41. Совершение таинства: возбуждение к достойному предстоянию при совершении евхаристии: возгласы и ответы, предшествующие и сопровождающие евхаристическую молитву; возношение даров и освящение После пения символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». После этого диакон уходит в алтарь. Эти слова диакона означают то, что мы будем стоять хорошо, будем стоять со страхом. Будем внимательны, чтобы спокойно в мире принести святое возношение. После этого на клиросе поют: «Милость мира, жертву хваления»; этими словами обясняют что такое «святое возношение». Святое возношение – есть хвалебная и самая приятная жертва Богу. Она есть милость ближним, принесение бескровной жертвы и прославление Бога. После этого пения священник в алтаре обращается к народу и преподает ему благословение Св. Троицы такими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». На это благословение клир поет: «и со духом твоим», т.е.мы желаем того же и твоей душе. После этого священник возглашает: «Горе имеем сердца». Эти слова означают то, что мы должны обратить наши сердца от земли на небо к Богу. На это молящиеся отвечают: «Имамы ко Господу», т.е. мы уже обратили свои сердца к Господу. После Этого священник произносит: «Благ одарим Господа», т.е. принесем Господу благодарственные молитвы. В ответ на это на клиросе поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». Перевод. Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу Троице единосущной и нераздельной. Это время возвещается звоном для того, чтобы знали те, кто не в храме, о наступлении важных минут при совершении литургии. Священник во время этого пения молится и тайно читает первую часть благодарственной евхаристической молитвы. В этой молитве он прославляет Бога и благодарит Его за сотворение нас, за Его милости и за то, что Он принимает эту нашу службу, хотя Его окружают на небе и Ему всегда служат множество ангелов постоянно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

I. Праздник Св. Сергия в его лавре Еще одно утешительное посещение лавры Сергиевой сохранилось в памяти моей, по тем сладостным и высоким впечатлениям, которые оно во мне оставило. Под крылом Преподобного обрел я мир душевный, и орудием мира был Настоятель его лавры. Скажу, что видел и чувствовал. Это было уже седьмое мое странствие в обитель, столь близкую сердцу каждого Русского! – Я прибыл накануне осеннего праздника, в самую минуту, когда ударяли в колокол к торжественному молебну. Церковь была открыта: я поспешил сперва ко гробу преподобного Никона, а оттоле к мощам его великого учителя Сергия. Гробовой монах служил молебны богомольцам; приветливо взглянул он на меня, как бы сочувствуя тому, что тревожило мое сердце, и с радушною улыбкою сказал только: «молитесь больше»! Я спустился в келью Преподобного к иконе явления Божией Матери и поклонился гробам Дионисия, Серапиона, Иосифа: – там старец, блюститель кельи, зажигал уже светильники. Тогда взошел я в покои Митрополита. Владыка принял меня с обычным благоволением и пригласил остаться после праздника на освящение обновленной церкви преподобного Михея. Он спешил к молебну, и я за ним последовал в собор Троицкий. О, какое особенное чувство возбуждает в душе этот чудный молебен! Мне привелось стоять в южных дверях, подле самой раки, пред которою Митрополит, окруженный своим клиром, читал акафист Преподобному. Прямо в лице, живого и по смерти, Сергия, высказывал он во всеуслышание всю его жизнь, все его подвиги, ранние и поздние, в сей временной и в той непреходящей жизни, которых свидетелями были «Тавра и Россия, а ему вторили дики, как бы отголоском всей земли Русской, испытавшей его дивную помощь в бедах своих: «радуйся Сергие, великий чудотворце». Из собора взошел я в ризницу, где опять с благоговением целовал убогую ризу и сосуды Преподобного, лучшее сокровище посреди несметных драгоценностей «Тавры, ибо от сей ветхой ризы потекли все ее богатства, из сего деревянного потира воссиял некогда небесный огнь Сергию, совершавшему в нем бескровную жертву, в своей дремучей пустыне!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

     После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9–11). Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача. Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых – алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора… – Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного? – Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва – совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом. – Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?

http://pravoslavie.ru/96162.html

Беседа XC. Об одиннадцатом члене символа веры. О воскресении мертвых Чаю воскресения мертвых. После смерти каждого человека над душею умершего, как мы говорили с вами, братие, совершается частный суд, после которого души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Говорили мы с вами также, что те осужденные на нем души, которые отошли из этой жизни, хотя не очищенные совершенно, но с начатками веры и покаяния, могут еще очищаться молитвою Церкви, особенно соединенною с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворениями, с верою совершаемыми в память их. Но наступит, братие, время, когда совершится над всем родом человеческим всеобщий, последний и окончательный суд Христов. После него последует для всех полное воздаяние, и не будет никому помилования, не останется никаких средств грешникам к оправданию. Посему-то этот суд по преимуществу и называется судом страшным. Этот суд будет происходить после второго пришествия Христова на землю и воскресения мертвых. О втором пришествии Христове и страшном суде мы, братие, беседовали с вами при объяснении седьмого члена Символа веры . Теперь побеседуем о воскресении мертвых. Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Истина воскресения мертвых ясно раскрывается в Свящ. Писании. Она была известна еще в Ветхом Завете, верою в воскресение мертвых утешал себя Иов среди своих страданий. «Я знаю», говорил он, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов.19:25 ). Веру в воскресение мертвых исповедует пророк Исаия, когда говорит: «Оживут мертвецы (Твои), возстанут мертвыя тела» ( Ис.26:19 ), а пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного множеством костей человеческих, которые, по действию Духа, соединились одна с другою, облеклись плотью, ожили и одушевились духом ( Иез.37 ). Братья Маккавеи, преданные Антиохом мученической смерти, утешали себя и подкрепляли надеждою на воскресение. «Царь мира», говорили они, воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Иуда Маккавей послал в Иерусалим богатую жертву за грехи умерших воинов, потому что помышлял о воскресении ( 2Мак.12:43 ). Сестра Лазаря Мария, когда Господь сказал ей о воскресении брата, отвечала: «знаю, что воскреснет во воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

" В вашей борьбе вы не одиноки " (версия для печати)/Православие.Ru " В вашей борьбе вы не одиноки " Православие.Ru , 28 августа 2001 г. Ваше Блаженство, возлюбленный во Христе Собрат, Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Ваше Преосвященство, наместник исторической и священной Киево-Печерской Лавры епископ Павел, Дорогие владыки, Ваше Превосходительство, г-н Посол Греции в Украине, Благословенное священство, во Христе диаконство, Преподобные отцы и братия, Возлюбленный и благословенный народ Господень! Днесь благодать Святого Духа собрала нас в этом священном месте – в Киево-Печерской Лавре, где покоятся святые мощи многих преподобных отцов Православной веры, где они подвизались и угождали Богу своей добродетельной и святой жизнью. Мы пришли сюда, чтобы получить их благословение и укрепиться в нашей земной духовной брани ради защиты и охранения чистоты Православной веры, ради одоления врага, ищущего погибели наших душ. Я рад тому, что наш визит сюда совпадает с двумя великими историческими событиями: 950-летием жизни Лавры и 10-летием независимости вашей страны, к благородному и стремящемуся к совершенствованию народу которой мы обращаемся с сердечными пожеланиями мирных достижений и благополучия. Вместе с тем мы глубоко сожалеем о трагедии, которая произошла в эти дни на шахте в городе Донецке и повергла в траур десятки семей. Прошу передать этим семьям, а также всей вашей пастве глубочайшую боль Церкви Эллады, которая в знак поддержки намерена принять в Греции детей из осиротевших семей и просит Его Превосходительство посла Греции в Киеве господина Димитриса Контумаса взять на себя координацию этого дела. Мы стоим сегодня перед святейшим жертвенником величественного, изумительного в своей красоте храма, который представляет собой очевидное доказательство силы Божией, великого благочестия и Православной веры братского украинского народа, который в последнее время вернулся к вере. И наши руки вместе приносят Бескровную жертву, давая возможность каждому причаститься Святых Таин, являя единство во Христе и бесконечную любовь, какую мы имеем друг ко другу как члены таинственного Тела Христова.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Г. Добродетели, предписываемые четветою заповедью 1. Посещай храмы Божии в праздничные дни а) Примеры усердного посещения храмов Божиих. Преп. Феодор Сикеот с ран них лет начал обнаруживать любовь к церкви Божией. В особенности он любил ходить в храм великомученика Георгия, живописно стоявший на уединенной горе, довольно далеко от дома Марии, матери Феодора. Будучи восьми лет, Феодор, обучаясь в училище, не ходил домой обедать, особенно в великопостные дни, но обыкновенно отправлялся в свою любимую церковь молиться Богу; уже вечером возвращался он к матери и тогда уже принимал пищу. Мать несколько раз строго приказывала ему приходить домой к обеду, но юный отрок трапезу духовную предпочитал трапезе телесной, и телесное обучение освящал благочестием, которое на все полезно. Бывало, все домашние спят глубоким сном, а Феодор встанет с первым проблеском зари и уйдет в свою церковь на утренние молитвы: его влекла туда любовь к святому великомученику Георгию. В ночное время, на пути в церковь , приходилось ему видеть страшные привидения, в виде свирепых зверей, устремлявшихся на него с ревом и визгом: а он шел себе смело и ничего не боялся: он верил, что ему, с копьем в руках, сопутствует великомученик Георгий. Случалось, что мать и прочие женщины, желая отклонить Феодора, чтобы он не ходил в церковь до рассвета, рассказывали ему, будто по ночам ходит волк и пожирает всех встречных; но женские рассказы не могли удержать его дома, – он непременно уйдет в церковь , так что, покоясь крепким сном, домашние и не заметят его ухода. Однажды Мария, проснувшись рано утром и не застав сына в постели, с гневом побежала в церковь , извлекла его оттуда за волосы, и во весь день продержала при себе, а на ночь привязала к кровати. Но св. Георгий предстал в ночном видения пред Мариею, обнажил меч, и грозил ей отсечь голову, если она впредь будет препятствовать сыну ходить в церковь . Четырнадцати лет от роду Феодор совершенно оставил родительский дом, и начал жить в пещере, которую выкопал близ церкви св. Георгия, чтобы удобнее посещать любезный ему дом молитвы. Восемнадцати лет он рукоположен был во священника, и начал совершать бескровную жертву, достойно предстоя алтарю Господню. Так протекли детские и отроческие годы св. Феодора. Сколько здесь уроков для нынешних детей, которые ленится ходить в храм Божий, под предлогом малолетства, слабости тела, отдаленности от церкви, непогоды и других препятствий! («Чет.-Мин.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господь наш Иисус Христос , по сказанию св. евангелистов Матфея, Марка и Луки и св. апостола Павла, установил, в основанной Им церкви, таинство евхаристии или причащения и новозаветную бескровную жертву. Св. евангелист Матфей ( Мф.26:26 и сл.; снес. Мк.14:22 и сл.) так повествует: «Иисус взял хлеб, и благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов»; или, как пишет св. апостол Павел к Коринфянам ( 1Кор.11:23 и сл.; снес. Лк.22:19 и сл.), «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». По этой заповеди Христовой, со времен апостольских таинство евхаристии совершалось во всех церквах христианских, на Востоке и на Западе, ……. и, что хлеб и вино н:……. божественной……. тело и кровь Христову но никто из …….. вопроса: когда, в какой именно момент ……… пресуществляются? К этому вопросу пр……. стические богословы на Западе в средние ве……….. к измыслили учение о св. таинствах церковных. …….умозрению, каждое таинство должно иметь материю или вещество и форму или слова посредством которых совершается таинство, или, по выражению Тридентского собора 1 , «слова, совершающие то, что ими означается»; сверх сего, от священнодействующего, для действенности таинства, требуется, чтобы он, совершая таинство изъявлял намерение (intentio) сделать то, что делает церковь . Материей или веществом в таинстве евхаристии, как всем известно, служат хлеб и вино. Что же составляет форму этого таинства, иначе сказать, какими словами пресуществляются св. дары на литургии? В римской литургии схоластические богословы латинские 2 не нашли других слов, кроме слов Христовых: «сие есть тело Мое, сие есть кровь Моя» которым исключительно и усвоили тайнодейственную силу в пресуществлении св. даров на литургии, и которые поэтому в римском служебнике 3 (около XIII века) названы «словами освящения» и «формою таинства евхаристии». Ко времени произнесения этих слов на литургии они приурочили и изъявление священником намерения совершить это таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Давно, за несколько тысяч лет, сказаны слова сии; но как прилично относятся они и к настоящему месту и времени! Эта заповедь Божия, данная евреям о праздновании пасхи, есть для нас как бы завещание и наказ к нам отцев наших, первых здателей храма сего и установителей настоящего нашего праздника. Ибо день сей для них действительно был пасхою, т.е. переходом от смерти к жизни. За 216 лет пред сим, в царствование благочестивейшего Государя Алексия Михайловича, как страшный ангел смерти, побивавший первенцев Египта, постигла предков наших, жителей сего града, язва смертоносная. Язва открылась 1 сентября, в самый новый год, по тогдашнему счислению времени, и с первого же дня поразила всех ужасом, по своей внезапности и лютости. Человек, за минуту живой и здоровый, не чувствовавший в себе ни малейших признаков болезни, вдруг падал и умирал в страшных мучениях. Никакие меры предосторожности, никакие средства врачебные не были в состоянии остановить и уменьшить зло, которое, со дня на день, все распространялось и усиливалось более и более, так что город и окрестности наполнились трупами, и не доставало рук для их погребения. Опустели площади и улицы многолюдного города, иные дома и целые села вымерли начисто, во многих церквах прекратилась служба Божия, за смертию священноцерковнослужителей, страх и уныние овладели сердцами живых, никто не хотел заниматься ни торговлей, ни промышленностью, ни другими необходимыми делами житейскими, даже никто не смел касаться серебра и золота, если бы и нашел, опасаясь заразы и по тому, что не был уверен, доживет ли и до завтрашнего дня. Лютая язва поражала внезапно, и каждый, кто заболевал, умирал. Невозможно себе представить без ужаса, что за лютое и страшное было это время! Истинно тогда, говоря словами пророка Иеремии: взыде смерть сквозе окна наша, и вниде в землю нашу, погубити отрочата отвне, и юноши от стогн. И быша мертвии человецы в пример на лице земли нашей, яко созади жнущаго и не бе собирающаго ( Иер.9:21–22 ). Не нужно допытываться, что это была за язва; это видимо был перст Божий ( Исх.8:19 ), карающий грешников! Так и поняли ее предки наши и имели столько благоразумия, что сознавши свои согрешения, не предались безнадежному страху и отчаянию, но обратились к Богу с покаянием и молитвою, и в твердом уповании на милость и помощь Божию, единодушно положили в один день построить храм Богу и принести в нем бескровную жертву о своем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Добровольный мученик и гордец Является ли сейчас поход в храм на литургию и причащение добровольным мученичеством? 28.11.2020 4424 Время на чтение 7 минут Мученик — это «свидетель» в переводе с греческого, то есть это свидетель и свидетельство стойкости исповедания христианства вплоть до кончины от издевательств и мучений. Такой кончины, что даже все грехи человека (кстати, как христианина, так и не христианина, который, претерпевая мучения, получает крещение своей кровью) смываются пролитой мученической кровью. Претерпевающий подобные мучения сберегает душу свою ради Христа (Мф. 10:39). Первые мученики были уже в апостольские времена, а на Руси — в конце первого тысячелетия. Вполне естественно, что к мученикам не могут быть причислены еретики (9е и 34е правила Лаодикийского собора). У мученика, идущего вослед за Христом, жизнь никто не отнимает — он её отдает сам и добровольно, как и наш Господь. Мученичество в том и состоит, что человек оказывается способным по дару Христа и подобно Ему, вольно принять страдания и самую смерть, неизбежную для каждого из нас. Вот какую классификацию видов мученичества даёт протоиерей Александр Шаргунов : «Святитель Киприан Карфагенский говорит, что есть мученичество красное и есть мученичество белое. Мученичество красное - когда христианин приносит свою жизнь в жертву во времена гонений за Христа. Мученичество белое - когда он в деятельной любви и сострадании совершает свой подвиг в дни мира для Церкви ... и вольно отвергается того, что дороже ему всего на свете, для того чтобы стать странником и вольным изгнанником на земле ради Христа. Отцы древней Православной Ирландской Церкви говорили о том, что наряду с мученичеством красным и мученичеством белым, есть мученичество зелёное, когда человек подвигами поста, труда и молитвы достигает освобождения от всех греховных страстей. И это есть подвиг преподобничества. Не случайно в дни памяти преподобных цвет облачений у нас (священнослужителей) (когда не пост) бывает зелёный. Подвиг преподобничества - это подвиг, который говорит о тайне приобщения Самому Источнику жизни - Святой Троице. Все эти виды мученичества едины». И избираемый нами образ жизни вполне способен приобщить каждого из нас, как будущих мучеников, к вольному страданию Господа: это монашество и жизнь в браке, и подвиг уединённой молитвы как подвиг бескровного мученичества, а и иная жизнь тоже. В монашестве человек «сам отказывается от своей свободы, совершая первый акт добровольного мученичества ради Христа, с тем, чтобы приобщиться Его Кресту».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/28/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > О современной практике церковного поминовения Размышления на актуальную для христиан тему 18.02.2023 3397 Время на чтение 11 минут Фото: Санкт-Петербургская митрополия От редакции : Автор поднимает важную тему для церковной жизни. И хотя его позиция нам представляется излишне ригористичной, но проблема, о которой он с болью пишет вполне реальна. «Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан, как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. ... Церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает… Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в День Страшного Суда Его» (преп. Паисий Величковский). «Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и Причащение тем, кои без покаяния причащаются Страшных Тайн, как сказал божественный Павел (см. 2 Кор. 11, 29)» (свят. Симеон Фессалоникийский). «О поминовении на Проскомидии справедливо вам говорила духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в заблуждении и расколах: по толкованию учителей церковных, чрез соединение частиц, вынутых за их имена с Божественною Кровию, не очищение, но высшее осуждение для них бывает» (преп. Лев Оптинский). Так учат святые отцы Церкви о проскомидии и о поминовении усопших. Но, к сожалению, в современной церковной практике происходит иначе. Современные пастыри либо позабыли о том, кого и как следует поминать, либо об этом вообще не знают.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/18/o_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010