Преподобный Венедикт Нурсийский: один из «авторов» европейской цивилизации Как монашеские принципы легли в основу гражданского общества 27 марта, 2022 Как монашеские принципы легли в основу гражданского общества Жить своим трудом, вести торговлю, молиться, но без фанатизма — в VI веке преподобный Венедикт пишет устав монашеской жизни. Через века орден, основанный преподобным, остается жить, а принципы, которые он определил в уставе, стали основой всей европейской цивилизации. Если вы когда-то путешествовали по Европе и заходили в храмы и монастыри, то наверняка неоднократно видели католических монахов в простом, обычно черном облачении с накидкой, похожей на фартук — скапулярием. Это бенедиктинцы — представители самого древнего западноевропейского монашеского ордена, наследники преподобного Бенедикта (Венедикта) Нурсийского, который также считается святым покровителем Европы. Преподобный Венедикт жил в конце V – середине VI веков. Еще подростком, оказавшись в Риме, он быстро понял, что в столице слишком много суеты и мало духовности. К тому же Рим пал под ударами германцев, и в городе находиться было небезопасно. Новые правители Одоакр, а затем Теодорих уже исповедовали христианство (арианского толка), но общей культурой, так сказать, не блистали — новые народы еще только начинали вступать в христианское наследство. Св. Бенедикт и монахи-бенедиктинцы. Настенная роспись из монастыря г. Нима. Франция. 1129 г. Юноша уходит в горы, где встречается с монахом-отшельником по имени Роман. В 510 году молодого, тридцати лет от роду, но уже опытного монаха Венедикта избирают своим игуменом монахи из соседнего пещерного монастыря. Настоятель устанавливает новый, довольно строгий, распорядок жизни в обители с чередованием труда и молитвы, чем вызывает неудовольствие братии. В ходе конфликта происходит безобразный эпизод: монахи пытаются отравить вино для Евхаристии, чтобы убить строгого игумена. План проваливается, но преподобный Венедикт покидает обитель и основывает несколько общин. Центром становится монастырь в Монте-Кассино — позже он был признан официальным первым монастырем Европы. Именно здесь преподобный пишет свой устав. По сей день он остается основой монашеской жизни в Европе.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-venedikt-n...

Из своих скудных запасов он приносил Преподобному пищу, которую Венедикт поднимал на веревке в свое убежище. По прошествии трех лет, в 497 году, его случайно обнаружили местные пастухи. Они отнеслись к нему с благоговением, чувствуя, что видят перед собой благочестивого подвижника. Слава о новом отшельнике распространилась настолько широко, что ему пришлось выйти из уединения, а в 510 году монахи расположенного вблизи пещерного монастыря Виковаро избрали преподобного Венедикта своим настоятелем. Пользуясь настоятельской властью и авторитетом, преподобный Венедикт установил в монастыре строгий порядок, предписывая насельникам постоянно заниматься физическим трудом и молитвой. Но вскоре выяснилось, что идеалы монашеской жизни расходятся с привычками братии этой обители; монахи были недовольны нововведениями преподобного Венедикта. Как сообщает святой Григорий Двоеслов , монахи даже пытались умертвить своего настоятеля, отравив вино, приготовленное для совершения Евхаристии. Но от крестного знамения, совершенного преподобным Венедиктом, раскололась деревянная чаша и обнаружился злой умысел монахов 15 . Отечески упрекнув их, преподобный Венедикт покинул Виковаро, вернулся в свою пещеру, но уже не обрел прежнего уединения. Число последователей преподобного Венедикта постоянно увеличивалось, и вскоре в Субиако возник новый монастырь. Часть монахов проходила послушание под руководством самого преподобного Венедикта, а остальных он объединил в общины по 12 человек, назначив настоятелями своих ближайших учеников. Около 520 года вокруг Субиако образовалось 12 таких монастырей, подчинявшихся преподобному Венедикту. Кроме постоянной молитвы и ежедневного труда, монахи взяли на себя обязанности воспитателей и учителей. «Многие уважаемые патриции отдавали своих детей на воспитание Бенедикту; так, сенатор Эквиций привел к нему своего сына Мавра, Тертулл – своего сына Плацида, и оба эти юноши, воспитанники Бенедикта, стали впоследствии апостолами в Галлии и Сицилии» 16 . В Субиако, опекаемый своей сестрой Схоластикой, преподобный Венедикт прожил многие годы, занимаясь составлением Устава созданного им ордена. Слава Преподобного постоянно росла, и это порождало неприязнь со стороны духовенства Виковаро, которое поставило своей целью изгнать великого подвижника из его обители. Претерпев различные козни от завистников, преподобный Венедикт решил уклониться от бессмысленной борьбы: в 528 году он вместе с частью своих последователей покинул Субиако и направился в Монтекассино – небольшое местечко, расположенное в Кампанье, на полпути между Римом и Неаполем. Читать далее Источник: Августин (Никитин), архимандрит. Преподобный Венедикт Нурсийский//Богословские труды. 1980. Вып. 21. С. 221-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Если все эти предписания постоянно выполняются, то подвижник восходит на последнюю, 12-ю ступень лествицы: от наемничества к сыновству, считая себя виновным во многих грехах, обратив взор свой в землю подобно евангельскому мытарю ( Лк. 18, 13 ). «Прошедший же все эти степени смирения монах, – учит преподобный Венедикт, заканчивая 7-ю главу, – доходит до такой любви Божией, которая вон изгоняет страх, в силу коей он всё, что прежде соблюдал не без труда и не без страха, начинает соблюдать без всякого труда, как бы естественно, не по страху геенны, а по любви ко Христу и по услаждению добродетелями, которые Господь благоволит Духом Святым влагать в сердце труженика Своего, очищенного от грехов и страстей». «Полный отказ от своей воли, избавление от думы о том, что нужно делать, чего не нужно, возможность обрести полный мир душевный без всякого напряжения и колебания мысли, строго придерживаясь Устава, – вот, что проникает все мысли Устава бенедиктинцев... Таковы были правила Бенедикта, вскоре распространившиеся в Европе, снискавшие всему монастырскому движению необыкновенный почет в народе, давшие, наконец, ордену громадные земельные имущества, которые отписывали в его пользу лица, поступавшие в него, или благочестивые миряне» 59 . 34 Новейшее и наиболее авторитетное издание Устава преп. Венедикта в семи томах с обстоятельными комментариями исследователей-бенедиктинцев находится в «Sources Chretiennes», (Adalbert de Vogüé, Jean Neuf uille. La règle de Saint Benoît, vv. I-VII. Paris, 1971–1977). 35 С. С. Аверинцев. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. Сборник «Из истории культуры средних веков и Возрождения». М., 1976, с. 41. 38 Следует отметить, что начальные слова Устава: «Ausculta, о fili!» («Слушай, сын!») стали атрибутом преп. Венедикта в западной средневековой иконографии; они воспроизводились на рукописи Устава, которую он держал в своих руках. 42 «Histoire générale du travail. II. L’age de l’artisanat» par Ph. Wolff et F. Mauro. Paris, 1960, p. 74. 52 В 531 г. преп. Венедикт был приглашен папой Бонифацием II (530–532) на собор в Риме (см.: Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви, т. III, СПб., 1882, с. 111). Читать далее Источник: Августин (Никитин), архимандрит. Преподобный Венедикт Нурсийский//Богословские труды. 1980. Вып. 21. С. 221-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

A.A. Аннин Монашество на Западе Сейчас в лоне Католической Церкви насчитывается около миллиона монашествующих, и подавляющее большинство из них – женщины. В последние десятилетия число людей, решивших принять монашеский постриг, постоянно сокращается. Почему? Быть может, потому, что многие католики уже не видят в монашестве некое особое поприще, исполненное духовного подвига. И спрашивают: а чем, собственно, жизнь монаха отличается от обычного, мирского существования? Действительно, западное монашество чуть ли не с самого начала отличалось от восточного. В первые века нашей эры иноческая жизнь зародилась на христианском Востоке, а в Европу идеи иночества проникли только в IV столетии. Тогда учитель Церкви, святой Афанасий Александрийский , перевел на латинский язык жизнеописание основателя отшельнического монашества, преподобного Антония Великого . Много потрудились для распространения монашества на христианском Западе такие подвижники, как святители Амвросий Медиоланский и Мартин Турский, блаженные Иероним и Августин. Так, святой Иероним долгое время подвизался в Вифлеемском монастыре в Палестине. Оттуда он писал послания о тихой монашеской жизни. Эти письма вдохновили многих знатных мужчин и женщин Европы принять иноческий постриг. Мартин Турский собрал вокруг себя около 2 тысяч монахов. Иоанн Кассииан, муж образованный, путешествовал по восточным монастырям, изучил их строгий, общежительный уклад и перенес эти принципы иноческой жизни на юг нынешней Франции. Там он в начале V века основал два монастыря. Однако уже в то время деятели Церкви говорили: «Жители Европы куда менее склонны к добровольным лишениям, чем люди христианского Востока». Осознавал это и преподобный Бенедикт Нурсийский , которого Церковь именует организатором западного монашества. Пытаясь устроить в Италии строгую обитель по образцу восточных монастырей, он возбудил столь сильное негодование братьев-монахов, что вынужден был уйти прочь. Святой Бенедикт вспоминал: «Они даже хотели убить меня, потому что суровый образ жизни, постоянное пребывание в трудах, посте и молитве им не по нраву». Зная по опыту, что аскетическая монашеская жизнь туго прививается на Западе, Бенедикт в начале VI века составил для иноков более мягкий, щадящий устав. «Порядок, умеренность и трудолюбие – вот наши главные правила. Монахи должны обеспечивать себя пропитанием, изучать Священное Писание, обучать и воспитывать детей в школах. Все имущество у монахов должно быть общее. Иноки полностью подчиняются настоятелю, отсекая собственную волю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«Христианам нужно напомнить о Христе скорее себе, чем внешнему миру» В «Выборе Бенедикта» вы пишете, что сегодня мир по сути отверг христианство, и христиане вынуждены сосредоточиться исключительно на внутренней духовной жизни, на утверждении личной веры. Что подтолкнуло вас к таким выводам? Я стал отцом. Мой первый сын появился на свет в Нью-Йорке в 1999 году. Опыт всех людей, у которых рождаются дети, более или менее одинаковый: ты начинаешь задавать себе конкретные вопросы о будущем. Вот и я задумался: какой мир мы оставим нашим детям? И главное, как воспитать их христианами. Я начал ощущать, что образ жизни современной Америки, ее гиперкапитализм и готовность людей полностью подчинить свое сознание информации, почерпнутой из СМИ, блокируют нашу способность передавать традиции детям. Году в 2004-м кто-то дал мне книгу «После добродетели» философа Аласдера Макинтайра. Он написал ее в 1981 году и уже тогда поражался, насколько условия нашей жизни напоминают период заката Западной Римской империи. После эпохи Просвещения мы утратили нравственную интуицию, писал Макинтайр. Всë это время мы пытались построить мир, в котором можно обходиться без Бога, но так в этом и не преуспели. Отсюда множество неразрешенных споров: люди не могут договориться даже о базовых понятиях! В конце книги Макинтайр пишет, что все мы сегодня ожидаем, когда же появится новый Бенедикт Нурсийский. Святой Бенедикт явился на развалинах Римской империи. И я задумался: а что, если бы его последователь появился сегодня на обломках западной постхристианской цивилизации? Как он советовал бы нам действовать, чтобы сохранить нашу веру и передать ее детям? Святой Бенедикт — мой небесный покровитель, и в 2015 году я отправился в паломничество в монастырь Монте-Кассино, основанный святым Бенедиктом, закрытый в 1800 году и возобновленный в 2000 году. Заодно я хотел повидаться с его настоятелем, отцом Кассианом (Фолсомом). Я поделился с ним своими мыслями о будущем христианства, и он сказал: «Я думаю, что у христиан, которые сохраняют лишь внешнюю оболочку церковной жизни, просто не хватит сил вытерпеть то, что на нас надвигается».

http://foma.ru/my-obsuzhdaem-budushhee-h...

…самбийского правителя. – Самбия – часть Пруссии, завоеванная орденом к середине XIII b. Затор – город в Силезии (ныне в Бельском воеводстве), находившийся во владении одной из ветвей местных Пястов. …поход на татар. – Витовт принял у себя изгнанного золотоордынского хана Тохтамыша (ум. в 1406), разбитого в 1395 г. Тимуром (Тамерланом) (1336—1405) и в 1398 г. ханом Заволжской орды Темир-Кутлуем (Тимур-Кутлуком). Витовт взял Тохтамыша в союзники, чтобы получить через него владычество над всей Русью. На реке Ворскле в 1399 г. они были разбиты главой золотоордынского войска Едигеем (1352—1419). Спытко (Спытек) из Мельштына (до 1362—1399) – краковский воевода. Выдвинулся на одно из первых мест среди знати; не принадлежа к княжескому роду, получил от короля в 1387 г. в управление Подолию. Комес (лат.) – звание, которым в Польше титуловали в XI—XII bb. высших сановников. В XIII b. оно распространилось на знать вообще, встречалось в документах до середины XIV b. Злоторыя. – По утверждению Длугоша, в 1394 г. Януш «воздвиг на реке Нареве, на земле и в княжестве своего удела, новую крепость, которую назвал Злоторыей», а появившиеся крестоносцы сожгли все укрепления еще не законченного деревянного замка, князя же посадили «на кобылу и, связав ему под брюхом той кобылы ноги», отвезли к «прусскому магистру» (Длугош Я. Грюнвальдская битва. М.; Л., 1962. С. 34). Повесть о Вальгере Прекрасном (Вальцеже Удалом) – польская переработка западного сюжета о Вальтере Аквитанском, приведена в «Великопольской хронике» Годзислава Башко (конец XIII b.). аббат ста деревень (лат.). … святой Бенедикт из Нурсии, святой Маурус, святой Бонифаций, святой Бенедикт из Аниана и Иоанн из Фтоломеи… – Бенедикт Нурсийский (480—543) – реформатор западноевропейского монашества, основатель монастыря Монтекассино (близ Неаполя) и ордена бенедиктинцев. Далее перечислены другие чтимые этим орденом святые. Бригитта (1303—1373) – шведская принцесса, основательница женского монашеского ордена. Была причислена к лику святых в 1391 г. Тут роль сыграли хлопоты враждовавшей с Тевтонским орденом Маргариты (1353—1412) – королевы Дании, Норвегии (с 1387) и Швеции (с 1389). До нас дошли фрагменты польского перевода «Откровений святой Бригитты», сделанного, согласно одному из предположений, в конце XIV b.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

В Уставе св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) определялось, что тот, кто желал стать монахом, должен был 4 или 5 дней смиренно ожидать у ворот монастыря, претерпевая поношения. Затем его могли пустить в дом для гостей (cella hospitum), где он находился еще неск. дней (Reg. Ben. 58; в толковании на Устав св. Бенедикта, составленном в 40-х гг. IX в. Хильдемаром из Корби, и в его редакциях, которые приписывают аббату Василию и Павлу Диакону, говорилось, что новиций должен 2 мес. провести в доме для гостей). После этого новиция переводили в келью для новоначальных (cella noviciorum), где он принимал пищу и обучался под рук. старшего монаха (senior). Особенностью Устава св. Бенедикта было установление троекратного испытания, чтобы проверить намерение новиция вести монашеский образ жизни для дев - после 2-го, 8-го и 12-го месяца пребывания в мон-ре. Только после этого новиций приносил обеты и полностью присоединялся к братии. На продолжительность Н. оказало влияние визант. законодательство. В 535 г. визант. имп. Юстиниан I (527-565) ввел 3-летний испытательный срок для всех тех (как рабов, так и свободных), кто желали стать монахом; до истечения этого срока было запрещено постригать и давать монашеское одеяние (Novell. Just. 5. 2. 1). Однако в 546 г. постановление было скорректировано: игумен мог принимать решение о времени пострига свободного человека, а в отношении рабов, колонов или совершивших преступления он должен был проводить дознание в течение 3 лет и совершать постриг только в том случае, если препятствий для него не обнаруживалось (Idem. 123. 35). В 592 г. визант. имп. Маврикий (582-602) в связи с нашествием аваров и славян и необходимостью увеличения набора в армию издал эдикт, согласно к-рому рекрутам, солдатам и гос. служащим запрещалось становиться монахами до окончания срока службы (RegImp. Bd. 1. S. 14). Этому постановлению как нарушающему «божественный закон» воспротивился папа Римский свт. Григорий I Великий (590-604) ( Greg. Magn. Reg. Epist. III 61, 64). В 597 г. он, комментируя для епископов имп. эдикт, писал лишь о 3-летнем испытательном сроке при принятии в мон-рь бывш. военных и гос. служащих (Idem. VIII 10), а в 600 г. сократил срок испытания до 2 лет (Idem. X 9).

http://pravenc.ru/text/2577791.html

Посмертная слава подвижника распространилась широко по миру, имя его стало известно всему христианскому Востоку, народное почитание святого Симеона послужило основанием для его официальной канонизации вместе с его сопостником и другом Иоанном. Иные духовные черты и иной образ святости являет преподобный Бенедикт или, согласно греческой и славянской орфографии, Венедикт Нурсийский , подвизавшийся не на сирийской, но на противоположной, западной окраине империи. И до него на Западе, в особенности в Ирландии, но также в Италии и Галлии, существовали монашеские общины, и все же устроение монастырей там главным образом связано с его именем, так что святой Бенедикт почитается как основатель западного монашества, более определенно – самого древнего из западных монашеских орденов, названных его именем. Преподобный родился в Умбрии близ города Нурсия (современная Норча) около 480 г. в патрицианской семье. В юности родители отправили его в Рим для получения образования. Вся обстановка жизни в этом угасающем, но все еще большом городе отталкивала благочестивого юношу своей шумной суетой. Древняя столица империи оставалась прибежищем для сановных язычников, в Риме господствовали готы, исповедовавшие учение Ария, вульгарное богословие которого своим упрощенчеством соответствовало их варварским вкусам, но и образ жизни православного большинства римлян, вчерашних язычников и агностиков, далеко отстоял от евангельского идеала, к осуществлению которого ревностный в благочестии юноша стремился искренне и всей душой. Прекратив обучение в школе, Бенедикт удалился в деревню Энфиде, расположенную в окрестностях Рима. Затем в 500 г. он покинул и это место, поселившись в пещере около Сублака (ныне Субиако) в долине реки Аниене. Там он предавался посту и молитве. Весть о его подвижничестве распространилась в этой местности, и насельники одного из расположенных поблизости монастырей пригласили Бенедикта стать настоятелем обители – аббатом. Когда, однако, после долгих сомнений он принял это приглашение, то своей строгой требовательностью он вызвал недовольство братии – многие из монахов уходили из мира не ради аскезы, а, чтобы укрыться от треволнений и опасностей, сопряженных с жизнью в миру, или, еще прозаичней, чтобы избавиться от обременительных податей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Как раз они вскоре и упали, став жертвой подземных толчков» . За три дня до смерти преподобный затворился в своей хижине, в которой его единственным имуществом была вязанка хвороста. Симеон Юродивый отошел ко Господу около 570 года и был погребен городскими нищими, среди которых он жил, на том месте кладбища, где хоронили пришельцев и бездомных. Вскоре после преставления Симеона скончался его друг Иоанн, который, когда к нему приходили за советом, отправлял обращавшихся к нему в Эмессу, чтобы они побеседовали там с тем, кого почитали городским сумасшедшим. И принимавшие этот совет извлекали духовную пользу от общения с юродивым старцем. Лишь после кончины святого жителям Эмессы открылась тайна его юродства о Христе, и многих горожан, а также жителей близлежащих к Эмессе мест его ругательские слова и странные, на первый взгляд безумные выходки привели к осознанию своих грехов и в конечном счете к исправлению жизни. Посмертная слава подвижника распространилась широко по миру, имя его стало известно всему христианскому Востоку, народное почитание святого Симеона послужило основанием для его официальной канонизации вместе с его сопостником и другом Иоанном. Иные духовные черты и иной образ святости являет преподобный Бенедикт или, согласно греческой и славянской орфографии, Венедикт Нурсийский, подвизавшийся не на сирийской, но на противоположной, западной окраине империи. И до него на Западе, в особенности в Ирландии, но также в Италии и Галлии, существовали монашеские общины, и все же устроение монастырей там главным образом связано с его именем, так что святой Бенедикт почитается как основатель западного монашества, более определенно – самого древнего из западных монашеских орденов, названного его именем. Преподобный Бенедикт родился в Умбрии, близ города Нурсия (современная Норча), около 480 года в патрицианской семье. В юности родители отправили его в Рим для получения образования. Вся обстановка жизни в этом угасающем, но всё еще большом городе отталкивала благочестивого юношу своей шумной суетой: древняя столица империи всё еще оставалась прибежищем для сановных язычников; в Риме господствовали готы, исповедовавшие учение Ария, вульгарное богословие которого своим упрощенчеством соответствовало их варварским вкусам, но и образ жизни православного большинства римлян, вчерашних язычников и агностиков, далеко отстоял от евангельского идеала, к осуществлению которого ревностный в благочестии юноша стремился искренне и всею душою.

http://pravoslavie.ru/62545.html

Новости Эксперты спорят, какое имя выберет новый Папа Большинство полагает, что Римскую Церковь возглавит либо Лев XIV либо Павел VII 12.03.2013 02:55 Рим, 12 марта, Apic/Благовест-инфо. Накануне конклава самые различные гипотезы выдвигаются не только относительно того, кто станет новым Папой, но и относительно имени, которое он себе выберет при вступлении на престол. По мнению аналитиков французской «Круа», наиболее вероятными именами являются Лев и Павел. Но в любом случае имя, которое выберет новый понтифик, будет по-своему свидетельствовать о его приоритетах и его «программе». Когда в 2005 году Йозеф Ратцингер выбрал себе имя Бенедикт, это сначала многих удивило, однако впоследствии всё встало на свои места: преподобный Бенедикт Нурсийский – основатель европейского монашества, покровитель Европы, а Папа Бенедикт XV – человек, положивший огромные усилия (увы, безуспешно) на дело примирения народов Европы во время I мировой войны.  Эксперты истолковали выбор немецкого Папы как свидетельство его сугубого интереса к своему родному континенту – Европе. Имя Лев ассоциируется у знатоков церковной истории с последним понтификом, носившим это имя – Львом XIII (правил в 1878-1903 гг.). Именно этот Папа в своей энциклике «Rerum Novarum» обратился к проблемам общества, заложив основы социальной концепции Католической Церкви. Те эксперты, которые полагают, что новый Папа примет имя Павел имеют в виду, что он продолжит линию II Ватиканского собора. Что касается жителей Рима, то они, по данным опросов, хотели бы видеть на папском престоле Иоанна XXIV – это имя напоминает им о «Добром Папе» Иоанне XXIII (правил в 1958-1963 гг.). Что касается наименее вероятных вариантов, то аналитики сходятся на двух: Иоанне Павле (во-первых, слишком сильны воспоминания о великом Иоанне Павле II, а во-вторых, выбор двойного имени был обусловлен конкретной ситуацией в 1978 году) и Бенедикте: было бы странно представить себе, чтобы по садам Ватикана одновременно прогуливались два Бенедикта, не без юмора отмечают эксперты. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010