Иаков Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к небесем. Почто не имела еси (не избрала) восхода тверда, благочестия? Исаак, благословляя Иакова, нарек его господином над братом его Исавом и утвердил за первым обетование обладания землей, обильной хлебом и вином ( Быт.27:28 ). Исав за предвосхищенное у него благословение воспылал враждой против Иакова и грозил убить его, как только умрет отец. Иаков по совету родителей, спасаясь от ярости брата, предпринял путешествие в Месопотамию, где и провел 20 лет у дяди своего Лавана и женился на дочерях его Лии и Рахили. На первом ночлеге во время этого путешествия Иаков сподобился чудного видения во сне. Ему показана была лествица, простиравшаяся от земли до неба. По лествице восходили на небо и нисходили на землю Ангелы Божий, а на верху лествицы занимал место Сам Господь. Господь при этом удостоверил Иакова в Своем покровительстве во время его странствования и на всех путях его жизни и подтвердил ему обетования, данные Аврааму. Пробудившись от сна, Иаков, ободренный видением и словами Господа, по чувству благодарности к Нему поставил на месте видения каменный столп, принес на нем бескровную жертву Господу, возлив на верх столпа елей, и дал обет, если благополучно возвратится на родину, принести Господу десятую часть от своего имущества ( Быт.28:12–22 ). Видение лествицы было знаменательно не только в отношении к Иакову. Оно вообще знаменовало непрерывающееся общение мира духовного с избранниками Божиими на земле, показывало, что не только Сам Господь с высоты святыя Своея призирает на них, но и слуги Его, Ангелы, по Его воле сходят к ним для их охранения. Но преимущественно видение лествицы было знаменательно в том отношении, что предуказывало тайну воплощения Сына Божия. Грех расторг тесный союз человека с Богом и с верными Его слугами, Ангелами. Через сошествие Сына Божия на землю и все Его искупительные действия, как через лествицу, небо снова соединилось с землей. Бог – с людьми, на земле снова водворился мир с Богом и странникам земли открылся путь к небу. Именно в этом смысле разуметь Иаковлево видение лествицы научил нас Сам Господь Иисус, когда в беседе с Нафанаилом открыл ему, что отныне верующие в Него будут видеть очами веры небо отверстое и Ангелов Божиих, восходящих на небо и нисходящих к Сыну Человеческому и в лице Его – ко всем искупленным людям ( Ин. 1:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К вопросу о заупокойной литургии в дни Великого поста В 10-м «Церковного вестника» напечатана моя статья под заглавием: «Какую совершать литургию в седмичные дни Великого поста при погребении усопшего». Статья эта вызвана тем обстоятельством, что в священнической практике на этот случай (особенно у сельских священников) существуют крайние недоумения и противоречия. Одни священники, случись это погребение в понедельник какой-нибудь седмицы Великого поста, вовсе не совершают никакой литургии; другие совершают литургию Преждеосвящённых Даров; третьи относятся к епархиальному начальству и получают разрешение совершать литургию Златоустого. Помещая свою статью, я желал, чтобы лица авторитетные, компетентные высказали точно и определенно свое мнение, чтобы вывести из этой путаницы пастырей церкви и указать им одну точку зрения, которой должны они держаться все. На мою статью ответил в том же «Церковном вестнике» о. протоиерей Серединский. Об этом ответе и будет моя речь. К сожалению, заметка о. протоиерея Серединского не только не даёт удовлетворительного разрешения поставленного мною вопроса, но ещё более усложняет его и подаёт повод к ещё большим недоумениям. В своей статье я писал, между прочим, что так как устав церковный воспрещает в седмичные дни поста совершать литургию Златоустого, а разрешает, смотря по нуждам, во все эти дни – литургию Преждеосвящённую, то и не настоит надобности просить разрешения дела противозаконного, а следует творить дело законное, согласное с уставом церкви, то есть совершать литургию Преждеосвящённую и за ней прилагать эктенью за усопшего и заупокойные Апостол и Евангелие, что и будет иметь смысл в словесной службе поминовения усопшего пред жертвою тайною совершенною. О. протоиерей Серединский утверждает, напротив, что при погребении усопшего настоит надобность именно в совершении литургии Златоустого, что Преждеосвященная литургия не может быть умилительным жертвоприношением за усопших, что на ней Тело и Кровь Иисуса Христа не приносятся в жертву Богу Отцу за умерших, а только предлагаются для причащения живым, что на ней не бывает усвоения усопшим плодов бескровной жертвы. Из таких очень ясных и решительных положений о. Серединского вытекают само собою следующие новые положения:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Н.В. Сушков День пятого Августа останется навсегда памятным днем в Русской иерархической летописи: Московскому Владыке первому судило Провидение свершить пятидесятилетие Святительского служения. Никто из Русских Иерархов не сподобился духовной сладости возносить в сане Архиерея бескровную жертву в течение полувека о Русских Царях, о Русской земле, о Православном мире. 1 И ценит святейшего старца Православный мир, и любит его богомольный Русский народ. Уже вчера, в вечерний час – начало церковного дня – вознеслись в храмах Христовой вселенской Церкви молитвы о златоустом учителе не только на Руси, но и в чуждых странах Америки, и посреди Славян, Греков, Арабов: его богословские, церковно-исторические труды, поучения, катехизисы, обличения расколов и ересей, проникли за все пределы России в переводах на Греческом, Арабском, Английском, Французском и других языках. Ныне, в час утра и в час Литургии, вновь понеслись о нем благодарения и прошения к Триединому. Умилительное и небывалое доселе на Руси зрелище виделось ныне, когда, по совершении Литургии и молебствия, перенеслись, чрез волны народа, из храмов Божиих в приемную храмину Митрополичьих палат, представители всех сословий, и знатные и незнатные, и властные и подвластные; когда, теснимый собором притекших от Востока и Запада, от Юга и Севера, Святителей и служителей Церкви Христовой 2 , подвизающихся и начальствующих в Обителях; когда, теснимый сонмом гражданских и военных поздравителей, ученых и учебных, художественных и литературных, благотворительных и попечительных, Обществ и Учреждений, преклонный летами, но бодрый смиренномудрием и мощный духом, избранник и воин Христов, внимал словам любви и благоговения, от слова Царева до слов простолюдина. На светлом лице его отражались ощущения чистой от суеты мирской души. Привет искренний и скромный вызывал на его уста улыбку признательности; похвалы восторженные, хотя от полноты души, наводили на его чело легкую тишь смущения и молчной пени. Так, отклоняя хвалебные возгласы одних и благодаря за поздравления других, он извлекал из глубины своего сердца ответы всем и каждому: кому слово признательности, кому слово бережно поучительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не трогайте батюшку-доктора, пока он спасает народ Иеромонах Феодорит о списке нежелательных для священства профессий 31 января, 2017 Иеромонах Феодорит о списке нежелательных для священства профессий «В связи с оптимизацией здравоохранения сейчас во многих местах медучреждений просто не осталось. И тут батюшка-доктор может просто народ спасти». Иеромонах Феодорит (Сеньчуков) о том, что скоро многие священники рискуют остаться без мирских профессий. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности. Ни войны, ни суда Последние дни почти каждый звонящий или встречающий меня человек задает вопрос: «Ну, и что ты теперь будешь делать?». Теперь – это после опубликования Проекта « Профессии, совместимые и несовместимые со священством». Я, конечно, отвечаю – мол, мой архиерей не против, это только проект, да и вообще – дожить еще надо, тем более, я на назначение пенсии документы подал. Но то, что я отвечаю – это одно, а на самом-то деле проект действительно волнует сердца. Итак, проект объявляет некоторые профессии несовместимыми со статусом священнослужителя. Их довольно много. Во-первых, это воинская служба и любая служба, где предусмотрено ношение (а значит, и применение) оружия. Во-вторых, работа в органах государственного и муниципального управления, причем как законодательных, так и исполнительных. В-третьих, работа судьей, служба в органах дознания, адвокатская деятельность. В-четвертых, собственный бизнес, торговля (кроме изделий собственных рук), работа в барах, казино и т.п. заведениях, профессиональная спортивная деятельность, актерство и сценическое пение, охота. Ну и, наконец, занятия медициной. То, что касается лично меня. Не каждый бизнесмен – жулик В документе есть ссылки на каноны. Где-то они вполне разумные, где-то притянуты. Не буду обсуждать каждый запрет, скажу кратко – запреты на вооруженную деятельность, судейство, охоту вполне понятны. Священник совершает Бескровную Жертву, поэтому не может быть убийцей, даже защищая других людей.

http://pravmir.ru/ne-trogayte-batyushku-...

Псалом 37 Пораженный ранами, удрученный скорбями н всеми оставленный, Давид, с величайшей кротостью переносить страдания, исповедует свои прегрешения и уповает на спасение от Бога. 1. Псалом Давиду, в воспоминание о Субботе. Давид, испытывая крайне тяжкие страдания телесные и сильнейшие волнения душевные, сознает, что он лишен покоя в наказание за свои многие грехи; исповедует свои беззакония в этом молитвенном псалме и просит, чтобы Господь не оставил его совершенно, – вспомнил бы о нем, как о преданном Ему рабе, простил грехи и даровал ему полное успокоение (– как бы своего рода субботу, что значит покой). Вероятно, этот псалом, как молитва о мире – покое (ст. 4. 9–11), употреблялся при принесении хлебной – бескровной жертвы за грех , при чем часть этой жертвы, точнее – горсть муки сожигалась на жертвенник именно в память пред Господом, т. е. для напоминания о приносившем эту жертву, чтобы Господь простил ему грехи его (ср. Лев.2:2,9,16;5:12;6:14–15 ; ср. Пс.66:3 ); вероятно также, что псалом этот употреблялся при богослужении в субботу – день покоя от всех дел. 2–3. Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене: яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил ecu на мне руку Твою. Проникнутый глубоким сознанием своей греховности и вместе покорностью воле Божией, Давид молит, чтобы Господь обличал его – открывал его согрешения, но не с яростью, не в крайней степени гнева, причем не бывает никакой пощады обличаемому, – и чтобы наказывал – вразумлял его, но не во гневе, т. е. не во гневе только, а и с милостью, снисходя к его слабым силам. Давид просит Господа о пощаде, «ибо, говорит он, стрелы Твои вонзились в меня», т. е. раны на теле глубоки, как будто они нанесены стрелами, кои Господь вонзил; раны эти неисцельны (ст. 4 и 8), потому что наносятся тяжелыми ударами руки Божией в беспощадном гневе. 4–6. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» О необходимости причащения клирикам, совершающим Евхаристию. Если какой-либо епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из находящихся в списке священного чина при совершении приношения не причастится, то пусть объявит причину. И если она благословна, да будет прощен. Если же не объявит, да будет отлучен как виновный в том, что причинил вред народу и навлек подозрение на совершившего приношение, будто тот неправильно совершил таинство. Ε τις πσκοπος, πρεσβτερος, δικονος, κ το καταλγου το ερατικο, προσφορς γενομνης μ μεταλβοι, τν αταν επτω κα ν ελογος, συγγνμης τυγχαντω ε δ μ λγοι, φοριζσθω, ς ατιος βλβης γενμενος τ λα, κα πνοιαν μποισας κατ το προσενγκαντος, ς μ γις νενγκαντος. Толкования Зонара . Правило хочет, чтобы всегда все были готовы и достойны причащения святыни и особенно священнослужащие. Почему и говорят, что если кто-либо из них не причастится, при совершении приношения (т. е. проскомидии); то или пусть скажет причину и, если будет благословна, получит снисхождение, если же ни скажет, повергнется отлучению. Ибо сим против священника, совершавшаго бескровную жертву, возбуждает в народе недоброе подозрение, будто не хотел от него причаститься, зная что-нибудь препятствующее священнослужению его. Аристен . Священник, не причащающийся, пусть скажет причину; а если не скажет, да будет отлучен; ибо навел подозрение на приносящего жертву. Священник или другой кто-либо из священнаго чина, если не причащается и не объявляет причины, по которой так делает, да подлежит отлучению, ибо наводит подозрение против совершающего бескровную жертву. Вальсамон . Никто не знает, чтобы епископ или пресвитер входил в алтарь, совершал священнодействие и однако же не причащался божественныя святыни. А если бы кто-либо из них оказался сделавшим что-нибудь такое, тот не только должен быть отлучен, но и строго наказан, если не объявит самой благословной и очевидной причины, препятствующей божественному причащению, дабы не произошло от этого какого-либо соблазна. Но из диаконов мы видим очень многих, которые входят в алтарь, а не причащаются и даже не прикасаются к святыне. Если же кто-либо из них коснется рукою и не причастится, то подвергнется отлучению по настоящему правилу. Некоторые так толковали это правило; а другие говорят, что сим правилом отлучается всякий священнослужитель, не причащающийся, хотя бы он стоял вне алтаря: что весьма тяжко.

http://azbyka.ru/pravo/8-apostolskoe-pra...

Вся цель пророчества у него направляется как бы к следующим двум обвинениям. Когда, с построением божественного храма, время призывало предстоятелей народа к священнодействию, и израильтян, если пожелают, к исполнению обетов по закону, они, однако же, пользовались заповедями Моисеевыми не беспорочно и не как должно. Так, народ хотя и приносил в жертву обычное, но не очень заботливо, а напротив, лениво и нерадиво, – приводили к жертвеннику наихудшее в стадах, болезненное и негодное. А священники принимали (животных), уже не рассматривая, по закону, пороков, как то: слепых, с обрезанными ушами, обрубленным носом или хвостом, больных коростой, имеющих лишаи, одноятрых. Все такое закон отвергал ( Лев. 22:21–25, 21, 18–19 ), и потому это было дерзостью и ничем иным. И иначе еще священники не радели о подчиненном им народе, не давая правильных объяснений закона и не руководя к благоугождению Бога, но позволяя увлекаться к беззаконному и суетному и уклоняться от прямой стези. Это – один род обвинения. Другой же, кроме того, относится к израильтянам по следующим причинам. Утрачивая любовь к своим женам и потом бросая им разводную запись ( Втор.24:1 ср. Мф.5:31–32 ), хотя бы и никогда ни в чем беззаконном не повинным, они соединялись с другими и думали, что, решаясь на такое дело, никоим образом не оскорбляют Бога. Другие же питали страсть к дочерям иноплеменников, хотя закон ясно возвещает: «дщери своя не даси сыну его, и дщери его да не поймеши сыну твоему; отвратит бо сына твоего от мене, и послужит богом инем» ( Втор.7:3–4 ). Есть об этом пространная речь и в книгах Ездры ( 1Ездр.9:1 , 2Ездр.8:65 ), почему некоторые предполагают, что он (Ездра) есть Малахия, хотя в действительности это и не так 2 . В этом разделе содержатся обвинения. А в конце пророчества речь идет о явлении Спасителя нашего, когда будет приносится Богу чистая и бескровная жертва и, с уничтожением греха и преобразованием жителей земли к обновлению жизни ( Рим.6:4 ), прекратятся обвинения всех, ибо «нова тварь» (есть тот), «кто во Христе», когда «древняя мимоидоша» ( 2Кор.5:17 ), по написанному.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Кому подобны отвергающие молитвы за усопших       Кому подобны отвергающие молитвы за усопших  Просьба молиться и любить Бога Здравствуйте, Авдотья Николаевна. Мир Вам и спасение Божие!   Сегодня в своей афонской скромной пустынной церк­ви я молился и приносил Бескровную Жертву о упокоении доброй моей и незабвенной Анны, которая вчера в сонном видении навестила меня вместе с милою дочерью, так что я не мог остаться бесчувственным и, по естественной привязанности, по сердечной любви к почив­шим, молился Богу, чтоб они были вчинены в лики праведных и в сонме ангельском.   С того времени как Бог доставил нам знакомство и духовное отношение к Вам, имя Феодосии остается неразлучным и неотдельным от дра­гоценных и милых моей памяти имен Анны и Анастасии. Да, как всегда, так в особеннос­ти ныне Бог удостоил меня помянуть почив­ших и как я весел, всегда бываю весел в те дни, которые исключительно посвящаю памяти и молитвам за почивших!..   В эти дни мысль как бы совершенно покидает землю и уносится в загробный мир, а сердце чувству­ет, что там только жизнь его, там блаженство райское и покой невозмутимый... О, как после этого несчастны, как жалки те, которые, отвергая молитвы за усопших, никогда не приносят о них жертвы спасения и оправда­ния!   Подобные люди ничем не лучше скота, потому что для них нет общения с загробным миром; для них гроб - скотская могила, за которою о павшей твари, бессмысленной и бессловесной, нет и помину. Слава Богу, что Он дал нам и возможность, и силы облегчать загробную участь милых нашему сердцу и памяти!.. Но полно об этом.     Между прочим извещаю Вас, что на днях я препроводил с поклонниками ящичек, напол­ненный букетами «неувядаемых цветов Божией Матери», о которых Вы читали в моих пись­мах; и этот гостинец адресован на Ваше имя. Если не из Константинополя, то из Киева я просил переслать его к Вам по почте. Не знаю, когда Вы получите эту посылку и когда гос­тинец мой пустынный дойдет до Ваших рук, но как скоро, Бог даст, получите - сделайте одолжение, распорядитесь цветками.

http://isihazm.ru/1/?id=1789

Разделы портала «Азбука веры» О днях совершении Литургии Преждеосвященных Даров Великим постом. Во все дни поста святой Четыредесятницы, кроме субботы, воскресенья и святого дня Благовещения, да совершается священная Литургия Преждеосвященных Даров. ν πσαις τας τς γας Τεσσαρακοστς τν νηστειν μραις, παρεκτς σαββτου, κα Κυριακς, κα τς γας το Εαγγελισμο μρας, γινσθω τν προηγιασμνων ερ λειτουργα. Толкования Зонара . Установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. А приношение Богу жертв есть празднование; празднование же есть выражение радости. Каким же образом возможно в одно и то же время и плакать и веселиться? Посему во все дни четыредесятницы бывает литургия Преждеосвященных Даров ; ибо тогда бескровной жертвы не бывает; но предлагается вновь жертва уже принесенная и совершенная. А в субботы и в воскресные дни, поскольку в эти дни запрещено поститься, дозволяется приносить и жертву, и служить совершенную литургию. Подобным образом и в день Благовещения ; ибо мы чтим оный как начало и главизну нашего спасения, и празднуем в этот день. Посему в дни постов по 51-му правилу Лаодикийского собора не дозволено совершать и памяти святых, исключая субботы и воскресного дня. Ибо и памяти святых суть радостные празднования, а во дни постов должно плакать, а не радоваться. Аристен . Во всю четыредесятницу, кроме воскресного дня и субботы и дня Благовещения, приносятся преждеосвященные дары. Причины, по которой во всю четыредесятницу, кроме субботы и воскресного дня, и дня Благовещения, не приносится хлеб, но совершаются преждеосвященные литургии, изложена, сколько нам кажется, в 49м правиле Лаодикийского собора. Вальсамон . Установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. А приношение Богу жертвы есть празднование; празднование же есть не иное что как радость. Каким же образом возможно в одно и то же время и плакать и веселиться? Посему-то отцы и определили, чтобы не было жертвы во всю святую четыредесятницу, кроме субботы и воскресного дня, и дня Благовещения; ибо в эти дни нам повелено праздновать, а не плакать, не поститься и не преклонять колен. Литургию Преждеосвященных не называем бескровною жертвою; но предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействия исполненного. Думаю, что, на основании настоящего правила, в строгих монастырях пред сырною седмицею поют и читают каноны и мученичны праздников им памятей святых, случающихся во всю четыредесятницу. Итак, заметь и из настоящего правила, что, собственно, одна четыредесятница; ибо если бы признаваема была и другая, то было бы определено, чтобы и в эту было священнодействие не с совершенною жертвою, а с преждеосвященною, как определено этому быть в четыредесятницу великой Пасхи.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Разделы портала «Азбука веры» О том, что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад. Если какой-либо епископ или пресвитер, вопреки установлению Господа о жертвоприношении, принесет в алтарь что-либо иное: мед, молоко или приготовленный сикер вместо вина, птицу, каких-нибудь животных или овощи, вопреки установлению, да будет извержен из сана. Исключение составляют молодые зерна и виноград, приносимые в подобающее время. Да не будет позволено доставлять в алтарь что-либо иное, кроме елея для светильника и фимиама, ко времени святого приношения. Ε τις πσκοπος, πρεσβτερος, παρ τν το Κυρου διταξιν τν π τ θυσ, προσενγκ τερ τινα π τ θυσιαστριον, μλι, γλα, ντ ονου σκερα πιτηδευτ, ρνεις ζ τινα, σπρια, παρ τν διταξιν, καθαιρεσθω πλν νων χδρων, σταφυλς, τ καιρ τ δοντι. Μ ξν δ στω προσγεσθα τι τερον πρς τ θυσιαοτριον, λαιον ες τν λυχναν, κα θυμαμα τ καιρ τς γας προσφορς. Толкования Зонара . Господь предав Своим ученикам совершение бескровной жертвы, заповедал совершать оную на хлебе и вине. Посему и апостолы не дозволили приносить ничего другаго для жертвы и запретили вместо вина употреблять другой вид пития, например, сикеру. А сикерою называется все, что производит опьянение без вина; каковы искусственно производимыя людьми пития, например, так называемый хмел, и другия подобным образом приготовляемыя. Но они дозволили приносить виноград, сделавшийся уже зрелым, и новые, то есть, только что появившиеся колосья и овощи, сделавшиеся уже годными для употребления в пищу (ибо это обозначается выражением: в надлежащее время); впрочем дозволили приносить это не как жертву, а как начатки созревших плодов. Дозволено приностить и елей, дабы им возжигать свет Истинному Свету, и фимиам во время святаго приношения. Читай Трулльскаго собора правила 28 , 32 , 57 . Аристен . Священник, приносящий в олтарь молоко, или мед, или сикеру, или животных, или овощи – кроме новых колосьев, винограда, елея и фамиама, да будет извержен.

http://azbyka.ru/pravo/3-apostolskoe-pra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010