Самым древним отличием епископского сана в облачении современных нам архиереев, бесспорно, оказывается омофор, но только не тот большой омофор, в котором епископ является к народу во славе, окруженный целым сонмом священнослужителей, а тот малый омофор, в котором епископ предстоит престолу Божию и возносит на алтаре церковном Бескровную Жертву. Малый омофор, знаменующий заблудшую евангельскую овцу ( Лк. 15: 4–5 ), которую взимает на рамена свои архиерей, следуя примеру Доброго Пастыря, имеет, надо думать, апостольское происхождение. Уже в век апостольский под именем μοφ ριον или μαφ ριον была известна у христиан одежда, покрывавшая шею и плечи (слово μοφ ριον состоит из μος=плечо и φρω=несу). Одежда эта не составляла, впрочем, исключительной принадлежности высших иерархических лиц в Христовой Церкви – апостолов и их преемников. Она носима была и Божией Матерью, и другими святыми женами, причем покрывала у них не только шею и плечи, но еще и главу 1 . В короткой накидке у восточных монахов, покрывавшей плечи и на языке древнейших греческих чинов пострижения в монашество именуемой иногда словом πλλιον 2 , также можно усматривать разновидность μοφ ριονа или μαφ ριονа. Такой-то μοφ ριον или μαφ ριον, покрывавший шею и плечи, и был, по преданию, соткан собственноручно Богоматерью для Лазаря праведного, тридцать лет епископствовавшего, после своего воскресения, в Китейском граде 3 . μοφ ριον не имел ничего общего с эфодом иудейского первосвященника, – как это прекрасно выяснено проф. И. Д. Мансветовым в его специальном исследовании об омофоре, – так что ставить эфод и омофор в генетическую связь невозможно: столько отличны они друг от друга 4 . Сближение эфода и омофора, конечно, допустимо, и еще интерполятор толкований на церковные службы и обряды свт. Германа, патр. Константинопольского (715–730 г.), дававший в рассуждениях большой простор элементу созерцания, высказывал взгляд, что архиерейский омофор «соответствует той Аароновой одежде, которую носили подзаконные архиереи» и пр. 5 . Но допуская искусственное сближение, не надо, однако, забывать коренного различия между омофором и эфодом по существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слова о природе Слово вступительное Что такое, братие, природа, нас окружающая, и мир чувственный, в коем мы живем и движемся от нашей колыбели до гроба? Любомудрые определяют это различно, но для здравого смысла и чувства христианского самое лучшее понятие о видимом мире то, когда он представляется откровением совершенств Божественных, зерцалом, в коем, по выражению апостола, «невидимая Божия ...видима суть , самая присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1:20). Поелику же зерцало сие поставлено не напрасно, и находится всегда перед очами нашими, то само собою следует, что мир, нас окружающий, должен быть для нас не только поприщем для нашего действования, но и училищем для вразумления нас, как действовать и чего достигать. Взирая на порядок, существующий в мире, на законы, в нем господствующие, на цели, достигаемые посредством каждой вещи в особенности и всех вкупе, мы должны чрез сие сами приучаться к порядку, правильности, благонамеренности и постоянству. Так взирали на мир лучшие люди всех времен и мест, и каждое свободное время от дел звания своего посвящали на провождение в недрах природы и на собеседование с нею. Природа была для них книгою, самою любимою. Из святых Завета Ветхого можно указать в сем случае не только на святых праотцов, кои всю жизнь проводили у своих стад и, следовательно, вне градов и весей, но и на великих законодателей, пророков и подвижников, ибо где, например, приготовлялся Моисей к великому званию вождя народа Еврейского? Не при дворе Египетском, а в пустыне Мадиамской, среди гор и юдолей Аравии. Здесь получил он первые откровения; здесь посвящен явлением горящей купины в звание бога фараонова. Где небошественный Илия удостоился видеть откровение славы Божией и беседовать с Богом? Не при храме Соломоновом, а в пустыне; Кармил и Хорив были жертвенниками, на коих он приносил бескровную жертву молитв и славословий. И Новый Завет, подобно Ветхому, произошел и образовался среди храма природы. Предтеча всю жизнь провел в пустыне Иорданской, проповедуя покаяние. Сам Спаситель наш родился не в чертогах, а в яслех, крестился не в купели Силоамской, а в Иордане; совершал дело служения большею частью под открытым небом, на горах и у брегов озера Тивериадского. Величайшие таинства в Его жизни, коими запечатлелось дело спасения нашего, также совершились пред лицом неба и земли: на Фаворе преобразился Он, на Голгофе распят, с Елеона вознесся!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3224...

Слово 4 Первое обличительное на царя Юлиана «Слушайте это, все народы; внимайте все, живущие во Вселенной» ( Пс.48:2 ). Как бы с некоторого возвышения, далеко кругом видимого, всех призываю, ко всем обращая сильную и высокую проповедь . Внимайте народы, племена, языки, люди всякого рода, всякого возраста, – все, сколько есть теперь, и сколько будет на земле! И да прострется далее моя проповедь! Внимайте мне все небесные Силы, все Ангелы, которыми совершено истребление мучителя, низложен – не Сион, царь Амморрейский, не Ог, царь Васанский (небольшие владетели, делавшие зло небольшой части Вселенной – Израилю), – но «змий» ( Иез.29:3 ), отступник, «великий ум» ( Ис.10:12 ), Ассирианин, общий всем враг и противник, и на земле, делавший много неистовств и угроз, и «в высоту» ( Пс.72:8 ) говоривший и замышлявший много неправды! «Слушайте небеса, и внимай земля» ( Ис.1:2 )! И мне теперь прилично возгласить одно с велеречивейшим из Пророков Исаиею! В одном у нас отличие: Пророк призывает небо и землю в свидетели против отказавшегося от Бога Израиля; а я призываю против мучителя, и отказавшегося, и падшего – падением достойным нечестия. Внимай, если слышишь нас, и ты, душа великого Констанция! Внимайте христолюбивые души до него бывших царей! Особенно же да внемлет душа Констанция, который сам возрастал с наследием Христовым и, постепенно утверждая его, взрастил в такую силу, что стал через это именитее всех прежних царей. Но (какое посрамление!) он впал в грех неведения, весьма недостойный его благочестия; сам не зная, воспитал христианам врага Христова; из всех дел своего человеколюбия оказал одну худую услугу тем, что спас и воцарил ко вреду спасенного и царствовавшего. А потому, о если бы Констанция особенно обрадовало, как разрушение нечестия и восстановление прежнего благосостояния христиан, так и это слово! А я принесу слово в дар Богу священнейший и чистейший всякой бессловесной жертвы, принеся не по подражанию мерзким речам и суесловию, а еще более мерзким жертвам богоотступника, которых обилие и богатство состояли в силе нечестия и в немудрой, скажу так, мудрости; так как и вся сила и ученость века этого во тьме ходит и далека от света истины. Но если такова эта мудрость, в таких бывает людях, такие приносит плоды, – как трава, скоро засыхает, как «зеленеющий злак» ( Пс.36:2 ) скоро опадет и преходит вместе с породившими ее, которые погибают с шумом и привлекают внимание более падением, нежели нечестием своим; то мне приносящему ныне жертву хвалы и сжигающему бескровный дар слова, кто составит такое зрелище, которое бы равнялось благодарности! Какой язык будет так громозвучен, как я того желаю? Чей слух не уступит в ревности слову?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово в день памяти святителя Воронежского Митрофана В Бозе почивший пастырь сей богохранимой паствы, святитель Митрофан, уготовал нам и днесь предлагает духовный пир. Аз, недостойный его преемник, именем его созываю вас, благословенная паства, на сие святое угощение. В сем граде, на сем святом месте, он с паствою своею приносил Бескровную Жертву, совершал праздники, питал словесное стадо пищею слова Божия и совершением Святых Пребожественных Тайн, утверждал в благочестии своим святым примером; и вкупе пастырь и стадо Христово в простоте сердца веселились духовно. Честны и добронравны были предки наши, возлюбленная паства! Откройте слух ваш и примите наше напоминовение к назиданию и душевному спасению. Кратко объясним похвальные свойства предков наших, дабы показать, с какими благими чадами святитель Митрофан проходил подвиг своего служения; и мы да ревностно последуем примеру их. Предки наши не были учены, не были просвещенны, многого не знали они, что, может быть, знают многие из нас; но знали они, в чем состоит благочестие, какая есть жизнь богоугодная, что есть добродетель и честность и что есть порок и постыдность. Да и знали-то не столько мысленно и умствованием, сколько самою вещию; ибо исполняли то самым делом. Бога любили, ибо хранили Его заповеди. Бога боялись, ибо страшились творить Ему противное. Не было не только дела, но ни беседы, ни вхождения или исхождения, которое начинали бы они не с молитвою, не с изображением Креста Господня. Наилучшие и любезнейшие их собрания были в храмах Господних. От многих домашних и общественных трудов в сих святых местах искали и находили себе покой и отдохновение. Вечерними молитвами подкрепляли свои, днем истощенные, силы; утренними пениями прогоняли сон и ободряли дух. Слушанием Божественной литургии освящали день и тем, как бы некоторым оружием, укрепляли себя против могущих быть дневных соблазнов. Даже и на самых мирских пированиях не срамными и соблазнительными, но священными и духовными пениями растворяли свои веселости; а чрез то или пресекали случаи к искушениям, или, яко человеки в чем-либо согрешив, скоро умилялись и сокрушались сердцем, каясь пред Богом. В сем состояло предков наших просвещение!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2712...

Слово в неделю Православия и на день восшествия Государя Императора Александра Николаевича на престол Источник Произнесено в 1860 г. «Помяните дни вечные, разумейте лета рода родов.» ( Втор. 32, 7 ) Когда народ Божий, оканчивая свое сорокалетнее странствование по пустыне, уже готов был вступить в наследие земли обетованной; тогда законодатель его и вождь, пророк Моисей, заповедал ему, по вступлении в землю Ханаанскую, создать на ней жертвенник, написать слова закона на камнях, и в соборе всех колен Израилевых, поставив посреди себя кивот завета, совершить жертву мира, прочитать слова закона, и одной половине народа произнести благословение на всех верных исполнителей закона, а другой произнести проклятие на его нарушителей. Левиты должны были провозглашать эти благословения и проклятия; а народ восклицать: буди! – Подобное сему совершает ныне православная Церковь , чрез своих пастырей, по заповеди отцов своих. В торжественном собрании верных, пред алтарем Господним, при совершении бескровной жертвы, среди славословий и песней духовных, возглашает она священные догматы своей веры, и потом изрекает благословение всем верным сынам своим, наиболее содействовавшим правому их исповеданию, и грозное осуждение всем противникам ее православия, злонамеренно и упорно восстававшим против него, и после всех ее увещаний оставшимся в противлении. К сему древнему, тысячелетнему торжеству Церкви присоединяется ныне новое, радостное для отечества, торжество, – воспоминание о воцарении Благочестивейшего Государя нашего. Торжество Церкви и торжество государства легко сливаются в едино: ибо и Самодержец России есть державный покровитель православия, и православию принадлежит огромное влияние на судьбы России. Торжество православия есть победа, купленная ценою великих и многовековых усилий. Оно опирается на единодушном исповедании церквей всего мира, седмикратно вопрошенных о своей вере и уповании. Устами богомудрых пастырей, после зрелого размышления, с твердостью достойной верных свидетелей истины, изречены догматы благочестия, или православия, определены уставы жизни церковной: под влиянием священных догматов и учреждений, воспитался отличенный особым характером дух Церкви православной. В сих догматах и учреждениях и мы родились, в них воспитались; им обязаны своим возвышением между народами. С ними только ожидаем и дальнейшего развития и преуспеяния в делах гражданского общежития

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Слово, говоренное в 1872 году в Ташкенте, в день Пятидесятницы, при первом служении, по вступлении в управление Туркестанской епархией Не без боязни и страха, но и не без надежды на всесильную помощь от Святого, вступил я на указанное мне новое поприще служения, и, Господу содействующу, уже сподобился вознести ко Отцу щедрот и Богу всякия утехи ( 2Кор.1:3 ) не только смиренные молитвы, прошения, благодарения, но и святейшую бескровную жертву о своих немощах и вашем спасении, возлюбленная братья и чада моя о Господе. Таким образом, во главе духовного моего общения с вами и со всей средой верующих страны сей, положено молитвенное призывание на всех и на вся, – призывание благодати, мира и благословения Божьего, как таких благ, коими обусловливаются ваше спасенье, ваша временная жизнь и ваш вечный живот и блаженство. Имея это в виду, я уже сорадуюсь вашей вере, и от всей души приветствую вас, возлюбленные, а в лице вашем, и все здешнее православие с благословенным началом святого и богорадованного дела, приветствую в полной уверенности, что и ваше благородство и благочестие не без участия отнесутся к водворению здесь Христовой Церкви с ее сосредоточенным и самостоятельным управлением. 1 Да, братия! Появление и утверждение, в какой бы ни было стране, Христовой Церкви, – этого богозданного ковчега, ниспосланного земнородным на спасение от потопа греховного, и всегда, более или менее, радовало и радует дух истинных христолюбцев. Что же сказать о появлении св. Церкви Божьей в стране нам небезызвестной, в стране, владычествовавшей некогда юной, св. Русью со всеми ее православными храмами, а ныне владеемой своими прежними данниками, – в стране людей, не только нам не чуждых, по историческим воспоминаниям, но и вступивших уже в состав многомиллионной семьи неизмеримого царства русского? Не тем ли паче, такая катастрофа, которая, до времен нашего героя Донского, ни для кого не могла быть и мыслима, и которую видело одно лишь всевидящее око Царя всех ханов и князей и царей земных, – не тем ли, говорю, паче, такая катастрофа могла и долженствовала воспроизвести в сердцах ваших ощущения самые живые и радостная? Да и какое русское, православное сердце не откликнулось бы искренним сорадованием, при одной мысли, что не только Русь святая, но и св. русская Церковь расширяют свои пределы, – и расширяют отнюдь не в видах искания своих си ( Фил.2:21 ), но во имя евангельской истины и международной правды, – расширяют, шествуя, та и другая, от силы в силу и от славы в славу?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Слово при посещении церквей божиих Тверской паствы, с наставлением как всем христианам, так особливо священникам, 1771 года Пишется во святом Евангелии о Спасителе нашем Иисусе Христе, что проходил Он грады вся и веси, уча на сонмищах их, и проповедая Евангелие царствия; тоже в деяниях Апостольских пишется и об Апостоле Павле рече Павел к Варнаве возвращшеся подобает посетити братию нашу во всех градех, в ннх же проведахом слово Господне, како пребывают. 179 Да и самым делом прохождаше Павел Сирию и Киликию, утверждая церкви. Сему великому следуя примеру, и исполняя пастырский долг мой, приидох посетити вас, православные и благословенные Христиане, духовные и мирские, всякого чина и состояния и возраста, и внутренне соутешитися общею верою нашею, вашею же и моею. И во-первых радуюся духом моим, находя здесь истинное благочестие, и что вы в вере и православии твердо и благочестиво пребываете. Ибо се вижу благолепный храм Божий, устроенный от вас для приношения молитв ваших великому Богу, и для празднования праздников ваших духовных. Где бо лучше найти вам покой по трудах ваших, утешение в ваших злоключениях, и радость сердечную восчувствовать вам по соделании добра, как не в сем храме молитвенном при открытии ваших сердец и совестей небесному Отцу, любящему нас яко чад своих? Се вижу и святый престол водруженный, на котором вы вышнему Владыке приносите бескровную жертву при излиянии ваших молитв, происходящих от души непорочной. Се созерцаю и украшение храма сего, честные иконы изобразующие лики великих добродетелию Богу угодивших мужей. Ибо сие доказывает, что вы их доброе житие за велико оценяете, и оному сами подражать желаете. Все сие не веселит ли по премногу дух пастыря вашего? Поистине великое, зря и рассуждая сие, чувствую в сердце своем утешение. Особливо, что таковыми благочестия знамениями вы делаете души свои жилищем Святого Духа, и собираяся здесь в храме Господнем, составляете церковь Божию. Ибо церковь есть собрание благочестивых и православных Христиан; как пишется о том во святых книгах: Вы есте церкви Бога жива, и Дух Божий живет в вас. 180

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Слово произнесенное в Херсонском Екатерининском, что в крепости, соборе, при его обновлении 7-го октября 1863 г. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селния славы Твоея. Псал. 25 , ст. 8 Да, братья, благочестивый Давид крепко любил благолепие храма Господня! Да и как было не любить великолепной красоты дому Божия мужу по сердцу Божию? Как было не любить селения славы Вседержителя этой богоблагодатной душе, исчезавшей в любви к Богу крепкому и живому? Храм для Давида служил отрадой и успокоением от всех его трудов и занятий. Под кровом храма он слагал все, теснившие его узы мирских забот и попечений и выводил пророческий дух свой, как бы на широту, чтобы тем беспрепятственнее прозревать тайны судеб Божиих и услаждаться беседой со своим Владыкой и Господом. Под кровом храма, то изливал он сокровенную скорбь души своей перед Сердцеведцем, то молился Ему о помощи и укреплении против обдержащих его врагов, то смирялся во вретище и плакал о своих согрешениях, то исповедовался Господеви яко благ, яко в веке милость его ( Псал. 105:1 ), и в упоении духовном воспевал Ему песнь хвалы и благодарения, сопровождая все это и всесожжением тучным, и псалтирем десятострунным и гласом радования. Но не тоже ли, братия, для нас, и даже не более ли, новозаветный храм христианский, чем ветхозаветная скиния для Давида? Храм христианский не тем ли паче есть святилище, достойное всей нашей любви, благоговения и поклонения, –святилище, в коем прославляется и благословляется достопоклоняемое имя святейшей Троицы? Не тем ли паче, и для нас верующих, должен служить он отрадным упокоением от всех напастей и треволнений мира суетного, и такой усладой, и утешением, что в храме стояще на небеси стояти мним? Не здесь ли, отрешившись от всех житейских попечений, и мы в мире и безмятежии изливаем наши молитвы и моления перед Господом и взываем к Нему едиными устами и единым сердцем, как дети одной семьи Божией, одного Отца небесного? Не здесь ли, по-преимуществу, являет нам Бог Триединый всю силу любви Своей, исполняя во благих желание сердца нашего, питая и услаждая дух наш словом жизни и спасения, возрождая, обновляя и освящая нас дарами благодати Своей? Но сего не довольно. Христианский храм есть всемирный жертвенник, на котором священнодействуется и возносится во воню благоухания Божия святейшее бескровное приношение, изображающее ту великую жертву, которую Единородный Сын Божий, – этот великий и вечный Архиерей, принес правосудию Божию на крестном, голгофском жертвеннике, но искупление грехов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том II Источник Законоучителя Императорского Воспитательного общества благородных девиц протоиерея Василия Гречулевича   Взгляд духовного пастыря на своё служение и свои отношения к пасомым 1 Божественною благодатию всесвятого и животворящего Духа, по дару Самого Христа Спасителя, чрез таинственное рукоположение власти апостольско-святительской и я, недостойный, сопричтён к священному сонму служителей алтаря Господня. По неисследимым судьбам всеблагого промысла Божия священнослужению моему предназначено быть в этом самом святилище, в котором вы, юные питомицы, изливаете перед Богом свою душу в усердных молитвах, ожидая от Него, Отца светов, благодати и милости; и благовествовать спасительные истины св. веры отныне суждено мне под тем самым кровом, который как бы заменяет для вас кров родительский, где истинно материнской любовию и щедротами всемилостивейшей монархини столь благодетельно зиждется ваше счастие, на прочном основании истинного просвещения ума и религиозно-нравственного образования сердца. Итак, среди вас-то именно, предстоящие во св. храме сем юные молитвенницы, предначинать буду песнь Богу моему в церкви Его; о ваших-то немощах, нуждах и потребностях обязан и я, по званию служителя Христова, ходатайствовать у престола Божия и всеми моими душевными силами умолять Его неизреченную благость; о ваших-то грехах юности и неведения приносить буду бескровную жертву, имеющую совершаться до скончания века за спасение мира. Это вы – та нива, на которой и я, быв послан самим небесным Господом жатвы, стану посевать семена здравых словес, в вере и любви, яже о Христе Иисусе ( 2Тим. 1:13 ), наставлять вас в истинах благочестия, которое на всё полезно, обетование имея живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим. 4:8 ). Это вы – те духовные чада Церкви Христовой, которых истинному вечному благу я должен посвящать все дни и часы моего земного бытия, не щадя ни трудов и покоя, ни сил и самой жизни! О, это вы, – смотрите, где конец наших новых отношений, – это вы некогда, в последний день, станете о страну меня перед престолом самого нелицеприятного Судии и будете свидетельствовать о мне, довольно ли я был усерден в священнослужении, руководстве и наставлении вас на пути к спасению, а равно и сами подлежать будете свидетельству и меня, грешного, о вашем собственном усердии ко св. вере и спасению своей души!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Часть 3 1. Божественная Литургия Предварительные сведения Божественная литургия есть важнейшее христианское богослужение, средоточие всех прочих церковных служб суточного круга, по отношению к которому все они служат как бы подготовкой. Но литургия есть не просто богослужение, как все прочие службы суточного круга, а таинство, то есть такое священнодействие, в котором верующим подается освящающая их благодать Святого Духа. В ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но и приносится таинственная бескровная жертва за спасение людей, и под видом хлеба и вина, преподается верующим истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому она, преимущественно перед другими службами, называется «Божественной службой», или «Божественной литургией» (от греческого – Λειτοθργια, от «литос» λειτος – «общественный» и εργον – дело), как служба, имеющая важное общественное значение. Как благодарственное воспоминание божественной любви Господа к падшему человеческому роду, выразившейся в особенности в принесении Себя в жертву за грехи людей, литургия называется еще «Евхаристией» ευχαριστια, что значит в переводе с греческого «благодарение». Главная часть литургии, так называемый «канон Евхаристии», как раз и начинается с призыва священнослужителя: «Благодарим Господа». В обыкновенном разговорном языке литургию часто называют «Обедней», так как она совершается обычно в предобеденное время. В древности после литургии устроялись «вечери любви», так называемые «Агапы», на которых верующие вкушали от остатков хлеба и вина, приносимых, по древнему обычаю, самими христианами для совершения литургии. Происхождение Литургии Божественная литургия, на которой совершается Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, ведет свое начало от последней Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками, накануне Его крестных страданий за спасение мира. Таинство Причащения было установлено Самим Господом Иисусом Христом, как об этом согласно повествуют все четыре Евангелиста Матфей, Марк, Лука и Иоанн, а также и св. Апостол Павел в своем послании к Коринфянам ( 1Кор. 11, 23–32 ). Взяв хлеб, благословив и преломив, и давая его ученикам, Господь сказал: «Приимите, ядите: сие есть тело мое», а потом, подавая чашу с вином, воздав хвалу Богу, сказал: «Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Матф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24 и Лук. 22, 19–20 ). Св. Евангелист Иоанн, опуская по обычаю то, что рассказано первыми тремя Евангелистами, раскрывает нам подробно учение Самого Господа Иисуса Христа о необходимости причащения Его Тела и Крови для вечной жизни ( Иоан. 6, 39–48 ). А св. апостол Павел в 1 послании к Коринфянам ( 1Кор. 11, 24 ) добавляет к этому еще заповедь Господа: «Сие творите в мое воспоминание», и объясняет значение таинства, как постоянное напоминание о спасительной смерти Господа, указывая вместе с тем необходимость благоговейной подготовки для достойного принятия этого великого таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010