторые другие песни. Затем помолитесь: «Спасибо, Бог, за то, что Ты любишь нас. Помоги нам быть терпеливыми дома и в Церкви. Во имя Иисуса. Аминь.» БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: Петр и петух Петр любил Иисуса. Из всех помощников Иисуса Петр был первым, кто сказал о своей вере и любви. Петр был первым, кто пообещал сделать все, о чем бы ни попросил Иисус. Однажды вечером Иисус был со Своими учениками. Иисус сказал: «Сегодня ночью каждый из вас потеряет свою веру в Меня.» «Только не я,» – сказал Петр. «Петр, — сказал Иисус, — в эту ночь до того, как петух пропоет, ты скажешь три раза, что ты даже не знаешь Меня.» «Я никогда не сделаю ничего подобного!» – сказал Петр. «Я лучше умру, чем сделаю так!» Поздно ночью пришли солдаты. Они были вооружены дубинками и мечами. Воины схватили Иисуса и повели Его. Ученики Иисуса испугались и убежали. Петр долго шел за ними. И когда они завели Иисуса в дом, Петр ждал снаружи. «Этот человек был с Иисусом,» – сказала одна девушка. Она указало прямо на Петра. «Я не был. Не знаю, о чем ты говоришь.» Петр боялся сказать правду. Еще одна служанка сказала: «Этот человек был с Иисусом. Я знаю это, потому что я видела их вместе!» И она указала прямо на Петра. «Да я даже не знаю этого Человека. Я никогда даже не слышал об Иисусе!» Петр снова испугался сказать правду. Затем еще несколько человек показали на Петра и сказали: «Ты друг Иисуса. Ты даже говоришь, как Иисус!» «Я не знаю Иисуса!» – сказал Петр. (Прокукарекайте, как петух.)  «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Вдруг Петр вспомнил, что сказал Иисус: «Петр, в эту ночь до того, как петух пропоет, ты скажешь три раза, что ты даже не знаешь Меня.» Петр так сожалел и ему было так стыдно, что он заплакал. Но Иисус все равно любил Петра. Иисус был терпеливым. Он простил Петра за то, что он сделал и помог ему стать одним из тех, кто больше всего потрудился для Иисуса. ИСТОРИЯ: Кто такой пациент? «Таня пациент! Таня пациент! Ха-ха-ха! Таня пациент!» «Нет, я Таня. Я не пациент, я маленькая девочка.» Таня начала плакать.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-zanyati...

Все новозаветное Священное Писание наполнено учением о едином Боге. «Отче наш, иже еси на небесех,» – молимся мы словами молитвы Господней. «Нет иного Бога, кроме Единого,» – выражает основную истину веры ап. Павел ( 1Кор. 8:4 ). Священное Писание Ветхого Завета все проникнуто строгим монотеизмом. История Ветхого Завета есть история борьбы за веру в единого истинного Бога против языческого многобожия. Желание некоторых историков религий найти следы первоначального якобы многобожия у еврейского народа в некоторых библейских выражениях, как множественное число имени Божия «Элогим,» также «Бог богов,» «Бог Авраама, Исаака и Иакова,» не отвечает подлинному значению этих выражений. 1) «Элогим» – для простого иудея форма благоговения, почтительности (образец которого можно видеть в русском языке в обращении на «Вы» к лицам уважаемым); для боговдохновенного писателя пророка Моисея множественное число слова содержало в себе, кроме того, несомненно, глубокий таинственный смысл прозрения в истину Троичности в Боге; никто не может сомневаться, что Моисей был чистым монотеистом и, зная дух еврейского языка, не употребил бы имени, противоречащего его вере в единого Бога. 2) «Бог богов» выражение, противопоставляющее веру в истинного Бога поклонению кумирам, которых поклонявшиеся им тоже называли богами, но которые для иудеев были богами ложными. Этим выражением свободно пользуется в Новом Завете ап. Павел. Сказав: «нет иного Бога, кроме Единого, » он продолжает: «Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8– 6 ). 3) «Бог Авраама, Исаака и Иакова» – выражение, говорящее лишь об избранности еврейского народа, как «наследника обетований,» данных Аврааму, Исааку и Иакову. Христианская истина единства Божия углубляется истиной единства триипостасного. Догмат Пресвятой Троицы Бог един по Существу и троичен в Лицах. Догмат Троичности – основной догмат христианства. На нем непосредственно основывается ряд великих догматов Церкви и, прежде всего, догмат нашего искупления. Вследствие такой своей особенной важности, учение о Пресвятой Троице составляет содержание всех символов веры , какие употреблялись и употребляются в Православной Церкви, равно как и всех частных исповеданий веры, написанных по разным случаям пастырями Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Вся история человеческого рода вращается около двух величайших событий – грехопадения и искупления. Первое из этих событий, когда именно человек, нарушив заповедь Божию, отравил себя и всю свою природу плодами греха и смерти, наложило неизгладимую печать греховности на всю историческую жизнь ветхозаветного человечества, и оно, потеряв в себе источник истинной духовной жизни, жило только надеждой на будущее искупление, обещанное человеку вслед за самым грехопадением. Искупление, как оно постепенно выяснилось в целом ряде обетований и пророчеств, должно было ниспровергнуть водворившееся на земле царство греха и смерти и вновь восстановить потерянное некогда царство благодати, как источника истинной духовной жизни. Но восстановление потерянного источника истинной жизни, водворение жизни на место смерти равносильно созданию новой жизни на земле, и искупление, вследствие этого, могло совершиться только опять через то Божественное Слово, через которое совершилось в начале и само сотворение мира. Поэтому-то как бытописатель ветхого завета, св. пророк Моисей начал свое повествование о сотворении мира знаменательными словами «в начале», так и бытописатель нового завета, св, евангелист Иоанн начал свое повествование об искуплении тем же самым словом «в начале», чтобы заявить, что то Божественное Слово, которое имело воссоздать падший род человеческий, есть Слово изначальное, то самое, которое в довременном бытии было у Бога и которое само было Бог . «Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть». Но Оно не только причина создания всего бытия, а есть вместе с тем источник жизни. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Падшее человечество, потерявшее через свое грехопадение источник истинной жизни, могло найти его опять только в этом Божественном Слове, и эта истинная жизнь только и могла стать тем светом, который должен был осветить человеку путь от смерти к жизни. Чтобы дать греховному человечеству возможность приобщиться к этому источнику жизни, «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы, – добавляет евангелист, – видели славу Его, славу как Единородного от Отца». Как в начале всех вещей совершилась непостижимая для разума тайна сотворения мира, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога-Слова. «И беспрекословно, – говорит св. апостол Павел, – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» 4 . Эта-то великая тайна благочестия и составляет предмет Библейской истории нового завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Голод его был так силен, что когда Иаков заметил ему, чтобы он продал ему за это кушанье свое первородство, то Исав даже не обратил внимания на предложение Иакова и в нетерпении заметил: «вот я умираю, что мне в этом первородстве?» Исав знал, что с первородством он продавал все свои духовные преимущества и все права на обладание землею обетованной. Но по своей дикой и грубой натуре он, видимо, не придавал никакого значения первым, а что касается последних, то быть может надеялся возвратить их себе при помощи благосклонности к себе отца и даже прямым насилием над кротким братом, и таким образом он из-за удовлетворения своего голода продал свое первородство за «красную» чечевицу, отчего и «дано ему прозвание: Эдом» (красный). Между тем, в стране наступил один из тех голодных годов, которые и прежде вынуждали патриархов выселяться для пропитания в соседние, более плодородные страны. Исаак решил последовать примеру своего отца патриарха и хотел переселиться в Египет, но ему запрещено было, и он провел голодный год в пределах филистимского царя Авимелеха, где с ним и с Ревеккой повторилась та же история, которая была и с Авраамом 42 . Именно, он выдавал Ревекку за свою сестру, но когда открылась правда, Авимелех (вероятно сын Авраамова современника того же имени) оказал ему особенное покровительство и почтение. Благодаря этому Исаак мог начать более оседлую жизнь и приступил к земледелию. «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей». Но филистимляне скоро стали завидовать его богатству, начали притеснять его, зарывали колодцы, вырытые Авраамом, и вообще заводили ссоры, вынудившие, наконец, Исаака выселиться отсюда в Вирсавию. Там в подкрепление ему явился Господь, подтвердивший ему Свое благословение и обетование, и Исаак устроил там жертвенник, и призвал имя Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Гордый своим могуществом и железными колесницами, Сисара, быть может, пренебрежительно отнесся к израильскому войску, во главе которого, притом, вместе с Вараком стояла женщина Девора. Но это должно было тем более придать значения молниеносному натиску Варака, который сразу же смешал ряды неприятелей и обратил их в беспорядочное бегство. Дорогу бегущим преграждал разлившийся Кисон, в произведенных им топях колесницы вязли и делались совершенно бесполезными, так что все войско подверглось полной гибели – как от воды, так и от меча торжествовавшего Израиля. Сам Сисара с жалкими остатками своего войска бежал на север, пытаясь скрыться в горных проходах. Молниеносный Варак настигал его и там, и он, не видя более спасения, хотел скрыться хоть в шатре одной кенеянки, Иаили. Но последняя, будучи потомком Иофора, тестя Моисеева, и сознавая свою духовную связь с народом израильским, не пощадила грозного угнетателя этого народа. Приняв его в своем шатре с видом дружелюбия, она собственноручно убила его, когда он заснул от утомления.Эта великая победа над жестоким и сильным угнетателем переполнила сердца победителей ликованием, и «в тот день воспели Девора и Варак такими словами: Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа! Слушайте цари, внимайте вельможи; я Господу, я пою, бряцаю Господу, Богу Израилеву». Затем в этой знаменитой песне Деворы подробно описывается бедственное состояние израильтян и славное избавление, и она заканчивается торжествующими словами: «Так да погибнут все враги Твои, Господи! любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!» – «И покоилась земля сорок лет». XXVI. Гедеон и Иеффай 134 Хотя чудесное избавление, совершенное Деворой и Вараком от иноплеменного ига, водворило в земле обетованной мир и благоденствие на целые сорок лет, но самое состояние народа в религиозном и гражданском отношении было таково, что и в будущем могли угрожать подобные же бедствия. Живя среди идолопоклонников, народ израильский при виде сладострастных форм их идолослужения сам увлекался ими, нравственные силы его ослабевали, внутри усиливалось разъединение между коленами, приведшее, наконец, к тому, что каждое колено начало считать себя как бы отдельным, совершенно самостоятельным государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Грех есть Беззаконие, есть извращение Закона, то есть того Порядка, который дан твари Господом, того внутреннего Строя всего творения, которым живо оно, того Устроения недр твари, которое даровано ей Богом, той Премудрости, в которой - смысл мира. Вне Закона, Грех - ничто, имеет лишь мнимое существование " (121:170). " В Библии часто, почти на каждой странице, говорится о той реальности, которую мы обычно называем грехом. Ветхозаветные выражения, относящиеся к этой реальности, многочисленны; они обыкновенно заимствованы из человеческих взаимоотношений: упущение, беззаконие, мятеж, несправедливость и так далее; иудаизм добавляет к этому " долг " (в смысле задолженности), и это выражение применяется и в Новом Завете; в еще более общем порядке грешник бывает представлен как тот, " кто делает злое пред очами Божиими " ; " праведному " (саддик) обычно противопоставляется " злой " (раша " ). Но истинная природа греха с его лукавством и во всей его широте выявляется прежде всего через библейскую историю; из нее мы узнаем также, что это откровение о человеке есть в то же время откровение о Боге, о Его любви, которой грех противится, и о Его милосердии, которое проявляется вследствие греха; ибо история спасения - не что иное, как история безустанно повторяемых Богом Творцом попыток оторвать человека от его привязанности к греху " (115. См. термин " грех " ). 36. " Законом познается грех " (Рим.3:20); " где нет закона, нет и преступления " (Рим.4:15); " Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона " (Рим.5:13. См. также приложение 2); " страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших " (Рим.7:7); " без закона грех мертв " (Рим.7:8); " сила греха - закон " (1Кор.15:56). О связи греха и закона также говорится в Иак.2:9: " грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками " . 37. Именно поэтому мы и просим Бога простить прегрешения наши, совершенные, в том числе, бессознательно, невольно и неведомо для нас: " прости нам прегрешения наши, совершенные нами сознательно или бессознательно " (Молитвы утренние. Молитва 5-я св. Василия Великого); " прости вольные мои грехи и невольные, ведомые и неведомые " (Молитвы вечерние. Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу); " Боже, отпусти, оставь, прости мне согрешения мои, которыми я согрешил перед Тобою вольно или невольно " (Последование ко Святому Причащению. Молитва св. Иоанна Златоустого, 7-я). Приведем также слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): " Господи! Прости нас, мы даже не сознавали, что навлекли на себя этим (человеконадеянием - П.В.) Твое проклятие! " (16:26). Заметим, что в Иер.17:5 про человеконадеяние сказано: " Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою " (16:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Давид, выслушав дело, воспылал гневом и сказал: «Как Бог свят, человек, сделавший это, повинен смерти!» Тогда Нафан сказал Давиду: «Этот человек – ты!», и потом продолжал: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я тебя помазал в цари над Израилем; Я тебя избавил от руки Саула. Зачем ты пренебрег словом Господним и сотворил лукавое перед очами Моими? Ты убил Урию мечом аммонитян, а жену его взял себе в жены». Давид почувствовал свое преступление, его совесть пробудилась, и он с раскаянием сердечным исповедал грех свой перед пророком Божиим. «Согрешил я перед Господом!» – сказал он Нафану; пророк отвечал ему: «И Господь простил тебе согрешение твое, ты не умрешь. Но так как сим делом ты уничижил Господа перед врагами Его, то умрет сын твой, родившийся от Вирсавии!», и с этим словом удалился. Тяжел был удар для Давида как отца, лишиться сына, но еще тяжелее было ему думать, что это должно случиться в наказание за его необузданную страсть. Давид пал на землю и усердно молил Бога пощадить дитя его. В это-то время воспевал он со слезами и вздохами свой покаянный псалом, который и теперь еще каждому раскаивающемуся грешнику служит руководством к умилостивлению Бога: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое перед Тобою сотворих. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!» Но судьбы Божии непреложны: дитя скончалось. Тогда Давид встал, умыл лицо, помазал голову и вошел в храм Божий поклониться Господу. Приближенные Давида удивились такой перемене с ним. «Как! – говорили они. – Пока дитя твое было живо еще, ты плакал и постился; теперь же, когда оно умерло, ты стал весел и отложил пост свой!» Но Давид отвечал: «Я плакал и постился, пока думал, что могу еще умолить Господа. Но теперь, когда воля Божия совершилась и дитя умерло, мне уже не воротить его слезами. Я к нему отойду, но он ко мне более не возвратится». 41. История Авессалома

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Десять заповедей есть не что иное, как определенное и объективное изложение норм человеческой совести, данной Господом человеку при его создании. Эти отношения требовали от человека веры и послушания. Библейская история после Синайского законодательства свидетельствует о процессе воспитания целого народа в духе веры и послушания. Конкретным объектом веры был Мессия, Избавитель, Спаситель, а средством воспитания – закон [О вере и нрав., с. 113–116???]. В законе нет глав, специально посвященных вопросам воспитания детей. Встречаются лишь требования к отцам семейств научению своих детей закону и непрестанному памятованию о Боге. «Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали (так) в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею, – свидетельствует Священное Писание, – … и да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня в сердце твоем (и в душе твоей); и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» ( Втор. 6, 1, 6-7 ). «Только берегись и тщательно храни душу твою, – требует Божественное Откровение, – чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» ( Втор. 4, 9 ). Мы не можем на основании немногих свидетельств представить полное содержание воспитательного процесса в ветхозаветные времена. Приведенные слова достаточно точно говорят о том, что в программу ветхозаветного воспитания входили наставления детей в законе и знакомство их с историей жизни родного народа, с историей, которую можно назвать священной, так как это история отношений Израиля и Бога. Мы не находим подробной регламентации воспитательного дела, дела неизбежного для любой израильской семьи, но как замечает исследователь древнееврейского воспитания прошлого века Н.К. Маккавейский: «Процесс последнего в своем обычном течении, как будто, не озабочивает законодателя, не вынуждает его входить сюда с частными руководственными наставлениями.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010