В 1926 г. были возобновлены переговоры с К-полем. От имени Патриархии в Тиране их вел митр. Трапезундский Хрисанф (впосл. архиепископ Афинский). В ходе переговоров возникли немалые разногласия, но их удалось преодолеть, и К-поль утвердил автономию АПЦ. В результате дебатов, длившихся 40 дней, был составлен «Проект соглашения»: «1. АПЦ составляют 5 митрополий - Тиранская, Корчинская, Гирокастринская, Бератская и Дурресская, во главе которых стоят митрополиты. 2. В столице Албанского государства будет находиться резиденция митрополита Тиранского, который одновременно будет являться и Архиепископом Албанской Православной Церкви, и председателем Синода, куда войдут и остальные митрополиты. 3. Назначение на митрополичьи престолы двух митрополий - Дурресской и Гирокастринской, а также в новоучрежденную Тиранскую митрополию будет проводить Его Святейшество Святейший Вселенский Патриарх и его Святой Синод из числа выдающихся клириков, известных своими богословскими знаниями и добродетелью. Этих клириков предложит Вселенскому Патриархату Албанская православная комиссия, назначенная албанским правительством. На Корчинскую и Бератскую особым указом Вселенского Патриархата будут назначены уже возглавлявшие эти митрополии иерархи - Корчинский Иерофей и Бератский Христофор. 4. Переведенные на албанский язык тексты мирных и других молитв, текст Апостола, Евангелия и «Отче Наш», которые использовались до сих пор в албанских православных общинах, будут продолжать использоваться вплоть до принятия их и всех других предстоящим Собором Албанской Православной Церкви. 5. Новоучрежденной Православной Церкви государство предоставит полную самостоятельность и свободу в развитии ее религиозной и церковной жизни, доказательством которых явится учреждение учебного заведения для клира, а также священнических школ. 6. Греческому меньшинству будет предоставлена полная свобода в его общинной, языковой, религиозной жизни и филантропической деятельности, гарантированная этой статьей, а также принятыми 2 окт. 1921 г. официальными статьями 1 и 5, зафиксированными в Лиге Наций. 7. За переходящие к Церкви права Патриархата на ставропигиальные монастыри, а также другие церковные права Вселенского Патриархата будет предоставлено соответствующее возмещение. 8. С завершением предоставления всех гарантий Албанская Православная Церковь просит Вселенский Патриархат освободить ее и благословить ее автономию на основании обычных условий, зафиксированных в томосах о предоставлении самостоятельности. Тирана, 6 июля 1926 г.» (см.: Βαρνβας, μητρ. Κτρους. Σ. 689-739). |
Однако в декабре 1924 г. бежавший 10 июля в Королевство сербов, хорватов и словенцев А. Зогу с помощью отряда русских эмигрантов из 200 белогвардейских офицеров под командованием полковника Миклашевского восстановил свою власть вооруженным путем. Именно этот отряд занял 24 декабря Тирану и в дальнейшем вошел в состав албанской армии. Приговоренный к смерти митрополит Фан эмигрировал в Италии, затем в Германию, а с 1932 до своей кончины в 1965 г. возглавлял Албанскую православную архиепископию в Америке (вошедшую в 1971 г. в состав Американской Православной Церкви, после предоставления ей автокефалии Русской Матерью-Церковью). В 1925 г. А. Зогу стал президентом республики, а 1 сентября 1928 г. был провозглашен «королем всех албанцев». [v] В начале мая 1925 г. избранный первым национальным архиереем еще Бератским Собором 1922 г. архимандрит Виссарион (Виара Джувани) из г. Дураццо был хиротонисан во епископа в монастыре Савина в Боке (Бухте) Которской (Черногория) двумя архиереями Русской Православной Церкви за границей: епископом Екатеринославским и Новомосковским Гермогеном (Максимовым) и епископом Самарским Михаилом (Богдановым). Это произошло с молчаливого согласия Патриарха Сербской Православной Церкви Димитрия (Павловича). Следует отметить, что епископ Гермоген (Максимов) одно время рассматривался, как возможный глава Албанской Православной Церкви. В 1926 г. возобновились переговоры с Константинопольской Патриархией возобновились, но шли они без особого успеха. В феврале 1929 г. Владыка Виссарион вместе с епископом Скадарским Виктором хиротонисал еще трех албанских архиереев без какого-либо согласия Вселенского Патриарха. [vi] В середине февраля 1929 г. из четырех албанских архиереев был образован Священный Синод Албанской Православной Церкви, который избрал Владыку Виссариона своим председателем, Драчским митрополитом и архиепископом всей Албании. Вслед за утверждением королем Ахметом Зогу Синода, он 26 февраля 1929 г. еще раз провозгласил Албанскую Церковь автокефальной, о чем известил все Поместные Православные Церкви. Синодом был также принят устав, в котором говорилось: «Официальным языком Албанской Церкви является албанский... Архиепископ, епископы, региональные архиерейские уполномоченные, великий эконом — митрофор, главный секретарь Священного Синода, а также клирики — помощники и заместители архиепископа и епископов должны быть по крови и языку албанцами и албанскими подданными... Все упоминаемые в ст. 16 клирики, находящиеся на служении Автокефальной Албанской Церкви, не имеющие перечисленных в вышеназванной статье качеств, с начала вступления в силу настоящего Устава лишаются церковного сана». В том же году король Зогу наградил Сербского Патриарха Димитрия за заслуги по созданию Албанского Синода орденом Скандербега. В это время в Албании проживали 181 тыс. православных, 563 тыс. мусульман и 88 тыс. католиков. [vii] |
Статья 7. Ни один клирик не может заниматься религиозной деятельностью в Православной Албанской Церкви, если он не имеет ее разрешения и не связан с ней. ОРГАНИЗАЦИЯ Статья 8. Православная Автокефальная Албанская Церковь, организованная в Архиепископию и носящая название «Православной Автокефальной Албанской Церкви», делится, согласно Канонам и административным Указам, на следующие епархии: 1. Митрополия Тиранская и Дурресская с местными митрополичьими управлениями в следующих городах: а) в Тиране, б) в Дурресе, в) в Шкодре, г) в Кавае, д) в Эльбасане. 2. Бератская епископия с местными епископскими управлениями в следующих городах: а) Берате, б) Авлоне, в) Фьери, г) Люшне. 3. Гирокастринская епископия с местными епископскими управлениями в следующих городах: а) Гирокастра, б) Погони, в) Дельвине, г) Саранде, д) Химаре, е) Пермете. 4. Корчинская епископия с поместными епископскими управлениями в следующих городах: а) Корче, б) Колоне, в) Лесковике, г) Поградеце. Статья 9. Согласно решению Смешанного Совета, может быть учреждена Епископия для православных албанцев, проживающих за пределами страны и зависящих от Албанской Матери-Церкви. СВЯТЕЙШИЙ СИНОД Статья 10. Святейший Синод Православной Автокефальной Албанской Церкви, образованный действующими епископами под председательством Митрополита Тиранского и Архиепископа всея Албании, является верховной властью при разборе всех догматических, канонических и духовных вопросов, а также вопросов, относящихся к его компетенции. Статья 11. Обязанности Святейшего Синода следующие: а) Он исполняет свою священную миссию сохранения догматического и канонического единства, священных традиций и служения вместе со всеми Патриархатами и Православными Автокефальными Церквами. б) Сохраняет догматическое и каноническое единство, священные традиции и служение в лоне Православной Автокефальной Албанской Церкви. в) Рассматривает все догматические и канонические вопросы, касающиеся церковной традиции и богослужения, приводя их в соответствие с указами Православной Восточной Церкви. |
Статья 6. Молитвы за государственные власти при совершении богослужений и других религиозных церемоний определяются руководством Церкви и осуществляются только после предварительного одобрения со стороны полномочных представителей государства. Статья 7. Ни один клирик не может заниматься религиозной деятельностью в Православной Албанской Церкви, если он не имеет ее разрешения и не связан с ней. ОРГАНИЗАЦИЯ Статья 8. Православная Автокефальная Албанская Церковь, организованная в Архиепископию и носящая название " Православной Автокефальной Албанской Церкви " , делится, согласно Канонам и административным Указам, на следующие епархии: 1. Митрополия Тиранская и Дурресская с местными митрополичьими управлениями в следующих городах: а) в Тиране, б) в Дурресе, в) в Шкодре, г) в Кавае, д) в Эльбасане. 2. Бератская епископия с местными епископскими управлениями в следующих городах: а) Берате, б) Авлоне, в) Фьери, г) Люшне. 3. Гирокастринская епископия с местными епископскими управлениями в следующих городах: а) Гирокастра, б) Погони, в) Дельвине, г) Саранде, д) Химаре, е) Пермете. 4. Корчинская епископия с поместными епископскими управлениями в следующих городах: а) Корче, б) Колоне, в) Лесковике, г) Поградеце. Статья 9. Согласно решению Смешанного Совета, может быть учреждена Епископия для православных албанцев, проживающих за пределами страны и зависящих от Албанской Матери-Церкви. СВЯТЕЙШИЙ СИНОД Статья 10. Святейший Синод Православной Автокефальной Албанской Церкви, образованный действующими епископами под председательством Митрополита Тиранского и Архиепископа всея Албании, является верховной властью при разборе всех догматических, канонических и духовных вопросов, а также вопросов, относящихся к его компетенции. Статья 11. Обязанности Святейшего Синода следующие: а) Он исполняет свою священную миссию сохранения догматического и канонического единства, священных традиций и служения вместе со всеми Патриархатами и Православными Автокефальными Церквами. б) Сохраняет догматическое и каноническое единство, священные традиции и служение в лоне Православной Автокефальной Албанской Церкви. |
В сентябре 1922 года архимандрит Феофан Ноли представлял американскую албанскую епархию на Великом Албанском Церковно-народном Соборе в Берате (Албания). Вскоре архимандрит Феофан Ноли покинул Америку, уехав в Албанию. По решению Временного верховного церковного совета Албанской Православной Церкви епископ Бератский Христофор (Киси) и епископ Мелитопольский Иерофей 21 ноября 1923 года в кафедральном соборе во имя вмч. Георгия в Корче хиротонисали Феофана Ноли во епископа Корчинского. Новопоставленный иерарх был одновременно назначен Примасом всей Албании и исполнял это высокое послушание до декабря 1924 года, когда по политическим причинам был вынужден покинуть Албанию. Вернувшись в США в 1932 году, он вступил в управление Албанской православной архиепископией в юрисдикции Албанской Православной Церкви (АПЦ). Начавшаяся в 1967 году в Албании кампания по закрытию церквей и религиозных объединений и развязанное в связи с этим жесточайшее гонение на верующих заставили Албанскую православную архиепископию в Америке перейти на автономное управление. После урегулирования Митрополичьим округом (так называлась в 60-х гг. Алеутская и Североамериканская епархия РПЦ) канонических отношений с РПЦ, Матерью-Церковью, нарушенных в 1924 году 4-м Всеамериканским Собором в Детройте, и провозглашения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) 10 августа 1970 года томоса об автокефалии Албанской Православной Церкви, Албанская православная архиепископия вошла в ее состав (1971). Со времени основания Албанской православной архиепископии ее возглавляли митрополит Феофан Ноли (1932–1965), епископ Стефан Ласко (1965–1975) и епископ Марк Форсберг (1975–1984). С 1984 года Албанской православной архиепископией управляет Блаженнейший митрополит всея Америки и Канады Феодосий (Лазор) с помощью секретаря протопресвитера Артура Лайолина. Кафедра, Свято-Георгиевский собор, находится в Бостоне (штат Массачусетс). Албанская православная архиепископия состоит из 3 благочиний: Массачусетского (5 приходов), Великих озер (3 прихода в шт. |
[Поместные Православные Церкви/Албанская/Духовное образование/Средние богословские учебные заведения] Албанская Православная Церковь уделяет значительное внимание образованию. У неё есть средние учебные заведения в таких городах как Тирана, Дуррес, Гирокастр и Месопотам. Мы расскажем кратко о каждой школе, её особенностях и контактной информации. [Поместные Православные Церкви/Албанская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] На землях современной Албании подвизалось немало православных святых самых разных эпох – начиная от тех, кто пострадал при власти язычников, заканчивая теми, кто мужественно исповедовал Христа во время турецкого ига. Среди них – священномученик Астий Диррахийский, священномученик Елевферий Иллирийский, святитель Донат Еворский, святой мученик Иоанн-Владимир, преподобный Иоанн Кукузель, святой равноапостольный Косьма Этолийский, священномученик Никита Албанский, святой Иоанн Албанский и многие другие. [Поместные Православные Церкви/Албанская/Персоналии/Члены Синода] архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий митрополит Бератский Игнатий митрополит Гирокастрский Димитрий митрополит Корчинский Иоанн епископ Аполлонийский Николай епископ Кройский Антоний [Поместные Православные Церкви/Албанская/Каноническое устройство/Епархии] Список епархий Албанской Православной Церкви, их правящих архиереев и контактная информация. Юрий Максимов «Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»; «Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»; «Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?»,— всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов. Александр Музафаров Подготовленная Фондом исторической перспективы во взаимодействии с Комиссией при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при участии Фонда «Историческая память» книга «Партитура Второй мировой. Кто и когда начал войну» вызвала большой интерес, как в России, так и за рубежом. |
В ходе 1-й Балканской войны 6 дек. 1912 г. Корица была занята греческими войсками и включена в состав греческой пров. Сев. Эпир (после чего мн. жители Корицы эмигрировали), в дек. 1913 г. город был передан новообразованной Албании. С этого времени он стал называться Корча. С окт. 1914 до лета 1916 г. Корча была вновь оккупирована греч. войсками, в 1916-1918 гг. находилась под франц. протекторатом (10 дек. 1916 франц. власти провозгласили Корчинский автономный район республикой), в 1920 г. возвращена Албании. Из-за политических коллизий митр. Герман в 1916 г. был вынужден покинуть К. м. и переехать в Афины (он носил титул «Корицкий» до 1921), а назначенный на его место в 1919 г. митр. Иоаким не смог прибыть в епархию и в 1924 г. был переведен на др. кафедру. В 1916-1921 гг. управление К. м. осуществлял Диррахийский митр. Иаков в качестве патриаршего экзарха, пока не был изгнан албанцами. В 20-х гг. XX в. Корча оставалась крупнейшим городом в Албании; в 1923 г. в нем проживали ок. 25,6 тыс. чел. (из них 10,5 тыс. православных; 15 тыс. мусульман). Вмц. Параскева Пятница. Фрагмент иконы. XVI–XVII в. (Национальный музей средневекового искусства, Корча) Вмц. Параскева Пятница. Фрагмент иконы. XVI–XVII в. (Национальный музей средневекового искусства, Корча) В 1922 г. албан. церковно-народным Собором было провозглашено создание независимой Албанской Православной Церкви с центром в Корче. К-польский Патриархат, хотя с 1924 г. не назначал иерархов на албан. кафедры, отказывался признавать автокефалию Албанской Церкви. Для переговоров и нормализации ситуации в Албании в нояб. 1922 г. туда в качестве патриаршего экзарха был направлен митр. Иерофей Милитупольский, к-рый вместо того, чтобы отстаивать интересы Патриархата, примкнул к автокефалистам и занял Корчинскую кафедру. В февр. 1929 г. был образован Синод Албанской Церкви, еп. Виссарион (Джувани) получил титул митрополита Тиранского, Дурресского и архиепископа всей Албании, были замещены Бератская и Гирокастринская кафедры. Управление К. м., местоблюстителем к-рой стал митр. Виссарион, было поручено великому митрофорному иконому Василию (Марко). 29 июня 1929 г. на состоявшемся в Корче 2-м церковно-народном Соборе был принят Устав Албанской Православной Церкви. Он не был признан К-польским Патриархатом, к-рый всех участников Собора лишил сана. Созванный в Корче в мае 1936 г. церковно-народный Собор принял решение о поиске канонического пути установления церковной автокефалии, К-польскому Патриарху принесли извинения, а на Фанар отправили албан. делегацию для ведения переговоров. |
В 1924 году из Константинопольской Церкви в Албанию прибыл Синадский епископ Христофор (Киси), вскоре занявший здесь Бератскую кафедру. По национальности он был албанцем, общеобразовательную и богословскую подготовку получил в Греции. Совместно с епископом Иерофеем по просьбе Временного верховного церковного совета он хиротонисал во епископа Албанской Церкви Фана (Феофана) Ноли (1882-1965)—одного из первых иерархов-албанцев, хорошо известного своему народу и в особенности церковно-общественным кругам в качестве талантливого переводчика на албанский язык книг Священного Писания, а также произведений мировой классики (Шекспира, Сервантеса, Тютчева и др.). Следует отметить, что двумя годами раньше — в 1922 году — в Албании была установлена феодально-мусульманская власть во главе с Ахметом Зогу. Политика правительства Зогу вызвала в Албании протест, который в 1924 году вылился в вооруженное восстание под руководством только что хиротонисанного епископа. Восстание было успешным. Зогу бежал. Но новое правительство, возглавленное епископом Фаном Ноли, продержалось у власти недолго — всего лишь 8 месяцев (с мая по декабрь 1924 года). Не став сразу на путь действительной демократизации страны, оно быстро пало под новым натиском реакции, поддержанной в финансовом отношении итальянским и югославским правительствами. Ахмет Зогу вернулся в Тирану и в 1928 году провозгласил себя «королем албанцев». Епископ Фан Ноли был вынужден покинуть Албанию. Тем временем архимандрит Виссарион, избранный во епископа еще в 1922 году Бератским Собором, вступил в переговоры с Сербской Патриархией о своей хиротонии. Вероятно, с ведома сербской церковной власти в мае 1925 года он был в Герцеговине (в Саввинском монастыре) хиротонисан двумя русскими архиереями, эмигрировавшими в Югославию, Михаилом Ставропольским и Гермогеном Екате-ринопольским. Но хиротония Виссариона и его прибытие в Албанию не принесли спокойствия в бурную обстановку церковной борьбы. В 1926 году были возобновлены переговоры с Константинополем. От имени Патриархии в Тиране их вел митрополит Трапезундский Хрисанф (впоследствии Архиепископ Афинский). После немалых разногласий Константинополь, наконец, утвердил автономию Албанской Православной Церкви1. Но местные церковные деятели не считали дело завершенным и стремились к достижению полной самостоятельности. В феврале 1929 г. епископ Виссарион вместе с находившимся в течение нескольких лет в Албании епископом Сербской Православной Церкви Виктором, без каких бы то ни было предварительных соглашений с Константинополем, хиротонисал еще трех епископов—албанцев. Албанская церковь, таким образом, получила полноту своих иерархов. Четыре епископа составили Священный Синод Албанской Православной Церкви, который незамедлительно избрал епископа Виссариона своим председателем и архиепископом всея Албании. |
После признания в 1937 г. К-польским Патриархатом автокефалии Албанской Церкви К. м. была преобразована в епископию, епископом Корчинским был поставлен видный церковный историк, албанец по происхождению, Евлогий (Курилас) , но в 1939 г. он был изгнан с кафедры в связи с оккупацией Албании итальянцами. Перед началом второй мировой войны в К. м. действовала семинария и насчитывалось 120 приходов, в к-рых служили 80 священников. В нояб. 1940 - апр. 1941 г. Корча была занята греч. войсками, затем до 1943 г. снова оккупирована итальянцами, в 1943-1944 гг. их сменили немцы. Город был освобожден албанскими партизанами в окт. 1944 г. Значительная часть греч. и слав. населения эмигрировала, тем не менее до сих пор по берегу оз. Преспа большинство жителей составляют славяне. С установлением в Албании режима Э. Ходжи в стране была создана новая правосл. иерархия, не признанная К-польским Патриархатом. В 1948 г. в сан епископа Корчи был возведен архим. Паисий (Водица ; впосл. архиепископ Албанский). В 1950 г. был принят новый Устав Албанской Православной Церкви, которая состояла из Тирано-Дурресской митрополии, возглавляемой митрополитом всея Албании, и 3 епископий: Корчинской, Бератско-Влёрско-Канинской и Гирокастринской. С 1951 г. Корчинским епископом стал Филофей (Фотий) (Дуни или Дусис). 20-24 сент. 1958 г. город и его окрестности посетила советско-албан. экспедиция с участием историка искусства В. Н. Лазарева , реставратора В. В. Филатова и представителей Тиранского ун-та. В 1967 г. в Албании начались гонения на Церковь, были полностью ликвидированы все религ. объединения, в т. ч. правосл. епархии, закрыты все храмы и мон-ри. Изменения в политическом строе страны в 90-х гг. ХХ в. сделали возможным возрождение правосл. Церкви, где к тому времени не осталось в живых ни одного епископа. Восстановление канонических структур было поручено К-польской Патриархией патриаршему экзарху, Андрусскому епископу Анастасию (Яннулатосу) , к-рый в 1991 г. был возведен в сан Корчинского епископа и в следующем году избран архиепископом всей Албании. В 1992 г. на кафедру восстановленной К. м. был избран архим. Христодул (Мустакис). Его хиротония была совершена в 1996 г., но из-за противодействия албан. властей, не желавших принимать иерархов-греков, он так и не смог приехать в Албанию и в 1998 г. подал в отставку. На Корчинскую кафедру был избран Иоанн (Пелуши). Он проделал огромную работу по восстановлению церковной жизни в епархии: были построены храмы, митрополичья резиденция, гостиница, созданы благотворительные орг-ции, открыты клиники в Корче, правосл. детские сады в Корче и Поградце, бесплатная столовая для нуждающихся. С 2000 г. издается ж. «Tempulli» («Храм»). Памятники архитектуры и монументальной живописи |
Равноап. Наум Охридский. Икона. 2-я пол. XIV в. (Галерея икон, Охрид) Сохранилось относительно немного средневек. изображений Н. О., самые ранние из к-рых относятся ко 2-й пол. XIV в. и локализованы в Охриде и его окрестностях: литийная двусторонняя икона XIV в. из храма Пресв. Богородицы Перивлепты, или «старой церкви св. Климента», в Охриде (на обратной стороне - равноап. Климент), икона из храма Пресв. Богородицы Больничной в Охриде, фрески храма Св. Софии в Охриде (1355-1368), «малого» храма св. Климента в Охриде (1378), Пресв. Богородицы Захумской (1361) и Пресв. Богородицы в с. Пещани (Пештани, 1370). На них Н. О. изображается в монашеском одеянии, с темными волосами и окладистой бородой. Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г. Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г. Кроме спорной идентификации Н. О. на иконе архиерея в храме свт. Николая Больничного в Охриде (1480-1481), в XV в. изображения святого неизвестны, а следующая по времени икона (2-я пол. XVI в.) в «старой церкви св. Климента» является списком с упомянутой иконы XIV в. В храме вмч. Георгия в с. Врбяни в Македонии (1602) Н. О. изображен как архиерей вместе с почитаемыми святыми Саввой Сербским, Ахиллием Ларисским, Прохором Пшинским и Кириллом Философом. Кон. XV - нач. XVI в. датирован образ Н. О. с архангелами Михаилом и Гавриилом на большом кресте из охридского «малого» храма св. Врачей (Космы и Дамиана), к-рый мог быть изготовлен в Охридском мон-ре св. Наума. В нач. XVIII в. Константин Зограф написал икону Н. О. и Климента Охридского (1711) для мон-ря св. Наума; по ее образцу Х. Жефарович в 1737 г. создал образ «Св. Наум и св. Григорий Синаит» для мон-ря Боджяни и гравюру «Св. Наум и св. Никодим» для своей «Стематографии» (1741). По сообщению В. И. Григоровича , в храме вмч. Димитрия в Битоле (1830) в 2 приделах, посвященных равноапостольным Н. О. и Клименту, находились их древние иконы. На печати мон-ря св. Наума 2-й пол. XVII в. (ЦИАМ. 6071) образ Н. О. окружен сценами его чудес, изображением мон-ря и греческой надписью: «Святой Наум чудотворец». Известные из устных преданий чудеса Н. О. (святой запрягает медведя в плуг вместе с волом; возвращение украденных котла и чаши; исцеление мусульманина; наказание пытавшихся похитить его мощи и проч.) представлены и на хранящейся в мон-ре иконе 1711 г. Иконография чудес получила развитие на иконе и гравюре Жефаровича «Св. Наум с житием» (1741-1743), на иконе для ц. во имя Н. О. в Мишкольце и на заказанной купцом Наумом Бикерацем из Мосхополя иконе для мон-ря св. Наума. Известны многочисленные живописные реплики этой иконографии в XIX в. в храмах Будимской епархии и Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви, Бератской митрополии Албанской Православной Церкви и Болгарии. Одна из таких икон, хранящаяся в Народном музее Сербии, написана рус. мастерами. |
| |