Орден бенедиктинцев — самый древний. Он возник еще в V веке. Его основателем был святой древней неразделенной Церкви Бенедикт (или, в нашем произношении, — Венедикт) Нурсийский. Это был монах, подвижник благочестия, который организовал первые монашеские общины на Западе и дал им устав, основанный на восточных уставах. Известен девиз преподобного Венедикта: " Молись и трудись " , который он положил в основу своего монашеского устава. В XII — XIII веках возникли Ордена францисканцев и доминиканцев, названные по именам своих основателей — католических подвижников Франциска и Доминика. Вступавшие в Орден францисканцев давали обет нищенствования. Орден доминиканцев известен в истории прежде всего тем, что именно ему было поручено ведение инквизиционных процессов, то есть процессов по выявлению, суду и казни мнимых или действительных еретиков. Сами доминиканцы любили называть себя иначе, употребляя некоторую игру слов. Дело в том, что по-латыни Domini canes — " собаки Господни " . Они так и называли себя, подчеркивая свою охранительную и антиеретическую роль. Интересно, что у нас в истории было нечто похожее с опричниками. Они присваивали себе подобный символ. Наверное, более всех других католических Орденов известен Орден иезуитов. Он основан в 1534 году испанским дворянином Игнатием Лойолой со специальной целью — противодействия протестантизму и вообще борьбе с любыми некатолическими конфессиями. У иезуитов есть так называемый специальный четвертый обет, которого нет ни в каком другом монашеском Ордене. Три обычных монашеских обета — безбрачие, послушание и нестяжательство — всем известны, они одинаковы на Востоке и на Западе. У иезуитов есть еще обет абсолютного послушания папе. Орден иезуитов построен очень своеобразно и интересно. Там существует многоступенчатая иерархия. Есть послушники, есть так называемые новички; на следующей ступени человек дает три обета — и потом только избранные дают обет абсолютного послушания папе. Из них уже выбираются руководящие члены Ордена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

«В последовательном своем развитии монашеские ордена, от бенедиктинцев до францисканцев и доминиканцев, представляют ряд, начинающийся с умеренной воздержности до аскетизма, доведенного до границ самоуничижения. Основанное в 910 году Клюнийское братство старалось в строгости жизни превзойти бенедиктинские монастыри. Учрежденные в 1084 году картезианцы старались превзойти клюнийцев, а учрежденные в 1096 г. цистерцианцы – тех и других» 69 . Но, несмотря на большие изменения, происходившие в монашеской жизни, Устав преподобного Венедикта оставался основным законом для большинства иночествующих вплоть до XIII столетия. Картезианцы, цистерцианцы и представители других орденов, выделившихся из бенедиктинского братства, признавали этот Устав как основу для создания своих конгрегаций. На протяжении около полутора тысяч лет Устав преподобного Венедикта издавался огромное число раз, с комментариями и без них. Достаточно отметить, что только до 1595 года (начальный период книгопечатания) Устав выдержал уже более ста изданий 70 . Оценивая деятельность преподобного Венедикта в целом, прежде всего следует подчеркнуть, что наиболее впечатляющим является тот факт, что он сам, по-видимому, никогда и не догадывался о грандиозных последствиях понесенных им трудов. Ничто в его Уставе не указывало на то, что он написал его с целью распространения в других монастырях, помимо основанного им. Святые отцы Церкви замечали, что человек, начинающий дело, благословляемое Богом, почти никогда не осознаёт это. «Как Ромул, строивший первоначальную ограду Рима, не представлял себе, что он порождает одну из величайших наций древнего мира, так и Бенедикт не отдавал себе отчета в гигантском деле, которое должно было выйти из пещеры в Субиако и с вершины Монтекассино» 71 . С позиций современного православного богословия, деятельность братства преподобного Венедикта представляется как последовательное проявление великой идеи победы духовного над материальным, как ступени, по которым простые христиане постоянно стремились приблизиться к нравственному совершенству, имеющему своей конечной целью обожение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Получив известие о кончине отца (28 янв. 814), Л. Б., опасаясь мятежа группировок франк. знати, поспешно отправился из Аквитании в Ахен и принял власть над империей. Его наследственные права и имп. титул были подтверждены на собрании знати. Пытаясь подчеркнуть легитимность и укрепить свою власть, Л. Б. организовал повторную имп. коронацию, проведенную 5 окт. 816 г. папой Римским Стефаном IV (V) в кафедральном соборе в Реймсе. Понтифик возложил на головы Л. Б. и его супруги Ирмингарды золотые короны, доставленные из Рима (одна из них якобы принадлежала имп. Константину Великому). Прибыв в Ахен, Л. Б. сразу попытался упрочить контроль над придворными: он отправил в мон-ри своих незамужних сестер и незаконнорожденных сводных братьев Гуго, Дрогона и Теодориха, а сподвижников Карла Великого выслал в провинции (Вала был вынужден стать монахом в Корби , Агобарда назначили на архиепископскую кафедру Лиона). Их место заняли люди из аквитанского окружения Л. Б., к-рые вскоре получили важнейшие гос. и церковные должности. Имп. канцелярию возглавил пресв. Элизахар, королевский библиотекарь Эббон был возведен на Реймсскую архиепископскую кафедру (816), Клавдий стал епископом Турина (816/7), а Иона - епископом Орлеана (818). Смена придворных советников свидетельствовала о новом политическом курсе Л. Б., направленном на унификацию всех сторон жизни в империи франков (т. н. обновление империи - renovatio imperii Francorum). Церковная политика Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) После воцарения Л. Б. Бенедикт Анианский, Элизахар, Эббон и Агобард получили возможность распространить на всю империю церковную реформу, начатую в Аквитании. На Соборах в Ахене (816-819) были приняты постановления, призванные более четко разграничить монашеские общины, обязанные следовать единому для всех уставу св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ), и общины каноников, для которых был разработан особый свод правил - «Institutio canonicorum» (подробнее см. ст. Каролинги , разд. «Монастырская реформа»). Участники Соборов высказались в пользу унификации монастырских «обычаев» (consuetudines) и свободных выборов аббатов. Церковные преобразования продолжались и после отставки Элизахара (819) и кончины Бенедикта Анианского (821).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНК [лат. Concas, Conchas; франц. Conques], католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция). История Мон-рь Спасителя и св. Веры Мон-рь Спасителя и св. Веры Аббатство было основано в горном ущелье у слияния рек Дурду и Уш, на территории графства Руэрг (в 37 км к северу от г. Родез). Происхождение названия (от лат. concha - раковина) обычно связывают с формой ущелья и неровной поверхностью горных склонов. Точных сведений о времени и об обстоятельствах основания мон-ря нет. В источниках (часть из них была фальсифицирована в XI в.) содержатся противоречивые данные. В картулярии аббатства, составленном на рубеже XI и XII вв., при аббате Бегоне III (1087-1107), сохранилось только 7 грамот, датируемых ранее 900 г. Самая ранняя грамота, к-рая признаётся подлинной,- дарственная местного сеньора Леутада (801) аббату Мадральду (Медральду) и насельникам мон-ря Пресв. Девы Марии, расположенного в местности Конкас (Concas). В грамоте сообщается, что монахи соблюдали Устав св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ). В завещании Дадилы, аристократа из Септимании (813), упоминается о мон-ре К. (Conchis), посвященном Спасителю. В договоре мены (concambiaria) между К. и монастырем Пресв. Девы Марии в Лане, заключенном в сент. 823 г. при участии Клермонского еп. Стабилиса по поручению имп. Людовика Благочестивого (814-840), аббатом К. назван Анастасий. Ранее основными источниками сведений по ранней истории мон-ря считались грамоты имп. Людовика Благочестивого и короля Аквитании Пипина II (838-864) (эти грамоты не были включены в картулярий). В имп. грамоте, датированной 8 апр. 819 г. (изд.: Cartulaire. 1879. P. 409-411; Oudart. 1997), сообщается, что некогда в место под названием Конк пришел подвижник Дадон, чтобы вести там уединенную жизнь. В ущелье скрывались от сарацин неск. христиан, к-рые решили построить ораторий; Дадон принял участие в сооружении часовни.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

С. 162. Бенедиктинцы — католический монашеческий орден, основанный в VI b. Бенедиктом Нурсийским (480–543) и широко распространившийся в средневековой Европе. 84 С. 164.. .что, например, значит метла, лопата, чумичка, ухват? — Здесь имеется в виду статья А. Н. Афанасьева «Религиозно-языческое значение избы славянина», где говорится: «Изба для славянина была не только домом в обиходном смысле этого слова, местом жилья: она представлялась ему таинственным капищем, в котором пребывало благотворное светлое божество очага и в котором совершались обряды в честь этого пената. Изба была первым языческим храмом» (Отеч. зап. 1851. Июнь. С. 56). И далее: «…атрибуты кухни и очага — кочерга, помело, голик, ухват, лопата, сковорода и проч. — получили значение орудий жертвенных и удержали это значение даже до позднейшей эпохи языческого развития» (там же. С. 57). Свое ироническое отношение к идеям Афанасьева Достоевский высказал в еще более резкой форме в статье 1861 г. «Г. — бов и вопрос об искусстве» (см.: наст. изд. Т. 12). Печатая «Село Степанчиково» в журнале Краевского, Достоевский писал брату 20 октября 1859 г.: «Помнишь — литературные суждения п ка Ростанева о литературе, о журналах, об учености „Отеч записок“ и проч. Непременное условие: чтоб ни одной строчки Краевский не выбрасывал из этого разговора. Мнение п ка Ростанева не может ни унизить, ни обидеть Краевского. Пожалуйста, настой на этом. Особенно упомяни». 85 С. 166. Вы помещик; вы должны бы сиять, как бриллиант, в своих поместьях — Не думайте, чтоб отдых и сладострастие были предназначением помещичьего звания — Не отдых, а забота, и забота перед богом, царем и отечеством! Трудиться, трудиться обязан помещик, и трудиться, как последний из крестьян его! — Наставления Фомы пародируют наставления Гоголя русскому помещику: «Возьмись за дело помещика, как следует за него взяться в настоящем и законном смысле взыщет с тебя бог, если б ты променял это званье на другое, потому что всяк должен служить богу на своем месте, а не на чужом. .» (Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 322). В той же статье «Русской помещик» Гоголь дает и еще более конкретные наставления: «Заведи, чтобы при начале всякого общего дела ты вместе с ними вышел бы на работу, а в работе был бы передовым, подстрекая всех работать молодцами, похваливая тут же удальца и укоряя тут же ленивца И где ни появляйся, появляйся так, чтобы от твоего прихода глядело все живей и веселей, изворачиваясь молодцом и щеголем в работе Возьми сам в руки топор или косу…» (там же. С. 324, 325). Отмечено Ю. Н. Тыняновым. 86

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Уклад монашеской жизни в Монте-Кассино получил отражение в написанном святым Венедиктом уставе («Regula Benedikti»), в котором святой собрал и осмыслил аскетический опыт западного и восточного монашества. Святой Венедикт хотел, как он сам о том говорит, создать «школу служения Господу». При составлении своего устава он опирался также на монашеский устав «Правила учителя» («Regula magistri») неизвестного автора. Примеры практического устроения монашеской жизни святой Венедикт находил и в Священном Писании, и в земной жизни Иисуса Христа. Главный акцент в уставе сделан на принципах монашеского общежития как основного средства достижения святости жизни и на добродетелях смирения и послушания. Св. Бенедикт Нурсийский поучает монахов. Средневековый манускрипт Широко известны 72 правила устава святого Венедикта. 1. Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами. 2. Любить ближнего, как самого себя. 3. Не убивать. 4. Не предаваться блуду. 5. Не красть. 6. Не завидовать. 7. Не лжесвидетельствовать. 8. Уважать всех людей. 9. Не делать другим того, чего бы не желал себе. 10. Отвергаться самого себя. 11. Умерщвлять свою плоть. 12. Не привязываться к тому, что приятно чувствам. 13. Любить пост. 14. Облегчать участь бедных. 15. Одевать нагих. 16. Посещать больных. 17. Хоронить мертвых. 18. Поддерживать находящихся в испытании. 19. Утешать печальных. 20. Чуждаться мирских нравов. 21. Не предпочитать ничего, кроме любви Христовой. 22. Не предаваться гневу. 23. Не помышлять о мщении. 24. Не хранить в сердце лукавства. 25. Не давать ложного мира. 26. Не оставлять милосердия. 27. Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником. 28. Быть правдивым как сердцем, так и устами. 29. Не воздавать злом за зло. 30. Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, которая будет совершена против тебя. 31. Любить своих врагов. 32. Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением. 33. Терпеть гонение за правду. 34. Не быть надменным. 35. Не быть пристрастным к вину. 36. Не быть жадным к еде.

http://pravoslavie.ru/4109.html

Монашество стало всеобщим увлечением, и самые знатные особы считали за честь принять постриг. Богатые аристократы нередко передавали в дар местным епископиям все свое имущество, обрекая наследников на полуголодное существование. Императору Карлу Великому пришлось даже давать специальное разъяснение о порочности данной практики. Но это не изменило ситуации, и девиз Римского папы Григория VII Гильдебранда (1073-1085): «Бегство от мира для службы Церкви, господствующей над миром» был чрезвычайно популярен. Общий религиозный подъем, вызванный усилиями монахов Клюни, еще более расширил круг поклонников этой идеи. Сотни и тысячи молодых аристократов из самых знатных семей предавали себя Богу, пополняя ряды аскетов . Не являлась каким-то невиданным исключением, например, семья герцога Витгера (Бельгия), где монахами стала сама герцогиня св. Амальберга Мобёжская, ее дочери св. Гудула, святая покровительница Брюсселя, св. Фараильда, и сын св. Эмеберт, епископ города Камбре. Добавим, что еще одна дочь – св. Рейнельда прославлена Римо-католической церковью в сане мученицы; она, мирянка, была обезглавлена гуннами в ходе их нашествия в 700 г. Очень часто аристократы становились организаторами новых монашеских орденов и аскетических практик. Создатель Бенедиктинского устава св. Бенедикт Нурсийский являлся отпрыском знатного графского рода. Основатель Цистерцианского ордена св. Роберт также принадлежат к знатному роду Шампани, став на путь монашества в 15 лет. А создателем ордена премонстранцев являлся сын графа Вестфалии св. Норберт Лаонский, настолько известный своим аскетизмом, что Римский понтифик предоставил ему « missi о canonica», т.е. право проповедовать там, где св. Норберт сочтет нужным . Орден гранмонтанов, основанный в 1077 г. св. Этьеном де Мюре (1044-1124), объединил монахов, вдохновленных самыми суровыми формами аскетизма. Их отличало одиночество, крайняя бедность, отказ от чего бы то ни было земного, включая, конечно же, доходы, недвижимое имущество и скот. Они жили отшельниками, никогда не брали денег за мессу и требы, а случайно появившиеся средства тут же раздавали нуждающимся, за что получили прозвище «добряков» . Бескорыстность братии и строгость соблюдения устава расположили к ним сердце Английского короля Генриха II (1154-1189), который даже в своем завещании 1170 г. повелел похоронить себя в главной обители гранмонтанцев к великому неудовольствию придворных, озадаченных нарушением древних обычаев .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

На Западе туники святого Мартина и первых галло-романских монахов Мармутье были мешкообразными, не такими широкими, как обычно, и повязывалась на теле веревкой. Поверх нее носили паллий, закрывавший затылок и плечи и окутывавший всего человека. Капюшон, судя по всему, тогда не носили 397 . Автор Жития Юрских отцов говорит об одежде этих аскетов: обычно они имели тунику, которую во время холодов подбивали мехом. Этого требовала погода в горах. Поверх нее надевали накидку с кукулем, к ней добавлялся также капюшон. Длиной накидка была от головы до пят. Иногда ее заменяли скапулярием из грубого материала. Видимо это была дополнительная накидка, меньшая размером, покрывавшая тело только до колен и локтей. По сторонам она имела отверстия. Такой ее показывают художественные изображения, не слишком отдаленные по времени и месту 398 . В путешествиях и во время визитов монахи носили кожаные сандалии на ремнях, а зимой и во время полевых работ – деревянную обувь 399 . Венедикт Нурсийский давал каждому тунику, которая, видимо, надевалась прямо на голое тело. Вокруг опоясывались кожаным ремнем, по ночам вместо него повязывали более широкий пояс. Под cuculla Бенедикт понимает накидку с кукулием; не понятно, достигала ли она до пят. Накидка не имела рукавов, была закрыта спереди. Снималась она через голову. Во время работ ее меняли на scapulare, видимо, на накидку меньшего размера, подобную описанной выше. Она покрывала грудь и спину, руки и ноги оставались открытыми. Во время путешествий надевали нижнее белье 400 . Regula Magistri во всех случаях разрешает кальсоны. Зимой они должны быть шерстяными, летом льняными. Кроме того, носили панталоны (pedules) и небольшие обмотки (fasciolae), а также обувь, подбитую гвоздями. Туника, служившая также рубашкой, зимой была из грубой шерсти, а летом льняная. Для ночного времени предусматривалась отдельная туника, которая одевалась только для исполнения ночных послушаний. Поверх нее носили паллий, зимой шерстяной, а летом из льна 401 . В древнем шотландском монастыре в Киль-Росе нижняя одежда монахов было из белой шерсти и достигала до колен. Ее использовали на работах. Верхняя одежда состояла из накидки (называлась Birrus или Amphiballus), которая покрывала и голову, и тело; судя по всему, она имела и капюшон. Монахи повязывали ее кожаным ремнем. Так они одевались ежедневно на молитву, в ней шли на работы, в ней и спали 402 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

161 Бланшо Морис (р. 1907) — французский романист, литературный критик, литературовед. Роб-Грийе Ален (р. 1922) — французский писатель, один из основоположников «нового романа», утверждающий принципы «шозизма» — обезличенного повествования о вещах; автор романов «Ластики» (1953), «Ревность» (1957) и др. 162 Ален ( наст. имя Эмиль Огюст Шартье, 1868—1951) — французский литературный критик и философ, антиклерикал. Сторонник рационализма Декарта, требовал от художественной прозы чистоты стиля, силы логики. Вейль Симона (1909—1943) — французская писательница и философ, сторонница христианства; активно искала, пути социальной справедливости. В годы второй мировой войны была членом организации «Сражающаяся Франция». Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ-идеалист; главным средством постижения бытия считал интуицию — непосредственное «схватывание» мира и жизни; автор книг «Материя и память» (1896), «Творческая эволюция» (1907) и др. Барт Ролан (1915—1980) — французский литературный критик-структуралист, один из ведущих представителей «новой критики». В книге «Нулевая степень письма» (1953) впервые сформулировал понятие «письма» как знаково-символического образования, которым пытался заменить понятие «литература»; оказал значительное влияние на неоавангардистский « новый новый роман». Бланза Жан (1906—1977) —французский романист и литературный критик, участник движения Сопротивления; автор романа «Гартан» (1957). Вел раздел «Хроника романа» в еженедельнике «Фигаро литерер». 166 «Игра любви и случая»(1730) — пьеса Пьера де Мариво (1688—1763). Бенедиктинцы — старейший из католических монашеских орденов, основанный в Монтекассино (Италия) Бенедиктом Нурсийским (529), давшим ордену устав. Расцвет ордена приходится на IX— XIII вв. Жубер Жозеф (1754—1824) — французский писатель-моралист, автор «Мыслей, эссе, максим», изданных в 1842 г. Жанмер Рене (выступавшая под именем Зизи Жанмер, р. 1924) — известная французская балерина; с 1950 г. одновременно выступала в мюзик-холле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБСЕРВАНТЫ [лат. observantes - соблюдающие], в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций). Стремление к реформе, под к-рой понимался возврат к первоначальным нормам и духовным идеалам, было характерно для всей истории западноевроп. средневек. монашества. Так, лозунги возврата к первоначальному Уставу св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) были характерны для лидеров клюнийской реформы и для основателей новых орденов в кон. XI-XII в. (в т. ч. для цистерцианцев ). По мнению исследователей, движение О. существовало в период с посл. трети XIV в. по первые десятилетия XVI в. ( Roest. 2009. P. 446). Движением были охвачены в том или ином виде практически все католич. ордены монашеские (за исключением картузианцев ), но наиболее активно оно проявилось в нищенствующих орденах . Среди причин возврата к строгому соблюдению первоначальных уставов называют рост апокалиптических ожиданий в европ. обществе, связанный с многочисленными войнами, эпидемиями (в особенности «черной смертью» в сер. XIV в.), экономическими кризисами, папским расколом (см. Схизма в католической Церкви ), распространением «народных ересей» и др. В одних случаях инициаторами реформы выступали представители самих монашеских орденов, в других - местные епископы или представители светской власти. Наибольшей известности движение О. достигло в ордене францисканцев , в к-ром его инициаторами стали последователи спиритуалов , осужденных рядом папских и соборных решений в 1-й трети XIV в., но сохранивших позиции в итал. общинах. Основателем движения францисканцев-О. считается Паолуччо Тринчи. В 1368 г. он с разрешения орденских властей создал в пустынной местности Бруньяно (Умбрия, Италия) конвент, члены к-рого соблюдали Устав св. Франциска Ассизского во всей его строгости (особенно в том, что касалось обета бедности).

http://pravenc.ru/text/2578085.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010