Таково было ко мне письмо от священника, о. Александра Седых, из Кустаная, Тургайской области, полученное мною на день святителя Спиридона, Тримифунтского Чудотворца. И се дух велик и крепок, разоряя горы и сокрушая камение в горе пред Господем, по не в духе Господь. И по дусе трус, и не в трусе Господь. И по трусе огнь, и не во огни Господь. И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь. ( 3Цар. 19:11-12 ). Плакать хочется… Глава шестая. Преподобный Макарий Желтоводский I. «Мой Мотовилов воскрес!» — Петров пост и преподобный Макарий Желтоводский Закончив свои воспоминания о великой Дивеевской блаженной Параскеве Ивановне, я невольно мыслью своею перенесся в то уже давно минувшее время, когда жарким днем незабвенного для меня июля 1900 года я, в сопровождении трех дивеевских послушниц, из Сарова пришел пешком в Дивеев. Вспоминая то время, я и теперь, двадцать четыре года спустя, вновь переживаю то великое горение духа, которым сердце мое, преисполненное любви и веры к великому Саровскому Старцу, тогда еще не прославленному угоднику Божию Серафиму, пламенело к моему Богу, Творцу всяческих. Каких времен и событий ни был я поставлен свидетелем, совершавшихся на моих глазах за протекшие с тех дней годы, чего только ни пришлось пережить и переиспытать за это чреватое величайшими мировыми событиями время: не стало России, не стало Царя, весь мир пришел в великое смятение, — а память о тех незабвенных днях, когда впервые облагоухала мою душу святыня Сарова и Дивеева, изгладить не могло ничто человечески великое: светит она мне живым и тихим сиянием, разгоняя тьму ниспавшей на мир непроглядной темной ночи, греет мне душу теплом и кроткой радостью незаходимого Солнца правды Искупителя душ наших. И вижу я: кончается первая прослушанная мною в Дивееве Литургия. Подзывает меня к себе в храме Божием великая дивеевская старица игумения Мария, благословляет меня иконой Божией Матери «Радости всех радостей» в самый день Ее праздника и зовет прийти на беседу к себе в игуменские покои доведать подробно, что могло привести светского, в то время еще богатого и нестарого человека, из мира отступления и вражды на Бога в отдаленную и пустынную обитель сирот Серафимовых.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В начале 1062 года братия, по благословению Антония, избрали Феодосия в игумены; Феодосий присовокупил к прежним подвигам своим тяжкую бдительность игумена, устроил монастырь и общежитие. Ночью обходил он кельи иноков, чтобы видеть житие их; кого заставал на молитве, благодарил Господа; а если слышал беседу двух или трех, ударял в двери и на утро давал кроткое наставление о внимании к своей душе. И словом, и примером воодушевлял паству свою на подвиги. «Каждый день делал своими руками, приходил в пекарню и весело трудился с хлебопекарями, месил тесто, пек хлебы; всех немощных учил, укреплял и утешал. Раз пред праздником, келарь говорил, что некому носить воду; блаженный поспешно встал и начал носить воду»; один из братии увидел это и поспешил сказать о том нескольким братьям; те побежали делить труд с игуменом. В другой раз некому было нарубить дров для общей кухни. «Я празден, говорил игумен, и пойду: братии повелел идти за трапезу, так как было время тому, а сам стал рубить дрова. По окончании стола, братья увидели, что преподобный игумен их рубит дрова и так трудится, взяли каждый топор свой и наготовили дров на много дней». На трапезе он довольствовался сухим хлебом и щами без масла: но никогда не видали его дряхлым и невеселым на трапезе. Никто и никогда не видал, чтобы он для сна ложился на бок, а обыкновенно засыпал он сидя и, проснувшись, становился на молитву; никогда не омывал тела водой, кроме лица и рук. Одежда его была шерстяная, и та весьма худая, которую часто покрывал он заплатами, чтобы не видно было власяницы на его теле; нередко осуждали его за эту худую одежду, он укоризну выслушивал с радостью. Раз великий князь Изяслав, любивший и уважавший его, приказал по случаю позднего времени отвезти его в покойной тележке; слуга видит инока в худой одежде и говорит: ты, черноризец, каждый день празден, а я живу в хлопотах и трудах; садись на лошадь, а я лягу на твоем месте и отдохну. Преподобный, не сказав ни слова, обменялся местом и в обители угостил слугу лучшим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пользуясь правами, которые давал ему сан митрополита Киевского, Петр (Могила) приступил к возвращению православным храмов и монастырей, которые были захвачены униатами, в том числе Софийского собора и Выдубицкого монастыря. Он восстановил старинную церковь Спаса на Берестове, а также церковь Трех Святителей, которую отдал Братскому монастырю. В 1635 году были открыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви, под развалинами которой обрели мощи святого равноапостольного князя Владимира. Средства для восстановления разрушенных во времена унии храмов и монастырей митрополит Петр (Могила) брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, обращался за помощью и к московскому царю. В своем духовном завещании митрополит Петр писал: «...видя, что упадок веры и благочестия в русском народе происходит не от чего иного, как от совершенного недостатка у него просвещения и школ, дал обет Богу моему: все мое имущество, доставшееся от родителей, и все, что будет оставаться от доходов с имений, принадлежащих вверенным мне по моему служению святым местам, обращать частию на восстановление разрушенных храмов Божиих, от которых остались жалкие развалины, частию на основание школ в Киеве и утверждение прав и вольностей народа русского...» Поэтому огромное значение митрополит Петр придавал изданию церковных книг. При Петре (Могиле) Киево-Печерская типография стала самой главной в ряду западнорусских типографий как по количеству, так и по достоинству ее изданий. Им был исправлен и издан в 1629 году Служебник, в котором впервые было дано изъяснение литургии для руководства священникам, чего в прежних Служебниках не было. Псалтирь и Триодь Постная были изданы дважды. При последнем издании Триодь была сличена с греческим текстом «тщанием» архимандрита Захарии (Копыстенского) и в ней помещены синаксари, переведенные с греческого Тарасием Левоничем Земкою «на общую российскую беседу», т. е. на простой общенародный язык. Два раза были изданы Акафисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» Архимандрит Лука (Анич) " loading="" decoding="" title=""/> Архимандрит Лука (Анич): «У монаха все существо должно быть направлено к Богу…» Архимандрит Лука (Анич) В Избранное Радостным событием был приезд в Свято-Елисаветинский монастырь архимандрита Луки (Анича). Наш монастырь связывает с ним многолетняя дружба. Отец Лука долгое время был настоятелем Цетиньского монастыря одного из крупнейших монастырей Сербии и Черногории. Батюшка с радостью согласился на беседу с редакцией монастырского сайта и ответил на наши вопросы. Расскажите, пожалуйста, о своем пути к Богу, к монашеству . Отец Лука: Эти пути были очень похожими. Я принадлежу к поколению послевоенной молодежи, которая искала утешения и укрытия от бессмысленности и повседневности жизни в вещах, далеких от христианства: в поп-музыке, йоге, восточных медитациях. Я счастливый человек, потому что в тот момент жизни, когда мне захотелось чего-то большего, чем предлагал мир, Бог послал мне людей, которые направили меня в Церковь. Я крестился , когда мне было двадцать три года. В это время в Белграде было исключительно сильным влияние трех иеромонахов сегодняшних архиепископов Амфилохия , Афанасия и Иринея. Большое число молодежи последовало за ними, и многие из них приняли монашество. Из общины монастыря Введения , где они служили, из двухсот ребят и девушек тридцать приняли постриг, пятеро стали епископами. То, что мы получали от общения с этими священниками, отличалось от всего, что мы раньше знали, что могли прочесть в книгах, потому что отцы передавали свой опыт знания Бога. Именно это привлекло нас всех к ним. И этот импульс, толчок к богопознанию стал нашим жизненным лейтмотивом. Поэтому естественно, что человек, размышляющий таким образом, больше не видит себя в земной обыденности, но устремляется к чему-то целостному, непреходящему. Расскажите, пожалуйста, о Цетиньском монастыре и его святынях. Отец Лука: Двадцать лет я был в братии Цетиньского монастыря одного из наиболее крупных и значительных монастырей Черногорско-Приморской Митрополии. Это был первый монастырь, в который я пришел. Он является одной из величайших святынь Православия: там хранится десница Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна , частица Животворящего Креста и нетленные мощи святого Петра Цетиньского Чудотворца . В течение пятнадцати лет я был его настоятелем. Однако после двадцати лет жизни в монастыре во мне родилось желание более глубокой монашеской жизни, которая не нарушалась бы тем, чем теперь нарушается монашеская жизнь большим количеством туристов. Я поселился в пустыне, или испостнице, где находится церковь XII века. Ее благословил построить еще святитель Савва . Сейчас там формируется монастырь.

http://azbyka.ru/way/arhimandrit-luka-u-...

И кто может описать его дела! Замышляет строительство городов и строит монастыри, возводит деревни и руководит всяким ремеслом и художеством. И при этом беспредельно сведущ в книгах и с кем захочет – с каждым может вести беседу, и никто не может с ним спорить, но всех переубеждает. И всех насыщает, и всех одаряет, и от всех дары приемлет. И через все это бывает сугубая радость и веселье несказанное всем христианам. И все люди радостно ликуют, видя, как славно стоит и красуется великим князем Борисом Александровичем богоспасаемый город Тверь. И что бы мы ни стали о нем говорить, (всегда), начав с малого, дойдем до великого. Ибо, если с праотцев его начнем, (все равно дойдем) до нынешних дней. Ведь праотцы великого князя Бориса Александровича раньше него создали великие монастыри и собрали множество монахов и, больше того, построили разные города. Отсюда начнем говорить о строительстве великого князя Ивана Михайловича. Сей устроил монастырь близ Богом спасаемого города Твери на реке Тьмаке и назвал церковь в честь Трех святителей, спасителевых богомольцев, твердых и непоколебимых столпов, которые неотступно молятся Христу за православных князей и за все христианство. А великий князь Александр Иванович другой монастырь создал, на реке Перемере, и назвал (в честь) Благовещения пресвятой Богородицы, которое есть начало спасению. Великий же князь Борис Александрович, соревнуясь со своими праотцами, устроил монастырь на реке Ворщине и назвал церковь в честь самого творца и совершителя того спасения, Господа нашего Исуса Христа, в честь его на небеса Вознесения. И по сему убедитесь, что, начав с малого, дошли мы до великого. Ведь великий князь Иван Михайлович создал церковь в честь богомольцев и ходатаев о нашем спасении, а великий князь Борис Александрович – больше того: создал церковь в честь избавления и очищения от грехов и на небеса восшествия, в честь радости и утешения, и обещания о ниспослании Святого Духа, что и сбылось. Кто же из них более премудр? Один устроил предвестие спасения, другой – начало спасения, а сей завершил дело, построив церковь в честь избавления от грехов и обетования (совершенной) радости, что и сбылось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь предмет настоящего отделения. Спорить не спорь, а учить учи и противников, но тихо и кротко. «Ибо без споров должен предлагать Божественные наставления тот, кому вверено проповедание оных» (блаженный Феодорит). «Не должно ссориться и при состязании; рабу Божию должно быть далеким от ссор. Если Бог есть Бог мира, то раб Бога мира как может ссориться?» (святой Златоуст). «Но тиху быти ко всем» . Тиху, но не вялу. Вялое слово никакого действия не произведет. Надо и сильно говорить и нессорливо. Иначе почему бы он писал в другом месте: «обличай со всяким повелением» (Тит. 2:15) — и еще: «обличай их нещадно» (Тит. 1:13)? И это повелевает он делать в духе кротости. Сильное обличение, когда оно делается с кротостию, особенно может трогать. Сильное слово без кротости может разве только пристыдить, а будучи соединено с кротостию, оно возьмет за сердце и победит (святой Златоуст). «Учительну» ,— «то есть для всех, желающих учиться» (святой Златоуст). Кто с спорливостию завязывает беседу, от того отрицайся; а кто ищет вразумления и наставления, того не отказывайся научить. Пастырь должен и сам отыскивать особящихся в учении, чтобы вразумить их речью кроткою, но сильною; и уже, когда кто из них упорно останется с своим иномыслием, в противность истине Божией, тогда отрицаться от него, как заповедует святой Павел в другом месте: «еретика человека по первом и втором наказании отрицайся» (Тит. 3:10). «Незлобиву» — не серчать и не раздражаться при безуспешности вразумляющего слова. «Хорошо прибавил это Апостол; учителю особенно нужно иметь незлобие; иначе все будет тщетно. Если рыболов, целый день бросая сети и ничего не поймав, не приходит в отчаяние, то тем более (не должно отчаяваться) нам. Ибо часто случается, что плуг слова, действуя непрестанным внушением, входит в глубину души и истребляет овладевшую ею страсть. Кто слушал тысячу раз, тот должен что-нибудь почувствовать; ибо невозможно, чтобы человек, слушая непрестанно, нисколько не почувствовал. Таким образом, может случиться, что человек, уже готовый убедиться, потеряет все от нашего нетерпения; и произойдет то же, как если бы кто-нибудь, неискусный в земледелии, насадив виноград и окопав его в первый год, и во второй, и в третий, в надежде получить плоды, но, не получив их и потеряв надежду, по прошествии трех лет в четвертый год оставил бы его (без попечения, бросил), именно тогда, когда Должен был получить воздаяние за труды свои» (святой Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2958...

аще и скопець. сын како им женоу н или того ищоу. Дневными мше ю пекоущоус и домовными, тмже и тщеты ради моужни одномоу похотла; Феодор. вопр. 98 кн. Бытия: Πς ενοχος ν ρχιμγειρος γυνακα εχεν; Μλιστα μν ον κα τος ενοχους κα τος κτομας μωνμως καλοσιν. οδν δ ν πεικς κα ενοχον ντα γυνακα χειν ν τ οκ τν νδον πιμελουμνην πραγμτων. Вопрос этот встречается и в Изборнике, но не в группе «избрания от палеи с толком», а отдельно, л. 160. В виду указанного основания зависимости «Словес» от Каафа, в данном случае необходимо выбрать одно из двух: или этот вопросо-ответ был в том списке Каафа, которым пользовался автор «Словес», или он заимствован последним из другого источника. Мне кажется последнее более вероятным. Заметим, что в Изборнике этот вопросо-ответ следует непосредственно за большим толкованием, взятым не из Феодорита. Форма вопроса не вполне подходит к обычной форме доселе разбираемых вопросо-ответов: Что мн пентеримъ скопцемъ..., что напоминает другой вопросо-ответ Изборника– Что ми Зарою... Расставаясь с Каафом, я должен коснуться еще одного взгляда на Кааф, высказанного недавно проф. Мочульским в исследовании о «следах народной библии в славнской и древнерусской письменности». Автор говорит так: «Древнерусская письменность многое усваивала и перенимала посредственно и непосредственно из греческой и византийской письменности... Если заимствованный памятник приходился по вкусу, а еще более, если он удовлетворял умственным потребностям, он быстро и широко распространялся, расходясь в массе разнообразных списков. К числу таких очень распространенных памятников в древнерусской письменности можно отнести толковые сборники, известные под названием «Кааф» и связанную с ними «Беседу трех святителей». Так как эти толковые сборники в древнерусской письменности появляются ранее «Беседы» и от них во многом зависела «Беседа», то мы и начнем с обозрения данных толковых сборников» 24 . Действительно, затем описываются 43 толковых сборника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Осмысление искажения человеческого естества святитель Феофан Затворник строит на словах апостола Павла из послания к Евреям: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго ( Евр. 3:12–13 ). Святитель из этого делает заключение, согласное, как можно видеть, с мнениями и других святых отцов: такое изменение «начинается неверием, ослаблением убеждения в истине, омрачением ума» 361 . Человек действительно отходит от Бога, поскольку неверие «наводит некоторую тень на истину, на Бога, закон Его и Божественный порядок – следовательно, и их отдаляет из сознания по мере увеличения сей тени. Так поступил диавол вначале, омрачив лик Божий в уме прародителей» 362 . В другом послании апостола тех, кто в горделивом надеянии на себя противится Господу, апостол Павел называет «людьми, развращенными умом» ( 2Тим. 3:8 ).Святитель Феофан Затворник поясняет, что особый вид развращения ума – «обладание страстьми. Куда влекут страсти, туда и ум плетется, и что они считают дельным, то таковым видит и ум. Страсти же все стоят вне истины; почему отбивают от истины и ум, ими завладенный» 363 . Как писал С. М. Зарин, превратный ум – «худое делание разума» 364 . В послании к Римлянам апостол Павел прямо указывает на то, что человеческое естество при его отпадении от Бога изменяется: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, самохвалы, горды…( Рим. 1:28–30 ). Святитель Феофан Затворник обращает внимание на то, что святой апостол показывает: поскольку люди не старались о богоугождении, не заботились сохранить память о Боге (не заботились иметь Бога в разуме), Он приводит их к неестественному – превратному. «Так как ум их сделался превратным, то все, наконец, пришло в беспорядок и смятение, когда руководитель оказался поврежденным» 365 , – отмечает святитель Иоанн Златоуст . При этом возникающие помыслы, «задерживаясь в нас по причине страстей, низводят ум «в бедствие и пагубу» (см. 1Тим. 6:9 )» 366 . В таком уме, по слову преподобного Исихия Иерусалимского , «наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются» 367 . Собственные помыслы ума вступают в беседу с помыслами чуждыми, предлагаемыми уму злыми силами 368 , дают, по словам преподобного, на их неподобные вопросы такие же и ответы. «Удушаемый» мыслями гордости ум, по словам святых отцов, оказывается неспособным «предстать перед Богом и увенчаться «венцом правды» ( 2Тим. 4:8 )» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

протоиерей Виктор Василевич Скачать epub pdf Какое выражение нравственный закон имеет в разных религиозных системах? Насколько он универсален и чем отличается от христианской нравственности? Почему среди принявших православие иногда бывает больше безнравственных людей, чем среди неверующих или иноверцев? Все эти вопросы находят отражение в трудах святителя Николая Сербского (Велимировича). Взгляды святого на эту тему приведены в статье преподавателя Минской Духовной Семинарии протоиерея Виктора Василевича. В своей книге «Слово о Законе» святитель Николай Сербский приводит беседу преподобного Серафима Саровского с ученым архимандритом Макарием 1 , ректором семинарии. Из этого разговора между двумя яркими личностями XIX века святитель выделяет временные эпохи, которые делят человечество на три периода: детский, юношеский и зрелый. Детство человечества длилось до Закона, юность – под Законом, а когда пришло время, то есть в зрелые годы человечества, послал Бог Сына Своего Единородного 2 . Святитель Николай, говоря о первом периоде, приводит слова преподобного Иоанна Кассиана : «Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего ( Быт. 4, 4 )? Как Ной отличал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десятину от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон? 3 " Святитель дает такой ответ на эти вопросы преподобного Кассиана: «Совесть – вот ответ на все эти вопросы. Закон Бога отпечатался в душах людей до писаного закона. Не нужен был внешний закон тем, которые носили закон в себе» 4 . В подтверждение своих рассуждений святитель приводит слова апостола Павла: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим. 2. 14–15 ). Таким образом, хранителем закона до закона была совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

    «О, грозная нечаянность! — размышляет святитель Филарет, — они призывали Господа, следовательно, веровали в Него, знали Его; они пророчествовали, бесов изгоняли, чудеса творили, следовательно, немалую веру имели; но Господь не приемлет их во Царствие Свое и даже не знает их!» Какая невероятная сила зла и испорченности человеческой!.. Но как же сказано: ««Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13). Да, если призовет нелицемерно, всем сердцем своим, устремится к Богу всеми силами души своей и покажет свою веру в добрых делах. Но есть люди, которые «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1:16). Такая вера — мертвая, которую имеют и духи отверженные: «и бесы», — сказано, — «веруют и трепещут». «Что пользы, братия мои», — увещевает святой апостол Иаков, брат Божий, — «если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:19,14). Конечно, не может. Об этом и Павел говорит: «Если… знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:2). «Видишь, и чудеса не приносят пользы тому, кто творит их без добродетели. Кто же, спросишь, те, коих Иисус Христос, несмотря на их чудотворения, представляет достойными мучения? Бог действовал и через Валаама, открывал будущее Фараону и Навуходоносору, и Каиафа пророчествовал, сам не зная, что говорил, и некоторые изгоняли бесов именем Христа, хотя сами не были Христовы. Иуда также совершал чудеса, и однако лишился Царствия Небесного». Так и ныне, по замечанию блаженного Феофилакта, мы освящаемся через недостойных священников, совершающих Таинства; и это бывает не по чистоте и достоинству самих священников, но по вере приемлющих от них сии Таинства. «Не станем же, возлюбленные, — увещевает святитель Иоанн Златоуст, — думать, что мы, не совершая теперь чудес, по этому самому имеем менее благодати. За чудеса мы сами остаемся должниками перед Богом, а за жизнь и дела — Бога имеем должником своим». Кроме того, «чудотворцу, — как говорит блаженный Августин, — всегда грозит опасность заразиться самомнением и гордостью, а исполнение заповедей Божиих ведет человека к смирению». Итак, Спаситель, оканчивая Свою беседу на горе блаженств, объявляет Себя Судьей мира. Правда, Он не сказал прямо: Я буду судить, однако же, если бы не Сам Он был Судьей, то как бы сказал: «И тогда объявлю им… отойдите от Меня…» «Многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — лучше подвергнуться безчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010