Первоначальная несговорчивость Элоизы на брак объяснялась ее убеждением, что занятия философией с браком несовместимы. Родственники Элоизы полагали все–таки, что П.А. обманул Элоизу, в пользу чего свидетельствует тайный характер брака. Эти люди, мстя за обиду, подвергли П.А. оскоплению. Сохранилась переписка П.А. и Элоизы, состоявшаяся после того, как Элоиза стала настоятельницей женского монастыря. В своей научной деятельности П.А. важнейшей проблемой считал проблему соотношения веры и разума, чему непосредственно посвящены два его труда – " Христианское богословие " и " Введение в богословие " . Как полагают историки, взгляды П.А. изменялись во времени и в зависимости от условий полемики с оппонентами. До осудившего его собора 1121 года П.А. приходилось вести полемику с теми рационалистами, которые решительно заявляли о праве разума вмешиваться в сферу веры, П.А. доказывал  законность веры. На его позицию повлияли решения осудивших его соборов, ибо он стал полемизировать  теперь против своих судей, богословов направления Бернарда Клервоского, слишком односторонне, как он считал, стоявших за авторитет веры. П.А. считал разум обязательным предварительным условием веры ( " понимаю, чтобы верить " ); разумом должны быть удостоверены церковное Предание и догмат, лишь Священное писание и церковные таинства не нуждаются в этом удостоверении. Сочинения  А. осуждались церковью как еретические на соборах 1121 и 1140 годов. В споре о природе универсалий развивал учение, позже названное концепцептуализмом. Библиография работ о персоне: Бернард Клервоский. Послание CXC к папе Иннокентию II, или Трактат против некоторых ошибочных положений Абеляра//Классическая филология на современном этапе. – М., 1996. Бернард Клервоский. Письма//Абеляр П. История моих бедствий. – М.: Наука, 1959.   Абеляр//Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.   Аккерман Д. Любовь в истории; Ларю Дж. Секс в Библии. – М.: Крон–пресс, 1995. С.60–64.   Александр Мень. Библиологический словарь.

http://bogoslov.ru/person/3046398

Св. Бернард Клервоский. Миниатюра часослова д’Эсте. Ок. 1469 г. Худож. Таддео Кривелли (Музей П. Гетти в Лос-Анджелесе. MS Lugwig IX 13. Fol. 183v) Первый монастырь (monasterium vetus) располагался не там, где сохранились остатки монастырских строений и в наст. время находятся тюремные корпуса. Нек-рые исследователи полагают, что он был построен на холме недалеко от сел. Арконвиль. В нач. XII в. там рос густой лес, а свободного пространства для построек было мало; это якобы послужило одной из причин перенесения мон-ря на новое место при увеличении числа насельников. По мнению др. историков, обитель изначально находилась в долине. Грамоты об основании К. не сохранились. В XVI в. из-за земельной тяжбы монахи подделали грамоту дарения (Troyes. Bibl. municip. 2414): в датированном 1115 г. документе с 2 печатями и подписями - Жосерана, еп. Лангра, и Гуго, герц. Шампани, сообщалось, что герцог даровал монахам К. долину и лес Аретелы (terras et sylvas de Aretela), а местные сеньоры предоставили монахам в пользование принадлежавшие им пастбища (анализ и доказательства подделки см.: Pietresson de Saint-Aubin P. Note sur les archives de l " abbaye de Clairvaux//Saint Bernard et son temps. Dijon, 1928. T. 1. P. 262-291). Принято считать, что подобной грамоты вообще не существовало: поскольку мон-рь был основан на земле, принадлежавшей родственникам Бернарда Клервоского, между ними могло быть заключено устное соглашение. Вопрос о церковной юрисдикции был решен благодаря покровительству со стороны Вильгельма из Шампо , еп. Шалонского, к-рый возвел Бернарда Клервоского в должность аббата (впосл. Вильгельм из Шампо вступил в орден цистерцианцев; погребен в К. в 1121/22). Хотя К. находилось в Лангрском еп-стве, еп. Жосеран одобрил строительство монастыря позже (вероятно, Бернард не застал его на месте). Комплекс аббатства. Чертеж Н. Мийе. 1708 г. (Муниципальная б-ка Труа. MS 3706) Комплекс аббатства. Чертеж Н. Мийе. 1708 г. (Муниципальная б-ка Труа. MS 3706) По мнению одних исследователей, церковь в 1-м монастыре была деревянной ( Schaefer J.

http://pravenc.ru/text/1841309.html

1147. [Неудача крестового похода в Святую землю, возглавленного королем Конрадом, герцогами Вельфом и Фридрихом 1342 . На обратном пути короля Конрада с почетом принимает византийский император 1343 . Вдохновителем этого похода был аббат Бернард Клервоский 1344 .] В тот же год, примерно на праздник святого Петра 1345 , по Божественному вдохновению, поощряемые апостолической властью 1346 и по увещаниям многих благочестивых людей, огромное множество христианского воинства, возложив [на себя] знак Животворящего Креста 1347 , направилось против язычников, обитающих к северу, дабы либо подчинить их христианской религии, либо, с помощью Божией, полностью истребить. Там в одно войско соединились магдебургский архиепископ Фридрих, хальберштадтский епископ Ротульф, епископы мюнстерский – Вернер, мерзебургский – Райнальд, бранденбургский – Виггер, хафельбергский – Ансельм, моравский – Генрих, а также корвайский аббат Вибольт, маркграф Конрад 1348 , маркграф Адальберт 1349 , пфальцграф Фридрих 1350 , пфальцграф Херманн 1351 со многими графами и вооруженными рыцарями – [всего] шестьдесят тысяч. Тем временем в другое войско соединились бременский архиепископ Адальберон I (Albero), ферденский епископ Титмар, саксонский герцог Генрих 1352 , бургундский герцог Конрад 1353 , презнатный князь (princeps) Хартвиг 1354 , со многими графами, знатью и прочими воинами – числом сорок тысяч бойцов. Также и датский король (rex Dacie) 1355 вместе с епископами своей страны и со всей силой своего народа, собрав величайшее множество кораблей, приготовил войско примерно в сто тысяч воинов. Вышел и брат польского князя (dux Poloniae) 1356 с двадцатью тысячами воинов. Его старший брат 1357 с бесчисленным войском также двинулся против жесточайших варваров пруссов (Prusci) и долго пребывал там (в Пруссии. – Сост.). Против них, по неисповедимой воле Божией, с огромнейшим войском выступила даже Русь (Rutheni), хотя и не совсем правоверная (minus catholici), но все же отмеченная званием христианским 1358 . И вот все они с несметным снаряжением и обозами, с удивительным благочестием вступили в различных местах в землю язычников, и вся земля задрожала при виде их, и, ходя [в ней] почти три месяца, они опустошили все, предали огню города и укрепления, спалили также храм с идолами, который располагался у города Мальхов (Malchon) 1359 , да и сам город. [В том же году отправилась морская экспедиция из Кёльна, Фландрии и Англии воевать против сарацинов в Испании 1360 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16. Беда Достопочтенный//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 7 стр. 17. Бернард Клервоский//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 7 стр. 18. Беренгар Турский//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 4 стр. 19. Бонавентура//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. V. 9 стр. 20. Тринитарное учение Августина в свете православной триадологии IV века//Материалы международной богословско-философской конференции " Пресвятая Троица " . М., 2002. 26 стр. 21. Благо в западном средневековом богословии//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. V. 5 стр. 22. Учение о богодухновенности Священного Писания в Древней Церкви (I-V вв.)//Альфа и Омега, 36, 2003. 20 стр. (перепечатано в: Православие и Библия сегодня. Сборник статей. Киев, 2006. С. 92-135). 23. Боэций//Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. 8 стр. 24. Валафрид Страбон//Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. 3 стр. 25. Тертуллиан о должностях и служениях в Древней Церкви//Православное учение о Церкви. Материалы богословской конференции Русской Православной Церкви. М., 2004. 10 стр. 26. Богословие свт. Григория Великого//Альфа и Омега, 41, 2004. 25 стр. 27. Викентий Леринский//Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. 3 стр. 28. Викторин Марий//Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. 11 стр. 29. Викторин Петавский//Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. 4 стр. 30.  Вильгельм из Шампо//Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. 5 стр. 31.  Преподобный Иоанн Кассиан//Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов. Империум пресс. М., 2005. С. 330-361 (2 а.л.) 32.  Проспер Аквитанский//Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов. Империум пресс. М., 2005. С. 362-382 (1.25 а.л.) 33. Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и Божественной благодати в спасении (по сочинениям 386-397 гг.)//Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. Империум пресс. М., 2005. С. 8-40. (1.55 а.л.) 34. Представление о воле в раннем и средневековом западном богословии//Православная Энциклопедия. М., 2005. Т. IX. С. 297-306 (1.65 а.л.)

http://bogoslov.ru/person/263212

O. The Earliest Churches of the Cistercian Order//Studies in Cistercian Architecture/Ed. M. P. Lillich. Kalamazoo (Mich.), 1982. Vol. 1. P. 1-12), по мнению других - каменной ( Kinder. 1991). По сохранившимся сведениям, в плане церковь была квадратной (примерно 17×17 м), имела ступенчатую крышу (по типу пагоды), увенчанную небольшой башней (возможно, колокольней). Внутри по всему периметру проходил амбулаторий. В храме было 3 алтаря: главный алтарь был посвящен Пресв. Деве Марии, у вост. входа между 2 дверями находился алтарь прп. Венедикта Нурсийского , а в юго-вост. углу - алтарь св. Лаврентия . К церкви примыкал 2-этажный дом: на 1-м этаже располагались рефекторий и кухня, на 2-м - дормиторий, из к-рого по лестнице можно было попасть в церковь. Бернард Клервоский жил в тесной комнате над лестницей, где нельзя было выпрямиться в полный рост, креслом ему служил выступ в стене под скосом крыши. Монахи спали на дощатом полу, подстелив солому или сухие листья. Поскольку у Бернарда Клервоского было слабое здоровье и при этом он часто находился в отъезде, мон-рем фактически управляли его братья. В организации монашеской жизни помощь общине К. оказывали бенедиктинцы из соседнего приората Клеманпре (лат. Clementinum Pratum; ферма Морен аббатства св. Бенигна в Дижоне) (Vita Quarta. II 4//PL. 185. Col. 542). В 1121 г. обитель получила привилегии от епископа Лангрского. Развитию К. способствовало благосклонное отношение со стороны крупных мон-рей в регионе - аббатства Сент-Уайан-де-Жу (позднее Сен-Клод) и аббатства Клюни . Еще при жизни Бернарда Клервоского у К. появилось неск. грангий (grangia, от лат. granum - зерно; букв.- «зернохранилище»), которые являлись основой системы организации сельского хозяйства, характерной для цистерцианского ордена: на удалении от мон-ря строились хранилища для собранной десятины и продукции монастырских угодий, загоны для скота; в грангиях работали гл. обр. конверсы (братья-миряне). Старейшая из грангий К., существовавшая с момента основания мон-ря, в источниках именуется Grangia abbatiae.

http://pravenc.ru/text/1841309.html

Во время пребывания во Франции и в Лотарингии папа посетил неск. цистерцианских аббатств, в т. ч. Сито, Клерво, Фонтене и Понтиньи. Провел 2 Собора: в Трире (нояб. 1147), где были рассмотрены и одобрены «Видения» Хильдегарды Бингенской , и в Реймсе (21 марта 1148), где обсуждалась доктрина Гильберта Порретанского , к-рая, несмотря на критику Бернарда Клервоского, не была официально осуждена. Собор в Реймсе принял также ок. 20 канонов, касавшихся вопросов церковной дисциплины. Летом 1148 г. Е. вернулся в Италию. В июле при участии итал. духовенства состоялся Собор в Кремоне, на к-ром были подтверждены постановления, принятые в Реймсе. Из-за враждебности римлян Е. был вынужден оставаться в Витербо (с 30 нояб. 1148). Заключив союз с сицилийским кор. Роджером II, папа смог вернуться в Рим только 28 нояб. 1149 г. Однако уже в июле 1150 г. он вновь покинул Латеранский дворец. В борьбе с римлянами Е. рассчитывал на помощь герм. имп. Конрада III, но тот умер в 1152 г. Менее чем через 2 года римляне пошли на уступки, папа вернулся в Рим и оставался там в последние месяцы понтификата (с дек. 1152 по июль 1153), хотя полного контроля над городом ему установить не удалось. 23 марта 1153 г. в Констанце папа подписал договор с имп. Фридрихом I Барбароссой , к-рый принял на себя обязательство защищать «честь папы и регалии св. Петра» (honorem papatus et regalia Beati Petri). Е. скончался в папской летней резиденции в Тиволи, был погребен в Риме в оратории Девы Марии при базилике св. Петра. По сообщению папского биографа кард. Бозона, на улицах Рима во время погребальной процессии было большое скопление народа. Кардинал-епископ Остии Гуго Шалонский особым посланием известил о смерти папы генеральный капитул цистерцианского ордена, назвав почившего «красой Церкви, отцом справедливости, любителем благочестия» ( Bernard. Clar. Ep. 488//PL. 182. Col. 695). Будучи папой Римским, Е. оставался верен цистерцианским аскетическим принципам; так, согласно традиции, он постоянно носил под папским облачением грубую монашескую рясу. Бернард Клервоский неоднократно призывал своего ученика провести реформу Римской курии, бороться с чрезмерным богатством и финансовыми злоупотреблениями ее членов. Однако папе не удалось реализовать эти проекты, он не смог даже покончить с практикой «незаконных даров», приносимых просителями. По указанию Е. реконструировали Ватиканский дворец и реставрировали базилику Санта-Мария Маджоре в Риме, перевели на латынь творения прп. Иоанна Дамаскина и свт. Иоанна Златоуста .

http://pravenc.ru/text/187007.html

Житие М. получило широкое распространение на континенте. В издании Ж. Леклерка было использовано 39 рукописей XII - нач. XIII в., происходивших гл. обр. из цистерцианских и бенедиктинских мон-рей, в т. ч. 5 манускриптов, созданных в аббатстве Клерво ( S. Bernardi Opera. 1963. P. 297-305; см. также: Leclercq. 1959. P. 318-322). В большинстве рукописей Житие М. содержится вместе с др. сочинениями св. Бернарда, а также с ранними агиографическими сказаниями об аббате Клерво. О Житии М., «исполненном чудес», которое св. Бернард написал «прекрасным слогом» (satis luculento sermone), упоминается в сказании «Видение Тнугдала», составленном в сер. XII в. в ирл. бенедиктинском мон-ре в Регенсбурге ( Pfeil. 1999. S. 3). О распространении текста Жития в Ирландии свидетельствует его наличие в составе Саламанкского и Дублинского (Килкеннийского) собраний Житий ирл. святых (XIII-XV вв.). Сокращенные версии Жития были включены в «Историческое зерцало» Винцентия из Бове ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. XXVII 105-123), в агиографический свод Иоанна из Тайнмута и Джона Капгрейва (Nova Legenda Anglie/Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. Vol. 2. P. 158-167) и в «Перечень святых и их деяний» еп. Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. X 27). Житие М. было впервые опубликовано Б. Момбрицием ( Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. [Mediolani, c. 1480.] Vol. 2. Fol. 78-92), затем - в составе агиографического свода кёльнского картузианца Лаврентия Сурия (1-е изд.: Surius L. De probatis Sanctorum historiis. Coloniae Agrippinae, 1575. T. 6. P. 88-115). Критическое издание Жития, подготовленное под рук. Леклерка для Собрания сочинений св. Бернарда, с исправлениями было воспроизведено в сер. «Sources chrétiennes» (П. И. Эмери при участии Г. Лобришона и Ф. Дольбо - Bernard de Clairvaux. 1990). Руины аббатства Меллифонт. Кон. XII — нач. XIII в. Руины аббатства Меллифонт. Кон. XII — нач. XIII в. Из переписки св. Бернарда с М. сохранились 4 письма клервоского аббата, составленные между 1140 и 1145 гг. ( Bernard.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

из С.-Т., выделяются: «De natura et dignitate divini amoris» (О природе и достоинстве божественной любви), «De contemplando Deo» (О необходимости созерцания Бога), «Meditativae orationes» ([Духовные] размышления), «De sacramento altaris» (О таинстве алтаря), посвященное Бернарду Клервоскому. В. из С.-Т. принадлежат также «De natura corporis et animae libri duo» (Две книги о природе тела и души, 1138-1144), излагающие антропологическое учение на основе сочинений свт. Григория , еп. Нисского, Немесия , еп. Эмесского, Клавдиана Мамерта , блж. Августина и переводов Константина Африканского ; «Speculum fidei» (Зерцало веры, 1140-1144) и «Aenigma fidei» (Загадка веры, 1140-1144); «Expositio super Cantica Canticorum» (Комментарий на Песнь Песней; незавершенный); «Expositio in Epistolam ad Romanos» (Комментарий на Послание к Римлянам), посвященный проблеме благодати; «Vita Sancti Bernardi» (Житие св. Бернарда [Клервоского]). В. из С.-Т. написал ряд полемических произведений против совр. богословов-диалектиков: «Disputatio adversus Petrum Abaelardum» (Рассуждение против Петра Абеляра), «Disputatio catholicorum Patrum adversus dogmata Petri Abaelardi» (Рассуждение католических отцов против учения Петра Абеляра), «De errorobus Guillelmi de Conchis ad Sanctum Bernadum» ([Послание] о заблуждениях Вильгельма из Конша к святому Бернарду, 1140). Как и Бернард Клервоский, В. из С.-Т. отвергал рационализм Абеляра, богословов шартрской школы; полагал их рационализм непосредственной причиной еретического истолкования Св. Троицы, понимания живого Бога в качестве отвлеченного принципа у Вильгельма из Конша (De error. Guil. de Conch.). В. из С.-Т. стремился к мистическому обоснованию личного опыта духовной жизни, опираясь на авторитет святых отцов, прежде всего блж. Августина и свт. Григория Нисского. В его сочинениях ощутимо влияние идей Оригена и Иоанна Скота Эриугены . Учение В. из С.-Т. о взаимной любви Бога и человека, изложенное в «Золотом послании» и др. работах, отличается от рассуждений на ту же тему Бернарда Клервоского большей приверженностью к аналогии между способностями человеческой души и Лицами Св.

http://pravenc.ru/text/158662.html

Иннокентий II, папа Римский, архидиак. Лаврентий, Калист I, папа Римский. Мозаика ц. Санта Мария ин Трастевере в Риме. XII в. После нападения союзников Анаклета II на владения Франджипани, где располагалась резиденция И. и его сторонников, папа бежал в принадлежавшую его семье крепость в Трастевере, а затем через Пизу и Геную во Францию. Там он получил поддержку кор. Людовика VI (1108-1137) и франц. епископата. Под влиянием Бернарда Клервоского его как законно избранного папу признал сначала состоявшийся в Этампе во главе с аббатом Сен-Дени Сугерием (1122-1151) Собор франц. церковных иерархов с участием светской знати и короля, затем Собор в Ле-Пюи-ан-Веле под председательством Гуго, еп. Гренобля (1080-1132). И. посетил аббатство Клюни, в нояб. 1130 г. провел Собор в Клермоне, на к-ром был принят ряд дисциплинарных канонов, закреплявших и разрабатывавших положения в русле григорианской реформы : о недопустимости симонии , о целибате , о запрете сполиации (ограбления) умерших клириков, о церковной дисциплине и нравах духовенства, о запрете мирянам владеть частными храмами (см. Частной церкви право ), о запрете духовным лицам изучать рим. право и медицину ради получения прибыли, о запрете совмещать бенефиции , связанные с пастырскими обязанностями, о «Божием мире» , о т. н. privilegium canonis - запрете причинять телесный вред и наносить тяжкие оскорбления духовным лицам, за что нарушители карались немедленным отлучением от Церкви ( Mansi. T. 21. Col. 439). Папа подтвердил постановление о целибате и запрет посещать богослужения, проводимые женатыми священниками. Содействие Норберта Ксантенского, архиеп. Магдебургского, Конрада Зальцбургского (1106-1147) и папских легатов способствовало признанию И. нем. епископатом на Соборе в Вюрцбурге в 1130 г., где присутствовали нем. кор. Лотарь III (1125-1137) и нем. князья. В марте 1131 г. в г. Льеж И. встретился с Лотарем III, к-рый пообещал папе поддержку и Римский престол в обмен на имп. коронацию. Папа посетил мон-рь Сен-Дени, а 25 окт. 1131 г. на Соборе в Реймсе, собравшем большое количество церковных иерархов, где присутствовали Бернард Клервоский и Норберт Ксантенский, а также представители светской знати и послы англ., кастильского и арагонского королей, И. короновал сына франц. короля буд. Людовика VII (после смерти отца на Рождество 1137 коронован повторно в Бурже). Собор подтвердил основные положения церковной реформы, принятые на Клермонском Соборе 1130 г. Аналогичные постановления о борьбе с правом мирян владеть частными храмами, о невмешательстве епископов в дела др. еп-ств, о запрете совмещать бенефиции и передавать их по наследству, о privilegium canonis и покушениях на церковное имущество, о целибате, о десятине, о церковной дисциплине были подтверждены в 1138 г. на Соборе в Лондоне, проведенном легатом И.

http://pravenc.ru/text/468773.html

Но и против этой доктрины выступили многие авторитетные католические богословы, [такие], как святой Бернард Клервоский (почивший митрополит Антоний называл Бернарда Клервоского православным святым, несмотря на его латинство), Петр-Дамиан, Петр Ломбардский, Александр Гольский, Бонавентура, Альберт Великий и, наконец, Фома Аквинат. Впрочем, возражения последнего против разбираемого догмата можно рассматривать как образец того, что и против неправославной доктрины можно неправославно возражать. В своей " Сумме теологии " Фома Аквинат более десяти раз возвращается к этой теме и не соглашается с учением о непорочном зачатии, недоумевая, как могла бы быть Дева Мария искуплена, если бы Она никак не согрешила бы. Диспуты по поводу этого учения в Западной церкви продолжались очень долго. На с.19-20 своей книги А. Мерзлюкин приводит яркое и вполне православное возражение против этого учения святого Бернарда Клервоского. Благодаря деятельному сопротивлению против введения этого учения в догмат влиятельного Доминиканского ордена догмат этот не был официально утвержден в Средние и ранние Новые века. Чтобы ограничить споры по поводу этого догмата, папа Сикст IV в 1483 году издал декрет, угрожающий отлучением от церкви тем, кто будет считать ересью то или другое спорное мнение, а Пий V, признанный Латинской церковью святым, 1 октября 1567 года в булле " Ex omnibus afflicti opibus " [ " От всех богатств отпадшие " ] воспретил всякие споры по этому поводу. Только в XIX веке, когда, по свидетельству Овербека, Римской курии для подготовки вскоре последовавшего признания папской непогрешимости потребовалось первоначальное проявление этой непогрешительной власти в области догматического учения, они избрали догмат о непорочном зачатии для своей цели. Рассмотрим это латинское учение с православной точки зрения. Вот что говорит величайший православный богослов преподобный Иоанн Дамаскин о Пресвятой Богородице: " Когда Бог восхотел привести человека от небытия к бытию, то распространил небо, утвердил землю, заключил море в пределы. А когда в этом мире люди грехом подверглись тлению, милосердный Бог, не желая, чтобы совершенно уничтожилось создание рук Его, творит другое, лучшее небо, землю и море, где прежде Невместимый созданным миром благоволит вместиться для воссоздания рода человеческого. Это новое небо, земля и море есть Блаженная и Преславная Дева "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/432/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010