Первым познакомил Запад с основами монашеской жизни в середине IV в. Афанасий Великий во время своей ссылки – он оставил там свое жизнеописание преподобного Антония, переведенное на латынь. В то же время и западные епископы, путешествовавшие в IV в. на Восток (например, Евсевий, епископ Верчелльский), знакомились там с монастырской жизнью и по возвращении основывали монастыри у себя в епархиях. В конце IV в. много сделали для создания благоприятного имиджа монашеской жизни в западном обществе Амвросий Медиоланский , Иероним Стридонский , Августин, Мартин, епископ Турский. Иероним, долгое время проживавший на Востоке, в Вифлеемском монастыре, своими письмами оттуда о тихом монашеском житии вдохновил многих знатных мужчин и женщин начать монашествовать. У Мартина Турского было уже до 2 тыс. монахов. В начале V в. Иоанн Кассиан Римлянин познакомился с правилами общежительных монастырей на Востоке и перенес их в Южную Галлию, где в Массилии (Марселе) основал два монастыря. В то же время вначале монашество на Западе не было поддержано с таким энтузиазмом, как на Востоке, и распространялось медленно. Истинным организатором монашеской жизни на Западе (в несколько отличных от Востока формах) стал Бенедикт Нурсийский (около 480–543/4), организовавший, после длительных подвигов, совершавшихся в уединении, в развалинах древней крепости Castrum casinum близ Рима свой монастырь (впоследствии известный как Монтекассино). Бенедикт был приверженцем строгих нравов. В то же время, зная по опыту, что монашеский аскетизм на восточный лад плохо приживается на Западе, он приходит к необходимости внести некоторые изменения в условия монастырской жизни. В правилах, которые он составил для своих монахов в 529 г., Бенедикт не требует тех лишений, которые имели место на Востоке, а единственно заповедует порядок, умеренность и трудолюбие. По его правилам, каждый вступающий в монастырь должен был в течение года выдержать испытание (новициат) и затем дать письменную клятву, что будет выполнять все монашеские правила и никогда не оставит монашеского звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом тотчас же было известно в монастырях Венедикта, и оставленный в монастыре, возлюбленный ученик святого, блаженный Мавр, ни мало не медля, послал за преподобным Венедиктом. Он писал ему: " Вернись, отче: пресвитер, гневавшийся на тебя напрасно, умер злою смертью " . Преподобный, услышав о такой смерти Флорентия, исполнился великой печали и долго о нем плакал; на Мавра же, ученика своего, он разгневался, что тот порадовался смерти Флорентия и наложил на него покаяние; сам же он не захотел вернуться к месту своих прежних подвигов, но переселился на другое место. Однако, переменив жилище, святой не расстался со своим прежним врагом, ибо изобретатель всего злого диавол начал с ним более ожесточенную брань; но сколько он против него ни боролся, угодник Божий, помощью Божьей, остался непобедим. Преподобный Венедикт, уйдя с места своих первых подвигов, отправился в Кампанийскую страну, к городу, называемому Здесь на одной высокой горе он нашел идольский храм, в честь бога Аполлона; вокруг же храма стояла роща. Святой Венедикт идола тотчас же разбил, храм разорил, а рощу срубил и сжег. Спустя немного времени на этом месте он воздвиг церковь во имя святого Иоанна Крестителя, устроил обитель и собрал еще большую В той местности было много язычников, и святой Венедикт, сильный делом и словом, утверждая свою святую проповедь чудесами, многих обратил во Христу. Бесы, не вынося пришествия Венедикта в ту местность и не терпя разорения своих капищ, стали явно нападать на него. Как бы дыша пламенем ярости, они по-римски взывали к нему: - Бенедикт, Бенедикт! Когда же святой ничего им на это не ответил, они закричали: - Ты не Бенедикт, а Маледикт, Маледикт! - Ты проклят, проклят, а не благословен! Что тебе до нас! И зачем ты нас гонишь? Благословенный же Венедикт молитвою и крестным знамением отгонял их от себя, как прах ветром. Когда строилась обитель, и братия, трудящиеся в построении здания, возводили колокольню, - в это время святой, молясь однажды в уединенной келии своей, увидел идущего беса.

http://pravicon.com/info-1963

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Аббатство Монте-Кассино. Фотография. 2015 г. Самнитские укрепления в Монте-Кассино. IV–III до Р. Х. [Монтекассино; итал. Montecassino], католич. бенедиктинское аббатство близ г. Кассино в обл. Лацио, примерно в 130 км к юго-востоку от Рима. Мон-рь подчинен непосредственно Папскому престолу и имеет статус территориального аббатства, соответствующий статусу диоцеза. Основатель монастыря, св. Бенедикт (см. Венедикт Нурсийский ), почитается не только как основоположник ордена бенедиктинцев , но и как отец зап. общежительного монашества . Хотя бенедиктинский орден не имел централизованной структуры и М.-К. никогда не было его адм. центром, аббатство пользовалось особым авторитетом как место подвигов св. Бенедикта и как 1-й монастырь, организованный в соответствии с бенедиктинским уставом. В средние века М.-К. было одним из самых значимых духовных и культурных центров Италии и всей Зап. Европы. Мон-рь находится на вершине отрога горы Кайро, господствующего над долинами рек Лири и Рапидо. Там пролегала Латинская дорога (Via Latina), к-рая вместе с Аппиевой дорогой составляла основной путь из Рима в Юж. Италию. Крепость на месте аббатства была построена осками или вольсками и в IV в. до Р. Х. перешла под контроль самнитов. После победы римлян над самнитами она была включена в состав Римского государства (2-я пол. III в. до Р. Х.). У подножия горы возник г. Кассин (Казин, ныне Кассино), получивший статус рим. муниципия, а примерно в сер. I в. до Р. Х.- статус колонии. К эпохе расцвета города (I-II вв. по Р. Х.) относятся амфитеатр, театр, мавзолей Уммидиев, остатки богатой городской усадьбы («нимфей Понари») и акведука. В V в. в Кассине существовала епископская кафедра ( Lanzoni. Diocesi. P. 173). VI-VII вв. Св. Бенедикт и основание монастыря Сведения о св. Бенедикте и ранней истории мон-ря содержатся в «Диалогах», составленных в 593-594 гг. папой Римским свт. Григорием I Великим (CPL, N 1713). Согласно 2-й кн. «Диалогов», озаглавленной «Жизнь и чудеса достопочтенного аббата Бенедикта», святой происходил «из области Нурсии» (ныне Норча, пров. Перуджа) и учился в Риме. Уже в юные годы он оставил мир, чтобы служить Богу и вести монашескую жизнь (sanctae conuersationis habitum quaesiuit). Сначала за подвижником ухаживала верная кормилица, затем он стал отшельником и поселился в пещере в полном уединении. Через 3 года св. Бенедикта выбрали настоятелем соседнего мон-ря, но после неудачного опыта руководства он вернулся к отшельничеству. Тогда вокруг него собрались ученики, для которых он основал 12 обителей; в каждой из них жили 12 монахов во главе с настоятелем (pater). Среди учеников Бенедикта были юные сыновья римских аристократов, святые Мавр и Плацид . Согласно Григорию Великому, Бенедикт покинул 1-й основанный им мон-рь (см. Субиако ) из-за конфликта с пресв. Флоренцием, к-рый завидовал его духовному авторитету.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Стратегия Кассиодора: не полагаться на королевства и империи, на государственные машины, а создавать альтернативные им центры (социальные, экономические, медицинские, культурные, религиозные etc. etc.). На государственные структуры и механизмы полагаться нельзя; вернее, надежнее, эффективнее оказываются внегосударственные институции; в эпоху обвального крушения тем паче нужно бежать за пределы разрушающих и разрушающихся государственных институций. Изображение Бенедикта Нурсийского V. Стратегия за пределами государства #2: Учреждение альтернативной политии Кассиодор стоит на границе между Империей и Пустыней; он создает нечто вроде ковчега культуры, как бы резервации её — вынужденный к тому крушением классической культурной системы. В то же время и почти в том же месте (это все Италия времен войны остготов и византийцев) жил преподобный Бенедикт Нурсийский (480-547) — один из величайших теоретиков и практиков политики за пределами государства, политики исхода из королевств и империй в Пустыню, создания политического (социально-экономического, духовно-культурного) пространства, альтернативного тому, где вынуждены были действовать Агапит, Прокопий, Боэций и большую часть жизни Кассиодор. Бенедикт предлагает стратегию радикальной политики: не надо действовать на территории королевств и империй вовсе — нужно вести не просто некую радикальную политику, но создать политическое пространство, радикально порвавшее с государствами, пространство внегосударственной политики. «Устав» Бенедикта — конституция нового типа политии — общины альтернативной жизни, внегосударственной автономии. Не в Империи, а тут в Пустыне исполняется политическая программа Агапита: «неравенство приводить к равенству». Что невозможно в Империи — оказывается возможным за её пределами в политиях Пустыни, в политиях совершенного и вполне буквального социально-экономического равенства (ведь монашеские общины суть общины обобществленного труда и собственности). Основанный Бенедиктом монастырь успевает посетить предпоследний король остготов Тотила, которому суждено было быть разгромленным византийцами: его королевство вскорости погибнет — детищу же Бенедикта суждено было дать начало великому множеству общин альтернативной жизни — ставших подосновой средневекового мира — цветущих и поныне: Бенедикт, таким образом, создатель политико-духовной общности безмерно, несравнимо более значительной, чем Империя (имеем ввиду великое семейство бенедиктинских монастырей — а тем самым и во многом всего западного монашества). VI. Стратегия за пределами государства #3:

http://blog.predanie.ru/article/chto-del...

При написании устава Бенедикт опирался на правила святых Василия Великого и Кассиана . По уставу монахи не имели права покидать монастырь и должны были пребывать в нем постоянно. Они обязаны были беспрекословно повиноваться избранному аббату. В бенедиктинских монастырях строго соблюдалась общность имущества. Устав предписывал монахам строгое воздержание, послушание и труд, причем не только физический, но и умственный (в частности, работа в скрипториях). Умственный труд, как обязательную форму монашеского послушания, Бенедикт позаимствовал у Кассиодора – знатного римлянина, приглашенного королем остготов Теодорихом ко двору в качестве историографа и написавшего «Историю готов», не сохранившуюся до нашего времени. Покинув двор Теодориха, Кассиодор основал монастырь «Виварий». Своими корнями, кровью и плотью Кассиодор был представителем античной культуры. Свой монастырь он сделал исключительно ученым. Практически это был огромный скриптории, где переписывались все известные в то время сочинения античных авторов, копии с которых рассылались отсюда по всей Западной Европе. «Божье дело», молитва , труд – эта иерархия ценностей устава Бенедикта легла в основу средневекового западного христианства. Благочестивое чтение считалось путем к совершенству. Четко регламентированный и лишенный аскетических крайностей устав Бенедикта Нурсийского способствовал широкому распространению бенедиктинских монастырей в Западной Европе, которые сыграли значительную не только духовно-религиозную, но и цивилизаторскую роль. Бенедиктинство было благословлено одним из главных учителей христианства, папой Григорием I Великим. Перу Григория I принадлежит биография Бенедикта Нурсийского , которого поддерживали также представители франкских династий, знатные сеньоры. Бенедикт Нурсийский канонизирован католической Церковью . За время своего существования (начиная с VI в.) бенедиктинские монастыри дали миру тысячи писателей, богословов, епископов, архиепископов. Из стен этих монастырей вышло 24 папы и тысячи католических святых. Бенедиктинство рало огромную роль в духовно-религиозной жизни Западной Европы. В XVII бенедиктинские монастыри начали объединяться в конгрегации. Самой известной бенедиктинской конгрегацией в XVII в. была конгрегация Св. Мавра во Франции. В ней занимались историей бенедиктинства, биографией Бенедикта Нурсийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианизация Европы создавала единую основу для возрождения цивилизации, рухнувшей вместе с Римской империей. Христианство становилось тем религиозно–идеологическим фундаментом, на котором строились новые экономические отношения. Однако будучи фактически двоеверием, христианство полуязыческого образца не могло стать движущей силой подлинного духовно–культурного возрождения. Духовенство все более проникалось светскими интересами. Подобно тогдашней знати, оно стало проводить время в пирах, охоте и войнах. Образованность среди клира катастрофически падала, а алчность и распутство процветали. В этот период особенно возросла роль монашества, как носителя просвещения, как института, чуждавшегося мира и его соблазнов. Монашество было призвано стать оплотом Церкви в суровые дни раннего средневековья. Однако по–разному понимая цели и характер своего призвания, прежнее монашество не представляло единой духовной силы и было достаточно разобщено. Монашеству требовался новый устав, который бы строго регламентировал все стороны его жизни и четко определил его место в жизни Церкви и общества. Создать такой устав выпало на долю св.Бенедикта Нурсийского. Св.Бенедикт Нурсийский (ок.480 — ок.543) и западное монашество Монашество, под руководством св. Афанасия Александрийского и св. Василия Великого, было главной опорой Церкви на Востоке. Точно так же стараниями Бенедикта из итальянского города Нурсии оно стало играть важнейшую роль в духовной жизни Запада. Будучи еще совсем юным, Бенедикт вел аскетическую жизнь. Жил он в пригородах Рима. К 30 годам стал аббатом монастыря. Он повел решительную борьбу со злоупотреблениями и светскими нравами, которые к тому времени проникли за монастырские стены. Но монахи не собирались отказываться от сытой и удобной жизни. Бенедикту пришлось снова удалиться в места своих юношеских подвигов. Вскоре к пещере, где жил молодой отшельник, стали стекаться люди, жаждавшие духовного утешения. Многие из них селились здесь же, в той благодатной атмосфере, которая царила около св. Бенедикта. Так появилось несколько новых монастырей. Но не обошлось без интриг, и Бенедикт с несколькими друзьями около 520 года поселился на горе Монте–Кассино. Там он начал активную миссионерскую деятельность и на месте храма Аполлона построил обитель, где прожил до конца дней. В этой обители он и создал свой знаменитый «Устав монастырской жизни».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Наибольшее число таких документов, датируемых X-XIII веками, хранилось в архивах бенедиктинской обители. В середине X века Монтекассино подвергся набегам сарацин и был сожжен ими. Сразу же после этого события насельники монастыря предприняли меры, чтобы возродить свое хозяйство, и, как повествует монастырская хроника, наместник Монтекассино, «вскоре призвав из соседних, не опустошенных сарацинами земель во владения этого монастыря, нуждавшегося в земледельцах, крестьян, поселил их там с семьями. Он заключил как с теми, кого он застал там, так и с теми, которых он собрал, либеллярное соглашение (на условии), что они ежегодно будут давать монастырю... седьмую часть (урожая) пшеницы, ячменя и проса, с вина же – третью часть» 26 . В конце X – начала XI века на землях, прилегавших к монастырю, было сооружено большое число крепостей с тем, чтобы обезопасить обитель от дальнейших набегов сарацин. С XI века у монастыря появляется собственное кораблестроение; «выход к морю открыла аббатству Монтекассино подаренная ему в 1066 году крепость Торре-ад-Маре (у впадения реки Гарильяно в море). Аббатство завязало оживленную торговлю с рядом портов Тирренского моря и с Востоком» 27 . Монастырь Монтекассино освобождался от уплаты торговых пошлин. Все эти события значительно укрепили центр бенедиктинской конгрегации, что обусловило дальнейший рост ее влияния в странах Европы. При аббате Дезидерии (1027–1087) в 1068 году были обретены мощи преподобного Венедикта 28 , место захоронения которого было утрачено из памяти поколений насельников в период многочисленных разрушительных нашествий варваров. Сам Дезидерий, происходивший из лангобардской герцогской семьи, написал труд о деяниях основателя Монтекассино – преподобного Венедикта 29 . В это время монастырь достиг своего расцвета: были воздвигнуты новые корпуса, собрана богатая коллекция древних рукописей. «Велика была роль Монтекассинского аббатства в поддержании литературных связей с Византией. Из многочисленных переводов с греческого, предпринятых в XI веке в Южной Италии, немалая часть принадлежит монахам аббатства, которым нередко случалось посещать Константинополь с различными дипломатическими миссиями и по церковным делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Богослужебное последование, известное как повечерие (completorium), появилось из следующей практики: по субботам и воскресеньям после вечерни предлагалась особая трапеза, после чего совершалось и особое моление (только в эти дни – перед отходом ко сну). Это моление поначалу не имело названия. Как отмечается в литературе, «вторая matutina (=первый час) и молитва перед отходом ко сну (в дальнейшем – повечерие, completorium) возникли иначе, чем предыдущие часы, а именно – из обстоятельств монашеской общинной жизни, тогда как для “старших” часов наличествует библейское обоснование. Этот порядок, теперь приспособленный к монашеской жизни, потребовалось обобщить и закрепить для западного монашества, что и произошло в Правилах св. Бенедикта». На Западе именно Бенедикт Нурсийский первым записал для основанного им монастыря Монтекассино порядок совершения часов. Этот порядок не был совершенно новым, он продолжал практику Римской церкви. В старую схему уже до него были введены первый час и повечерие (completorium). Вечерня относится к Часам дня. Таким образом, молениями дня были первый, третий, шестой, девятый часы и вечерня (vesperae), а молениями ночи – повечерие (completorium), полунощница (nocturnum) и хвалитны (laudes). Это распределение, учитывающее равновесие между отдельными часами, многие считают свидетельством «умеренности» как основной добродетели Бенедикта и в молитве, и во взглядах на труд монахов. Так, относительно вечерни предписывается, чтобы она совершалась во второй половине дня, пока еще не требуется освещения светильниками, а повечерие завершает течение дня в монастыре. Бенедикт первым сообщает о том, что псалмы были распределены на все седмичное богослужение. Тем не менее, он не противник свободы и не настаивает непременно на своем распределении – при условии, что, как минимум, в течение седмицы вся Псалтирь будет прочитана полностью, по принципу: Psalter per hebdomadam, Scriptura per annum. Когда ок. 580 г. лангобарды разрушили монастырь Монтекассино, бенедиктинские монахи спаслись бегством и нашли убежище в Риме. Папа Геласий II отвел им помещения при Латеране, и вскоре здесь возникли несколько их монастырей. В следующие столетия и при других церквах Рима явились бенедиктинские монастыри. Бенедиктинцы взяли на себя совершение Часов в базиликах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распорядок жизни в монастыре был более строгим и четким, чем за его стенами. Иерархический принцип, лежащий в основе монастырской общины, отражал представление христианского сознания о Боге как о Творце и центре мира. Послушание поддерживало иерархию, во главе которой стоял старец (настоятель, игумен) . Часто случалось так, что духовником становился не настоятель монастыря, а старец. Именно он и ведал вопросами духовного воспитания. Жертвенность, бескорыстие, справедливость и немногословие считались плодами такого воспитания. Перенимая все лучшее у монашества, городское и сельское население приобщалось к христианской жизни. Так распространялось просвещение. 7. Что было в сосудах святого Бенедикта Нурсийского Святой Бенедикт Нурсийский родился в Италии, в христианской семье, в конце V столетия. Казалось бы, не было никаких препятствий для того, чтобы жить мирной благочестивой жизнью в стенах отчего дома. Однако он сам выбрал путь странника. В Риме юный студент смог приобщиться к различным наукам. Уже в этот период ярко проявился характер святого. То, что для большинства было правильными и полезными словами, Бенедикт воспринял сердцем, и Господь щедро наградил его Своей благодатью. Юный студент не просто соглашался с тем, что говорилось в Церкви и Священном Писании, он жаждал исполнить все, что слышал. Он с детства хотел быть монахом. Для него монашеское одеяние было святыней, чудесным даром, которым он желал обладать. Влечение к уединению, к отказу от мира в то время было вполне объяснимо. Италия много страдала от варварских набегов и междоусобиц. На это же время приходятся многочисленные эпидемии чумы. Но вряд ли будущий святой много размышлял о войнах или о болезнях. Ощущение конца человеческой истории, апокалипсиса, пронизывает все Средневековье. Думается, и все жившие тогда христиане осознавали ужасающую и необходимую перемену во всей вселенной. Их отношение к людям всегда носит особенный оттенок, который можно выразить словом жалость . Святые жалеют людей. Это была не та жалость, которая унижает человека или делает его должником. Это было небесное веяние утешения . Святость можно сохранить только в сосуде бескорыстия и чистой любви, который удерживает на своей ладони сам Бог.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Порта Нигра (Черные ворота) в Трире. II в. Порта Нигра (Черные ворота) в Трире. II в. Согласно Верденскому договору (843), территория совр. Л. отошла т. н. Срединному королевству (земли Лотаря I), после его распада в 855 г.- Лотарингии; после ее разделения на Нижнюю и Верхнюю (959) оказалась на границе между ними в составе Свящ. Римской империи. Собственно история Л. начинается со 2-й пол. X в. В апр. 963 г. Зигфрид, граф в Мозельгау, обменял у монастыря св. Максимина в Трире часть своих земель на укрепление под названием Люцилинбург (castellum quod dicitur Lucilinburhuc), расположенное на возвышенном месте Бокк, при впадении р. Петрус в Альзет, где была естественная защита от нападения врагов - крутые обрывы к рекам. Преимущество географического положения и покровительство владетелей способствовали постепенному развитию замка и поселения вокруг него. В 973 г. по просьбе Зигфрида имп. Оттон I направил 40 монахов из трирского аббатства св. Максимина в мон-рь Эхтернах, чтобы реорганизовать его в соответствии с идеями клюнийской реформы . Новый аббат Равангер вернул в мон-рь бенедиктинский устав (см. ст. Венедикт Нурсийский ). Действовавший с момента основания обители монастырский скрипторий достиг своего расцвета в XI - нач. XII в., при аббатах Гумберте (1028-1051), Регимберте (1051-1081) и Тиофриде (1081-1110). Правнук Зигфрида Конрад, унаследовав в 1059 г. владения отца, стал 1-м носителем титула «граф Люксембургский» (в совр. историографии известен как Конрад I, гр. Люксембургский). До своего паломничества на Св. землю Конрад I в 1083 г. основал напротив замка Люксембург бенедиктинский мон-рь во имя св. ап. Петра (впосл. известный как Альтмюнстер), ставший важным религ. центром и усыпальницей потомков своего основателя. В 1123 г. монастырь перешел в непосредственное подчинение Папскому престолу. В том же году гр. Вильгельм I получил от папы разрешение на изменение маршрута крестных ходов 26 соседних с г. Люксембургом приходов, к-рые совершались ежегодно в 3-ю пятницу после Пасхи. С тех пор жители окрестностей города сходились к мон-рю Альтмюнстер, а не к кафедральному собору в Трире, как ранее, что предоставляло местным ремесленникам и земледельцам возможность более успешно вести торговлю и обмен товарами.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010