В журнале письма публиковались попарно в форме вопроса-ответа, однако архимандрит Георгий (Тертышников) в приложении к кандидатскому сочинению разделил переписку на две части, разместив в разных рубриках: «Письма Феофана Затворника к разным лицам» и «Письма духовных лиц к епископу Феофану» (См.: Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в VIII изданий. Приложение к кандидатскому сочинению. В 2-х ч. Ч. 1. Загорск, 1973. С. 35–75. (Машинопись)). Мы воспроизводим именно этот вариант размещения писем и публикуем ответы епископа Аркадия на с. 581. Примечания к письмам принадлежат издателям «Христианского чтения». В Берлинское братство Изд. по: Письмо епископа Феофана-Затворника в Берлинское братство//Душеполезное чтение. 1904. Т. III. С. 589. Письмо предварялось обращением в редакцию: «Давно уже я имел намерение прислать в редакцию «Душеполезного чтения», где помещаются, почти не прерываясь, письма приснопамятного епископа Феофана, можно сказать, предсмертное письмо его ко мне, по поводу избрания его почетным членом нашего Братства. Письмо писано от 29 дек[абря] 1893 года, а 6 янв[аря] 1894 года Владыка уже отошел ко Господу! Вот это письмо, хранимое Братством как благословение и молитвенная память великого подвижника, сочетавшего в своем лице подвиги иноческие с величайшею ученостию, оставившего, подобно святителю Тихону, власть епископскую как служение трудносовместимое с обетами истинного монашества! Посольской в Берлине церкви протоиерей Алексей Мальцев ». Афонскому монаху Владиславу Изд. по: Письма преосвященного Феофана-Затворника к Афонскому монаху о. Владиславу, в Москве//Душеполезное чтение. 1899. Т. II. С. 642–648; Т. III. С. 143–150, 288–300, 508–513. Без комментариев. В. С. Д. Изд. по: Письма преосвященного Феофана-Затворника к В.С.Д.//Душеполезное чтение. 1902. Т. I. С. 432–433. Письмо сопровождалось сноской: «Автор прислал в редакцию «Душеполезных чтений». Имелся в виду – адресат. В. Т. Изд. по: Наставления сомневающейся в силе поминовения умерших. Неизданные письма святителя Феофана//Душеполезный собеседник. 1908. Январь. Вып. 1. С. 24–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На всех железнодорожных мостах участка Жешов – Перемышль выставлена войсковая охрана, причем весь этот участок патрулируется солдатами. На станциях пограничной полосы и в населенных пунктах проводится светомаскировка. В ночное время окна завешиваются светонепроницаемыми шторами. 4. Положение в Генерал-Губернаторстве На территории Генерал-Губернаторства введен новый налог, по которому все гражданское население, вне зависимости от возраста, обязывается выплачивать 12 золотых. Этот налог германскими властями взыскивается под страхом репрессии. Продовольственное положение все больше ухудшается. Сахар, чай, кофе в продажу не поступают совершенно. Зафиксированы случаи, что в частях германской армии на завтрак черный кофе выдается также без сахара, а на обед выдается хлеб в уменьшенной порции. Распространяемые слухи о предстоящей войне Германии с СССР вызвали активизацию украинских националистических организаций. Сформированные украинские легионы специальной комиссией из германских офицеров принимаются в состав германской армии. Во всех украинских школах предполагается география «Самостийной Украины». Карта «Самостийной Украины» вывешена в Кракове на видных местах для общего обозрения. На этой карте в состав «Самостийной Украины» включена территория УССР, также Киев, Харьков и другие города. По слухам, из Кракова в Берлин якобы выехали 200 активных украинских националистов, где на специальных курсах из них будут готовить руководящих работников «Самостийной Украины». О персональном составе выехавших в Берлин украинских националистах сведений не поступило. Заместитель начальника 1 отдела ГТУ НКВД СССР капитан госбезопасности (Бенинсон) ЦА СВР РФ. Д. 21616. Т. 1. Лл. 569–572. Машинопись на типографском бланке. Подлинник, автограф. Имеется автограф – виза начальника/ТУ НКВД СССР Мильштейна. Имеются пометы. Указана рассылка. Из донесения резидента Берлинской нелегальной резидентуры Берлинской Разведуправления Генштаба Красной Армии «Альты» от 28 февраля 1941 г. ...Однако посвященные поенные круги по-прежнему стоят на той точке зрения, что совершенно определенно война с Россией начнется уже в этом году.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

В результате, как мы знаем, на Берлинском конгрессе Сан-Стефанской договор был аннулирован, русское требование о возведении Андреевского и Ильинского скитов в монастыри не было признано. Вместо того в Берлинском трактате появилась специальная статья 62-я, которая гласила: «Афонские монахи, каково бы ни было их происхождение, сохраняют свои владения и пользуются, без всякого исключения, полным равенством в правах и преимуществах». Этим было узаконено фактическое старое положение бесправия для многих славян на Афоне. Таково было положение Афона до 1912 г., когда балканские государства Болгария, Сербия, Греция и Черная Гора объявили войну своему исконному врагу Турции. Вскоре после этого, как победоносные союзные армии освободили всю Македонию и Фракию, освобождена была и Святая Гора от турецкого владычества. Естественно, возникал вопрос о ее будущем. По одному проекту России, одобренному посланниками воюющих держав в Петербурге, будущее управление Святой Горы должно было находиться под покровительством шести православных государств: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии и Черной Горы, для чего должна была быть учреждена комиссия из представителей этих государств. Конечно, этот проект стал известен и так как он не был угоден греческим шовинистам, они снова начали свою пропаганду. Делегация греческих афонцев явилась в Афины с требованием о присоединении Афонского полуострова к греческому королевству, а также изъять Святую Гору из юрисдикции Вселенского Патриарха и передать в юрисдикцию Синода Элладской Церкви. Началась печатная кампания в газете «Екклисиастикос Кирикс», в которой писалось открыто против России. Вследствие этого Россия приняла репрессивные меры против интересов греческих афонских монастырей, имения которых в Бессарабии были отняты и им запрещалось приезжать в Россию за пожертвованиями. Посоветовавшись между собою, греческий премьер-министр Венизелос и Вселенский Патриарх дали русскому посланнику в Константинополе следующий ответ: «Патриархия присоединяется вполне к проекту, по которому полуостров Афон должен сохранить свое автономное положение под руководством шести держав.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время Венская и Берлинская Академии наук поставили себе задачей переиздание древних церковных писателей. Венская Академия с 1866 г. издаёт и латинских писателей (до VII в.) Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum («Венский корпус»), До сих пор выпустили 5-й том. 1) Берлинская (Прусская) Академия издаёт произведения греческих писателей первых трёх веков – Die griechischen Schriftstelle и выпустила до сих пор 8 томов. Оба издания ведутся, хотя и медленно, но по строго научному методу. Это лучшие научно-критические издания. Впрочем, в Вене работают филологи, а потому на богословие они мало обращают внимания: они дают варианты и текстуально-критические введения, но богословской критикой и комментированием не занимаются. В Берлине дело ведётся богословами, под руководством Адольфа Гарнака, при участии лучших научных сил. В наше же время предпринято издание восточных писателей. Так, в 1903 г. в Париже начато издание Patrologia orientalis (в формате Миня), под редакцией Граффэна (R. Graffin) и Ho (F. Nau) (до сих пор издано 4 тома). Одновременно издаётся в Париже аббатом Шабо (J.B. Chabot) Corpus scriptorum Christianorum orientalium рассчитанный на 200 томов (вышло 16); этот корпус разделяется на серии Scriptores arabici, aethiopici, coptici, syri (отдельно латинский перевод) – Отметим ещё особый вид сборников святоотеческих творений. Это – экзегетические катены на Ветхий и Новый Завет . Все они относятся к старым изданиям. V. Группировка патрологического материала 1. В патрологической науке возможны разного рода группировки [исследуемого] материала. Блж. Иероним применил хронологическую. Для истории литературы такого рода группировка, конечно, необходима по существу: она должна представить последовательное развитие литературы, но история должна также отмечать и внутреннюю связь отдельных литературных явлений, а не нанизывать их одно на другое в хронологическом порядке. Хронологическая группировка патрологического материала с начала XVIII в. была оставлена, как мало отвечающая строго научной систематизации материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Встреча с владыкой Феофаном – Как так сложилось, что вы переехали жить в Германию? В те непростые 1990-е годы очень многие этнические немцы уезжали на постоянное место жительства в ФРГ. Мы долго размышляли с родителями над этим, стоит нам уезжать или нет, было много сомнений. Окончательное решение было принято после того, как нашей семье потребовалась квалифицированная медицинская помощь в Германии. Я получил благословение на переезд у архимандрита Наума (Байбородина) , которого считал своим духовником. По приезде сразу связался с Берлинской епархией и архиепископом Феофаном, который сразу пригласил меня к себе для беседы. Служение архиепископа Берлинского и Германского Феофана в Ульме Каждый, кто знал владыку, скажет, что является счастливым человеком – Не так давно владыка Феофан отошел ко Господу. Как повлиял на ваше становление почивший архипастырь? – С полной уверенностью могу сказать, что лишь благодаря владыке Феофану я состоялся не только как священнослужитель, но и как личность. Безусловно, каждый, кто знал владыку, скажет, что является счастливым человеком, поскольку имел возможность общаться с ним, учиться у него. Его влияние на всех нас, кто считает себя его учениками, трудно переоценить. Это была не просто яркая, масштабная личность, не просто эрудит – он был настоящий отец, который умел и учил нас ценить человеческие отношения. Владыка Феофан всегда относился по-братски, по-отечески к своим клирикам и пастве. Служение архиепископа Берлинского и Германского Феофана в Ульме Именно благодаря владыке со временем я принял решение и о монашестве, и о пастырском служении. Причем нужно сказать, что архипастырь никогда не навязывал лично свою волю. Он всегда умел сделать так, чтобы человек самостоятельно принял решение, за которое должен нести ответственность в будущем. Под началом владыки Феофана я прослужил почти 20 лет. Он научил меня очень многому: терпению, искренности и радости в вере. Именно он привил чувство любви к богослужению. Владыка был истинным ценителем и безупречным знатоком литургии.

http://pravoslavie.ru/110100.html

«Сущность христианства», по изображению церковного историка Адольфа Гарнака На первых порах мне хотелось бы фактически ознакомить вас, Мм. Гг., с тем, на какой ступени развития стоит современная церковно–историческая наука, какими стремлениями живет она и куда направляется. С этой целью я решился познакомить вас с одним сочинением, появившимся в прошедшем, 1900 г., и принадлежащим перу знаменитого берлинского профессора А. Гарнака. Быть может, имя это вам и неизвестно, но несомненно, что Гарнак – корифей в немецкой церковной историографии, а сочинения его составляют предмет ревностного изучения для всех, кто интересуется этой наукой, к какой бы нации они не принадлежали. Сочинение, о котором я говорю, носит заглавие «Das Wesen des Christenthums» – «Сущность христианства». Но это заглавие несколько неточно; книга не заключает в себе раскрытия христианства как религиозной доктрины. Нет, это краткая идейная история христианства от эпохи Основателя его до нашего времени. То, что составило содержание этого сочинения, вначале изложено было Гарнаком в форме лекций в Берлинском университете зимой 1900 г. Успех лекций был поразителен: на них собирались студенты с разных факультетов в громадном количестве, по словам предисловия к книге, оно достигало цифры 600. Шестьсот слушателей на богословских лекциях (а этих лекций было 16), в закрытом для публики учебном заведении – что–нибудь да значит?! Во всяком случае, это не значит того, что слушатели заинтересовались и увлечены были либерализмом профессора (а лекции его, несомненно, либеральны), потому что либерализм в области протестантского богословия ни для кого не представляет новости в Германии. Но что же придавало такой интерес лекциям берлинского профессора? А вот посмотрим. Посмотрим, впрочем, не затем, чтобы приходить в восторг от глубины его идей, и не затем, чтобы сожалеть, что мы не имеем столь же смелых и решительных учителей. Свою книгу Гарнак начинает такими словами: «Великий философ позитивизма Дж. Стюарт Милль однажды сказал: человечество не очень–то часто вспоминает о том, что некогда был человек по имени Сократ. И это правда. Но еще важнее, чтобы человечество всегда снова и снова приводило себе на память, что в среде его в отдаленные времена находился человек по имени Иисус Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

405. Из беседы полпреда СССР в Турецкой республике С. А. Виноградова с послом Королевства Югославия в Турции И. Шуменковичем. 23 апреля 1941 г. 406. Сообщение «Ещенко» из Бухареста от 23 апреля 1941 г. 407. Записка НКГБ СССР И. В. Сталину, В. М. Молотову, С. К. Тимошенко и Л. П. Берия с препровождением агентурного сообщения из Берлина. 24 апреля 1941 г. 408. Беседа Генерального секретаря НКИД А. А. Соболева с советником посольства Германии в СССР В. Типпельскирхом. 24 апреля 1941 г. 409. Телеграмма германского военно-морского атташе в Москве военно-морскому командованию Германии. 24 апреля 1941 г. 410. Сообщение «Марса» из Будапешта от 24 апреля 1941 г. 411. Записка из Наркомата авиационной промышленности СССР заместителю наркома обороны СССР генералу Армии Жукову. 25 апреля 1941 г. 412. Записка Советского военного атташе в Германии начальнику Разведуправления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенанту Голикову. 25/26 апреля 1941 г. 413. Спецсообщение Разведуправления Генштаба Красной Армии о распределении вооруженных сил Германии по театрам и фронтам военных действий по состоянию на 25.04.41 г. 26 апреля 1941 г. 414. Агентурное донесение в 1 управление НКГБ СССР. 26 апреля 1941 г. 415. Записка «Аркадия» об агентурном сообщении «Экстерна». 26 апреля 1941 г. 416. Сообщение «Зевса» из Софии от 27 апреля 1941 г. 417. Из приказа главнокомандующего сухопутными войсками Германии о взаимодействии войск с охранной полицией и СД. 28 апреля 1941 г. 418. Директива НКО СССР Военному Совету Московского военного округа. 29 апреля 1941 г. 419. Спецсообщение НКГБ УССР наркому госбезопасности СССР Меркулову о передвижении немецких войск. 29 апреля 1941 г. 420. Сообщение «Марса» из Будапешта от 30 апреля 1941 г. 421. Записка НКГБ СССР Сталину, Молотову, Берия с препровождением агентурного сообщения. 30 апреля 1941 г. 422. Сообщение Берлинской резидентуры НКГБ СССР. 30 апреля 1941 г. 423. Сообщение Берлинской резидентуры НКГБ СССР, [апрель 1941 г.] 424. Записка НКГБ СССР И. В. Сталину, В. М. Молотову и С. К. Тимошенко. [конец апреля 1941 г.]

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Более того, заключенного Алексея Навального, который регулярно придумывает себе различные симптомы болезней, 19 апреля доставили в стационар областной больницы для осужденных, располагающейся на территории ИК-3 в г. Владимире. Отмечается, что решение о переводе Навального в стационар приняла комиссия врачей ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России. «В настоящее время состояние здоровья Навального оценивается как удовлетворительное, ежедневно его осматривает врач-терапевт. С согласия пациента ему назначена витаминная терапия», - говорится в сообщении. Так что, господин Джейк Салливан, не дождетесь! Российские врачи смогут подлечить «берлинского пациента», которого целенаправленно недолечили немецкие медики, а затем вытолкали из Германии в Россию. Выполняя приказ из Вашингтона, немецкая сторона в спешном порядке готовила «берлинского пациента» к предстоящему аресту и инсценировке «тяжелых последствий» отравления в российском исправительном учреждении. В настоящий момент коллективный Запад и его спецслужбы пытаются реализовать этот план очередной кампании по дестабилизации ситуации в России. Альберт Николаевич Битюцкий , публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Девушка отомстила визитерам театра, встретив их в гробу Кадров нашел нового куратора в Российский университет спецназа В России женщина сделала около 30 абортов:к чему привело Видео «голого прыжка» девушки с моста в Петербурге: смотреть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/20/po...

В целом Русско-турецкая война завершилась благоприятно для России и православных славянских стран. Важнейшие задачи, которые ставила перед собой Российская империя, начиная военные действия, полностью или частично были выполнены. В итоге Россия вернула себе южную часть Бессарабии, которая была утеряна ранее в связи с Крымской войной (1853–1856 гг.), и присоединила Карскую область, население которой составляли христианские народы – армяне и грузины. Согласно Сан-Стефанскому договору, Болгария стала независимым государством, самым большим на Балканах; также Турция признала независимость Сербии, Румынии и Черногории. В качестве признания значения России для освобождения болгарского народа от турецкого владычества с 1878 года в Болгарии на Литургии в православных храмах на великом входе поминался российский император Александр II и русские воины, павшие в ходе сражений за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877–1878 годах от многовекового турецкого ига. Святитель Феофан в переписке выражал свою радость о том, что война закончилась успешно для славянских народов. В письме к Надежде Ильиничне Кугушевой, написанном на следующий день после подписания Сан-Стефанского договора, 4 марта 1878 года, он говорит о своей радости от благоприятного исхода войны, упоминая о готовящемся и собравшемся вскоре так называемом Берлинском конгрессе: «Слава Богу! Цель войны достигнута» с. 27]. При этом он выражает уверенность, что подписание Сан-Стефанского договора является гарантией, что «ожидаемая конференция или конгресс» не выступит с «какими-нибудь изменениями достигнутого» с. 28]. Когда преосвященный Феофан писал это письмо, он не знал еще, что на Берлинском конгрессе европейские страны (и не в последнюю очередь Англия) будут проводить настойчивую политику, нацеленную на ухудшение положения некоторых балканских стран по сравнению с теми условиями, о которых была достигнута договоренность в рамках Сан-Стефанского договора. Упоминаемый в письме Берлинский конгресс открылся 1 июня 1878 года под председательством князя Отто фон Бисмарка 11 . На этом конгрессе 1 июля был подписан Берлинский трактат, существенно изменивший положения Сан-Стефанского договора в пользу Австро-Венгрии и в ущерб балканским странам. Были существенно сокращены границы болгарской территории, а Босния и Герцеговина были переданы Австро-Венгерской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Священники и добровольцы Рижской епархии окормляют государственные социальные учреждения: приюты для бездомных, хосписы, больницы. В Берлинской  епархии много лет работает организация «Русская православная диакония в Европе " Доброе дело " », цель которой — поддержка тяжелобольных детей и семей, приезжающих на лечение в Европу, а также помощь нуждающимся на приходах европейских епархий. «Доброе дело» объединеняет нуждающихся в помощи и тех, кто эту помощь оказывают. Ее руководитель Алина Титова рассказала о деятельности 300 добровольцев на 25 приходах Германии и уникальном опыте удаленной координации их работы. Кроме того, в Берлинской епархии совершают окормление заключенных в тюрьмах. Иерей Евгений Теодор рассказал, что последние два года тюремного заключения по решению суда могут быть заменены на социальную работу при Покровском соборе Бонна. «Цель нашей конференции — познакомиться с успешными социальными проектами Европы, понять, с какими проблемами мы можем работать вместе, так как границ между нашими странами практически нет, — рассказал организатор конференции и руководитель социального отдела Виленско-Литовской епархии протоиерей Владимир Ринкевич. — Например, в Вильнюсе церковная социальная работа ведется в основном на базе государственных учреждений: мы окормляем людей, находящихся в европейских больницах и социальных учреждениях. Научиться работать сообща и создать для этого все условия — цель этой и всех последующих конференций». В ходе конференции были выделены основные направления социальной работы, актуальные для Европы. Среди них — организация приходских добровольческих объединений, помощь людям в медицинских учреждениях, помощь приезжим русскоговорящим людям, бездомным и наркозависимым. «У каждой страны Евросоюза свои реалии и законодательство. Если в одной стране есть потребность работы с одной группой подопечных, то в другой — нет. Поэтому сложно выделить конкретное направление работы, подходящее для всех епархий, — отметила руководитель сектора по развитию социальных программ Синодального отдела по благотворительности Наталья Сетянова. — Для многих европейских стран актуально окормление русскоговорящих людей, приезжающих на лечение в Европу. Европейские епархии направляют их в медицинские центры, помогают собрать средства, духовно поддерживают. Поэтому координационный центр, о создании которого говорили участники конференции, мог бы в первую очередь регулировать эту работу».

http://patriarchia.ru/db/text/5378061.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010