Большая семья: Пусть расцветают все «цветочки ». Отрывки из книги жены священника Ольги Юревич « Матушкины цветочки сборника рассказов о семерых детях семьи Юревичей. Книга проиллюстрирована рисунками детей матушки Ольги. Фото из архива автора//Фома. - – май 2007. – С.63-65. – (рубрика « Большая семья »). этой книге см.: «Фома», апрель 2007, рубрика «Что читать», С. 140. Церковь обязана помогать многодетным прихожанам . Разговор с главой семейства Юревичей – протоиерем Андреем Юревичем , настоятелем Крестовоздвиженского собора Лесосибирска (города в Красноярском крае, где живет эта большая и дружная семья)/Беседовал Алексей Чеботарев. Фото Максима Праздника//Фома. - – май 2007. – С.66-68. – (рубрика « Большая семья »). Вопрос – ответ: Можно ли сказать ребенку «нет»? На вопрос читательницы отвечают священник Константин Слепинин , клирик церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (Санкт-Петербург) и психолог Ирина Левина. Фото Евгения Глобенко//Фома. - – май 2007. – С.69. – (рубрика « Вопрос – ответ »). Личное : Смирение паче гордости /Автор Михаил Тарусин. Фото Евгения Глобенко, Владимира Ламзина//Фома. - – май 2007. – С.70-71. – (рубрика « Личное »). Современники: Леонид Круглов . « Труднее всего возвращаться » . Фотограф, этнограф, режиссер документальных фильмов – о путешествиях и своем пути к вере/Беседовал Алексей Чеботарев. Фото из архива Леонида Круглова//Фома. - – май 2007. - С.72-77. – (рубрика « Современники »). Имеется краткая биографическая справка « Леонид Круглов …»; Фото Николая Федорова (С.72). Дело: Работа должна приносить удовольствие? Как трудиться в современном ритме и остаться человеком. Интервью, взятое у президента Кадрового Дома «СуперДжоб» Алексея Захарова /Беседовал Алексей Соколов. Фото Павла Смертина//Фома. - – май 2007. – С.78-82. – (рубрика « Дело »). Краткая биографическая справка « Алексей Захаров…» (С.79). Информационная врезка: На каторгу, как на курорт? О результатах опроса, проведенного Центром маркетинговых и социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб» (респонденты отвечали на вопрос: «Должна ли работа приносить удовольствие?»)//Фома. - – май 2007. – С.78. – (рубрика « Дело »). |
В середине XIX века период от Рождества до Масленицы светское общество проводило на балах. Возникшие в это время благотворительные общества стали устраивать собственные балы с платными билетами, лотереями, базарами и аукционами, выручка с которых шла, как сказали бы сейчас, на уставные цели. Такие балы назывались публичными, и их надо было согласовывать с Дирекцией императорских театров. Каждое благотворительное общество имело право дать только один публичный бал в год. Также общество могло организовать один публичный бал для детей или праздник с благотворительной продажей. Маскарады благотворительным обществам устраивать было запрещено, и лишь Петербургское Дворянское собрание и Московское Благородное собрание могли устраивать до шести балов и маскарадов в год. Как правило, на благотворительных балах собирались средства в поддержку больниц, богаделен, сиротских учреждений и школ для бедных детей. Благотворительные балы устраивали также различные диаспоры Петербурга и Москвы. Например, в 1878 году французское сообщество Петербурга устроило в Дворянском собрании бал в пользу членов семей раненных и убитых во второй Русско-турецкой войне. Собрано было 41 790 рублей 15 копеек, а истрачено на проведение бала — 12 474 рубля 91 копейка. Благотворительные придворные балы, сопровождаемые базарами, устраивались достаточно регулярно, и сборы с них шли в пользу учреждений, состоявших под покровительством членов императорской семьи. Последний придворный благотворительный бал-маскарад состоялся в феврале 1903 года в Зимнем дворце Петербурга. Гости были одеты в русские национальные костюмы XVII века — бояр и боярынь, воевод, посадских людей и т. д. Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича, а Александра Федоровна — в наряде царицы Марии Ильиничны, эскизы к обоим костюмам императрица нарисовала сама. Бал был организован в пользу Общества возрождения художественной Руси, занимавшегося восстановлением древних храмов, сохранением русских ремесел и популяризацией древнерусской иконописи. Для демонстрации русского декоративно-прикладного искусства, в обилии представленного в нарядах, придворный фотограф запечатлел всех присутствующих на «фототипии». Несколько сотен альбомов с фотографиями были затем проданы за высокую цену, а средства от их продажи поступили в фонд общества. |
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск девятый. СПб., 1884 г., в типографии Департамента Уделов. С. 71-73 В первой половине XVI в. в Ново-Медведском монастыре воздвигли каменный Николаевский собор. Храм с некоторыми последующими изменениями сохранился до наших дней. Первоначальный его облик реконструирован архитектором Ольгой Гусевой при изучении собора в 1980-х гг. Строили его Новгородские мастера в лучших традициях новгородской храмовой архитектуры. Своды храма с открытым сквозным куполом опираются на 4 плитных столба. Алталь полукруглый с двумя окнами, имеет два боковых отделения, в правом из которых была ризница, в левом – жертвенник. Фонарь на сводах сквозной, на нем декоративный карниз в виде пятиугольников и одна луковицеобразная глава. В 1711 г. на средства новоладожского купца Барсукова к Никольскому храму с севера был пристроен придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. В это же время была изменена форма крыши. Позже, в начале XIX в., с западной стороны было пристроено крытое крыльцо в традициях московской архитектуры. Оно имеет 13 плитных ступеней, ограждено стенами и соединяется с теремообразным входом на 4-х фигурных столбах. Окна в соборе первоначально были узкие, но для лучшего освещения храма в 1812 г. были растесаны. Также для увеличения внутренней площади были растесаны кирпичные столбы притвора. Еще одна, последняя переделка собора, была произведена в 1892 г. и заключалась в том, что в подклете, где раньше находились кладовые, был устроен третий придел во имя св. пророка Осии, Андрея Критского и праведного Лазаря. Придел был сооружен в память о чудесном избавлении от смертельной опасности императорской семьи 17 октября 1888 г. в Борках. С монастырских времен главной святыней Никольского собора был чудотворный образ святителя Николая, размещенный с наружной стороны на восточной стене храма над алтарной апсидой, на высоте 4-х саженей (ок. 8 м). Святой был изображен в рост с мечом в правой руке и храмом в левой, по так называемому в иконографии типу «Никола Можайский». Перед образом горела неугасимая лампада. . В 1870-х гг. к образу была пристроена винтовая чугунная лестница, завершающаяся широким балконом. Балкон с помощью 4-х чугунных столбов упирается в каменное плитное крыльцо. Архитектор этого изящного сооружения, предположительно, М.А. Щурупов. В 1859 г. образ Николая Чудотворца был одет в серебряную ризу с позолоченым венцом, работы известного ювелира Ф.А. Верховцева. Именно в таком виде запечатлел его известный русский фотограф С.М. Прокудин-Горский, путешествующий по Мариинской водной системе в 1909 г. Балкон, лестница, крыльцо и кружка для сбора денег сохранилась до наших дней, а сама икона бесследно пропала в годы атеизма. |
Пережила часовня и Вторую Мировую войну. Началась советская эпоха. Памятника царю в то время уже не было. Зато у самой часовни на расстоянии нескольких метров соорудили бронзовый памятник Сталину. Таким он и застыл на фотографиях - в тени Иверской часовни. Простоял он до 1956 года, когда его демонтировали в рамках акции развенчания культа вождя. Прошло еще несколько лет и пришла очередь на уничтожение самой часовни. Хотя это было, по историческим меркам, не так давно, но найти информацию об обстоятельствах уничтожения часовни трудно. Старожилы или не знают, или молчат. В архивах никаких сведений найти не удалось. Это, правда, не означает, что их там нет. Историк архитектуры Богдан Колосок так описывает события: «В 1959 или 1960 году городским комитетом комсомола был организован поджог и осквернение часовни. После того, как она постояла с выбитыми стеклами и без присмотра, ее окончательно уничтожили. Стены не поддавались быстрой разборке, поэтому их в одну из ночей взорвали. Икону разрешили забрать в собор Святой Троицы, откуда в ночь на 20 июня 2002 г. её похитили». Дополнительные сведения поведала фотограф-краевед Ирина Левчанивская: «Разрушена (подорвана пожарными) по приказу председателя горсовета Грушецкого». В 1969 году, по случаю 30-летия воссоединения западноукраинских земель в пределах УССР, здесь поставили памятник коммунисту Степану Бойко. Оказывается, что существует аналог луцкой часовни Иверской Богоматери. На юге Волыни в селе Браны Гороховского района стоит и никак не используется почти идентичная часовня, построенная по инициативе графа Рафаила де Боссалини, который также построил большую церковь в Журавниках. На месте Иверской часовни в Луцкедавно хотят построить другую. Строительство инициирует Волынская епархия УПЦ КП. На заседании городского архитектурного совета проект согласовали, однако пока никаких видимых движений в сторону строительства нет. Зато появилась инициатива демонтажа памятника Бойко, который также пока стоит. Вероятно, 2016 год даст ответ на вопрос, как будет выглядеть этот участок край пешеходной улице Леси Украинский. |
— Здравствуйте. — Христос Воскресе. — Воистину Воскресе. О. Марк несколько смущен. — А я уж и не знаю, как с вами, с образованными, здороваться. Простите, коли не так. Может, у вас в миру и не говорят «Христос Воскресе». Смиренный о. Марк, вы правы, не говорят. Но не вам — нам надо смущаться, как смущает нас многое в пестрой и пустячной жизни нашей — чего не видать вам в тишине и свете вашей библиотеки. Да, не говорят «Христос Воскресе». И тем хуже. … Мало посетителей в афонских библиотеках. Дух Афона не есть дух ученого бенедиктинского монашества. Впрочем, может быть, истинная библиотека и вообще должна быть бесцельна. Еще вопрос, следует ли выдавать из нее книги. Можно любить музеи и библиотеки, как египетские пирамиды, как ночное море и как звезды. Как творение — в тишине и вечности. Крин сельный О. Наум, полный, русый, несколько мягкотелый монах с добрыми глазами и медлительный в движениях. Он живет в отдельном домике за оградою монастыря. В послеполуденные знойные часы нередко приходилось мне подходить к этому домику. Каждый раз любовался я цветущими у крыльца белыми лилиями — «крин сельный» называют их тут. О. Наум — фотограф монастырский. Домик его в то же время студия, светлая комната, заваленная снимками и негативами, с «фонами», на которых снимались группы посетителей, с темной каморкой для проявления — всею, вообще, обстановкой немудрящего ателье. О. Наум выбирал мне снимки медленно и как-то неуверенно. Оттенок некоторой грусти я заметил в нем. Точно все уже видел, все знает и устал от смены обликов. Его студия увешана изображениями — попытками остановить поток. Он снимал и «высочайших особ», и посланников, и адмиралов, и митрополитов — стены эти в некоем роде история обители. Вот мягкий, тонкий архимандрит Макарий, знаменитый игумен обители в конце прошлого века [ 93 ], вот суровые брови и густая борода не менее известного духовника обители о. Иеронима, проведшего на Афоне сорок девять лет, считающегося, наравне со своим учеником архимандритом Макарием, одним из созидателей теперешнего монастыря [ 94 ]. |
В душе ничто не пропадает бесследно, даже то, что она восприняла почти бессознательно, - например, так влияет на нас окружающая среда, люди и обстановка. Быть может, вся жизнь иных людей слагается под влиянием этой среды. И если постоянно принимает человек в душу мысли соблазнительные, а мысли порождают в душе чувства, желания и дела, с совестью несогласные, то сколько же накопится таких худых следов в душе, которые человек воспринимал ежедневно, ежечасно, ежеминутно в долгие годы своей жизни? Ведь каждым своим поступком и помышлением тайным человек чертит, создает как бы свой будущий образ подобно тому, как живописец или фотограф, и если этот образ пока еще темен, непроявлен, то он будет некогда проявлен, подобно фотографическому образу, Господом на Страшном Суде, когда Господь во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя (1 Кор. 4, 5). Подлинно, червь «неумирающий», «неусыпающий», о котором говорит Господь, не есть какое-либо изобретение ума человеческого; этот червь зарождается и растет в муках совести еще во время земной жизни. Ведь так много самоубийц! Не потому ли они покончили с собой, что не могли снести начавшихся нестерпимых, неутолимых мук совести, мук разбитого счастья, мук от обманутых надежд, разрушения желательного строя жизни? И геенна - не призрак; ведь огонь страсти, заключающий в себе муку, уже и есть начало огня геенского, который будет гореть и не угасать, если человек не позаботится во время земной жизни угасить его. Вот почему святые так старались помнить всегда о суде и геенне огненной, как, например, преподобный Ефрем Сирин, который, «час присно провидя суда, рыдал еси горько». Вот почему предки наши так держали всегда в памяти Страшный Суд: с изображения на картине и в слове при князе Владимире начали обращение к христианству; с памятью о Страшном Суде выходили всегда из храма, над входом в который изображали Страшный Суд, оживляли память о нем картинами на стенах домов, духовными стихами и т. д. И наоборот, ослабевая в памятовании Страшного Суда, как стали позднейшие потомки забывать и заветы Христа! Они более помнят то, что их занимает, что приятнее. |
В начале XVIII века царь Петр Первый решил положить ко-нец поражениям в Северной войне (1701–1721 гг.). Для этого он опорным пунктом избирает Псково-Печерский монастырь и своими руками закладывает пушечные бастионы вокруг полуразрушенной от времени крепостной стены. Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Мы проходим через Святые врата с древней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Привратник отвечает: «Аминь». Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Фотограф Н. Г. Матвеев. Императорская Археологическая комиссия Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Рисунок неизвестного художника Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1974 год Крестный ход в праздник Собора преподобных Псково-Печерских. 2012 год Памятник преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. Скульптор Голубев И. В. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Чудотворный образ святителя Николая «Можайский». XVI bek Никольский храм В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученикаКорнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая — защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай — самый почитаемый угодник Божий на Руси. |
Если объяснить родителям, как нехорошо, что ныне все школы в Японии – без всякого вероучения, и как опасно оставлять детей расти атеистами, то, конечно, многие из них охотно будут по воскресеньям посылать своих детей в христианскую школу. – Принято к сведению это предложение, и только, – что весьма жаль – значит, ничего и не будет сделано. Исайя Мидзусима по поводу сего предложения говорил, что нужны православные книжки с картинками да нужно лучше издавать их – кана-де неудачна, или книги трудно читаются; я отослал его толковать о сем с Саввой Хорие и Павлом Накаи; со своей стороны тоже всегда стою за возможную простоту и понятность книг. – Потом прочитали адрес мне – благодарность за посещение, как будто это не прямая моя обязанность, – В заключение все снялись группой, для чего фотограф нарочно выписан был из Окаяма. Вечером, с восьми часов, говорились проповеди для язычников; говорили пятеро: о. Никита, Павел Окамура, Яков Фудзии, Исайя Мидзусима и я. О. Никита на слова: «Прииди и виждь», – о разных видах идолопоклонства и прочее – малопонятное для язычников; Павел Окамура – кратко очертил все христианское вероучение – говорил мастерски, только очень скоро; Фудзии на слова «Собирайте для себя сокровище на небеси», ибо земное гибнет – скучновато говорил; лучше всех сказал Исайя Мидзусима, на слова: «Все испытующе доброе держите»; говорил против клевещущих на христианство, будто оно «махоо цукай», или вредно для государства, или не учит почитать родителей и прочее; после каждого пункта прибавлял «коре мина атамано маруии сенсей юу» (бонзы), – «хана-но сита сабисику наруо [?] кора», – переходя этим к опровержению, в котором говорил, что сам изучил и нашел совсем наоборот… Я говорил вторую проповедь к язычникам – о трех служениях Спасителя, о Церкви, в которой он положил учение и таинства, о том, что Церковь одна, и о таинстве крещения. По окончании проповеди к оставшимся говорил, что без христианства Япония, несомненно, скоро разбогатевши, погибнет от роскоши и других пороков, не сдерживаемая религией, каковою ни одна из досельнишних религий уже не может быть, как […] Японией. |
Помолитесь и за нас. Любовь Р[еутова]. Д. 8. Л. 43–44. Подлинник. Автографы В. В. Реутова, Л. В. Реутовой. 9. 16 октября 1955 г. Дорогой Владыка! Письмо твое получили; Любовь Влад[имировна] благодарит за поздравление, за память. Не смог сразу ответить, у нас ремонт в храме, и мне приходится много хлопотать, а сейчас нужно думать о пополнении запаса свечей. Сегодня, 16-го, едем в М[оскву]. Обязательно будем в Загорске. По приезде обратно отправлю тебе посылку; образочки остались, и поделюсь с тобой оч[ень] охотно; а мал[енькие] круглые не нужны? От Вл[адыки] Симона получил краткое письмо. Видно, у него хлопот много; я слышал, что его епархия 280 прих[одов]. Это раз в 8 больше Кал[ужской]. О. Петр устроился в Боровске, я дал ему адрес твой, он хотел написать тебе; а пока очень просил передать тебе привет с просьбой молитв. Он мне оч[ень] понравился. Пока до свидания. Просим твоих молитв и благословения; я стараюсь ежедневно в нашем храме молиться преп[одобному] Сергию о Вас с Вл[адыкой] Симоном. Господь все устроит по желанию нашего сердца и по Его святой воле. Если я не забыл имя Вл[адыки] (Сапожникова) Никиты 406 . Подтверди мне. Люб[ящие] Валентин и Люб[овь]. 16/Х–55 Мой искр[енний] привет Георгию Георг[иевичу]. Я иногда забываю писать об этом, но в душе всегда помню его. Д. 9. Л. 80–81 об. Подлинник. Автограф. 10. 25 октября 1955 г. Дорогой Владыка! Сейчас получил твое письмо с сообщением о твоем переезде. Сегодня день праздн[ика] Калужской ик[оны] Б[ожией] М[атери], одновременно Иерусалимской (у нас большой чтимый образ); кроме того, праздник Иоанна Предтечи (перенес[ение] Десныя руки) и наш настоятель прот[оиерей] Иоанн именинник. На прошлой неделе мы с Люб[овию] Вл[адимировной] были в М[оскве] и в Загорске. Отстояли позднюю литургию и после молебен с акаф[истом] преп[одобному] у мощей: молились и за Вас с Вл[адыкой] Симоном об устроении Вас по Воле Божией. Надеюсь, Господь все устроит. У кого ты будешь жить? Я сейчас был озабочен приобретением для нашего храма всего необходимого на год –свечи получил и доставил. На днях еду еще за получением сосудов и для сдачи в ремонт Евангелия. Карточки для тебя фотограф обещал переснять; как будут готовы – вышлю. Собрал посылку, но хорошо – не послал, пошлю по новому адресу. Влад[ыке] Симону писал, но от него еще не имею ответа. Нашего Влад[ыку] Онисифора 407 хотели перевести в Саратов, но он умолял не переводить его никуда из Калуги; в Саратов назначен, кажется, сын Голубцова еп[ископ] Сергий. |
Ближайшее заведывание делами возлагается на совет братства, председателем которого единогласно избран местный соборный протоиерей о. А.П. Светлов. В число почётных членов избраны: о. Иоанн Сергиев Кронштадтский, обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев , его Товарищ В.К. Саблер, чиновник особых поручений при обер-прокуроре – редактор „Миссионерского Обозрения“ В.Μ. Скворцов, Учреждение миссионерского братства св. великомученика и победоносца Георгия является делом прямой миссионерской необходимости в г. Егорьевске, как центре местного раскола (австрийского согласия), сильного здесь своими связями с Москвой и соседними Гуслицами. Всех раскольников в уезде насчитывается около 7000 человек. За последнее время здесь наблюдается особенно сильное оживление в жизни раскольников, их приподнятое настроение поддерживается частыми приездами сюда известных апологетов раскола: Усова, Лежнева, Бриллиантова и Мельникова, по мысли последнего недавно старообрядцы даже подали местной власти ходатайство об учреждении в Егорьевске особой школы для их детей исключительно с раскольническим учительским персоналом. Деятельно ведётся здесь и пропаганда раскола, иногда даже довольно оригинальным способом. Так, например, один фотограф-старообрядец, ярый враг Церкви, в первых числах сентября (ярмарочное время) выставил в витрине копию с картины художника Сурикова с такой демонстративной подписью, сделанной чернилами: „Молитесь так, православные, вот сицевым знамением!“ А на картине изображена скованная цепями боярыня Морозова с поднятым двуперстием. Приезжие на ярмарку мужики-старообрядцы толпой стояли около витрины и громко выражали своё одобрение... „Миссионерский кружок“, бывший доселе здесь, не сумел сплотиться для деятельной борьбы с расколом В виду всего этого можно только порадоваться открытию братства и горячо пожелать успеха такому благому начинанию. К. Рос-в Скворцов В. Со скрижалей сердца//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 723–736 Ещё и ещё о духоборах. – Кто и насколько виновен в бывших и нынешних духоборческих безумствах? – Закавказский поход духобор „на встречу Христу“ и действия кн. Шервашидзе. – Отклики печати о духоборческой трагедий в Канаде. – Недомолвки «Нов. Вр.» и откровенность «Моск. Вед.». – На именинах у о. Иоанна Кронштадтского . Драмы и трагедии, глубоко потрясающие сердца людей и народов, в наше время стали так заурядны и так поразительно страшны, что верующая мысль невольно останавливается на предречённом в св. Писании „последнем времени“... На самом деле, разве мартиникская катастрофа, в один миг упразднившая кипучую жизнь цветущего города с десятками тысяч людей не способна жечь сердца людей, и уже не словом, а самым фактом и примером напоминая о том, что должно быть по непреложному слову св. Писания „при последней трубе“! |
| |