Основные положения принятого в 1929 г. Албанским Св. Синодом первого Устава об управлении Церковью утверждали исключительно национальный характер Церкви. В уставе говорилось, что архиепископ и епископы должны быть по крови и языку албанцами и албанскими подданными. Эти положения Устава явились прямым нарушением слов апостольских о Церкви Христовой, в которой «нет уже иудея, ни язычника», но все составляют «одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ). Константинопольская Патриархия отрицательно восприняла свершившееся в Абланской Православной Церкви. Непризнание Поместными Православными Церквами автокефалии Албанской Церкви, усиленная католическая пропаганда и недоброжелательное отношение к Православию правительства Зогу поставили Албанскую Церковь в труднейшие условия. В 1930 г. правительство Зогу издало декрет «О религиозных общинах», согласно которому церковное имущество поступало в распоряжение местных властей, а не самих общин. Священнослужители были лишены избирательных прав. В мае 1936 г. архиепископ Виссарион подал в отставку. В апреле 1937 г. делегация албанских церковных деятелей во главе с епископом Синадским Христофором (управлял Бератской митрополией) вступила в переговоры с Константинополем о даровании законной автокефалии Албанской Церкви. Переговоры закончились успешно – 12 апреля-1937 г. последовал Синодальный Томос, признавший автокефалию Албанской Православной Церкви. Почти вся албанская иерархия была сменена. Архиепископом Тираны и всея Албании был поставлен Синадский епископ Христофор. В Константинополе были хиротонисаны епископы на Корчинскую и Аргирокастрскую кафедры. Албанский архиепископ должен был брать св. Миро в Константинополе и туда же обращаться с вопросами общецерковного характера. В годы Второй мировой войны, когда в 1939 г. Албанию оккупировала фашистская Италия, многие священнослужители молодой Автокефальной Православной Церкви приняли непосредственное участие в борьбе с захватчиками. Начались попытки подчинения православного населения власти Римского престола через унию. С этой целью римско-католические миссионерские ордена стали проникать в южные районы страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3). 502 ЖМП, 1967. С. 2. 503 Лит. газ. 24 мая 1967 г. 504 ЖМП.1967. С. 5–7. 505 Δελτιον πληροφοριν της Εκκλησας της Ελλδος. Σελ. 5. 506 «Правда». 3 дек. 1973 г. С. 1 507 Пресс–бюллетень Средне–Европейского Экзархата Московского Патриархата. 35/73. С. 3. 508 Состоявшийся вскоре после опубликования упомянутого закона президента (в том же 1974 г.) Собор иерархов отстранил ряд митрополитов от их кафедр под тем предлогом, что избрание их якобы не отвечало каноническим нормам. Только в 1976 году Священный Синод Элладской Церкви пересмотрел это постановление Собора иерархов. 509 ЖМП. 1976. 4. С. 58. 510 В 1974 г. территория Больших Афин была разделена на четыре новых епархии. Центр города остался под окормлением Архиепископа. Создано также по две новых митрополии в Аттике и на территории Больших Салоник. 511 μερολγιον της Εκκλησας–της Ελλδος. 1968. Σελ. 323. 512 Там же. С. 324, 325. 513 Устав Элладской Православной Церкви. Ст. 13–14. 514 Устав Элладской Православной Церкви. Ст. 3–4. 515 Там же. Ст. 36. 516 Theodorou E. D. Указ. соч. С. 16–17. 517 Подробно о состоянии монастырей Элладской Церкви в первой половине и середине XIX в. см.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 461–533. 518 Об иных знаменитых монастырях Элладской Православной Церкви см.: Лопухин А. П. Указ. соч. С. 315–316. См. также: Фрискэвтики кэ ифики энкиклопэдиа. Т. 5. С. 634 — 635. 519 См.: Фрискэвтики кэ ифики энкиклопэдиа. Т. 5. С. 632. 520 Пресс–бюллетень Средне–Европейского Экзархата Московского Патриархата. 13/73. С. 6. 521 См. Устав Элладской Православной Церкви. Ст. 38. 522 Пресс–бюллетень Средне–Европейского Экзархата Московского Патриархата. 19/75. С. 2. 523 Там же. 31/76. С. 2. 524 Τπος.. Афины. 1970. 42. 525 ЖМП. 1992. 10. С. 11. 526 ЖМП. 1973. 3. С. 13. 527 В результате дебатов, длившихся сорок дней, был составлен следующий «Проект соглашения»: «Статья 1. Албанскую Православную Церковь составляют пять митрополий — Тиранская, Корчинская, Аргирокастрская, Бератская и Дурресская, во главе которых стоят митрополиты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

После окончания войны Косово и Метохии была предоставлена автономия в составе Сербской республики Югославии. Православные общины края снова вошли в состав Сербской Православной Церкви, при этом многие беженцы военных лет в Косово не вернулись (коммунистические власти страны препятствовали этому). В результате доля славянского населения края еще больше сократилась: в 1948 г. из 727 тыс. его жителей албанцы составляли 68, 45 % (498 тыс.), сербы - 23, 62 % (172 тыс.), македонцы - 3, 85 % (28 тыс.) и остальные национальности (в основном мусульмане) - 4, 08 % (29 тыс.). [lv] Это во многом предопределило дальнейшую судьбу Косово. 17 ноября 1944 г. прокоммунистическая армия освобождения Албании освободила Тирану, а к 29 ноября полностью изгнала оккупантов с территории страны. Новое правительство республики наградило архимандрита Паисия (Водицу) орденом «Знамени» и медалью «Память». В январе 1946 г. была провозглашена Народная республика Албания во главе с генеральным секретарем коммунистической партии этой страны Э. Ходжей, Церковь оказалась отделена от государства. Вскоре начались политические репрессии и преследования верующих, в результате которых были осуждены три из четырех архиереев Албанской Православной Церкви. [lvi] Один из них - епископ Корчинский вскоре умер, другой - епископ Гирокастринский Ириней (Бануши) был осужден на 5 лет заключения за коллаборационизм, несколько лет провел в тюрьме и митрополит Бератский и Валлонский Виссарион. Значительным репрессиям подверглось также католическое духовенство, значительную часть которого составляли итальянцы. [lvii] Политика «холодной войны» изолировала Албанскую Православную Церковь от общения с Константинопольским Патриархатом. «Руку помощи» в проведении новых архиерейских хиротоний и укреплении церковных структур ей протянул Московский Патриархат. В докладе председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпова в ЦК ВКП(б) об итогах работы Совета за 1946 г. от 14 февраля 1947 г. говорилось: «В последнее время у Московской патриархии установились связи с православной церковью в Албании, что выражается пока в обмене приветствиями между патриархом Алексием и главой этой церкви архиепископом Христофором, приглашении последнего направить делегацию Русской православной церкви в Албанию и в ответном послании патриарха Алексия, выразившего желание сперва видеть (летом 1947 г.) в Москве делегацию Албанской церкви во главе с архиепископом Христофором». [lviii]

http://bogoslov.ru/article/452250

Хотя смелый текст телеграммы вызвал различные комментарии в балканских и других западноевропейских странах, архиепископ Виссарион не только не был репрессирован, но и был принят королем, который во время продолжительной аудиенции дал обещание улучшить положение Церкви. Более года архиепископ Виссарион продолжал управлять Албанской Православной Церковью. В мае 1936 г. он подал в отставку. Причины ухода на покой архиепископа Виссариона указывались в албанской печати того времени (напр., в журнале «Albenia» – «Албания» от 28–29 мая 1936г.): желание архиепископа своим уходом способствовать скорейшему признанию автокефалии Албанской Церкви Константинопольским Патриархатом; технические и экономические трудности и, наконец, необходимость отдыха после напряженного труда в качестве Предстоятеля. 10. Признание автокефалии законной Действительно, вскоре после этих событий – в апреле 1937 г. делегация албанских церковных деятелей во главе с епископом Синадским Христофором (управлял Бератской митрополией) вступила в переговоры с Константинополем о даровании законной автокефалии Албанской Православной Церкви. Переговоры закончились весьма успешно – 12 апреля 1937 г. последовал Синодальный Томос, признавший автокефалию Албанской Православной Церкви. Чтобы лучше представить условия, на каких Константинополь даровал автокефалию, текст Томоса приводится полностью. Патриарший и синодальный томос о благословении автокефалии Албанской Православной Церкви Вениамин, милостью Божией Архиепископ Константинопольский, Нового Рима, и Вселенский Патриарх. Святая Церковь Христова как заботливая Мать, постоянно пекущаяся о благочестии целого, не отказывается от соответствующих каждому времени и месту форм поддержки и щедро отзывается на просьбы Церквей о даровании им самостоятельности, дабы не вводить в соблазн, приносить как можно большую в Господе пользу. И вот сейчас, когда благочестивые православные христиане благословенного Богом молодого Албанского государства обратились к нашему Святейшему Апостольскому и Патриаршему Вселенскому престолу, под сенью которого все веками находили надежное укрытие и по милости Христа оставались спасенными в этом винограднике, обратились как к заботливой Матери с горячей просьбой о благословении и провозглашении самостоятельности и автокефалии церковной епархии как единственной организации в новых политических условиях, организации, готовой к осуществлению церковного управления и содействию достаточно устойчивому прогрессу в общем прогрессе благословенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В дальнейшем насельников монастыря св. Наума Охридского, все таки временно заставили перейти в юрисдикцию Албанской Православной Церкви. Но в конце 1943 г. (после капитуляции Италии) митрополит Филарет назначил настоятелем обители своего викария - епископа Драговитийского Харитона, и к февралю 1944 г. епископ и несколько монахов приняли на себя временное управление монастырем. [xliv] Уже в апреле 1944 г. в печатном органе Албанской Православной Церкви - журнале «Христианская жизнь» 2) появилась антиболгарская статья об этом монастыре, где доказывалось, что св. Наум не являлся болгарином. [xlv] Несмотря на различные препятствия, руководство Болгарской Церкви все-таки пыталось сохранять связь с верующими в Западной Македонии. Так, например, 8 июля 1942 г. Болгарский Священный Синод решил ходатайствовать перед Министерством просвещения об открытии в Охриде пансиона Дебрского благотворительного братства и создании еще одного пансиона в Скопле для проживания изгнанных из Тетово македонцев. [xlvi] Так как многие македонские священники бежали в Сербию или в болгарскую зону Македонии от албанского террора, на их место были присланы православные священнослужители из Албании. Архиепископ Христофор лично рукоположил довольно много таких священников, часто не имевших необходимых знаний для принятия сана. Под давлением итальянцев руководство Албанской Церкви требовало, чтобы в македонских храмах поминали короля Эммануила III и членов его семьи, а само богослужение проводили на албанском языке. Однако «успехов» в этой области было немного. Священники в Македонии, как правило, не знали албанский язык, и продолжали служить на церковнославянском и проповедовать на македонском. [xlvii] Доминирование мусульман в правительстве М. Круйе способствовало дискриминации православных и в самой Албании. В 1941 г. была закрыта Духовная семинария в г. Корче. Ряд православных священнослужителей подверглись репрессиям. При этом иерархи Албанской Православной Церкви в той или иной степени сотрудничали с оккупационной администрацией. В частности, 8 февраля 1942 г. с ее согласия Священный Синод назначил председателя албанского отделения Всемирного совета сотрудничества Церквей Владыку Виссариона (Джувани) митрополитом Бератским и Валонским. [xlviii]

http://bogoslov.ru/article/452250

Епархия созопольско-агатопольская (приморских городов Созополя и Агатополя, которые по-турецки Сизебол и Ахтебол). Нам неизвестно пространство этой епархии: если она ограничивается только береговой полосой, то есть чисто греческая; если же значительно подается внутрь страны, то смешанная, греко-болгарская. Епархия визийско-мидийская (городов Визы и Мидии, из которых второй на берегу Черного моря, а первый на запад от второго) – смешанная, болгаро-греческая. Епархии адрианопольская, литицкая 140 и дидимотихская – смешанные, греко-болгарские, причем первая из них есть гораздо более болгарская, чем греческая. Обширная епархия Филиппопольская – почти-что чисто болгарская; есть в ней небольшое число греков, но сравнительно с общим количеством населения совершенно незначительное. Епархии драмская, серезская, кассандрийская (на полуострове Кассандре), кампанийская (епископия митрополии солунской, кафедра в Колакии на нижнем Вардаре), – смешанные, болгарогреческие, и две первые из них, вероятно, более болгарские, чем греческие (может быть должна быть причислена к ним же от чисто греческих и епархия южной Фракии ксанфийская, которой кафедра в Енидже, за левым берегом нижнего Карасу). Епархия касторийская – смешанная, болгаро-греческо-албанская. Епархии горицкая и дебрьская – смешанные, болгаро-албанские (вторая если не исключительно, то преимущественно албанская. Незначительные болгарские поселение есть в албанских епархиях белградской или бератской и диррахийской). Епархия рамско-призрфнская (в северовосточной Албании, кафедра в Призрене), если ее округ на юго-восток доходит до верхнего Вардара, есть также епархия не чисто сербская, а сербско-болгарская. За сим, начиная на востоке от Фракии, епархии меленикская или Мельницкая 141 , струмицкая, полянинская или полянская 142 , воденская, могленская, битольская, преспанская и лихнидская или ахридская, велесская, снопийская, кюстендильская, софийская и самоковская суть епархии чисто болгарские. Ересь богомилов Об ереси богомилов – первоисточники: Козьмы пресвитера болгарского «Слово на еретики препрение» (рукопп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Статья 2. В столице Албанского государства будет находиться резиденция митрополита Тиранского, который одновременно будет являться и Архиепископом Албанской Православной Церкви, и председателем Синода, куда войдут и все пять вышеназванных митрополитов. Статья 3. Назначение на митрополичьи престолы двух митрополий — Дурресской и Аргирокастрской, а также в новоучрежденную Тиранскую митрополию будет проводиться Его Святейшеством, Святейшим Вселенским Патриархом и его Святым Синодом из числа выдающихся клириков, известных своими богословскими знаниями и добродетелью. Этих клириков предложит Вселенскому Патриархату Албанская Православная Комиссия, назначенная албанским правительством. Что же касается двух других митрополий — Корчинской и Бератской, — то туда будут назначены особым указом Вселенского Патриархата два уже возглавляющих эти митрополии иерарха — Корчинский Иерофей и Бератский Христофор. Статья 4. Что касается использования языка богослужения, то будет иметь силу порядок, действовавший до сих пор: переведенные на албанский язык тексты мирных и других молитв, текст Апостола, Евангелия и «Отче наш», которые использовались до сих пор в албанских православных общинах, будут продолжать использоваться вплоть до принятия их и всех других переводов предстоящим Собором Албанской Православной Церкви. Статья 5. Новоучрежденной Православной Церкви государство предоставит полную самостоятельность и свободу в развитии ее религиозной и церковной жизни, докаэательством которых явится учреждение учебного заведения для клира, а также священнических школ. Статья 6. Греческому меньшинству будет предоставлена полная свобода в его общинной, языковой, религиозной, филантропической жизни и деятельности, гарантированная этой статьей, а также недавними официальными статьями государства — первой и пятой — от 2 октября 1921 года, зафиксированными в Лиге Наций. Статья 7. За переходящие к Церкви права Патриархата на ставропигиальные монастыри, а также другие церковные права Вселенского Патриархата будет предоставлено соответствующее возмещение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В настоящее время в пределах бывшей архиепископия ахридской находятся следующие архиерейские кафедры (все до одной митрополии): 1)    преспанская и лихнидская ( Πρεσπν κα Λυχνιδν; митрополит без титула экзарха, т. е. принадлежащий к низшему разряду митрополитов; кафедра в Архиде), 2)    касторийская, 3)    пелагонская или битольская, 4)    сисанийская и сиатистская (кафедра во втором городе), 5)    струмицкая и тивериупольская (надлежало бы струмицкая или тивериупольская, потому что Тивериуполь не особый город, а древнее название Струмицы), 6)    белградская или бератская, 7)    горская ( Γκρας) и диррахийская (кафедра в Дураццо), 8)    воденская, 9)    корицкая или горицкая и селасфорская, 10)  гревенская, 11)  могленская (кафедра митрополита по Аравантиносу, Хро ναγραφα τς  περου II, 110, в деревне μπορα), 12)  дебрьская (кафедра в Кичеве, как сообщал нам А. Ф. Гильфердинг, сам бывший в сем городе), 13)  велесская ( Βελσσου) или кюпрюльская. Нынешние епархии константинопольского патриархата, как принадлежавшие, так и не принадлежавшие к бывшим патриархии терновской и архиепископии ахридской, но – болгарские по своему населению. Славянские родственные между собой племена, составляющие в настоящее время один болгарский народ, как мы говорили выше (в государственной истории Болгарии), в npoдoлжehue V-VII столетий наполнили собой чуть не весь Балканский полуостров. Ими заняты были – вся нынешняя собственно так называемая Болгария, значительнейшая часть Фракии и почти вся Македония (принимая это последнее название в обширнейшем его смысле, т. е. разумея под Македонией всю местность на юг от Болгарии между Фракией и Албанией); потом они расселились в весьма большом числе по нынешним средней и южной Албании, по Фессалии, Ливадии и Морее. Немалая часть этих славян давно перестали быть славянами и, погречившись или превратившись в греков, могут быть теперь узнаваемы только по сохранившимся славянским названиям мест их поселений и по славянизмам и славянским словам в их греческом языке; именно – таковы суть все славяне морейские, ливадские и фессалийские и большинство славян южно-албанских. Но за сим сравнительно наибольшая половина всего числа этих славян, именно славяне трех первых названных выше областей – собственно так называемой Болгарии, Фракии и Македонии, хотя в текущий период турецкого рабства, по устроившимся несчастным для них обстоятельствам, и сами готовы было были отказаться от своей народности (см. ниже), остались и остаются совершенно чистыми славянами до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Виноградова вып. 2, М. 1897 примечания к житию Климента, принадл. проф. П. А. Лаврову, стр. 200, прим. 21; Шафарик, Слав. Древн. в пер. Бодянского, т. II, кн. I, Μ., 1848, стр. 270. 1010 Hahn, Albanesische Studien Jena, 1854, III. Beiträge ru einem Alldeutsch Lexicon, p. 58 и др. 1011 В албанск. сказаниях фигурирует имя одного племенного героя Климента. Hahn, op. cit., I, p. 183 sqq. Не сохранились ли в этом имени искаженные воспоминания о славянском миссионере. 1013 Karte von Makedonien. Bearb. von Peucker. 2 Auflage, Wien, 1903. Карта русского Генер. Штаба и мн. др. Дер. Продромос входит в Берскую казу Солунского Вилайета. См. Кнчов Македония, София, 1900, стр. 144. 1014 Об этом заключаем из хризовула, данного строителю его имп. Андроником II в 1324 г. Zachariae а Lingenthal, Jus graeco-romanum, Pars III, Lipsiae, 1857. p. XXI. Cp. Plan eines Corpus der griechischen Urkunden des Mittelalters und der neueren Zeit (Könige Bayer Akad. d. Wissenschaften), München, 1903, p. 97, Berrhoia. 1015 Βος κα πολιτεα το σου κα θεοφρου Πατρς, μν Διονυσου το ν τ λμπ ρει κλμψαντος, в Νος Παρδεισος, ν Βενετς, 1855, стр. 330. 1016 Подробные сведения о жизни св. Дионисия Олимпийского и об обновлении монастыря Продрома находятся в указанном житии его Νος Παρδεισος, стр. 326–341, под 24 января. Ср. Афонский патерик. СПБ. I860, ч. 2, стр. 46–68, где, впрочем, в пересказе подлинник сокращен местами до неузнаваемости. Другая редакция жития, более краткая, – в издании: κολουθα το σου … Διονυσου, το ν τ λμπ ρει τς Θεσσαλας κλμψαντος, Κωνσταντινοπολις (2 изд.), 1816, стр. 21–24. Любопытно отметить сходство мыслей в предисловии жития, вошедшего в Νος Παρδεισος, с предисловием простр. жития Климента. Составитель жития Дионисия обнаруживает враждебное отношение к славянскому языку в богослужении. Так, по избрании в настоятели болгарского монастыря Филофея на Афоне, Дионисий, говорит составитель, τν τξιν τν Βουλγρων ες τν μετραν εταξαν θμισε, κα φρντισε βιβλα λληνικ π λα τ χρειαζμενα… λλ’ πειδ δαν τινς, βολγαροι κακτροποι, κα μσησαν τν σιον, πς μετλαξε τν, τξιν ατν, κα το καμναν καθ’ κστην σκνδαλα (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ефем. Славянские лицевые святцы (ефемериды – повседневные), 1628 г. изданные Папеброхием в Деяниях св. (Мая Т. VII). Зогр. Месяцеслов при Зографском евангелии в. ЗПодл. Зеблинский подлинник XVI в. см. Т. I. стран. 296. Иер. Месяцеслов при евангелии греческом X века, в Иерусалиме писанном. Иерон. Мартиролог полный римской церкви, Иерониму приписываемый. Италогреч. Мартиролог ордена Василия В., изданный в Италогреции в 1848 г., указания по Мартынову. Кал. Месяцеслов при греч. евангелии, писанном в Калиполи в X в. Калькас. Месяцеслов коптский у Валькасендия, изданный Сельденом. Каноны и стихиры: Анатолия или патриарха константинопольского († 458) или инока студийского или епископа солунского, оба последние IX в. Андрея Пирра , X-XI в. Андрея критского или иерусалимского , VII-VIII в. Антония Арсения, может быть, IX в. Вавилы монаха. Василия монаха. Василия Пагариота , не позднее XI в. Византия, Виза, Византа, не позднее X в. Георгия амастридского VIII в. Георгия, митропол. никомид., IX в. Георгия Рамматы. Георгия сицилийского , не позднее IX в. Георгия Скилицы, XI в. Германа I , констант. патриарха, † 740. Германа II , констант. патриарха, † 1239. Димитрия. Ефрема Кария из области Карии, не позднее X в. Игнатия, вероятно, еп. никейского, IX в. Иоанна Дамаскина , VIII в. Иоанна Мавропуса, митропол. Евхаитского , † ок. 1100 г. Иова. Иосифа песнописца , † 883 г. Кассии монахини, IX в. Киприана монаха, не позднее XI в. Климента студита, IX в. Космы Веститора , X-XI в. Космы маюмского , VIII в. Льва магистра , XI в. Льва Деспота , потом императора, (886–911). Мефодия , патриарха константин. (842–846). Малакса , XVI в. Нила Ксанфопула , XV в. Романа сладкопевца , V-VI в. Сергия патриарха и агиополита (святоградца), IX-X в. Сикеота Феодора , еп. Анастасеополя, VII в. Симеона Дивногорца , † 596 г. Симеона монаха, вероятно, студита, IX в. Симеона Логофета – Метафраста, X в. Софрония , патриарха иерус., (638–644). Стефана савваита , в конце VIII в. Стефана святоградца. Феодора студита , † 826 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010