Мне вообще кажется странным говорить о таких понятиях, как «православная живопись», «православная графика». Да, есть библейские сюжеты, которые всегда были определяющими в истории искусств, но это общекультурные ценности! Васнецов и Врубель приглашались к росписи соборов, но мы же не назовем Врубеля исключительно православным художником! Мы можем определять его не по вере, а по творческим качествам, потому что вера — внутреннее состояние человека, не прописанное в биографии и явно не отмеченное в произведениях. Так же обстоит дело и с фотографиями. Да, выставка может быть православной — но по существу, а не по букве. Тут, скорее, можно говорить о взгляде человека на мир. Ведь самый красивый объект можно снять по-разному: можно со стороны заднего двора, где не убрали мусор после ремонта, а можно во время самого ремонта — передать красоту возрождающейся святыни. Можно показать лица людей, которые в этом участвуют, измученными, изможденными работой, а можно — светлыми и вдохновенными. Вот что важно! Безусловно, есть ряд художников, которые декларируют себя именно «православными». Но используют они этот термин или искренне так считают — вопрос неоднозначный. Давайте вспомним, как мы жили лет двадцать назад. Например, в Санкт-Петербурге на Охте был выставочный зал Союза художников СССР, и однажды там готовилась большая выставка, в которой участвовали довольно известные художники. В те времена экспозицию обязательно принимали высокопоставленные чиновники из отдела культуры обкома и горкома партии, и как только они заметили на одной из живописных работ изображение храма — выставку закрыли. Об этом много писали, об этой «выставке 13», которая так никогда и не открылась… И вдруг все это разрешено! Сегодня никто тебе не запретит поехать в любой монастырь, и тебя там примут, ты можешь пожить, поговорить с людьми — и не запечатлеть это невозможно. И вот мы видим все новые и новые появляющиеся серии «православных фотографий». Бывает, что такие фотографы оказываются просто неофитами, только что пришедшим к вере и в определенном смысле зацикленными на связанных с религией вопросах. Со временем это проходит, они начинают видеть мир уже своей душой и талантом без непременного позиционирования «Я православный — вот вам храм, я православный — вот вам священник…» В такой «православной подаче», в принципе, нет ничего особенного. Это для художника просто прием, на котором он решил поработать: допустим, фотографировать только храмы. Причины могут быть разными. Кто-то по наивности считает это единственно правильным и нужным, и остается надеяться, что дальнейшее творческое развитие у него пойдет вглубь и вширь. А для кого-то это всего лишь конъюнктура. Так, у нас на Невском проспекте стоят художники и продают иностранцам свои не всегда высокохудожественные картины с видами красивых петербургских соборов, это просто конъюнктура рынка, такой прием может использовать и так называемый православный фотограф, который и христианином при этом может не быть.

http://foma.ru/rasskaz-o-planete-radosti...

……………………………………………. Александр БЛЫТУШКИН Клайпеда ПАНОРАМНАЯ ГРУСТЬ Я уехал из Красноводска в 1966 году, пару раз наведывался, до Великого Развала... Покинувшим Красноводск посвящается... Вот она - панорамная грусть: Покидается город любимый, За кормой - Красноводск. Я вернусь,- Думал всякий, судьбой уносимый. И когда, позади много лет, Там твои разобрали причалы, Ты уже не находишь ответ: Что вослед тебе чайки кричали... Всяким был Красноводский залив: Кто – тонул в нём, а кто-то спасался. С ним, невольно друзей поделив, Я в штормах тех жестоких остался. Эх, фотограф, на снимке твоём Бьётся память в кильватерном следе И идёт от винтов буруном Наша юность к заглавной победе... Я судить никого не берусь И меня, господа, не судите: У меня - панорамная грусть И ещё - жар, от солнца в зените. ……………………………………………. Самоилас ЛОРМАНАС Вильнюс РОДИНА... Как часто, в снах приходит Украина, Родные,- город, улица и дом, Зачем, тогда, любимые покинул, Нередко сожалею я о том? Ты славный Овруч, в памяти навечно, И на слуху, певучий говор твой, А песни я, в кругу друзей, конечно, Пою,- хоть и не звучен голос мой. Вот школа, что находится у парка, Где я орла, воронами кормил, Картины проявляются так ярко, Это ведь я,- там рос, учился, жил. Дом пионеров, променаж до танка. Учёба в школе и прощальный бал, Жизнь, думаю,- не скатерть самобранка, Со временем я много повидал. Учился и работал, вновь учился, Метался и по странам, городам, Но где бы след судьбы моей не вился Я первенство, лишь Овручу отдам. Чего - то, по пути мы достигаем, Приобретаем блага и посты, Но Родина,- тебя не забываем, К себе, всегда магнитом тянешь ты. ……………………………………………. МЫ ДЕТИ 1941 ГОДА… Война, наш поезд мчится на восток, Бомбёжки и обстрелы с самолётов, Я в чреве матери, как маленький росток, Но чувствую падения и взлёты. И лязг металла, грохот взрывов бомб, Слышу людей отчаянные крики, Ну, нет на войны подходящих пломб. Вонзаются в тела пули, как пики. Наш машинист упрямо держит путь, В его руках тела наши и души,

http://ruskline.ru/opp/2022/06/02/v_vile...

И иконы, и картины – это духовный труд. Как Вы к этому относитесь? Труд – это когда каждый день. Пианист должен каждый день играть, а художник должен каждый день рисовать, писать. Совместить здесь очень сложно. Поэтому лучше чем-то одним заниматься. Я нашел себе занятие. Я начал снимать фильмы, четыре или пять фильмов сделал и понял, что мне это просто не по силам. Потому что мне приходилось все самому делать – и снимать, и монтировать, и музыку подбирать. Кино – это все-таки коллективная работа. И я стал писать. Когда-то в детстве, в молодости, я пьесы писал, что-то вроде повестей. И вот решил к этому вернуться. Сейчас написал и издал несколько книжек, и своих, и других людей. Фантазировать я не умею и не хочу. Я стараюсь собрать то, что меня окружает. А так как я не очень общительный человек и, как Шукшин, собирать образы вокруг себя и потом переносить их в свои книги я не умею, – поэтому я только свое мнение по какому-либо поводу могу выразить. Какие книги Вы пишете? В последние годы я сделал книгу «Под покровом Божьей Матери. Страницы жизни протоиерея Сергия Вишневского». Батюшка здесь, недалеко служил, и мы с ним дружили. А раньше он в Москве был настоятелем храма Знамения Божией Матери около «Рижской», рядом с которым я тогда жил. Так что я давно его знал и слушал его проповеди. И оказалось, что он вел дневники, и я сделал книгу о нем. И потом так получилось, что издали мои дневники лет за двадцать. Начали издавать, и я стал их дальше писать – в подражание писателю Лоренсу Стерну, который всю свою жизнь издавал одну книгу, прибавляя к ней новые главы. Он, кстати, тоже был священником, но еще и своим литературным трудом зарабатывал. Я тоже в какой-то степени этим зарабатываю деньги для храма. Называются мои дневники просто – «Книга». Вышло уже три толстых тома. Издали также книгу моих воспоминаний о Балабанове – «Книга о горе-зло-счастье по Алексею Балабанову». Так что, пока Господь дает силы, – надо делать, что можешь… Фотограф: Владимир Ходаков В материале также использованы снимки из открытых источников

http://pravoslavie.ru/133249.html

Желание Владыки было, чтобы монастырь наш приближался к типу общежительных монастырей. Особенное внимание Владыка обращал на целомудрие, нестяжание и полное отсечение своей воли. Абсолютное послушание и смирение он считал первым условием для поступления в обитель. В своем слове при открытии обители митрополит Паисий отметил упадок болгарского монашества и выразил пожелание, чтобы наш монастырь влил новую струю в монашескую жизнь в Болгарии. А епископ Парфений сказал, что в Болгарии нет общежительных монастырей, и пожелал, чтобы открытие нашей обители явилось бы почином и примером для открытия таковых же болгарских обителей. Дай Бог нам хотя бы в малой степени оправдать надежды болгарских иерархов. С самого открытия обители у нас совершается ежедневно Божественная литургия, что является нашим величайшим утешением. Службы совершает старый валаамский монах, беженец из Югославии, который учит сестер монастырскому уставу. Всем посетителям очень нравится наш храм, а нам он кажется просто раем. Сестры несказанно счастливы тем, что мы имеем монастырь, о котором мы не смели и мечтать и который никогда не получили бы без отеческой помощи Вашего Святейшества. Все сестры ежедневно с благодарностью молятся о Вас Богу, испрашивая Вам здравия и благоденствия еще на многие годы в Вашем многотрудном служении. Подаренная Вашим Святейшеством икона Козелыцанской Божией Матери поставлена в прекрасный киот и лежит на аналое посреди нашего храма. А камешек Преподобного Серафима Саровского является святыней нашей обители в день памяти святого Серафима после Божественной литургии мы служили водосвятный молебен, обливали камешек святой водой и раздавали ее верующим. Умирая Владыка вверил нашу обитель Покрову Пречистой Божией Матери и покровительству Вашего Святейшества. Вот почему нам было особенно дорого в знаменательные дни открытия монастыря получить Ваши такие сердечные телеграммы, которые нас несказанно утешили. Мы надеемся, что Вы и впредь не оставите нас своим покровительством. Посылаем Вашему Святейшеству альбом с фотографиями нашего храма и сестер обители, которые, к сожалению, очень задержал фотограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Росписи алтаря, потолка и стен производились по эскизам Карла Брюллова. Заводовладельцы не жалели для храма ни самоцветов, ни серебра, ни золота. Симеоно-Аннинский собор был украшен потомками А.Ф.Турчанинова поистине со столичным размахом. Дело своего деда продолжил Павел Дмитриевич Соломирский – внук А.Ф. Турчанинова, сын Наталии Колтовской, старшей дочери заводчика. Полковник лейб-гвардии гусарского полка, а позже генерал-майор П.Д. Соломирский был хорошо знаком с А.С. Пушкиным. Однако более близок был другому великому поэту – своему сослуживцу М.Ю. Лермонтову. Вступив во владение заводами в 1847 году, П.Д.Соломирский был вынужден подолгу находиться в Сысерти, ввиду сложного положения заводского хозяйства. Занимаясь заводскими делами, П.Д.Соломирский не забывал и о благоукрашении Симеоно-Аннинского храма. Благолепное существование храма продолжилось и при сыне П.Д.Соломирского Димитрии. Это был истинный доброделатель, истинный меценат. Дмитрий Павлович был не просто щедрым благотворителем, но, будучи высокообразованным человеком, он прославился как орнитолог, музыкант, фотограф, коллекционер. Симеоно-Аннинский храм по архитектурной стилистике был выполнен в стиле «позднего Петровского барокко». Объемно-пространственная композиция каменного церковного здания представляла собой каноническую схему, по подобию других греческих и российских церквей. Предполагается, что проект для строительства А.Ф.Турчанинов лично, по своему вкусу и разумению, подбирал в Санкт-Петербурге. Симеоно-Аннинский собор был коронован. Шатровый купол венчала корона с золотым крестом. По преданию, в этой короне могли поместиться до семи человек. Шатровый беспотолочный купол был уникальным в своем роде. В городе Жостин (Северная Испания) существует церковь с таким же потолком, какой был в Симеоно-Аннинском храме: выгнутый бесподпорковый свод является гордостью жителей этого города. А у нас – о таком же уникальном шатре, который был в Сысерти, и поныне ничего не знают… Корона с золотым крестом венчала и многоярусную 50-метровую колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=11418

«Филипп начинает насылать на нас своих заимодавцев. Один уже подал прошение в палату, что из сего произойдет затруднение и неприятность», – с тревогой и возмущением писал Филарет 10 ноября в лавру. Предметом особой гордости владыки было то, что, став архиереем, он обрел возможность не прикасаться собственными руками к деньгам, и если надо, всегда мог дать приказ своим келейникам выдать такому-то столько и столько. Но при этом он не настолько пренебрегал деньгами, чтобы не вести им счет, и всегда внимательно следил, как бы его не облапошили. А тут такая неслыханная наглость со стороны Филиппа! Я, мол, сделал долги, а ты оплати! Но не мог он и не понимать, что тут кроется некий особый смысл, просто так юродивый ничего не делает. Говоря всем: «Ступайте к владыке Филарету, он теперь со всеми долгами рассчитывается», юродивый схимонах намекал на некий расчет по высшему разряду. В свои последние дни человек отдает последние долги миру... Случайно ли, что в закатных лучах Филаретовой жизни мелькает беспокойная и взбалмошная тень юродивого? Случайно ли, что даже самые последние строки, написанные Филаретом, посвящены Филиппу? «Обратите внимание, чтобы твердо и осторожно составлена была резолюция по прошению заимодавца Филиппова. Могут встретиться затруднения по сему делу; и за сим могут прийти подобные». Случайного ничего не бывает. В эти последние дни как раз и запечатлел Филарета фотограф, и снимок, который не может не вызывать восторга, был сделан накануне ухода в мир иной! В последнем своем письме архимандриту Антонию владыка тоже выразил восторг: «Портрет, как я и прежде сказал, при избытке украшений, кажется мне гордым». Судя по всему, это похвала, поскольку далее он прибавляет: «Чем бы поблагодарить фотографа?» А тем временем уже приближалось очередное девятнадцатое число, выпадавшее на воскресенье. Один из почитателей, пришедших навестить владыку в эту последнюю неделю, передал ему просьбу одной дамы разрешить ей явиться к нему под благословение. – Пусть приедет, – сказал Филарет, – только прежде девятнадцатого числа. Наступила суббота 18 ноября. В тот день владыка сказал своему келейному иеродиакону Парфению: – Завтра я буду служить литургию в своей домовой церкви, приготовь все к служению. Старый келейник решил возразить: – В таком случае, владыко, вы утомитесь и не сможете, пожалуй, служить во вторник, а ведь будет праздник, Введение Богородицы. – Это не твое дело, – сердито ответил Филарет. – А иди и скажи всем, что я завтра служу... Читать далее Источник: Сегень А. Ю. С 28 Филарет Московский/Александр Сегень. - М.: Молодая гвардия, 2011. - с: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биоф.; вып. 1310). ISBN 978-5-235-03425-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1578 г. престарелый архиепископ Милана Карл Борромео, причисленный католической церковью к лику святых, пошел зимой из Милана в Шамбери на поклонение Святой Плащанице. Чтобы избавить старца от перехода через зимние Альпы, Плащаницу вынесли ему навстречу. Встреча произошла в Турине, в соборе св. Иоанна Крестителя, где она по благословению владыки и покоится в настоящее время. В XVIII в. революционные войска Франции под командованием Бонапарта разрушили собор в Шамбери, где некогда хранилась святыня, а Турин оказался в стороне от всех бурных событий и до сих пор хранит святыню всего христианского мира. История Плащаницы сложна и богата событиями. Важнейшие из них для верующих — погребение и воскресение Христа, а для всех — явление ее безбожному миру на пороге XX в. В 1898 г. в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя — Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя. " Святая Плащаница Христова, — размышлял он, — сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо " . Каков был смысл явления Святой Плащаницы Христовой в конце XIX в.?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

О судьбе Васильевской церкви вплоть до XVII в. сведений не имеется. Она была цела еще в 1634 г., когда ее зарисовал Иоанн Плейтнер, готовивший материалы для исполненного В. Гондиусом гравированного плана Смоленска. Здесь здание уже несет следы серьезных переделок позднейшего времени (луковичная глава на граненом барабане). Кроме того, храм лишен кровли и на его сводах угнездилась буйная растительность. Видимо, в частности, в связи с этим здание вскоре разрушилось и в его руинах, как в «святом месте», начались захоронения. Еще в начале XIX в. первый описатель смоленских «достопримечательных зданий» П.П. Свиньин отметил на Смядыни «развалины двух каменных церквей из тонкого кирпича». Холм руин церкви Василия лежал на расстоянии около 130 м к северу от Борисоглебского собора и в 15 м от русла речки Смядыни или залива Днепра: примерно в 10 м от северной стены церкви Василия начинался спуск в пойменную долину. Начало разрушению развалин смядынских храмов положили, как мы знаем, смоленские градоначальники — в конце XVIII в. князь Н.Д. Репнин, а потом, в 1833 г., губернатор Н.И. Хмельницкий. Однако смядынские «курганы» уцелели. В 1883 г. граф А.С. Уваров, изучавший руины Борисоглебского храма, «попробовал раскапывать немного сверху и другой курган», т.е. руины церкви Василия, но, видимо, оставил эту затею. Наконец, в сентябре 1909 г. раскопки храма провела Смоленская ученая архивная комиссия. Раскопками руководил ее председатель, известный фотограф-археолог И. Ф. Боршевский. Ценным источником для суждения о внешнем облике храма Василия является его весьма приблизительное изображение на гравюре В. Гондиуса. Трудно сказать, какой стороной обращено здание к зрителю. Если судить по Успенскому собору, то рисовальщик смотрел на город с северо-востока. Однако у церкви Василия на гравюре не показаны апсиды, равно как отсутствуют и фасадные полуколонны и портал. Граненая форма барабана главы и луковичная форма последней (если они реальны), вероятно, являются, как говорилось выше, результатом каких-то позднейших переделок.

http://sobory.ru/article/?object=21764

327 «Ойротовское царство» (ойратское ханство, джунгарское ханство) – государство ойратов в Джунгарии (часть территории современного северо-западного Китая), сложившееся в 30-х гг. XVII века. В 1757–1758 гг. завоевано династией Цин. 328 Портсмутский мир, завершивший Русско-японскую войну 1904–1905 гг., заключен 5 сентября 1905 г. в Портсмуте, США. Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила ей Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним. Стороны обязались одновременно вывести войска из Маньчжурии. Потерял силу после капитуляции Японии во второй мировой войне. 329 Печ. по: Расстрел Московского Кремля 27 октября – 3 ноября 1917 года. 2-е изд. Токио, 1920 (с 48-ю фотограф.). Издание сопровождается следующими документами: «В Священный собор Всероссийской Церкви. Комиссия по фотографированию и документальному описанию повреждений Кремля во время бывшей междоусобицы с 27 октября по 3 ноября сего года, учрежденная по определению Священного Собора, заслушала 8 декабря составленную членом комиссии епископом Камчатским Нестором брошюру для широкого распространения в народе под заглавием: «Расстрел Московского Кремля». Признавая составленную брошюру во всем отвечающей действительности, всецело соответствующей фактической стороне составленного Комиссией акта, притом изложенной в доступной для народа форме, а также, признавая чрезвычайную важность немедленного же опубликования в широких народных массах сведений о повреждениях русской Святыни – Кремлевских Соборов, Комиссия просит Священный Собор преподать свое Соборное благословение на напечатание таковой брошюры с воспроизведением в ней фотографий кремлевских разрушений. Издание брошюры берет на себя сам автор ее. Председатель Комиссии по фотографированию и документальному описанию повреждений Кремля Вениамин Митрополит Петроградский. Члены комиссии: священник Сергей Константинович Верховский, Михаил Глаголев, Владимир Успенский, Александр Июдин, Павел И. Уткин, прапорщик Калиманов». Второе издание несколько расширено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

2491 Приводим этот отрывок в нашем собственном переводе отличном от русского синодского и венского переводов. Научное обоснование этого перевода и его толкование см. в нашем исследовании „Пророк Малахия. 1903“, стр. 358–406. 2492 В Константинопольской Церкви большинство городского духовенства принадлежит к монашествующим. В данном случае из числа 8 священников при трёх церквах города только двое было семейных, последние, наравне с монашествующими, проживают в келиях на церковных дворах и отпускаются лишь два раза в неделю в свои семьи. Такой порядок не считается, однако, нормальным ни церковной властью, ни обществом, и объясняется лишь трудностью, из-за дороговизны жизни, содержания семейных священников в городах. 2493 Бесспорно поэтому греческого происхождения, так как если можно ещё спорить о населении собственно Греции (хотя и то не совсем, я думаю, основательно, в виду прилива населения при повторявшемся обезлюдении с островов), то об островах вряд ли может быть спор. 2508 См. в Сборнике проповедей за время служения с 1873–1882 г. Москва 1883 г., стр. 239–250. („Речь произнесённая 14 ноября 1880 г., при освящении храма в приюте для воспитания детей лиц, ссылаемых в Сибирь“). 2512 а) Слова и речи. Севск, 1880; б) Беседы на десять заповедей Закона Божия. Севск, 1880; в) Истинное человеков зерцало. Севск, 1880. 2515 Книга имеет название: „Споры безпоповцев Преображенского Кладбища и Покровской Часовни о браке“. 1-е издание вышло в СПб. в 1865 г., 2-е дополненное во Владимире в 1877 г. 2516 По метрической книге села Белой, Бежецкого уезда, за 1797 г. значится родившимся 1-го августа сын Александр у священника Егора Алексеева. Примечание автора хроники. 2517 А. Луканин, Хронологический указатель узаконений, относящихся к духовному ведомству Православного Исповедания, вып. 1–2:1650–1880. Пермь, 1878–1880. 2529 Вышел в 1881 г. в Москве с 4-мя фотограф. снимками; составляет LXIV и LXXVIII Изданий Общества Люб. Др. Письменности. 2532 В Московских Церков. Ведом. 1880 г. 52, стр. 689, представлено дело наоборот. Примеч. автора хроники.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010