Древнейшие фрагменты Г. VII-VIII вв. сохранились в Люксёйском Лекционарии (Paris. BNF. lat. 9427), в Г. из Флёри (Orléans. Biblioth. Municipale. 154 и Paris. BNF. nouv. acq. lat. 1598, 1599) и др. На основе рукописей X в. предложено неск. реконструкций рим. Г. VI-VII вв. ( Chavasse. 1980; Bouhot. 1985). Установлено, что на каждый праздник в нем было определено по неск. чтений на выбор. В VIII в. на основе этого Г. возникли 4 др. типа: Г. базилики св. Петра (Vat. Arch. Cap. S. Pietro C 105, 2-я пол. X в.) наиболее точно воспроизводит оригинал, внося нек-рые дополнения, связанные с эволюцией рим. литургии в IX-X вв.; Г. Агимунда также предназначался для рим. базилики св. апостолов Филиппа и Иакова (ныне - Двенадцать апостолов) (Vat. lat. 3835 и 3836, VIII в.); Г. Эгинона Веронского был переписан для собора г. Вероны в 796-799 гг. (Berlin. Deutsche Staatsbiblioth. Philipps. 1676); романо-франк. Г. Алана из Фарфы ( ок. 770), сохранившийся во множестве рукописей (CLLA, 1655-1659), получил наибольшее распространение. Он разделен на 2 части - зимнюю (от Адвента до Пасхи) и летнюю (от Пасхи до Адвента). Известны также докаролингские Г. нерим. традиций (североафрикан. Г.- в ркп. IX в. Guelf. 4096; толедский Г. VII в.- в ркп. Lond. Brit. Lib. Add. 30853, XI-XII вв.; беневентанский Г.- в ркп. Matrit. 194, X в., и др.) и краткие Г., охватывающие только период Великого поста (напр., Monac. Clm 14368, IX в.). Начавшийся при Каролингах процесс унификации богослужения затронул и Г. По приказанию Карла Великого (MGH. Cap. 1. S. 80-81) в 786-792 гг. Павел Диакон составил новый Г., не зависевший от римского, к-рый был принят во всем каролингском гос-ве (самые ранние свидетельства относятся к IX в.: Karlsruhe. Bad. Landesbiblioth. Aug. 14, 15, 19 и 29; Monac. Clm 4533 и 4534; Paris. BNF. Nouv. Acq. lat. 2322). Он включал 244 чтения, соответствующие литургическому году (по типу Григория Сакраментария ). В отличие от др. Г. Павла Диакона предписывал на каждый день только 1 чтение (за редким исключением) из творений того или иного св. отца, а не список чтений на выбор, также указывал толкования на воскресные и праздничные евангельские чтения в течение всего года. По сравнению с римским в этот Г. вошло много проповедей вост. христ. писателей и отцов Церкви (напр., Оригена, свт. Иоанна Златоуста и др.).

http://pravenc.ru/text/166111.html

В аббатстве Монте-Кассино после возвращения туда монахов, бежавших от сарацин в Теано, с 950 г. началось восстановление монашеской жизни, в т. ч. работы скриптория, основная деятельность которого относится к XI-XII вв. К сер. X в. сложились главные черты беневентанского письма. Рукописи украшали гл. обр. инициалами, в основе которых лежит англосаксонская плетенка с зооморфными мотивами. Усвоение франкосаксон. или англонорманнских элементов связано с именами мастеров Гиакинфа (сер. X в.) и Мартина (нач. XI в.). Наиболее известные рукописи этого периода: Моралии (Толкования) на Книгу Иова (Cassin. 269, 949-950 гг.), Пассионарий-легендарий (Cassin. 148, 1010 г.), Моралии на Книгу Иова (Cassin. 73, 1022-1036 гг.), «Dererumnaturis» Рабана Мавра (Cassin. 132, 1022-1023 гг.). Помимо инициалов в рукописи Рабана Мавра есть иллюстрации; иконография нек-рых из них восходит к произведениям позднеантичного искусства. Расцвет скриптория аббатства Монте-Кассино в XI в. связан с именем аббата Дезидерия (впосл. папы Виктора III), пригласившего для украшения главной базилики монастыря визант. мастеров, и его преемника Одеризия. Визант. влияния заметны и в книжной миниатюре этого периода. Среди наиболее значительных иллюстрированных рукописей - 2 сборника Гомилий (Cassin. 98, 99, 1058-1086 гг.) и Жития святых Бенедикта, Мавра и Схоластики (т. н. Лекционарий из Монте-Кассино) (Vat. lat. 1202, 1071 г.). Особенностью миниатюр этих рукописей является сочетание неск. художественных традиций. Иконография и стиль сюжетных иллюстраций тесно связаны с византийскими рукописями, а инициалы и орнаментика традиц. монтекассинские - англонорманнского типа, с зооморфными элементами, и оттоновские - полностраничные, с золотыми плетенками. Усвоение оттоновской орнаментальной традиции в рукописях Монте-Кассино произошло под влиянием Регенсбургского Евангелия (Vat. Ottob. lat. 74, 1014-1024 гг.). Оно было подарено аббатству Генрихом II при аббате Теобальде в 1022 г., но только при Дезидерии его стали использовать в скриптории в качестве образца. Влияние миниатюр рукописей, вышедших из скриптория аббатства Монте-Кассино, заметно в произведениях рукописных мастерских Гаэты, Капуи, Неаполя, Бари и Рима.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОБРЕЗАНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Обрезание ( Быт 17:10 -12, Ин 7:22 ), обряд ветхозаветной религии , который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в 8-й день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом . Повеление об обрезании было повторено Моисею ( Исх 12:44 , Лев 12:3 , Ин 7:22 ,23). Евреи всегда с особою точностью соблюдали обряд обрезания. Как оказывается из несомненных свидетельств, обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что он был в употреблении между народом Амакосою, составляющим очень значительную часть южно-африканского народонаселения. Кафры доселе совершают оный, и вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской , потому что филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными. От евреев многие другие восточные народы приняли означенный обряд и он составляет главное условие вступления в ислам , хотя в настоящее время считается магометанами не более как делом обычая и иногда не совершается над детьми до их пятилетнего или шестилетнего возраста. Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва и даже острый каменный нож ( Исх 4:25 , Нав 5:3 ). Среди иудеев обрезание соблюдалось как религиозный обряд, для отличия естественных потомков Авраама ( Рим 4:9 -12). Иудеи времен апостольских, обратившиеся в Христианство, продолжали приписывать этому физическому отличию столь великую важность, что считали соблюдение оного существенно необходимым для спасения. Это религиозное заблуждение произвело сильное несогласие среди членов Церкви Галатской, и поэтому ап. Павел торжественно писал им: " Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа; еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон " ( Гал 5:2 -3) и для того чтобы показать отличительное свойство новозаветного домостроительства, он прибавляет: " Ибо во Христе Иисус ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь " ( Гал 6:15 ).

http://drevo-info.ru/articles/7407.html

5 . И когда Он подошел к Петру, чтобы омыть ему ноги, как сообщает нынешнее чтение, то Петр сказал Ему: «Не умоешь ног моих вовек ». Иисус отвечал ему : «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Симон Петр говорит Ему: «Господи! не только ноги мои , но и руки и голову» 351 . Сначала святой Петр отказывался от услужения Господа, так как считал себя недостойным, чтобы Господь омыл ему ноги. Но после того как Господь сказал ему: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» 352 , он больше не стал отказываться от услужения Христова, дабы получить часть со Христом 353 . И узнав, что в омовении ног великая тайна, он сказал: «Не только ноги, но и руки и голову» 354 . Он дал омыть ноги, чтобы омывались крещением стопы жизни, загрязненные в Адаме пятном греха. Он дал омыть руки, чтобы очищались и наши руки священным крещением Христовым, ведь Адам запятнал свои руки, незаконно протянув их к дереву. Он дал омыть голову, чтобы в разуме его души, который находится в голове, не осталось грязи греха Адамова. Таким образом, он всего себя предоставлял для крещения, желая полностью омыться, чтобы получить через омовение головы чистое сердце, чтобы через омовение рук начать делать дела праведности, а через омовение ног – пойти по дороге истины чистыми ногами. 6 . Итак, Господь омыл ноги Своим ученикам, чтобы в нас не осталось никаких следов греха от грязи Адама. Омывает Господь и ныне ноги тех рабов Своих, которых приглашает к благодати спасительного крещения. И если по наружности этот обряд совершают люди, однако это – дело Того, Кто подал этот дар, и Он Сам делает то, что установил. Мы совершаем обряд, Он дает дар. У нас обряд, у него – власть. Дар – Его, даже если обряд и наш. Его благодать, даже если и наш обряд 355 . Мы омываем ноги тела, а Он омывает ступни душ. Мы прикасаемся водою к телу, Он прощает грехи. Мы прикасаемся, Он освящает. Мы на земле возлагаем руки, Он с неба дает Духа Святого. Посему, чада оглашенные, поспешите к благодати крещения, чтобы, очистившись от грязи грехов, предстать чистыми во всем пред Господом и Спасом нашим Иисусом Христом. Слово 16. В Великую ночь

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

7) Молитва духом не исключает, а предполагает участие в ней и тела для прославления Бога, как ясно учит об этом ап. Павел в других своих посланиях: «Разве не знаете, говорит он, что тела ваши суть члены Христовы? ... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого вы имеете от Бога? И вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой: посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божьи» ( 1Кор. 6:15–20 ). Молитва есть служение Богу, но мы должны служить Богу, не только духом ( Фил. 3:3 ), а и телом: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божьим, говорит Апостол в другом послании, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). 8) Мы признаем, говорят некоторые сектанты, обряды, но только те, которые употребляли Христос и Апостолы и о которых упоминается в Новом Завете. Именно: коленопреклонение и воздеяние рук. 8) Это – неправда, ибо сектанты некоторые обряды, употреблявшиеся во время молитвы Христом и Апостолами, отвергли, а другие, о которых нет и упоминания в Писании, выдумали сами, подтверждая ту истину, что без обрядов немыслима никакая религия. Так, напр., сектанты отвергли благословение руками ( Лк. 24:50–51 ; Мар. 10:16 ), поклоны во время молитвы (Мф. 26:39), употребление при богослужении светильников ( Деян. 20:8 ), употребление фимиама ( Фил. 4:18 ; Отк. 8:3–4 ), особые священнические облачения ( 2Тим. 4:13 ), отвергли вместе с таинствами обряды Покаяния ( Иоан. 20:23 ) и Елеосвящения ( Иак. 5:14–15 ), отвергли установленный Самим Христом перед тайной вечерей обряд омовения ног ( Иоан. 13:4–14 ). Словом, отвергли почти все христианские новозаветные обряды. Зато повыдумали новые, свои, о каких в Писании и помину нет, напр., обряд совершаемый при крещении, когда крещаемого опрокидывают навзничь в воду, сложение на животе рук во время молитвы перед или после принятия пищи, особый обряд брака, обряд наречения имени младенцу, обряд «обновления дома» и другие. Таким образом, говоря, что никаких обрядов не нужно, что нужно молиться только духом, сектанты, отвергнув обряды православной Церкви, ведущие свое начало от самих св. Апостолов, завели у себя свои, ими самими выдуманные, обряды, чем сами поставили себя в противоречие, оправдав на себе слова ап. Павла о подобных им отступниках от веры, которые «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, о чем утверждают» ( 1Тим. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вскоре, как вы знаете, происходит рождение от Агари Измаила. Авраам думает, что именно в этом рождении обетование, но Господь опять говорит ему: нет, именно в Сарре наречется тебе имя и семя. 6 . Пятое явление Бога Аврааму с переменой его имени происходит с установлением обряда обрезания. Он уже называется не Аврам (что в переводе значит «высокий человек»), а Авраам «отец множества». «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов… Ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника…» (17:1–5,9–12). Сам обряд обрезания был знаком Аврааму и окружающим его племенам: это был древний обряд, который практиковался у бедуинских племен. Это был чисто гигиенический обряд, но в данном случае Господь указывает Аврааму, чтобы он осуществил этот обряд со своей семьей, и это будет заветом между ним и Богом. Но условие завета – не просто обрезание. Сказано: «Ходи предо Мною и будь непорочен». Так что само по себе обрезание не ведет ни к чему, главное – иметь страх Божий в сердце, веру в Бога, соблюдать то, что Господь повелевает тебе. Только в этом случае обряд этот становится действенным и ведет к спасению. 7 . Шестое явление Аврааму Господа у дубравы Мамре (у мамврийского дуба), при котором было сказано, что родится у Сарры сын. Шестое Богоявление вообще является особым среди других. Нигде не говорится, каков конкретно был вид Бога. Можно сказать, что Некто мне явился, и я буду прав: это может быть голос, или сон, или видение, или встреча с кем-то. Любой человек, как говорят свв. отцы, от Бога послан, и принимать его надо, как Самого Христа Спасителя. И видение любого человека может быть от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И скажет жена: аминь, аминь. И напишет священник эти заклинания на свитке и омоет (их) в горькую воду; и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдёт в неё вода, наводящая проклятие, ко вреду её. И возьмёт священник из рук жены мучное приношение ревнования, и потрясёт это приношение пред Господом, и отнесёт его к жертвеннику. И возьмёт священник горстью из этого мучного приношения часть его воспоминательную, и сожжёт на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды. И когда напоит её водой, тогда, если она нечиста и нарушила верность мужу своему, войдёт в неё вода, наводящая проклятие, ко вреду (её), и опухнет чрево её, и опадёт лоно её, и будет эта жена с проклятием в народе своём. Если же жена не осквернилась и была чиста; то останется невредимой и будет оплодотворяема семенем“ ( Чис.5:15–28 ). Существовал ли этот обряд, сопровождающий исполнение закона о ревновании, также и у Вавилонян? Кажется, справедливо будет ответить на этот вопрос утвердительно. Общее положение, в котором формулировался закон о ревновании в кодексе Гаммураби несомненно совпадает —319— с сущностью Моисеева законодательства, касающегося того же предмета: эти два закона, как можно видеть из сопоставлений, совпадают даже в деталях, так что не остаётся никакого сомнения, что оба законодателя разумеют один и тот же юридический случай. Следовательно: нет ничего невероятного, напротив вполне возможно, что и обряд, сопровождающий закон о ревновании по кн. Числ, мог также существовать и у Вавилонян. К этому заключению ведут также следующие соображения. Если в законе Гаммураби говорится о „заклятии“, налагаемом мужем на подозреваемую в прелюбодеянии жену, то это заклятие, несомненно, должно было выражаться в какой-нибудь форме; равным образом и „клятва“ жены „именем божиим“ должна была сопровождаться каким-нибудь обрядом. Какая же это форма, какой обряд? Всего естественней, конечно, предполагать такой же обряд, какой мы видим в книге Числ. Это тем более вероятно, что по своей внешней форме библейский обряд, сопровождающий закон о ревновании, поразительно напоминает собой заклинательные и ритуальные обряды ассиро-вавилонян.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обрезание Обрезание ( Быm. XVII, 10–12 , Uh. VII, 22 ) было замечательным обрядом иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужского пола в 8-й день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом. Повеление об обрезании было повторено Моисею ( Ucx. XII, 44 , Лeb. XII, 3 , Uh. VII, 22, 23 ). Евреи всегда с особой точностью соблюдали обряд обрезания. Как оказывается из несомненных свидетельств, обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что он был в употреблении между народом амакосою, составляющим очень значительную часть южноафриканского народонаселения. Кафры доселе совершают оный, и, вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской, потому что филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными. От евреев многие другие восточные народы приняли означенный обряд, и он составляет главное условие вступления в религию Магомета, хотя в настоящее время считается магометанами не более как делом обычая и иногда не совершается над детьми до их пятилетнего или шестилетнего возраста. Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва и даже острый каменный нож ( Ucx. IV, 25 , Hab. V, 3 ). Приводят много физических причин, объясняющих установление означенного обряда, на которых, впрочем, мы не останавливаемся за неимением места и времени; но среди иудеев он соблюдался как религиозный обряд для отличия естественных потомков Авраама ( Puм. IV, 9–12 ). Иудеи времен апостольских, обратившиеся в христианство, продолжали приписывать этому физическому отличию столь великую важность, что считали соблюдение оного существенно необходимым для спасения. Это религиозное заблуждение произвело сильное несогласие среди членов Церкви Галатской, и поэтому ап. Павел торжественно писал им: Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа; еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон ( Гaл. V, 2–3 ), и для того чтобы показать отличительное свойство новозаветного домостроительства, он прибавляет: Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь ( Гaл. VI, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

А потом... Потом будет радость. Будет то, о чём Он сказал заранее: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22). Слышите? Никто! Так каких же мне ещё нужно доказательств? Что ещё нужно больному сердцу моему и ослабевшей воле моей? Буду ли сомневаться в Воскресшем или в благости Отца Его? Не буду. Иаков ночью боролся с Богом и перед рассветом получил рану в бедре. Мы, если будем бороться с Богом, одним бедром не отделаемся. Горам и камням скажут в оный день богоборцы: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца (Откр. 6, 16). Благо тем, кто пропоёт песнь иную. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя (Откр. 19, 7). Здесь — подлинное исполнение истории. Плохо нам, людям. Кто же спорит? Но не бессилен Бог, чтобы спасти нас. И не зол Бог, чтобы не хотеть нас спасти. Сила Его — Сын и Слово. И благая воля Его — благоволение Его, тоже — в Сыне. Придите, поклонимся и припадём к Самому Христу — Царю и Богу нашему! Так начинается воскресная всенощная. Здесь прекращаются вопросы. И в тот день вы не спросите Меня ни о чём (Ин. 16, 23). Здесь обряд наполниться должен богословием, а сердце человека — таять, как воск, посреди внутренности (Пс. 21, 15). Рейтинг: 8.9 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Геннадий 15 мая 2013, 23:23 Илья, я понял Вас. К сожалению, последнее время я так много несправедливого и вредного слышал об " обрядоверии " что мне кажется сейчас пришло время говорить и об " обрядоневерии " . Поэтому я и вступился за обряд. Очень жаль, что повод к этому дал мною любимый автор, о.Андрей ( Ткачев ). Спорить больше не буду, особенно принимая во внимание название этой статьи. евгения 15 мая 2013, 06:39 Геннадий и Илья,вы оба ошибаетесь,выдернув фразу из текста(текст-размышление)вы сделали ее темой спора,когда статья(впрочем это трудно назвать просто статьей,это мысли вслух),так вот статья эта может быть обсуждена только как единое целое произведение, " Церковь живёт не обрядом, но богословием и молитвой. Обряд — лишь одежда богословия и дом для молитвы. Обряд без ума и сердца — одежда, надетая на манекен.

http://pravoslavie.ru/61356.html

И вот наступал долгожданный день крещения. Это был праздничный обряд. Повернувшись лицом к западу, человек торжественно произносил слова отречения от дьявола, а став лицом к востоку – символ веры . Затем происходило омовение. Первоначально не было никакой купели. Так как первые христиане стремились проводить свои собрания недалеко от водоемов, то в них и совершался обряд, знаменовавший возрождение очистившегося от грехов человека к новой жизни. Затем его облачали в белые одежды – символ чистоты и непорочности, а на грудь ему надевали крест. После этого он присоединялся к общине, и начиналось пение: Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! ( Пс.31 ). Слыша мелодию с такими словами, вчерашний иудей или язычник должен был еще больше уверовать в то, что предшествующие два-три года, проходившие в ожидании этого торжественного акта, и совершенный только что обряд действительно очистили его от скверны и он может с чистой совестью начать новую жизнь. Хор христиан продолжал: Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего. Распевавшийся текст подтверждал искренность, с которой новообращенный вступал в христианскую жизнь, оставив в прошлом все свои прегрешения и ничего не утаив ни перед новыми братьями, ни перед самим собой, ни перед Богом. Во всем же остальном он полагался на Господа, так как с радостью вручал Ему свою жизнь и смерть. В подтверждение этого хор провозглашал слова, воспринимавшиеся как слова Всевышнего и обращенные именно к тому, кто только что совершил обряд крещения: Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою. Можно только догадываться о ликовании, которое поднималось в тот момент в душе человека. Он прошел длинный путь от первых приобщений к идеям христианства – через сомнения, через постоянные размышления над смыслом жизни и мироздания, через разрушение прежних воззрений – к истинной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010