Афанасий Александрийский. Житие Антония=Athanase d " Alexandrie. La vie de saint Antoine. Ed. G. J. M. Barterlink. SC 400. Paris, 1994. Афанасий Александрийский. Об изречениях Дионисия=De sententia Dionysii. PG 25, 480–521. Афанасий Александрийский. Определения=Liber de definitionibus. PG 28, 533–553 (неподлинное). Афанасий Александрийский. О Святом Духе=Epistulae ad Serapionem I-IV. PG 26, 529–648. Афанасий Александрийский. О Соборах=Epistula de synodis Arminii in Italia et Seleuciae in Isauria celebratis. PG 26, 681–794. Афанасий Александрийский. Послание к брату Серапиону=Epistula ad Serapionem de morte Arii. PG 25, 685–690. Афанасий Александрийский. Послание к императору Иовиану=Epistula ad Iovianum. PG 26, 26, 813–820. Афанасий Александрийский. Против ариан 1–4=Orationes contra Arianos I-IV. PG 26, 12–525 (Слово 4 — неподлинное). Афанасий Александрийский. Слово на язычников=Contra gentes. PG 25, 3–96. Афанасий Александрийский. Слово о воплощении Бога Слова=Athanase d " Alйxandrie. Sur l " Incarnation du Verbe. Ed. C. Kannengiesser. SC 199. Paris 1973. Афинагор. Апология=Amhйnagore. Supplique au sujet de chrйsmiennes et Sur la Resurrection. Ed. B. Pouderon. SC 379. Paris, 1992. Афиней. Пир софистов=Athenaei Naucratitae Dipnosophistarum libri XV. Ed. G. Kaibel. Voll. I-III. Leipzig, 1887–1890. Бенедикт Нурсийский. Устав=The Rule of Saint Benedict in Latin and English with Notes. Collegeville, Minessota, 1981. Василий Великий. Беседа 24=Homilia 24. PG 31, 600–617. Василий Великий. Беседы на Шестоднев=Basile de Cйsarйe. Homйlies sur l " Нехайтегоп. SC 26. Paris, 1949. Василий Великий. Наставления подвижнические=Constitutiones asceticae. PG 31, 1315–1428. Василий Великий. Нравственные Правила=Moralia. PG 31, 700–869. Василий Великий. О рае=Oratio (III) de paradiso. PG 30, 61–72. Василий Великий. О Св. Духе=De Spiritu Sancto. PG 32, 67–217. Василий Великий. Письма=Saint Basile. Lettres. Ed. Y. Courtonne. Tt. 1 (1–100), 2 (101–218), 3 (219–366). Paris, 1957–1966. Василий Великий. Правила пространные=Regulae fusius tractatae. PG 31, 1080–1305.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Нередко защитников аскетического образа жизни, древних отшельников и монахов, обвиняли во враждебном отношении к природе. Но это обвинение, за исключением некоторых случаев, когда христианское самоумерщвление доходило до степени буддийского умерщвления плоти, за исключением этих случаев, взводимое на отшельников, обвинение неосновательно. Напротив даже, одною из причин, побуждавших их удаляться в леса и пустыни, и была именно любовь к природе, красота тех мест убежища, где они, не смущаясь мирскими треволнениями, могли воспевать славу Господу. И святые места привлекали к себе отшельников не потому только, что возбуждали в последних множество священных воспоминаний, но и потому, что отличались тишиной и живописною красотою. «Здесь – пишет блаженный Иероним к Марцелле в Рим, – здесь город Христов, здесь все просто, постоянная тишина прерывается только пением псалмов. Куда ни пойдёшь, – везде услышишь голос работника, идущего за своим плугом и воспевающего: аллилуия. Псалмом прерывает свою работу трудящийся в поте лица жнец, и виноградарь, обрезывая кривым серпом виноградную лозу, поёт хвалебную песнь Давида. Это страна гористая и возвышенная, которая чем менее доставляет удовольствий мира, тем богаче услаждениями духа». Отцы и Учители Церкви нередко изображают пустыню, предмет их стремлений, как рай, Амвросий Медиоланский говорит об усеянных хижинами отшельников островах Средиземного моря как об алмазной цепи, которую Бог бросил на море; Амвросию чрезвычайно нравится раздающееся на этих островах пение гимнов, которое сливается с тихим плеском омывающих эти счастливые берега волн 7 . Евсевий Лионский описывает населённый монахами остров леринский как пенящийся родниками, блестящий цветами, исполненный ароматов, словом, как рай для его обитателей 8 . Великий патриарх западного монашества Бенедикт Нурсийский , удаляясь с своими учениками на возвышенные гористые местности, почему ему и дано было прозвание «любитель гор», мог при этом иметь в виду пробуждение в своих учениках охоты к изучению природы и очень вероятно, что он именно положил начало в своём ордене тем медицинским занятиям, которыми впоследствии был известен его орден. Да и вообще в западном монашестве не было заметно отсутствия восприимчивости к облагораживающим впечатлениям природы. Даже в легендах об обращении пустынников с разными животными, – медведями, оленями и т. д., можно усматривать свидетельство об их благочестивой привязанности к природе и основание того, почему некоторые мессианские пророчества ( Ис. 11 и 65 гл. и др.) считали исполнившимися в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Относительная мягкость, иногда в прямую противоположность традиции востока, проявляют особенно постановление о роде пищи. Так, Бенедикт Нурсийский 1782 запрещает только мясо четвероногих, впрочем, для больных и слабых разрешая и это. Мясо не только рыб, но и птиц вкушать позволено. 1783 Третьей выдающейся чертой западного монашества является, по Zöckler’y, его заметное стремление к литературными занятиям и педагогической деятельности. 1784 Даже от отшельников требовалось известное количество богословского знания. 1785 Исключения в данном отношении, правда, встречаются, но сравнительно весьма редко, именно лишь в виде исключения (ср. напр. Аахенский статут) 1786 и о траппистах. 1787 Что касается различных внешних проявлений аскетического принципа в западном христианстве, разнообразных аскетических приемов и методов, практиковавшихся там, то относительно их, на основании изображения их у Zöckler’a, получается такое впечатление, что в количественном, так сказать, отношении на западе аскетизм был разработан в гораздо большей степени, чем на востоке. 1788 Равным образом не трудно заметить здесь решительное преобладание и явный перевес на стороне собственно внешних аскетических приемов и действий по сравнению с внутренними, психологическими, более интимными и глубокими, аскетическими приемами и методами. И это впечатление не иллюзорное, а вполне точное, оправдываемое и логическим анализом фактов. Многих аскетических приемов, имевших или даже и теперь имеющих место в католичестве, мы совсем не встречаем в практике восточной церкви (напр., начертание креста на лбу острым ногтем большого пальца, обычай самой своей фигурой принимать вид креста через горизонтальное протягивания рук, долго оставаясь в таком положении; 1789 самобичевание, «неизвестное египетско-сирийскому и греческому востоку“; 1790 массовые явления процессий, сопровождающихся самобичеванием, 1791 причем участники их, распевая покаянные псалмы, в такт ударяли себя бичами и обозначали свой путь кровавыми следами 1792 для прославления страданий Христа и для получения прощения грехов. 1793 Обилие внешних приемов и механических средств достигает своей кульминационной точки в ордене иезуитов, 1794 причем это явление имеет своей целью выдрессировать волю в беспрекословном послушании. 1795 И все другие католические ордена подверглись влиянию в данном случае иезуитизма. 1796

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Псевдо–Макарий Шестая гомилия. В большинстве текстов сердце понимается как собственно личностное средоточие всех наших способностей. Это сердце–ум, уже очищенное крещальной благодатью. Различение помыслов необходимо для «хранения сердца». Будь привратником своего сердца и не пропускай ни одного помысла, не допросив его. Допрашивай их по одному, говоря: «Ты наш или из враждебного стана?» И если он свой, то исполнит тебя умиротворением. Евагрий Понтийский Письмо 11. Сомнительный «помысл» как бы заключается в скобки и отодвигается. Затем его испытывают молитвой, пока ее энергетическое воздействие не привлечет или, напротив, не разрушит его. Проснись и бодрствуй. Если пришедший тебе на ум помысл добр, знай, что Бог хочет открыть тебе путь жизни . Но если помысл неясен, если ты колеблешься и не можешь отчетливо разглядеть его. — будет ли он для тебя подмогой или обманет, прикрывшись доброй видимостью, — тогда бодрствуй денно и нощно в горячей и усердной молитве, приготовляясь к сражению с помыслом. Не прогоняй его и не принимай, но горячо молись. Неустанно взывай ко Господу, и Он явит тебе его источник. Исаак Сирин Аскетические трактаты, 34–й трактат. Обычно при различении помыслов призывают Имя Иисуса. «Естественный» помысл, в котором выражается глубокое, но пока еще слепое влечение души, важно просветить и укрепить, облачив его в Имя Христово. Идолопоклонствующее, навязчивое внушение разбивается об Имя Иисуса — например, в призыве Имени Его в ускоряющемся ритме, пока не достигается умиротворение души. Именно так истолковывают монахи псалом изгнанников, призывающий разбить о скалу «детей Вавилона»: «дети» символизируют дурные помыслы, скала же — Христос. Мы увидим, что здесь бенедиктинское монашество не отличается от восточного. Творящий праведное… есть тот, кто изгоняет из сердца диавола… и наущения его: он хватает это отродье дьявольских измышлений и разбивает его о Христа. Бенедикт Нурсийский Устав, пролог, 28. Иногда вместо того, чтобы прямо атаковать «помыслы», предпочтительней прервать всякую связь с ними и искать убежища во Христе. Волнующее свидетельство этого «малого пути» мы находим у такого великого аскета, каким был Исаак Сирин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Затем — возлюбить ближнего, как самого себя. Затем — не убивать. Не прелюбодействовать. Не красть. Не вожделеть. Не лжесвидетельствовать. Почитать всех людей. Не делать другим того, чего не желаешь, чтобы делали тебе. Отречься от самого себя ради следования за Христом. Подчинять себе свое тело… Помогать бедным. Одевать нагих. Посещать больных. Погребать умерших. Оказывать поддержку нуждающимся. Утешать скорбящих… Прежде всяких дел ставить любовь Христову. Не давать воли гневу. Не вынашивать мести. Не хвалиться в сердце своем. Не заключать ложного мира. Не отрекаться от любви Не клясться из страха оказаться клятвопреступником. Говорить правду устами и сердцем. Не воздавать злом за зло. Не совершать несправедливости, но терпеливо сносить творимую нам несправедливость. Любить врагов своих. Не проклинать проклинающих нас, но благословлять их. Терпеть гонения за правду… Уповать на Бога. Видя в себе нечто благое, приписывать это не себе, но Богу… Страшиться Судного Дня. Бояться ада. Пламенеть духовною жаждой жизни вечной. Всякий день видеть перед взором своим предстоящую смерть… Незамедлительно подавлять противные Христу дурные помыслы, подступающие к сердцу, и исповедовать их духовному отцу… Ни к кому не питать ненависти. Не ревновать Не предаваться зависти… Почитать старших. Любить юных. Молиться за врагов своих — в любви Христовой. Поссорившись, примиряться до захода солнца. Никогда не отчаиваться в милосердии Божием. Таковы орудия духовного искусства. Бенедикт Нурсийский Устав, 4. Диадох Фотикийский, выдающийся епископ, гуманист и в то же время созерцатель, дает более сжатую картину «соблюдения заповедей»: путь идет от веры к любви и пролегает через упование, нестяжание, смирение, почитание ближнего, целомудрие как духовную собранность, обусловливающую собирание в любви всего бытия. Первое определение: вера. Мысль о Боге, лишенная идолопоклонства. Второе определение: надежда. Странствие любящего духа к предмету его упования. Третье определение: терпение. Упорное и неустанное стремление к созерцанию внутренним оком Невидимого, как если бы оно было видимым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Правда, в монашестве было направление, которое не признавало старчества и отрицало его в принципе, – это сарабаити, или ремоботы. Но этим именем назывался не особый вид христианского подвижничества, а худший элемент монашества, всегда многочисленный: бродяги, бросившие уединенные келлии или монастыри и шатавшиеся большей частью по городам. Жили они на свои средства группами по два да по три человека; впрочем, иногда соединялись в монастыри, продолжая жить самочинно, каждый по своей воле, без всякого наставления и наставника, без всякого правила и настоятеля. Поведение их было совсем не монашеское (ссоры, обжорство, лицемерие, поношение иерархии) и вызывало презрение настоящих подвижников. С решительным осуждением упоминают о сарабаитах бл. Иероним, Кассиан и Бенедикт Нурсийский 99 . Конечно, имея ввиду безначальных монахов, подвижники предписывали каждому иноку непременно иметь наставника: «Очевидно, Господь никому не открывает пути совершенства, кто… презрел наставление старцев или установления». Для юных иноков полезно обращаться с опытными духовными отцами, «ибо крайне опасно жить особняком, по своей воле, без свидетелей», «И кто исчислит все падения, которые случаются с теми, кои не хотят прибегнуть к руководительству мужей, угождающих Богу?!», «Мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Боге. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника на пути Божием«… Лукавый любит тех, «которые живут без наставления ( κυβερντοι) и не поручают себя человеку, могущему помогать им и руководить их о Боге» 100 . В »Лавсаике " приводится пример опытного и прославленного подвижника Птоломея, который «будучи лишен духового наставления и беседы с преподобными отцами и назидания святых отцев… совратился с правого пути и впал в ересь» 101 . Против мнимых монахов, воспринимающих «образ токмо жития монашеского не ради того, да в чистоте послужат Богу, но ради того, да от чтимого одеяния восприимут славу благочестия и тем обрящут беспрепятственное наслаждение своими удовольствиями», – против них направлено 2-е правило Двукратного собора. Оно вводит обязательность «восприемника» при пострижении – старца, «долженствующего прияти его к себе в послушание и имети над ним начальство и восприяти попечение о душевном его спасении» 102 , и канонически утверждает обязательность старца для каждого инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

VI век Преподобный Бенедикт Нурсийский На Востоке – в Египте и Палестине – первые монастыри появились еще в конце III – начале IV столетия. Но в Европе организованных по единому уставу монашеских общин не было вплоть до VI века. В западных странах уход человека от мира имел, как правило, форму отшельничества. Родоначальником европейского монашества, то есть иноческих общежитий со своим единым внутренним уставом, считается преподобный Бенедикт Нурсийский . Русская Православная Церковь называет его святой Венедикт, что в переводе с греческого означает «благословенный». Некоторые светские историки говорят: « Бенедикт Нурсийский лишь по стечению житейских обстоятельств оказался у истоков западного монашества». Отчасти это правда. Но факт остается фактом: именно вокруг его загадочной личности в Италии возникли первые строгие обители. Преподобный Бенедикт родился в 480 году близ городка Нурсии, что в Сабинских горах Средней Италии. Была у Бенедикта и сестра-близнец по имени Схоластика, ставшая впоследствии прославленной святой. Сабинские горные жители испокон веков отличались суровостью нрава и исключительной добросовестностью во всякой работе. Именно в этих традициях и воспитывали Бенедикта его родители – мелкие землевладельцы. Когда Бенедикт стал юношей, отец сказал ему: «Я хочу, чтобы ты вышел в люди. Ты не будешь пахать землю, как я. Так что вот тебе деньги, поезжай в Рим и выучись там на врача». Но скромный и замкнутый Бенедикт не выдержал зрелищ разгульной студенческой жизни и попросту сбежал из Рима, куда глаза глядят. Беглец остановился в небольшой деревеньке. Но вскоре он понял, что хочет бежать вовсе не от столичной суеты, а от суеты вообще. Даже от суеты тихой деревни. В памяти Бенедикта всегда был пример его любимой сестры Схоластики, которая еще раньше посвятила себя Богу, поселившись при храме и исполняя там всякую работу. Бенедикт избрал другой путь: он ушел в безлюдные горы, где случайно наткнулся на некоего Романа, проводившего жизнь в молитвах и трудах. Бенедикт поведал Роману, что тоже хочет стать отшельником, и тот показал ему уединенную пещеру на вершине скалы. Святой Бенедикт прожил там три года, закаляясь духовно и физически. Он во всем старался подражать великим египетским пустынножителям. Хлеб и воду ему на веревке спускал Роман. Однако Роман в конце концов не выдержал и проговорился людям, что в уединенной пещере живет святой отшельник-чудотворец. И к Бенедикту потянулись паломники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

преподобный Венедикт Нурсийский Литургика Труды на иностранных языках преподобный Венедикт Нурсийский Основатель первого в Европе монастырского ордена, законодатель и реформатор западноевропейского монашества. Венедикт был сыном знатного римлянина из Нурсии. Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив обучение, покинул город вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и поселился в Аффиде (совр. Аффиле), местечке в горах, расположенном неподалеку от Субиако. Известно, что в это время ему было около 20 лет, и что его сестра-близнец Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу. По прошествии некоторого времени Венедикт понял, что хочет стать отшельником. Случайная встреча с монахом Романом из монастыря, расположенного рядом с Субиако, помогла ему. Монах показал Венедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Венедикт прожил в пещере, он закалился и физически, и духовно. Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро, одного из окрестных монастырей, после смерти настоятеля уговорили Венедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Венедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть монастырь и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили. Постепенно в голове у Венедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Венедиктом оставалось право общего надзора. Около 530 г. зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Венедикта переселиться на юг, на гору Кассино, где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассино. Существовавшее на горе языческое святилище Венедикт превратил в христианский храм, местных жителей обратил в христианство . Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло. По преданию, Венедикт молитвой воскресил сына крестьянина из соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю. Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орден бенедиктинцев, Венедикт ок. 540 г. составил свой знаменитый устав, который стал фундаментом всего западного монашества. Преподобный Венедикт Нурсийский призывал монахов: «Ora et labora». To есть: " Молитесь и трудитесь " . Вот два занятия, которые создают ритм жизни для христиан. Умер св. Венедикт в 547 г. в Монте-Кассино. В 1964 папа Павел VI провозгласил св. Венедикта покровителем Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Benedikt_Nursi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ [Бенедикт] [лат. Benedictus Nursiensis] (ок. 480, близ г. Нурсия (совр. Норча, обл. Умбрия, Италия) - 21.03.547, мон-рь Монте-Кассино, Италия), прп. (пам. 14 мар.; пам. зап. 21 мар., 11 июля), основатель мон-ря, получившего в дальнейшем название Монте-Кассино , законодатель и реформатор зап. монашества. Жизнь Прп. Венедикт Нурсийский. Икона. XX в. Прп. Венедикт Нурсийский. Икона. XX в. Единственным ранним источником сведений о В. Н. является его жизнеописание в «Собеседованиях о жизни Италийских отцов...» («Диалогах») Римского папы свт. Григория I Великого ( Greg. Magn. Dial. II, а также III 16; IV 7, 8), написанных в 593-594 гг. Рассказ свт. Григория Великого, посвященный гл. обр. описанию добродетелей и чудес В. Н., не содержит хронологии его жизни. Его восполняют указания в Liber pontificalis, а также расчеты средневек. хронистов аббатства Монте-Кассино Льва Марсиканского, кардинала Остии, и Петра Диакона (нач. XII в.). Историческая справка о В. Н. содержится также в сочинении Петра Диакона «О знаменитых мужах аббатства Монте-Кассино» (De viris illustribus Casinensibus. 1//PL. 173. Col. 1011-1012). В. Н. происходил, вероятно, из патрицианской семьи, имел сестру св. Схоластику . В юности был отправлен для получения традиц. образования - обучения «свободным искусствам» (см. Artes liberales) - в Рим. Однако, удаляясь мирских соблазнов, он оставил учебу и начал подвижническую жизнь в мест. Эффиде (Энфиде, совр. Аффиле), в 60 км от Рима, куда за ним последовала его кормилица. Желая полного уединения, В. Н. покинул Эффиде и ок. 500 г. поселился в пещере в долине р. Анио (совр. Аниене) в местности Сублак (см. Субиако). Здесь он принимал помощь лишь от насельника одного из небольших местных мон-рей мон. Романа ( Greg. Magn. Dial. II 1). Через 3 года весть об аскетических подвигах В. Н. распространилась по окрестностям, и монахи близлежащего мон-ря, вероятно, Вик Варрона (совр. Виковаро), пригласили его стать настоятелем. В. Н. долго не соглашался, но склоненный просьбой братии принял на себя это бремя. Однако через нек-рое время монахи, недовольные строгостью В. Н., решили его отравить. Этому намерению чудесным образом не суждено было сбыться: при благословении В. Н. чаши с отравленным вином она распалась. Узнав о злом умысле монахов, В. Н. покинул мон-рь и вновь удалился в пещеру в Сублаке. Вскоре к нему начали собираться ученики и сподвижники. Святой отшельник основал для них 12 небольших мон-рей, определив настоятелей и поместив в каждом по 12 монахов, сам же стал руководителем всех общин, оставив при себе нек-рых учеников. Среди ближайших учеников В. Н. свт. Григорий Великий называет Мавра и Плацида , сыновей знатных римлян (Ibid. II 3). В. Н. устроил, т. о., в Сублаке монашескую организацию, напоминающую общины, созданные прп. Пахомием Великим в IV в. в Фиваиде.

http://pravenc.ru/text/150223.html

Прп. Бенедикт Нурсийский. Фреска капеллы Сан-Грегорио-аль-Сакро-Спеко в Субиако, Италия. Ок. 1227 г. Прп. Бенедикт Нурсийский. Фреска капеллы Сан-Грегорио-аль-Сакро-Спеко в Субиако, Италия. Ок. 1227 г. VII век стал периодом в истории лат. М., когда письменные тексты правил начали приобретать большее значение, чем прежде. Одним из таких нормативных текстов стал устав, распространявшийся под именем св. Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский ), жившего в 1-й пол. VI в., анахорета и основателя мон-рей Субиако и Монте-Кассино . Бенедикт стал широко известен в VII в. благодаря «Диалогам» свт. Григория Великого. Однако среди исследователей существуют разные мнения, в какой мере свт. Григорий был знаком с текстом «Устава Бенедикта» и насколько этот текст связан с самим св. Бенедиктом Нурсийским. «Устав св. Бенедикта», даже если не считать его произведением одного человека, по сути вобрал всю предшествующую монашескую традицию (от греч. правил прп. Пахомия и свт. Василия до современных ему лат. уставов). Прогресс в изучении его происхождения произошел, когда была выдвинута гипотеза о том, что анонимный «Устав Учителя (магистра)» является основным источником «Устава св. Бенедикта», а не одним из более поздних смешанных уставов, использовавшихся ирл. монахами на континенте. Выписки из «Устава Учителя» были сделаны Евгиппием. При этом автор был знаком с трудами Юлиана Померия, свт. Кесария Арелатского, св. Никиты Ремесианского. Заметен энциклопедический характер его знаний в области медицины и астрономии. В целом «Устав Учителя» ориентирован на небольшую общину (не более 20 монахов), к-рые живут в пределах города, занимаются чтением и изучением Свящ. Писания и не желают наплыва гостей и паломников. «Устав св. Бенедикта» представляет лаконичный пересказ «Устава Учителя», предназначенный для практического использования при основании нового мон-ря, в том числе в сельской местности, к-рый включен в паломническую сеть. В нем четко прописаны монастырские служения, правила приема гостей, вступления в мон-рь и пребывания в нем в качестве новиция. 2 фундаментальных положения отличают «Устав св. Бенедикта» от предшествующей традиции монашеских правил: выборность аббата братией и постоянное пребывание в обители (stabilitas loci). При этом правила поста и порядок оффиция адаптированы к жизни в условиях европейского климата, что его выгодно отличает, с одной стороны, от вост. правил прп. Пахомия, а с др.- от суровых и трудноисполнимых правил колумбановского М. Вероятно, по этой причине первые свидетельства об использовании «Устава св. Бенедикта» происходят из мон-рей Боббио и Луксовий. В течение VII - нач. VIII в. «Устав св. Бенедикта» постепенно вытесняет все прочие уставы либо сосуществует с ними в виде т. н. смешанных уставов (см. в ст. Колумбан , св.). М. в эпоху Каролингов

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010