Это утверждение опровергается газетными корреспонденциями, из которых видно, что народ по-прежнему подходил к Григорию с духовными вопросами и по-прежнему целовал ему руку. «Старец» откликался. «Тут одной нашей предсказал, что замуж выйдет, а другой приказал: один тебе путь – в монастырь» . То же самое происходило в Дубовке: корреспондент «Речи» сообщал, что Распутин «все время ходит с женщинами и девушками в монастырском саду под руку» и «предсказывает последним одинаковую всем судьбу: или замужество, или монашество» . Впрочем, других судеб для девушек тогда и не было. Порой «старец» действовал в характерной для него экстравагантной манере. После одного водосвятного молебна в монастырском храме Григорий угостил всех подошедших к нему богомолок святой водой с одного стакана, а некоей «молоденькой пикантной даме» предложил допить остаток воды, грозя в противном случае вылить этот остаток на собеседницу . Обосновывая свое утверждение о якобы имевшей место народной неприязни к Григорию, Труфанов ссылается еще на два эпизода. Во-первых, исчезновение «старца» с известной фотографии. Народ «приказал фотографу Лапшину отрезать Григория от моей и Гермогеновской карточки, где мы втроем сняты; приказал под угрозой, что если фотограф этого не сделает, то никто не будет покупать карточек. Лапшин отрезал…» . Странный «народ», который является к фотографу с приказаниями! Нет, карточку редактировал не «народ», а конкретное лицо. Недаром Григорий подозревал тут руку самого о.Илиодора. Если это сделал и не он, то кто-то из его близких друзей, имевший доступ к процессу устройства фотовыставки. Поэтому в отредактированном виде карточка стала нагляднейшим доказательством охлаждения о.Илиодора к «старцу». Второй эпизод – уклонение певчих от встречи со «старцем» – выглядит очень сомнительным. О.Илиодор якобы передал певчим приглашение от Григория, но откликнулись только «три сморщенные старушки» из тысячи человек. Толпу больше интересовал иеромонах. «Не отвечая, они продолжали смотреть на меня, потому что они не видели меня целую неделю». Все это будто бы произошло по возвращении из Дубовского монастыря . Но в Дубовке о.Илиодор находился не неделю, а два дня. Более правдоподобным казалось бы отнести этот эпизод к возвращению из более длительного вольского паломничества, о котором Труфанов старательно умалчивает, и связать с полицейскими донесениями о вышеупомянутой речи Григория перед певчими вечером 18 июня. Возможно, кое-кто из слушателей действительно стал расходиться по домам, узнав, что говорить будет не батюшка (надорвавший голос в Вольске), а его гость. Но нарисованная Труфановым картина – 3 старушки за Григория и 997 остальных за о.Илиодора – слишком художественна и попахивает чисто илиодоровским презрением к тем, кто не обладает его красноречием.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/02/...

Это фото опубликовал А.Ф. Парамонов, составитель книги «Харьков. Ретроальбом» (Харьков: ХЧМГУ, Глобус, 2008) с таким комментарием: «Вид с колокольни Мироносицкой церкви. Фотограф-любитель Борис Кузьмич Руднев, побывав на колокольне Мироносицкой церкви, сделал целый ряд фотографий Харькова. Несмотря на то, что снимок сделан любителем, он представляет интерес для восстановления картины старого города. На фотографии видны Николаевская и Троицкая церкви, Успенский собор и костел». Википедия дает добавочный комментарий, перечисляя оказавшиеся в поле зрения храмы Харькова (крестиком помечены уничтоженные церкви): «Вид с новой высокой, 1911 г., колокольни Мироносицкой церкви на центр Харькова, между улицами Гоголя (слева) и Сумской (справа, не видна). Слева направо церкви: католический костёл, Троицкий собор на Подоле, †Николаевский собор, Покровский собор, колокольня Успенского собора. †Лютеранская колокольня (1914) слева на Пушкинской ещё не построена, †Воскресенская церковь напротив Рыбного моста не видна». Статья взята с сайта http://www.pravoslavie.ru/smi/46370.htm Нынешний каменный храм Креста Господня в 1783 г. освящен был на кладбище во имя Св. жен Мироносиц. Надобно при этом вспомнить, что в 1701 г. для Куряжского монастыря куплена была книга «на общие гроши сестр Мироносиц, жителей города Харькова», так говорит надпись на книге. Как долго и в каком виде существовало это общество благочестивых жен после 1701 г., неизвестно. Но почти несомненно, что живая память об этом обществе подала мысль построить на кладбище храм в честь Св. жен Мироносиц. В 1803 г., при умножении населения Харькова, храм обращен в приходский. В 1809 г. попечением купца Ивана Тараканова устроены в нем приделы во имя жен Мироносиц и Св. Николая с посвящением главного храма славе Креста Господня. С 1837 г. весь храм был перестроен и освящен в 1841 г. На эту перестройку купчиха Параскева Тамбовцева пожертвовала 5140 р. серебром; купец Иван Киткевич – 1375 р. серебром; помещица Анна Николаевна Безпальчева, попечитель надворный советник Крамаренков и церковный староста Иван Чекалов – по 1258 р. серебром.

http://sobory.ru/article/?object=33252

Власти арестовали отца Сергия 28 сентября 1937 года. Отслужив литургию на престольный праздник в храме великомученика Никиты в селе Кабаново, где незадолго перед этим был арестован друг отца Сергия, протоиерей Василий Максимов, он вернулся домой. Глубокой ночью кто-то постучался в окно. Отец Сергий давно ждал этого часа и спокойно сказал: «Это за мной». Затем он встал, оделся и открыл дверь. В дом вошли трое сотрудников НКВД. Они все перерыли, но ничего не нашли. После этого один из них сказал: «Ну, собирайтесь. Берите всё теплое». Дети и бабушка заплакали. Отец Сергий попрощался со всеми, благословил, поцеловал и ушел. Арест отца вызвал у детей нервное потрясение, дочь Лидия, выскочив на улицу, безотчетно стала кричать «караул», и состояние ее было таково, что она не могла остановиться. Сотрудники НКВД, чтобы утихомирить девочку, стали стрелять в воздух. Первое время после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров; бабушка и дети приносили ему туда продукты и вещи. Однажды священник передал им из тюрьмы белье и прядь своих волос, и дети поняли, что их отца остригли. Вскоре свя-щенника перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Были допрошены лжесвидетели. Один из них, фотограф Цветков, показал, что «Скворцов, используя сан священника, часто проводит беседы с верующими». Председатель сельсовета в Дрезне сказал о священнике: «Скворцов среди верующих и граждан поселка Дрезна проводит антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных церковников. Он поддерживал связь с арестованным недавно попом кабановской церкви Максимовым. Скворцов весной этого года около сельсовета в антисоветском духе заявлял: «Плохо стало верующим. Советская власть с нас берет великие налоги. Хотя государство и говорит, что оно не вмешивается в церковные дела, что Церковь отделена от государства, а все же нас притесняет». Выслушав лжесвидетельства, отец Сергий не согласился с ними и потребовал от следователя, чтобы ему была устроена очная ставка, но следователь ему в этом отказал. 3 и 4 октября 1937 года следователь допросил священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А между тем, и здесь есть кой-какая жизнь, и здесь бродят стада Бедуинов. Только поднявшись на господствующее плоскогорье (через 2 часа после Неби-Муса), которого склоны эта холмистая местность образует к Мертвому морю, и увидав с вышины этого плоскогорья моавитские горы, то голубоватые, то красно-коричневые и ярко-пурпурные, то подернутые бирюзовою дымкою, мы могли передохнуть. Задохлись ослы и мулы, три раза роняли на крутых спусках наши аппараты и багаж. По этому плоскогорью было легко и приятно идти и людям, и животным: отовсюду открывались чудные виды, воздух отличался легкостью горных мест. Только в 31/2 часа дня (стало быть, через 71/2часов перехода от Иерихона, хотя мы нигде не имели стоянки) мы завидели в лощине ряд бедуинских палаток с их хозяевами, промышляющими нищенством, и стали подыматься по широкой, вырубленной в скалах и частью дополненной мостовыми, дороге, пока (через 20 минут подъема) пришли в монастырь. Его дивное местоположение, полное сурового величия, глубокое ущелье с отвесными стенами, бесчисленные пещеры, изрытые, подобно гнездам в недрах скал, грандиозные постройки, которых фундаменты и основания восходят к VI веку, наконец, священные воспоминания места и его необыкновенных подвижников, все это делает из монастыря Св. Саввы памятник христианства, и потому фотограф экспедиции должен был поспешить, чтобы в течение двух суток, нами проведенных в обители, выполнить ряд наружных его видов (фот.822–831, табл. LXXII), снимков внутренности главной церкви (827), церкви Св. Николая (832), одной иконы из церкви Иоанна Дамаскина в старом окладе (831) и пр. Собственно древних памятников в монастыре не оказалось: собор новый, и все убранство в нем новое, ризница или ничего не сохранила от древности, или, быть может также, именно нам не удалось найти ничего древнего, и только в одном уголку, за главною церковью, между часовнею Св. Георгия и примощенными сбоку келиями (в одной из них при нас помещался старец Симеон, 76 лет, русский, из отставных солдат) нашли мы остатки мозаического пола, самого бедного рисунка, но, вероятно, весьма древнего, как, конечно, и многое другое в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

До 1783 года умерших хоронили около церкви, а с 1783 года на кладбище за селом, саженях в 70-ти от церкви. Потом отвели под кладбище новое место в версте от села, на так называемом Изенчином поле. 18 мая 1868 года село Ильинскую Пустынь посетил Великий Князь Алексей Александрович, проездом вниз по Волге. Посещение Великим Князем села было неожиданным для жителей. Великий Князь сьехал с парохода на лодке. Первыми заметили его судебный следователь М.М. Краснопольский и отставной капитан, защитник Севастополя И.Т. Корнилов; от них весть быстро распространилась по всему селу. Собрались священник К.Г. Шатьминский, староста А.Н. Сердечное и много народа. Его Высочеству, Великому Князю Алексею Александровичу, была предложена Краснопольским лошадь, но он отказался и пешком пошел на гору по роще, по направлению к деревне Хинда-касам, стоящей от села на расстоянии около версты. Краснопольский и Корнилов с народом шли за Великим Князем. Краснопольский успел известить о приезде Великого Князя. При входе в деревню, Великий Князь был встречен с хлебом и солью; собралось много народу, женщины-чувашки были в своих костюмах. Великий Князь приобрел шульгаму одной из чувашек, заплатив очень щедро. В деревне Великий Князь зашел в одну из чувашских изб; здесь он наблюдал приготовление шерсти для пряжи, работающая женщина была больна глазами, Великий Князь пожалел ее и дал ей денег на лечение. Заметив в деревне плохое состояние пожарного обоза, Великий Князь выразил желание об улучшении его. По выходе из деревни Великий Князь пожелал, чтобы под одним из дубов, растущих около Хунда-касов, была поставлена икона святого, имя которого он носит. От Хунда-касов Великий Князь направился в близлежащую деревню Токари, здесь, по его желанию, были собраны дети чуваш для игр. Отсюда Великий Князь Алексей Александрович пошел к Токаревскому перевозу, где его ждал пароход, поднявшийся от Ильинской Пустыни вверх по Волге до этого перевоза. Население села Великий Князь одарил деньгами. Пароход, на котором ехал Великий Князь, в обратный путь останавливался около села. Фотограф, сошедший с парохода, снял снимок села и разных групп местного населения.

http://sobory.ru/article/?object=57298

Родители умерли от голода в блокадном Ленинграде. Осиротевший Борис, вернувшись с фронта, обнаружил разграбленную квартиру с сожженной мебелью. Сохранилась лишь икона святого Николая, надежно спрятанная в тайнике над буржуйкой и несколько поцарапанных фотографий, завалившихся в щели изувеченного топором паркета. Поцеловав икону, Борис убрал ее обратно, до лучших времен. Молодого фронтовика взяли фотокорреспондентом в газету на большой завод. Каждый день Борис снимал волевые рабочие лица – мирное время требовало своих героев, не жалеющих сил для восстановления разрушенной страны. Ему нравилась эта работа, но мечтал он об ателье из своего детства. Эта мечта исполнилась, когда он вышел на пенсию. Как когда-то было у отца, радостно зазвенел над входной дверью медный колокольчик, дождавшийся своего часа. Также аккуратно были расставлены на самодельных полках обтянутые бархатом и кожей старые фотоальбомы. Иногда старый фотограф открывал один из них и, медленно переворачивая тяжелые страницы, вглядывался в смягченные ретушью лица дорогих ему, в основном, умерших людей. Он здоровался с ними, как с живыми, и начинал беззвучный монолог: - Фимочка Серебрякова, при крещении тебе дали имя Серафима. Думаю, что именно святой Серафим помог тебе пережить эту страшную войну. - Борис Иосифович смотрит на портрет пухлой девочки с черными глазами- маслинами, с пышными локонами, кружащимися вокруг круглого детского личика, - какая ты была пампушка, непоседа, бабушкина любимица. Тебе было семь лет, когда твоя бабушка привела тебя фотографироваться. Перед съемкой вы посетили цирюльника, он проколол тебе ушки и вдел в них брильянтовые сережки – бабушкино наследство. Когда я снимал твою свадьбу, ты была в этих серьгах. После войны ты пришла ко мне: худая почерневшая вдова, в грубой солдатской форме, но с веселым блеском в глазах. Перед съемкой ты достала из нагрудного кармана гимнастерки, увешанной орденами и медалями, завернутые в носовой платочек бабушкины серьги и надела их. После бережно убрала их обратно. Вскоре ты узнала, что твой брат сидит в «Крестах» по обвинению в шпионаже. Чтобы спасти его от расстрела, ты, глядя в жадные глаза следователя, оставила бабушкины брильянты на его столе в кабинете на Литейном. И не только их. Спустя десять лет, после лагерей, вы с братом пришли ко мне. Мое сердце сжалось: передо мной стояли две иссохшие мумии с потухшими глазами.

http://zavet.ru/a/rss_1356094310.html

В настоящее время я состою приходским священником в с. Бусьне Грубешовского уезда Люблинской губернии. Целуя Ваши и отца Вениамина руки, остаюсь Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Священник Полиевкт Гапанович. Архив РДМ, п. 64, д. 1410. 1 л. 295. Письмо М.И. Капустина 477 к архимандриту Антонину Пермь 3 декабря 1893 г. Помета Антонина: «Иерусалим. 28 декабря 1893 г.» Дорогой и любезнейший братец! Примите от меня с семьей задушевные приветствия с исполняющимся пятидесятилетием служения Вашего Церкви и Отечеству 478 . Помоги Вам Бог и еще много лет в добром здоровье потрудиться в Святой Земле и блистательно продолжать свою авраамлю деятельность к утешению и ободрению многих тысяч наших странников, ищущих религиозного оживления в местах святых. Вместе с тем примите и наши праздничные приветствия, так как письмо это поспеет к Вам не раньше праздников. Глубоко благодарны Вам и за писемко (sic!), с о. Яковом посланное, и разные к нему приложения, им от Вас доставленные. Теперь в фотографических копиях я могу познакомиться почти со всем, что меня особенно интересовало и о чем летом я писал с матушкой игуменией Дорофеей; есть и собор русский, что при Постройках Русских, нет только вида самых Построек, где помещаются самые странники. Не обладая силой воображения, чтобы рисовать что-либо себе по книжным описаниям, и не имея возможности видеть лично, я поневоле очень интересуюсь фотографическими снимками. В числе произведений Вашего фотографа есть много и чудесного, как, например, стереоскопный вид всемирного потопа. (Ужели Ваш фотограф так древен?). Видно, что работано с католических лепных изображений... Вероятно, какой-нибудь знаменитости из скульпторов? Минувший ноябрь увел в могилу нашего представителя Палестинского Общества Д.Д. Смышляева. Здоровье его значительно расстроилось еще в Палестине; прошлым летом он ездил лечиться на Кавказ, и здоровье его начало было поправляться, но затем его постиг удар, а повторительный в ноябре – сразу лишил его языка, а вскоре и сознания. Скончался покойно, так что окружавшие и не заметили минуты его кончины. Неутомимый был деятель нашего края. От имени здешних «Губернских Ведомостей» меня просили обратиться к Вам, доргой братец, и попросить Вас, не поделитесь ли с их редакцией чем-либо из своих воспоминаний о жизни и деятельности покойного в Палестине? Еще до несколько дней до смерти своей покойный был у нас в литографии и говорил что-то о Вашем письме к нему с Марьей Петровной, которого он понять не может, но так как кверху он не поднял, то я его и не видал тогда; сбирался было съездить к нему, как услышал, что он уже покоен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance КАДРЫ: иерей Дмитрий СВЕРДЛОВ 4 мин., 20.11.2009 Родился в Москве в 1972 году. Окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова по специальности «экономист-математик». Работал специалистом по корпоративным финансам. Учился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и принял сан. В 2009 году исполняется десять лет c момента его рукоположения. В настоящее время — «настоятель стройплощадки» храма во имя апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района Московской области. Что снимает «Есть такой тип человека с фотоаппаратом — " православный фотограф " , он сосредоточен на съемке батюшек, церквей и крестных ходов... Я бы хотел видеть свои творческие интересы шире. Если не забывать о том, что мир создан Богом и что человек — Божье творение, пусть и искаженное, то снимать можно (и нужно) все, что есть в Божьем мире... Можно снять храм в закатном солнце, и это будет красиво. И, как говорится, " правильно " . А можно увидеть фрагмент отвалившейся новой штукатурки на стене этого храма, через который открывается необычный рисунок старой кладки. Увидеть и снять только этот фрагмент, но тогда не будет виден весь красивый храм. И это будет, наверное, в чьем-то представлении не совсем " правильно " . Но тем не менее красиво. И там, чуть глубже, в контрасте неровного шва белой штукатурки и темно-красного кирпича можно увидеть, например, вечную борьбу нового и старого… А увидев, посетовать на халтурный дух века сего, когда отваливается совсем новая штукатурка… Или задуматься, что из них сильнее: новое или старое? В данном случае, видимо, старое, если, вопреки штукатурке, виден кирпич… А может, все-таки сильнее новое, если все равно эта брешь рано или поздно будет заштукатурена, и тогда вековой кирпич скроется, уже окончательно и надолго... Почти не могу снимать " просто красивую фотографию " : виды, пейзажи, архитектуру — общим планом. Хотя люблю ее смотреть. В сюжете, в композиции я ищу парадокс, сочетание несочетаемого».

http://foma.ru/kadryi-ierej-dmitrij-sver...

Власти арестовали отца Сергия 28 сентября 1937 года. Отслужив литургию на престольный праздник в храме великомученика Никиты в селе Кабаново, где незадолго перед этим был арестован его друг протоиерей Василий Максимов , он вернулся домой. Глубокой ночью кто-то постучался в окно. Отец Сергий давно ждал этого часа и спокойно сказал: «Это за мной». Затем он встал, оделся и открыл дверь. В дом вошли трое сотрудников НКВД. После обыска один из них сказал: «Ну, собирайтесь. Берите всё теплое». Дети и бабушка заплакали. Отец Сергий попрощался со всеми, всех благословил и ушел. Арест отца вызвал у детей нервное потрясение: дочь Лидия, выскочив на улицу, безотчетно стала кричать «караул», не в силах справиться со своим состоянием и остановиться. Сотрудники НКВД, чтобы утихомирить девочку, стали стрелять в воздух. Первое время после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров; бабушка и дети привозили ему туда продукты и вещи. Однажды священник передал им из тюрьмы белье и прядь своих волос, и дети поняли, что их отца остригли. Вскоре отца Сергия перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Были допрошены свидетели. Один из них, фотограф Цветков, показал, что «Скворцов, используя сан священника, часто проводит беседы с верующими» . Секретарь сельсовета в Дрезне сказал о священнике: «Скворцов среди верующих и граждан поселка Дрезна проводит антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных церковников. Он поддерживал связь с арестованным недавно попом кабановской церкви Максимовым. Скворцов весной этого года около сельсовета в антисоветском духе заявлял: “Плохо стало верующим. Советская власть с нас берет великие налоги. Хотя государство и говорит, что оно не вмешивается в церковные дела, что Церковь отделена от государства, а все же нас притесняет”» . Выслушав зачитанные ему показания свидетелей, отец Сергий не согласился с ними и потребовал от следователя, чтобы ему была устроена очная ставка, но следователь ему в этом отказал. 3 и 4 октября 1937 года следователь допросил священника.

http://fond.ru/kalendar/334/sergiy/

Календарь – изобретение тысячелетней давности, спутник человечества во все времена его истории. По своей природе календарь обладает практическим значением, но при этом имеет астрономический, т.е. небесный аспект и вневременной, связывая прошлое, настоящее и будущее. Издатели календаря, – художник-фотограф А.Г. Елфимов, редактор В.М. Петров, художник-дизайнер Е.Г. Метченко, – понимают историческое значение своей работы. В наступившем году это более ответственно, так как 2023 год в Тобольске объявлен годом М.С. Знаменского. Имя Михаила Степановича Знаменского, будучи накрепко связано с Тобольском, не широко известно в современной России. Этого много одаренного человека, иконописца, художника, сибирского краеведа, мемуариста интересовала история всей России, которую он в полной мере отразил через исследования судеб сосланных в Тобольск декабристов и события своего времени. Сын священника М.С. Знаменский, выпускник Санкт-Петербургской Духовной семинарии, 190-летие со дня рождения которого будет отмечаться в Тобольске 26 мая нынешнего года, был человеком образованным, ответственным, высоко нравственным. Он знал многих ссыльных, как и его отец, друживший с находящимися в сибирской ссылке декабристами, особенной с семьей Фонвизиных. Это важная промыслительная связь, ведь Наталья Дмитриевна Фонвизина – та женщина, которая подарила находящемуся в своей ссылке Ф.М. Достоевскому Евангелие, изменившее многие представления будущего великого русского писателя об истинных ценностях жизни. М.С. Знаменский оставил портреты многих декабристов, он общался с автором знаменитого «Конька-горбунка» П.П. Ершовым. Он проводил раскопки в исторических окрестностях Тобольска, исследовал путем экспедиций крайний Север, оставил личные воспоминания о декабристах в записках «Исчезнувшие люди», «Тобольск в 40-х годах» и материалы о Якушкине, где использованы письма декабристов к отцу художника. Исторические очерки М.С. Знаменского интересны также и тем, что в них много описаний видов Тобольска и его окрестностей, много бытовых подробностей, которые могут служить источником для изучения Тобольска второй половины XIX века.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/09/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010