Томос " Итак, собрав сие немногое из многих свидетельств Божественных отцов для ясного доказательства истины, мы поместили это в настоящем списке, избегая длинноты слова. Хотящим же быть трудолюбивыми надлежит составить определение этого догмата из множества других свидетельств. После того как Божественные отцы изрекли столь единогласно об этом, ясно, что Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает " . Определения 1. Говорящим, что во время мироспасительной страсти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Жертву честного Его Тела и Крови, принесенную от Него о нашем спасении, как от архиерея, действовавшего ради нас по человечески (так как он Сам и Бог и жрец и жертва, согласно великому в богословии Григорию), Он принес Сам Богу и Отцу, но не принял как Бог с Отцом Сам Единородный и Дух Святый (так как через это они отчуждают от боголепного единочестия Самого Бога Слова и Единосущного и Единославного Сему Утешителя Духа), анафема трижды. . Не принимающим, что жертва, ежедневно приносимая принявшими от Христа Священнодействие Божественны " Таин, приносится Святой Троице, как противоречащим Священным и Божественным Отцам Василию и Златоусту, с которыми согласны и остальные Богоносные Отцы в своих словах и писаниях, анафема трижды. 2.Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: " сие творите в Мое воспоминание " , но не понимающим правильно слова " воспоминание " и дерзающим говорить, что оно (т.е. воспоминание) обновляет мечтательно и образно жертву Его Тела и Крови, принесенную на честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях посланий великого Павла, анафема трижды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/24/f...

103. О посещении храма Божия Почти никого в церкви нет из христиан. И так часто бывает: и на утреннем Богослужении, и на обедни, и в вечернем Богослужении, – две, три души, не более. Таково наше моление, таково наше служение Богу, таково усердие, такова вера и такова любовь. Не так было в прежние времена. Оставались в домах одни младенцы, больные и дряхлые старцы и старухи; а прочие все до одной души: старые и малые, и юноши и девы присутствовали при всяком Богослужении. По имени знали того, кто не приходил на Богослужение без всякой видимой причины, и таковый подвергался всеобщей укоризне. Несмотря на то, что тогда храмы были весьма большие, они вмещали в себе от пяти до тридцати тысяч, – и всегда наполнены были народом. Так Диоклетиан сжег на светлое Воскресение Никомидийский храм, и в нем сгорело двадцать тысяч душ христиан. Никто не побоялся огня, никто не отлучился от стада Христова, не оставил песнопения, – все принесли себя в жертву Богу. Служба Божия, или Всенощное бдение продолжалось во всю ночь. Для отдыха во время чтения псалтыря или повествования о страданиях мучеников, христиане могли сидеть в храме; чтение и пение было медленное, ясное и громкое: для этого выбирались чтецы и певцы со звонкими голосами: самые цари считали за большое счастье читать или петь на клиросе. За певцом и чтецом тихо повторяли слова все христиане, предстоящие в храме, и старались не уронить ни одного слова. Теперь священник читает некоторые молитвы тайно; в то время все молитвы были читаемы громко, так что даже дети знали их наизусть. Так однажды дети совершили на поле Божественную литургию – и огнь с неба ниспал и пожрал бескровную жертву. С тех пор молитвы стали читать священники тайно. Когда диакон говорил: «Слава Тебе, показавшему нам свет»; тогда свет действительно показывался перед восходом солнца. Все в храме стояли чинно и благоговейно, и каждый на своем месте: мужья особенно, а жены особенно. Диаконы и иподиаконы стояли при дверях храма, или на амвоне среди храма и смотрели за порядком: оглашенные и кающиеся стояли на паперти, или в притворе храма, а верные во храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

157. Поучение о благодушии при скорбях Во-первых, благодарю Бога моего, что Он возвратил мне храм, в котором я могу еще приносить Богу мои недостойные молитвы. Благодарю и вас, которые не лишили меня любви вашей и во дни скорби и лишений подавали мне руку помощи. О! Как горько было мне оставаться без храма, без службы, без молитвы! мне стыдно было взглянуть на свет Божий, мне совестно было показаться во храме Божием. Сердце мое пламенело, душа тосковала, горе меня сокрушало, но я терпел. Особенно тяжело мне было в Божии праздники сидеть дома без службы, без всенародного моления, без собеседования с вами о вашем спасении. «Когда я прииду и явлюся лицу Божию? – спрашивал я часто сам себя, – когда я прииду ко храму святому Твоему, Боже?» Каждый раз, когда я слышал звон колокола, то каждый удар его болезненно отзывался в моем сердце. Когда я видел православных христиан, идущих в церковь Божию, то спрашивал сам себя: «когда и я пойду и явлюся лицу Божию?» Бедный я иерей без храма Божия! Несчастный я пастырь без овец! Орать не умею, работать не могу, просить милостыню стыжусь. Бедный я иерей, несчастный я иерей без храма и служения! и сколько подобных горемык в мире! И когда вы увидите подобного несчастливца, то не осуждайте его, не бросайте на него камни злоречия, подайте ему руку помощи, он примет пособие с благодарением, примет той рукой, которую он воздевал с молитвой к Богу о вашем спасении, которой разрешал ваши грехи, которой приносил бескровную и святейшую жертву, на которую Ангелы с трепетом взирают. И неужели некоторые из вас думают, что я перестану беседовать с вами о вечном спасении? Горе мне, если я перестану поучать вас закону Божию! Горе мне, – говорит Апостол, – если я не проповедую! 108 Скорее дам язык себе отрезать, нежели перестану изрекать глаголы живота вечного. Ибо если я умолчу, то эти стены возопиют на неправды человеческие. Будьте святы, и я не стану говорить о ваших грехах, а буду говорить об одних добродетелях. Будьте святы и непорочны, отстаньте от грехов и беззаконий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

17. Слово в день Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил 50 «Положи [Бог]... возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в Нем» ( Еф. 1, 9–10 ). Остановимся, братие, ныне своею мыслию на этой тайне единения во Христе существ земных и небесных, из которых Он устроил единую Церковь земную и небесную. Как бы для того, чтобы восполнить оскудение в мире ангельском, происшедшее после падения некоторых из духов, из персти, но в то же время по образу Божию и по подобию создан был человек, «умаленный малым чим от Ангел» ( Пс. 8, 6 ). И этот человек во Христе действительно восприял силу уподобиться житию ангельских ликов. Явилось множество «земных Ангелов», «небесных человеков», которые молитвенным своим предстоянием Богу еще на земле уподоблялись ликостояниям ангельским. И доселе старейшие граждане неба, ангельские силы, находятся в единении с живущими на земле людьми, являясь руководителями их на пути к тому же общему небесному отечеству, возбуждая их чрез оставление вещественных страстей земной жизни уподобляться житию существ невещественных, мысленных. Доныне всякий раз, когда мы, «херувимы тайно образующе», приносим словесную, бескровную жертву Тела Христова, «с сими и мы блаженными силами... вопием и глаголем» тогда: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея» 51 . Доселе вся Церковь земная воинствует не одна, но вспомоществуемая воинствами небесными. Как в древности Архистратиг Михаил споборал Иисусу Навину, ведшему Израиля в землю обетованную, так и ныне споборает он воинствующей на земле Церкви, пока не достигла она истинной земли обетования, «града Бога живаго, Иерусалима небеснаго и тем Ангелов, торжества и Церкви первородных, на небесех написанных» ( Евр. 12, 22–23 ). Как ветхозаветному тайнозрителю, пророку Даниилу, открыто было, что древний Израиль вспомоществуем был непрестанно князем этого народа Михаилом Архистратигом ( Дан. 12, 1 ), так и новозаветному тайнозрителю, святому апостолу Иоанну Богослову, открыто было, что Израиль Новый, Церковь Христова, вспомоществуется тем же Архистратигом и прочими небесными силами ( Откр. 12, 7 ). И быть может, не к нынешнему ли времени относится по преимуществу то видение тайнозрителя, по которому Михаил и Ангелы его должны усиленно воевать против дракона, змия древнего, сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

XVIII. Речь к воинским чинам после освящения Церкви, устроенной на военном поле «Кирхгольм», при лагерях 19 . Храм, как побудитель к исполнению обязанностей к Богу, Царю и Отечеству Приветствую вас, христолюбивые воины, с построением и освящением храма Божия среди вашего военного поля. Теперь этот дом молитвы вполне уготован: благоустроен и благоукрашен внешними – вещественными принадлежностями и внутренними благодатными свойствами чрез совершенное нами освящение оного. Призвано имя Божье на храм сей; обильно снабжён он дарами благодати Божией; и вот мы уже совершили в нём первое священнодействие – божественную литургию: принесли Господу Богу бескровную жертву о наших согрешеньях: испросили у Господа Бога Его милостей на вас. С христианской радостью приветствую вас, христолюбивые воины, с сим светлым торжеством. Приветствуя же вас с приобретением сего великого и неоценённого сокровища – храма Божия, от всей души желаю для блага вашего и всего христолюбивого воинства, на сем месте пребывающего, чтобы всегда исполнялись в нём все те коленопреклонённые молитвы и прошения, которые вознесли мы к Господу Богу во время освящения сего храма; чтобы он был действительно жилищем Божиим, пристанищем обуреваемым разными житейскими треволненьями, рвачеством страстей, прибежищем немощным, – чтобы очи Господни были отверсты в нём на вас день и нощь и утёса Его внимали молитвам вашим, и чтобы – елико вы вопросите здесь у Него. Он услышал бы вас на небеси, горе и милостив был бы к вам и сотворил бы милость над вами (молитва на освящ. храма). И я верую, братья, что так будет: – что храм сей будет местом селения славы Божьей и источником благодати Божьей, знамением веры и благочестья сего места и обитающих на оном воинов, и сенью, ограждающею от всего худого и призывающей под кров свой ищущих христианского утешения и одушевления. Но он будет таковым, если священнослужащие будут священнодействовать в нём с верой и благоговением и проповедывать в нём слово Божье, являя собою пример доброй христианской и пастырской жизни, и если притекающие под кров сего храма и молящиеся в нём будут заслуживать по своей вере и жизни милостей Божьих, – если воины, для которых собственно и построен сей храм, будут свято исполнять свои обязанности как воинские, так и христианские вообще, – если для них храм сей будет училищем православной веры Христовой, преданности Царю и любви к отечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXXII. Слово при последнем служении в Трёхсвятительской церкви Таврической духовной семинарии 49 Заветы учащемуся юношеству Поминайте слово, еже Аз рек вам ( Ин. 15:20 ). Последний раз я совершил в этом дорогом для меня храме бескровную жертву и помолился вместе с вами, возлюбленные питомцы мои! Что же сказать вам в последний раз? В настоящие минуты мне приходят ни память слова Господа нашего Иисуса Христа, которые Он сказал, прощаясь со своими учениками: поминайте слово, еже Аз рек вам. Ничего более я не нахожу прибавить к тому, что я говорил вам, в продолжение всей моей жизни с вами, в этой семинарии, и ничего более я не нахожу сказать вам, как только то, чтобы вы всегда помнили и исполняли в своей жизни то, что я говорил вам. Девять лет я прослужил в этой дорогой для меня семинарии; в продолжение этих девяти лет мы беседовали с вами о всём, что касается религиозно-нравственной вашей жизни, цели вашего воспитания и, вообще, цели жизни человека на земле. Теперь только следовало бы вкратце повторить говорённое нами, чтобы вы твёрже помнили слышанное; но и этого нельзя сделать, потому что время наше кратко. Много мы говорили с вами о значении религии для человека. Теперь остаётся только напомнить вам, что религия есть самое дорогое достояние человека; без неё человек хуже животного. А потому будьте религиозны. Вы сами видите, что упадок религиозного чувства, в настоящее время, произвёл печальные явления. Много мы говорили с вами о значении, веры православной. Помните, что вообще без веры невозможно угодить Богу ( Евр.11:1 ) и что спасение человека только в недрах веры православной. А потому, будьте преданы православной вере до конца жизни вашей, до готовности положить за неё свою жизнь. Изучив её сами, в своё время учите тому и других: словом, делом и своей жизнью. Много мы говорили с вами о значении храмов Божьих и о богослужениях, в них совершаемых. Любите храмы Божьи, тщательно посещайте их в установленное время, благоговейно отправляйте в них богослужение – чтение, пение и священнодействие. Никогда не забывайте, что храм есть училище благочестия, что проклят человек, творяй дело Божие с небрежением, что великий соблазн мы делаем, когда бесчинно ведём себя в храме, и небрежно в нём исполняем свои обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  разделы   рассылка  распечатать Послание Предстоятеля Русской Церкви Святейшему Патриарху Сербскому Павлу по случаю 10-летия начала бомбардировок Белграда авиацией НАТО Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание Святейшему Патриарху Сербскому Павлу по случаю 10-летия начала бомбардировок Белграда авиацией стран НАТО. Его Святейшеству, Святейшему Павлу, Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель у Престола Божия! В эти дни мы вспоминаем трагическую дату – минуло десять лет с начала военного вмешательства государств НАТО в процесс урегулирования косовского кризиса. Несколько стран, считающих, что они вправе определять судьбы мира, объединились, чтобы силой навязать свою волю одному из народов. Из прошлого на землю Европы вновь вернулись гибель незащищенных мирных жителей, разрушение жилых домов, школ и больниц, кощунственное надругательство над святыми храмами и монастырями. Стремление силой оружия разрубить тугой узел этнических, религиозных, психологических и духовных факторов обернулось для боголюбивой паствы Вашего Святейшества и для всего сербского народа тяжкими страданиями, последствия которых с остротой ощущаются и поныне. В трагические весенние дни 1999 года мой предшественник Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, которого я тогда сопровождал, посетил Белград, чтобы разделить с Вашей Святыней скорбь о постигших Сербскую Церковь искушениях и утратах. Вместе с Вашим Святейшеством покойный Первосвятитель нашей Церкви принес тогда бескровную жертву в строящемся соборе святителя Саввы Сербского и обратился к десяткам тысяч молящихся со словом ободрения и утешения. И в последующие годы Русская Православная Церковь неоднократно высказывалась в поддержку Церкви-Сестры по вопросу о путях урегулирования сложившегося кризиса. В течение минувшего десятилетия мы никогда не забывали о бедствиях наших братьев в Сербии. Ваши скорби – это боль всей Православной Церкви, ибо, по слову святого апостола Павла, страдает ли один член, с ним страдает все тело (1 Кор. 12:26). Болью отозвались в сердцах верных чад Русской Православной Церкви и события 2004 года, когда рука нечестивых безнаказанно поднялась на православные святыни в сердце сербского Православия – в Косове и Метохии. Об этом я счел своим долгом напомнить в текущем месяце международным организациям в лице председателя Парламентской Ассамблеи Совета Европы Л.М. де Пуча и генерального секретаря ЮНЕСКО К. Мацууры.

http://religare.ru/2_63456.html

Братие! Сегодня воскресный день, но сегодня же церковь празднует память св. мучеников Сергия и Вакха; значит, ныне сугубый праздник, ныне вдвое более должно быть христиан в храме. К сожалению, христиане не обращают внимания на дни святых: будь трегубый, т. е. втрое и вчетверо больший праздник, для них все равно. Где же ныне, христиане, прихожане? Чем больше праздник, тем больше человек находит себе дел и нужд семейных: каждый находит себе дело и оставляет церковь Божию и дело спасения; каждый, говорю, отходит – ов на куплю свою, ов на село свое, как написано во св. Евангелии. Нет! Неразумные животные умнее нас. В истории страданий приснопамятных мучеников – Сергия и Вакха – между прочим, написано, что в день смерти мученика Сергия сами лютые звери стекались со всех лесов на место его страданий и творили память о нем, делались столько кротки, что и лев, и тигр, и овцы, и самые лютые и самые кроткие звери не вредили друг другу, – вспоминая любовь к ним мученика и то, что он их часто собирал, питал и кротости поучал. Ныне – в воскресный день, Христос Господь, продолжая Голгофские страдания и принося себя руками священника в жертву за спасение всего мира, призывает нас к вечному спасению; ныне, в память страданий Господа и в память мучеников Сергия и Вакха, мы должны по примеру животных собираться во храм и творить память о великих страданиях Сына Божия и мучеников; но посмотрите вокруг себя: много ли молящихся в храме? Хоть бы зверей постыдились те, которых нет ныне во храме Божием. А посмотрите сколько к вечеру соберется их в гостиницах праздновать торжество страстей, пороков и беззаконий? Они не помнят того, что царица небесная раздает златницы благодати Божией, – что Ангел-хранитель налагает знамение на челе того, кто бывает во храме, – что бытие во храме и присутствие при совершении бескровной жертвы записывается в книгу живота, так как и отсутствие, что всякий бывающий во храме Божием получает знамение спасения, а не бывающий теряет благодать и милость Божию. Удивительно ли, что многие христиане работают много, а не получают успеха в своих делах? Много званых ко спасению и мало избранных. За кого молиться во храме? Кого поучать закону Божию? Ведь что ныне прочтено во святом Евангелии, то читается однажды только в год; едва ли иному придется в другой раз услышать оное; быть может, смерть не позволит услышать то, что читалось ныне во храме. Бедные – несчастные христиане! Вы заботитесь о купле для своего тела, а о купле и прибыли души своей не думаете! Как же вы спасетесь, если не заботитесь о спасении? А жизнь быстро пробегает, – дни за днями, годы за годами. Что вы для вечности приготовили, спрашиваю вас? Что же, если за нерадение к своему спасению, за пренебрежение страданиями Христа и мучеников, Господь накажет ныне же болезнью? Смотрите сами, приобресть трудно спасение, а потерять легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Впервые в истории состоялось сослужение предстоятелей Православной Церкви в Америке и Русской Зарубежной Церкви 26 мая, 2011. Новостная служба В день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Нью-Йорке в Свято-Николаевском Патриаршем соборе г. Нью-Йорк Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Иона и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Иларион вместе совершили Божественную литургию. Это было первое совместное служение Архиереев Американской и Русской Зарубежной Церквей после почти семидесятилетнего периода отсутствия литургического общения. Нью-Йорк. 25 мая. ПРАВМИР — В день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Нью-Йорке в Свято-Николаевском Патриаршем соборе г. Нью-Йорк Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Иона и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Иларион вместе совершили Божественную литургию. Это было первое совместное служение Архиереев Американской и Русской Зарубежной Церквей после почти семидесятилетнего периода отсутствия литургического общения. Предстоятелям сослужили Управляющий Патриаршими приходами в США Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, Епископ Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский Тихон (ПЦА) и Епископ Манхэттенский Иероним (РПЦЗ), а также духовенство Патриарших приходов в США, Православной Церкви в Америке и Русской Зарубежной Церкви. По окончанию богослужения было оглашено поздравительное письмо, которое преосвященные архипастыри направили Патриарху Московскому и всея Руси: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Благодарим Господа, сподобившего нас в этот праздничный день принести Ему Бескровную Жертву в Патриаршем кафедральном Свято-Николаевском соборе Русской Православной Церкви града Нью-Йорк! В день памяти святых равноапостольных Просветителей славян Кирилла и Мефодия, причастившись во единого Духа Святаго причастие из Единой Чаши Христовой, с искренней любовью приветствуем Ваше Святейшество с Днем Тезоименитства! Всеблагим Промыслом Божиим Вам суждено сегодня быть Предстоятелем Русской Православной Церкви, неразрывной частью которой ныне является Русская Православная Церковь Заграницей, и которую своею духовной Матерью и вместе с тем – Сестрою, почитает Православная Церковь в Америке.

http://pravmir.ru/vpervye-v-istorii-sost...

Встреча с Православием/Православная библиотека Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог. Георгий Битбунов Святитель Прокл Константинопольский проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение очищения». А Косма Индикоплевт в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, что со временем приняли все православные: «Издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников (Рождества Христова и Его Крещения), если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов». Архиепископ Леонид (Краснопевков) Богатое рукописное наследие архиепископа Леонида (Краснопевкова) практически не изучено и ждет своего вдумчивого исследователя. В эти рождественские дни мы публикуем его стихотворение, посвященное великому Господскому празднику. Оно было написано владыкой в 1875 году на слова из Книги Премудрости Соломона: «Когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее Слово Твое, как грозный воин» (18: 14–15). Георгий Битбунов Георгий Битбунов Валерий Мешалкин Валерий Мешалкин Валерий Мешалкин В 1653 году по инициативе патриарха Никона на Афон был послан монах Арсений Суханов, который должен был привезти греческие рукописи, необходимые для исправления русских богослужебных книг. За два месяца пребывания на Святой Горе Арсений выбрал 498 рукописей и книг, из которых большинство привез сам, остальные были привезены в 1655 году. В царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона помимо книг были доставлены также копии чудотворных святогорских икон Божией Матери Иверской и «Троеручицы», выполненные в размер оригинала.

http://pravoslavie.ru/put/page45_1082.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010