И возлил елей на верх его. Обряд сей некоторые изъясняют из подражания обычаю языческому посвящать божествам и чтить столпы   , но нельзя доказать древность обычая сего у язычников такую, чтобы он мог подать образец Иакову. Проще изъясняется поступок Иакова из недостатка потребностей для обыкновенной жертвы. Вместо алтаря воздвигает он камень, а вместо жертвенной крови изливает на него елей, который имел с собою в пути для пищи. Впрочем, сей новый обряд мог иметь особенное знаменование — то, что истинное богослужение совершается и освящается помазанием Духа Божия. В законе Моисеевом посвящение столпов запрещено (Втор. XVI. 22). Конечно, потому, что им начали уже воздавать Божескую честь. И нарек имя месту тому Вефиль. То есть дом Божий. Именем βαιτυλια, которое, очевидно, есть то же, что Вефиль, называли язычники помазанием посвященные божествам камни   . Посему догадываться можно, что не Иаков следовал их обычаю, но их обычай произошел от Иакова. А прежнее имя города было Луза. Иаков находился не в самом городе, но положение Вефиля означено именем ближнего города потому, что иначе не могло быть означено (см. Ис. Нав. XVI. 2). ОБЕТ 20. И положил Иаков обет, говоря: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть, и одежду одеться, 21. и я благополучно возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, 22. то этот камень, который я поставил памятником, да будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть. Обет Иакова не есть договор с Богом о Его благодеяниях или корыстное прошение без преданности воле Его; но благодарное соответствие обетованию Божию, почему обетное прошение и изображено почти все словами откровения. «Если Бог, — говорит праведник, — по Своей благости дарует мне Свои обетования, то да приимет и обет моей благодарности и любви; если Он дает мне еще грядущие блага в испытание веры, принесу Ему в жертву будущие мои стяжания во свидетельство веры». Посему вопрос, что было бы, если бы обетное прошение не исполнилось, совсем не должен здесь иметь места.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам… Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра…. (Ст. 5. 15). Какое значение имела перемена имен в ветхом завете? Во-первых, она означала власть того, кто давал новое имя, над теми, кому давалось сие имя. Так, Даниил и три отрока еврейские халдейском плену получили халдейские имена. В сем же смысле о Боге говорится, что Он есть исчитай множество звезд и всем им имена нарицай. 279 Во-вторых, сия перемена бывала по случаю и в память каких-нибудь замечательных событий с людьми. Так, Иаков (зачинатель) получил имя Израиля (богоборца) после того, как он боролся с Богом. Наконец, переменою имен выражали какую-нибудь уже случившуюся перемену с человеком, или открывшееся в нем новое замечательно качество. Так, Иосиф получил в Египте новое имя Псомфомфаних (тайновидец) после того, как истолковал сны Фараону. 280 Так, Ноемин (красная) стала называться Марею (горькою) после того, как умерли ее сыновья в земле Моавитской, и она осталась горькой сиротой со своими невестками. 281 В сем-то последнем значении всевидящий Бог Авраму дает новое имя Авраама (отец множества народов), определив и обещав ему многочисленное потомство, подобно тому, как впоследствии Господь Иисус переиименовал Кафу в Петра, придвидя крепкую веру сего Апостола, и определив на сей вере, как на камени, основать свою церковь . 282 Перемена имени была новым уверением для Авраама в непреложности Божиих к нему обетований. Обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением завета между Мною и вами. (Ст. 14). Какое значение имел богоучрежденный обряд обрезания? Прообразуя собою новозаветное таинство крещения, 283 таинственный обряд обрезания, во-первых, внушал ветхозаветным людям, что по плотскому рождению всякий человек является в мире нечистым и грешным; во-вторых, что очищение поврежденной натуры человеческой должно совершаться путем внутренней и болезненной борьбы со страстями и посредством умерщвления похотей сердечных, или, – как выражается Апостол, – чрез совлечение тела греховного плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И потом буду умолять твоего отца, чтоб он разрешил нам быть с тобой вместе». Библия подчеркивает: то, что он говорил, было по сердцу Дине. Конечно, случай насилия отвратителен, но, по обычаям того времени, после этого ужасного поступка его предложение было весьма благородно: сколько угодно было случаев, когда опозоренной не предлагалось ничего. Женщина была совершенно бесправна и беззащитна перед лицом сильного мужчины, тем более наделенного царской властью, права на защиту у нее не было никакого, – а тут царский сын предлагает ей достойное супружество, да еще царские почести. Так что Дина была не против такого брака. Сихем побежал к своему отцу и уговорил его прислать сватов, просить руки Дины. Но пока все это совершалось, братья Дины узнали, что с ней произошло, и решили отомстить… Со сватами пришли царь с сыном. Иакову, конечно, не понравилось, как поступили с дочерью, но против он не был; хотя Иакову не хотелось выдавать дочь за языческого царя, возражать он не возражал. И они практически договорились, что свадьба будет. Пока разговаривали отцы, Симеон и Левий отвели юного Сихема в сторону и сказали: «Мы знаем, что произошло; в принципе, мы не против, чтобы ты женился, но мы не можем отдать нашу сестру замуж за необрезанного язычника. Если ты так любишь нашу сестру, то ты и весь твой народ должны совершить обряд обрезания, и тогда вы станете частью нашего народа, и мы отдадим свою сестру за тебя замуж». Сихем согласился. И, очевидно, настолько он был любим и почитаем в народе, что народ ради его сердечной привязанности согласился совершить этот неприятный, болезненный и чуждый по духу обряд. Но когда мужчины города находились в болезненном состоянии, Симеон и Левий напали на них и всех перерезали, скот увели к себе, а город разграбили. Отец ни в чем тогда их не упрекнул, но, умирая, сказал о сыновьях: в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца. Он увидел, что в Симеоне и Левии нет благоговения перед Богом, нет трепета перед Ним: его сыновья потребовали от людей клятвы, уговорили их сделать что-то ради Бога и воспользовались их клятвой, данным ими словом, чтобы заманить их в ловушку, прикрываясь именем Господа – они неправедное дело скрыли за притворным богопочитанием.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/9

И поэтому же совершенно понят­но, что христианская религия также ответила на эту нужду человека и также установила внешний обряд, посредством кото­рого всякий верующий во Христа человек мог бы свидетельство­вать о своей действительной принадлежности Христу. В этом случае Спаситель указал, собственно, не новый обряд, а предло­жил Иоанново крещение водою. Оно было в практике Иоанна Кре­стителя религиозным обрядом, удостоверявшим действительность покаяния людей и действительную готовность их принести плоды, достойные покаяния; но Спаситель благоволил соединить с этим обрядом действительное усвоение каждому человеку спасительно­го значения крестной смерти Своей, и потому в христианстве оно уже стало не просто только внешним обрядом религиозной веры, а истинным таинством божественной деятельности И. Христа. В то именно время, как принятием крещения по заповеди Христа человек удостоверяет искренность своей веры в Него и свидетель­ствует о своей нравственной обязанности жить и судить себя по вере своей, Спаситель снимает с этого человека все грехи его и действительно принимает его в вечное царство Своё; так что хри­стианское крещение является осуществлением в действительности того самого дела, возможность которого Спаситель создал для лю­дей фактом своей искупительной смерти. Поэтому помимо креще­ния человек не может быть принят Христом и не может войти в царство Его ( Ин. 3:5 ) – не потому, что воля и сила И. Хри­ста связаны исполнением внешнего обряда, а потому, что сам-то человек не может иначе засвидетельствовать своё действительное подчинение Христу, как только путём внешнего удостоверения этого подчинения. А так как эта невозможность одинаково каса­ется всех вообще людей, то для всех людей Спаситель и установил крещение как один общий символический знак, удостоверяющий добровольное вступление человека в состав Его исповедников и последователей; и так как в царство Его могут вступить одни только исповедники и последователи Его, то Он и принимает в него именно только тех людей, которые приняли таинственное крещение по заповеди Его.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Из этих свидетельств Евангелия, а равно из свидетельства Апостола, что человек может находиться только в начатках веры, мы заключаем, что в духовно-нравственном отношении мера возраста веры является со стороны человека необходимым условием приятия благодатных даров Святого Духа и вообще Божественных дарований, и это есть истинно как в чрезвычайных случаях чудотворений, о чем мы говорили уже в своем месте, так и вообще в удостоении оправдания и освящения человека во Христе. Какое же отношение, спрашивается, и какое значение для чисто внутренней, духовной стороны человека – созрения в нем веры – имеет чисто внешнее действие – видимое посредство, священный обряд, известное священнодействие? Отношение ближайшее – отношение тела к душе, и значение величайшее – значение образа и формы к идее, значение воплощения внутреннего содержания во внешних знаках и символах. А такое значение священных посредств и обрядов в Богослужении должно действовать не только воспитательно и научительно на человека в области веры, но и должно, с одной стороны, свидетельствовать о действительном созрении веры у человека, приемлющего обряд, с другой – способствовать восхождению веры на такую ее высоту, которая, как таковая в душе человека, достойна бывает восприятия благодати Божией. Исходя, по крайней мере, именно из этой последней мысли, и можно объяснить себе, почему Иисус Христос при своих чудотворениях, в одних случаях, действовал всемогущим словом Своим, в других, как мы видели, возлагал руки Свои на больного, влагал персты Свои в уши глухого, прикасался рукою к языку немого ( Мк.7:34; 8:22 ), делал брение из плюновения для помазания очей слепого и, наконец, сверх всего этого слепорожденному приказал умыться в священных водах Силоама. «Приходит, говорится в Евангелии, Иисус Христос в Вифсаиду; и приводят к нему слепого, и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его; видит ли что? Он взглянул, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Из этой власти вытекает и исповедь, ибо зачем бы и дарована была власть вязать и решить, если бы не над кем было ее проявлять. Разрешать от грехов возможно тогда, когда человек раскаивается устно. Устная исповедь признавалась необходимою еще и в Ветхом Завете. Ветхий Завет , будучи «тенью» грядущих благ, прообразовал Новый Завет. Раз в Ветхом Завете была исповедь прообразовательная, то в Новом она стала действительностью. Прообразами таинства покаяния в Ветхом Завете были жертвы за грех и всесожжения, а также обряд с козлом отпущения. Последний обряд Господь приказал совершать так. После очищения святилища, скинии собрания и жертвенника первосвященник «приведет живого козла, и возложит обе руки свои на голову живого козла, и исповедует над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую» ( Лев. 16:20–22 ). Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также и вообще жертвы за грехи прообразовали Христа, Который будет прощать грехи и понесет на Себе грехи мира. Поэтому Иоанн Креститель и сказал о Христе Иисусе: «вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Иоан. 1:29 ). Устная исповедь признавалась и существовала в христианской Церкви всегда, начиная от времен апостолов. »Многие же из уверовавших, как рассказывается в Книге Деяний Апостолов, приходили (к апостолу Павлу) исповедуя и открывая дела свои« ( Деян. 19:18 ). Апостол Иоанн, признавая всех христиан грешными, считает для каждого из них необходимым открытое исповедание грехов своих. Если говорим, – писал он, – что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. »Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды« ( 1Иоан. 1:8–9 ). СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Мы признаем покаяние в смысле сокрушения о грехах перед Богом и молитвы к Господу о прощении грехов. «Никто не может прощать грехи, кроме Бога» ( Марк. 2:7 ). Поэтому мы, только пред Богом сокрушаемся о своих грехах и Его только просим: «прости нам долги наша, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). В этом и состоит наше покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Избранным народом Божиим в Ветхом Завете иудеи были потому, что в их среде Господь Бог подготовлял спасение для человечества в лице Воплотившегося Единородного Сына Божия – Господа Иисуса Христа, Который по плоти был иудеем и, как все иудеи, исполняя закон, принял в 8-ой день по Своем рождении, обрезание, обязательное для всех иудеев (праздник Обрезания Господня наша христианская Церковь празднует ежегодно 1 января). Но с приходом в мир Спасителя и совершением Им великого дела искупления человечества, Ветхий Завет прекратил своё существование и должен был уступить своё место Новому Завету. Об этом ещё задолго заранее предсказывали ветхозаветные пророки, как например, св. Пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, какой Я заключил с отцами их... тот завет Мой они нарушили... Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: ВЛОЖУ ЗАКОН МОЙ ВО ВНУТРЕННОСТЬ ИХ И НА СЕРДЦАХ ИХ НАПИШУ ЕГО, И БУДУ ИМ БОГОМ, А ОНИ БУДУТ МОИМ НАРОДОМ» ( Иер.31:31–34 ). Возвышенный евангельский закон Божий, написанный на сердцах людей Воплотившимся Единородным Сыном Божиим и запечатленный Пречистою Кровью Его, и был тем НОВЫМ Заветом, который пришёл на смену Ветхому Завету, как это особенно вразумительно изъясняет в своих посланиях Св. Апостол Павел. Вместе с Ветхим Заветом потеряли своё первоначальное значение и все ветхозаветные обрядовые установления, в том числе и обряд обрезания. Обряд обрезания был даже формально и официально отменен на Апостольском Соборе в Иерусалиме в 51 году по Р. Хр., о чём нам повествует 15-ая глава Книги Деяний Апостольских. Вот почему св. Апостол Павел в своём послании к Галатам, среди которых были сильные несогласия по вопросу о важности обрезания, ясно и решительно пишет: «Вот я, Павел, говорю вам: ЕСЛИ ВЫ ОБРЕЗЫВАЕТЕСЬ, НЕ БУДЕТ ВАМ НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ ОТ ХРИСТА» ( Гал.5:2–3 ), «ИБО ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ НИ ОБРЕЗАНИЕ, НИ НЕОБРЕЗАНИЕ, А НОВАЯ ТВАРЬ " ( Гал.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Иоиля, излию от Духа Моего на всяку плоть..., на рабы Моя, и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего» ( Иоил. 2:28–29 ). Эти блаженные «дни оны», предносившиеся взорам пророков, как счастливое будущее, с пришествием Иисуса Христа на землю, сделались благословенным от Бога настоящим. И вот Спаситель мира, призывая к Себе людей, говорит: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Кто верует в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» и св. Евангелист замечает: «сие рече о Духе, его же хотяху приимати верующие во имя Его. Не убо бе Дух Святый, яко Иисус не убе прославлен» ( Ин.7:37–39 ). Ап. Петр, по сошествии Св. Духа, объяснив собравшемуся народу исполнение пророчеств о Духе Святом во Христе Иисусе ( Деян.2:17–21 ), на вопрос «умилившихся сердцем» слушателей: «что нам делать, мужи братия»? Отвечал; «Покайтеся, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2;37–38 ). Сие получение дара Святаго Духа «чрез видимое посредство – воду и наружное действие – обряд погружения в воду сам Иисус Христос, в беседе своей с Никодимом, называет рождением свыше» ( Ин.3:3 ); но это рождение должно произойти как бы совместно – «от воды и духа»; «истинно, истинно говорю тебе, свидетельствовал Господь Никодиму: если кто не родится от воды и Духа; то не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Таким образом, в Христовой Церкви для всякого члена оной обряд получил свой истинный высочайший смысл – тайнодействия, и видимое посредство делается уже не символом или образом и не знаком только обетований Божиих, а орудием, которым необходимо действует благодать на приступающих к нему (Посл. вос. патр. о прав. в. чл. 15). Косность духа, и плотяность сердца ветхозаветного человека не только язычника, и иудея, ходившего еще «по немощным, как говорит Апостол, и бедным вещественным началам» ( Гал. 4:9 ), были причиною, что даже в самом иудействе, за внешнею стороною религии, т. е. за обрядом и жертвами, почти забылся и утратился, по крайней мере для большинства, тот их внутренний смысл, именно – значение прообраза, символа, который присущ был им, как «закону сыновному, пестуну во Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Иосиф поспешил исполнить повеление Ангела и удалился в Египет. Между тем в Вифлееме и окрестностях его началось избиение младенцев и умерщвлено их было до 14 тысяч. Это были первые мученики за Господа Иисуса Христа 7 . Вскоре Ирод был поражен от Бога лютою болезнью и смертью . Тогда Ангел Господень снова явился к Иосифу и повелел ему возвратиться в Иудею, Иосиф, по возвращении из Египта, хотел было поселиться в Вифлееме, но, услышав, что в этой стране царствует сын Ирода – Архелай (отличавшийся зверскою жестокостью), удалился в Галилею, в свой город Назарет. §. 9. Сретение Господа Иисуса Христа в храме Симеоном и Анною. (Лук. 2, 22–39) (1-й год, по P. X., месяц Февраль). Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте семь Я дам мир ( Агг. 2, 9 ). И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете: вот Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. З, 1). В восьмой день по рождении над Богомладенцем совершен был обряд обрезания, и наречено было Ему имя Иисус, предреченное Архангелом Гавриилом во время благовещения. В сороковой день по рождении надлежало совершить над Ним другой священный обряд – представить Его в храм 8 . В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон, по должности священник. Он был человек праведный и благочестивый, всем сердцем ожидал Спасителя, и Дух Святой был на нем. Ему было обещано Святым Духом, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. По особенному внушению свыше, он пришел в храм Господень, принял Богомладенца Иисуса на свои руки, благословил Бога и сказал: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля“ 9 . После сего святой старец обратился к Иосифу и Марии и, как священник, благословил их. При этом произнес следующее пророчество о Господе Спасителе: „се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

К этому времени умерли все родственники Симеона праведного, умерли все его друзья, проходило поколение за поколением, и он чувствовал себя человеком древним, который пережил всех своих сверстников, и новое поколение с трудом различалось им, это была новая культура, новое поведение. Он состарился настолько, что он устал от своей долгой жизни, это мы увидим далее, он тяготился этими многими годами жизни, потому что был ими пресыщен. “И пришел он по вдохновению в храм, и, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд».., если обрезание совершалось на восьмой день, то принесение во храм на сороковой — законный обряд, это принести в жертву двух горлиц, или двух птенцов и внести младенца во храм, чтобы его благословили священники храма. И когда Младенца вносят в храм, Симеон взял его на руки, этот человек, над которым почивал Дух Святый, вдруг понял — вот Дева, Которая родила, Пресвятая Мария, вот Младенец непорочный, Который родился от Девы, …«он взял Его на руки, благословил Бога и сказал [вот в этих словах мы видим трагизм человека, который устал от жизни]: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко»… Он это говорит, как будто Бог удерживал его, … ныне отпускаешь, то есть освобождаешь, то есть, он как бы говорит: я уже устал, я пресыщен своею жизнью, ничто меня уже здесь не удерживает, кроме вот этого счастья увидеть Богомладенца. …«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля”. Здесь мы видим, что Дух Святой открыл ему, что это не просто младенец, но это СПАСЕНИЕ, это СПАСИТЕЛЬ, …«видели очи мои спасение Твое».., то есть видели очи его Младенца Иисуса и в Нем он исповедует СПАСИТЕЛЯ. И, далее, ему открыто, что Христос пришел к просвещению язычников. Именно с Евангелия начинается проповедь язычникам, до Нового Завета проповедь слова Божия была только по отношению к еврейскому народу. Но Христос перед вознесением Своим скажет своим ученикам: “идите и проповедуйте всем народам, кто будет веровать и крестится — спасен будет”. И это открыто Симеону, не скрыто от его зоркого духовного ока. И оканчивает он молитву словами, что Христос — слава народа Своего Израиля.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010