Дубровского поступила в Императорскую Публичную библиотеку еще до ее открытия в 1805 г.; коллекция графа П.К. Сухтелена была приобретена в 1836 г. Впоследствии фонд пополнился рукописями из личной царской библиотеки, основанной Екатериной II (т.н. «Эрмитажное собрание»), из дворцов Павловска и Петергофа, книжных собраний графов Строгановых и князей Юсуповых. Наиболее значительное число иностранных автографов (около 3 тыс. единиц хранения) содержит приобретенная в 1919 г. коллекция П.Л. Вакселя – Э.П. Юргенсона. Среди коллекции средневековых рукописных книг выделяется группа древнейших латинских кодексов, созданных в эпоху раннего Средневековья в скрипториях различных монастырей Западной Европы. История 36 рукописей 7 – первой трети IX в. связана с историей монастыря Корби, основанного в 662 г. на северо–западе франкского государства (север современной Франции). Многие из этих кодексов были изготовлены в корбийской мастерской письма. Некоторые попали в монастырскую библиотеку после длительных странствий, в т.ч. самая древняя из латинских рукописей Отдела – сборник сочинений блаженного Августина . Предполагается, что кодекс был создан при жизни автора в Гиппоне (возможно, в конце текста сохранилась именно его подпись–автограф); на протяжении нескольких столетий рукопись побывала в «Виварии» Кассиодора, в Риме, в лангобардском монастыре Боббио и, наконец, поступила в книжное собрание Корби. В фондах библиотеки имеется другой замечательный латинский кодекс – т.н. «Ленинградский Беда»: второй по старшинству известный список «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного ; рукопись создана в скриптории аббатства Ярроу в Нортумбрии (северо–восток современной Англии) около 746 г., через 10 лет после смерти автора. В ее украшении впервые в истории западноевропейской книжной иллюстрации использован новый элемент декора – «историзованный инициал». Среди иллюминованных кодексов 13 – начала 16 в. широко представлены Библии, богослужебные книги (миссалы, псалтири и др.), молитвенники, многочисленные рукописи светского содержания (исторические хроники, сочинения античных авторов, романы, научные трактаты).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участники научного кружка Алкуина - Кандид, Лейдрад Лионский и др.- продолжили развитие его логических идей. Из сочинений Кандида сохранились параграфы, «Изречения Кандида» (Dicta Candidi), в которых содержатся как оригинальные идеи, так и компиляции античных и патристических текстов. Основные затрагиваемые в них темы - образ Троицы в душе человека, условия приложения категорий к Богу. В одном из параграфов приводится составленное в форме диалога доказательство бытия Божия, которое, хотя и основано гл. обр. на рассуждениях блж. Августина, содержит и оригинальные ходы. С 50-х гг. IX в. интерес к логике возрос. Так, Ратрамн из Корби рассматривал некоторые богословские вопросы исключительно в их логическом аспекте. Авторы глосс на «Десять категорий» использовали логику для развития идей Иоанна Скота Эриугены. Т. о., со 2-й пол. IX в. началось кропотливое изучение античных логических сочинений, что привело в конечном счете к высокой квалификации в логике, отличавшей мн. средневек. философов. Одной из самых интересных в IX в. была полемика о природе человеческой души, ее отношениях с др. индивидуальными душами и мировой душой, связи с телом. Источником спора стали поставленные блж. Августином в своих сочинениях вопросы, главный из к-рых касался соотношения индивидуальной и мировой души («О количестве души», гл. XXXII; «О свободном решении», кн. III). Блж. Августин выдвинул 3 гипотезы: все души индивидуальны, все души суть одна душа, все души являются и индивидуальными и одной, но удовлетворительного ответа на поставленный им вопрос не предложил. Среди философов эпохи К. в. первым данную проблематику затронул Алкуин в трактате «О природе души» (De animae ratione). Большой вклад в поиск приемлемого ответа на поставленный блж. Августином вопрос внес Ратрамн из Корби. В трактате «О душе» (De anima) (853) он пытался определить отношения души, которая лишена телесности, и пространства, которое окружает телесные вещи. Обращаясь прежде всего к творениям блж. Августина, он доказывает, что мнение о телесности души не согласуется с учением отцов Церкви.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Именно так, разрешая сегодняшние вопросы, а не повторяя старые решения старых вопросов, мы могли бы наметить контуры новой парадигмы, позволяющей преодолеть разрыв гуманитарного, естественнонаучного и богословского знания, и проложить путь к разработке научной антропологии, допускающей реальность свершения таинств и подразумевающей фундаментальную 488 связь человека с Богом в сокровенной метапсихической бездне своей души. Александр Шишков. Учение о евхаристии в ранней и классической схоластике Принято считать, что евхаристическое учение Западной Церкви о пресуществлении Святых Даров берет начало с творчества Пасхазия Радберта (ок. 785/790–ок. 860), теолога и церковного деятеля периода Каролингского возрождения, аббата монастыря Корби. Действительно, наибольшую известность Пасхазию принесла написанная им в 831 году для ученика, аббата Нового Корби Плацидия Варина, и специально отредактированная в 844 году для короля Карла II Лысого «Книга о Теле и Крови Господних» (Liber de corpore et sanguine Domini), представляющая собой первую на Западе систематизацию христианской догматики о Евхаристии. В этой работе с опорой на авторитетные суждения свт. Амвросия Медиоланского , блж. Августина, свт. Иоанна Златоуста и других отцов доказывается факт реального присутствия в Святых Дарах Самого Христа: таким образом, люди, вкушая евхаристический Хлеб, приобщаются мистическому Телу Христову, которое есть Церковь и которое умножается сверхъестественным образом в каждом таинстве Причастия. В то же время Пасхазий утверждает, что Тело Христа в Евхаристии совершенно идентично тому Телу, коим Он обладал в Своей исторической жизни; по воплощении оно есть «поистине не иная какая плоть, чем та, которая была рождена Марией, претерпела страдания на кресте и восстала из гроба». Позицию Пасхазия Радберта поддержал Гинкмар (ок. 806– 882), архиепископ Реймсский, который также верил в тождественность евхаристического Тела Христова историческому телу Иисуса. В результате книга Пасхазия, имплицитно фактически уже содержащая учение о пресуществлении (transsubstantiatio) Святых Даров – хотя и без употребления соответствующего термина, – получает одобрение в целом ряде опирающихся на нее позднейших одноименных трудов на ту же тему, созданных, в частности, Гербертом и Ланфранком Бекским.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Трактат сразу стал популярен, его копии имеются во мн. средневек. б-ках (известно более 90 копий первоначальной редакции; в нек-рых копиях автором ошибочно указан блж. Августин - см.: Bouhot. 1977). Вторая редакция текста была создана в 843-844 гг. и посвящена кор. Карлу Лысому (сохр. в единственной ркп.: Paris. lat. 2855). В ней появились новое поэтическое посвящение (инципит: Audenter non nunc gelida) и пролог с обращением к кор. Карлу Лысому, также были сделаны дополнения в 14-й и 19-й главах. Вероятно, король посетил мон-рь Корби в один из больших праздников. Новоизбранный аббат не только преподнес ему в дар свои труды, но косвенно сделал и политическое заявление. Трактат П. Р., изначально написанный для дочернего мон-ря Корвей, к-рый после Верденского раздела в 843 г. остался на территории, подконтрольной кор. Людовику Немецкому, имел цель доказать Карлу Лысому, что утрата единства империи является бедствием, политическое единство должно быть восстановлено, подобно единому Телу Христову. Третья редакция появилась ок. 875 г., уже после смерти П. Р. ( Bouhot. 1976). Она содержит поэму и пролог из 1-й редакции, но основной текст - из 2-й редакции. В XI-XII вв. имел хождение еще один вариант текста с интерполяциями в главах 6, 9, 14, 21 и 22. К трактату примыкает «Послание к Фредугарду» (Epistola ad Fredugardum; изд.: PL. 120. Col. 1351-1366; CCCM. Vol. 16. P. 145-173; Wilmart A. Reg. lat. 73 (fol. 38-42): Un développement patristique sur l " Eucharistie dans la lettre de Pascase Radbert à Fredigard//Analecta reginiensia: Extraits des manuscrits latins de la reine Christine conservés au Vatican/Ed. A. Wilmart. Vat., 1933. P. 267-278. (ST; 59)). Хотя нек-рые исследователи считали адресатом этого послания Фредигарда, монаха аббатства Сен-Рикье, скорее всего им был Фредугард, монах Корби ( Bouhot. 1976). Фредугард обращался к П. Р. дважды. Первый ответ П. Р. (CCCM. Vol. 16. P. 169-173) содержал дополнительные аргументы в пользу учения о тождестве Тела Христова в Евхаристии и рожденного от Девы, а также призыв не следовать учению Амалария Мецского о трехчастном Теле Христа (имя Амалария при этом не называлось). К ответу прилагались выписки из творений отцов Церкви (Ibid. P. 162-169). Второй ответ П. Р. (Ibid. P. 145-153) касался обсуждения 2 мест из сочинений блж. Августина, о которых Фредугард, вероятно, узнал из трактата Ратрамна. К этому ответу прилагалась гомилия с толкованием П. Р. на Мф 26. 26 (Ibid. P. 153-162), в к-рой рассматривались установительные слова Христа.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые отцы и учители Церкви. Церковные писатели МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф ОРОЗИЙ [также Павел Орозий] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет ПАВЕЛ [Олмари Ирьё; Гусев Георгий] (1914-1987), архиеп. Карельский и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) (29 авг. 1960 - 15 сент. 1987), церковный писатель, музыкант ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ [Булус (ибн) аз-Заим аль-Халяби; араб. ] (1627 - 1669), архидиак., сын Антиохийского патриарха Макария II аз-Заима, церковный деятель и писатель, классик лит-ры правосл. арабов (мелькитов) османской эпохи ПАВЛИН (Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия, еп. Медиоланского ПАИСИЙ ЛИГАРИД (ок. 1610 - 1678), митр. Газы Палестинской (1652-1671), греч. дидаскал, церковный писатель, полемист ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАПИЙ (1-я пол. II в.), св. (пам. зап. 22 февр.), еп. Иераполя (ныне Памуккале, Турция), раннехрист. писатель, один из мужей апостольских ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби, католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии ПАЦИАН [Пакиан] (нач. IV в.- между 379 и 392), еп. Барциноны (ныне Барселона, Испания), церковный писатель, апологет и богослов, св., исп. (пам. зап. 9 марта)

http://pravenc.ru/rubrics/121222_4.html

в VII-VIII вв., был одним из самых значительных в Галлии. Известно ок. 30 рукописей, выполненных в этом скриптории или в его «филиалах» (см.: Ganz. 2002). В манускриптах использовались не только унциал и полуунциал, но и каллиграфический минускульный почерк, известный как люксёйский минускул. По определению Б. Бишоффа, это «стилизованный полукурсив... стройный и несколько наклоненный влево» ( Bischoff B. Latin Palaeography: Antiquity and the Middle Ages. Camb., 1990. P. 104-106). Согласно М. Браун, люксёйский минускул - «весьма неуверенный дукт, в котором округлые формы совмещаются с угловатыми, изломанными контурами, а верхние и нижние выносные линии подчеркнуто длинные и толстые»; в нем смешаны формы нового рим. курсива, унциала и полуунциала ( Brown M. P. A Guide to Western Historical Scripts from Antiquity to 1600. Toronto, 2002r. P. 42). Люксёйский лекционарий. Кон. VII-haч. VIII в. (Paris. lat. 9427. Fol. 144) Люксёйский лекционарий. Кон. VII-haч. VIII в. (Paris. lat. 9427. Fol. 144) Время деятельности скриптория определяется условно. Единственный датированный манускрипт - унциальная рукопись проповедей блж. Августина на послание ап. Иоанна (N. Y. Pierpont Morgan Lib. M.334), созданная в Л. (apud coenubium Lussovium) в 12-й год правления кор. Хлотаря III (657-673). Рукопись «Пастырского правила» свт. Григория I Великого, папы Римского, была выполнена для Дезидерия, занимавшего епископскую кафедру в Иврее во 2-й пол. VII в. (Ivrea. Bibl. capit. 1(I); см.: Leproni F. Il «Liber regulae pastoralis» di Gregorio I nel codice merovingio d " Ivrea. Torino, 1993). По-видимому, люксёйский минускул оказал влияние на почерк «a-z», который использовался в VIII в. в Лане (напр.: Laon. Bibl. municip. 137; Camb. Corp. Christ. 334), а также, возможно, на деятельность скриптория в аббатстве Корби : в рукописи «Истории франков» Григория Турского (Paris. lat. 17655) на первых листах текст написан люксёйским минускулом, в остальной части манускрипта - меровингским минускулом др. типа (скорее всего, основная часть текста была переписана в Корби).

http://pravenc.ru/text/2561082.html

Юный Ансгарий был воспитан в монашеской среде в обители Корби (Corbie) в Пикардии. Позднее его вместе с небольшой группой сподвижников отправили основывать монастырь Новый Корби (впоследствии: Корвей/Corvey) в Вестфалии на северо-западе нынешней Германии. Там его основными обязанностями были преподавание в школе и чтение проповедей. Ансгарий стал самым первым в истории проповедником Евангелия Христова на шведской земле Святителя Ансгария больше всего помнят, любят и издавна считают «Апостолом Севера» за его героические миссионерские труды в Дании и Швеции. Отправившись сначала на север, в Данию, он основал школу для мальчиков. Однако его первая миссия в этой стране оказалась недолгой, и он был вынужден вернуться в Германию. Почти сразу после этого святого пригласили поехать миссионером в Швецию, и он с готовностью принял это поручение. Так Ансгарий стал самым первым в истории проповедником Евангелия Христова на шведской земле. Постепенно он начал обращать людей в истинную веру и основывать храмы. Свт. Ансгарий проповедует Евангелие вместе с монахом Витмаром Святитель был назначен архиепископом Гамбургским (Hamburg): с этой кафедры он мог продолжать свою миссию в северных землях. Затем Ансгарий отправился в Рим, где Папа Римский официально поручил ему проповедовать Благую Весть языческим народам Дании, Норвегии и Швеции. Святитель продолжал проповедовать, строить храмы и монастыри, сталкиваясь с серьезными опасностями и частыми неудачами. Угодника Божия постигло особенно тяжкое испытание, когда датчане-язычники разорили его епархию в Гамбурге. Однако миссия святителя значительно укрепилась, когда он в дополнение к гамбургской кафедре получил архиепископскую кафедру Бремена (ныне на северо-западе Германии) после того, как последняя стала вакантной. Это дало Ансгарию базу для более широкой миссионерской деятельности. Святитель Ансгарий мирно скончался в 865 году на следующий день после праздника Сретения Господня. Еще в юности угодник Божий имел Божественное откровение, когда Господь как бы призвал его встать на путь мученичества. Хотя святитель Ансгарий не стал мучеником в буквальном смысле, его жизнь, полная неустанных трудов, постоянных опасностей, страданий и временами неудач, вполне можно назвать каждодневным мученичеством. Святитель Ансгарий отдал всего себя без остатка, чтобы нести свет Христов далеким народам, погрязшим во тьме язычества. Несмотря на свои трудности и весьма скудные средства, Ансгарий всегда щедро раздавал милостыню. Он также был строгим аскетом: носил власяницу и всю жизнь во всем придерживался строгих правил дисциплины. Еще при жизни он сотворил множество чудес. Избегая похвал, святой скромно признавался, что сам хотел бы всего лишь каким-то чудом стать хорошим человеком.

http://pravoslavie.ru/156366.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТШАЛЬК Готшальк [лат. Gotteschalcus, Gothescalcus, Godescalcus Orbacensis; нем. Gottschalk; франц. Godescalc d’Orbais] (ок. 803–807, Саксония — ок. 867–869, мон-рь Овиллер, близ Реймса), богослов, грамматист и поэт эпохи Каролингов. Сын саксон. гр. Берна. В раннем детстве был пожертвован как облат (см. ст. Облаты ) бенедиктинскому мон-рю Фульда, в к-ром получил начальное образование под рук. аббата Рабана Мавра и в 822 г. пострижен в монашество, затем обучался в мон-ре Райхенау где познакомился и близко сошелся с Валафридом Страбоном . В 824 г. возвратился в Фульду, откуда написал в адрес Майнцского Собора (829) жалобу на Рабана Мавра, обвинив наставника в своем насильственном пострижении, и просил Собор освободить его от монашеских обетов на том основании, что свободного человека нельзя отдать в рабство, даже если это рабство у Бога (servitium Dei). Получив в силу аргументов, изложенных Рабаном Мавром в «Liber de oblatione puerorum» (Книге о пожертвовании отроков), отказ, Г. ушел в аббатство Корби, где его учителем стал Ратрамн из Корби, в 835–838 гг. находился в мон-ре Орбе близ Суасона. Наследственные владения Г. остались за Фульдой. После незаконного рукоположения во пресвитера, совершенного неким хорепископом (840), и паломничества в Рим Г. начал проповедовать в Ломбардии, Фриуле, Далмации, Паннонии и Болгарии, а по возвращении в Германию (после 845) — в верхнерейнских землях и в Майнце учение о двойном предопределении, сформулированное им в соч. «О предопределении» (De praedes-tinatione, ок. 845). Г. полагал, что предложенная им доктрина восстанавливает и развивает учение блж. Августина , в неправильной интерпретации к-рого он обвинял даже блж. Иеронима Стридонского и папу свт. Григория I Великого (Двоеслова). Опираясь на отдельные слова Свящ. Писания (Рим 9. 21: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?»), а также на нек-рые сочинения блж.

http://pravenc.ru/text/542445.html

Святой Батильде Адаларом (Adalard) из Корби поют среди больших торжеств. Тело святой королевы Батильды во время французской революции защитили жители Шелль, и перенесли его в церковь святого Андрэ, где оно и пребывает по сей день (Eglise Saint-André, rue Jean Véron 77500 Chelles). Части святых мощей находится в Риме, в часовне Пия IX, в соборе Мё (Meaux), в монастыре Жуарр, в Брэ-сюр-Сомм (Bray-sur-Somme) и в Мэйи (Mailly). Мощи из Корби были уничтожены революционерами. 17 Ее также называли Бальдехильда (Baldechilde), Батильдия (Bathildis), Ботюр (Bauteur) или Бодур (Baudour). 18 Второй сын короля Дагоберта I (Dagobert) и Нантильды (Nanthilde) родился в 635 году. Он стал королем Нейстрийским, в то время как его старший брат Зигеберт (Sigebert) получил Австразию (Austrasie) и ряд находившихся в зависимости областей в Аквитании и в Провансе. После смерти Дагоберта (19 января 639) Хлодвиг был без осложнений признан королем грандами Нейстрии и Бургундия. Его королевством управляла его мать при помощи мажордома Нейстрии (Эга (Aega), а когда он умер в 642, то был заменен Эршиноальдом в Нейстрии и Флаошатом (Flaochat) в Бургундии). После кончины своей матери в сентябре 642 года Хлодвиг II, как в Нейстрии, так и в Бургундии, оставил управление мажордомам: он и его брат Зигеберт рассматриваются как первые праздные короли. Страдая от душевной болезни, он скончался в возрасте двадцать трех лет в 657 году. 19 «Я ваша раба и, волей-неволей, если это было бы нужно, я подчинилась бы вашему желанию», сказала Батильда королю, на что он ответил: «Ни одна раба не сумела бы сесть на трон франков. Я Вас объявляю свободной, в том числе и в том, чтобы отклонить мою руку». 20 Рожденный в 652 и умерший в 673, Хлотарь III стал королем Нейстрии и Бургундии после смерти своего отца; королевством управляли его мать, а затем мажордом Эбруаин. 21 Рожденный не ранее 652 года и умерший в 675 году, Хильдерик II (Childeric) был провозглашен королем Аустразии (662) после того, как гранды свергли мажордома Гримо (Grimaud), и его сына Хильдеберта (Childebert), которого он сделал королем. При Хильдерике Австразией правил герцог Гонфо (Gonfaud), мажордом. После смещения его брата, Тьерри III (Thierry, 673), Хильдерик был провозглашен королем Нейстрии. Объединив все королевства франков, Хильдерик хотел ими управлять как абсолютный владыка и делал это настолько плохо, что был убит во время охоты. Хильдерик II был последним из Меровингов, кто пытался править.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

637-638 ПАРФЕНИЙ Петрович Красивский (1859-1919), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня) - см. в статьях Неофит († 1609) и Неофит († 1558), преподобномученики Липсийские ПАРФЕНИЙ (Журавлёв; 1815-1866), игум., прмч. (пам. 4 сент., 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Одесских святых и 23 авг.- в Соборе Херсонских святых) 638-639 639-643 643-644 644-647 ПАРФЕНИЙ (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 1717-1795), еп. Смоленский и Дорогобужский 647-649 649-651 651-656 656-657 657-658 658-659 659-660 660-661 661-662 662-663 663-665 665-668 668-669 669-670 ПАСИКРАТ И ВАЛЕНТИН [Валентион, Валентиан] († нач. IV в.), мученики Доростольские (Дуросторские) (пам. 24 апр.; пам. зап. 25 мая), пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) 670-671 671-682 ПАСОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Пасовская Цареградская; отдельного дня памяти нет), чудотворная, находится в ц. Рождества Христова с. Уланок Суджанского р-на Курской обл. 682-683 ПАССАРИОН († нояб. 428), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных), хорепископ и архимандрит Иерусалимской Православной Церкви 683-684 ПАССИЯ в правосл. богослужении чинопоследование воспоминания Страстей Христовых, совершаемое в определенные дни Великого поста 684-688 «PASTOR AETERNUS» догматическая конституция Ватиканского I Собора об ординарном юрисдикционном первенстве и о наивысшем учительном авторитете папы Римского по вопросам веры и морали во Вселенской Церкви 688-690 ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ богословие, раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается учение о пастырском служении в Церкви, возложенном на священство 690-695 ПАСХА в правосл. Церкви, а также в атолич. Церкви, нехалкидонских вост. Церквах и большинстве протестант. конфессий - главный праздник года церковного, посвященный торжественному воспоминанию Воскресения Иисуса Христа 695-731 ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби, католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии

http://pravenc.ru/vol/liv.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010