В Севастополе прошел гродской крестный ход в день памяти святого князя Владимира Севастополь, 29 июля 2014 г.      В день памяти равноапостольного великого князя Владимира по центральным улицам Севастополя прошел традиционный общегородской крестный ход с ковчегом с частицей мощей святого. Молитвенное шествие, которое возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, началось от Владимирского собора-усыпальницы адмиралов. Его участниками стали духовенство Севастопольского округа, моряки-черноморцы, многочисленные миряне. Согласно установленному еще в 1866 году порядку крестный ход проходит под Андреевским флагом, сообщает сайт Севастопольскеого благочиния .      Завершился крестный ход у Свято-Владимирского собора в Херсонесе. Ковчег с частицей мощей равноапостольного князя Владимира был доставлен в верхний храм Свято-Владимирского собора для молитвенного поклонения верующим в ходе праздничного богослужения, которое возглавил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Об учреждении и возрождении крестного хода из Севастополя к Херсонесскому Владимирскому собору В 1857 году император Александр II «в воспоминание крещения просветителя Россиикнязя Владимира, а также в память о страшном испытании, постигшем многострадальный Севастополь», повелел «проводить ежегодно 15 июля (28 июля пон. ст.) крестный ход из Севастополя в Херсонесскую Свято-Владимирскую киновию, возведенную определением Святейшего Синода от 18 марта 1861 года в степень первоклассного монастыря».      В 1866 году благочинный Севастопольского округа протоиерей Александр Демьянович получил составленный епископом Таврическим и Симферопольским Алексием «Церемониал Высочайшеутвержденного крестного хода из Севастополя в Херсонесский Свято-Владимирский монастырь в 15 день июля для должного оному с Вашей стороны исполнения».      Порядок шествия «военных и гражданских чинов», разработанный при участии контр-адмирала Никонова, утвердил Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор. В документе говорится: «Процессия идет от Адмиралтейского собора мимо Екатерининской пристани по Большой Морской улице к Петропавловской церкви, где останавливается.

http://pravoslavie.ru/72589.html

Варлаам, епископ Минский и Туровский (Чернявский Василий) Родился 28 февраля 1819 года в селе Кобольчине Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье священника. 16 января 1836 года поступил послушником в Гиржавский Вознесенский монастырь Кишиневской епархии. В 1841 году с особого разрешения Святейшего Синода принят в духовное училище. 1 сентября 1845 года поступил в Кишиневскую духовную семинарию. 4 апреля 1848 года пострижен в монашество; 6 мая рукоположен во иеродиакона; 9 мая – во иеромонаха. Был экономом архиерейского дома. 15 июня 1851 года окончил курс семинарии и 14 ноября того же года назначен игуменом Фрумошского Успенского монастыря. 7 января 1858 года поступил в Петербургскую духовную академию. 23 сентября 1855 года окончил курс академии и 6 ноября того же года назначен учителем Екатеринославской духовной семинарии. 13 марта 1858 года присвоена степень магистра. С 23 марта 1859 года – инспектор Екатеринославской духовной семинарии. 11 сентября того же года переведен в Кишиневскую духовную семинарию. С 15 апреля 1860 года – настоятель Фрумошского Успенского монастыря. 6 декабря того же года возведен в сан архимандрита. 30 июля 1862 года назначен ректором Кишиневской духовной семинарии и 13 августа – настоятелем Курковского Рождество-Богородицкого монастыря. 14 февраля 1875 года хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии. С 9 сентября 1876 года – епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 26 июля 1880 года – епископ Минский и Туровский. Скончался 21 мая 1889 года. На всех ступенях своей службы преосвященный Варлаам оставлял о себе светлую память. Будучи Минским епископом, он пользовался искренним уважением как со стороны подчиненного ему духовенства, так и своей паствы. Наряду с церковной деятельностью преосвященный Варлаам занимался науками и особенно изучением противораскольнической литературы. Литература: Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов РПЦ с введения христианства до 1918 г. (отдел рукописей библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. – СПб., фонд 102. Ед. хр. 431). 435.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФОНСКИЙ Николай Петрович (1892, Киев - 9.05.1971, Нью-Йорк), регент. Сын священника. Окончил КДА, параллельно учился в Киевской консерватории. В звании поручика во время первой мировой войны служил в действующей армии, организовал хор 129-го Бессарабского полка, затем служил в Добровольческой Армии. После ее расформирования организовал церковный хор в рус. лагере в Вюнсдорфе (под Берлином). Хор был высоко оценен митр. Евлогием (Георгиевским) , управлявшим рус. приходами в Зап. Европе. А. работал в канцелярии митрополита, впосл. был псаломщиком и регентом рус. церкви в Висбадене. С 1925 г. А.- регент собора св. Александра Невского в Париже, где организовал Митрополичий хор, к-рый не только участвовал в богослужении (исполнялись целиком литургийные циклы П. И. Чайковского , А. Т. Гречанинова (друга А.), С. В. Рахманинова , А. А. Архангельского , К. Н. Шведова и др.), но и давал концерты рус. духовной и народной музыки. Хор участвовал в первом исполнении «Демественной литургии» Гречанинова в католич. ц. Богородицы Белых Покрывал в Париже (1926), занял 1-е место на конкурсе европ. хоров в Антверпене (1928). Вместе с Ф. И. Шаляпиным хор записал 2 грампластинки (1932) с церковными песнопениями Гречанинова (сугубая ектения) и Архангельского («Верую»), А. Л. Веделя («Покаяния отверзи ми двери») и М. П. Строкина («Ныне отпущаеши»), получившие премии на конкурсах в Париже (1934) и Нью-Йорке (1954). На 5 дисках были записаны 2 духовных концерта Д. С. Бортнянского , песнопения литургии - его же, Чайковского и В. С. Калинникова . Митрополичий хор гастролировал в США и Канаде (1936), Бельгии, Германии, Голландии и Скандинавских странах (1938). В 1947 г. А. переехал в США, передав управление Митрополичим хором П. В. Спасскому . 1 июня 1950 г. митр. Феофил (Пашковский) назначил А. регентом хора правосл. кафедрального Покровского собора в Нью-Йорке. Хор под упр. А. много концертировал и записал 4 долгоиграющие пластинки («Литургия» Архангельского, молебен и песнопения для всенощного бдения разных композиторов, «Литургия» Чайковского и др.). В 1956 г. А. участвовал в отпевании Гречанинова в Покровском соборе. В США А. были организованы Общество ревнителей хорового пения (1950), молодежный Русский национальный, детский и мужской («Капелла», назван в честь Придворной певческой капеллы ) хоры. С хором «Капелла» А. осуществил неск. грамзаписей (панихида, др. песнопения). По оценке специалистов, пение хоров под упр. А. отличалось «нарядностью», «пышностью», динамическими и тембровыми контрастами. На паперти Покровского собора, где А. служил до конца своих дней, установлена памятная доска в честь А.

http://pravenc.ru/text/77104.html

Согласно Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., вост. часть Молдовы (Бессарабия), в междуречье Прута и Днестра, вошла в состав Российской империи, и на ее территории 21 авг. 1813 г. была образована Кишинёвская епархия и Хотинская РПЦ. 9 апр. 1918 г. собравшийся в Кишинëве Совет края (Сфатул цэрий) принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии. В мае 1918 г. архиеп. Кишинëвский Анастасий (Грибановский) вынужденно оставил епархию. В апр. 1918 г. Кишинëвская епархия РПЦ была насильственно включена в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Предстоятель РПЦ Патриарх Тихон выступил с протестом против этого антиканонического решения, заявив, что закрепление созданного Румынской Православной Церковью положения заставит священноначалие РПЦ прервать братское и каноническое общение с Румынским Синодом и перенести настоящее дело на суд др. правосл. Церквей. 14 июня 1918 г. Свящ. Синод в Бухаресте назначил на Кишинëвскую кафедру еп. Хушского Никодима (Мунтяну) , впосл. Патриарха Румынской Православной Церкви. Еп. Никодим реорганизовал епархиальный центр, ввел румын. язык в богослужебную практику мн. приходских церквей. Во главе Кишинëвской ДС был поставлен архим. Виссарион (Пую) и назначены преподаватели из Румынии. Преподавание было переведено на румын. язык. В нек-рых мон-рях были сменены настоятели из русских и украинцев. Еп. Никодим управлял епархией до 31 дек. 1919 г. 1 янв. 1920 г. на кафедру был назначен еп. Ботошанский Гурий (Гросу) из местного духовенства, ревностный сторонник воссоединения Бессарабии и Румынии. 21 февр. 1920 г. он был выбран архиепископом Бессарабским, 28 апр. 1928 г. возведен в сан митрополита (кафедра в Кишинëве). 11 нояб. 1936 г. митр. Гурий отправлен на покой, проживал большей частью в Бухаресте († 14 нояб. 1943, похоронен в мон-ре Черника). Во время его предстоятельства 10 марта 1923 г. на территории Бессарабии были образованы Белгородско-Измаильская епархия , входившая в Б. м., и Хотинская (кафедра в г. Бельцы) Буковинской митрополии. В 1926 г. в Кишинëве основан богословский фак-т, находившийся в ведении Ясского ун-та, просуществовавший до 1941 г., в Измаиле и Единце - 8-классные духовные семинарии. В 1920-1925 гг. священники из Бессарабии принимали участие в разработке и принятии нового Организационного статута Румынской Православной Церкви. Продолжил свою деятельность Союз православных клириков Бессарабии, миссионерское кишинёвское братство «Рождество Христово» и др. объединения клириков и мирян. Издавались газ. «Миссионер», брошюры из сер. «Библиотека православного миссионера» и «Библиотека православного христианина». В 1929 г. в Кишинëве состоялся 2-й, а в 1933 г.- 4-й Миссионерский съезд Румынской Церкви.

http://pravenc.ru/text/Бессарабскую ...

Епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл: Конфликт вокруг епархий «Бессарабской митрополии» будет исчерпан только после отмены их регистрации правительством Молдавии 28 февраля 2008 г. 12:02 «Последние заявления Румынской Патриархии не дают Молдавской митрополии Русской Православной Церкви оснований для обольщения или самоуспокоения», — заявил 27 февраля 2008 года в интервью корреспонденту ИА Regnum епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл. Ранее пресс-служба Румынской Патриархии заявила о том, что создание трех епархий на территории Молдавии, Приднестровья и Украины на данный момент не является приоритетным направлением для Румынской Православной Церкви. «После заявления Румынской Ратриархии о том, что создание трех епархий в составе " Бессарабской митрополии " на данный момент не является приоритетным направлением для Румынской Православной Церкви, многие в Молдавской митрополии Русской Православной Церкви поспешили обрадоваться, решив, что румынские церковные и политические деятели, а также политики-унионисты в Кишиневе осознали пагубность решения Синода РумПЦ от 24 октября 2007 года, — продолжил епископ Маркел. — Однако впоследствии стало очевидно, что мы не имеем ни морального, ни конституционного права самоуспокаиваться. Даже если Румынская Патриархия и решила " повременить " с созданием этих епархий, само существование " Бессарабской митрополии " является фактором, который представляет собой " яблоко раздора " . Это фактор, разделяющий молдавское общество и разводящий его по разные стороны баррикад. Существование " Бессарабской митрополии " не способствует консолидации молдавского общества и молдавской государственности. Действия РумПЦ направлены на то, чтобы лишить нас и церковного единства». По его словам, нынешняя ситуация в контексте последних заявлений Румынской Патриархии действительно напоминает некоторое затишье. «Не хотелось бы думать, что это затишье перед бурей. Мы надеемся, что румынская сторона действительно осознала необходимость сделать шаг назад от решения Синода РумПЦ от 24 октября 2007 года, которое создает прецедент расшатывания мирового Православия», — сказал епископ Маркелл.

http://patriarchia.ru/db/text/371097.htm...

Синод Русской Православной Церкви выразил решительное несогласие с постановлением об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине» 13.03.2024 13:25:47 МОСКВА 12 марта 2024 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви собравшиеся имели суждение о решениях Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине» и непризнании действительности канонических прещений, наложенных на священнослужителей Православной Церкви Молдовы, принятых без отпускных грамот в «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата ( журнал 29 ). В коммюнике заседания Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года заявлено о «благословении, поощрении и поддержке инициатив румынских православных общин Украины по восстановлению общения с Матерью-Церковью — Румынским Патриархатом через их юридическую организацию в религиозной структуре под названием " Румынская Православная Церковь в Украине " », а также о том, что «все румынские православные клирики… из Республики Молдова, возвращающиеся в Бессарабскую митрополию, являются каноническими клириками… а любая дисциплинарная санкция, наложенная на них по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви, считается недействительной и несостоятельной согласно синодальному постановлению 8090 от 19 декабря 1992 года» об учреждении «Бессарабской митрополии». Подобные деяния Синода Румынской Православной Церкви ранее неоднократно получали справедливую каноническую оценку Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви: в принятом в связи с созданием «Бессарабской митрополии» постановлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 декабря 1992 года (журнал 105); позиция Предстоятеля и Священного Синода Русской Православной Церкви по данному вопросу была одобрена на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1994 году; на Архиерейском Соборе 2004 года, который с озабоченностью констатировал появление сведений «о попытках расширения деятельности " Бессарабской митрополии " и за пределы Молдовы, что может лишь усугубить уже существующую межцерковную напряженность»;

http://radonezh.ru/2024/03/13/sinod-russ...

Священный Синод Русской Православной Церкви обсудил учреждение «Румынской Православной Церкви в Украине» Мар 12, 2024 Комментарий , Новости , Событие Москва, 12 марта . Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о ключевых решениях, принятых Священным Синодом Русской Православной Церкви и связанных с неканоническими посягательствами со стороны Синода Румынского Патриархата. Заседание Священного Синода состоялось 12 марта в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В.Р. Легойда проинформировал, что на заседании члены Синода имели суждение о решениях Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине» и непризнании действительности канонических прещений, наложенных на священнослужителей Православной Церкви Молдовы, принятых без отпускных грамот в «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата. «По итогам обсуждения, Священный Синод с глубоким сожалением констатировал, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора», — сообщил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. «Члены Священного Синода выразили решительное несогласие с данными постановлениями, которые в случае их дальнейшей реализации неизбежно повлекут за собой тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Православных Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом», — добавил представитель Церкви. Также, по словам В.Р. Легойды, Священный Синод отметил, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики…, возвращающиеся в Бессарабскую митрополию», в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом, а священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты.

http://sinfo-mp.ru/svyashhennyj-sinod-ru...

Конфликт цивилизаций в Молдавской Церкви Герб Бессарабской губернии Мы уже привыкли к резкому росту религиозного фактора в мировой политике. Мы привыкли к жестким противостояниям последних лет: в частности, не утихает и грозит разгореться с новой силой церковный раскол на Украине. Однако на карте православной ойкумены разгорается новый межцерковный конфликт – на этот раз территории Молдовы. 24 октября 2007 года Синод Румынской Православной Церкви заявил о создании в составе Румынской Патриархии семи новых епископатов. Три из них решено возродить на канонической территории Русской Православной Церкви. Речь идет о создании в рамках так называемой «Бессарабской митрополии» трех новых епископатов: Бельцкого, Южной Бессарабии, а также «епископата Дубоссар и всего Приднестровья». Епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан назвал это решение «разбоем с большой дороги» и заявил в интервью агентству «Новый регион»: «Создание трех новых епископатов Румынской Церкви на территории Молдавии и Приднестровья является крестовым походом против Русской Православной Церкви и дестабилизирует внешнеполитическую обстановку во всей Европе». Таким образом, в очередной раз исключительно канонический спор, накладываясь на неразрешенный «замороженный конфликт», приобретает характер цивилизационного столкновения. На территории Молдовы столкнулись интересы Москвы и Бухареста, точнее – два геополитических проекта этих столиц. Этот скандал, как и церковный конфликт на Украине, возник не вчера и имеет свою давнюю историю. Православие сформировало молдавскую самобытность Современный герб республики Молдовы Сегодня во властной элите Молдовы, на всех парах стремящейся стать «интегральной частью европейской семьи народов», не особо принято вспоминать о том, что вся молдавская культура, система молдавских национальных ценностей, сам дух молдаван и их государственность в XIV веке сложились под воздействием Православия и Церкви как общественного института. Боле того, Православие стало той живой нитью, которая на протяжении долгих веков связывала молдаван с восточными славянами. Предки молдаван – волохи – восприняли христианство от славян, и церковнославянский язык изначально стал языком древней Молдавской Церкви.

http://pravoslavie.ru/5182.html

Что стоит за «Бессарабским» скандалом? (Юрий Максимов) 14.01.2013 23:55:16 Священник Георгий Максимов Не так давно синод Румынской Православной Церкви объявил о своём решении учредить в Молдавии и на Украине три новых епархии Бессарабской митрополии с резиденцией в Бельцах, Кантемире и Дубоссарах. Румынских археиреев не смутило, что в Русской Православной Церкви уже имеются епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, а также епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл, окормляющие города, в которых румыны решили поставить своих епископов. Точно так же не смутило их то, что на территории Молдавии, где они в 1992 г. открыли так называемую «Бессарабскую митрополию», уже существовали канонические епископы Русской Православной Церкви. Не смутило румынских архиереев и то, что епископ Пётр, поставленный ими главою «Бессарабской митрополии», был запрещён в служении Русской Православной Церковью. Наконец, их не смутило и то, что епископ Пётр в составе своей митрополии открыл «Московской благочиние» – хотя кто бы мог подумать, что так далеко простирается территория Бессарабии? Теперь же указанный румынско-молдавский архиерей делится планами по расширению юрисдикции «Бессарабской митрополии» на территорию Украины. Кажется, ещё немного, и «Бессарабская митрополия» поглотит весь мир. А в самом деле, если есть «Московское благочиние», то почему бы не появиться «Константинопольскому благочинию Бессарабской митрополии», «Александрийскому благочинию», «Иерусалимскому» и т.п.? Не обязательно быть специалистом по каноническому праву, чтобы заметить, что действия румынских архиереев, мягко говоря, неадекватны. Любой человек, прочитав хотя бы три приведённых ниже цитаты, сможет в этом убедиться: «Да не будет двух епископов во граде» (8 правило I Вселенского Собора). «Епископы да не простирают своей власти на Церкви, за пределами своей области, и да не смешивают Церквей» (2 правило II Вселенского Собора). «Если кто из клира… отлученный от общения церковного, отойдя, в ином городе принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и принявший и принятый» (12 апостольское правило).

http://radonezh.ru/analytics/chto-stoit-...

Румынская Церковь канонизировала «отца румынского церковного пения» и рассматривает возможность прославления подвижника XX века Бухарест, 8 ноября 2023 г. Святой протопсалт Макарий. Фото: Ziarullumina.ro      Под председательством Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила Священный Синод Румынской православной церкви на заседании 25-26 октября в Бухаресте причислил к лику святых преподобного протопсалта Макария (ок. 1770-1836) с установлением дня его памяти 31 августа, сообщает информационное агентство Basilica. Синодом были утверждены написанные тексты его жития, службы и акафиста, а также его икона. Святой Макарий особенно знаменит как «отец румынской церковной музыки». Синод также одобрил предложение Бессарабской митрополии начать процесс канонизации архимандрита, старца и исповедника веры Ираклия (Флоча; 1893-1964), служение которого проходило на территории Молдавии, прошедшего через ГУЛАГ. Биографические справки Святой Макарий, протопсалт Бухарестской митрополии, был самым известным учителем музыки своего времени и великим композитором церковной музыки. Он родился в селе Периеци (жудец Яломица) около 1770 года. С детства отличался любовью к Церкви и научился петь с раннего возраста. Со временем Макарий и его сестра Иустина решили принять монашество, и святой Макарий поступил в монастырь Кэлдэрушани. Услышав о его певческом таланте, митрополит Досифей привез его в Бухарест и отправил в колледж святого Саввы. Затем он рукоположил его во иеромонаха. В 1820 году, видя мастерство святого Макария как в «старой, так и в «новой» системе пения византийской традиции, его назначили директором церковной певческой школы, где он помогал готовить кандидатов в священный сан. Преподобный Макарий был смиренным и высокодуховным монахом, добрым служителем Церкви Христовой и выдающимся оратором. И пение, и проповеди иеромонаха Макария были вдохновлены Святым Духом, исполнялись и произносились со всем благочестием и праведностью. Позже преподобный Макарий начал переводить греческие песнопения на румынский язык, приспосабливая их к духу и стилю румынского народа. Он выпустил несколько книг, которые были напечатаны в Вене, а по возвращении оттуда в Румынию трудился над распространением практики новых песнопений повсюду, посещая города и деревни, храмы и монастыри. К 1829 году во всех городах Валахии уже были музыкальные школы, где пение было на языке народа и преподавание велось по методу святого Макария. Его книги также появились во всех семинариях и монастырях.

http://pravoslavie.ru/157211.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010