Аман вышел с пиршества крайне веселым, и, польщенный таким вниманием царицы, подумал, что Есфирь решила не ставить ему никаких препятствий в исполнении его мщения иудеям. Но его веселое расположение было испорчено отчасти тем, что, при самом выходе из дворца, он встретил ненавистного ему Мардохея, который опять не оказал ему ни малейшего уважения, не поклонился ему, не встал и даже не тронулся с места пред ним. Это крайне взбесило Амана, но он скрепился на этот раз и, придя домой, рассказывал, каким почетом он пользуется при дворце и как царица почтила его приглашением к себе на пир, единственно только его одного вместе с царем. «И на завтра я зван к ней с царем», – добавил он. «Но всего этого не довольно для меня, – с горечью добавил он: – доколе я вижу Мардохея, иудеянина, сидящим у ворот царских». Жена Амана, Зареша, и все друзья его немедленно же заметили ему, что ведь ему весьма легко отделаться от Мардохея: стоить только воздвигнуть виселицу и на ней повесить Мардохея, и тогда ничто уже не будет омрачать его веселья на пирах у царя и царицы. Это предложение чрезвычайно понравилось Аману, и он немедленно же приказал воздвигнуть виселицу. Между тем царь, чтобы разогнать скуку бессонной ночи, приказал читать себе царские летописи. Ему почему-то на память пришла история о сделанном на него покушении со стороны двух евнухов. Чтобы яснее воспроизвести в своей памяти подробности этого события, он велел именно прочитать о нем, и когда прослушал запись, то спросил: чем же награжден был Мардохей, спасший ему жизнь? Оказалось, что ничем. На следующее утро он решил восполнить это упущение и достойным образом наградить лицо, которому он обязан был жизнью. Когда к нему вошел его любимец Аман, то царь обратился к нему с вопросом: «что сделать тому человеку, которого царь хочет отличить почестью?» Аман, вполне убежденный, что царь имеет в виду не кого другого, как его именно, отвечал, что такого человека следует почтить царским венцом и царским одеянием, посадить на коня и заставить одного из первых князей царства водить его по городу, с провозглашением о царской милости, приговаривая: «так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью» ( Есф. 6:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

– антифонный. Попеременное пение на два лика, две группы певцов. Этот способ пения своими корнями восходит к древнейшим библейским временам, к упоминаемой ранее книге пророка Исаии где говорится о пении серафимов «и взывали они друг ко другу и говорили «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» ( Ис.6:3 ). О том, что речь идет именно об антифоном пении («и взывали друг ко другу») также подтверждает и профессор Московской духовной академии начала XX века А. Голубцов (6, 241). О прообразе антифонного пения упоминается и при строительстве Иерусалимского храма: «Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов сыновей Асафовых с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида Царя израилева. И начали они попеременно петь «хвалите» и «славьте Господа» «ибо – благ, ибо вовек милость Его к Израилю» ( 1Езд.3:10–11 ). Попеременное пение двумя хорами практиковалась и в греческом театре (6, 240). Привнесение антифонного пения в богослужение христианской церкви история приписывает разным авторитетным именам. Наиболее часто упоминается имя св. Игнатия Богоносца , который ввел этот способ пения в Антиохийской церкви и откуда он стал широко распространяться далеко за ее пределы – симфонный (согласный). Этот способ пения особенно характерен для первых христиан, так как в нем принимали участие все присутствующии на богослужении и сам образ подобного пения наглядно свидетельствовал о духовном единстве всех молящихся. Свт. Иоанн Златоуст так писал о согласном пении в первых христианских собраниях: «Мужчины и женщины, старцы и юноши отличаются только полом и возрастом, но не пением, потому что дух, управляя голосом каждого из всех создает одну общую мелодию» (6, 242–243). Итак, в первые века Христианства богослужебное пение пока еще не представляло собой целостной канонической системы. определяемой церковным уставом, здесь наблюдаются только зачатки этой системы, первый опыт философско-эстетического осмысления новозаветного пения. Постоянные ожесточенные гонения на христиан, их внезаконное «катакомбное» положение не давали возможности наиболее полного раскрытия потенциала христианского пения как пения ангелоподобного, новозаветного. 3. Византийское пение IV–IX веков и его канонические основы

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1 Цар 7,10-11 мы читаем: «Господь возгремел в тот день сильным громом над филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем. И выступили израильтяне из Массифы и преследовали филистимлян и поражали их до места под Вефхором». Толковники расходятся в объяснении этих строк. Большинство полагает, что в момент битвы разразилась гроза, которая привела филистимлян в замешательство (см. А. П. Лопухин. Библейская история, т. 2, с.45). Но для боговдохновенного автора важно было прежде всего подчеркнуть, что победа была дарована свыше. Самуилу удалось закрепить результаты победы. Часть городов, захваченных филистимлянами, были возвращены Израилю. Ханаанское население действовало заодно с израильтянами. Но, как пишет прот. А. Князев, «главное значение Самуила в том, что он явился последним собирателем воедино Израильского народа. Он даже указал на его политический путь: он оставил своих сыновей начальниками в Вефиле и в Вирсавии; появилась некая светская власть, а рядом с ней — пророческое служение в лице Самуила, который как бы контролировал светскую власть». Не случайно бл. Августин считал, что эпоха пророков началась «с тех пор, как начал пророчествовать святой Самуил» (О Граде Божием, 17,1). 5. Основание монархии. Саул (8,1 — 13,7). В Св. Писании ясно прослеживается двойственное отношение к монархической власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами); но с другой — идеалом остается свободный союз колен, построенный на теократии, то есть на подчинении всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое в Библии господствует. История воцарения Саула, как она описана в Св. Писании, отражает обе концепции. Два предания о начале монархии соединены в одно целое. Древнейший рассказ (9,1-10,16; 11) изображает события следующим образом: некий израильтянин знатного рода по имени Саул, «молодой и красивый», отправляется на поиски пропавших ослиц. За помощью он обращается к «человеку Божиему», «прозорливцу» Самуилу. Бог же повелевает пророку помазать Саула, которого пророк ранее не знал, священным елеем в знак того, что он призывается быть «правителем» наследия Господня (см. ниже примечание). После этого неожиданного помазания Саул встречает Сынов Пророческих, и Дух Господень сходит на него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

В Библии мы видим, как пять Заветов сменяют друг друга. Первый завет был с Адамом. Затем был завет с Ноем (его знаком стала радуга). Следующий завет - с Авраамом. Наконец, собственно " Ветхий Завет " - завет синайский с Моисеем и Израилем. И пятый, " новый " завет, радикально изменивший отношения человека и Бога, исполнившийся во Христе и предсказанный уже ветхозаветными пророками: " Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской... Но вот завет, который Я заключу: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его " (Иер. 31, 31-33). И каждый из этих Заветов - это " отсечение " , выбор. Слово завет, по-древнееврейски “берит”, происходит от глагола “бара” - резать, и в то же время, возможно, связан с глаголом “бери” - брать, избирать (в русском языке он сохранился почти без изменения). Уже первый Завет с Адамом есть выделение: не с ангелами заключает Бог Завет, но с человеком. И для человека жизнь в Завете означает тоже некоторое отречение: ему предстоит держаться света Божией воли: " и отделил Бог свет от тьмы " ... Вся последующая Священная история - это история исключения и различения. В зените библейской истории, в Новом Завете (который представляет собой проповедь единства во Христе, не просто формального единства ради единства), " апостол любви " , Иоанн призывает людей: " Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире " (1 Ин. 4,1). Но и на заре Священной Истории мы видим, что первый грех людей состоял в отказе от различения: Ева отнеслась к святыне древа познания как ко " всякому древу " . Второй грех, описываемый в Библии, или первый грех за пределами Эдема, - убийство старшим братом младшего. За что Каин убил Авеля? За то, что Бог не принял дары Каина (Быт. 4,5). Но почему в глазах Бога дары братьев оказались различны? Почему жертва Авеля, второго сына Адама и Евы была принята Богом, а жертва Каина, первенца, отвергнута?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В благословении Иакова Ефрему предсказана была великая будущность, которая, отчасти, находила осуществление в том, что из его колена вышел такой великий вождь, как Иисус Навин, и вообще оно до воцарения дома Давидова было центром и давало тон всей религиозной и государственной жизни народа; и вот теперь оно должно было рабски служить представителям ненавистного ему колена Иудина. Эта мысль была естественным подготовлением к предстоящему ему назначению, и оно окончательно укрепилось в нем, когда оно подтверждено было ему силомским пророком Ахией, который, встретив его однажды в поле, разодрал пред ним свой плащ на двенадцать частей и, отдавая из них десять Иеровоаму, сказал, что так Господь раздерет царство Израильское и что при преемнике Соломона к нему отойдут десять колен израильских, а за домом Соломоновым останется только два колена, и то только «ради Давида, дабы оставался этот светильник Израилев пред лицем Божиим, и ради города Иерусалима, который Бог избрал Себе для пребывания там имени Его». Когда известие об этом дошло до Соломона, то он хотел насилием над Иеровоамом отвратить грозящий ему суд Божий; но Иеровоам бежал в Египет, был принят фараоном новой династии Сусакимом и там ожидал смерти Соломона, чтобы возвратиться на родину и приступить к осуществлению своего предназначения. Среди таких тревог и испытаний Соломон приближался к своей кончине. История не говорит, как повлияли на него все эти испытания и не пробудили ли они в нем искреннего сокрушения и покаяния. Но оставленные им книги и особенно книга «Екклесиаст» дополняют историю его жизни. В этой последней книге делается полный обзор всего опыта его жизни. Тут мы видим человека, который испытал все удовольствия жизни и до дна испил чашу земных радостей, и все-таки остался неудовлетворенным, и, в конце концов, должен был с грустью воскликнуть: «суета сует, все суета, и томление духа!» Из своего великого опыта жизни он пришел к убеждению, что истинная жизнь состоит в послушании Богу и исполнении Его святых заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В том, что погребением израильтянами каменных ножей прообразовалась великая тайна будущего спасения, с Оригеном согласен и бл. Августин: «Каменные ножи были погребены,.. чтобы показать этим глубокую тайну, которая должна была бы принести блага их потомкам» 461 . И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (24:31). Книга Судей (2:7–13) более подробно и более рельефно изображает контраст между двумя поколениями – поколением Иисуса Навина и следующим поколением. Уже дети тех, кто завоевывал Ханаан «оставили Господа» и вместе с остатками автохтонного населения Палестины «стали служить Ваалу и Астартам» ( Суд. 2:13 ). Старейшины или старцы (,ynqz), упоминаемые здесь – это главы израильских колен и родов. Мишна говорит о том, что именно им умирающий вождь передал Закон: «Моисей получил Закон на Синае и передал его Иисусу, сыну Нуна; Иисус – старейшинам (,ynqz); старейшины – пророкам…» 462 . У Иисуса Навина не оказалось правопреемника – того, кто занял бы его место – место вождя всего Израиля. Книга Судей ярко изображает неприглядную картину того, каким стал Израиль после смерти своего великого предводителя, когда только необходимость вести общие военные действия против внешнего врага и оккупанта сдерживала все усиливавшиеся центробежные силы. В такой ситуации символом единства израильских колен был ковчег со скрижалями завета и, конечно, гробы праотцев, среди которых и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта и схоронили в Сихеме (24:32). Книга заканчивается упоминанием о смерти первосвященника Елеазара. Умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой (24:33). Библейская археология не может пока локализовать это место, могила Елеазара остается неизвестной. Книга Иисуса Навина описывает исполнение тех обетований Божиих, которые мы находим в книге Бытия, обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Израиль живет в земле праотцев, где погребены и их кости. Господь оказался верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками. Насколько будет верен завету с Господом Израиль – покажет дальнейшая история этого народа, история домостроительства нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Ввиду такого безграничного послушания воле Божией, Аврааму не только повторены были все прежние обетования, но и в первый раз подтверждены клятвой, что Бог «благословляя благословит его и умножая умножит семя его как звезды небесные и как песок на берегу моря, и благословятся в семени его все народы земли за то, что он послушался гласа Божия». И Авраам, еще более укрепленный в вере, возвратился в Вирсавию. После жертвоприношения Исаака Авраам еще жил много лет, но остальная жизнь его была мирным пользованием плодами своей веры и упования и не представляет выдающихся событий. Чрез несколько лет Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду, скончалась 37 , и это единственная женщина, лета которой обозначены в св. Писании. Исааку в это время было тридцать семь лет, и он жил со своим отцом в Хевроне. Авраам хотел с честью похоронить свою покойную жену, но во всей земле обетованной у него не было собственной земли «ни на стопу ноги». Вследствие этого он принужден был купить землю у хеттеян и, заплатив 400 сиклей серебра за поле с пещерой Махпела, неподалеку от дубравы Мамрийской, похоронил в той пещере долго оплакивавшуюся им Сарру.Через три года после смерти Сарры, Авраам решил восполнить убыль в своем семействе женитьбой Исаака 38 . Его искренним желанием было, чтобы сын его женился не на испорченной хананеянке, а на ком-нибудь из ближайшего родства. С этою целию он снарядил своего верного раба Елеазара, чтобы он отправился на его родину и там нашел жену для Исаака. Взяв с раба клятву, Авраам отпустил его, и история встречи невесты для Исаака и заключения брачного союза с ней представляет яркую картину нравов того патриархального века. Прибыв в указанную страну, именно в город Харран, раб Авраамов случайно встречает «девицу, прекрасную видом, деву, которую не познал муж». Он невольно обратил на нее внимание, попросил у нее воды напиться, и когда та оказалась настолько услужливой, что не только напоила его самого, но потрудилась начерпать воды и его верблюдам, то после этого он уже не мог упустить ее из вида: телесная красота и душевная доброта приковали его к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Во время вавилонского плева, они завладели значительной частью иудейской земли и были изгнаны окончательно только Иоанном Гирканом 136 , который покорил их за 130 лет до P. X. и принудил подчиниться обрезанию. Такая кровавая история еще более усилила родовую вражду между ними. «Ты ненавидишь меня, – говорит Иаков Исаву в Книге Юбилеев, – ты возненавидел меня и моих сыновей навсегда, и в тебе не может быть братской любви ко мне. Слушай мое слово, которое я скажу тебе; когда я буду в состоянии переменить кожу и щетину свиньи на шерсть, и когда рога вырастут у нее на голове, подобно рогам овцы, тогда только я буду иметь братскую любовь к тебе; и когда волки примирятся с ягнятами, так что не будут пожирать или расхищать их, и когда они обратят свои сердца друг к другу, чтобы делать добро друг другу, тогда только я буду в мире с тобой в сердце моем; и когда лев сделается другом вола и пойдет с ним в ярме и плуге, тогда только я заключу мир с тобой; и когда ворон сделается белым, тогда только я узнаю, что люблю тебя и буду сохранять мир с тобой. Ты должен быть искоренен, и твои сыновья также должны быть искоренены, и никогда не будешь ты иметь мира» 137 . Так именно один иудей говорит об Едоме, по-видимому, в самое время царствования Ирода, и конечно было вполне естественно, что он в заключение выражения этих чувств предсказывает в следующей главе, что сыны Иакова еще раз покорят ненавистное племя и приведут его в рабство себе 138 . А между тем представитель этого ненавистного и презираемого племени в течение более чем поколения был царем над Израилем! Его смерть были снятием национального позора, который невыразимо уязвлял сердце избранного народа. Повсюду воскресла надежда, что скончавшийся узурпатор окажется последним из своего ненавистного племени на престоле Давидовом. Но и этой надежде не суждено было осуществиться. Преемником Ирода сделался Архелай, который в их глазах оказался еще даже хуже своего отца Ирода, так как он был не только человек идумейской крови, но его мать принадлежала к одинаково ненавидимому племени самарян! Поэтому среди народа от крайнего чувства огорчения и национального стыда явилось даже желание скорее подчиниться Риму, чем иметь во главе себя сына Едома или Самарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Вот пока мы не осознаем этой своей вины, то какие бы рецепты ни давались пробные браки, учение о безопасном сексе, всякие другие клонирования – всё это приведёт к страшному растлению и тлену, который уже в детских душах закладывается. Давиду теперь открылся путь к власти, и пока что, на первых порах, открывайте 2-ю Царств. Вот это начало: 17-й стих : «И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнью» – дальше идёт эта плачевная элегия. История царствования находится во 2-й Царств полностью и в первых двух главах 3-й книги Царств – история царствования Давида. «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих!» (ст. 19). Краса – это сам Саул: не было красивей человека на всей Земле, как Саул; на целую голову он был выше, когда был в толпе народа. Стан мужественный, лик, глаза – ну всем Бог наделил человека. И поэтому Самуил не ошибся, когда увидел, кто из них – раб или этот – должен быть царём. Осанка его царская уже была: «Вот он, вот он, на него вылей рог с елеем». Но когда человек отступает от Бога, не спасает никакое помазание, никакие кресты, никакое причастие, никакие таинства – если человек отступает от Бога. Только одно глубокое искреннее покаяние может человека вернуть на прежние степени. «Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных» (ст. 20). Гефа, Аскалон, Азот – это филистимские города, царские города, и вот, когда по этим городам на копьях несли воины головы Саула и его детей – конечно, это было для них торжество. «Горы Гелвуйские! (да не сойдет) ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем» (ст. 21). И когда вы прочтёте всю эту элегию – а нужно сказать, что это было искренне. В то время как Ренан говорит, он разыграл фарс перед народом; внутри он торжествовал и злорадствовал, а на людях разыграл покаянную такую : дескать, мне искренне жаль. Да ничего ему не жаль, он рад, что его убили, он дорвался, наконец, до власти!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот этот раб едет на родину Ревекки и там находит Исааку жену. Этой женой будет Ревекка, и он утешится по смерти матери и отца своего, и будет с ней жить. А об Аврааме говорится, вот, что, прожив 175 лет (посмотрите 25-ю главу, 7-й стих), он умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью. Дальше идёт родословная Измаила, сына Авраама от Агари, поскольку он также имеет место и должен сказать своё слово в истории, но не входит в линию Завта. Вот родословие Измаила, 12-й стих. Как было сказано Аврааму, что от него родятся 12 князей, которые и будут родоначальниками 12-ти племён, так это и произойдёт. И дав описание их и где они разместятся, история уже не касается этого Измаила. А с 19-го стиха речь идёт об Исааке и рождении от него близнецов, Исава и Иакова. Исав, он же Едом, – Идумея будет государство, Едомитяне. Вот они вышли, близнецы, а как будто совершенно разные люди. В 27-й главе, посмотрите: «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! . вот, я состарился; не знаю дня смерти моей. Возьми теперь орудия твои » – вот патриарх: не знаю дня смерти моей. Значит, если угодно, Господь может открыть нам день смерти. И к Нему: скажи мне, Господи, кончину мою, – просил Давид об этом, – и число дней моих, кое есть ( Пс. 38:5 ). И Господь ему открыл, и он приготовился к смерти достойным образом. Вот, скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть. А вот знать так каждому день своей кончины – нам и не нужно. И вот он больше любил этого Исава и хочет ему передать, как первенцу, все права. А первенцу полагалась двойная часть из имущества, к нему переходили права судьи и начальника над всем родом. Вот Ревекка, узнав об этом, решила подстроить другое, чтобы благословение досталось не Исаву, а Иакову. Является ли обманом то, что она сделала? И да, и нет. Но вот посмотрите, что нужно нам сказать. Откройте снова 25-ю главу и посмотрите 19-й стих: «Вот родословие Исаака , Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку . И молился Исаак Господу о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010