193 Отличительной особенностью церковного мировоззрения Вл. С. Соловьева является его переоценка папизма, благодаря чему он мыслил соединение западной и восточной части единой вселенской Церкви не иначе как в форме признания римского первосвященника законным и непогрешимым главой Церкви со стороны православного Востока. Быть может, здесь скрывается у Соловьева не пережитый им в обычной форме политического и социального утопизма соблазн иудейского хилиазма, хотя и не вполне им осознанный. 194 На этом основании я совершенно отвергаю мистическую связь между православием и самодержавием. Насколько она существует, она имеет церковноисторический и религиозно-психологический характер. Она создана была историей и ею же на наших глазах – медленно, но верно – разрешается. 195 Пер. с нем. В. Н. Линда, со вступительной статьей профессора И. М. Гревса. С.-Петербург. 1907. С. LX+729. 196 Счастливым совпадением можно считать, что одновременно появилось и новое издание перевода классической книги Якова Буркхардта о Возрождении, дальнейшем этапе духовной истории человечества: Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. СПб., 1906. 197 Государство будущего (нем.). «Представление социал-демократии о Zukunftstaat’e» – писал С. Н. Булгаков, – является «типичнейшим примером утопизма» (Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена. Киев, 1905. С. 10). 198 Букв.: «прекрасное» и «доброе». В классической античной философии «калогатия» означает «соразмерность» (гармонию) души и тела. Подробнее см.: Лосев А. Ф. , Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965. С.100–110. 199 Бернард Клервоский (1091–1153) – французский средневековый мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво. 200 Екатерина Сиенская (1347–1380) – итальянская религиозная деятельница и писательница позднего Средневековья. Причислена к лику святых Католической церковью, является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме, признана одной из трёх женщин-учителей Церкви. 201 Ср. очерк проф. В. И. Герье: Торжество теократического начала на Западе (XII век). Папа Иннокентий III (Вестник Европы, 1892, январь-февраль).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1981; Millet. 1992. P. 168-181), свт. Иларий , еп. Пиктавийский ( Oort. 1997. P. 688), свт. Григорий I Великий (Ibid. P. 694-695; подробнее см.: Little. 1963) и др. К. были известны наиболее важные сочинения средневековых католических богословов: в «Наставлении...» он нередко ссылался на канонический сб. «Декрет Грациана» (Decretum Gratiani; см. в ст. Грациан ) и на «Сентенции» Петра Ломбардского (более 30 раз); по-видимому, он также читал «Сумму теологии» Фомы Аквинского , однако прямые отсылки к ней отсутствуют ( Ganoczy. 1987. P. 168-169, 352). В большинстве случаев к сочинениям средневек. схоластов К. обращался лишь в полемических целях и использовал их в качестве материала для критики (см.: Ganoczy. 1987. P. 170-173; Muller. 2000. P. 39-61). В XIX-XX вв. выдвигались предположения о серьезном влиянии на формирование богословских взглядов К. некоторых идей Иоанна Дунса Скота и его последователей (гл. обр. францисканца Джона Мейджора), а также взглядов номиналистов, с которыми он мог познакомиться во время обучения в Париже ( Wendel. 1963. P. 127-129). Хотя в наст. время наличие такого влияния считается маловероятным (см.: Ganoczy. 1987. P. 174-178; Lane. 1999. P. 16-25), среди исследователей остаются сторонники этой гипотезы (см., напр.: Reuter. 1981). Особое место среди цитируемых К. средневек. авторов занимает Бернард Клервоский . К. неоднократно с одобрением ссылался на его сочинения в «Наставлении...», использовал его критические отзывы о состоянии католич. Церкви и о нравах духовенства, опирался на его идеи при рассмотрении учения о мистическом единении верующего со Христом, при разработке концепции соотношения божественной благодати и человеческой воли и при решении некоторых других богословских вопросов (подробнее см.: Izard. 1992; Tamburello. 1994; Lane. 1999. P. 87-150). Наиболее сложным является вопрос о степени влияния на К. предшествующих ему протестант. авторов. В лит-ре нередко отмечалось двойственное положение К. среди основоположников протестантизма: с одной стороны, он принадлежал к протестантам «второго поколения» и при решении мн. характерных для протестант. теологии богословских вопросов опирался на достижения предшественников; с другой стороны, он предложил наиболее полное и всеобъемлющее изложение протестант. вероучения в 1-й пол. XVI в., содержание которого во многих частях несомненно является вполне оригинальным. Определение степени влияния богословия основоположников реформатского движения на К. затруднительно также вслед. того, что К. в «Наставлении...» и др. сочинениях обычно не цитировал совр. ему протестант. авторов дословно и не ссылался на них прямо, а предпочитал излагать их идеи (как те, с к-рыми он соглашался, так и те, к-рые критиковал) своими словами и использовал безличные выражения «есть мнение», «некоторые считают» и т. п. (подробнее см.: Lang. 1936; Wendel. 1963. P. 131-144; Ganoczy. 1987. P. 133-181; Gilmont. 2005. P. 167-176).

http://pravenc.ru/text/1320173.html

23 Император Л. Благочестивый – младший сын имп. Карла Великого. Занимался науками и военным делом. В 813 г. Карл Великий лично короновал Людовика в Аахене, а после смерти отца вступил на престол (в 814 г.). В Паннонии вел несколько войн с славянскими племенами (819−822 гг.). В 817 г. разделил империю между тремя сыновьями (Лотарем, Пипином и Людовиком). В 823 г. у него родился еще сын, известный как Карл Лысый. В 829 г. был еще один раздел империи, что вызвало к нему оппозицию со стороны Церкви. Содействовал устроению монастырей и распространению христианства в Германии, но при его правлении была разрушена империя. 24 Б. Аньянский основал в своем имении аббатство, где и стал настоятелем. При покровительстве Карла Великого и Людовика Благочестивого имел большое влияние на церковные и политические дела. Возобновил и улучшил устав преп. Бенедекта Нурсийского. 25 Б. Клервоский (Bernhard de Clairvaux) род. в 1091 г. во Франции. В 1113 г. вступил в орден цистерианцев, а через два года стал главным аббатом в Клерво. В силу своих высоких достоинств пользовался огромным авторитетом у современников. Перед его решением преклонялись власти светские и церковные. Его проповедь подвигла в 1146 г. Западную Европу на новый Крестовый поход. Даже Лютер говорил о нем так: «Если существовал когда-либо богобоязненный и благочестивый, то это был св. Бернард, которого одного я ставлю выше всех монахов и попов целого мира». Умер Б. в 1153 г. и канонизирован в 1174 г. папой Александром III. 26 Гильом (Guillaume) – французский богослов и философ (ум. 1272 г.) преподавал в школе при соборе Парижской Богоматери, основатель Сорбонны. В своей, книге «De periculls novissimorum» (1256 г.) обличал настроения нищенствующих монахов. Лапа Александр IV (1254−1261 гг.) запретил ее. В Риме он объявил папе о еретичестве в книге «Вечное Евангелие», составленной доминиканцами и опроверг обвинения на свое произведение. Однако папа запретил ему преподавание и изгнал из Рима, После смерти папы он вернулся и снова продолжал борьбу с нищенствующими орденами в книге «Collectiones catholicae et canonicae scriprurae», которую одобрил папа Климент IV (1265−1268 гг.) В споре с доминиканцами его противниками были великие богословы этого ордена: Фома Аквинский, Альберт Великий и францисканец Бонавентура.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

3) Часть третья: проповедь на Западе от Григория Двоеслова до реформации: проповедь под влиянием мистики (Бернард Клервоский и Таулер) схоластики (Абеляр, Бонавентура, Фома Аквинат), возрождения наук и искусств и гуманизма. Период постепенных отступлений от нормальных типов проповеди христианской, возникновение новых элементов содержания проповеди, новых псевдо-искусственных форм построения и изложения (схоластически-риторических и стихотворных) и – совершенного извращения основных черт учительства христианского. 4) Часть четвертая: значение реформации в истории проповеди и история типов проповеди в протестантстве и реформатстве, и, под влиянием протестантства, в католичестве. Период выработки формальной христианской гомилетики и образование новых типов проповеди (Лютер, его постиллы и Tischreden, его Pastorale; Меланхтон, Бренд и Бухенгаген; Шпенер – его pia desideria и collegia pietatis; Арндт; Мозгейм. Значение XVII и XVIII века в истории проповеди на Западе. Художественно-ораторский тип проповеди католической (Боссюэт, Массильон, Бурдалу, Флешье и др.). Типы проповеди реформатской: Кальвин, Сорен, Тиллотсон. Позднейшие типы проповеди на Западе: Шлейермахер, Лямене, Вентура, Лякордер, Вине, Моно, Прессансе, Спуржон. 5. Часть пятая. Типы проповеди отечественной – русской. 1) Проповедь в древней России под влиянием образцов святоотеческих и византийских; 2) проповедь под влиянием латино-польских образцов и западной – протестантской и католической – гомилетики XVII и XVIII века (южно-русская проповедь, Стефан Яворский и Феофан Прокопович) ; 3) проповедь времен Императрицы Елизаветы и Екатерины II (публицистический и социологический тип проповеди в древней вселенской церкви, на Западе и в проповеди русской; его теория и история; его норма и злоупотребления); 4) тип проповедей св. Тихона и Леванды; 5) ораторски-художественный тип проповеди ( Гедеон Криновский , Георгий Конисский , Анастасий Братановский, митрополит Платон, митрополит Филарет Московский , митрополит Филарет Киевский, Иннокентий); в) типы проповеди, существующие в настоящее время в православной церкви, – их отношение к типам святоотеческим и западно-европейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

5. Заключение. Как мы постарались показать, преп. Иоанн Кассиан в своем учении об аскетическом делании и мистическом созерцании объединил лучшие элементы восточно-христианской аскетической традиции в целостную систему, подобную системе Евагрия Понтийского, но не ограниченную рамками оригеновского интеллектуализма и обогащенную благодаря введению в нее элементов как западного аскетического богословия с его упором на руководящей роли Божественной благодати, так и восточной «мистики любви», которая впоследствии получила продолжение у таких западных мистических писателей, как папа св. Григорий Великий, св. Бернард Клервоский, Гуго и Ришар Сен-Викторские. В связи с этим преп. Иоанна Кассиана по праву можно считать одним из важнейших западных аскетических писателей IV–V вв., чье мистико-аскетическое богословие стало фундаментальным не только для католического Запада, но и для православного Востока. Этот титул засвидетельствован уже у патриарха Фотия, полагавшего, что родиной Иоанна Кассиана был Рим (Ρωμην λαχοντος πατριδα, Phot. Bibl. Cod. 197). Выдвигалась также гипотеза, что этот титул связан с происхождением Кассиана из Малой Скифии, которая была частью церковного диоцеза Фракии и находилась в юрисдикции патриарха К-поля Нового Рима (см.: Cuper C. De sancto Joanne Cassiano abbate Massiliae in Gallia//Acta Sanctorum Iulii. Paris, 1868. Vol. 5. P. 463–464). Однако наиболее вероятным представляется предположение, что титул «Римлянин» означает только то, что Кассиан был не грекоязычным, а латиноязычным автором (см.: Stewart C. Cassian the Monk. Oxford, 1998. P. 5). См.: Hamman A. John Cassian//Patrotogy. Vol. iv: The Golden Age of Latin Patristic literature/ed. A. di Berardino. Westminster, MD, 1986. P. 518. CPL, N 513; PL. 49. Col. 53–476; CSEL. 17. P. 3–231; рус. пер.: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина/Пер. с лат. еп. Петра. М., 1877; 1892 2 (репринт: СТСЛ, 1993). С. 7–164. См.: Guy J.-C. Institutions//Sources chrétiennes. Vol. 109/Texte latin revue, introd., trad. et notes par J.-C. Guy. Paris, 1965. P. 11; Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006. С. 112.

http://bogoslov.ru/article/1243158

68 См.: Исх.11:4–7, 12:23–29 . 69 Почитание, отраженное в богослужении, молитвах и иконографии. 70 Первородный грех наследует каждый человек при рождении. Вследствие греха непослушания Богу, природа первых людей Адама и Евы повредилась. Это состояние падшей природы, т. е. души, стремящейся ко злу и противящейся добру, мы наследуем от наших прародителей. Например, нам не хочется осуждать или ругаться, но мы не можем сдержаться и постоянно срываемся, хотя и страдаем после этого душой и обещаем впредь исправиться. Но исправиться не получается или получается на незначительное время путем колоссальных усилий. Напротив, чтобы осудить человека или оскорбить его, усилий никаких не требуется, все получается само собой. Залог избавления от поврежденного состояния первородного греха человек получает в Таинстве Крещения, и при условии жизни во Христе это греховное состояние души врачуется окончательно. 71 Свт. Григорий Палама (1296–1359) – отец и учитель Церкви. Его учение о нетварной Божественной энергии, через которую человек приобщается к Богу, занимает одно из центральных мест в православном богословии. 72 Помимо поврежденного состояния души, следствием грехопадения Адама и Евы стали болезни и смерть. Эти следствия будут преодолены во втором пришествии Христовом, когда состоится всеобщее воскресение мертвых. Тогда вместе с бессмертной душой обретут бессмертие и наши тела, и таким образом реализуется Божественный замысел о человеке: вечная радость спасенного человечества, пребывающего в любви и единстве друг с другом и со своим Отцом. 73 По учению католичества Римский Папа обладает непогрешимостью мнения в вопросах веры и морали, если он официально, с кафедры (ex cathedra), высказал решение по тому или иному вопросу. 74 Бернард Клервоский (1091–1153) – французский католический богослов-мистик и авторитетнейший общественный деятель своей эпохи. Основатель и аббат монастыря Клерво. 75 См.: Лк.2:41–49 . 76 Св. Юстиниан Великий (482–565) – один из самых выдающихся византийских императоров, инициатор и проводник кодификации римского права. Автор идеи симфонии власти императора и патриарха. В его правление была отвоевана Италия у вестготов и отстроен величественный храм Святой Софии в Константинополе.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

74 Это различие между skopTj и встречается в философии стоиков (см. Stobaeus. Ecl. II 63,6; II 77,16; II 76,16). В христианское богословие его ввел Климент Александрийский (см. Stromata, II.22.136; Paedagog, I.13.102). См. также Stewart C. Указ. соч. P. 38, 164, n. 81. 75 Понятие познания ( gnosij) — одно из основных в учении Климента, Оригена и Евагрия. Для преподобного Иоанна познание (scientia) также означает духовный дар или способность духовной проницательности, интуиции; оно неотделимо от созерцания. 76 Источником для этого учения о различии делания и созерцания для Кассиана послужили труды Оригена и Евагрия (см. Weaver R.H. Указ. соч. P. 83; Stewart C. Указ. соч. P. 48–50). 77 Также деятельное совершенство (Собесед., 14.3), деятельная подготовка (Собесед., 21.34); деятельная жизнь (Прав., V.33). 79 См. также Собесед., 4.2–5; 9.26–27; Stewart C. Указ. соч. P. 122–129. Кроме обычного значения термина compunctio (сокрушение о своих грехах, раскаяние, сопровождаемое скорбью о содеянном) преподобный Иоанн употребляет его в смысле внезапного охватывающего сердечного волнения, восторга, ведущего к безмолвной молитве (см. Собесед., 9.26–27; Stewart C. Указ. соч. P. 123). С такого скорбного сокрушения всегда начинается и кончается молитвенное “умоисступление” (см. ниже). Эта тема сердечного сокрушения впоследствии будет во всей полноте раскрыта святителем Григорием Великим. 80 Согласно преподобному Иоанну, смирение достигается открытием своих дел и помыслов духовным наставникам (“старцам”, seniores) и полным послушанием их воле (Собесед., 2.10). Тему смирения впоследствии будет развивать западный средневековый мистик и богослов Бернард Клервоский в своем знаменитом mpakmameDe gradibus humilitatis et superbiae. 82 Подобное толкование образов Марфы и Марии было сделано уже Оригеном (см. InLucam, fragm. 171; InJoan., fragm. 80). 83 См. также Собесед., 23.11; 23.15; см. там же, 1.7; 1.8; 1.13; 9.6; 23.5; 23.10; 23.15; 23.19. О Марфе и Марии как образах делания и созерцания см. также Собесед., 23.3.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Art. VIII, Cap. IX). Нечто подобное же было и с Immaculata conceptio Mariae Virginis 437 . Гиперболические выражения, употребляемые для возвеличения Пресвятой Девы, остающиеся на Востоке в пределах мистики и поэзии, на Западе принимаются в буквальном смысле. Им подводят итоги, является целая масса самых фантастических мнений. Еще знаменитый Бернард Клервоский гг.] укоряет папу Евгения за то, что он старается распространить такое богопротивное учение, а семь сот слишком лет спустя Пий IX делает из него догмат, и кардинал Ньюман 438 заявляет, что отныне Св. Троица сделалась более «совершенна»! Но едва ли не лучшим примером такого превращения мнения в догмат может служить папская непогрешимость. По-видимому, с языческим титулом высшего Pontifex’a к римскому патриарху-примасу переходят и римские наклонности: страсть к политическому могуществу, к превозношению себя над другими, к деятельности практической, к вмешательству в мирские дела. Но вначале эти наклонности сдерживались духом истинного христианства; хотя первенствующее значение римского первосвященника 439 беспрепятственно признавалось всеми. Благодаря своему счастливому положению – вдали от светской власти, Риму было не трудно высоко и твердо держать святую хоругвь Христову; и действительно, велики были заслуги Рима перед Церковью! Во время гонения православия на Востоке иерархи и отцы Востока не раз прибегали к его защите и посредничеству 440 : и, однако, несмотря на все это, несмотря на обширность власти, римский первосвященник не выходил вначале за ее законные пределы. Сам Рим, устами своего великого папы св. Григория, определяет ее границы и указывает на равенство всех патриаршеских (да и вообще епископских) кафедр. Не менее определительно высказывается и папа св. Мартин 441 . Впоследствии, однако, приматство начинает постепенно превращаться в начальство, его человеческое основание стараются заменить несуществующим божественным. Тем временем власть внешняя, политическая растет неудержимо, и мало-помалу папа, ее представитель, превращается сначала в зависимого, а потом и в самостоятельного светского государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Serm. 5. 5; ср.: Ibid. 6. 2). Вместе с тем такие формулировки он использует гораздо реже, чем вост. отцы, и почти не употребляет термин deificatio в отношении человека. Свт. Григорий I Великий часто говорит об О. (deificatio, deificatus), но его богословский взгляд в гораздо большей степени концентрируется на распятом и страдающем Спасителе, нежели на Его воскресении и благодатном преображении мира. В этот период в зап. богословии Искупление начинает мыслиться отдельно от О. и даже вне О. Идея О. в лат. традиции в основном перемещается на периферию богословского дискурса; исключение составлял, напр., Иоанн Скот Эриугена , изучивший наследие святителей Григория Богослова, Григория Нисского, «Ареопагитики», наследие прп. Максима Исповедника и др. отцов. Для Эриугены О. чрезвычайно значимо в космической и эсхатологической перспективе в связи с идеей ап. Павла об окончательном возглавлении преображенного мира во Христе, когда «Бог будет все во всем» (1 Кор 15. 28). В целом в зап. богословии учение об О. занимает более скромное место, чем на греч. Востоке; терминология О., хотя и присутствовала, но использовалась значительно реже. В основном идея О. дается в описательном плане и более в христологическом аспекте, чем в сотериологическом. Идея О. распространялась среди зап. христиан во многом в результате общения с Востоком и под влиянием переводов греч. богословов. После разделения Церквей в 1054 г. лат. богословие мало интересовалось вопросом О. человека. Нек-рые богословы, писавшие об О. (напр., Бернард Клервоский , считавший целью христ. жизни слияние с Богом), повлияли на мистику католич. монашества, однако идея О. не включалась в схоластические концепции средневек. католицизма. Возрождение интереса к теме О. на Западе происходит с сер. XX в. под влиянием повторного обращения к наследию вост. отцов I тыс. Ряд католич. богословов - Ж. Гросс, кард. Ив Конгар , А. де Любак , кард. Ж. Даниелу , Х. У. фон Бальтазар и др.- смогли актуализировать эту часть христ. учения для зап. христиан; учение об О. отражено в совр. Катехизисе католич. Церкви (§ 460). В наст. время интерес к теме О. высок не только среди католических, но и среди протестант. теологов. В православном богословии XX-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/обожении.html

Stromata, II.22.136; Paedagog, I.13.102). См. также Stewart C. Указ. соч. P. 38, 164, n. 81. 75 Понятие познания (gnosij) – одно из основных в учении Климента, Оригена и Евагрия. Для преподобного Иоанна познание (scientia) также означает духовный дар или способность духовной проницательности, интуиции; оно неотделимо от созерцания. 77 Также деятельное совершенство (Собесед., 14.3), деятельная подготовка (Собесед., 21.34); деятельная жизнь (Прав., V.33). 79 См. также Собесед., 4.2–5; 9.26–27; Stewart C. Указ. соч. P. 122–129. Кроме обычного значения термина compunctio (сокрушение о своих грехах, раскаяние, сопровождаемое скорбью о содеянном) преподобный Иоанн употребляет его в смысле внезапного охватывающего сердечного волнения, восторга, ведущего к безмолвной молитве (см. Собесед., 9.26–27; Stewart C. Указ. соч. P. 123). С такого скорбного сокрушения всегда начинается и кончается молитвенное “умоисступление” (см. ниже). Эта тема сердечного сокрушения впоследствии будет во всей полноте раскрыта святителем Григорием Великим . 80 Согласно преподобному Иоанну, смирение достигается открытием своих дел и помыслов духовным наставникам (“старцам”, seniores) и полным послушанием их воле (Собесед., 2.10). Тему смирения впоследствии будет развивать западный средневековый мистик и богослов Бернард Клервоский в своем знаменитом mpakmameDe gradibus humilitatis et superbiae. 83 См. также Собесед., 23.11; 23.15; см. там же, 1.7; 1.8; 1.13; 9.6; 23.5; 23.10; 23.15; 23.19. О Марфе и Марии как образах делания и созерцания см. также Собесед., 23.3. 85 Ср. Собесед., 1.8; 23.3. По-видимому, это соответствует евагриевскому понятию qeolog…a/qeologik», или gnosijmБj (‘познание Святой Троицы’, см. Practicus, prol., 49–51; cap. 1–3; 84; Schol. in Prov., 2; Stewart C. Указ. соч. P. 53). Следует заметить, что преподобный Иоанн, в отличие от Августина, не допускает возможности познания Бога по Его сущности, поскольку как раз и подчеркивает ее непостижимость и говорит лишь об удивлении (admiratio) человека перед ее непостижимостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010