44 священника заявили о выходе из-под подчинения главе «Бессарабской митрополии» 23 июля 2008 г. 17:36 Группа из 44 священников «Бессарабской митрополии», ранее призвавших к отставке главы митрополии Петра Пэдурару , объявили о выходе из-под подчинения «митрополиту Петру» и желании перейти в прямое управление Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила . Об этом заявил журналистам 22 июля 2008 года представитель «Бессарабской митрополии» протоиерей Петр Бубуруз, передает корреспондент ИА Regnum. Данный шаг священники аргументировали тем, что Петр Пэдурару отказывается идти с ними на контакт. «Наш Батюшка, наш Отец не хочет с нами разговаривать. Он нас не признает, говорит «Уходите!». Мы остались сиротами. В этой ситуации мы заявляем, что мы выходим из-под подчинения митрополита Петра, но не Бессарабской митрополии, которую мы основали и за которую боремся», — подчеркнул Бубуруз. Положение дел в «Бессарабской митрополии» священники назвали «диктатурой», которую, по их словам, установили глава митрополии Петр Пэдурару и советник митрополии, лидер фракции Христианско-демократической народной партии (ХДНП) в парламенте Молдавии Влад Кубряков. Как сообщалось ранее, 44 священника «Бессарабской митрополии», неканонической структуры, учрежденной на территории Молдавии Румынской Православной Церковью , потребовали 9 июля 2008 года отставки «митрополита» Петра Пэдурару. На пресс-конференции в Кишиневе представитель этой структуры, «протопоп Кишиневский» Анатолий Гончар зачитал заявление священников «Бессарабской митрополии», в котором утверждается, что «митрополит» Петр Пэдурару способствует политизации деятельности митрополии и не готов к диалогу со священнослужителями. По словам Гончара, отставка Пэдурару послужила бы решению проблемы, тем более что «на протяжении многих лет он неоднократно заявлял о своей неспособности руководить и желании уйти в монастырь». В распространенном 17 июля 2008 года заявлении руководства «Бессарабской митрополии» выступление 44 священников было расценено как действие, инспирированное враждебными силами с целью возмущения внутренней ситуации в митрополии и сеянию раздора среди прихожан. Руководство митрополии призвало священников «вернуться на роль духовного наставника вверенного ему сообщества и способствовать продвижению взаимопонимания среди прихожан», а также заявило, что «просит прощения» у верующих за выступления священников.

http://patriarchia.ru/db/text/439555.htm...

Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата об аргументах представителей Румынской Православной Церкви, оправдывающих решение об учреждении епархий «Бессарабской митрополии» 25 марта 2008 г. 18:23 21 февраля 2008 года на официальном сайте Румынского Патриархата было опубликовано коммюнике, содержащее «разъяснения в связи с юридическим признанием Бессарабской митрополии и входящих в ее состав епархий» . В декабре 2007 года там же был размещен пресс-релиз Сектора внешних церковных связей Румынской Православной Церкви, в котором изложены доводы, оправдывающие решение Священного Синода Румынской Православной Церкви об учреждении новых епархий в составе так называемой «Бессарабской митрополии». В основном те же соображения были переданы румынской делегацией представителям Московского Патриархата на переговорах в Болгарии 22 ноября 2007 года. В связи с предпринятым Румынской Православной Церковью публичным изложением аргументов в поддержку ее недавних решений, Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена представить следующие разъяснения. При рассмотрении аргументации, изложенной в упомянутых документах, выявляется ряд ее несоответствий общепризнанной православной традиции. Так, в частности, утверждается, что поскольку «2 правило II Вселенского Собора, 8 правило III Вселенского Собора, 13 и 22 правила Поместного Антиохийского Собора регламентируют конкретные ситуации, появившиеся в лоне Церкви» , они не имеют универсального характера и потому не применимы к церковной ситуации в Молдавии. Однако история свидетельствует о том, что все канонические установления, когда-либо принятые Святой Церковью, имели конкретный повод для своего возникновения – будь то новоявленная ересь или различные проблемы межцерковных отношений. Тем не менее, в течение веков эти установления неизменно являются эталоном для урегулирования спорных церковных вопросов. Далее утверждается, что «еще в первом тысячелетии церковная практика и каноническая доктрина освятили порядок, согласно которому каждая из Церквей должна иметь епископов из своего народа, обязанных заниматься организацией церковной жизни (34 Апостольское правило)».

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

В «Бессарабской митрополии» заявляют о намерении распространить свое влияние на территорию Украины 4 ноября 2007 г. 13:29 Учреждение на территории Молдавии и Приднестровья трех епархий Румынской Церкви с резиденцией в Бельцах, Кантемире и Дубоссарах является временным решением. С таким заявлением выступил 1 ноября 2007 года представитель Румынской Патриархии на территории Молдавии Петр Пэдурару, управляющий «Бессарабской митрополией» (бывший епископ Бельцский, запрещенный в служении Русской Православной Церковью), передает ИА Regnum . «Когда сложится благоприятное время, епархии переместятся в соответствующие украинские города. Пока же они будут действовать на территории Республики Молдова», — подчеркнул представитель Румынской Патриархии. Решения синода Румынской Церкви затронут не только территорию Молдавии, но и регионы Украины, а именно Буковины и Одесской области, предупреждал ранее в комментарии «Интерфаксу» заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк . Таким образом, отметил владыка, речь идет «не только о претензии создать " великую Молдову " ». В интервью корреспонденту газеты «Коммерсант» епископ Марк выразил сожаление, что правление Патриарха Румынского Даниила началось с недружеского шага по отношению к Московскому Патриархату. «Румынская Церковь, принимая это решение, руководствовалась не канонами, а сделала это в угоду политической конъюнктуре», — убежден владыка Марк. «Новым крестовым походом против Русской Православной Церкви», грозящим «дестабилизацией внешнеполитической обстановки во всей Западной Европе», назвал решение румынского Синода епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан , слова которого цитирует газета «Коммерсант». «Заявляя о возрождении румынской миссии на канонической территории Русской Православной Церкви, Румынский Патриархат, по сути, пересматривает итоги Второй мировой войны, внося не только дополнительный фактор нестабильности в регион молдово-приднестровского конфликта, но и подрывая сложившийся баланс сил в Западной Европе, — заявил епископ Юстиниан. — Создание Дубоссарской епархии, подчиненной Румынскому Патриарху, — это не только вызов церкви и государству в Молдавии, но и предъявление территориальных претензий Украине, так как миссия, о которой упоминают члены синода, распространяла свою деятельность в том числе и на Одесскую область, а в самой Одессе с 1942 года находился ее центр».

http://patriarchia.ru/db/text/316765.htm...

В «Бессарабской митрополии» заявляют о намерении распространить свое влияние на территорию Украины Москва, 5 ноября 2007 г. Учреждение на территории Молдавии и Приднестровья трех епархий Румынской Церкви с резиденцией в Бельцах, Кантемире и Дубоссарах является временным решением. С таким заявлением выступил 1 ноября 2007 года представитель Румынской Патриархии на территории Молдавии Петр Пэдурару, управляющий «Бессарабской митрополией» (бывший епископ Бельцский, запрещенный в служении Русской Православной Церковью), передает Патриархия.ru. «Когда сложится благоприятное время, епархии переместятся в соответствующие украинские города. Пока же они будут действовать на территории Республики Молдова», — подчеркнул представитель Румынской Патриархии. Решения синода Румынской Церкви затронут не только территорию Молдавии, но и регионы Украины, а именно Буковины и Одесской области, предупреждал ранее в комментарии «Интерфаксу» заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк. Таким образом, отметил владыка, речь идет «не только о претензии создать " великую Молдову " ». В интервью корреспонденту газеты «Коммерсант» епископ Марк выразил сожаление, что правление Патриарха Румынского Даниила началось с недружеского шага по отношению к Московскому Патриархату. «Румынская Церковь, принимая это решение, руководствовалась не канонами, а сделала это в угоду политической конъюнктуре», — убежден владыка Марк. «Новым крестовым походом против Русской Православной Церкви», грозящим «дестабилизацией внешнеполитической обстановки во всей Западной Европе», назвал решение румынского Синода епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, слова которого цитирует газета «Коммерсант». «Заявляя о возрождении румынской миссии на канонической территории Русской Православной Церкви, Румынский Патриархат, по сути, пересматривает итоги Второй мировой войны, внося не только дополнительный фактор нестабильности в регион молдово-приднестровского конфликта, но и подрывая сложившийся баланс сил в Западной Европе, — заявил епископ Юстиниан. — Создание Дубоссарской епархии, подчиненной Румынскому Патриарху, — это не только вызов церкви и государству в Молдавии, но и предъявление территориальных претензий Украине, так как миссия, о которой упоминают члены синода, распространяла свою деятельность в том числе и на Одесскую область, а в самой Одессе с 1942 года находился ее центр».

http://pravoslavie.ru/24699.html

Обзор румынских СМИ по итогам переговоров с Московским Патриархатом по проблеме «Бессарабской митрополии» 27 ноября 2007 г. 19:00 На встречу 22 ноября делегаций Московского и Румынского Патриархатов в Троянском монастыре в Болгарии откликнулся ряд румынских печатных изданий. Тональность СМИ разнилась в диапазоне от нейтрально-сочувствующей до откровенно критической в адрес священноначалия Румынской Церкви — в зависимости от позиции, избранной той или иной газетой в отношении к Румынскому Патриархату и, не в последнюю очередь, к новому Патриарху Даниилу . Обзор материалов румынской прессы подготовлен порталом «Интерфакс-Религия». Ссылаясь на сообщение Румынского Патриархата, где говорится о достигнутом согласии продолжить диалог между Румынской и Русской Православными Церквами по проблеме трех епархий, воссозданных Румынской Церковью в Молдавии, газета «Адевэрул» в номере от 24 ноября уточняет: «Наше издание узнало также, что румынская сторона выдвинула шокирующее предложение — объединение обеих митрополий в единую церковную и автокефальную структуру». Далее приводятся слова пресс-секретаря Румынского Патриархата отца Константина Стойки о том, что «при решении существующих проблем должен преобладать дух канонов, а не их буква». По мнению «Адевэрул», хотя участниками встречи и было выражено пожелание провести ее в атмосфере «православного братства», нашлось место и для «некоторых провокаций». Так, в самом начале встречи делегация Румынского Патриархата, заявив, что ее не предупредили об участии третьей стороны, потребовала, чтобы переговоры покинул болгарский митрополит Гавриил Ловчанский. При этом отец Константин Стойка заверил, что «не было никакого скандала, просто Румынский Патриархат счел, что встреча носит двусторонний характер». От внимания издания не укрылось также, что ранее на сайте Русской Православной Церкви появилась информация о заявлении Митрополита Варшавского Саввы про то, что «открытие новых епархий удивляет и смущает ответственное православное сознание».

http://patriarchia.ru/db/text/329955.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЗЫЧЕСКУ [Музическу; молдав. Musicescu, Muzicescu; наст. фам. Музыченко] Гавриил Вакулович (20.03.1847, Измаил Бессарабской губ. (ныне Одесская обл., Украина) - 8.12.1903, Яссы Бессарабской губ. (ныне Румыния)), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель. С детства пел в церковном хоре в Измаиле. В возрасте 13 лет при содействии архим. Мелхиседека (Стефанеску ; впосл. епископ Нижнедунайский) направлен в столицу Молдавии г. Яссы; в 1864 г. окончил Хушскую ДС, в 1866 г. (за 2 года) - Ясскую консерваторию (теория, сольфеджио, гармония, пение, игра на альте), одновременно пел в хоре Национального театра и в митрополичьем хоре. С 1866 г. преподавал пение в ДС в Измаиле, организовал архиерейский хор. В это время начал писать церковную музыку гармонического характера на румын. тексты с использованием румын. церковных напевов. Первым его произведением стала обработка песнопений литургии (Бухарест, 1869). В предисловии к сб. М. «Песнопения Божественной литургии» (Op. 3), изданному в 1870 г. в бухарестской тип. Йоана Карту, еп. Мелхиседек писал, что цель публикации - «облегчить распространение гармонических песнопений по церквям Румынии» (Кишиневские ЕВ. 1907. 38. С. 1232). В 1871 г. М. был принят в Придворную певческую капеллу «на казенный счет» для усовершенствования в церковном пении, изучал теоретические предметы под рук. проф. И. К. Гунке; по окончании (1872) получил аттестат 1-го разряда, дававший право обучать певчих и сочинять музыку для церкви; также посещал лекции в С.-Петербургской консерватории, по ходатайству директора капеллы Н. И. Бахметева был допущен до публичных экзаменов, выдержав которые, получил свидетельство. К этому периоду относятся теоретические труды М. «Скромная работа о церковной музыке» (1871) и «Наблюдения над гласами» (о ладовой природе церковных мелодий) ( Брязул. 1979. С. 152). По возвращении в Яссы М. получил место преподавателя гармонии в консерватории. Составил учебники по элементарной теории и сольфеджио с использованием церковных напевов и народных песен, одобренные Мин-вом просвещения Румынии для всех уч-щ и др. учебных заведений. В сент. 1901 г. был назначен директором консерватории.

http://pravenc.ru/text/2564324.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Бухарест пошёл в атаку на Молдавскую Церковь. Чем на это следует ответить? 13.07.2023 538 Время на чтение 6 минут Источник: ПолитНавигатор Было бы наивно надеяться на то, что расправа над Православием на Украине не послужит вожделенным прецедентом для аналогичных действий в других странах православного мира. Предсказуемо первой на очереди оказалась соседняя с Украиной и крайне близкая ей во всех смыслах Молдова, где уже на протяжении 30 лет кровоточит незалеченная рана «Бессарабского» церковного раскола. В 1992 году группа священников Молдавской митрополии в составе Московского Патриархата объявила о переходе в Румынский Патриархат. Взбунтовавшиеся священники, несмотря на отсутствие отпускных грамот, были приняты в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, в рамках которой была создана так называемая «Бессарабская митрополия». Конфликт в течение десятилетий то разгорался, то затухал усилиями церковной дипломатии. Сегодня, в ситуации тотальной идейной войны коллективного Запада против России и Русского мира, радикальные круги Румынской Церкви сочли, что настало их время действовать. Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube, Facebook и Viber. Для подписки на уведомления в баузере нажмите здесь. 5 июля 2023 года начальник Государственного секретариата по культам при Правительстве Румынии Чиприан-Василе Олинич нанёс визит в резиденцию «Бессарабской митрополии» в Кишинёве, результатом чего стало пространное коммюнике, опубликованное на сайте организации. Молдавская митрополия в документе названа «оккупационной церковной структурой», обуянной «имперскими рефлексами», «боящейся потерять власть и влияние в обществе». Молдавская Церковь названа «неадекватной социальными процессам десоветизации», «неспособной вести конструктивный диалог в интересах Православия». Оспаривается сам исторический процесс создания Кишинёвско-Хотинской епархии, 210-летняя годовщина которой будет отмечаться в августе этого года. Указ российского Императора Александра I назван «узурпаторским светско-политическим актом, изданным с грубым нарушением церковного права». Осуждается то, что во главе епархии был поставлен митрополит Гавриил (Бэнулеско-Бодони) – «иерарх, подвергнутый запрету и анафеме Вселенским Константинопольским Патриархатом». Митрополит Гавриил, недавно прославленный в лике святых, является одним из наиболее почитаемых святых Молдавской Церкви, его именем названа одна из центральных улиц Кишинёва.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/13/buhare...

Закрыть itemscope itemtype="" > Румынский Патриархат идет на обострение отношений с Русской Православной Церковью Синод Румынской Церкви избрал двух епископов на вакантные кафедры Бессарабской митрополии 26.05.2018 1608 Время на чтение 3 минуты Как сообщает сайт Румынского Патриархата, состоявшийся 24 мая 2018 г. Синод избрал двух епископов на вакантные кафедры Бессарабской митрополии. Архимандрит Вениамин (Гореану) был избран епископом епархии Южной Бессарабии, а викарный епископ Кишиневской епархии Антоний (Телембич) назначен епископом Бельцким. На Синоде также обсуждался украинс кий вопрос. Как эти вопросы связаны между собой и чего следует ожидать от румын? Проблема состоит в том, что все эти кадровые назначения румынский Синод сделал в города, расположенные в Молдове, на канонической территории Русской Православной Церкви. Речь идет об относительно старом юрисдикционном споре между двумя Церквями. Как известно, Православная Церковь Молдовы имеет статус самоуправляемой в составе Московского Патриархата. Но с 1992 г. на территории Молдовы действует так называемая Бессарабская митрополия, учрежденная Румынской Церковью при полном игнорировании позиций РПЦ. При том, что еще в 1945 г. РумПЦ в лице Патриарха Никодима (Мунтяну) официально подтвердила легитимность восстановления над Кишинёвской епархией юрисдикции РПЦ. Складывается впечатление, что руководство Румынской Православной Церкви не особо дорожит хорошими отношениями с РПЦ. При том, что в последнее время поводов для оптимизма в развитии двусторонних отношений было несколько. Так, в октябре 2017 г. предстоятель РПЦ, Патриарх Кирилл, посетил Румынский Патриархат. А в декабре 2017 г. Патриарх Даниил принял участие в торжествах, приуроченных 100-летию восстановления патриаршества в Русской Церкви. Однако решения румынского Синода не способствуют нормализации отношений между двумя Церквями. Примечательно, что решение Синода последовало всего через 6 дней после того, как Румынскую Православную Церковь посетил глава ОВЦС Московского Патриархата митрополит Иларион, который обсудил с патриархом Даниилом «вопросы двустороннего взаимодействия».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/26/ru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия), расположен в с. Кэприана р-на Стрэшень Республики Молдова, в 40 км к северо-западу от Кишинёва. К. был основан в нач. XV в. при молдавском господаре Александру Добром и перестроен при господаре св. Стефане Великом (1457-1504). Первые монастырские здания были из дерева. В 1545 г. началось возведение большой каменной ц. Успения Пресв. Богородицы. После землетрясения 1820 г. монастырь был восстановлен. Основу монастырского ансамбля составляют 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. Последние 2 церкви были возведены в XIX - нач. ХХ в. В монастыре имеется также ряд др. построек. В 1689 г. буд. молдавский господарь Антиох Кантемир приписал обитель Зографскому монастырю на Св. Горе Афон. К. играл большую роль в церковной жизни Молдавии. Некоторое время здесь находилась резиденция молдавского митрополита, имелась также богатая монастырская б-ка. После присоединения Бессарабии к России в 1812 г. К. был самым крупным монастырем этого края, о чем митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони) писал обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну. По ходатайству митрополита К. м. был приписан к Кишинёвскому архиерейскому дому и в нем, как и в др. бессарабских монастырях, были введены начала общежития. В 1947 г. в монастырских строениях разместили санаторий, а в 1962 г. монастырь был официально закрыт. К. вновь стал действующим в 1989 г. За эти годы в нем были произведены значительные реставрационные работы. В монастыре похоронен митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони; 1821). Лит.: Арсений (Стадницкий), митр. А. Гавриил Банулеску-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812) и митр. Кишиневский (1813-1821). Киш., 1894; Popovschi N. Istoria bisericii din Basarabia in veacul al XIX - lea subt Rui. Chiinu, 1931; Manastiri basarabene. Chiinu, 1995; Tihonov L. Politica statului sovietic fa de cultele din R. S. S. Moldoveneasc (1944-1965). Chiinu, 2004; Пэнас М. История Правосл. Церкви Респ. Молдова. Киш., 2009; Содоль В. А. Правосл. мон-ри Молдавской ССР в 1944-1962 гг.: Взаимоотношения с гос-вом и хозяйственная деятельность: АКД. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

Действия Румынского Патриархата — часть большого плана по уничтожению молдавской государственности, считает Константин Затулин 6 декабря 2007 г. 10:06 «Очевидно, что Румынская Православная Церковь , во главе которой стоит Патриарх Даниил , сегодня энергично прокладывает дорогу для Румынии тем, что пытается претендовать на православных верующих в регионе, который традиционно являлся объектом соперничества России и Советского Союза с одной стороны, и Румынии — с другой», — заявил 4 декабря директор Института стран СНГ, член комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин, комментируя в интервью корреспонденту ИА Regnum ситуацию с учреждением новых епархий неканонической «Бессарабской митрополии», подчиняющейся Румынскому Патриархату, на канонической территории Русской Православной Церкви в Молдавии и Приднестровье. «Как известно, было принято решение, нарушающее все церковные каноны, о создании епархий РумПЦ в Молдавии, Приднестровье и Одесской области. Однако епископы туда пока не назначены, и это удерживает РПЦ от резких шагов. Ясно, что в этом продвижении РумПЦ на восток заинтересованы те силы в Молдавии, которые рассматривают нынешний независимый статус своего государства как временный. Это те самые политики, которые в свое время, после достижения независимости в результате распада СССР, выступили инициаторами конфликта с Приднестровьем. Это те самые политические силы, которые на протяжении уже долгого времени ведут борьбу за отмену всякого молдавского своеобразия в пользу признания необходимости объединения с Румынией. Очевидно, что эта тенденция в политической жизни Молдавии резко противоречит официальному курсу ее властей, в том числе, и президента Воронина«, — считает эксперт. «В контактах Воронина с Россией были разные периоды. То, что сейчас молдавско-российские отношения нормализуются, следствие того, что Воронин столкнулся с гораздо более серьезной опасностью — опасностью поглощения Молдавии изнутри прорумынскими политическими силами и демонтажа молдавской государственности в пользу Румынии.

http://patriarchia.ru/db/text/334022.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010