Мн. обители (Фульда, Райхенау , Санкт-Галлен , Корби и др.) сделались крупнейшими центрами книжности и учености; до кон. XI в. мон-ри Б. почти полностью монополизировали сферу образования, науки и книжного дела. В эпоху Каролингов существенно меняется быт монахов - строятся монументальные монастырские ансамбли, братия полностью перепоручает физический труд зависимым крестьянам, сосредоточившись преимущественно на интеллектуальных занятиях (в т. ч. историописании), с тех пор традиц. для Б. Происходит «аристократизация» монашества: оно формируется в основном из детей знати, переданных в мон-рь почти «из колыбели» (т. н. облаты ); намечается отчуждение между общиной и аббатом, отныне важным сановником, к-рый либо назначается, либо, при наличии привилегий свободного выбора аббата, только утверждается императором. Нередко (со времен франк. майордома Карла Мартелла, VIII в.) аббатом мог стать вообще мирянин (лат. abbas laicus), получавший обитель в качестве поощрения за службу. Мон-рь становится средоточием сложных общественных отношений с властью, вассалами и принадлежащими ему крестьянами, что, с одной стороны, увеличило удельный вес хозяйственно-адм. и политических занятий в жизни Б., а с др., в перспективе сделало их мон-ри объектом притязаний светских сеньоров и высших церковных иерархов. В Италии реформы Бенедикта Анианского не имели такого значения, как в районах к северу от Альп, поскольку большинство итал. общин и без того придерживались бенедиктинского устава. Реформы X-XI вв. Распад империи Каролингов подорвал и без того относительное единство бенедиктинского монашества, мн. мон-ри в Западнофранк. королевстве, Лотарингии, Италии и Баварии или перешли к местным магнатам, или подверглись разрушениям (в т. ч. вслед. набегов норманнов, арабов и венгров) и секуляризации. Однако размеры упадка и обмирщения Б. на рубеже IX-X вв. не следует преувеличивать; не только этим были вызваны монастырские реформы, корни к-рых надлежит искать в религ. подъеме X-XI вв., отразившем углубление христианизации, попытки возрождения аскетических ценностей.

http://pravenc.ru/text/78066.html

862) - CCCM. Vol. 31. P. 16-17; с сер. XI в. и до эпохи Нового времени мн. авторы ошибочно отождествляли сочинение Ратрамна с несохранившимся трактатом Эриугены). Вероятно, против этого сочинения Эриугены составил патристический флорилегий Адревальд из Флёри (PL. 124. Col. 947-954; неизвестно, является ли указание «против нечестия Иоанна Скота» в заглавии труда авторским). Архиеп. Гинкмар Реймсский, осуждая ложное учение о Евхаристии, тоже высказывался именно против Эриугены ( Hincmar. De praedest. 31//PL. 125. Col. 296). Однако ни в 40-х, ни в 50-х гг. IX в. Собор для разрешения спора созван не был. Учения П. Р. и Ратрамна не были формально осуждены до сер. XI в.- времени споров об учении Беренгария Турского (см. Беренгар Турский; ок. 1000-1088), к-рый опровергал взгляды П. Р., но в итоге сам был осужден как еретик. Между 849 и 851 гг. П. Р. покинул Корби, оставив пост аббата, и удалился в мон-рь Сен-Рикье (ок. 60 км от Корби). Возможно, это произошло из-за конфликтов между аббатом и братией Корби, на что намекал Луп из Ферьера ( Lupi abbatis Ferrariensis Epistolae. 56, 57//MGH. Epp. T. 6. P. 59-60). Сохранилось поэтическое обращение к П. Р. (178 строф гекзаметром), составленное Энгельмодом, монахом Корби (епископ Суасона в 862-864/5), и содержащее аллюзии на нек-рые события из жизни П. Р., но это произведение невозможно датировать (чаще всего в качестве даты указывают 844-851 гг.). Тем не менее оно свидетельствует о том, что, если конфликт аббата с братией и имел место в действительности, в него, по-видимому, была вовлечена лишь часть общины (возможно, возглавляемая Ратрамном). Вероятно, на добровольном уходе П. Р. настаивал кор. Карл Лысый. Новым аббатом стал друг П. Р.- Одон, кандидатуру которого поддержал архиеп. Гинкмар Реймсский. Впосл. П. Р. вернулся в Корби (погребен там в ц. Иоанна Богослова). При Фульке I, аббате Корби (1048-1097), и Гвидоне (Ги), еп. Амьена (1058-1074/75), 12 июля 1058 г. произошло обретение мощей П. Р. и состоялось их перенесение в главную церковь аббатства (освящена в честь ап.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Ок. 810 г. двоюродный брат Карла Великого (800-814) св. Адальхард I ( Адальгард; † 826), аббат Корби (780/1-814), игравший важную роль при дворе императора, предпринял попытку основать дочерний мон-рь с целью христианизации региона, завоеванного в ходе войн с саксами, в к-рых участвовал брат Адальхарда св. Вала († 836). По просьбе Адальхарда местный аристократ Теодрад выделил для мон-ря землю в Хетисе (это место отождествляют с совр. Нойхаус-им-Золлинг; по др. версии, Хетис находился у скал Экстернштайне близ совр. г. Хорн-Бад-Майнберг - Teudt. 1936; Matthes. 1982). Однако основание дочерней обители было отложено, т. к. Карл Великий назначил Валу регентом при кор. Италии Бернарде (812-818). После смерти Карла Адальхард, Вала, их брат Бернхарий и сестра Гундрада попали в опалу, т. к. имп. Людовик Благочестивый (814-840) опасался интриг с их стороны. Адальхард был вынужден отправиться в мон-рь Нуармутье, а Вала принял монашество в Корби и вскоре стал препозитом при аббате Адальхарде II (814-821) (см.: Ganz. 1991. P. 25-26). На имперском съезде в Падерборне (815) Адальхарду II удалось убедить Людовика Благочестивого и еп. Хатумара в необходимости основать обитель в Хетисе. Первым настоятелем К. стал Хукберт (епископ Мо в 823-853). Монахами монастыря являлись представители саксонской знати. При обители была создана школа для мальчиков по образцу школы, существовавшей в Корби. В первые годы монашеская община испытывала экономические трудности (Translatio S. Viti. 3). Ситуация изменилась в 821 г., после возвращения из ссылки Адальхарда I, к-рый вновь стал аббатом Корби и предоставил монахам К. денежную помощь. Тем временем Адальхард II получил согласие императора на перенос мон-ря на новое место, расположенное близ Хёкстера, к-рый являлся частью королевского домена (по-видимому, эта идея принадлежала препозиту К. Адальберту). 6 авг. 822 г. монахи разметили землю для монастырских зданий, а 25 авг. епископ Падерборна освятил место для строительства и дал обители название Нов. Корби. Монастырская церковь, строительство которой завершилось в 844 г., как и одна из церквей аббатства Корби, была посвящена св. Стефану. После того как Хукберт занял епископскую кафедру Мо, аббатом К. стал св. Адальхард I (Ibid. 4).

http://pravenc.ru/text/2057232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ [лат. Paschasius Radbertus] († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби , католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии . Жизнь Хронология жизни П. Р. устанавливается приблизительно. Считается, что он род. в Суасоне между 785 и 795 гг. (как правило, указывают среднюю дату - ок. 790). Вероятно, он рано осиротел или был брошен (expositus) родителями, а потому отдан на воспитание в женский мон-рь Пресв. Девы Марии в Суасоне (Нотр-Дам-де-Суасон) ( Engelmodus. Ad Radbertum abbatem. 69-71//MGH. АА. Poet. T. 3. P. 64). Нек-рые исследователи полагают, что П. Р. был облатом и попал в эту обитель из-за тесной связи аббатства с королевской семьей (аббатиса Гизела (ок. 780-810) была дочерью франк. кор. Пипина Короткого (751-768) и сестрой франк. кор. Карла Великого (768-814; император с 800)), что открывало П. Р. возможности для дальнейшей карьеры. Вспоминая о том, как он был пострижен в мон-ре, П. Р. писал, что он был тогда еще «ребеночком» (puerulus), а при совершении чина присутствовали монахини из аббатства Пресв. Девы Марии, что, возможно, указывает на принятие им тонзуры в Суасоне ( Paschas. Radb. Expositio in Psalmum 44. III 53-57/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1991. P. 74. (CCCM; 94)). П. Р. находился в этом мон-ре до 803/4 г., когда имп. Карл Великий запретил воспитание мальчиков при жен. обителях (Capitula ecclesiastica ad Salz data. 7//MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 119). После этого нек-рое время П. Р. жил в миру (exulatus longdiu in saeculo), вероятно, при имп. дворе в Ахене , поскольку был хорошо осведомлен о жизни в этот период Валы († 836), буд. аббата Корби. Ок. 812 г. П. Р. стал монахом аббатства Корби. Некоторые исследователи указывают 814 г. как дату его поступления в Корби, но это представляется сомнительным, поскольку после прихода к власти имп. Людовика Благочестивого (814-840) аббат Адальхард I († 826), учитель П. Р., был отправлен в ссылку. Однако поскольку в 814 г. Вала, тоже входивший в состав ближайшего окружения имп. Карла Великого, был насильно пострижен и стал препозитом в аббатстве Корби, он мог привести с собой из Ахена и П. Р.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Решив, что ни один из жен. монашеских орденов не соответствовал ее идеалам бедности и сострадания, К. сначала примкнула к бегинкам , потом подвизалась у бенедиктинок, опекавших госпиталь в Корби, а затем удалилась в обитель Сен-Жан-Батист-дю-Монсель на юге Пикардии, принадлежавшую францисканскому ордену кларисс. Считая себя недостойной стать монахиней, она долгое время была в мон-ре служанкой. Затем, сочтя дисциплину ордена недостаточно строгой, девушка вернулась в Корби, где познакомилась с Жаном Пине, монахом-францисканцем из Артуа. Он был сторонником более строгого соблюдения орденских предписаний и предложил К. удалиться в затвор в соответствии с первоначальным уставом католической св. Клары Ассизской. Девушка получила согласие опекуна и в 1402 г. поселилась в келье при приходской церкви Сент-Эльен в Корби: она спала на виноградных лозах, положив под голову кусок дерева, носила вериги в виде 2 тяжелых железных цепей, в течение дня ела только немного овощей и кусок хлеба. По свидетельству современников, в этот период у К. начались видения, к-рые укрепили ее в намерении провести реформу всех 3 ветвей францисканского ордена (согласно Житию, К. узрела большое дерево с зелеными и желтыми, как золото, листьями, а вокруг него множество маленьких кустарников; ей было сказано, что большое древо - это она сама, а кустарники - души, к-рые она спасет). В 1406 г. авиньонский антипапа Бенедикт XIII дозволил К. основать реформированную обитель в одном из еп-ств (Амьен, Нуайон или Париж) (Bullarium franciscanum: Romanorum pontificum constitutiones, epistulas ac diplomata/Ed. G. G. Sbaraglia, C. Eubel. R., 1904. T. 7. P. 342-343). В том же году при помощи францисканца Анри де Бома (впосл. он стал ее исповедником) и гр. Бланш Женевской девушка встретилась недалеко от Ниццы с Бенедиктом XIII, который назначил ее аббатисой нового мон-ря. Подвижница желала основать реформированную обитель у себя на родине - в Корби или Нуайоне, но не встретила там поддержки и была вынуждена уехать из Пикардии вместе с 3 монахинями из Корби, разделявшими ее убеждения. К. нашла убежище во владениях Алара де Бома, брата Анри де Бома. В 1410 г. антипапа Александр V передал ей для реформы мон-рь кларисс-урбанианок в Безансоне (в это время там подвизались только 2 монахини; одна из них из-за изменений, введенных К., покинула обитель). К. восстановила в монастыре устав св. Клары Ассизской и потребовала от сподвижниц неукоснительного его исполнения; в соответствии с францисканским принципом абсолютной бедности она отказалась от ренты, которую получал мон-рь. К. вела аскетический образ жизни: часто отказывалась от сна и пищи, во время Страстной седмицы ничего не ела. Она прославилась даром исцеления и воскрешения умерших детей (согласно Житию, она воскресила ок. 100 чел.; воскрешенная ею новорожденная девочка получила имя Колетта и впосл. стала аббатисой монастыря кларисс-колеттинок в г. Понт-а-Мусон в Лотарингии).

http://pravenc.ru/text/1841740.html

Отсутствие единства и приток множества желающих вступить в орден привели к ослаблению монашеской дисциплины, что вместе с проблемами, касавшимися управления собственностью, привело к реформированию в XIV-XV вв. мн. обителей. Важные требования в таких реформах - возвращение к изначальному уставу св. Клары Ассизской и соблюдение строгой монашеской дисциплины. Один из примеров - реформа монастырей К. во Франции, к-рую предприняла католич. св. Колетта Буале (1381-1447) из Корби. Происходившая из семьи столяра Колетта после смерти родителей вступила сначала в общину бегинок , а затем К.-урбанианок. Считая себя недостойной быть монахиней, она долгое время была служанкой в принадлежавшем ордену К. мон-ре Сен-Жан-Батист-дю-Монсель на юге Пикардии. Затем, сочтя дисциплину ордена недостаточно строгой, девушка вернулась в Корби, где познакомилась с Жаном Пине, монахом-францисканцем из Артуа, стремившимся вернуть К. к строгости изначального устава. Он предложил Колетте жить в затворе в соответствии с уставом св. Клары Ассизской (в 1402 она получила согласие на это аббата мон-ря Корби). В 1406 г. авиньонский антипапа Бенедикт XIII дозволил Колетте основать реформированную обитель в еп-стве Амьен, Нуайон или Париж. В том же году при помощи францисканца Анри де Бома и графини Бланки Женевской Колетта встретилась недалеко от Ниццы с Бенедиктом XIII, к-рый поставил ее аббатисой нового мон-ря. Подвижница желала основать реформированную обитель у себя на родине - в Корби или в Нуайоне, но не встретила там поддержки и была вынуждена покинуть Пикардию в сопровождении 3 поддержавших ее монахинь из Корби. Колетта нашла убежище во владениях Алара де Бома, брата Анри де Бома. В 1410 г. с дозволения антипапы Александра V она основала 1-й монастырь реформированных К. в Безансоне, для к-рого восстановила устав Клары Ассизской. Позднее неск. постановлениями она сильно ужесточила дисциплину монашеской жизни. В составленных Колеттой монашеских конституциях предусматривалось неукоснительное соблюдение обета бедности (существование исключительно на пожертвования), установление частых постов и пребывание в строгом затворе (Seraphicae legislationis textus originales. 1897. P. 99-171). К сер. XV в. более 20 мон-рей К. (в основном на территории Франции) поддержали реформу св. Колетты. Буллой «Etsi ex suscepti» от 18 окт. 1458 г. папа Пий II одобрил деятельность реформированных общин К. и утвердил добавления к уставу Клары Ассизской.

http://pravenc.ru/text/1841265.html

Важнейшими источниками по истории не только мон-ря Корби, но и в целом эпохи правления имп. Людовика Благочестивого являются составленные П. Р. жизнеописания аббатов Адальхарда I и Валы. Житие Адальхарда (Vita S. Adalhardi; BHL, N 58; изд.: PL. 120. Col. 1507-1556) написано между 826 и 836 гг. для братии мон-рей Корби и Корвей. Исследователи считают, что П. Р. удалось создать новый тип житийного произведения, объединившего жанры панегирика и утешения (consolatio). За образец он взял сочинения «На смерть Валентиниана» (De obitu Valentiniani consolatio) свт. Амвросия Медиоланского, «Об утешении философией» Боэция и Послание блж. Иеронима к Гелиодору о смерти Непотиана. Поскольку в аббатстве Корби прежде не было небесного покровителя, П. Р. было важно показать, что таковым стал именно аббат Адальхард I. В работе П. Р. опирался также на Житие св. Рихария, составленное Алкуином (Vita Richarii confessoris Centulensis//MGH. SS. Scr. Mer. T. 4. P. 381-401). П. Р. уподоблял Адальхарда I св. Иоанну Крестителю, Моисею и древним отцам-пустынникам (прежде всего, вслед за Алкуином (см.: MGH. Epp. Bd. 5. S. 290-291), прп. Антонию Великому). За приверженность наукам он назвал Адальхарда I новым Августином, за активное участие в политических делах сравнил с папами Римскими свт. Григорием I Великим и св. Сильвестром I. Житие быстро стало популярным и способствовало развитию почитания св. Адальхарда. Известна краткая редакция Жития, выполненная мон. Герардом из аббатства Сов-Мажёр в XI в. (BHL, N 60; изд.: PL. 147. Col. 1045-1064; MGH. SS. Scr. T. 2. P. 524-532; см. также: Morelle L. La réécriture de la «Vita Adalhardi» de Paschase Radbert au XIe siècle: Auteur, date et contexte//Amicorum societas: Mélanges offerts à F. Dolbeau/Éd. J. Elfassi e. a. Firenze, 2013. P. 485-499). В одной из рукописей X в. к Житию Адальхарда примыкает эклога (BHL, N 59), также написанная П. Р. (изд.: MGH. AA. Poet. T. 3. P. 45-51). Образцом для нее послужила 5-я эклога Вергилия. Действующими лицами выступают Галатея (символизирует Корби) и ее дочь, Филлида (символизирует Корвей). Они оплакивают смерть аббата Адальхарда, прославляют его христианскую просветительскую деятельность. Галатея говорит о необходимости чтить его память, а Филлида просит положить тело святого в стенах мон-ря Корвей, за что Галатея в ответ восхваляет ее, столь юную, но уже такую деятельную (подробнее см.: Ненарокова. 2011).

http://pravenc.ru/text/2579153.html

182 «Verum si rebelles istos Ecclesia velut castrorum acies ordinata magis ordinate persequeretur; non per eos Jericho seu Babylonia reaedificaretur, ut Romae apparet in aede Capi­ tolina olim diruta et nunc reaedificata contra domum Dei, contra domum Raab» (Ibid.). 183 Гуго был приором небольшого монастыря регулярных каноников, расположенного вблизи замка Эли, недалеко от Корби и Амьена. Гуго был назван Фольетским (Hugues Foliet, Hugo de Folieto, de Foliaco или Fulleio) по месту своего рождения – Фуйуа, пригород Корби. По собственному же свидетельству автора, он первоначально был клириком в бенедиктинском монастыре Корби, но потом стал регулярным каноником в монастыре святого Лаврентия в Буа. Когда Гуго пришел в монастырь, там было всего четыре каноника и три конверса. Сам приорат был основан в 1114 г. монахом Олри, после смерти которого (1152) настоятелем стал Гуго. В 1132 г. ему поручили заботу о дочернем монастыре святого Николая в Реньи недалеко от Мондидье. Оба приората с самого начала основания напрямую были подчинены епископу Амьенскому и оставались очень бедны. Один из дипломов 1203 г. свидетельствует об «inopia et miseria». В конце концов они были присоединены к бенедиктинскому монастырю Корби. В последний раз Гуго упоминался в папском послании от 1172 г., a одна из епископских фамот уже в 1174 г. говорит о «Симоне, приоре в святом Лаврентии». Из этого исследователи делают вывод, что Гуго скончался в 1172–1174 гг. Труды Гуго Фольетского дошли до нас благодаря тому, что их ошибочно приписывали Гуго Сен-Викторскому. В настоящий момент в историографии выделяют следующий корпус работ Гуго: «О монастыре души», «О лекарстве для души», «О птицах», «О браках», «О пастухах и овцах», «Картулярий монастыря святого Лаврентия». Самым известным произведением Гуго Фольетского считается богословский трактат «Об обители души». 184 Подробнее см.: Редькова И. С. Пространство города в экзегетическом трактате Гуго Фольетского «De claustra animae»//Вестник МГУ. Cep. «История». 2012. 1. С. 3–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Петра). Основным свидетельством этого события является свинцовая табличка с надписью XI в., обнаруженная в реликварии П. Р. в кон. XVIII в.; во время Французской революции (1789-1799), когда местный кюре ц. Сент-Альбин в Корби перепрятал мощи, спасая их от уничтожения. В 1918 г., во время угрозы бомбардировки, реликварий с мощами П. Р. был снова спрятан. Ко времени когда его вернули на место, свинцовая табличка была утрачена (ее факсимиле и исследование см.: Corblet J. Notice sur une inscription du XIe siècle provenant de l " abbaye de Corbie. Arras; P., 1866). Оформлению почитания П. Р. способствовали, с одной стороны, осуждение ереси Беренгария Турского, с другой - предшествующее прославление его учителя, Адальхарда I, чья гробница стала местом паломничества. Сохранилось краткое Житие П. Р. в составе рукописи Paris. lat. 12607. Fol. 173v - 176 (кон. XII в.; изд.: ASS OSB. Saec. IV. Luteciae, 1701. Pt. 2. P. 577-579), написанное, вероятно, в кон. XI - нач. XII в. В нем перечисляются труды П. Р., приводится история обретения и перенесения его мощей. Память П. Р. как исповедника отмечена в Мартирологе Невилона XII в. (ркп.: Paris. lat. 17767. Fol. 70v). В раннем списке аббатов Корби П. Р. указан как святой (изд.: Levillain L. Examen critique des Chartes mérovingiennes et carolingiennes de l " Abbaye de Corbie. P., 1902. P. 319). Почитание святого совершалось только в мон-ре Корби и еп-стве Амьен. В Римский Мартиролог память П. Р. была включена только во 2-й пол. ХХ в., после реформ Ватиканского II Собора (1962-1965). Сочинения Богословские Главным сочинением П. Р. является трактат «О Теле и Крови Господа» (De corpore et sanguine Domini; изд.: PL. 120. Col. 1255-1350; De Corpore et Sanguine Domini/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1969. (CCCM; 16)). Сочинение было написано между 831 и 833 гг. для Варина, аббата мон-ря Корвей, ранее монаха аббатства Корби, к-рого П. Р. называет Плацидием. Первоначальный вариант включал стихотворение (инципит: Regis adire), пролог с посвящением Варину и 22 главы (в некоторых рукописях приводится деление на 65 или 99 разделов).

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Неизвестно, когда именно П. Р. рукоположен во диакона, но во мн. произведениях он называет себя диаконом (levita) (акростихи в посвящениях к трактатам «О вере, надежде и любви», «О Теле и Крови Господа» и др.; в «Толковании на Евангелие от Матфея» он смиренно называет себя «худшим из диаконов» (levitarum ultimus)). По-видимому, в этом сане он пробыл до самой смерти. П. Р. в течение мн. лет занимался обучением монастырской братии Свящ. Писанию. Хотя в исследовательской лит-ре иногда встречаются утверждения, что он знал древнеевр. язык, в действительности он лишь имитировал владение им, не зная даже точного порядка букв в евр. алфавите ( Albert B.-S. Anti-Jewish Exegesis in the Carolingian Period//Biblical Studies in the Early Middle Ages/Ed. C. Leonardi, G. Orlandi. Firenze, 2005. P. 191-192). Возможно, у него были нек-рые познания в древнегреч. языке. В 821 г. имп. Людовик Благочестивый решил примириться с родственниками, благодаря чему Адальхард I вернулся на пост аббата Корби. В 822 г. П. Р. участвовал в основании мон-ря Корвей в Саксонии ( Paschas. Radb. Epitaphium Arsenii. I 7). После смерти Адальхарда I в 826 г. П. Р. ходатайствовал при дворе, чтобы следующим аббатом Корби был Вала (Ibid. II 11). Став аббатом, Вала благодаря своему высокому происхождению сохранил независимость от императора и поддерживал его старшего сына - Лотаря I, короля Италии. В результате 2 неудачных мятежей знати Вала был отправлен в ссылку (в Сен-Морис-д " Агон, потом в Нуармутье, а затем в Боббио ). Все это время П. Р. сохранял верность Вале, оставаясь в Корби (указание на то, что вместе с Валой он находился в 1-й ссылке (830), содержится лишь в прологе к соч. «О Теле и Крови Господа», посвященном Варину († 856), аббату мон-ря Корвей). П. Р. взял себе 2-е имя в честь диак. Пасхазия, который упоминается в «Диалогах» свт. Григория I Великого как богослов и участник схизмы антипапы Лаврентия (498-499, 502-506), чью сторону он принял, но, как повествует свт. Григорий Великий, по молитвам одного епископа диак. Пасхазий был очищен от этого греха уже после смерти ( Greg. Magn. Dial. IV 42). П. Р. мог отождествить себя с диак. Пасхазием не только из-за его сана и богословских занятий, но и по той причине, что совершил в юности некий грех, препятствовавший ему принять сан пресвитера; как полагают нек-рые авторы, П. Р. мог намекать на свое участие в мятежах вместе с Валой. Менее вероятно, что 2-е имя он взял в честь Пасхазия из Думия (ныне Думи, Португалия) (кон. VI в.), переводчика Apophthegmata Patrum на лат. язык.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010