– Но и у нас в Православной Церкви преемники Апостолов – Епископы и пресвитеры причащаются по-Апостольски: они сначала едят Тело Христово, а потом пьют Его Кровь. В книге Деяний Апостольских мы читаем: «каждый день они единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2, 46 ). Из этого свидетельства даже не видно, принимали ли христиане Кровь Господню. Тоже находим мы в другом месте Деяний Апостольских: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться на следующий день, беседовал с ними» ( Деян.20, 7 ). Итак, что же, – христиане, при Апостолах вовсе не принимали Крови Господней? Нет принимали; об этом мы заключаем из других мест Св. Писания. ( 1Кор.11:26–27 ). Точно же и доподлинно об этом известно из священного Апостольского предания. Оттуда явствует, что для освящения нашего не важно, сколько Тела и Крови должны принимать христиане: только были бы это Тело и Кровь. Потому в Православной Церкви, в виду многих причащающихся дают всем христианам по малой частице Тела и Крови Христовых. С другой стороны, обычай причащать верующих одновременно Телом и Кровью Христовым, вызван необходимостью. Уже из писаний Апостольких мы знаем ( 1Кор. 11 гл.), что в древние времена были беспорядки при причащении. Эти беспорядки со временем усилились. Объявились люди, которые стали волхвовать над причастным хлебом животным. Вот, чтобы положить конец всяким злоупотреблениям, Святая Церковь стала верующим давать сразу хлеб и вино. И это не противно воле Христовой. Если бы мы вовсе не давали мирянам Крови Спасителя – мы грешили бы. А теперь мы стоим в истине. Ибо, после причащения, Тело и Кровь Христовы соединяются... Значит, в соединенном же виде, эти тайны Господни можно принимать. – В Писании сказано, что Христос преломил хлеб, а потом взял чашу и подал ученикам, – возразил Александр. – У вас же хлеб не преломляют... – Неправду ты говоришь, – ответил я. – И у нас священник берет Агнца, преломляет его и потом уже опускает в Кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Объяснить такое ничем иным как бесовским внушением невозможно. Но нет ничего удивительного, об этом говорил Христос: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.24:12 ). Сердце, в котором нет любви, заполняется страстями и пороками. И если в случае с людьми внешними, т.е. находящимися вне Церкви Христовой, все более и менее понятно, то людям воцерковленным хочется задать вопрос – разве Христос учил вас под видом правды нести пороки в массы? Хочется напомнить церковным «правдорубам» слова Христа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:15-17 ). Как видим из приведенной цитаты, Господь не призывает никого привлекать к решению внутренних проблем людей внешних, делая упор на необходимость решения их внутри церковного сообщества. Но прежде указывает на важность решения дела тет-а-тет. Увы, во многих случаях не только первый и второй пункт данного увещания Спасителя остаются без внимания, но и третий исполняется искаженно. У Паисия Святогорца есть прекрасные слова по этому поводу: «Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется. Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок. К сожалению, в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больших вред, чем от врагов Православия.

http://azbyka.ru/pochemu-ne-vse-hristian...

Он в своем Послании к солунянам просит их молиться, да избавится он от беспорядочных и лукавых людей ( 2Фес. 3:2 ). Это же, верно, обстоятельство разумел он, когда писал к самим коринфянам: «И был я у вас в немощи, и в страхе, и в великом трепете» ( 1Кор. 2:3 ). Находясь в таком страхе и трепете, может быть, святой Павел думал оставить город, но Господь явился ему в видении ночью и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай; ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе» ( Деян. 18:9–10 ). Апостол укрепился духом и ревностно проповедовал слово Божие в течение года и шести месяцев (см. Деян. 18:11 ), и Господь споспешествовал ему многими знамениями и чудесами ( 2Кор. 12:12 ). Следовательно, и там святой Павел исцелял больных, изгонял бесов, открывал помышления сердечные, повелевал стихиям и подобное. Такие знамения были всюду неотлучными спутниками проповеди евангельской. Они, соединенные с особенной силой духа проповеди, и обращали ко Христу, а не слово мудрое, за которым святой Павел не гонялся, несмотря на присутствие слушавших слова его мудрецов. Сам он говорит, что особенно в Коринфе, слово проповеди его было коротко. Он говорил только о Иисусе Христе распятом, как единственном Спасителе людей, под условием веры в Него. А что это несомненно так есть, как мог он доказать язычнику? Он и не доказывал, а говорил только: «Вот смотри, именем Сего распятого я говорю больному: будь здоров, и он выздоравливает. Веруй же, что Он точно есть Спаситель! » И веровали все, у кого не ожесточено было сердце, и Бог века сего не успел так ослепить очи, чтобы не видели они света даже среди белого дня. Скрытая и коварная вражда беспорядочных и лукавых людей из евреев, на которую жаловался святой Павел солунянам, и просил их молитв за успех своей проповеди в Коринфе (см. 2Фес. 3:1–2 ), выразилась, наконец, открытым возмущением, когда в Коринф был назначен новый проконсул, Галлион, пользующийся репутацией «милого» человека за свои добродушие и любезность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано (86, 2), после прекращения греховного действия пятно остается, и точно так же может остаться и долг наказания. Но если пятно устранено, то долг наказания не остается таким, каким он был до того. Ответ на возражение 2. Добродетельный человек не заслуживает наказания просто, но он может заслуживать его как такое, которое приносит ему удовлетворение, поскольку сама его добродетель требует, чтобы он получил воздаяние за свое преступление против Бога или человека. Ответ на возражение 3. После устранения пятна рану греха можно полагать излеченной в том, что касается воли. Но наказание все еще остается необходимым для того, чтобы исцелились приведенные в беспорядок совершенным грехом другие способности души, а именно чтобы этот беспорядок мог быть, так сказать, устранен противоположностью того, что его причинило. Кроме того, наказание необходимо для восстановления справедливости правосудия и избежания дурного примера, дабы другие, ставшие свидетелями греха, получили надлежащий урок, как это видно в случае Давида, о котором шла речь выше. Раздел 7. ВСЯКОЕ ЛИ НАКАЗАНИЕ НАЛАГАЕТСЯ ЗА ГРЕХ? С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не всякое наказание налагается за грех. Так, [в Писании] сказано о слепорожденном: «Не согрешил ни он, ни родители его... что родился слепым» ( Ин. 9, 3, 2 ). И точно так же мы видим, что много детей, причем крещенных, страдает от тягостных наказаний, например от всевозможных лихорадок, нападений дьявола и т. п. – а ведь в них после крещения не осталось никакого греха. Кроме того, и до крещения в них было не больше греха, чем в других детях, избавленных от подобных напастей. Следовательно, не всякое наказание налагается за грех. Возражение 2. Далее, процветание нечестивцев и страдание невинных, похоже, по сути есть одно и то же. Но подобное нередко происходит в делах человеческих; так, [в Писании] сказано о злодеях: «На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам» ( Пс. 72, 5 ); и еще: «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?» ( Иов. 21, 7 ); и еще: «Для чего же Ты смотришь на злодеев, и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» ( Авв. 1,13 ). Следовательно, не всякое наказание налагается за грех.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Помилуй мя, не презри мя, якоже аз презрех брата моего, и даруй мне чтить всякого человека нелицемерно и любить его искренно, как себя, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как самого себя [ Мф. 22, 39 ]. А чтобы впредь предохранить себя от такого лицеприятия, помни всегда слова Спасителя: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою [ Мф. 20, 26 ]. И еще слова апостола: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? [ Иак. 2, 5 ]. Притом часто бывает, что нищии вознаграждает не хуже богатого. Как же нужно, значит, почтить бедного за такую жертву его? Эта бедная вдова – невольно скажешь – больше всех положила... [ Лк. 21, 3 ]. Достойное, сердечное, благоговейное, с верою живою служение Господу в храме есть источник мира, радости и блаженства для души нашей. Так, благоговейный священник, совершая службы, Таинства, молитвословия, в самом деле своем обретает для себя величаишее наслаждение и блаженство. Если святых мы будем призывать с верою и любовию, то они тотчас услышат нас: соединяющее начало с нашей стороны есть вера, а с их и вместе с нашей стороны – любовь, ибо и они в Боге, и мы в Боге, Который есть любовь. Все неприятности в жизни старайся принимать равнодушно, терпеливо, по возможности без смущения; если мы будем возмущаться и раздражаться от них, то будем в высшей степени сами неблагоразумны, сами будем врагами своему благосостоянию душевному и телесному. Итак, обида причинена тебе – не возмущайся, а будь покоен; потеря случилась или нередко случается – не возмущайся, а будь покоен; жизнь человека, по словам Господним, не зависит от изобилия его имения [ Лк. 12, 15 ]; потерял отца, мать, сына, дочь, благодетеля, друга – не скорби безутешно, а перенеси потерю великодушно, с христианским упованием; беспорядки находишь дома – не возмущайся: стоит ли из-за них смущаться, не дороже ли всего мир душевный? Не лучше ли в мире мы поправим всякий беспорядок, и смущением не производим ли мы нового беспорядка в душе своей, и не портим ли еще больше дела, не увеличиваем ли иногда более домашнего беспорядка своим смущением? Страсти возмущают тебя, сердечные привязанности к благам земли возмущают твою душу, целость ее (заключающуюся в мире) – но убедись однажды навсегда, что они – прелесть врага, чистое отрицание истины, обман сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Посему-то настоящие слова Церкви являются особенно близкими нам, возлюбленные наши сотрудники в школьном деле. Обратим наше внимание на эти слова: здесь показан весь ход того нравственного воспитания, которое составляет у нас сущность и которое должно быть в каждой школе, состоящей под сенью Церкви. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Господи, кто не хочет жизни, кто не любит благополучных дней? Как же достигнуть сего благополучия? – Удержи язык твой от зла и от лести, научает Церковь . Вот первое условие доброго нравственного воспитания: обуздание языка, воздержанность в слове. Язык, как говорит апостол, небольшой член, но много делает... И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны ( Иак.3:5–6 ). Между тем самообуздание человека в слове влечет за собой подавление нечистой мысли, подавление недоброго чувства. Посему в нашей школе подобает на первых же порах обратить внимание на нравственное воспитание слова у детей. Столь обычные среди крестьянских детей божба, брань, сквернословие не должны иметь места среди питомцев церковной школы. Напротив, приветливое, но без лести обращение с учителем, с начальником, с товарищами, со всеми окружающими должно быть обычным у церковных школьников. Уклонися от зла, словами Псалмопевца говорит Церковь далее. Зло, со времени падения первого человека вступившее в ожесточенную борьбу с добром, разлилось по всему миру и во всяких видах окружает нас. Побороть зло не под силу младенцу возрастом и младенцу разумом; посему – уклонися от зла. И детей наших школ научать должно, чтобы они не сбегались на места зла, места всякого беспорядка, ссоры, брани и крика, как это бывает в деревнях. Чего здесь дети не наслушаются, чего не насмотрятся, особенно среди нетрезвых! От всякого такого беспорядка, от всякого порока дети должны уходить своей дорогой – каждый к своему месту. Вместе с тем сами дети должны стараться, чтобы не делать того, что они понимают как худое и порочное.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Поучения необходимы и важны вообще для всех верующих, ученых и простых . а) Ученым поучения необходимы для очищения, возвышения и освящения их ума и сердца. Ибо в проповеди возвещается слово Божие, коим все освящается, предлагается наставление для совести, которая при естественных знаниях часто блуждает во мраке, не имеет тонкого чувства, указываемого откровением, к различению добра и зла. Так, ап. Павел обличает и поучает мудрых века сего: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» ( 1Кор.8:2 ), и называет совершенными «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр.5:14 ). б) На простых же христиан проповедь благотворно действует, впечатлевая в их души семена правой веры и богоугодной жизни . Если они не все в проповеди понимают, то чувствуют, что слышимая ими проповедь есть учение божественное и спасительное, умиляются, слезами и воздыханиями свидетельствуют о благотворном действии слова Божия на сердца их. Впрочем, как говорит св. Златоуст: «Ключи текут, хотя бы никто не черпал из них, и родники источают воду, хотя бы никто не брал ее, и реки бегут, хотя бы никто не пил из них: так и проповедник, хотя бы никто не внимал ему, должен исполнить все, что от него зависит. Ибо нам, принявшим служение слова, положен Богом закон – никогда не оставлять своего долга и не молчать, слушают ли нас или убегают». (См. «Попечение Православной Церкви о спасении мира» прот. Дебольского). Братие христиане! Будем с усердием и любовию слушать предлагаемое нам в церковных поучениях слово Божие, необходимое для нашей жизни временной и вечной. Будем помнить, что «не знать божественного закона есть величайшая измена спасению: это породило расколы, ввело порочную жизнь, все привело в величайший беспорядок». (См. Св. Иоанн Златоуст . Homil. de Lasaro t. 1, pag. 740). Не будем подражать тем несмысленным и небрежным ко святым обязанностям христианам, которые, заслышав проповедь, осмеливаются, презрев церковное собрание, уходить из церкви, производя этим соблазн и беспорядок. «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» ( Иак.1:21 ). Аминь. Приложение к беседе 1. Лица, имевшие право и обязанность проповедничества в древней Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С другой стороны, Священные книги написаны под воздействием Духа Святого, они богодухновенны, а следовательно, они имеют и догматическую важность. Это значит, что то, во что мы веруем, мы должны обязательно проверять по Свщ. Писанию – содержится ли там это положение, не противоречит ли ему. Отсюда необходимость и важность для нас Священного Писания. Необходимость и важность для нас Священного Предания Из Катихизиса: «Должно соблюдать Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит сему само Священное Писание. Апостол Павел пишет: «...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фее. 2, 15)». Он говорит равно как о Свщ. Предании, так и Свщ. Писании. Необходимо все помнить и из Предания, и из Писания, которые между собой согласны. Апостол Павел хвалит коринфян за то, что они держатся предания, не искажают его и не дополняют своими измышлениями: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Интересно, что ап. Павел говорит о том, что муж не должен покрывать голову во время молитвы: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» ( 1Кор.11:4 ). У иудеев, наоборот, во время молитвы покрывается голова. Апостол Павел не зря на это указывает: он указывает, что благоговейное поведение во время молитвы уже известно; что просто так на ходу молиться не следует, что во время молитвы необходимо предстояние перед Богом. Это известный факт, а вот в дополнение к этому он разъясняет, что предыдущий иудейский обычай для христиан не подходит. Обличает апостол и беспорядки, которые происходят в церкви. Действительно, если бы с самого начала апостолы не научали, каким образом держаться в Церкви, то эти слова были бы излишними. Но поскольку такие беспорядки были, возник этот вопрос. Речь идет о поведении на первых вечерах любви (агапах), которые позже были даже отменены. Апостол говорит: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете Церковь Божию...?» ( 1Кор.11:22 ). Мы тоже чувствуем, что когда в церкви ходят, разговаривают, то это какое-то нарушение, возникает тревога в душе – в святом месте необходимо сохранять глубочайшее благоговение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святой Иоанн Креститель сказал о Христе: «Стоит среди Вас Некто, которого вы не знаете» ( Ин.1:26 ). Проходит двадцать веков, Иисус стоит среди нас и говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16,16 ). Но, увы, мир не знает и не хочет знать Его. Со скорбью припоминаются евангельские слова: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин.3:19 ). Среди всего богатства русской религиозной живописи есть одно особенное полотно — картина кисти Иванова-Крамского «Христос в пустыне». На ней изображены разбросанные в беспорядке темные, обожженные солнцем камни. На одном из камней в священной и грустной задумке сидит Христос. В Его любящем взоре таится великая скорбь. Он один среди угрюмой, дикой пустыни. Своим божественным взором он ясно видит, что Его небесная проповедь часто будет отзываться в сердцах людей «гласом вопиющего в пустыне» (ср. Пс.40:3 ; Мф.3:3 ; Мк.1:3 ; Лк.3:4 ; Ин.1:23 ). Эти в беспорядке разбросанные камни напоминают Христу иссохшие, окаменевшие сердца людей… О, как же часто это одиночество Христово повторялось в предшествующие времена, повторяется оно и теперь… Не чувствуем ли мы, что правда Христова часто остается в пустыне и называющие себя христианами бегут от нее? Его проповедь о том, что законами неба можно изгнать неправду с лица земли, что можно достичь Царствия Небесного, часто не находит отклика в сердцах христиан. Но скажем словами Иоанна Предтечи: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф.3:9 ). Будем верить, что и наши окаменевшие духовно сердца Он смягчит при нашей живой вере настолько, что они смогут воспринять благодать Христову и стать храмом Святого Духа. Будем стремиться к познанию Христа и к восприятию Его спасительной благодати, ибо в Нем наша жизнь. Говорят об Иисусе из Назарета как о мудреце, приятеле людей, о Его возвышенном учении, но не знают Его как Искупителя и посредника между Богом и людьми. Несчастны те люди, которые не имеют веры. Без нее не могут приблизиться к Богу, познать и испытать Его. Таким людям легче быть сынами тьмы, нежели сынами света. Апостол Павел велит нам радоваться. Но возникает вопрос: возможно ли радоваться сынам света, когда на их пути встречаются различные испытания: убожество, страдания, лишения и т. д. И вот тот же апостол дает ответ: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» ( Фил.4:6 ). Среди жизненных невзгод у нас одна дорога — к Богу. В Нем наше спасение, в Нем наше счастье. Ничто на земле не в силах дать человеку такой радости, как радость от общения с Богом, ощущение Его присутствия. Мы должны понимать, что все остальное — временно, зыбко, кратковременное, заканчивается и не может быть названо счастьем.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Слова таинства Апостол привел для того, чтобы показать, что беспорядки на трапезе Господней есть пренебрежение самим таинством и грех против Тела и Крови Господней: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор.11:27 ). Для достойного принятия Причастия необходима глубокая исповедь: «Да испытывает же себя человек» ( 1Кор.11:28 ), да «судит сам себя» ( 1Кор.11:31 ), а потом «пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор.11:28 ). «Как тогда пронзавшие Господа пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить Кровь Его, так поступает и тот, кто приобщается недостойно» (И. Златоуст). «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:29 ). То, что дано «во оставление грехов», может стать умножением их, если не будет человек «рассуждать о Теле Господнем», т. е. не будет принимать во внимание величие Дара Христова. «Осуждение» от Бога за грех небрежения таинством ведет к частым болезням и даже смерти ( 1Кор.11:30 ). Однако лучше быть наказанным от Господа, «чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:32 ), потому что временные наказания и страдания освобождают от грехов и вечных мук и наказания вместе с миром. IV. О БЛАГОДАТНЫХ ДАРАХ СВЯТОГО ДУХА (12–14 гл.) 1. Богатство харизматических даров древней Церкви (12 гл.) В первенствующей Церкви с особой силой и обилием проявлялись дары Св. Духа, так называемые харизмы (cariz – благодать), что служило к утверждению истины христианства. Дары эти различны: дар мудрости, знания, дар веры, исцелений, чудотворений, пророчества; дар различения духов, – Апостол называет 9 даров ( 1Кор.12:8–10 ) (различие даров Св. Духа связано с индивидуальностью личности, Божественным принятием человеческой свободы. Человек – «соратник у Бога», и этот синергизм сохраняется даже в благодатном состоянии). Но эти дарования имели не все и не в равной мере, что вело к зависти или скорби одних и превозношению других. Чтобы прекратить эти беспорядки, Апостол и изъясняет в гл. 12–14 значение благодатных даров для Церкви и объясняет, как правильно ими пользоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010