В Италии долгое время не было льняных одежд. С усилением связей с другими землями, однако, сюда начало поступать все больше льняной ткани. Лучшую поставляли атребаты, племя, жившее недалеко от нынешнего Артуа. Иероним, например, говоря об этом, жестко укоряет отпавшего от монашества Иовиана: вместо своей прежней шерстяной туники он носит теперь атреватийский лен 279 . Сенека упоминает египетского священника с характерным прозвищем senex linteatus 280 , – признак того, насколько необычным было ношение льняных одежд в его окружении в то время. Но уже в третьем веке в Риме почти повсеместно вошел в моду обычай носить льняные туники 281 . В четвертом веке почти везде в Римской империи под шерстяной туникой носили льняную рубаху. Об этом свидетельствует Августин, когда он пишет об «обычным порядке» ношения одежд 282 : «нижние одежды из льна, верхние – из шерсти». Поэтому не удивительно, что несколько позднее льняные вещи, поддеваемые под верхнюю накидку, упоминаются как у монахов, так и у монахинь. Приблизительно в конце пятого века Кесарием Арелатским и Бенедиктом Нурсийским это воспринималось как почти само собой разумеющееся. Ферреол, епископ Юзеса, напротив, запрещал это в своем монашеском правиле 283 ; монахи древнего шотландского монастыря в Кил-Росе также никогда не надевали льняных одежд 284 . Несколько раз сообщается, что египетские монахи использовали льняную ткань для облачения усопших. Так, Мелания, благородная римлянка, рассказывает о своей поездке к египетским монахам 285 , что она покинула пустынь, после того, как «приготовила святого для погребения, обвила его тело льном и погребла». Она, таким образом, следовала древнему египетскому обычаю, согласно которому тела мертвых обматывались льном, – впрочем достаточно широко распространенный обычай. Об одном старце в Ските рассказывается: когда он был близок к смерти, братья собрались у одра, облачили его (в одежды умирающего) и начали оплакивать 286 . В других местах погребальные облачения описаны точнее. Так, авва Иаков Младший, будучи в сомнении и охваченным страхом по поводу того, к кому он должен присоединиться, к православным или к несторианам, «надел свои смертные одежды, как будто собрался умирать. Ибо египетские отцы», – говорится дальше 287 , – «имеют обычай сохранять до смерти левитон, в котором они принимают святую схиму, а также кукулий, и завещают похоронить себя в них».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религии (монашеские организации) Организаци монашеского типа называются религиями (religiones). В этих организациях в официальном порядке выражены обеты соблюдения «евангельских советов» о послушании, целомудрии и бедности. В религиях обязателен общежительный устав. Члены религий именуются религиозами (по сути, это монахи). Всего в РКЦ около 1,5 млн. религиозов, из которых 300 тыс. мужчин и 1,2 млн. женщин. Мужских монастырей около 30 тыс., а женских - более 90 тыс. Различаются два вида религий: религиозные ордена и религиозные конгрегации. I. Религиозные ордена В религиозных орденах существуют обеты простые и обеты торжественные. Торжественные обеты даются на всю жизнь и связаны с полным отречением от собственности. Если после этого монах вступает в брак, то брак признается незаконным и расторгается. Простые обеты могут быть пожизненные или временные. При этом человек не отказывается от собственности и не ограничивается использованием собственности. Человек, принявший временный обет, может выйти из ордена по окончании срока обета. Это предосудительно, но не отделяет от РКЦ. Брак, заключенный с нарушением простого обета, предосудителен, но не подлежит расторжению. Практика входа в ордена обычно происходит по следующей схеме. Вначале дается простой временный обет, по окончании которого дается простой пожизненный обет. И лишь через некоторое время (обычно 7-8 лет) дается уже торжественный обет. Члены религиозных орденов именуются: мужчины - регулярами, а женщины - монахинями. Крупнейшие религиозные ордена перечислены ниже. 1. БЕНЕДИКТИНСКИЙ орден основан преп. Бенедиктом Нурсийским в V-VI вв., создателем западного монашеского устава, который был единым на западе до разделения. Основной принцип - молись и трудись. Бенедиктинцы прославились как ученые монахи, особенно в патрологии. И сейчас это ученый орден, ведущий научную богословскую работу. Известен ликёр «Бенедиктин», приготавливаемый из плодов виногардников, принадлежащих ордену. Сейчас орден насчитывает около 12000 мужчин и 7000 женщин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Святой отказался, но попросил Хлотаря II заботиться о мон-ре, и король щедро одарил обитель. До того как Колумбан поссорился с Теодорихом II, монахи Л. получали от этого короля не только богатые пожертвования, но, вероятно, и привилегии ( Wood. 1998. P. 108-109; Fox. 2014. P. 21-23, 43-44). При Хлотаре II аббатство получило большие земельные владения и средства из казны. Грамоты, выданные мон-рю королями или епископами, не сохранились. В сборнике формул Маркульфа, составленном, вероятно, на рубеже VII и VIII вв., Л. назван в числе важнейших франк. монастырей, обладавших иммунитетом на основании королевских привилегий (libertatis privilegium - MGH. Leges. 5: Formulae. P. 39). Расцвет Л. связывают с деятельностью аббата св. Вальдеберта (629-670), ученика св. Евстасия. В этот период выходцы из обители основали множество мон-рей в Галлии. Так, св. Филиберт основал мон-рь Гемметик (см. Жюмьеж ); св. Садальберга - мон-рь в Лингонах, впосл. перенесенный в Лавдун (ныне Лан; епископом Лавдуна стал Хагноальд, брат Садальберги, прежде бывший монахом в Л.); св. Бургундофара (Фара) возглавила мон-рь Эбориак (ныне Фармутье), основанный для нее Евстасием. Насельники Л. и др. мон-рей колумбановской традиции следовали «уставу Колумбана» (regula Columbani). По свидетельству Ионы, Колумбан составил монашеское правило для Л. и Фонтан, но совр. исследователи полагают, что речь идет о своде устных предписаний, а не о полноценном письменном уставе или тех правилах, к-рые сохранились в рукописях как сочинение Колумбана (напр.: Diem. 2002; Idem. 2011). По мере увеличения числа насельников в Л. и расширения сети монастырей правила Колумбана были либо дополнены, либо заменены уставом св. Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский ), менее строгим и более четко регламентировавшим внутреннюю жизнь монастырей. В источниках VII в. Л. упоминается как образцовая монашеская обитель, правила которой были примером для насельников мн. др. мон-рей (подробнее см. в ст. Колумбан ). Скрипторий Скрипторий, действовавший в Л.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

Подпишитесь на наш Телеграм Джорджо Агамбен Джорджо Агамбен — живой классик философии, и как не обрадоваться, что в центре современной мысли — для столь многих неожиданно, неуместно, даже скандально — оказывается христианское монашество. Пахомий Великий, Василий Великий, Бенедикт Нурсийский и т. д. — эти древние авторы, которых «никто не читает», — вдруг у «модного» философа, в только что переведенной на русский книге «Высочайшая бедность». Наверное же, монахи интересны всяким «теологам», ну, может, историкам, но не современной философии — неинтересны уже столько веков, с Ренессанса начиная (впрочем, «имеющие уши слышать да слышат»: христианство — принципиально важная тема для Фуко, Деррида, Жижека, Жирара…). Общая жизнь Агамбен считает, что христианское монашество есть нечто фундаментально актуальное для современного Запада. В монашестве был рожден ряд реалий и проблем, определяющих историю, современность и будущее Запада: отношения бытия и практики, отношение жизни и права, проблематика жизни вместе, специфическое переплетение — так никем и не развязанное — онтологии-жизни-политики-права-экономики. Всё это родилось в монашеской попытке общей жизни вне права и собственности, желающей стать всеохватывающей литургией. Не присвоение, а пользование — вот цель монашества и непреложная задача Запада. Монашество так переплетает этику-право-политику, что эти вещи не могут быть понятыми в современности без понимания монашества (17 — здесь и далее даю номер страницы, откуда взял пересказываемую мысль Агамбена: Джорджо Агамбен. «Высочайшая бедность. Монашеские правила и форма жизни», Издательство Института Гайдара, М. — СПб., 2020). Киновия есть вид политики, столь сильно определивший западную политику в целом, что и сейчас мы не видим всех её следствий (90). Общая жизнь — вот совершенная, райская, радостная, святая, истинная жизнь, как она показана в Книге Деяний и как она практиковалась монахами. Монашество исходило из идеала всеохватывающей коммунитарной жизни (23–25). Совместная жизнь есть идеальный образ жизни, она сама по себе — добродетель (28). «Коммунитарная жизнь», — говорит Агамбен, а мог бы сказать «социалистическая», «коммунистическая», но так бы разговор политизировался бы в ту сторону, в какую Агамбен не хочет, политические темы он развернет по-другому.

http://blog.predanie.ru/article/monashes...

Обе формы апостольского Предания обладают тем, что может быть названо «благодатью начала», ибо в них оформился «добрый залог», доверенный нам изначально. Позднее мы рассмотрим более подробно, в чем состоит это «неписаное Предание». Здесь же мы хотели бы, прежде всего, задаться вопросом о том, как сами отцы понимали свою верность «началам». То же самое отношение, которое было у Василия Великого к церковному Преданию своего времени, мы находим и у его ученика Евагрия Понтийского в отношении к духовному Преданию монашества. Вот что он писал монаху Евлогию, разъясняя отдельные вопросы духовной жизни: «Не по делам праведности, которые мы бы сотворили» 30 , достигли мы этого, но поскольку имеем «пример здравого учения» 31 , слышанного нами от отцов, и были свидетелями некоторых их деяний. Но все есть вышняя благодать, что даже грешникам, показуя козни соблазнителей, говорит: «что ты имеешь, чего бы не получил?» И потому, принимая дар, мы должны благодарить дарителя, не приписывая себе славу чести и не скрывая дара. Поэтому благодать говорит: «А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже обогатились», – говорит она, – вы, лишенные дел, вы, кто начали учить, «уже пресытились» 32 . Первая причина, по которой нельзя рассматривать самих себя как «учителей», состоит в необходимости смиренного признания того простого факта, что все мы – получающие. Те «отцы», на которых ссылается здесь Евагрий, – это, среди прочих, его собственные учителя св. Макарий Великий и одноименный ему александриец, через которых он пролагает связь к «первенцу анахоретов», Антонию Великому , а через него далее, к самим истокам монашества. В другом отрывке Евагрий идет еще дальше: Необходимо расспрашивать о путях, которыми правильно шествовали до нас монахи, и самим направляться по ним. Ибо в том, что они говорили и делали, можно найти много хорошего 33 . «Пример здравого учения» отцов и «их прекрасные деяния» – вот образец – ибо и это значение имеет греческое слово (hypotyposis), переводимое как «пример», – которому надлежит следовать! Именно по этой причине уже с самых ранних времен стали не только собирать «слова и деяния отцов», но и часто их цитировать. На Западе Бенедикт Нурсийский и не мыслил иначе, когда, помимо собственных «Правил для новоначальных», он отсылал к doctrinae sanctorum Patrum как непременной норме для всех, кто стремится к совершенству 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Существует множество других свидетельств об англичанах в Византии. Известно, что английские солдаты понесли тяжелые потери, сражаясь за византийцев против норманнов при Дирраке (Дураццо) в 1081 году. Император Алексей пожаловал англичанам землю на берегу Никомидийского залива, чтобы они построили там укрепленный порт. Между 1101 и 1116 годами некий линкольнширец по имени Ульфрик возвратился в Англию из Константинополя, чтобы вербовать солдат в византийскую армию. Английские солдаты сражались также при обороне города от крестоносцев в 1204 году; современный французский писатель Робер Клер пишет, что у этих англичан были свои священники. Из бытовых свидетельств мы знаем, что в середине XIV века на рождественском пиру у императора потомки английских переселенцев пожелали приветствовать его на их собственном наречии. Что стало с этими англо-саксонскими поселениями после захвата Константинополя в 1453 году турками – неизвестно. По-видимому, те поселения, которые оказались под властью турок, объединились с греческими, а новоанглийская колония на северном побережье Черного моря слилась с русским народонаселением. Православные святые Британии и Ирландии, изображенные на иконе 66 Аван (Afan), Августин Кентербериийский (Augustine, †604), Адомнан (Adomnan), Адриан (Adrian, VI в.), Адриан Кентерберийский (Adrian of Canterbury, †709/710), Айдан (Aidan, †651), Албаний (Albanus, III в.), Альдгельм (Aldhelm, † ок. 700), Альфеге (Alphege, †1012), Асаф (Asaph, VII в.), Аустель (Austel), Беда Досточтимый (Beda Venerabilis, Беуно (Beuno, VI в.), Бирин (Birinus), Бранвал- Православные святые Британии и Ирландии ладер (Branwallader, VI в.), Брендан Мореплаватель (аб. Клонфертский; Brendan, 522-†575), Бригита Килдарская (Brigit, †525), Венедикт/ Бенедикт Нурсийский (Benedict of Nursia, 480-†ок. 550), Вонифатий/Бонифаций (Boniface of Crediton, 675-†754), Гильда 500-†ок. 570), Давид Уэльский (David, VI в.), Дениол (Deniol, †ок. 584), Дублитир (Dublitir), Дунстан (Dunstan, 909-†988), Иллтуд (†нач. VI в.), Кадок (Cadoc), Кедд (Cedd, VII в.), Келлан (Cellan of Peronne, VII в.), Кей (Kew), Киаран (Снагап of Clonmacnois, VI в.), Колман (Colman, VII в.), Колум мак Кримтайн (Colum mac Crimthain of Terryglass, VI в.), Колумбан (Columbanus, 543-†615), Колумкилле (Columcille, 521-†597), Комгалл (Comgall of Bangor, VII в.), Кутберт (Cutbert, 634-†687), Лаврентий (Laurence, †619), Маелруайн (Maelruain), Меллит (Mellitus, VII в.), Мохолд (Maughold, †498), Ниниан (Ninian, сер. V в.), Патрик/ Патрикий Ирландский (Patric/Patricius, 390-†461), Паулин (Paulinus, VII в.), Самсон (Samson), Трилло (Trillo, V в.), Фин(н)иан (Fin(n)ian of Clonard, 512-†ок. 545), Ферси (Fursey, VII в.), Феодор Тарсийский (Theodore of Tarse, †690), Эгберт (Egbert, VIII в.), Юст (Justus, VII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобным же образом это описывается в Regula Monachorum Исидора Сивильского 408 . Здесь содержится предписание: «Одежды нельзя распределять одинаково между всеми, это должно происходить по-разному – они должны ему выдаваться так, как этого требует возраст или статус монаха. … Нужно смотреть на нужду каждого брата: у кого есть – пусть этим довольствуется, у кого нет – надо ему дать». Кесарий Арелатский предписывает своим монахам теми же словами, что и Бенедикт Нурсийский : «Пусть аббат распределяет еду и одежду. Как четко установлено, никто не должен иметь никакой собственности, то справедливо также и то, что все необходимое нужно получать от почтенного отца (a sancto Abbate)» 409 . Девам, живущим в монастыре, Кесарий в своем правиле предписывает 410 : «сестры, ответственные за надзор, должны приготовить все необходимые одежды и давать их всякий раз, когда их сестры в них нуждаются». Ферреол из Юзеса решает этот вопрос следующим образом 411 : «Помимо достаточного минимума монах не должен иметь никакой одежды. Он не должен получать ничего, кроме того, что аббат посчитал необходимым для ежедневного использования. Ибо Господь велит ученикам «не носить двух одежд». Эти две туники нужно считать не по количеству, как обычно одевают зимой, но именно как те, которые сохраняют после употребления». Правила Пахомия также допускают несколько больше. Хотя основатель ордена точно предписывает, какие вещи должен иметь монах, он добавляет, что нельзя более иметь ничего без дозволения игумена. Здесь можно предположить, что в особенных случаях допускалась и дополнительная одежда. Например, о больном брате, так или иначе, надо было позаботиться: старший должен был принести ему одежды столько, сколько нужно, больному нужно было лучше питаться, позволялся какой-то избыток и в другом 412 . Иного мнения придерживается Василий. Его монахам предписывалось носить единственную одежду, днем и ночью, в доме и на улице; она всегда должна быть одна и та же, ибо Священное Писание запрещает владеть двумя одеждами. Монаху, который стремится к уничижению, также не подобает иметь более одной одежды 413 . В этом случае, судя по всему, также нужно думать о похожем на одно из выше указанных толкование Ферреола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Топос «возникновение источника», восходящий к Священному Писанию , также является общехристианским 208 , хотя и имеет определенные отличия в произведениях кельтской и римской традиции. В «Житии св. Феликса» описание чуда, связанного со сверхъестественным появлением воды, имеет заметные кельтские черты. Отличие от кельтских житий состоит в том, что для них характерной деталью является источник, родник, а не рукотворное хранилище, как в «Житии св. Феликса» (с. 794). Однако все, что касается самой воды, имеет параллели в кельтских житиях. Так, Беда пишет, что, несмотря на очень жаркое лето, в хранилище, наполнявшемся за счет дождей, «было достаточно воды» (с. 794) для нужд святого, пока он скрывался в своем тайнике. Согласно Беде, Господь «при безоблачном небе доставил Своему исповеднику благодать таинственной росы, которой подкреплялся жаждущий, смотря по тому, какова была его потребность» (с. 794). Постоянное количество воды, зависящее от нужд святого, упоминается и в описании чудесного источника, возникшего по молитве св. Катберта. В изображении анонима и Беды источник возникает после молитвы, произнесенной святым. Однако, согласно анониму, вода появляется немедленно, «вырываясь из каменистой земли» (VA, L III, 3). Это соответствует кельтской агиографической традиции. В «Житии св. Колумбы» также упоминается об источнике, появившемся по благословению святого 209 . Это совпадает с описанием источника в «Жизни «галльских» отцов» Григория Турского 210 , причем в обоих случаях, как и в житии анонима, подчеркивается, что вода с силой бьет из земли. Беда ориентируется на описание аналогичного чуда, совершенного св. Бенедиктом Нурсийским 211 , причем, как и св. Григорий Великий , делает акцент на смиренной молитве святого. Источник, появляющийся по молитве святого, обнаруживается братией на следующий день, а не сразу после молитвы. Описание самого источника в житии Беды имеет кельтскую параллель. Беда пишет: «эта вода чудесным образом удерживалась в своих первоначальных границах, так что она никогда не переливалась через край и не заливала пол; ее количество не уменьшалось по причине истощения ее запаса, но милость Подателя так умеряла ее, что она не превосходила нужд пользующихся, но и не убывала» (VB. 19). У Григория Турского также рассказывается об источнике, возникшем по молитве святого, в котором количество воды сохранялось неизменным, так что святой «получал ее каждый день ровно столько, сколько было необходимо для него и для мальчика, который был дан ему в услужение» 212 . Таким образом, в описании этого чуда, типичного для всей христианской агиографии, Беда соединил черты двух традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В описании начального периода жизни св. Катберта и аноним, и Беда отличаются и от авторов римской традиции, и от Эдди. Оба варианта «Жития св. Катберта» начинаются с описания жизни героя, когда ему исполнилось семь лет. Ни тот, ни другой не сообщают никаких сведений о происхождении Катберта. Но позже аноним упоминает о благочестивой женщине, «вдове и монахине» по имени Кенсвида (VA L. III, 7), которая воспитывала героя с семи лет до его совершеннолетия. Беда опускает и это единственное упоминание о человеке, который был близок его герою в миру. Можно предположить, что он сделал это, потому что Кенсвида не была родственницей святого, а всего лишь его воспитательницей. Сведения о ней не относились к разряду «род и отечество». Необычность такого начала и потребность в традиционном рассказе о детстве святого ощущались столь сильно, что это привело к составлению в XII в. небольшой книги «Libellus de Nativitate S. Cuthberti» – «Книжечка о рождении св. Катберта» 192 . Согласно этой книге, Катберт является внебрачным сыном ирландского короля, что вполне соответствует топике детства в ирландской агиографической традиции. Эта история была закреплена и в иконографии святого. Так, несколько витражей Йоркского собора 193 посвящены событиям, о которых не писали ни аноним, ни Беда, например, сцене рождения святого, где присутствует мать – принцесса с длинными золотыми волосами. Описание «хода» жизни святого также имело свой набор «общих мест». Так, существовала топика поведения героя жития. Одной из характерных черт святого, его внешности было мирное и радостное выражение лица. Упоминания об этом встречаются в произведениях, принадлежащих к разным традициям. В описаниях внешности египетских отцов часто упоминаются взор, «сиявший духовной радостью» 194 , «веселое лицо» 195 ; в монастыре св. Аполлоса не было «ни одного печального лица» 196 . Согласно св. Григорию Великому , св. Бенедикт Нурсийский даже со своими обидчиками беседовал «с веселым лицом» 197 . «Сияющее лицо» святого встречается как топос внешности в раннеирландских житиях 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Но общий результат должен быть выражен в такой формуле: монашество египетское, несмотря на то, что оно вносило в окружающую его среду элементарное христианское просвещение, не заявило себя развитием науки в высоком смысле этого слова, ни даже особым покровительством. Лучшее, что можно сказать о нем, это то, что оно могло уживаться с нею и не препятствовать ей. Теперь несколько слов о темных сторонах монашества. Нет течения такого светлого по своему началу, которое не подняло бы и мутной воды. И к широко разлившемуся по Египту монашеству весьма рано примкнуло довольно сорных элементов тогдашнего общества. Как показывают имена первых монахов, главный контингент давало коптское простонародье. Вместе с своей сильной волей оно вносило в монашескую жизнь и грубость своих привычек, – Бежали не только от мира с его соблазнами, но и от податей. Искали в монашестве прибежища и явные преступники. И далеко не все подобные адепты творили плоды достойные покаяния. Уже Пахомий предписал самым строгим образом... Чтобы понять, на какие прочные основы в общественном настроении мог опереться Бенедикт Нурсийский , нужно припомнить, что к этому времени Рим пять раз был взят неприятелем и два раза разграблен (Hrz., 463), что на месте западной империи возникло остготское королевство, и итальянец стал подданным варвара. Общественное сознание было жестко принижено и те мотивы, которые направляли людей в монастыри в IV в., в VI-м в. действовали с особою силою. А с другой стороны западное монашество еще в IV в. выдержало огненную пробу такой критики, какой восточное еще не испытало. Иовиниан противопоставил тем взглядам, которыми жило заурядное монашество, цельное, мотивированное нравственное мировоззрение, Вигилянтий подверг их едкой, безжалостной критике, но и тот и другой потерпели поражение от выдающихся вождей Запада, и монашество было надолго гарантировано от подобных же критических взглядов. Иовиниан в 80-х годах IV в. жил в Риме и известен был как строгий монах. Кажется, смерть Блезиллы в 384 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010