В дни Кущей в благодарность Богу приносились многочисленные жертвоприношения. Праздник Кущей указывал на будущие мессианские времена благодатной свободы. Тогда народ мой, — говорит Господь, — будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных (Ис 32, 18). Через святого пророка Осию Господь предвещает: А Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника (Ос 12, 9). Вышесказанные слова ясно указывают на будущие блага, которые сыны Израиля найдут в Новозаветной Церкви. О духовном общечеловеческом значении этого праздника говорит и святой пророк Захария: Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника Кущей (Зах 14, 16). Многочисленный сонм торжествующего народа и обилие жертвоприношений, которыми праздник Кущей отличался от других, изображали будущие благодатные времена, богатые духовными жертвами, когда все народы потекут от востока до запада на поклонение Господу Богу. Вход Господень в Иерусалим      Обряд праздника Кущей предусматривал совершение возлияния на алтарь воды вместе с жертвою возлияния. В последний день праздника священник, сопровождаемый левитами и народом, ходил к Силоамскому источнику и наполнял золотой сосуд водою при пении: в радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис 12, 3). Эту воду при звуке семи труб и непрестанном пении великого «аллилуиа» (см.: Пс 109–118) священник изливал на восточную сторону жертвенного алтаря, что было символическим изображением дождя и благодеяний Божиих. Этот обряд почерпания и излияния воды прообразовывал благодатные дары Святаго Духа. Господь наш Иисус Христос, находясь в последний день праздника Кущей в Иерусалимском храме, торжественно произнес: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин 7, 38). Праздник нового года      Как седьмой день седмицы, так и первый день седьмого месяца (тишри), почитались у евреев священными, ибо число 7 знаменовало полноту. Поэтому праздновались: 7-й день, 7-й месяц, 7-й год, 49-й (7х7) год и идущий за ним 50-й (юбилейный).

http://pravoslavie.ru/104164.html

В древности, когда люди заключали между собой договор, они разрубали жертвенное животное и проходили между двумя его половинками (Иер 34,18). Авраам поступил так же, заключая Завет с Господом, и вот «дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными» (15,17). Это означало, что на сей раз не человек, а Бог устанавливает союз с избранником. В час заключения Завета Авраам переживает мистический страх от близости Бога («напал на него ужас и мрак великий»). В вещем сне он слышит пророческие слова об испытаниях, которые ждут его потомков: путь народа Божия будет нелегким. Но обещанное исполнится вопреки всему. Что же требовалось от самого Авраама по этому Завету? Первая его заповедь: «Я Бог Всемогущий (Эль Элион): ходи передо Мной и будь непорочен» (17,1). В Быт 18,19 Господь говорит: «Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд » (т. е. правду и справедливость). Знаком Завета стало имя патриарха — Авраам . Прежде он именовался Аврам, что значит «Высший (Бог) — Отец»; новое имя переводится как «Отец множества». Само переименование, как мы знаем, указывало на то, что отныне патриарх принадлежит Богу (см. §17,б). Другим знаком было . Обряд этот очень древний. Он был распространен среди многих народов (египтян, хананеев и др.). Знаменовал он посвящение человека божеству. Для Авраама обрезание было символом посвящения Богу Всевышнему. Впоследствии, когда иудеи соприкоснулись с грекоримским миром, не знавшим этого обычая, оно стало отличительным вероисповедным знаком иудеев. В Новом Завете обряд этот утратил свой прежний религиозный смысл, ибо был заменен крещением (в некоторых древневосточных церквах он, однако, сохранен). 5. Испытания Авраама. Долгая жизнь Авраама представлена в Библии как путь человека, которого испытывает Бог. Вера его проходит через очищающее горнило. I. Ничто не доказывало, что у Авраама или его потомков явится возможность окончательно закрепиться на богоизбранной земле. До самой смерти патриарха на это не было почти никакой надежды. Авраам со своими людьми и стадами странствует по Ханаану, направляясь с севера на юг, и нигде не может прочно обосноваться. Кн. Бытия отмечает следуюшие этапы его кочевья:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Видите, если печать праведности (т.е. обрезание) Авраам получил, будучи в возрасте через веру, то причем здесь младенцы с этим же знаком на плоти? Тогда оппонент ретируется и может сказать, что это обряд. Хорошо, если это обряд, тогда тем более он необязателен, т.к. если и имеет какое-то участие в спасении, то лишь самое минимальное, а может быть и совсем не имеет. Тогда возникает вопрос: зачем перекрещивать заново, т.е. повторять мало значимое в деле спасения? Еще важным и обязательным участником при крещении младенцев в Православии является институт восприемников, т.е. крестных родителей, которые несут ответственность перед Богом за воспитание чада. О святых мощах и кресте Евангельские христиане-баптисты отрицают значение святых мощей угодников Божиих в деле укрепления веры и благочестия. Но давайте обратим внимание на следующее: и милоть пророка Илии, оставленная им Елисею при вознесении на небо, разделила прикосновением своим воды Иордана, чтобы Елисею можно было пройти через него ( 4Цар. 2:14 ); и Моисей посредством жезла разделил воды Чермного моря и низверг из скалы воду; и платки и полотенца святого апостола Павла, возлагающиеся на недужных и одержимых бесами, в его отсутствие исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов ( Деян. 19:12 ). «Когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги ( 4Цар. 13:21 ). «И вот женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его» ( Мф. 9:20 ). Конечно, женщина исцелилась прежде всего по вере ( Мк. 5:28 ), но лилась она через хитон, то есть через земное, тленное вещественное начало. «И куда ни приходил Он, селения ли, в города ли... просили Его, чтобы прикоснулся хотя бы к краю одежды Его; и которые прикаслись к Нему, исцелялись» ( Мф. 14:36 ; Мк. 6:56 ). «Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях, кроватях, дабы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян. 5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Впрочем, и не каждый ангел для нас свой. Сказано: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Это очень важно – иметь такое ощущение, оно должно быть даже на биологическом уровне «свой–чужой», чтобы уметь вовремя распознать, оно срабатывает как некий инстинкт самосохранения не только физического, но и духовного (религиозного). И вот они были в тягость, эти хананеянки, которых притащил Исав в шатры Исаака и Ревекки. Это было тяжело – жить с этими «девицами»! Они были в тягость, потому что они не приняли веру Авраама. То есть они не прошли гиюр, как это было тогда принято в Ветхозаветной Церкви, когда над женщинами совершали обряд присоединения к ветхозаветной вере, совершали обряд микве – полное погружение в воду. А эти девушки были в тягость, потому что они не присоединились к вере Авраама и Исаака. И сразу начинается 27-я глава: « Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я » ( Быт. 27,1 ). Итак, Исаак состарился. Скажем прямо: сто лет для людей того времени – небольшой срок, ведь отец Исаака Авраам прожил 175 лет! В каком же смысле «он состарился»? Не в возрастном смысле имеется в виду! А какие-то духовные проблемы начались у этого человека! «Притупилось зрение», – какое зрение у него притупилось? У него притупилось духовное зрение, и сейчас мы это четко увидим! То есть имеется в виду, что не просто глаза перестали хорошее видеть – это тоже с ним произошло! Но главное: у него притупилось духовное зрение! Он же пророк Божий! Они же все были пророки Божии, эти ветхозаветные патриархи! Смотрите! « Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей » ( Быт. 27:1–2 ). Точно у него притупилось духовное зрение – он не знает дня своей смерти! Например, Иаков знал день своей смерти! – Бытие, 48-я глава, 21-й стих. Иаков там ясно говорит о дне своей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Время Великого поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству. В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6.14-15). Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости». При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе.

http://pravmir.ru/creative/maslenitsa-ch...

Глава 5 Распоряжение об удалении из израильского стана лиц, подверженных физической нечистоте. – Закон о возврате неправильно приобретенного. – Обряд ревнования. Чис.5:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.5:2 .  повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, Чис.5:3 .  и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу. Заботясь о сохранении чистоты внутренней, члены избранного народа должны были сохранять и чистоту внешнюю как символ и обнаружение чистоты духа. Будучи символом последней, физическая чистота могла служить для многих несовершенных вместе с тем и ее стимулом: усиленная опрятность тела могла повести к нравственной чистоплотности. «Малое научает великому, – замечает блаж. Феодорит. – Если нечист прикасающийся к мертвому, – то тем более нечист тот, кто причиняет смерть. Если нечист прокаженный, – то тем более нечист тот, кто предается разного рода порокам. В лице изливающего семя осуждается прелюбодейство, ибо если скверно и непроизвольное, – тем более гнусно делаемое намеренно» (Толк. на кн. Чис., вопр. 8; то же см. Ефр. Сир., Толк, на кн. Чис., гл. 5). Вместе с тем, конечно, имелись в виду и мотивы санитарно-гигиенического характера. Физическая нечистота еврея, делавшая его нечистым перед Богом и людьми, зависела частью от состояния его собственного тела (некоторые болезни и физиологические процессы), частью от соприкосновения с внележащими нечистыми предметами. Физически нечистые изгонялись из стана: прокаженные на все время болезни, а прочие лишь на время законного очищения. Обряд очищения состоял в одних случаях в простом омовении ( Лев.11.28, 32, 40 ); в других – в окроплении очистительной водой ( Чис 19.11–12,16–18 ); в-третьих – в принесении жертвы ( Лев.14 ). Чис.5:5 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.5:6 .  скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

До сего дня никто не решался это сделать, несмотря на старания фарисеев и Синедриона. Кроме того, народ был в подавляющем большинстве на стороне Иисуса Христа. Раздосадованные притчею Христовою о злых виноградарях, священники и старейшины «старались схватить Его, но побоялись народа» ( Мк. 12, 12 ), тем более что во время спорных собеседований Христа с фарисеями «множество народа слушало Его с услаждением» (ст. 37). Все это было уже после входа Господня в Иерусалим. Отсюда видно, что обнаружившаяся пред лицом Пилата перемена народного настроения произошла не в продолжение пяти дней, как обыкновенно говорят в проповедях, а в срок более краткий. Насколько он был краток, мы скоро узнаем, а теперь упомянем о том, что еще в среду страстной седмицы враги Христовы «боялись» расположенного к Нему народа, ибо в сей день Иуда «обещал и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» ( Лк. 22, 2–6 ). Все же этим заявлением предателя одно затруднение арестовать Спасителя было наконец устранено: свидетель нашелся. Понятно, что «они обрадовались и согласились дать ему денег» (ст. 5). Предатель, стало быть, нужен был им вовсе не для того, чтобы указать, где Иисус уединяется с учениками: проследить за 12 человеками в городе легко было им через своих собственных слуг, но по закону библейскому они не имели права взять Христа без доносчика, а по законам римским не могли казнить Его без утверждения Игемона, а следовательно, без предварительного ареста. Иуда исполнил обещание, но не вполне точно: он не решился возложить руки на голову Учителя, а заменил этот обряд поцелуем, заявив предварительно страже и фарисеям: «Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно» ( Мк. 14, 44 ). Вот почему Господь сказал: «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого» ( Лк. 22, 48 ); этот поцелуй был не указанием того, кто из предстоящих есть Иисус, ибо Его знали или все, или многие бывшие с Иудой, – нет, целование его было обрядом, необходимым для ареста обвиняемого. Но обряд был неточный, и, может быть, потому воины не сразу решались наложить руки на Спасителя, пока Он Сам не помог им, предварительно повергнув их на землю силою Своего духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Докетам казалось унизительным и невозможным, чтобы Бог страдал и вообще испытывал все чувства и ощущения, свойственные людям, живущим на земле во плоти: не только страдания, но и все остальное — потребность в пище, сне и прочее. Я думаю, именно по этой причине святитель Василий Великий пожелал подчеркнуть в евангельском повествовании то событие, которое неоспоримо говорит об истинном воплощении Второго Лица, или Ипостаси, Пресвятой Троицы — Слова Божия, Сына Божия. Обрезание, описанное в Евангелии, он посчитал событием, наиболее доказывающим, что воплощение Господа Иисуса Христа было не призрачным. Если мы будем предвзято подходить к евангельскому повествованию о страданиях Спасителя, то можем предположить, хоть это лукавство и хитрость, что Господь терпел страдания только по видимости, что на самом деле Он делал вид, что страдает. Действительно, человек взрослый, сознательный может изображать какие-то чувства, на самом деле их не испытывая. Но такого никак нельзя сказать о младенце. Младенец, поскольку ум его еще неразвит, не способен ничего из себя изображать. Вот как повествует об Обрезании Господнем Божественное Евангелие: «И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (ст. 20–21). Это краткое упоминание много говорит читателям Евангелия, в особенности знакомым с предписаниями Моисеева закона. Обряд обрезания совершался с тех времен, когда Бог заключил завет по плоти с родоначальником израильского народа Авраамом. Знаком этого завета, или договора, если выражаться современным языком, стало обрезание, то есть отсечение крайней плоти у мужчин (см. Быт.17:11 ). Ив один день обрезались Авраам и сын его Исаак, который в то время был уже в отроческом возрасте. Но тогда же Аврааму было заповедано, что совершать этот обряд нужно в восьмой день после рождения. С тех пор он совершался над всеми иудеями.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Дорогие братья и сестры! Разве не случается этого с нами, когда мы заставляем как бы обрезываться всех людей, которые приходят к нам и не знают ни обрядов, ни обычаев, ни молитв, ни уставов наших, не знают уклада нашей жизни и не живут так, как мы, и не могут даже жить, как мы, потому что они живут в совершенно другой, мирской среде, где просто нельзя соблюдать эти уставы и обряды, но они стараются верить в Господа Иисуса Христа, ибо Дух Святой пробуждает у них интерес. Как тогда заставляли обрезываться, соблюдать все старые обычаи и обряды ветхозаветной религии, так и мы их сейчас заставляем соблюдать все наши обычаи, все обряды, установления, и если они их не знают и не соблюдают, мы их попрекаем, мы их гоним вон, мы им говорим: вы не так молитесь, не так стоите, не так креститесь, вы не так одеты, вы не соблюдаете ни наши обычаи, ни посты, ни молитвы, и потому вы — идолослужители, вы плохие. Дорогие братья и сестры! А разве это не то, что было, когда апостол писал: «Они желают похвалиться в вашей плоти»? Ведь это мы с вами желаем испытать эту гордость, что вот мы знаем, мы все умеем, а вот вы, приходящие со стороны, вы не умеете, вы не знаете, мы, мол, для вас учители — мы желаем хвалиться в плоти вашей. А между тем, апостол дальше говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал 6:14 ). Таким образом, единственная наша похвала и радость — это не наши обычаи, не наши обряды, не наш уклад жизни, а единственная наша радость, похвала и гордость — это Крест Господа нашего Иисуса Христа, т.е. Его крестные страдания, Его Воскресение, Его победа над смертью. Вот для нас похвала, единственная похвала — Крест Господа нашего Иисуса Христа, которым, — апостол говорит, — я распят для мира, и мир для меня распят. Что это значит? Это значит, что мир я воспринимаю чрез Крест Господа нашего Иисуса Христа, что мир я воспринимаю крестным путем, так что иду через страдание к победе. И мир распят для меня, мир тоже идет своего рода крестным путем от зла к добру, от смерти — к жизни вечной, от страдания — к радости и победе. Вот только этим можно и нужно хвалиться! И дальше апостол говорит: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Что это значит? Во Христе Иисусе не важно — такой обряд или другой обряд, будешь ли соблюдать то, что раньше было, или будешь соблюдать что-то новое. Во Христе Иисусе важна только новая тварь. Мы должны быть новыми людьми — вот это важно! Христианство — это благовестив новой жизни, не новых обрядов, не какого-то нового уклада жизни и обычаев, но новой, нравственной, святой, совершенной жизни. Человек должен в христианстве как бы заново родиться. Вот это обновление человека во Христе Иисусе — единственное, что важно. И апостол говорит: вот, кто так живет, — тому милость и мир от Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

з) Без обрядов немыслимо и совершение св. таинств, в которых подается спасающая благодать Божия, ибо Христос установил для них известные вещества и известные внешние действия. Так, св. Тело и Кровь Христа преподаются верующим под видом хлеба и вина, после совершенного священнослужителем их благословения, с молитвою о преложении их Духом Святым; для крещения необходимы вода, произнесение известных слов и троекратное погружение; для постановления во священство нужно руковозложение с молитвою; для исцеления больного и получения им прощения грехов необходимо помазание маслом, с молитвою над болящим, пресвитеров Церкви и т. д. Все это совершается не одною только молитвою духом, но и при участии тела, при совершении известных священных действий, или обрядов. 6) О каких еще обрядах упоминается в Новом Завете? а) о каждении фимиамом: «Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита, посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу“ ( Фил. 4: 18 ). «И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама от руки Ангела пред Бога“ ( Отк. 8: 3–4 ). б) возжение светильников во время богослужения: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников“ (по-гречески – лампад) ( Деян. 20: 7–8 ). в) Употребление при богослужении особых священных одежд: «Когда пойдешь, пишет ап. Павел Тимофею, принеси фелонь 15 , который я оставил в Троаде у Карпа, и книги особенно кожанныя“ ( 2Тим. 4: 13 ). 7) Кто имеет право устанавливать, изменять или отменять обряды? Только св. Церковь . Обряд не догмат и не составляет сущности веры: что одежда для тела, то обряд для веры. Но изменять или отменять обряды может только Церковь , власть которой, в лице ее высшей иерархии, не ограничивается в делах веры и церковного порядка ( 1Кор. 14: 40 ) не только на земле, но и на небе ( Мф. 18: 18 . Иоан. 20: 23 ). Поэтому, кто отвергает установленные Церковию обряды и символы, тот является непослушным сыном Церкви, о котором Христос сказал: «Если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь“ ( Мф. 18: 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010