Мазь оказалась абортивной. «Вот тебе и совет духовника”, – осмысливала Мария происшедшее, оставшись наедине. – Ну, что делать, будем наводить справки». «Древняя история» Онан и Фамарь Мария подошла к вопросу основательно, и начала со Священного Писания. Внимание ее естественным образом привлекла история Онана, сына патриарха Иуды, родоначальника одного из двенадцати колен Израиля. Первенец Иуды Ир умирает, не оставив потомства, и Онан вступает в брак со вдовой брата, чтобы согласно закону левирата «восстановить семя брату своему». Это означало, что старший сын Онана считался бы сыном умершего Ира и наследовал бы его имущество. Но у второго сына Иуды был, что называется, свой взгляд на этот вопрос: «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт. 38, 8–10). «Вот тебе и неабортивная контрацепция, – подумала Маша, – которая наказывается от Бога смертью». Тем не менее продолжение исследования привело ее к открытию неожиданного толкования этого библейского отрывка, толкования, как ни странно, получившего распространение в православной среде. К примеру, один кандидат технических наук в книге, посвященной теме православной семьи, уверял читателя, что Онан умерщвлен Богом не за само действие, а за дурную, так сказать, мотивацию, за нежелание продлить род умершему брату. А само прерывание супружеских отношений в целях предотвращения зачатия, мол, совершенно не преступно и допустимо. «Ничего себе, – поразилась Мария, – это уже, как говорит мой супруг, объяснение с пререподв ы подвертом”. С таким же успехом можно утверждать, что Каин был проклят не за убийство, а за то, что он позавидовал брату своему. Ну что ж, посмотрим, что говорят об этом святые отцы». Но, к разочарованию нашей изыскательницы, в святоотеческих писаниях это место почти не толковалось. Вероятно, однозначность оценки противоестественных действий Онана никем не оспаривалась. Впрочем, святитель Кирилл Александрийский прямо говорит об этом как о преступлении:

http://pravoslavie.ru/140900.html

Поистине велик и силен верою в непреложность божественного обетования о назначении избранного народа был человек, который один, среди всеобщего уныния и подавленности, осмелился выступить против жестоких угнетателей. И это было в такую мрачную пору нравственного падения, когда даже колено Иудино совершенно пало духом и готово было выдать израильского героя его смертельным врагам, делая ему оскорбительный укор. «Разве ты не знаешь, говорили ему раболепные и малодушные собратья, что филистимляне господствуют над нами? Что ты сделал нам, навлекая месть филистимлян?» Народ уже примирился с своим тяжелым положением и согласен был жить в рабстве у идолопоклонников, и за такой-то народ Самсон, не имея никакой поддержки от него, должен был вести отчаянную борьбу с врагами. Он и сам тяжко и часто падал нравственно, – но, несмотря на все эти падения, сохранял самую трогательную верность Иегове, которая еще более окрепла в нем под влиянием тяжких испытаний последующей жизни. Несмотря на кажущееся оставление его Богом отцов, когда он находился в плену у филистимлян и, ослепленный, осужден был на каторжную работу, вера его не ослабевала и там, и ее-то он неопровержимо доказал, когда потряс столбы здания, в котором веселились идолопоклонники, торжествовавшие победу своего бога Дагона над поборником Иеговы. И неудивительно, что память о нем свято сохранилась из века в век, и в этой памяти народ черпал новое мужество и новые жизненные силы. Но кроме личного величия, история Самсона имела глубоко поучительный характер и для всего народа. Весь смысл ее заключается в том, что он был назорей. Своею необычайною силою он обязан был своему назорейству, как посвящению Богу; но слабость его заключалась в преданности чувственным и плотским похотям, предаваясь которым, он нарушал свой обет. В обоих отношениях он был не только типом своего народа, но и зеркалом, в котором Израиль воочию мог видеть и себя, и свою историю. Израиль также был своего рода назорей, как народ, посвященный Богу, и пока он соблюдал свой завет с Богом, он был непреоборим в своей силе, но когда он нарушал этот завет, предавался чувственности и грязному идолопоклонству, этому духовному прелюбодейству, то сила его ослабевала, он делался жалким рабом и повергался в бездну духовного и гражданского падения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Полного осуществления своих коварных замыслов Птоломею не удалось достигнуть, несмотря на удачу первого шага и предусмотрительное принятие всех других предварительных мер. Иоанн, главный соперник его, благополучно избежал несчастной участи отца и братьев и, заняв престол и первосвященство отца, продолжил славную историю Маккавейской династии. Повествованием о гибели Симона Маккавея (143–135 г. до Р. Х.) с его семейством от руки Птоломея и избежании подобной же участи Иоанном, обрывается кодекс священных Ветхозаветных книг в их хронологическом порядке, оставляя читателя в совершенном неведении почти 1 1/2 векового периода до новозаветных событий. К счастью, здесь приходит на помощь известный историк Иосиф Флавий, а потом мало-помалу и другие классики, которые более или менее обстоятельно, смотря по умелости употребления, поведают нам и то, что знать так важно и интересно за пределами книг библейских. 1Мак.16:22–24 Услышав об этом, Иоанн весьма смутился и, схватив мужей, пришедших погубить его, убил их, ибо узнал, что они искали погубить его.Прочие же дела Иоанна и войны его и мужественные подвиги его, славно совершенные, и сооружение стен, им воздвигнутых, и другие деяния его, вот, они описаны в книге дней первосвященства его, с того времени, как сделался он первосвященником после отца своего. История Иоанна, известного под именем Гиркана (Hyrkanus), только, так сказать, озаглавлена писателем, и тотчас же заменяется простою отсылкою к другим специальным источникам («книга дней первосвященства его»). К сожалению, эта драгоценная книга не только не сохранилась до нашего времени, но трудно сказать и то, использована ли она главным описателем истории Иоанна в настоящем ее виде – Иосифом Флавием. Интересующиеся этой в высшей степени поучительной историей и вообще вопросом, что происходило за 1 1/2 века до Христа Спасителя в Иудее, лучше всего удовлетворять свое похвальное любопытство, прочитав специальный отдел об этом (277–355 с.) под заглавием: «От Библии до Евангелия» в недавно вышедшем ученом труде: «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия», иеромонаха Иосифа (Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г., ц. 2 р. 50 к.). – Особенного внимания и интереса каждого просвещенного и верующего христианина требует история известного Ирода, убийцы вифлеемских младенцев, изобилующая захватывающими душу событиями и картинами (с. 323–355 в том же труде).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому до тех пор, пока человечество будет нуждаться в положительном государственном законодательстве, – следовательно, в государственной организации, – национальное сознание и национальное самоутверждение будет важным и неизбежным фактором в истории. Поэтому, христианская политика должна, во всяком случае, относиться к нему, как к факту, которого не следует отрицать, но на основе которого надо строить. 4 Великие народы древнего Востока, – халдеи, народы Ассиро-Вавилонии, мидяне, персы, знаменитые в истории своими громадными движениями, – представляются нам лишенными национального единства; они грандиозны не духом, который их объединял и покорял им окрестные племена, они поражают нас главными образом, как какие-то стихийные, случайные для нашего понимания сгущения людей, стихийно неожиданно затоплявшие все вокруг себя. Единственным человеческим началом, двигавшим этими силами, была, по-видимому, стихийная же, не знающая границ божественная воля «великого царя», пред величием которой все народы, племена и языки трепетали и страшились ее; кого хотел, великий царь убивал, и кого хотел – оставлял в живых, кого хотел – возвышали, и кого хотел, унижал ( Дан.5:19 ). Национальное единство предполагает собою уже нечто —201— высшее, это есть уже идея, одушевляющая собрание людей. Естественно, что в те времена, явившись у народа, не оторвавшегося от «лона природы», живущего живыми ощущениями действительности, такая идея была религиозною. Библейская история есть история встречи такой идеи с бунтующейся стихией древнего восточного человечества, история многовековой, иногда беспощадной, борьбы этой стихий с национально-религиозными чаяниями Израиля. Великие мужи Израиля, – сила его, – несли из глубины времен сознание какого-то высшего духовного содержания в недрах своего народа, своей национальной души. Откровение, посетившее древнего Аврама – Еврея, жившего у дубравы Мамре, – откровение о его великом призвании, никогда с тех пор не покидало его потомства, даруя ему силу не падать под тягостными ударами, и своей исторической судьбы, являясь для них «путеводным облаком при зное дня в пустыне, и светом огня во всю ночь» ( Пс.77:14 ). Израиль забывал великие трудности путешествия через «пустыню» царств звериных древнего востока, – увлеченный и влекомый идеей, которая ощущалась ему в душе его нации «Я всегда с тобою, говорил он «Сильному Иакова»: ты держишь меня за правую руку; ты руководишь меня советом твоим и потом примешь меня в славу… изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог – твердыня сердца моего и часть моя во век». ( Пс.72:23–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«При приходе Господа, Ангелы будут носить огромные куски земли по воздуху и закидывать провалы, образовавшиеся на поверхности Земли, выравнивая земную поверхность» . Очевидно это новое толкование Библейских слов: «… приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» , только там говорится о сердцах людей, а не о грунте. История болезни Прочитав все это можно сказать только одно: бедный ребенок! Увы, перед нами не история святости, а история болезни. И цитируются эти бредовые строки не для того, чтобы посмеяться над болезнью ребенка, а для того, что бы его болезнь не стала болезнью многих. Родителям же Славика, прежде публикации для широкой аудитории этих писаний, стоило для начала показать их если уж не местному архиерею, то хотя бы серьезному психиатру. А то народ у нас и так на голову больной, так еще ему и откровение новое: земля, дескать, не круглая и динозавры живы! Я уж не говорю о духовном вреде от подобной литературы. Мало кто всерьез знаком со Святоотеческим опытом, еще меньше тех, у кого по слову ап. Павла чувства «… навыком приучены к различению добра и зла» . Но очень много тех, для кого любое сверхъестественное явление: предсказание, видение, голос и т.д., являются убедительным доказательством Божьего действия. Однако это всегда было не так, тем более это не так в наше время. «Однажды… Славик подошел ко мне, и глядя на меня своим пронзительным взглядом, очень серьезно сказал: «А знаешь, мамочка, мне ведь и вправду очень много-много лет. Я очень древний!» — вполне возможно, что эти слова устами Славика говорил тот, кто обычно правду не говорит — и он действительно очень древний . Будем бдительны! Оставим без внимания все сверхъестественные явления, отбросим броские чудеса сомнительного происхождения, и кликушеские пророчества. Последуем словам Свт. Игнатия (Брянчанинова) — словам Церкви: «Глас Христов — Евангелие; будем вслушиваться в него и ему повиноваться».

http://azbyka.ru/fiction/ax-mama-mamenka...

Примерно такие же впечатления оставляют и другие картины этого мастера на библейские сюжеты. Например, истинный шедевр — «Возвращение блудного сына». В. Н. Лосский подводит итог этому отрывку Библии: «Авраам должен быть испытан в самом своем уповании для того, чтобы оно могло совершенно исполниться. Поведенная ему жертва — наследник обетования Исаак —  требует веры вне всякой логики, послушания безусловного. Во время восхождения на гору Мориа Авраам отвечает на вопрос Исаака: “Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой”. И когда в последний момент Бог действительно заменяет человеческую жертву овном, мы понимаем, что каждый раз, когда человек бывает послушлив, Бог приготовляет Божественного Агнца — Христа. Может ли Он не дать Собственного Своего Сына, когда человек отдает своего? Итак, история Ветхого Завета — это не только история прообразов спасения, но и история отказов и согласий человека. Спасение приближается или отдаляется в зависимости от того, готов или не готов человек его принять. Καιρος Христа, Его “время” зависит, таким образом, от человеческой воли. Весь смысл Ветхого Завета заключается в этих колебаниях, которые подчеркивают двойной аспект Провидения. Провидение не односторонне, Оно считается с ожиданием и зовом человека. Божественная педагогика подвергает человека проверке, испытывает его намерения» . Далее в Библии мы встречаем описание женитьбы Исаака на Ревекке, смерти Авраама и рождения у Исаака двух сыновей: Иакова и Исава. И здесь стоит остановиться. В 25й главе книги Бытие мы читаем: «21 И молился Исаак Господу о (Ревекке) жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. 23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. «“продай мне теперь же свое первородство”.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Разозлившись Далила пригрозила Самсону, что оставит его, если он не скажет правду и Самсон вынужден был признаться, что сила заключается в его волосах. — Как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твоё не со мною? Вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей: — Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. Далида, видя, что он открыл ей всё сердце своё, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им: — Идите теперь; он открыл мне всё сердце своё. Читайте также — Предательство Иуды: иконы и картины Тогда Далила напоила Самсона вином и позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос. Далила получила обещанную плату, а Самсона пленили, пытали, выколов ему глаза и бросили в темницу, где он вынужден был крутить жернова, которые мололи зерно. Однажды филистимляне собрались на праздник в честь языческого бога Дагона. Развеселившись они попросили привести незрячего силача, чтобы издеваться над ним. Но у Самсона к тому времени уже выросли волосы. Тихонько помолившись о том, чтобы к нему вернулась сила, Самсон, воскликнув «умри, душа моя, с филистимлянами» обрушил кровлю дома. Под завалами погиб он сам вместе с филистимлянами, пытавшими его. Предание о Самсоне и Далиле: толкование История о Самсоне и Далиле учит нас многому, и она не только о: Самсон начал противостоять филистимлянам не только, чтобы защитить израильтян, личные обиды двигали им и его физическая слепота стала символом духовного ослепления и потери ориентиров. Силу, которую Господь дал ему для защиты от врагов, Самсон использовал не по назначению. История Самсона и Далилы — это история вечной борьбы, которая идет между добром и злом за душу человека. Л. Джордано «Самсон и Далила» Исторические факты Известно, что филистимляне в те времена действительно совершали набеги на израильтян.

http://pravmir.ru/samson-i-dalila/

С этого момента печать Г. ложится на все человеческие деяния, а зарождающаяся история человечества будет протекать и завершится в эсхатологической перспективе под знаком Г. Появившийся Г. нарушает единство не только между Богом и человеком, но и между самими людьми. Разрыв происходит уже между Адамом и Евой (ср.: Быт 3. 12), распространяясь впосл. и на их детей. Убивая Авеля , Каин усугубляет этот разрыв (Быт 4. 8-9). История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) Царство насилия вступает в свои права (Быт 4. 23-24). Г. переступает рамки семейных отношений и распространяется во всем народе. В то время когда Бог заключает завет со Своим народом (Исх 31. 18), последний изменяет Ему и избирает для себя в качестве бога «золотого тельца» (Исх 32. 1-8). С этого времени измены Богу будут сопровождать Израиль на протяжении всей его истории, создавая устойчивое сравнение народа с неверной женой, отказывающей своему Супругу, т. е. Богу, в верности (Ос 2. 2-13). Идолопоклонство прямо называется в Библии «блудодействием» (Исх 34. 15 слл.). Бог ревниво ограждает от него Свой народ. Уподобляясь супругу, Он осуждает веру в иных богов и определяет этот Г. не только как заблуждение, но и как неверность Ему. Однако неверность Богу проявлялась в народе и при отсутствии идолослужения. Она выражалась в совершении многочисленных Г., перечисление к-рых часто встречается в книгах пророков. «...Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле,- сокрушался прор. Осия.- Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос 4. 1-2). Все это вызывает у Бога священный гнев; библейские авторы неоднократно отмечают, что Г. народа «раздражают» и «прогневляют» Бога (3 Цар 14. 22; 16. 2), вызывают у Него скорбь (Быт 6. 6). Когда Господь увидел, «что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», то, по выражению бытописателя, Он даже «раскаялся...

http://pravenc.ru/text/166453.html

Слова, которые апостолы говорят Спасителю в лодке, «истинно Ты Сын Божий», свидетельствует о том, что теперь у них совершенно другое настроение, нежели в начале истории. Тогда им было все понятно, они были уверены, что все знают про Мессию, и о том, что и как Он должен сделать и куда направиться. Сейчас они словно говорят Ему: «Господи, мы не понимаем Твоего замысла, все наши представления о Тебе каждый раз оказываются пустыми и неверными, и поэтому лучше мы будет просто доверять Тебе. Только Ты Сам знаешь, что Ты должен сделать и как. Истинно Ты Сын Божий». То есть перед нами не просто история о маловерии Петра. Это история противостояние человека (в лице Петра и апостолов) и Бога (в лице Христа). Замечательная, на наш взгляд, библейская параллель – это история Борьбы Иакова и Бога. Та же самоуверенность патриарха, который привык во всем рассчитывать на свои силы, та же борьба, молитвенные метания, перед лицом смерти от меча брата, попытки взять ситуацию под контроль своими силами, подчинить себе Промысел Божий (отсюда и просьба открыть имя), тот же отказ Бога («имя Мое чудно») и вразумление (повреждение бедра) и как результат смирение патриарха перед Творцом. Именно в этом ключе можно понимать и слова Христа, обращенные к Петру: «маловерный, зачем ты усомнился». Речь не только о том, что Петр усомнился в силе Христа, способной держать его на водах. А в том, что у него не хватает веры принять миссию Спасителя, который идет на крест. Вспомним слова Петра: «будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с тобою» (Мф. 16:22), и ответ Христа: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). Именно это маловерие и есть причина того, что апостолы предпринимают близорукие попытки втиснуть Промысел Творца в рамки своей земной логики, вместо того, чтобы смириться перед неведомым и с верой следовать за Спасителем. После того, как мы реконструировали логику повествования, можно переходить к актуализации. Пример актуализации: «Перед нами наглядный пример того, как Господь действует в жизни каждого из нас.

http://bogoslov.ru/article/6168277

Теперь девятое – 21-й псалом на пересказ. Двадцать первый: «Элои, Элои, Лама савахвани! Еже есть сказаемо: Боже Мой! Боже Мой! Почто Мя оставилъ еси?» ( Мк. 15:34 ). Так этими словами начинается 21-й псалом. Вот я вам говорил: 21-й и 53-й – это апогей пророческого прозрения. Теперь надо записать – место Рождества Христова. Кто это говорит? И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных (см. Мф 2:6 ) Открывайте пророка Михея. И находите 5-ю главу, 2-й стих: «И ты, Вифлеем-Ефрáфа [Вифлеем, Ефрáфа – это одно и то же: «Домъ хлба», Бет-лехем], мал ли ты между тысячами Иудиными? [конечно, мал] из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных», – ну явно, что речь идёт о Христе: от дней вечных. И последнее давайте посмотрим. Да-да, пусть будет. Захария, 9-я глава, 9-й стих. Это торжественный вход Господень в Иерусалим. Лазарева Суббота: «Ликуй от радости, дщерь Сиона! Торжествуй, дщерь Иерусалима! Се, Царь твой грядет к тебе кроткий, спасающий, праведный, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Вот это пророчество исполнилось во время торжественного входа Господа в Иерусалим. Вот, это – так. Теперь чисто текст такой, давайте: «История История На пересказ две первых главы: Бытия 1–2. На пересказ. История Что? – Да мы не успеем, Игорь Цезаревич! – Да слушайте, вы приготовите всё! А Новый Завет, Новый Завет – притча на выбор. Всё! Весь Новый Завет – притча на выбор! – С объяснениями? – Ну, как-нибудь. А вы скажете мне: я приготовила притчу о мытаре и фарисее. А я спрошу: а вот какой ключик к этой притче? Где он находится? А вы мне скажете: ключ в данном случае – в притче – находится перед ней. И там текст: Сказал также притчу о тех, которые почитали себя праведными и уничижали других (см. Лк. 18:9 ). А других унижали! Как это можно почитать себя праведным, унижая других? Как это? Вот, где извращения-то! Вот, два человека вошли в храм помолиться. И не говорите, что один вышел оправданный, а другой осуждённый. Неверно это. Фарисей вышел менее оправданным, чем мытарь. Его сгубило !

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010