Глава 2 1–13. Жертва бескровная: хлебный материал и добавление: елей, ладан, соль. 14–16. Приношение начатков первых плодов. Лев.2:1 .  Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, В отличие от кровавых жертв zebachim (от гл. zabach умерщвлять, б. ч. для ритуальных целей), жертва бескровная или растительная называется minchah, или, как здесь, qorban minchah; по LXX: δρον θυσα (также προσφορ, μννα, σεμδαλις), Vulg.: oblatio sacrificil. В свою очередь от растительной жертвы из твердых продуктов, minchah, отличается растительная жертва жидкая, жертва возлияния, nesech, LXX: σπονδεον, σπονδ, Vulg.: libamen, libamentum. В дозаконное время minchah имело общее значение дара ( Быт 32:21–22, 43:11, 15 ) и означало даже и кровавые жертвы, напр., жертва Авеля так же названа минха, как и жертва Каина ( Быт 4.3–5 ). В законодательстве же Моисеевом минха означает собственно бескровную жертву, которая в главных продуктах – муке, елее и вине – представляла на служение Богу земледелие Израиля, как жертва кровавая – скотоводство; обе главные отрасли древнееврейской промышленности должны были доставлять на алтарь бога Израилева свои произведения. Бескровная жертва могла быть и была двоякая: 1) самостоятельная, отдельная от жертвы кровавой (такая описывается в Лев.2 ), и 2) добавочная при кровавой жертве, всесожжении или мирной. Вопреки отрицанию, у некоторых библеистов (Бэр, Герлах и др. протестанты), самостоятельного существования бескровной жертвы в Ветхом Завете, последняя, несомненно, существовала, как показывают уже жертвы Каина ( Быт 4 ), Мелхиседека ( Быт 14 ) и Гедеона ( Суд. 6.18 ). Самостоятельною же жертвою бескровною были, напр., хлебы предложения в святилище. По учению отцов и учителей Церкви (И. Злат., Амврос., Евсевий, блаж. Иероним), бескровная жертва Ветхого Завета предызображала новозаветную жертву евхаристии. Лев.2:2 .  и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Верующий Ветхого Завета не знал Евхаристии в том смысле, как она известна христианам – как бескровная жертва благодарения Богу. Новозаветная евхаристическая жертва являет собой продолжающуюся во времени единственную и уникальную жертву, принесенную две тысячи лет назад во искупление людей Единородным Сыном Божиим, ради этого ставшим Сыном Человеческим. Это, однако, не означает, что ветхозаветный верующий был абсолютно лишен евхаристических переживаний и размышлений. Ветхий Завет и жертва Верующий Ветхого Завета не знал Евхаристии в том смысле, как она известна христианам – как бескровная жертва благодарения Богу. Новозаветная евхаристическая жертва являет собой продолжающуюся во времени единственную и уникальную жертву, принесенную две тысячи лет назад во искупление людей Единородным Сыном Божиим, ради этого ставшим Сыном Человеческим. Это, однако, не означает, что ветхозаветный верующий был абсолютно лишен евхаристических переживаний и размышлений. Еще не было искупления – но было приготовление к нему, еще не было полноты радости о воскресшем Христе – но уже была благодарность Богу за его благодеяния. Конечно, кровь овец и козлов не могла изменить природу человека; тем не менее, закон Моисеев повелел еврейскому народу приносить жертвы – как ежедневные, так по особым случаям. Для чего это делалось? Прежде всего это было необходимо лично каждому верующему, ведь закон предписывал жертвовать Богу, то есть отдавать ему то, что дорого, часть своего имущества как в благодарность за то, что Бог даровал ему благополучие в жизни, так и в знак раскаяния в своих грехах. Это неизбежно приводило ветхозаветного иудея к мысли о промысле Божием в своей жизни, о томи, что только от Бога зависит и радость праведника, и утешение кающегося грешника. Shilo. Площадка в Силоме, где, вероятно, находилась скиния.      Кроме воспитания отдельных членов общества, система жертвоприношений напоминала народу Израильскому в целом о его особой миссии среди прочих народов. Необходимость принесения жертвы для раскаяния в грехах и благодарения Богу, с одной стороны, и в то же время потребность в постоянном повторении этих жертв, с другой, создавали логическое напряжение у тех евреев, которые размышляли над религиозными вопросами, заставляли задуматься над тем, возможна ли одна и единственная Жертва, которая может быть принесена не за только отдельных верующих, а сразу за весь народ Божий.

http://pravoslavie.ru/90095.html

Л. И. Бриллиантов Книга Левит Главный предмет книги Эта книга называется книгою Левит потому, что содержит в себе законы о правах и обязанностях левитов, или что то же, потомков Левия, сына Иакова, которые поставлены были Богом для служения при скинии свидения, вместо первенцев. По содержанию книгу Левит можно расположить на четыре небольших отдела с заключением. В первом отделе – богослужебном повествуется о жертвах, как средствах очищения и примирения людей с Богом; во втором отделе излагаются законы и обряды, касающиеся посвящения первосвященника (Аарона) и священников (сыновей его), как жрецов Божиих. Следующий третий отдел может быть назван в собственном смысле обрядовым, так как в нем излагаются постановления о внешней и внутренней чистоте, требуемой от всего народа и от самих священников, причем постановлениями первого рода предусматриваются всевозможные случаи нечистот в жизни народа и определяются соответствующие этому очистительные обряды, постановлениями же второго рода выражаются требования о внешних и внутренних качествах жрецов и их отношениях к святыне. В четвертом отделе книги начертывается круг годовых ветхозаветных праздников. В заключении книги возвещаются благословения исполнителям и проклятия нарушителям данных законов и обрядов и как бы в добавление к этим постановлениям сообщается об обетах и десятинах. Понятие о ветхозаветных жертвах (I-VII гл.) Соответственно различению жертвенного вещества, жертвы разделялись на два главных вида: жертвы кровавые и бескровные. Первые состояли в заклании чистых домашних животных: тельцов, овнов, козлов и птиц: горлицы и голубя. Бескровные жертвы представляли собою различные виды хлебных приношений, соединенных с елеем, ладаном, солью и вином, но без кваса (квасного) и меду. Принесение жертв предварялось, сопровождалось, и заканчивалось соблюдением особых обрядов. Приносящий жертву поставлял животное пред скиниею. возлагал на голову его свои руки и отдавал его жрецам для заклания; после заклания кровию животного кропился жертвенник всесожжения, на котором потом сожигали тук (т.е. жир) внутренностей животного, почки с туком и другие тучные части. С остальными частями животного поступали различно, смотря по тому, какого рода была жертва и за кого она приносилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Глава 29 1–14. Обряды посвящения первосвященников и священников и жертвоприношение за них. 15–18. Жертва всесожжения. 19–37. Жертва посвящения. 38–44. Об ежедневных жертвах. 45–46. Обещание Господа обитать среди сынов Израилевых. Исх.29:1 .  Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока, Исх.29:2 .  и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, Исх.29:3 .  и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов. Приготовительные к посвящению действия. Приведение к скинии жертвенных животных: тельца, приносимого в жертву за грех ( Исх.29:14 ), овна – в жертву всесожжения ( Исх.29:18 ) и второго овна, предназначенного в жертву посвящения ( Лев.8:22 ). Вместе с кровавыми жертвами должна быть принесена и бескровная в главнейших видах ( Лев.2:16 ), сообразно с чем и заготовляется для нее соответствующий материал. Исх.29:4 .  Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою. Исх.29:5 .  И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; Исх.29:6 .  и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре; Исх.29:7 .  и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. Исх.29:8 .  И приведи также сынов его и облеки их в хитоны; Исх.29:9 .  и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его. Первый акт посвящения – омовение водой, облачение и возлияние елея. Исх.29:4 .  Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою. Каждому частному случаю служения Аарона и его сыновей при скинии предшествовало омовение рук и ног ( Исх. 30:18–21, 40:30–32 ). И так как посвящение вводило в служение, являлось началом его, то и служение вообще предваряется омовением не всего тела, что предполагает непристойное в присутствии всего народа обнажение ( Лев.8:3, 6 ), а по аналогии с обычным – омовением рук и ног. Являясь указанием на необходимость телесной чистоты, оно говорило и о той чистоте душевной, которой должны отличаться посвящаемые, как служители Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

     — Трудами равноапостольного князя Владимира великая страна была просвещена светом христовой веры. Однако как тогда, так и сегодня есть те, что негодуют о выборе святого князя. И действительно, зачем он выбрал такую веру? Зачем нам религия, которая обременяет нашу и без того сложную жизнь? Зачем верить в Бога, Который мешает нам жить в свое удовольствие, по голосу плоти? То ли дело язычество... Может быть, следовало в нем и остаться? Наши благочестивые предки с ужасом и стыдом отворачивались от своего языческого прошлого — Наши благочестивые предки этот вопрос не поняли бы. Поскольку для них крещение было путем от смерти к жизни и от земли к небесам. Они с ужасом, стыдом и скорбью отворачивались от своего языческого прошлого . Об этом сказал митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати»: «И уже не сыновей своих бесам в жертву приносим, но приносим бескровную жертву, и уже не идолов чтим и для них кровь проливаем, но чтим богочеловека Христа, за нас Свою кровь Пролившего». Дело в том, что человеческие жертвы неотделимы от славянского язычества . Еще Маврикий упоминает о ритуальном самоубийстве славянских жен после смерти их мужей . Арабский путешественник Ибн Русте описывает в начале Х в., как в «стране славян» проходит похоронный обряд: «И если у покойника было три жены, и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шей. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает». Особо мрачный и изуверский характер носит похоронный обряд, описанный Ибн-Фадланом в 922 г., связанный со зверским убийством девушки, долженстствовавшей сопровождать в иной мир знатного руса: «И они прошли с ней в направлении к кораблю. И вот она сняла два браслета, бывших на ней, и дала их оба той женщине, которая называется ангел смерти, а она — та, которая убивает ее.

http://pravoslavie.ru/72554.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АПОЛЛОНИЙ СЕНАТОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аполлоний (+ ок. 183-185), римский сенатор, один из ранних апологетов , мученик Память 18 апреля (Зап.) Пострадал в правление императора Коммода (177 - 193). По сведениям блж. Иеронима , Аполлоний, " сенатор города Рима " , был привлечен к суду как христианин по доносу своего раба Севера, хотя Евсевий Кесарийский и сохранившиеся судебные акты ничего не говорят о сенаторском достоинстве Аполлония и личности доносчика. Обвинитель был вскоре казнен, тем не менее Аполлоний предстал перед судом римского префекта Перенния (180-185). На суде Аполлоний признал себя христианином. Перенний умолял его отречься и поклясться фортуной императора. Аполлоний ответил, что Слово Божие, Которому ведомы все человеческие помыслы, учит тех, кто следует за Ним, никогда не клясться. При этом заверил, что все христиане почитают императора и молятся о сохранении его власти. Но Перенний велел ему принести жертву богам и изображению императора. Тогда Аполлоний сказал, что христиане приносят бескровную и беспорочную жертву Всемогущему Богу за всех людей и за всех, по Его воле стоящих у власти. Ему дали на размышление три дня. По истечении этого срока Аполлоний предстал перед новым судом, в составе которого было много сенаторов, членов совета и философов. Зачитали протоколы предыдущего заседания, затем судья спросил у святого о его решении. Тот ответил: " Остаться верным Богу, как ты и записал в своих актах " . Аполлоний заявил, что прекрасно знает указ сената, согласно которому обвиняемых, отказавшихся отречься, надлежит предать смерти, однако ничто в мире не заставит его поклониться рукотворным идолам. " Я служу Богу Небесному и одному Ему поклоняюсь - Тому, кто вложил во всех людей душу живую и ежеминутно поддерживает в них жизнь. Стыдно нам поклоняться тому, что равно человеку или хуже бесов. Что за безумное заблуждение! От этого может быть лишь вред душам тех, кто в это верит " .

http://drevo-info.ru/articles/13680288.h...

Глава III. О святом престоле и его принадлежностях §1. Знаменование и значение алтаря Первейшая часть храма, знаменующая, как выше было сказано, невидимое Божество Христово, душу человеческую и проч., есть алтарь. Слово «алтарь» латинского происхождения; оно составлено из слов alta ага, что значит возвышенный жертвенник. Греки алтарь называли словом βημα, которое имеет то же значение. Βημα, по общему употреблению греков, означает: 1) возвышенный жертвенник, или вообще такое высокое место, которое не всякому доступно и даже для многих неприкосновенно; 2) кафедру, с которой ораторы произносили народу свои речи, и 3) судилище, с которого цари народу или военачальники воинам давали повеления, творили суд, раздавали награды за заслуги или дары от своего богатства. §2. Престол есть важнейшее место в алтаре Важнейшее в алтаре место есть святой престол. Посему все преимущества, приписываемые алтарю, ни к одному находящемуся в оном месту не могут быть так близко применены, как к святому престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди алтаря. Симеон Солунский (гл. 131, о храме) говорит: «священнейший алтарь в сем месте образует пренебесное и то, что превыше небес, где поставлен престол невидимого Бога». Престол есть жертвенник и училище Святой престол прежде всего есть тот истинный жертвенник, на котором приносится в жертву Христос наших ради грехов, приносится, как Архиерей и как Сын человеческий, закалаемый в тайную и бескровную жертву. Жертва сия раздается верным в словесное служение, чрез которое мы становимся причастниками живота вечного и бессмертного. Престол есть истинное для нас училище, откуда мы слышим слова Того, Которому не было равного в учении, как сказано: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек ( Ин.7:46 ). Евангелие на престоле На престоле же полагается написанное слово Божие, священное Евангелие, и полагается для того, дабы с сего возвышенного места оно видимо было всеми. Симеон Солунский (о храме, в гл. 13 и 133) говорит: «Евангелие, образующее собою Иисуса Христа, лежит посреди престола, и это для того, чтобы на него все взирали, особенно когда оно проповедуется». Престол есть судилище

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Смысл этого места таков: если бы жертвы законные имели силу, то их не приносили бы всегда: однажды принесенные и оказавшие пользу, они прекратились бы. Но так как их приносили каждый год, постоянно, то ясно, что они не имели силы усовершить. И потому после первой жертвы приносили вторую, а затем еще третью. Подобно тому, как и между лекарствами действительны те, кои, будучи употреблены однажды, излечивают; те же, которые часто употребляются, тем самым показывают свое бессилие. Но спрашивается: что же? А мы разве не непрестанно приносим бескровные жертвы? Конечно, всегда; но мы совершаем воспоминание о смерти Христовой. И эта жертва – одна, а не много их, так как однажды была принесена. Мы постоянно приносим Одного и Того же Агнца, а лучше: совершаем воспоминание о том приношении, как бы ныне совершаемом. Следовательно, жертва – одна. Что же касается того, что жертва приносится во многих местах, то не много ли Христов? – нет, один – везде, и полный там, и здесь полный, одно Тело Его. И как приносимый во многих местах Он есть одно Тело, а не много тел; так и жертва одна. Ибо мы приносим ту жертву, которая тогда была принесена. Там же агнец, принесенный вчера, был другим, сравнительно с сегодняшним. И нынешний агнец приносился не для воспоминания о вчерашнем, но как сам по себе представляющий жертву. Итак, в каком смысле апостол говорит «теми же жертвами»? Жертвы были теми же, поскольку приносились одни и те же виды жертв, как например, сегодня агнец и завтра агнец, но они были различны по числу. Некоторые же говорили, что жертвы были теми же по способу приношения, то есть совершались чрез заклания, или всесожжение, по виду же различны, каковы овцы, быки, горлицы, голуби. Выражение δναται – могут – хотя находится в списках с буквой ν, однако я нашел примечание, требующее его без буквы ν. «Закон», говорит, «имея тень будущих благ,... никогда не может сделать ( δναται) совершенными приходящих». И действительно, сообразуясь с грамматической точностью, необходимо Писание сохранять так, чтобы в нем не вышло погрешности. А так как в Писании нет ни одного слова о правилах речи, то мы и будем понимать его это место так, как содержат списки, именно: никогда не могут ( δναται), очевидно, приносящие, приступающих сделать совершенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

К вопросу о заупокойной литургии в дни Великого поста В 10-м «Церковного вестника» напечатана моя статья под заглавием: «Какую совершать литургию в седмичные дни Великого поста при погребении усопшего». Статья эта вызвана тем обстоятельством, что в священнической практике на этот случай (особенно у сельских священников) существуют крайние недоумения и противоречия. Одни священники, случись это погребение в понедельник какой-нибудь седмицы Великого поста, вовсе не совершают никакой литургии; другие совершают литургию Преждеосвящённых Даров; третьи относятся к епархиальному начальству и получают разрешение совершать литургию Златоустого. Помещая свою статью, я желал, чтобы лица авторитетные, компетентные высказали точно и определенно свое мнение, чтобы вывести из этой путаницы пастырей церкви и указать им одну точку зрения, которой должны они держаться все. На мою статью ответил в том же «Церковном вестнике» о. протоиерей Серединский. Об этом ответе и будет моя речь. К сожалению, заметка о. протоиерея Серединского не только не даёт удовлетворительного разрешения поставленного мною вопроса, но ещё более усложняет его и подаёт повод к ещё большим недоумениям. В своей статье я писал, между прочим, что так как устав церковный воспрещает в седмичные дни поста совершать литургию Златоустого, а разрешает, смотря по нуждам, во все эти дни – литургию Преждеосвящённую, то и не настоит надобности просить разрешения дела противозаконного, а следует творить дело законное, согласное с уставом церкви, то есть совершать литургию Преждеосвящённую и за ней прилагать эктенью за усопшего и заупокойные Апостол и Евангелие, что и будет иметь смысл в словесной службе поминовения усопшего пред жертвою тайною совершенною. О. протоиерей Серединский утверждает, напротив, что при погребении усопшего настоит надобность именно в совершении литургии Златоустого, что Преждеосвященная литургия не может быть умилительным жертвоприношением за усопших, что на ней Тело и Кровь Иисуса Христа не приносятся в жертву Богу Отцу за умерших, а только предлагаются для причащения живым, что на ней не бывает усвоения усопшим плодов бескровной жертвы. Из таких очень ясных и решительных положений о. Серединского вытекают само собою следующие новые положения:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Н.В. Сушков День пятого Августа останется навсегда памятным днем в Русской иерархической летописи: Московскому Владыке первому судило Провидение свершить пятидесятилетие Святительского служения. Никто из Русских Иерархов не сподобился духовной сладости возносить в сане Архиерея бескровную жертву в течение полувека о Русских Царях, о Русской земле, о Православном мире. 1 И ценит святейшего старца Православный мир, и любит его богомольный Русский народ. Уже вчера, в вечерний час – начало церковного дня – вознеслись в храмах Христовой вселенской Церкви молитвы о златоустом учителе не только на Руси, но и в чуждых странах Америки, и посреди Славян, Греков, Арабов: его богословские, церковно-исторические труды, поучения, катехизисы, обличения расколов и ересей, проникли за все пределы России в переводах на Греческом, Арабском, Английском, Французском и других языках. Ныне, в час утра и в час Литургии, вновь понеслись о нем благодарения и прошения к Триединому. Умилительное и небывалое доселе на Руси зрелище виделось ныне, когда, по совершении Литургии и молебствия, перенеслись, чрез волны народа, из храмов Божиих в приемную храмину Митрополичьих палат, представители всех сословий, и знатные и незнатные, и властные и подвластные; когда, теснимый собором притекших от Востока и Запада, от Юга и Севера, Святителей и служителей Церкви Христовой 2 , подвизающихся и начальствующих в Обителях; когда, теснимый сонмом гражданских и военных поздравителей, ученых и учебных, художественных и литературных, благотворительных и попечительных, Обществ и Учреждений, преклонный летами, но бодрый смиренномудрием и мощный духом, избранник и воин Христов, внимал словам любви и благоговения, от слова Царева до слов простолюдина. На светлом лице его отражались ощущения чистой от суеты мирской души. Привет искренний и скромный вызывал на его уста улыбку признательности; похвалы восторженные, хотя от полноты души, наводили на его чело легкую тишь смущения и молчной пени. Так, отклоняя хвалебные возгласы одних и благодаря за поздравления других, он извлекал из глубины своего сердца ответы всем и каждому: кому слово признательности, кому слово бережно поучительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010