5. Единодушный призыв св. Отцов, ярче всего который выразил св. Иоанн Златоуст: « Вижу, что происходит большой беспорядок в этом деле. Ибо в иное время вы не причащаетесь, хотя бываете зачастую и чистыми, а когда приходит Пасха, даже если сделали какое-либо зло, дерзаете и причащаетесь. О дурной обычай! О злой предрассудок! Напрасно совершается ежедневно Литургия, напрасно мы стоим в алтаре – никто не подходит причаститься. Говорю это не для того, чтобы вы причащались просто так и как случится, но чтобы вы делали себя достойными. О человек! Ты недостоин Причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы Литургии. Ты слышишь диакона, который стоит и взывает: «Те, которые пребываете в покаянии, все просите Бога, дабы вас простил». Те, которые не причащаются, находятся все еще в чине кающихся. Итак, что ты стоишь? Если ты в чине кающихся, тогда ты не можешь причаститься, ведь тот, кто не причащается, среди кающихся находится. Для чего взывает диакон: «Изыдите те, которые не можете молиться Богу», а ты стоишь нагло? Если же ты не из кающихся, но из тех, кто имеет возможность причащаться, как же ты не заботишься, чтобы причаститься? Или ты не считаешь Причастие великим даром и пренебрегаешь им? Задумайся, прошу тебя! Здесь царская трапеза, ангелы служат на этой трапезе, Сам Царь здесь присутствует, а ты стоишь, как зевака. Одежды твоей души нечисты, и это тебя не трогает? Или они чисты? Тогда садись и ешь от нее. Христос на каждой Литургии приходит увидеть тех, которые сидят на трапезе, со всеми разговаривает и теперь говорит каждому в его совести: «Друзья, как вы стоите здесь, в Церкви, не имея брачной одежды?» Разве Он не спросил: «Почему ты сел за трапезу?» Но даже прежде, чем тот сел, говорит ему, что он недостоин даже войти сюда. Ведь Он сказал не «почему ты возлег?», а «как ты вошел?» (См. Мф.22:2-14 )… Когда ты услышишь: «Помолимся все сообща», когда ты увидишь, что открываются врата алтаря, тогда считай, что открывается небо и снисходят ангелы. И как не должен быть здесь ни один некрещеный, так не должен быть и ни один (хотя и крещеный, но) нечистый и скверный.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoya...

5. Итак, подражайте тому, что Он совершил; возлюбите то, что Он возлюбил, и, стяжая в себе благодать Божию, ответно возлюбите свою природу в Нем. Подобно тому, как Он в бедности не лишился богатств, униженностью не умалил славу, смертью не погубил вечность, так и вы той же поступью и таким же образом презирайте земное, дабы стяжать небесное. Ибо принятие креста есть умерщвление страстей, уничтожение пороков, преклонение тщеславия и отказ от всякого заблуждения. И, хотя не отмечают Пасху Господню ни распутный, ни любящий роскошь, ни гордый, ни корыстолюбивый, однако никто не отстоит от этого празднества дальше, чем еретики, и более всего те, кто имеет нечестивые помышления о воплощении Слова, принижая Божественное или отвергая плотское. Ибо Сын Божий есть истинный Бог, имеющий все свойства Отца, какие у Того есть, ни от какого начала не временный, ни в какой разновидности не переменчивый; неотделимый от Самого, неотличимый от Всемогущего, единородный и совечный превечному Родителю; подобает, чтобы верующий разум, исповедуя Отца и Сына и Святого Духа, в сущности единой Божественности ни единство не разделял бы на степени, ни Троицу не приводил в беспорядок обособленностью. Ведь невозможно познать Сына Божия в одной только природе Отца, если мы не познаем Его по свойствам нашим, как уклонившегося от собственных свойств. Ибо то истощание, которое было определено для человеческого восстановления, было выражением сострадания, а не лишением могущества. И так как в соответствии с превечным замыслом Бога: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало спастись» ( Деян.4:12 ), то сделал Он Свою сущность невидимую – видимой, вечную – временной, бесстрастную – подверженной страданию; но не так, что сила убавилась в немощи, но так, что немощь смогла превращаться в нетленную силу. 6. И потому, это торжество, называемое у евреев Phase, то есть исход, зовется нами Пасхой, что свидетельствует и говорит евангелист: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу...» ( Ин.13:1 ). Чьей же природы был этот грядущий переход, если не нашей, ибо ведь неразделен и Отец в Сыне, и Сын в Отце? Но так как Слово и плоть есть одно лицо, то не отделяется принятый от принимающего, и почесть возвышения приводит к возрастанию возвышающего, и апостол говорит то, что мы уже упоминали: «Посему и Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:9 ). В этом особенно раскрывается величие принятого человека; как неделимая Божественность пребывает в Его страданиях, так и Сам совечен в славе Божественности. Для соучастия в этом неизъяснимом даре Сам Господь приготовил блаженный переход для своих верных; когда было уже неотвратимо для Него страдание, Он молился не только о своих апостолах и учениках, но также и о Вселенской Церкви, говоря: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будет все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 . Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, т.е. мои беззакония с их последствиями – скорбями, бедствиями, мучениями, как бы потопили и покрыли меня; как воды, возвышаясь и окружая человека, потопляют его, т.е. я весь погружен в скорбях и мучениях; а тяжесть греховного бремени сделала согбенным, сокрушила меня. С Евр.: «Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне». 6 . Воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. С Евр.: «Смердят, гноятся струпы мои от безумия моего», т.е. от греха моего; ибо безумием иногда называется грех, который и на самом деле есть безумие. См. Пс. 13:1, 21:3 . Св. Афанасий видит здесь раны греховные; «ибо всякий грех, говорит он, гнусен и зловонен». 7 . Пострадах и слякохся до конца и пр. С Евр.: «Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу». Слякохся – согбен, т.е. согбен под тяжестию греха и страданий. 8 . Яко лядвия моя наполнишася поруганий и пр. С Евр.: «Ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей». Лядвия 247 – чресла. Некоторые толковники под поруганиями разумеют беспорядочные движения похоти плоти (Бл. Феод., Иерон., Ориг.); другие – болезни, над коими насмехались враги Давида. Если читать: душа моя исполнилась поруганий, то можно разуметь грехи Давида; ибо всякий грех унижает, бесчестит человека. 9 . Озлоблен – угнетен, поруган своими беззакониями и врагами, потому смирихся до зела, уничижен до крайности; рыках от воздыхания сердца моего, т.е. сетуя и воздыхая о содеянных мною грехах, сильно вопиял ко Господу, моля о прощении. Св. Афан: «от вожделения оного (о котором было выше, ст. 9) я пожал то, что поник к земле, и непрестанно сетовал от болезней сердца своего... Бичуя совесть, принудил сердце свое к частым воздыханиям». С Евр.: «Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего». 10 . Господи, пред Тобою все желание мое. Т.е. «Господи! я всегда буду подчинять мои желания Твоим повелениям» (Бл. Феод.). 11 . Сердце мое смятеся и проч. «Я – смущен, утратил крепость, лишен обычного света и среди дня пребываю как во тьме. А сим означает как чрезмерную боязнь, по причине которой и свет ему кажется не светом, так и оставление без Божественного попечения, которое (т.е. Божественное попечение) справедливо наименовано светом очей» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, свет очей «есть Дух Божий, воссиявший очам ума Давидова»; по Амвр., бл. Август. и Иерониму, духовный свет – свет истины. Потерял свет истины, и впал во мрак беззакония; или: того света Божия, который доселе просвещал меня, уже нет во мне, не озаряет меня». С Евр.: «Сердце мое трепещет, оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

62 Тремя этими терминами в веке Соломона определялось объективное содержание человеческого счастья. И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоём, и ты не просил богатства () , имения () и славы ( ), а просил себе мудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, премудрость и знание даётся тебе; а богатство () и имение () и славу () Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя, и не будет после тебя ( 2Пар. 1, 11. 12 ). Под богатством (слч. Еккл. 5, 9 ) разумелись деньги и драгоценности, как серебро, золото, камни и под.; под имением (слч. Еккл. 5, 10 ) все прочее, чем мог обладать человек из вещественного мира:  земля, дом, скот крупный и мелкий и под., под славой – уважение, почёт, высшие должности в обществе, богатое погребение и доброе имя по смерти (слч. Еккл. 6, 3. 8, 10. 7, 1 ) 63 Собств. для рта своего(7,7). Подобн. Выражение Притч. 16, 26 трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его рот его. 64 - illud quod est, – то, что есть… LXX: ει τι εγενετο, аще что бысть, если что произошло… тому уже наречено имя, тому уже назначено чем быть и к чему служить. Имя нарекается вещи, когда она является на свет. Свободные действия людей (напр., разные злоупотребления, беспорядки и проч.) не предоставляются Богом; но за то, как скоро они являются в обществе, в народе, Провидение назначается им служить средством для достижения нравственных целей, напр. Для вразумления людей, для наказания зла и проч. в значении определения см. Быт. 27, 36 . Втор. 28, 10 . Исаи. 40, 26. 43, 1. 45, 3. 4 . 65 переводят res разумея разные предметы, за которыми человек гонится ища себе блага; но в таком значении слово это (во множ. ч.) в нашей книге ни разу не встречается. LXX перевели и ст.: θςι ειου λογος πολλοι πληηδυνοντες ηαταιοιητα. κογος πολλο разные советы, предложения; consiha, sentemine proposatno. Сравн. Пар. 17, 6. 66 LXX перевели: η αυχοφντια ( ябеда, ложный донос, оговор ) περιφερει αοφογ και απολλυετ την χαροιαν ευτονιας; Вульгата Calumnia conturbat sapientem et perdet robur cordis ejns Оговор возмущает мудрого и погубит силу сердца его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

66. Осанна в вышних ( Мк. 11:10 ) – вверху спасение, а внизу – человеколюбие– спаси Ты, Который в вышних. 67. У пророка Исаии наблюдающий со сторожевой башни говорит: И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах ( Ис. 21:7 ). Всадник на осле изображает Христа, так как Он вошел в Иерусалим, восседая на осле; всадник на верблюде изображает антихриста грядущего в мир в последние дни по действию диавола. 68. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин. 5:43 ) – говорится в осуждение фарисеев, что они примут антихриста. 69. Антихрист возобладает только над погибающими, и заградятся уста тех, которые осуждены на погибель, ибо уверуют в того, который не заповедует ничего праведного, а одно только беззаконие. 70. Если кто хулит Божественный закон, то тем более человеческий, отсюда и беспорядки в нашей жизни. 71. Цель закона – сделать человека праведным, его же и исполнил Господь, ибо Он греха не сотворил, а нам дарует оправдание верой, ибо настало время заповедей высших. 72. Правда есть исполнение заповедей. 73. Заповедь о любви к ближнему имеет такое восхождение: 1) не начинать; 2) не воздавать за обиду, 3) оставаться спокойным, терпя обиду от другого; 4) предавать себя на злострадание; 5) отдавать более, нежели сколько хочет взять (и срачицу); 6) не питать ненависти: 7) любить даже обидчика; 8) благодетельствовать ему; 9) молиться Богу о нем. 74. Злоба сама себе вредит. 75. Многие веруют, что Христос есть Бог, однако же не любят Его и не поступают так, как следует любящим Его. 76. Бог прославляется в теле, если не предаешься блуду, не упиваешься, не пресыщаешься, не печешься излишне о внешнем украшении. 77. Настоящая жизнь есть место борьбы со злом. Бог заповедал тебе побить врагов, а ты отвращаешься и от любящего тебя Бога. 78. Любовь есть признак учеников Христовых: любить и быть любимым. 79. Любовь древнее вражды. В любви, как и в искании большой дороги, улови начало и оно поведет тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

6). И так Бог Отец, по великой любви своей и милости, людей, умерших чрез грех , воскресил для новой жизни во Христе, как временной, так и вечной. В том же послании к Ефесенам Апостол возвещает, что Иисус Христос в Себе Самом создал нового человека (2:15), а создал для того, чтобы и всех людей пересоздать. В послании к Римлянам говорится, что ветхий наш человек распят с Ним ( Римл 6:6 ) и что если мы умерли со Христом, то и жить будем с Ним (6 8) и ходить в обновленной жизни (6:4) Также в первом послании апостола Петра (1:3–5. 18) искупленные кровию Иисуса Христа называются возрожденными от старой суетной жизни для благ вечной жизни. Одним словом несомненно, что совершенное Иисусом Христом спасение людей есть возрождение, оживотворение или воссоздание их от мертвенности и, так сказать, от небытия к новой жизни. Искупление людей было новым творением их. Но если так, то нет ни малейшего основания предполагать, чтобы в воссоздании мира, которое в сущности есть продолжающееся его творение, действовали иные силы или иные мотивы, нежели при первом творении: Бог не есть Бог нестроения и беспорядка, и творчество Его, в каких бы видах оно ни проявлялось, запечатлено строгим единством. Отсюда, на основании сходства древнего творения с новым, можно заключать об одинаковости принципа как творящей деятельности Бога, так и воссозидающей; позволительно слова Писания об источнике и начале воссозидающей деятельности Божества применять и к творящей Его деятельности; от нового творения восходить к древнему и изобильным учением о первом пополнять и разъяснять недосказанное, или кратко и не ясно сказанное о втором. Что же, по учению Св. Писания, служило мотивом или основанием для Божества, чтобы воссоздать мир? Любовь Божие к нам, говорит Апостол любви, открылась в тот, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши ( 1Ин. 4:9–10 ). И так посланничество Богом Отцом Сына в мир с целью заглаждения грехов людей и дарования им жизни, то есть, для воссоздания их, есть дело любви Бога Отца к людям, к творению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

6. Ты содрогаешься, слыша это? Когда я говорю: ударь меня, то ты содрогаешься, – и между тем ты терзаешь своего Владыку без содрогания? Разрываешь Владычни члены и не трепещешь? Церковь – это отчий дом: " Одно тело и один дух " . Но если ты хочешь мстить мне, то против меня и восставай. Зачем же, вместо меня, мстишь Христу? Или лучше: зачем ты наносишь удары по гвоздям? И вообще мстить ни в каком случай неодобрительно; но, вместо виновного, нанести обиду другому – гораздо хуже. Ты потерпел от нас обиду? Для чего же, в таком случай, огорчаешь того, кто тебе не сделал никакого зла? Это крайне безрассудно. Вот что я скажу на этот счет, и не шутя, не просто, но как думаю и как чувствую. Именно, я желал бы, чтобы всякий из тех, кто вместе с вами питает к нам неприязнь и ради этого вредит себе самому, удаляясь от нас к другим, нанес нам удар в самое лицо и, обнажив нас, стал бичевать без жалости, справедливо ли бы или несправедливо мы были обвинены, и лучше на нас выместил свой гнев, чем решался на то, на что решается теперь. Если бы это случилось, то не было бы в том никакой важности, потому что пострадал бы в этом случае ничтожный человек, нестоящий никакой цены. С другой стороны, потерпев от вас обиду и бесчестие, я помолился бы за вас Богу и Он простил бы вам ваши грехи, – не потому, что я имею такое дерзновение, по потому что, когда человек, которому сделана обида, молится за обидевшего, то получает великое дерзновение. " Если " кто " согрешит против человека " , сказано, – " помолятся о нем " (1 Цар. 2:25). Если же бы я сам не мог (этого сделать), то поискал бы других святых мужей и упросил бы их, и они сделали бы это. А теперь кого и просить нам, когда мы оскорбили Бога? Посмотри, какая у них (производящих расколы) несообразность. Из тех, которые так поступают по отношению к Церкви, одни вовсе никогда не приходят сюда, или же однажды в год и то без порядка и как случится; другие приходят чаще, но также беспорядочно для пустых разговоров и ничтожной болтовни. Иные представляются усердными, это – те, которые производить такие бедствия (в Церкви).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

7:14). Хотя ты не был тогда, когда Он, облекшись плотью, ходил по земле, и Владыка обращался с рабами, но спроси Иеремию, и он скажет тебе так: « сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми » (Вар. 3:36–38). 4. И касательно всех прочих событий пророки, которых книги ты доселе напрасно пересматриваешь и перевертываешь с этою целью, ясно возвещают все. Впрочем, опровержения против иудеев мы часто высказывали, и будем высказывать; теперь же обратимся к своему предмету. « И возвестят небеса правду Его, ибо Бог есть Судия ». Здесь, кажется мне, он говорит об Его правде, о великом Его попечении, о человеколюбии к самым иудеям, о многоразличном и разнообразном промышлении Его о всех людях, посредством творения, закона, благодати, видимого, невидимого, пророков, ангелов, апостолов, наказаний, благодеяний, угроз, обетований, порядка вещей во времени. « Слушай, народ Мой, и Я буду говорить тебе, Израиль! И Я засвидетельствую тебе: Я Бог, твой Бог » (ст. 7). Посмотри опять, какая благость и кротость в самом начале речи. Как человек стал бы говорить человеку беспокойному и беспорядочному: если ты будешь слушать, то я буду говорить, если будешь внимать, то я скажу, — так и Владыка говорит рабам: если « слушаете » Меня, то « буду говорить ». Действительно, они были ленивы и беспечны и даже на краткое время не прилагали спокойно слуха своего к чтению законов. Выражая это, один пророк, живший в Персии, говорил: « ты для них — как забавный певец с приятным голосом » (Иез. 33:32). Они часто говорили пророкам, чтобы те не пророчествовали, и даже прогоняли их и казались недовольными. И царь угрожал одному пророку и приказывал не проповедовать народу (Иер. 32:3). « Я Бог, твой Бог ». Не напрасно здесь употреблено повторение, но так как Он говорил к людям бесчувственным, ожесточенным и ослепленным, то и напоминает о Своем владычестве, полагая прекрасное начало дальнейшему наставлению и внушая, что они обязаны Ему свободою, и, по справедливости, должны были бы отдать Ему долг, как рабы Владыке, как творения Творцу, как получившие величайшие благодеяния и удостоившиеся такой чести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

7: 25)? Не ты ли сказал: " брак у всех честен " (честна женитва) (Евр. 13: 4)? Не ты ли сказал: " не уклоняйтесь друг от друга " (не лишайте себе друг друга) (1 Кор. 7: 5)? Почему же теперь проповедуешь невинность? Да и что еще заботишься ты о девах? Феклу ты исхитил от плотского брака и гибели и спас; что же теперь тебе беспокоиться о других девах? " Да, говорит, я очень забочусь о чистом и чуждом страсти браке. Если я установил порядок брака для людей, то с гораздо большим усердием я должен поработать в этом отношении для Христа: ведь я невестоводитель Христа. Мой Владыка не довольствуется одной девой, Он не желает ограничиться одним браком; у Него много свадебных даров, Его наследство велико. И вот Он поручил мне привести Ему многих невест. Потому-то и говорил апостол: " я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою " (2 Кор. 11: 2) Видишь, с какой точностыо выражается апостол, чтобы ты не подумал, что это плотской брак. О, слепота! О, неразумие! Кажется, кто не пожелал бы этого нетленного и беспорочного брака, чистого ложа, незапятнанного чертога, счастливого сопряжения, бессмертного общения, бесстрастного деторождения, ненарушимой супружеской верности, неоскудевающего приданого, вечного наслаждения, беззаботной жизни, сочетания со Христом, пребывания с ангелами, утешения богоприличными песнопениями, благоухания всех добродетелей, светильника всесветлого, свободы всеукрашающей, восхождения к Богу, ликования с ангелами, укрепления тела, чистоты душевной? Конечно, вступившая в брак с мужем заботится о том, как угодить тленной плоти; еще не рождает и уже оплакивает свое горе; нередко плачет она от мужа, плачет о бесплодии и бесчадии, плачет и при многочадии, когда дети умирают; плачет, когда дети предаются беспорядочной жизни. А дева Господня заботится о том, как угодить Господу. Послушайте внимательно апостола, возглашающего: " обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою " Не сказал; " тебя " , но " вас " , чтобы ты не подумал, что он говорит и телесном браке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1598...

(8) Да и что говорить о людях, когда сами стихии утратят свой обычный порядок. [Тогда будут происходить:] землетрясение во всяком городе; голод во всякой стране; необычайные громы и страшные молнии, сжигающие жилища и поля; нестерпимые ветры, колеблющие безмерно землю и море; бесплодие почвы; шум моря и невыносимое смятение ввиду гибели душ и людей; знамения на солнце, знамения на луне; уклонения звёзд [со своего пути]; возмущение народов; неумеренность воздуха; выпадение града по всему лицу земли; беспорядочные зимы; невыносимые морозы; нестерпимые зной; внезапные молнии; неожиданные пожары; и, одним словом, плачи и рыдание всей земли, лишенной утешения. По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф. 24:12 ). Ввиду волнения и замешательства во всем этом Господь вселенной через евангелиста взывает, говоря: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец, ( Лк. 21:8–9 ). Проникнемся же словом Спасителя, как Он для нашего постоянного утверждения учит нас: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я. (9) И действительно, после того как Он вознесся к Отцу, восстали те, которые говорили: «я Христос», подобно Симону Магу и прочим, имена которых нет времени напоминать. Вот почему и в последний день кончины опять должны будут восстать лжехристы, эти мужи, которые будут говорить: «я Христос». И многих они введут в заблуждение, и многие люди побегут от востока до запада и от севера до моря со словами: «где здесь Христос? где там Христос?» Но, проникнутые ложной мыслью и не читающие со вниманием Писании, а думающие только о неправом, они будут искать имя и в то же время не смогут найти его. Ибо этому надлежит быть прежде ( Лк. 21:9 ), и только при таких обстоятельствах должно явиться сыну погибели, то есть диаволу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010