По вопросам рассмотрения проектов необходимо обращаться к епархиальному архитектору Борунову Дмитрию Александровичу. Статистика В этом году в мир иной отошли пять клириков нашей епархии: • Протоиерей Григорий Красноцветов, командированный настоятелем в Александро-Невский храм Роттердама (Нидерланды), • Протоиерей Сергий Кутузов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино, • протодиакон Василий Марков, клирик и председатель приходского совета Казанского кафедрального собора, • диакон Игорь Никитин, клирик Феодоровского Государева собора в Царском Селе, • заштатный диакон Сергий Досычев. • Также почил о Господе многолетний труженик епархии - фотограф Юрий Петрович Костыгов. Вечная им память. В Санкт-Петербургской епархии четыре монастыря: два мужских и два женских. Два архиерейских подворья с Благовещенским храмом на 5-й Советской улице и с храмом Святой Троицы на Октябрьской набережной, 18. Увеличилось на десять количество приходов, имеющих юридическую регистрацию. Их сейчас 257. Благочиннических округа 24, в том числе четыре ведомственных (военный, тюремный, социальный, высших учебных заведений) и монастырский. В два благочиннических округа назначены новые благочинные. В Пушкинский - протоиерей Никита Зверев, в Петродворцовый - протоиерей Михаил Терюшов. В епархии 86 часовен вместе с монастырскими и при учреждениях. Общее количество храмов, где совершаются богослужения (монастырские, приписные и домовые храмы) - 352. Мною совершены 30 хиротоний (15 диаконских и 15 священнических). Приняты в клир из других епархий 16 священнослужителей, трое из которых направлены по распределению учебным комитетом. За нарушение церковных канонов запрещен в служении один священник. Отправлены за штат 12 священнослужителей (восемь священников и четыре диакона). Всего в епархии служат 787 священнослужителей, из которых 608 священников и 174 диакона, один правящий архиерей, три викарных, и один на покое. Увеличение на 24 священнослужителя в сравнении с прошлым годом. Воскресных школ на сегодня 148. Их количество растет, но нужно помнить, что целью обучения является органичное вхождение ребенка в жизнь Церкви, когда этому помогают предметы и программы. Нужно учить так, чтобы в Церкви обучающийся чувствовал себя, как дома. Как говорит Святейший Патриарх Кирилл, в работе с молодежью нужно ставить целью воцерковление человека, а не только участие в мероприятиях, хорошо организованных, но внешних по отношению к его душе.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

– А кому сейчас легко? – отвечал ему со вздохом старец. И, возложив руку на голову Наместника, поучал: – И не помышляй, в монастыре сейчас нет никого, кто бы мог заменить тебя. Терпи! С изгнанием из Печор немецких войск и приходом туда власти безбожных Советов она припомнила ему все его добрые христианские дела, и 17 октября 1944 года отец Павел был арестован. Осужденный на 15 лет заключения и высланный 31 мая 1946 года в Братские лагеря, игумен Павел скончался 6 июля 1950 года в 16.00 в сибирских лагерях (в Баинском отделении Сиблага МВД СССР – близ Тайшета), в лагерной больнице «по причине декомпенсионного кардиосклероза». Ему было тогда более 83 лет. «В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1997 года Псково-Печерский монастырь получил справку о реабилитации игумена Павла (Горшкова) 13–16– 90 от 14.03. 97 г.». Такова краткая история этого незаурядного печерского настоятеля и, по сути, еще одного новомученика времен безбожного большевизма. Игумен Павел весьма часто делал небольшие записи о старце Симеоне в своем «Дневнике», ведшемся им из года в год. Вот некоторые из них, порой дополняющие наши представления о жизненном пути и самом характере этого замечательного подвижника. 1927 г. 21III – 3 IV. Воскресенье. 4-я неделя Вел. [икого] Поста. Постригал Вл. [адыка] Иоанн в схиму о. Вассиана [с именем Симеон]. Но что вышло необычно – это сфотографировали торжественное шествие у мостика к дому Настоятеля51; и вышла длинная пауза «ожидания», потому что фотограф о. Алексий с аппаратом не стоял на месте, но пока устанавливал да примерял [его], народу собралось порядочно, и думаю, что осудили Настоятеля Владыку: что после торжества духовного, такого великого, сразу же перешли на «мелочи». 3 VII пон. ст. 19 27 г. ...Хиротонисан Епископом Иоанном о. Вениамин во иеродиакона из иподиакона. Я раннюю [Литургию] совершал в сослужении о. игумена Парфения и схииеромонаха Симеона. 24X1938 Служил с о. Симеоном Б. [ожественную].Л. [итургию] по случаю 54 лет памяти отправки своей в монастырь Александро-Свирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ученые старались также подбирать одни и те же песнопения в разных формах нотации, но ориентируясь при этом на тот тип, который им был известен в древнейших русских певческих книгах. При тогдашнем состоянии фототехники подобный труд – общее число фотокопий, сделанных в афонских библиотеках, составило 998, а вместе с венскими и софийскими снимками – 1615 не был бы возможен без посторонней помощи. В Вене экспедиции помог кузен Антонина и диакон тамошней посольской церкви Петр Преображенский , занявшийся съемкой рукописей в Придворной библиотеке. На Афоне очень большую помощь во всех делах экспедиции оказывала монашествующая братия Пантелеимонова монастыря во главе с настоятелем о. Мисаилом. Самые близкие отношения сложились у Смоленского со знаменитым библиотекарем Пантелеимона – о. Матфеем, который сам был замечательным знатоком древней письменности и настоящим ученым. О. Матфей настолько заинтересовался деятельностью экспедиции, что даже нарушил свой пятилетний затвор и отправился вместе с учеными в Лавру. Впоследствии он помогал разбирать фотоснимки, а после отъезда экспедиции следил за продолжением заказанного ей фотокопирования (которое исполнял монастырский фотограф о. Гавриил) и продолжал выявлять в разных собраниях (не только на Афоне) рукописи, пригодные для поставленных целей. И, конечно, любопытнейшие страницы афонских дневников и писем Смоленского связаны с описаниями афонских монастырей, жизни в них, людей, храмовых служб, разумеется, пения за этими службами. Нужно сказать, что пением в русских афонских храмах Смоленский сначала был разочарован: вместо древних напевов там звучало собственно то, что приносили в монастыри из России приезжавшие иноки, то есть обычное многоголосное пение, часто связанное с Обиходами Придворной капеллы. Однако потом, прислушавшись, Смоленский понял, что звучит это пение на Афоне совершенно иначе: «Есть в здешнем пении какая-то живая струя, которая питает выносливость здешних певчих и придает их пению весьма значительную иногда оживленность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моя задача — просто показать вам мир таким, каким увидел его я: ярким, смешным, красивым, иногда жестоким, но всегда восхитительно интересным. Мир, в котором есть место обыденности, но есть место и чуду».  Помимо «записок врача», в книге есть рассказы из церковной жизни иеромонаха Феодорита, отдельный цикл о животных и отдельный — о взаимоотношениях между представителями разных национальностей. Заметим, что большинство историй написаны с юмором, и юмор этот тонкий, ненавязчивый. Казалось бы, речь о вещах печальных, а то и трагических, какой уж тут юмор? Но именно авторский юмор  не позволяет читателю впасть в уныние. А кроме того, эта книга дает понять, что пропасти между священником и мирянином не существует. Священник не только посредник между людьми и Господом, но и сам — человек, к тому же обладающий богатым жизненным опытом. Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92. Реклама: С.92-95. Вопросы о церковном искусстве : Кого изображают на иконах в числе 12-ти апостолов ? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Сошествие Святого Духа. Икона,  XV в.//Фома. - – март 2020. – С.96. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Почему изображения животных на иконах такие необычные? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Герасим Иорданский. Икона, конец XVII в.//Фома. - – март 2020. – С.96. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Реклама: С.97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова. Фото  Александра Голуба//Фома. - — март 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Пожалуй, это «Парсуна номера» с Вячеславом Бутусовым (с.8). Не могу оставить без внимания рубрику « Пять любимых фотографий »(с.54), которые предоставил фотограф Олег Варов. 2. Какой материал  Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Несомненно, историю иеромонаха Геннадия (Войтишко)     (с.42) — московского пиарщика, ставшего священником; Очень доступный материал Александра Ткаченко о евангельской истории призвания апостолов (с.74); Стоит обратить внимание на рубрику «Вопрос номера» (с.16): здесь не только советы о том, как оценивать свой опыт «хождения в Церковь», но и продолжена тема преодоления уныния; Очень полезной для читателя считаю инфографику о пути Великого поста (с.32).  3.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-203-...

Устроить такое свидание владыки с его восприемником в мантию в то время было очень нелегко. Владыка — в Архангельске, отец Тихон служил как гость в городе Мукачеве, в монастыре, и только иногда появлялся под Москвой ради своих духовных чад. Он был гоним советской властью за то, что вел к Богу молодежь. Все же мы письменно договорились. Я написала владыке в Архангельск письмо, которое только он мог понять, что как приедет мой папа, сообщу телеграммой. Еще никто никуда не ехал, как в первое же воскресенье после моего письма из Котласа прибыли какие-то богомольцы и стали спрашивать, кто приехал к нам из Москвы служить? Владыка в Архангельске получил мое письмо и просто стал ждать. Через день его вызвал уполномоченный и допрашивал: «Какой это “папа” должен к вам в Туровец приехать? Вы получали письмо?» Владыка ответил, что ничего не получал и ничего не знает. Свидание духовных людей, свидание в Боге, ожидаемое шестнадцать лет, не состоялось. Такую слежку вел уполномоченный, бывший лагерный работник. Приближался праздник «Конной» Туровецкой. Что-то теперь будет? Было то, чего раньше никогда не было. Богомольцы подплывали на пароме к Шипицыно. Но в Шипицыне на этот праздничный день отменили все автобусы. Кто покрепче, отправились двенадцать километров пешком. Тут изловчились местные парни, стали старух за денежку подвозить на мотоциклах, но только до леса. У леса стояли милиционеры и заворачивали людей обратно. Впрочем, кое-кто все же умудрился пробраться через лес в Туровец. В храме началась служба. После нее всегда был крестный ход. На «Явленное место» не пошли. Пошли только вокруг церкви. За батюшкой следовал хор, нас со всех сторон фотографировали для котласской газеты. Недалеко от церкви стоял маленький выгребной туалет — деревянная будочка. Так один фотограф залез на крышу этого туалета и сверху весь крестный ход фотографировал. Время шло. Наш старый батюшка как-то странно стал себя вести. Начал придираться, кричать на нас. Однажды гостивший у меня папа ушел в лес, его долго не было. Я вышла покричать папу. Смотрю, стоит какой-то пожилой человек в сером костюме. Это был сам уполномоченный из Архангельска. Не поленился, сутки ехал поездом до Котласа и явился в наш глухой Туровец.

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

— Что предпочитаете на завтрак? Вам не покажется вопрос бестактным? — Нисколько. Обычно мой завтрак — геркулесовая каша, яичница. Чай, чаще — кофе. — Какие блюда особенно любите? — В 60-е годы я был в Париже, и там, где сейчас Центр Помпиду, находился оптовый рынок, известный читающей публике по роману Эмиля Золя «Чрево Парижа». В маленьком ресторанчике попробовал фирменное блюдо — луковый суп. И, что называется, полюбил. Где бы потом ни бывал за границей, везде в ресторанах его заказывал, но такого вкусного больше не ел. А потом мне как-то попался журнал «Шаляпин», и в нем — рецепт галльского супа. Я вырезал для тех, кто у нас готовит. Теперь луковый суп в Патриаршей резиденции не хуже, чем в Париже. — Здорово. То есть готовят вам вкусно. А кто? — Монахини. Они почти все из Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря. Я много лет был епископом, архиепископом и митрополитом Таллинским и Эстонским. По традиции монахини из Пюхтицкого монастыря несут послушание в резиденции. Они не какие-то обученные кулинары. Но готовят хорошо. С любовью. И с молитвой. — Сколько человек работает в резиденции? Кто подбирает персонал, руководит им? — Один, два: (считает про себя) шесть человек. Руководит ими игуменья Филарета, которая свыше 40 лет ведет хозяйство. Она и подбирает домашний персонал. — Вам уютно в резиденции? — Да, вполне. — Ваши любимцы — многочисленные домашние животные — способствуют этому ощущению теплоты? — И не говорите! У нас ими полон дом. Птицы, кошки, собаки: — Собаки породистые? — Маленькие. Кеша — это мопс. Пушок — пекинес. А какое-то время назад, когда встречался с детьми Беслана, они, вы знаете, подарили мне карликового пуделя. Я сначала растерялся, даже сказал: «Пустят ли меня с ним домой?» Особенно имея в виду гордый, независимый характер Пушка. Но Туся (пудель оказался девочкой) всех покорила своей симпатичной забавной мордашкой. — Ваше Святейшество! Возможно, чтобы фотограф ГАЗЕТЫ сделал несколько снимков в переделкинской резиденции? Насколько вас это обременит? Только ответьте не с присущей вам вежливостью, а абсолютно прямодушно. 

http://pravmir.ru/ya-starayus-ne-prilepl...

Я стал лихорадочно оглядываться по сторонам, но снова – вокруг ни души. Каштановая аллея была совершенно безлюдна. В общем, потоптался, пооглядывался, немного пришёл в себя и пошёл дальше. А что делать?.. Миновав Старый Руссик и мельничку прп. Силуана Афонского, я вышел к побережью. – Всё, – думаю, – с этой минуты я буду постоянно носить на груди готовый «к бою» фотоаппарат! Мне вспомнилось, как уже несколько раз и мне, и моим знакомым доводилось на собственных фотоснимках неожиданно обнаруживать нечто такое, что глаза в момент съёмки не видели – некие фигуры людей, странные облака и т.д. Причём это случалось в равной степени и с плёночными, и с цифровыми аппаратами. Кстати, русский Пантелеимонов монастырь, к которому я тогда направлялся, располагал на этот счёт идеальной иллюстрацией. У его входа со стороны моря, когда вы по ступеням приближаетесь к арочному проходу внутрь монастыря, слева от арки можно увидеть на стене огромную фотографию. На ней изображено удивительное событие, произошедшее здесь же, у ворот, в далёком 1903 году. В то время монахи монастыря имели обыкновение после литургии чем-то поддерживать своих собратьев – бездомных скитальцев по Афону. Их здесь называют сиромахами. Сидели они возле входа в монастырь и смиренно просили подаяния. Протат Святой Горы, имея благое желание пресечь иждивенчество, потребовал от Русского монастыря прекратить эту «душевредную практику». И вот наступил последний день, после которого русские монахи обязаны были подчиниться требованию Афонского руководства. Они раздали милостыню и удалились на послушания. Но случайно эту последнюю раздачу сфотографировал один из иноков. Когда же он проявил фотопластину и напечатал с неё фотографию, то с удивлением увидел среди сиромахов… Женщину, с благоговением и смирением держащую в руках хлеб, только что полученный из рук благочестивого русского монаха. Наверное, излишне говорить, что фотограф, когда всё это снимал, глазами Пресвятую Богородицу тоже не видел. Фотография Хозяйки Горы Афонской, а самое главное, скрытый смысл этой фотографии настолько сильно подействовали на членов Священного Кинота, что они без промедления отменили своё решение.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/27/tri_ch...

– Ну что вы! Я начинающий фотограф, едва ли у меня что-то получится, – застеснялся мой собеседник, протягивая визитку. Как оказалось, это был генеральный директор крупного завода – одного из ключевых спонсоров праздника, ставшего подлинным фестивалем русской культуры в Башкирии... Михаил Чванов особенно акцентирует мое внимание на том, что многие башкиры и татары тоже с большой радостью принимают участие в Аксаковских днях. " Наш праздник – не только русский, но подлинно евразийский. И одним из первых евразийцев, хотя этого наименования тогда не существовало, несомненно, был Сергей Аксаков " ... Первый – уфимский – " аксаковский день " сменил день белебеевский. Этот район Башкирии, пограничный с Оренбуржьем, славен тем, что у Аксаковых здесь было сразу несколько имений, в одном из которых – Надеждине – сегодня открыт Аксаковский историко-культурный центр. Поблизости недавно открыли памятник Сергею Тимофеевичу работы известного белорусского скульптора – народного художника Республики Беларусь Ивана Миско. Его творение уже стало главной достопримечательностью района. К памятнику приезжают молодожены в надежде перенять аксаковские семейные традиции. Правда, не обходится без суеверий, люди полюбили тереть " на удачу " бронзовый нос борзой, уютно примостившейся рядом со своим знаменитым хозяином. В возрожденную же рядом Димитриевскую церковь, где Аксаков крестил своих детей, народ ходит, увы, куда реже. И даже недавно поставленный на Нефтекамскую и Белебеевскую кафедру епископ Амвросий, отслуживший 22 сентября заупокойную литию по Аксаковым, так и не смог собрать полный храм. Но все же нельзя сказать, что жители Башкирии забывают свои традиции. Множество фольклорных праздников, проходящих в рамках Аксаковских дней, – тому подтверждение. Русские и украинские, татарские и башкирские, чувашские и марийские коллективы показали себя на столь высоком уровне, что до сих пор в ушах звучат зачастую непонятные слова их дивных песен. Особенно запомнилась композиция " Аленький цветочек " самарского казака-старовера Павла Коровина. Этот человек мечтает разбить в Самаре, где губернатором и предводителем дворянства долгое время был один из сыновей Аксакова – Григорий Сергеевич, Аксаковский сквер. Хочется верить, у казака все получится, ведь именно его усилиями в Самаре уже возведен памятник Чехову. Тем более что есть у Коровина и земляки-единомышленники – представители Администрации Борского района Самарской области, где в этом году, впервые за всю историю Аксаковских дней, 30 сентября состоялось продолжение праздника.

http://religare.ru/2_97080.html

Оставалось менее двух месяцев. И надо было все по дням просчитать. Друг нашего Фонда протоиерей Константин Кобелев, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево, предложил провести молебен на начало благого дела в фонде «Андреевский флаг». Мы с Николаем Головкиным и Михаилом Дмитруком поехали в храм Святителя Николая в Бирюлево, где после молебна отец Константин взял в руки икону Царственных страстотерпцев и мы с ней отправились в фонд. Отец Константин нес икону, мы с Николаем Головкиным и Михаилом Дмитруком его сопровождали, а замечательный фотограф Александр Зверев нас, шествующих среди толп недоумевающих в электричке, на Павелецком вокзале, а потом по Валовой улице, фотографировал. Нас трогательно встретили сотрудники и Президент Фонда «Андреевский флаг» А.В.Мельник, отслужили молебен на начало благого дела. Так икона из храма Святителя Николая Чудотворца из Бирюлева стала первой святыней для нашей программы. Потом из храма священномученика Климента, папы Римского настоятель храма о. Леонид Калинин передал икону святого Климента с частицей мощей, а из храма Святой Екатерины на Всполье, с подворья Американской Православной Церкви принесли икону с мощами Святителя Германа Аляскинского. Потом настоятель Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин передал большую икону с частицей мощей сщмч. Владимира, митрополита Киевского. Из Псковских Печерского и Спасо-Елеазаровского монастырей и храма св. Александра Невского переданы были святыни. Свой крест-мощевик передал митрофорный протоиерей Матфей Стаднюк, настоятель Богоявленского кафедрального собора. А также передали из этого собора древний список Казанской иконы Богородицы, которую пронесли от Владивостока до Москвы. В тихом уголке фонда «Андреевский флаг» мы поставили аналойный столик. На нем лежал Крест, Псалтирь, Молитвослов. Были установлены иконы, в том числе и те, которые потом шли с крестными ходами. И каждый день в 12.00 по очереди все сотрудники читали и молились в этом молитвенном углу.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/ta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей в 1918 - кон. 20-х гг. XX в., являвшаяся частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации РПЦ, по формированию в народе путем «разоблачений» недоверия к священнослужителям, по искоренению почитания св. мощей, к-рые рассматривались большевиками как «орудие для затемнения сознания трудящихся», а также как средство извлечения доходов храмами и мон-рями. Шла в русле реализации декрета от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , для проведения к-рого в жизнь был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с П. А. Красиковым . Заняла центральное место в программе мер общегос. уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП(б) (1919) о «полном отмирании религиозных предрассудков» и Церкви. Толчком для кампании по В. м. стало известие о разгроме красноармейцами осенью 1918 г. Александрова Свирского в честь Св. Троицы муж. мон-ря (Олонецкая губ.), хранившиеся в нем мощи прп. Александра Свирского объявили «восковой куклой». Вскрытие сопровождалось глумлением над мощами, изъятием серебряной раки. 16 февр. 1919 г. Коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном В. м.; в нем указывалось, что следует предоставить инициативу местам («вскрытие мощей на местах нужно приветствовать... Разрешение от центра на вскрытие не требуется»). В. м. объяснялось советской властью «требованиями трудящихся, красноармейцев...». Для В. м. создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства и др. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана». В публиковавшихся в центральных и местных газетах протоколах вскрытия внимание акцентировалось на таких, по представлению членов комиссий, отталкивающих верующих деталях, как «почерневшие кости», «отсутствие останков», «пыль», «труха». Нередко на вскрытие приглашался фотограф. Но часто даже такой «порядок» В. м. грубейшим образом нарушался.

http://pravenc.ru/text/155572.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010